Адаптированная рабочая программа для детей ОВЗ
рабочая программа по чтению (3 класс)

Азеева Манира Насибулловна

АОП ОВЗ литературное чтение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon arp_literaturnoe_chtenie_3_kl.doc255.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                Приложение к АООП НОО ЗПР (2.2)

Рабочая программа

по литературному чтению,

адаптированная на основе основной общеобразовательной программы

для учащихся с задержкой психического развития

 3класс

        

Учитель  Азеева М.Н.

.

д. Шапша,

2023 г

Рабочая программа по учебному предмету «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

для 3  класса (УМК «Школа России»)

                             Пояснительная записка

Программа, адаптированная на основе основной общеобразовательной программы для учащихся с задержкой психического развития, разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06 октября 2009 г.) (далее – стандарт); Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России; Фундаментального ядра содержания общего образования; Примерной программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. –М.: Просвещение, 2010 г.; Литературное чтение. Рабочие программы 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина - М.: Просвещение,  2011; планируемых результатов начального общего образования; а также учебного плана МКОУ ХМР СОШ д. Шапша на 2023 - 2024 уч.г. и основной образовательной программы начального общего образования МКОУ ХМР СОШ д. Шапша, с учетом специальной (коррекционной) программы.

Рабочая программа разработана для лиц, имеющих задержку психического развития, ограниченные возможности здоровья, так как в данном классе обучаются дети с соответствующими рекомендациями ПМПК. Обучающиеся с особенностями психофизического развития (ОПФР) нуждаются в создании охранительного режима, ограничении учебной нагрузки, дозированных домашних заданий, использования методов, приемов, средств  и технологий  коррекционно-педагогического воздействия. своевременной  реализации  возможностей  умственного развития.

Программа сохраняет основное содержание учебного курса и предусматривает дифференцированный подход к обучению. Учебный материал, который подлежит изучению, представляет собой обязательный минимум содержания, определенный стандартом  начального общего образования по литературному чтению. В рамках дифференцированного подхода образовательный процесс на учебных занятиях осуществляется на основе уровневых заданий. Во избежание учебной перегрузки домашние задания даются  обучающимся с учетом возможности их выполнения (дозированно).  

Для оценивания образовательных результатов обучающихся применяется общепринятая пятибалльная система, но с учетом дифференцированного (уровневого) подхода. Выполнение стандарта (базовый уровень) оценивается отметкой «3» («удовлетворительно»), невыполнение заданий, которые отражают стандарт (базовый уровень), – отметкой «2»  («неудовлетворительно»). Превышение базового уровня и выполнение заданий творческого характера оценивается отметками «4» («хорошо») и «5» («отлично») соответственно.

Система педагогических мер, направленных на корректировку недостатков психофизического развития детей с ОПФР  в данной программе планируется  через  использование современных педагогических технологий:  игровую технологию, технологию сотрудничества, педагогической поддержки, деятельностного подхода, проектную технологию и приёмов коррекционно - развивающего обучения.

В реализации рабочей программы используется УМК "Школа России", построенный на единых концептуальных основах и имеющий  полное программно - методическое обеспечение. Учебно - методический комплекс реализует ФГОС НОО, охватывает все предметные области учебного плана, ориентирован на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования и являются надежным инструментом их достижения.

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» адаптирована и предполагает внесение  следующих изменений:

- включение современных форм контрольно - измерительных материалов в соответствии с нормами их проведения и дифференцированного подхода к оцениванию образовательных результатов лиц с ОПФР;

- использование эффективных педагогических технологий.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета литературное чтение

Личностные результаты освоения учебного предмета  литературное чтение

          Освоение курса «Литературное чтение» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования.   Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.

У обучающегося будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • основы гражданской  идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучии, осознание своей этнической принадлежности;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
  • развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциации моральных и конвенционных норм, развитие морального как переходного от доконвенциональных к конвенциональному уровню;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно – познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно – познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • компетентности в реализации основ гражданской индентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиции партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установка на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающих в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные результаты

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.

Раздел «Регулятивные универсальные учебные действия»

Третьеклассник научиться:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый контроль по результату;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

получит возможность:

  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;
  • устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
  • соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
  • активизация  сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта;
  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
  • стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Раздел «Познавательные универсальные учебные действия»

научиться:

  • осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
  • строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериализацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно – следственные связи;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  •   осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии;
  • владеть общим приемом решения задач.

 получит возможность научиться:

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач;
  • поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
  • сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными;
  • обработка информации (определение основной и второстепенной информации;
  • запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
  • анализ информации;
  • передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
  • интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентировать полученную информацию, в том числе с помощью  ИКТ);
  • оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности);
  • подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
  • анализ;
  • синтез;
  • сравнение;
  • сериация;
  • классификация по заданным критериям;
  • установление аналогий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение рассуждения;
  • обобщение.

Раздел «Коммуникативные универсальные учебные действия»

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе, использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге;     самовыражение: монологические высказывания разного типа.

