Конспект урока литературного чтения 2 класс по теме стихотворение Э.Э. Машковской "Я маму мою обидел"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Скоробогатова Катерина Александровна

Конспект урока литературного чтения 2 класс по теме стихотворение Э.Э. Машковской "Я маму мою обидел"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Литературное чтение 2 класс38.04 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 2

Дисциплина: литературное чтение.

Тема: Стихотворение Э.Э. Мошковская «Я маму свою обидел»

Тип урока:

Образовательная система: Школа России

Цель:

Содержательная: знакомство с содержанием стихотворения Э.Э. Мошковской «Я маму мою обидел».

Деятельностная: понимание идеи стихотворения.

Дидактические задачи:

1. Учиться читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту ( без намеченного оценивания);

2. Учиться понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения;

3. Учиться владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;

4. Учиться описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками.

5. Учиться участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: понимать жанровую принадлежность произведения, формулировать устно простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста;

6. Учиться оценивать выступление (своё и одноклассников) с точки зрения передачи настроения, особенностей произведения и героев;

Развивающие задачи:

  1. Учиться формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации.
  2. Учиться формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования).
  3. Учиться воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.
  4. Учиться корректно и аргументированно высказывать своё мнение.
  5. Учиться строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
  6. Учиться планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.
  7. Учиться устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.

Воспитательные задачи:

  1. Приобретать эстетический опыт слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
  2. Понимать образный язык художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ;
  3. Развивать в себе потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развивать познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании произведений художественной литературы, творчества писателей.

Планируемые результаты:

Предметные:

1.Читает вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту ( без намеченного оценивания);

2.Понимает содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения;

3. Владеет элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определяет тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявляет связь событий, эпизодов текста;

4.Описывает характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками.

5.Участвует в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строит монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и письменно формулирует простые выводы на основе прослушанного/прочитанного текста, подтверждает свой ответ примерами из текста.

6. оценивать выступление (своё и одноклассников) с точки зрения передачи настроения, особенностей произведения и героев;

Личностные:

  1. Приобретает эстетический опыт слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы;
  2. Понимает образный язык художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ;
  3. Развивает в себе потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развивать познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.

Метапредметные:

Познавательные:

  1. Формулирует с помощью учителя цель, планирует изменения объекта, ситуации.
  2. Формулирует выводы и подкрепляет их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования).

Коммуникативные:

  1. Воспринимает и формулирует суждения, выражает эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.
  2. Корректно и аргументированно высказывает своё мнение.
  3. Строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Регулятивные:

  1. Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата.
  2. Устанавливает причины успеха/неудач учебной деятельности.

Оборудование: учебник, аудиозапись, презентация, портрет.

Образовательные ресурсы: Литературное чтение. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 / [Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.] – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2018 – С. 120-121 : ил. – (Школа России).

План урока

1. Этап мотивации (1-2 мин.)

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности

1.3. Формула успеха

2. Этап актуализации и пробного учебного действия (5-7 мин.)

2.1. Литературная викторина по стихотворениям из раздела

2.2. Беседа об авторе

3. Этап выявления места и причины затруднения (1 мин.)

3.1. Антиципация по стихотворению

3.2. Формулирование проблемы урока

4. Этап построения проекта выхода из затруднения (1 мин.)

4.1. Формулирование темы урока

4.2. Формулирование цели и задач урока

4.3. Планирование деятельности на уроке

5. Этап реализации построенного проекта (8-10 мин.)

5.1. Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Я маму мою обидел»

5.2. Проверка первичного восприятия стихотворения

6. Этап анализа произведения (8-10 мин.)

6.1. Беседа по содержанию

6.2. Работа с иллюстрацией

6.3. Создание партитуры для выразительного чтения

7. Этап обобщения и интерпретации (8-10 мин.)

7.1 .Выразительное чтения стихотворения в парах

7.3. Работа с пословицей

7.4. Обобщающая беседа

8. Этап рефлексии учебной деятельности (1-2 мин.)

                         

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планиру-емые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у уч-ся потребности включения в УД

  1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Катерина Александровна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я, присаживайтесь.

  1. Проверка готовности

- Проверьте свою готовность к уроку.

- Я вижу вы готовы.

1.3.Формула успеха

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. (СЛАЙД)

- Я разместила на нём разбросанные названия разных качеств, которые понадобиться нам на уроке.  Прочтите их и выберите, какие качества мы возьмем, чтобы наша деятельность на уроке была успешна

(Целеустремлённость, лень, трусость, рассеянность активность, внимательность.)

