Конспект урока литературного чтения "А.А. Фет стихотворение «Весенний дождь» (УМК " Школа России" 4 класс)
план-конспект урока по чтению

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством А. А. Фета  
Планируемые результаты
Предметные: знать творчество А. А. Фета и содержание его произведения «Весенний дождь»; уметь выразительно читать стихотворения, анализировать и понимать его настроение 
Личностные: проявление интереса к чтению различных книг и самому процессу чтения
Тип урока: открытие нового знания
 
Оборудование: учебник 1 часть (Климанова Л. Ф.), ПК, проектор, презентация к уроку.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:        6. 11. 2019.                                                                                        ФИО учителя: Шартон Ирина Александровна

Школа: МОУ Варшавская СОШ                                                                ФИ студента: Ефименко Анастасия

Класс: 4                                                                                                ФИО методиста: Кошкарова Любовь Сергеевна

Кабинет: 4

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: А.А. Фет стихотворение «Весенний дождь».

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством А. А. Фета 

Планируемые результаты

Предметные: знать творчество А. А. Фета и содержание его произведения «Весенний дождь»; уметь выразительно читать стихотворения, анализировать и понимать его настроение

Личностные: проявление интереса к чтению различных книг и самому процессу чтения

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник 1 часть (Климанова Л. Ф.), ПК, проектор, презентация к уроку.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1-2 мин

Настрой на работу.

-Проверьте-ка, ребята, на парте все в порядке?

Всё на месте, всё в порядке - ручки, книжки и тетрадки!

В мире много интересного, очень много неизвестного!

Миру знаний нет предела, так  скорей, друзья, за дело!

Настраиваются на работу.

– самоопределение (Л);

– смыслообразование (Л);

II. Актуализация знаний и мотивация

10 -12 мин

Проверка домашнего задания.

Оценивание совместно с учащимися.

-Сегодня мы продолжаем говорить о прекрасном. Наш урок мы посвятим одному явлению природы, про которое говорят:

Это кто такой водовник

Полил вишню и крыжовник,

Полил сливу и цветы,

Вымыл травы и кусты.

А как сумерки настали,

Нам по радио сказали,

Что и завтра он придет

И польёт наш огород.

-Да, сегодня мы будем говорить о дожде.

- Попадали ли вы под дождь?

-Что вы чувствовали, ощущали в этот момент?

- С чего начинается дождь?

- Дождь бывает разным: ласковый и теплый, шумный и грозный, он может лить без остановки и тихо шуршать по листочкам.

- А одинаковый ли дождь в разное время года?

-А какой дождь весной?

Учащиеся рассказывают наизусть стихотворение Ф. И. Тютчева «Как неожиданно и ярко…».

Оценивают себя и одноклассников.

-Дождь

-Свежесть, прохладу, запах травы.

-С маленькой капли.

-Весенний.

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

III. Постановка учебной задачи

4- 5 мин

- В лирике немало стихотворений, посвященных этому явлению природы. У каждого поэта своё видение дождя и своё к нему отношение. Сегодня, несмотря на то, что за окном холодный ноябрь мы поговорим о весеннем дожде и познакомимся со стихотворением, которое так и называется «Весенний дождь».

- Что бы вы хотели узнать на уроке?

- А чему бы хотели научиться?

-Кто написал стихотворение, какое отношение у автора к дождю.

-Выразительно читать, правильно передать характер стихотворения.

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);  

– планирование (П);  

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);

IV. Открытие нового знания

7-8 мин

- Эпиграфом нашего урока станут такие слова:

Поэт- тот, кто в предмете видит то,

Чего без его помощи другой не видит.

- Так сказал А. А. Фет, поэт с творчеством, которого мы сегодня знакомимся.

Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892 гг.) – великий русский поэт-лирик – сын орловского помещика Афанасия Неофитовича Шеншина и его жены Шарлотты-Елизаветы Фет.

С раннего детства поэт получил хорошее образование, закончил московский университет. С ранних лет А. Фет был жаден до стихов. Везде старался их разыскать, выучить наизусть. У соседей нашлась тетрадь, в которой было переписано множество стихов, а главное – стихи А. Пушкина. В университете вышла из печати его первая книга «Лирический пантеон».

В 1845 г. Фет поступил на военную службу, а в 1858 г. вышел в отставку. Он поселился в купленном им имении в Мценском уезде и стал помещиком. Он выпустил множество сборников стихотворений, последние из которых выходили ежегодно и назывались «Вечерние огни».

Более всего на свете Фет ценил красоту в природе, в отношениях людей, в движении человеческого сердца.

Стихотворения Фета напевные, музыкальные. Каждое его стихотворение звучит как песня, романс. На произведения Фета многие композиторы писали музыку:

П. Чайковский, Рахманинов и другие.

Весна – любимое время года Фета. Сколько небывалой радости рождает в душе её приход! О жажде весны, готовности принять и удержать желанную пору, о взволнованности и счастье обновления написаны многие стихотворения поэта.

