Конспект урока литературного чтения "А.А. Фет стихотворение «Весенний дождь» (УМК " Школа России" 4 класс)
план-конспект урока по чтению
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 6. 11. 2019. ФИО учителя: Шартон Ирина Александровна
Школа: МОУ Варшавская СОШ ФИ студента: Ефименко Анастасия
Класс: 4 ФИО методиста: Кошкарова Любовь Сергеевна
Кабинет: 4
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема: А.А. Фет стихотворение «Весенний дождь».
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством А. А. Фета
Планируемые результаты
Предметные: знать творчество А. А. Фета и содержание его произведения «Весенний дождь»; уметь выразительно читать стихотворения, анализировать и понимать его настроение
Личностные: проявление интереса к чтению различных книг и самому процессу чтения
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: учебник 1 часть (Климанова Л. Ф.), ПК, проектор, презентация к уроку.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности | 1-2 мин | Настрой на работу. -Проверьте-ка, ребята, на парте все в порядке? Всё на месте, всё в порядке - ручки, книжки и тетрадки! В мире много интересного, очень много неизвестного! Миру знаний нет предела, так скорей, друзья, за дело! | Настраиваются на работу. | – самоопределение (Л); – смыслообразование (Л); |
II. Актуализация знаний и мотивация | 10 -12 мин | Проверка домашнего задания. Оценивание совместно с учащимися. -Сегодня мы продолжаем говорить о прекрасном. Наш урок мы посвятим одному явлению природы, про которое говорят: Это кто такой водовник Полил вишню и крыжовник, Полил сливу и цветы, Вымыл травы и кусты. А как сумерки настали, Нам по радио сказали, Что и завтра он придет И польёт наш огород. -Да, сегодня мы будем говорить о дожде. - Попадали ли вы под дождь? -Что вы чувствовали, ощущали в этот момент? - С чего начинается дождь? - Дождь бывает разным: ласковый и теплый, шумный и грозный, он может лить без остановки и тихо шуршать по листочкам. - А одинаковый ли дождь в разное время года? -А какой дождь весной? | Учащиеся рассказывают наизусть стихотворение Ф. И. Тютчева «Как неожиданно и ярко…». Оценивают себя и одноклассников. -Дождь -Свежесть, прохладу, запах травы. -С маленькой капли. -Весенний. | – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); |
III. Постановка учебной задачи | 4- 5 мин | - В лирике немало стихотворений, посвященных этому явлению природы. У каждого поэта своё видение дождя и своё к нему отношение. Сегодня, несмотря на то, что за окном холодный ноябрь мы поговорим о весеннем дожде и познакомимся со стихотворением, которое так и называется «Весенний дождь». - Что бы вы хотели узнать на уроке? - А чему бы хотели научиться? | -Кто написал стихотворение, какое отношение у автора к дождю. -Выразительно читать, правильно передать характер стихотворения. | – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); – планирование (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К); |
IV. Открытие нового знания | 7-8 мин | - Эпиграфом нашего урока станут такие слова: Поэт- тот, кто в предмете видит то, Чего без его помощи другой не видит. - Так сказал А. А. Фет, поэт с творчеством, которого мы сегодня знакомимся. Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892 гг.) – великий русский поэт-лирик – сын орловского помещика Афанасия Неофитовича Шеншина и его жены Шарлотты-Елизаветы Фет. С раннего детства поэт получил хорошее образование, закончил московский университет. С ранних лет А. Фет был жаден до стихов. Везде старался их разыскать, выучить наизусть. У соседей нашлась тетрадь, в которой было переписано множество стихов, а главное – стихи А. Пушкина. В университете вышла из печати его первая книга «Лирический пантеон». В 1845 г. Фет поступил на военную службу, а в 1858 г. вышел в отставку. Он поселился в купленном им имении в Мценском уезде и стал помещиком. Он выпустил множество сборников стихотворений, последние из которых выходили ежегодно и назывались «Вечерние огни». Более всего на свете Фет ценил красоту в природе, в отношениях людей, в движении человеческого сердца. Стихотворения Фета напевные, музыкальные. Каждое его стихотворение звучит как песня, романс. На произведения Фета многие композиторы писали музыку: П. Чайковский, Рахманинов и другие. Весна – любимое время года Фета. Сколько небывалой радости рождает в душе её приход! О жажде весны, готовности принять и удержать желанную пору, о взволнованности и счастье обновления написаны многие стихотворения поэта. - Давайте окунемся в чарующий мир лирики и прослушаем стихотворение А. А. Фета «Весенний дождь» | Слушаю. Смотрят на слайд. Слушают. | – смыслообразование (Л); – познавательная инициатива (Р); – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К). |