- Какие качества нам понадобятся?  - Как ты думаешь?

- Посмотрите, у нас поучилась формула успеха. Все эти качества понадобятся нам на уроке.

( Слова: Целеустремлённость, усердность, активность и внимательность )

    - Я желаю сегодня вам быть целеустремлёнными, трудолюбивыми, усердными, активными и главное внимательными, чтобы достичь успеха на уроке.

Приветствуют

Проверяют

фронтальная

Р2

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

2.1. Литературная викторина по стихотворениям из раздела

- Ребята, я вам предлагаю викторину, чтобы проверить, насколько внимательны вы были при  изучении последней темы раздела. Сумеете ли вы определить по отрывкам название и автора стихотворений.

Внимание на слайд (СЛАЙД)

1)

На малютку сына

Нежно мать глядела…

- Ребята, из какого стихотворения эти строки? («В бурю»)

- Кто автор этого стихотворения? (А. Плещеев)

2)

Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла

- Ребята, из какого стихотворения эти строки? («Матери»)

- Кто автор этого стихотворения? (И. Бунин)

3)

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

- Ребята, из какого стихотворения эти строки? («Посидим в тишине»)

- Кто автор этого стихотворения? (Е. Благинина)

- Ребята, что объединяет эти стихотворения? Какая общая тема?            О чём они? (о маме)

2.2. Беседа об авторе

- Посмотрите на портрет.  

Кто- ни будь, знает эту писательницу?

(Узнаёте ли вы эту писательницу? ) (- Что вы знаете об этом авторе?)

- Вы все сказали верно, но я хочу добавить, послушайте, пожалуйста

Эмма Эфраимовна Мошковская (1926-1981)

 Русская поэтесса. Родилась в Москве. Она окончила музыкальное училище и стала певицей, пробовала сама писать песни для друзей. Вскоре у неё обнаружился писательский дар точно воспроизводить детскую речь, чувствовать детей. Первые её стихи стали появляться на страницах детских журналов «Мурзилка», «Пионер», «Вожатый» и Эмма Мошковская стала заниматься поэзией профессионально. Любимый герой поэтессы – ребенок, для которого окружающий мир полон приключений и чудес. Он смелый и добрый, чувствующий свою ответственность к окружающему.

- Ребята, скажите, что вы запомнили из биографии Эммы Мошковской ?

– Как вы думаете, почему именно об этой поэтессе мы заговорили? (предположения детей) (возможно, мы будем читать её стихотворение)

- Да, мы сегодня с вами будем читать её стихотворение.

Фронтальная

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

3.1. Антиципация по стихотворению

- Ребята, откройте учебник на странице 120, прочитайте название стихотворения.

- Как вы думаете, о чём это стихотворение? (как мальчик обидел свою маму)

3.2. Формулирование проблемы урока

- Итак, ребята, мы с вами знаем фамилию автора, знаем, название стихотворения. А что вы хотите ещё узнать?

- Да, ребята, нам надо узнать (о чём) содержание стихотворения. (Чему же учит это стихотворение?)

 

фронтальная

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Формулирование темы урока

- Ребята, как вы думаете как будет звучать тема урока?       (СЛАЙД)

- Сравните свои предположения со слайдом.

(стихотворение Э. Мошковской «Я маму мою обидел»

- Да, ребята, вы правы.

4.2.Самостоятельное формулирование цели урока учащимися

- Какова будет цель нашего урока?     (СЛАЙД)

- Верно, ребята. Целью урока является: знакомство с содержанием стихотворения «Я маму мою обидел», понимание идеи стихотворения

4.3. Планирование деятельности на уроке

- Что мы будем делать, чтобы достичь нашей цели?

- Молодцы.

Отвечают.

- Познакомиться со стихотворением и определить главную мысль

Предлагают варианты ответов.

(Выразительно читать, отвечать на вопросы)

фронтальная

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Прослушивание аудиозаписи с выразительным чтением

- Ребята, послушайте стихотворение

В процессе прослушивания следите, пожалуйста, за текстом.

Я маму мою обидел,

Теперь никогда-никогда

Из дому вместе не выйдем,

Не сходим с ней никуда.

Она в окно не помашет,

И я ей не помашу,

Она ничего не расскажет,

И я ей не расскажу…

Возьму я мешок за плечи,

Я хлеба кусок найду,

Найду я палку покрепче,

Уйду я, уйду в тайгу!

