тема: Составить план рассказа М-С «Приёмыш»
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Студент: Шунькова Юлия Ивановна
Дата: 9.02.2023
Класс: 4
Дисциплина: литературное чтение.
Тема: Составить план рассказа М-С «Приёмыш»
Тип урока: урок коррекции
Образовательная система: Школа России
Цель: Содержателная: усвоение содержания произведения, его основной мысли
Деятельностная: закрепление умения составлять план произведения
Дидактические задачи:
- Учиться объяснять смысл пословицы, сравнивать её с содержанием стихотворения.
- Учиться читать вслух целыми словами, без пропусков, перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания).
- Учиться понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения.
- Учиться владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль стихотворения.
- Учиться объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря.
- Учиться различать и называть отдельные жанры фольклора (пословицы, небылицы) и художественной литературы (литературные сказки).
Развивающие задачи:
- Учиться анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, находить в тексте заданный эпизод, определять композицию произведения, характеризовать героя.
- Учиться сравнивать информацию словесную (текст), графическую/ изобразительную (иллюстрация).
- С помощью педагогического работника учиться формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации.
- Учиться выявлять недостаток информации.
- Учиться читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения.
- Учиться строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
- Учиться оценивать качество своего восприятия текста на слух.
- Учиться выполнять действия контроля/самоконтроля и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия.
Воспитательные задачи:
- Осознавать этические понятия, оценивать поведение и поступки персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора.
- Развивать в себе потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Объясняет смысл пословицы, сравнивать её с содержанием стихотворения.
- Читает вслух целыми словами, без пропусков, перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания).
- Понимает содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения.
- Владеет элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль стихотворения.
- Объясняет значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря.
- Различает и называет отдельные жанры фольклора (пословицы, небылицы) и художественной литературы (литературные сказки).
Личностные:
- Осознаёт этические понятия, оценивает поведение и поступки персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора.
- Развивает в себе потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
Метапредметные:
Познавательные:
- Анализирует текст: обосновывает принадлежность к жанру, определяет тему и главную мысль, делит текст на части, озаглавливает их, находит в тексте заданный эпизод, определят композицию произведения, характеризует героя.
- Сравнивает информацию словесную (текст), графическую/ изобразительную (иллюстрация).
- С помощью педагогического работника формулирует цель, планирует изменения объекта, ситуации.
- Выявляет недостаток информации.
Коммуникативные:
- Читает текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения.
- Строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
Регулятивные:
- Оценивает качество своего восприятия текста на слух.
- Выполняет действия контроля/самоконтроля и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносит коррективы в выполняемые действия.
Оборудование: текст, презентация,
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты |
1. Этап мотивации Задача: создание условий для возникновения у уч-ся потребности включения в УД |
- Здравствуйте, ребята, садитесь, пожалуйста. - Меня зовут Юлия Ивановна , и сегодня урок чтения у вас проведу я.
- Проверьте свою готовность к уроку. 1.3. Формула успеха - Ребята, посмотрите на слайд, на котором я поместила слова - Что это за слова? Качества человека - какие качества нам понадобятся для работы на уроке(….) - А понадобится ли нам это качество? (на слайде красным подчёркивается качество «растеренность») - Молодцы ребята, вы выделили верные качества для работы на уроке. Я желаю вам быть активными, целеустремлёнными, любознательными и внимательными. | Приветствуют - Качества человека - активность, любознательность, внимательность, целеустремлённость, добросовестность - это качество нам не понадобится, потому что оно относится к отрицательным качествам и будет нам вредить | Фронтальная Фронтальная Фронтальная | Пр1, Л1,К2, К3, К1 |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | 2.1 Повторение сведений об авторе - Обратите внимание на доску. Перед вами портрет. Кто изображён на этом портрете? Что вы можете о нём сказать? 2.2 Литературная викторина по рассказу «Приёмыш» - Ребята, сейчас я предлагаю вам поучаствовать в решение викторины. За каждый правильный ответ я буду давать по одному жетончику 1. Кто это? (вывести на слайд) Он осторожно подошёл, обнюхал мои охотничьи сапоги и только после этой церемонии виновато завилял хвостом. 2. водоток, являющийся частью другого водотока, или соединяющий другие водотоки или водоёмы, который не имеет свойственных реке комплексов русловых образований что это? 3.К кому обращается старик (ступай, ступай. Вот я дам – уплывать Бог знает куда. Ступай домой, гуляка ) 4. Как автор в рассказе называет рыбацкую стоянку 5. Почему старик называет молодого лебедя умной птицей ? 6. Кто это сказал (улетит, ежели крылья не подрежешь) 7. Какие отношения сложились у лебедя с Собольком? 8. Почему автор называет Тараса бобылём? 9. Почему старик выглядел таким утомлённым жалким и дряхлым ? 10. Как Соболька переживал расставание с лебедем? - Молодцы ребята, вы хорошо справились с викториной | -Д.Мамин-Сибиряк - Соболько - Протока - Старик обращается к лебедю - Сайма - лебедь точно понимал старика и посматривал на него своими умными глазами - охотник, который забрёл к старику на сайму - сперва боялся потом привык. - Потому что он остался один, дети и жена его умерли - потому что он переживал о Приёмыше, который улетел с другими лебедями - Соболька тяжело переживал расставание с лебедем. При упоминании о нем выл от таски. | Фронтальная Фронтальная | К1,К2,К3, Пр3, Пр7, К1, К2,К3 |
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа уч-ся воз-никшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | 3.1 Работа с иллюстрациями к рассказу .