Третьеклассник научиться:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приводить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнеров;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой речи.

получит возможность научиться:

  • слушать собеседника;
  • определять общую цель и пути ее достижения;
  • осуществлять взаимный контроль,
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
  • оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности,
  • прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения
  • разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Предметные результаты освоения учебного предмета  литературное чтение

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

научится:

-осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);

-осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;

-оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;

-вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;

-работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

-читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;

-читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;

-ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

-ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;

-использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно--следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора)1, определяющие отношение автора к герою, событию;

-использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую; объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, язык;

-передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);

-коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

-ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

-составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

-самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

получит возможность научиться:

-воспринимать художественную литературу как вид искусства;

-осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

-осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

-определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;

доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;

-на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);

-писать отзыв о прочитанной книге;

-работать с тематическим каталогом;

-работать с детской периодикой.

Без использования терминологии.

Раздел «Творческая деятельность»

научится:

-читать по ролям литературное произведение;

-использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; -давать характеристику героя; составлять текст на основе плана);

-создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

третьеклассник получит возможность научиться:

-творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

-создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;

-работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;

-способам написания изложения.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

научится:

-сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;

-отличать прозаический текст от поэтического;

-распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).

получит возможность научиться:

-сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

-определять позиции героев и автора художественного текста;

-создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

 Содержание учебного предмета «Литературное чтение»

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Систематический курс

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Содержание программы

3 класс

Вводный урок

Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.

Самое великое чудо на свете

Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя.

Устное народное творчество

Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки.  Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», « У страха глаза велики»,  «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди».

Поэтическая тетрадь

Стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина.

Великик русские писатели

А.С.Пушкин. Лирические стихотворения, «Сказка о царе Салтане». И.А.Крылов. Басни. Л.Н.Толстой. Басни. Рассказы.

Поэтическая тетрадь

Весёлые стихи о животных А.Шибаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. Научно-популярный текст Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки.

Литературные сказки

Были- небылицы.

 

Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина. Русская народная сказка «Два Мороза». С.Михалков «Новогодняя быль», весёлые стихи о зиме А.Барто, А.Прокофьева.

Поэтическая тетрадь

К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и лодыри». Стихотворения С.В.Михалкова, А.Л.Барто. Юмористические рассказы Н.Н.Носова.

Собирай по ягодке…

Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э.Мошковской, В.Лунина. Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой.

По страницам детских журналов

Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской.

Литература зарубежных стран

Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С. Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина. Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка».

 Учебно- тематический план

3класс

Тематическое планирование

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)

Самое великое чудо на свете (4 ч)

Устное народное творчество (13 ч)

Поэтическая тетрадь (11ч)

Русские писатели (24 ч)

Поэтическая тетрадь(5 ч)

Литературные сказки(8 ч)

Были- небылицы (10ч)

Поэтическая тетрадь(6)

Люби живое (15)

Поэтическая тетрадь(8)

Собирай по ягодке (13 ч)

По страницам детских журналов  (11ч)

Литература зарубежных стран (7ч)

Всего

136ч

Календарно- тематическое планирование

Часов

Название темы/урока

План

Дата

5

Самое великое чудо

01.09

01.09

Вводный урок по курсу литературного чтения

02.09

02.09

Рукописные книги Древней Руси

05.09

05.09

Первопечатник Иван Фёдор

07.09

07.09

Путешествие в прошлое. Подготовка сообщений об Иване Федорове

08.09

08.09

Обобщение по разделу «Самое великое чудо на свете»

13

Устное народное творчество

09.09

09.09

Русские народные песни

12.09

12.09

Докучные сказки

14.09

 

Народные промыслы

15.09

 

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

16.09

 

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

19.09

 

«Иван царевич и серый волк».  Русская народная сказка.

21.09

 

«Иван царевич и серый волк».  Русская народная сказка.

22.09

 

“Сивка – Бурка”. Русская народная сказка.

23.09

 

“Сивка – Бурка”. Русская народная сказка.

26.09

 

Обобщение по теме: Устное народное творчество. Проверь себя

28.09

 

Проект «Сочиняем волшебную сказку»

29.09

 

Проект «Сочиняем волшебную сказку»

30.09

 

Проверочная работа по теме «Устное народное творчество».  

11

Поэтическая тетрадь

03.10

 

Проект «Как научиться читать стихи"

05.10

 

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья»

06.10

 

Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья»

07.10

 

А.А. Фет  «Глянь – ка, мама, из окошка», «Зреет рожь над жаркой нивой»

10.10

 

И.С. Никитин «Полно, степь моя»

12.10

 

И С. Никитин «Встреча зимы»

13.10

 

И.З. Суриков  «Детство»

14.10

 

И.З. Суриков «Зима»

17.10

 

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Проверь себя

19.10

 

Проверочная работа по теме « Поэтическая тетрадь 1»

20.10

 

Сочинение  «Первый снег»

24

Великие русские писатели

21.10

 

Детские годы А.С. Пушкина.