Я буду ходить по следу,

Я буду искать руду

И через бурную реку

Строить мосты пойду!

И буду я главный начальник,

И буду я с бородой,

И буду всегда печальный

И молчаливый такой…

И вот будет вечер зимний,

И вот пройдёт много лет,

И вот в самолёт реактивный

Мама возьмёт билет.

И в день моего рожденья

Тот самолёт прилетит,

И выйдет оттуда мама,

И мама меня простит.

5.2. Проверка первичного восприятия стихотворения

– Ребята, скажите, какие чувства у вас возникли при прослушивании? Это стихотворение грустное или весёлое?

5.3.Перечитывание стихотворения

- Давайте перечитаем это стихотворение.

- Раз вы сказали, что стихотворение грустное, то с какой интонацией мы должны его прочитать? (с грустинкой)

 - Хорошо, итак, читаем по цепочке с первого ряда. Каждый читает по  4 строки.

Внимательно слушают стихотворение

фронтальная

6. Этап анализа произведения

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

6.1. Беседа по содержанию

- Переживал ли малыш, что поссорился с мамой? (да) (Он думает, что мама его не простит.)

- Почему же мальчик решает уйти из дому? (Потому что мама на него обиделась, он чувствует свою вину)

Куда решает уйти мальчик? (в тайгу)

Найдите эти строчки и прочитайте.

(Возьму я мешок за плечи,

Я хлеба кусок найду,

Найду я палку покрепче,

Уйду я, уйду в тайгу!)

- Чем хочет заняться мальчик, когда уйдет из дома? Найдите этот отрывок прочитайте.

(Я буду ходить по следу,

Я буду искать руду

И через бурную реку

Строить мосты пойду!)

- Ребята, а вы знаете, что такое руда? (это вид полезных ископаемых)

- Кем он себя представлял в будущем после ссоры с мамой? (Он себя видел главным начальником, печальным и грустным.)

Найдите этот отрывок прочитайте.

(И буду я главный начальник,

И буду я с бородой,

И буду всегда печальный

И молчаливый такой…)

- Почему он видел себя печальным и молчаливым? (расстроен из-за ссоры с мамой)

- Как мальчик и мама относились друг к другу до ссоры? (До ссоры мама и мальчик дружили.)

Найдите строчки и скажите, что они делали вместе до ссоры?

(Из дому вместе не выйдем,

Не сходим с ней никуда.

Она в окно не помашет,

И я ей не помашу,

Она ничего не расскажет,

И я ей не расскажу…)

Когда мальчик представлял их встречу после ссоры? Как он её себе представлял? ( По прошествии многих лет, в зимний вечер, к нему прилетит на самолете мама и простит его)

Прочитайте отрывок. 

И вот будет вечер зимний,

И вот пройдёт много лет,

И вот в самолёт реактивный

Мама возьмёт билет.

- О чем мечтал мальчик? (помириться с мамой) , (что мама в день рождения прилетит на самолете и простит его.)

- Давайте прочитаем последнее четверостишие.

И в день моего рожденья

Тот самолёт прилетит,

И выйдет оттуда мама,

И мама меня простит.

- О чем оно? (он мечтал, что в его день рождения мама  к нему прилетит и его простит)

6.2. Работа с иллюстрациями

 - Ребята, посмотрите на доску, на ней размещены иллюстрации, определите, к каким словам текста, подходит каждая из иллюстраций, и установите правильную последовательность.

- Итак, кто хочет выйти к доске и найти первую картинку?

- Какие строчки подходят к этой иллюстрации, найди это четверостишие. Прочитай.  

- Хорошо, присаживайся.

- Какая картинка пойдёт дальше? Кто нашёл? Выходи к доске

6. 3 . Создание партитуры для выразительного чтения

Я маму мою обидел,/

Теперь никогда-никогда

Из дому вместе не выйдем,

Не сходим с ней никуда.//

Она в окно не помашет,/

И я ей не помашу,/

Она ничего не расскажет,/

И я ей не расскажу…//

Возьму я мешок за плечи,/

Я хлеба кусок найду,/

Найду я палку покрепче,/

Уйду я, уйду в тайгу!//

Я буду ходить по следу,/

Я буду искать руду/

И через бурную реку/

Строить мосты пойду!//

И буду я главный начальник,/

И буду я с бородой,/

И буду всегда печальный

И молчаливый такой…//

И вот будет вечер зимний,

И вот пройдёт много лет,

И вот в самолёт реактивный

Мама возьмёт билет.//

И в день моего рожденья/

Тот самолёт прилетит,/

И выйдет оттуда мама,/

И мама меня простит.//

Фронтальная

 

7. Этап обобщения и интерпретации

Задача: уточнение идеи произведения и помощь в осмыслении их читательской позиции

7.1. Выразительное чтение в парах

- Ребята, а сейчас прочитайте выразительно стихотворение в парах, первую часть до первого восклицательного знака читает один, а после восклицательного знака читает другой.