- Ребята, что вы видите на доске? - В правильном ли порядке они расположены - Ребята, восстановите порядок иллюстраций в соответствии с текстом - Давайте проверим, верно ли мы справились с этим заданием (появляется слайд с верным порядком картинок) 3.2. Формулирование проблемы урока. - Ребята как вы думаете для чего нам нужны эти картинки | - Иллюстрации к рассказу - они перепутаны - Составить план пересказа. | Фронтальная Фронтальная | Пр5, Л2, К1,К2,К3 Л2, П1, К1,К2,К3, Р1 |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1 Формулирование темы урока. - какова тема нашего урока? 4.2 Формулирование цели урока. - Какую цель мы перед собой поставим? 4.3 Планирование действий для реализации цели. - Что же мы будем делать для достижения нашей цели? | - Составление плана пересказа к рассказу «Приёмыш» - Делить рассказ на части, озаглавливать их | Фронтальная Фронтальная Фронтальная | Пр5,П1,К1,К2,К3,Л2 Пр5,П1, К1,К2,К3,Л2, Р1 Пр5,П1, К1,К2,К3,Л2, Р1 |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1. Деление текста на части. Озаглавливайте частей - Ребята откройте текст, какими словами заканчивается первая часть? Как мы её озаглавим?
- До каких слов вторая часть?
- До каких слов третья часть?
- До каких слов четвёртая часть?
- До каких слов пятая часть?
- До каких слов шестая часть?
| Фронтальная | Пр2,Пр3, Пр6,Л2, П2,К1,К2,К3 | |
6. Этап обобщения и интерпретации Задача: уточнение идеи произведения и помощь в осмыслении их читательской позиции | 6.1. Выборочный пересказ по плану - Ребята, дома вы будете готовиться к подробному пересказу, а сейчас мы попробуем кратко пересказать одну часть из рассказа. Я предлагаю вам пересказать 4 часть нашего плана. Дружба с Соболькой. 6.2.Обобщающая беседа - Чему учит это произведение? - Какой урок вы извлекли для себя? - Смогли бы вы помочь животному, которое оказалось в беде, были ли у вас подобные случаи | Дети кратко пересказывают. | Фронтальная | Пр2,Пр4,Пр7,Л1,Л2,К1,К2,К3 |
7. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | 7.1.Рефлексия учебной деятельности - Какую цель мы перед собой поставили? - смогли ли мы достичь поставленной цели? 7.2. Самооценка учащихся - ребята в начале урока, мы с вами называли качества, которые нам помогли. Давайте вспомним эти качества - поднимите руки кто был активным…любознательным…внимательным…целеустремлённым… добросовестным. | - Составить план пересказа. - да смогли - активность, любознательность, внимательность, целеустремлённость, добросовестность | Фронтальная Фронтальная | Л1,П1,П3,К1,К2,К3,Р2 Р2, К1,К2,К3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку литературного чтения по теме Композиция литературного произведения. Мамин-Сибиряк "Приёмыш".
В презентации даны определения основных этапов построения литературного произведения: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Объяснение литературных терминов дано на примере рассказа Ма...
урок чтения 3 класс Тема урока. Деление на части по плану рассказ Е.Пермяка « Смородинка».
Цели:- создать условия для совершенствования и развития навыков сознательного, правильного чтения.Задачи: Коррекционно-образовательные:-...
План-конспект урока на тему:"Составление математических рассказов".
конспект урока...
Тема урока: Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»
Сегодня мы заканчиваем работу над произведением Д.Н.Мамина – Сибиряка «Приёмыш». На уроке будем рассуждать, думать, высказывать своё мнение. Попробуем доказать, что доброта – это великий Божий дар, ще...
Как составить план текста
Материал поможет научить второклассников составлять план текста....
Презентация к уроку литературного чтения. Тема: Характеристика героев рассказа Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приёмыш». 4 класс
Данный материал нацелен на знакомство с произведением Мамина - Сибиряка "Приемыш". Урок был проведен во время дистанционного обучения по платформе ZOOM....