- Давайте окунемся в чарующий мир лирики и прослушаем стихотворение А. А. Фета «Весенний дождь»

Слушаю. Смотрят на слайд.

Слушают.

– смыслообразование (Л);

– познавательная инициатива (Р);

– нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К).

V.Первичное закрепление во внешней речи

4-5 мин

- Понравилось ли вам стихотворение?

От этого стихотворения прямо-таки тянет весенним теплом, запахом цветущей липы и предгрозовой свежестью.

- Вы услышали дождь? Как поэт передал словами звук дождя?

– Каким настроением пронизано стихотворение?

У стихотворения Фета «Весенний дождь» лёгкое, свежее, воздушное настроение. Нежными, ясными и лёгкими словами поэт описывает замечательное явление природы, радостный весенний дождь.

Физминутка

Повторное чтение, выделение незнакомых слов.

-Давайте послушаем, какие слова вызвали затруднения.

• Завеса – плотная занавеска. В переносном смысле – плотная пелена, окутывающая что-либо.

• Трепещет – дрожит, колеблется.

Выражают свое мнение.

-Две капли брызнули, по свежим листьям барабанит).

Высказывают свое мнение.

Читают самостоятельно. Выделяют непонятные слова.

Читают слова, которые выделили.

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

– доказательство (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

VI. Включение в систему знаний

7-8 мин

- Давайте, попробуем прочитать стихотворение выразительно. Кто хочет попробовать?

Чтение стихотворения учащимися.

Совместное исправление ошибок и подбор нужной интонации.

Стараются читать выразительно, с нужной интонацией.

– понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);

– выполнение действий по алгоритму (П);

VII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

1- 2 мин

-Записывайте домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение А.А. Фета «Весенний дождь».

- Давайте подведем итог нашему уроку.

- С каким стихотворение мы познакомились на уроке?

- Кто автор?

- Можно ли почувствовать и передать дождь, не называя его?

-Что вам понравилось на уроке?

- Благодарю вас за урок.

Записывают домашнее задание.

Отвечают на вопросы.

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– планирование учебного сотрудничества (К);

– рефлексия способов и условий действия (П);


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Афанасий Афанасьевич Фет «Весенний дождь» Поэт – тот, кто в предмете видит то, чего без его помощи другой не увидит. А.А.Фет

Слайд 3

Ещё светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся , трепещет. А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса. Две капли брызнули в стекло, От лип душистым мёдом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит. Весенний дождь

Слайд 4

Эпи́тет — это яркое образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету. Выражается преимущественно именем прилагательным. золотая пыль, душистый мед, свежие листья

Слайд 5

Словарная работа А уж от неба до земли Качаясь, движется завеса… Завеса – 1. Большая занавеска, закрывающая или отделяющая что-нибудь (устар.). 2. (перен.) То, что скрывает, закрывает собой что-нибудь. (И.С.Ожегов. Словарь русского языка.)

Слайд 6

Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве и противопоставлении одного предмета или явления другому, скрытое сравнение. Качаясь, движется завеса

Слайд 7

… И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса. Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим .

Слайд 8

И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит. Олицетворение – прием, при помощи которого неживому предмету придаются свойства живого существа.

Слайд 10

Федор Александрович Васильев. Мокрый луг.

Слайд 11

Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение А.А. Фета «Весенний дождь ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме: «Стихотворение И. Сурикова « Детство».

Данная разработка поможет учителю начальных классов провести урок литературного чтения в 3 классе(Школа России)...

Конспект урока литературного чтения по теме «Стихотворения С.А. Есенина о Родине»

Произведения русских поэтов всегда занимали особое место в литературном чтении. Красота природы, Родины, образ русского народа - это все в стихотворениях С.Есенина о Родине....

Конспект урока литературного чтения «А.Усачёв «Бинокль» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Цель деятельности учителя:  ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством А.А. Усачёва, с художественным произведением «Бинокль»; формирование навыка осознанного и выразительного чт...

Конспект урока литературного чтения "Михаил Лермонтов «Осень»"(УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя:  ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством Михаила Лермонтова, со стихотворением «Осень»; формирование навыка осознанного и выразительного чтения, уме...

Конспект урока литературного чтения+ презентация "Шуточные стихотворения. М.Ю.Есеновский "У мальчика Юры ужаснейший насморк" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством М.Ю.Есеновского, со стихотворением «У мальчика Юры ужаснейший насморк»; формирование умения анализировать поступк...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ АГНИЯ БАРТО, СТИХОТВОРЕНИЕ "КАТЯ" НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА

Краткий конспект урока литературного чтения по программе "начальная школа 21 века" 2 класс...

Конспект урока литературного чтения "Герой авторского стихотворения. В.Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»"

Конспект урока + презентация по литературному чтению "Герой авторского стихотворения. В.Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»"...