- Приступаем.

- Поднимите руку, кто закончил.

- Ребята, давайте организуем конкурс чтецов, предлагаю с каждого ряда, выбрать пару и посоревноваться, кто прочтёт лучше.

- Какая пара с первого ряда, хочет выйти к доске и прочитать выразительно?


- Как вы должны читать, с какой интонацией? ( печально, иногда мечтательно, в конце радостно )

Если восклицательный знак… ( решительно)


- Какая пара со второго ряда хочет выйти и прочитать выразительно у доски.
- Какая пара с третьего ряда хочет выйти и прочитать выразительно у доски.


- Ребята, чтение какой пары вам больше понравилось? Почему?


7.2. Работа с пословицами

- Ребята, посмотрите в учебнике на стр. 121. Даны три пословицы.

- Прочитайте их, и скажите, какие из пословиц подойдут к нашему стихотворению и почему.

- Пожалуйста, как ты думаешь, какая подойдёт? (Сердце матери лучше солнца греет)

- Почему ты думаешь, что это пословица подходит? (они жили, душа в душу, но поссорились)

(-Да, ребята, наши мамы заботятся и согревают нас своим теплом и любовью, как солнышко. Нет лучше на свете человека чем родная мама.)

- Ребята, подойдёт ли ещё какая-нибудь пословица к этому стихотворению? (Без матушки родной и цветы не цветно цветут.)

 Почему? (мальчик переживает, хочет, что бы мама его простила,

/ у него плохое настроение, потому что с мамой поссорился )

7.3. Обобщающая беседа
- Ребята, как бы вы озаглавили это стихотворение? (…)
- Чему учит это стихотворение? Какова его главная мысль? (с мамой не надо никогда ссориться, / маму нужно любить и никогда её не обижать)

(- Ребята, вы так хорошо работали, я хочу наградить вас за это, и мы вместе прослушаем песню на стихотворение Эммы Мошковской )

8.

Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

8.1. Рефлексия учебной деятельности

- Ребята, какова была  цель нашего урока? ( познакомиться с содержанием стихотворения «Я маму мою обидел», понять главную мысль  стихотворения)

- Поднимите руки, кто достиг цели на сегодняшнем уроке? Опускайте

- Ребята, что вам на уроке понравилось больше всего?

- Ребята, поднимите руку те, кто доволен собой и считает, что работал сегодня на уроке отлично. Молодцы. Опускайте.

- Кого вы похвалили бы за активность на уроке?

 - Я хочу закончить этот урок стихотворением, послушайте его, пожалуйста.

Не обижайте матерей.

 Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

Перед разлукой у дверей

Нежнее с ними попрощайтесь.

И уходить за поворот

Вы не спешите, не спешите,

И ей, стоящей у ворот,

Как можно дольше помашите.

И слов высоких не стесняйтесь,

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

- Спасибо за урок. До свидания.

фронтальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения "Рождение красоты в стихотворении С. А. Есенина "Берёза".

Представлен конспект урока по литературному чтению, на котором дети выясняют, как рождается красота в стихотворении Есенина "Берёза"....

Конспект по литературному чтению Класс: 3 Тема урока: поэтическая басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица».УМК Система Занкова

Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: познакомить с поэтической басней.Задачи :Познакомить с поэтической басней, учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находит...

Конспект урока литературного чтения. Обобщение по теме "Сказочные человечки"

Конспект урока литературного чтения. Обобщение по теме "Сказочные человечки", УМК "2100", 2 класс...

Конспект урока литературного чтения "А.А. Фет стихотворение «Весенний дождь» (УМК " Школа России" 4 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством А. А. Фета  Планируемые результатыПредметные: знать творчество А. А. Фета и содержание его произведения «Весенний ...

Конспект по литературному чтению. УМК "Школа России".Тема: Стихотворение Э. Мошковской «Я маму мою обидел», 2 класс

Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о жизни и творчестве Э. Мошковской, знакомство со стихотворением "Я маму мою обидел"; обучение правильному чтению сти...