V.Первичное закрепление во внешней речи | 4-5 мин | - Понравилось ли вам стихотворение? От этого стихотворения прямо-таки тянет весенним теплом, запахом цветущей липы и предгрозовой свежестью. - Вы услышали дождь? Как поэт передал словами звук дождя? – Каким настроением пронизано стихотворение? У стихотворения Фета «Весенний дождь» лёгкое, свежее, воздушное настроение. Нежными, ясными и лёгкими словами поэт описывает замечательное явление природы, радостный весенний дождь. Физминутка Повторное чтение, выделение незнакомых слов. -Давайте послушаем, какие слова вызвали затруднения. • Завеса – плотная занавеска. В переносном смысле – плотная пелена, окутывающая что-либо. • Трепещет – дрожит, колеблется. | Выражают свое мнение. -Две капли брызнули, по свежим листьям барабанит). Высказывают свое мнение. Читают самостоятельно. Выделяют непонятные слова. Читают слова, которые выделили. | – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); – доказательство (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |
VI. Включение в систему знаний | 7-8 мин | - Давайте, попробуем прочитать стихотворение выразительно. Кто хочет попробовать? Чтение стихотворения учащимися. Совместное исправление ошибок и подбор нужной интонации. | Стараются читать выразительно, с нужной интонацией. | – понимание текстов, извлечение необходимой информации (П); – выполнение действий по алгоритму (П); |
VII. Рефлексия деятельности (по продукту) | 1- 2 мин | -Записывайте домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение А.А. Фета «Весенний дождь». - Давайте подведем итог нашему уроку. - С каким стихотворение мы познакомились на уроке? - Кто автор? - Можно ли почувствовать и передать дождь, не называя его? -Что вам понравилось на уроке? - Благодарю вас за урок. | Записывают домашнее задание. Отвечают на вопросы. | – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – планирование учебного сотрудничества (К); – рефлексия способов и условий действия (П); |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Афанасий Афанасьевич Фет «Весенний дождь» Поэт – тот, кто в предмете видит то, чего без его помощи другой не увидит. А.А.Фет
Ещё светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся , трепещет. А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса. Две капли брызнули в стекло, От лип душистым мёдом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит. Весенний дождь
Эпи́тет — это яркое образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету. Выражается преимущественно именем прилагательным. золотая пыль, душистый мед, свежие листья
Словарная работа А уж от неба до земли Качаясь, движется завеса… Завеса – 1. Большая занавеска, закрывающая или отделяющая что-нибудь (устар.). 2. (перен.) То, что скрывает, закрывает собой что-нибудь. (И.С.Ожегов. Словарь русского языка.)
Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве и противопоставлении одного предмета или явления другому, скрытое сравнение. Качаясь, движется завеса
… И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса. Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим .
И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит. Олицетворение – прием, при помощи которого неживому предмету придаются свойства живого существа.
Федор Александрович Васильев. Мокрый луг.
Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение А.А. Фета «Весенний дождь ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения по теме: «Стихотворение И. Сурикова « Детство».
Данная разработка поможет учителю начальных классов провести урок литературного чтения в 3 классе(Школа России)...
Конспект урока литературного чтения по теме «Стихотворения С.А. Есенина о Родине»
Произведения русских поэтов всегда занимали особое место в литературном чтении. Красота природы, Родины, образ русского народа - это все в стихотворениях С.Есенина о Родине....
Конспект урока литературного чтения «А.Усачёв «Бинокль» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)
Цель деятельности учителя: ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством А.А. Усачёва, с художественным произведением «Бинокль»; формирование навыка осознанного и выразительного чт...
Конспект урока литературного чтения "Михаил Лермонтов «Осень»"(УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством Михаила Лермонтова, со стихотворением «Осень»; формирование навыка осознанного и выразительного чтения, уме...
Конспект урока литературного чтения+ презентация "Шуточные стихотворения. М.Ю.Есеновский "У мальчика Юры ужаснейший насморк" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством М.Ю.Есеновского, со стихотворением «У мальчика Юры ужаснейший насморк»; формирование умения анализировать поступк...
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ АГНИЯ БАРТО, СТИХОТВОРЕНИЕ "КАТЯ" НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА
Краткий конспект урока литературного чтения по программе "начальная школа 21 века" 2 класс...
Конспект урока литературного чтения "Герой авторского стихотворения. В.Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»"
Конспект урока + презентация по литературному чтению "Герой авторского стихотворения. В.Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»"...