24.10

 

Сообщение. Что я знаю о жизни А. С. Пушкина

26.10

 

А.С. Пушкин. Отрывки из романов

27.10

 

А.С.Пушкин  «Зимнее утро» 

28.10

 

А. С. Пушкин  «Зимний вечер»

07.11

 

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане"

09.11

 

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане"

10.11

 

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане"

11.11

 

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане"

14.11

 

Рисунки И.Билибина к сказке. 

16.11

 

И.А. Крылов. Подготовка сообщения

17.11

 

И. А. Крылов. «Мартышка и очки»

18.11

 

И. А. Крылов. «Зеркало и обезьяна»

21.11

 

И.А. Крылов. «Ворона и лисица»

23.11

 

М.Ю.Лермонтов. Подготовка сообщения 

24.11

 

М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины…»,"На севере диком"

25.11

 

М. Ю. Лермонтов. «Утёс».  «Осень»

28.11

 

Детство Л. Н. Толстого.

30.11

 

Л. Н. Толстой. «Акула»

01.12

 

Л. Н. Толстой. «Прыжок»

02.12

 

Л. Н. Толстой. «Лев и собачка»

05.12

 

Л. Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве»,Куда девается вода…

07.12

 

Сравнение рассказов Л.Толстого.

08.12

 

Проверочная работа по  разделу «Великие русские писатели»

5

Поэтическая тетрадь

09.12

 

Н. А. Некрасов. «Славная осень!..»,  «Не ветер бушует"

12.12

 

Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»

14.12

 

К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»

15.12

 

И. А. Бунин. «Детство». «Полевые цветы», 

16.12

 

Развивающий час (урок-обобщение по теме )Проверь себя

8

Литературные сказки

19.12

 

Д. Мамин-Сибиряк. «Присказка к «Алёнушкиным сказкам»

21.12

 

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца 

22.12

 

В. Гаршин. «Лягушка-путешественница»

23.12

 

В. Гаршин. «Лягушка-путешественница»

09.01

 

В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»

11.01

 

В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»

12.01

 

Урок-КВН. (обобщающий урок )

13.01

 

Проверочная работа по  разделу «Литературные сказки»

10

Были- небылицы

16.01

 

М. Горький. «Случай с Евсейкой».

18.01

 

М. Горький. «Случай с Евсейкой».

19.01

 

К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей»

20.01

 

К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей»

23.01

 

А. Куприн. «Слон»

25.01

 

А. Куприн. «Слон»

26.01

 

А. Куприн. «Слон»

27.01

 

А. Куприн. «Слон»

30.01

 

Обобщающий урок-путешествие по «Былям-небылицам». Проверь себя.

01.02

 

Проверочная работа по разделу «Были-небылицы».

6

Поэтическая тетрадь

02.02

 

Саша Чёрный. «Что ты тискаешь утёнка?..»

03.02

 

Саша Чёрный. «Воробей», «Слон»

06.02

 

А. Блок. «Ветхая избушка». «Сны», «Ворона»

08.02

 

С. Есенин. «Черёмуха»

09.02

 

Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь"

10.02

 

Проверочная работа  по теме «Поэтическая тетрадь »

15

Люби живое

13.02

 

М. Пришвин. «Моя Родина»

15.02

 

И. Соколов-Микитов. «Листопадничек»

16.02

 

И. Соколов-Микитов. «Листопадничек»

17.02

 

В. И. Белов. «Малька провинилась»

20.02

 

В. И. Белов.«Ещё раз про Мальку»

22.02

 

В. Бианки. «Мышонок Пик»

25.02

 

В. Бианки. «Мышонок Пик»

24.02

 

Б. С. Житков. «Про обезьянку»

27.02

 

Б. С. Житков. «Про обезьянку»

01.03

 

Б. С. Житков. «Про обезьянку»

02.03

 

В. П. Астафьев. «Капалуха»

03.03

 

Работа с дополнительной литературой. Сообщение  на тему «Птицы»

06.03

 

В. Ю. Драгунский. «Он живой и  светится»

11.03

 

Обобщающий урок по теме «Люби живое). Проверь себя

09.03

 

Проверочная работа по теме «Люби всё живое» 

8

Поэтическая тетрадь

10.03

 

С. Я. Маршак. «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной

13.03

 

А. Барто. «Разлука»

15.03

 

А. Барто. «В театре»

16.03

 

С. В. Михалков. «Если»

17.03

 

Е. Благинина. «Кукушка», «Котёнок»

20.03

 

Проект «Праздник поэзии»

22.03

 

Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2"

23.03

 

Проверочная работа  по разделу «Поэтическая тетрадь»

13

Собирай по ягодке

24.03

 

Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

05.04

 

А. П. Платонов. «Цветок на земле»

06.04

 

А. П. Платонов. «Цветок на земле»

07.04

 

А. П. Платонов. «Цветок на земле»

10.04

 

А. П. Платонов. «Ещё мама»

12.04

 

А. П. Платонов. «Ещё мама»

13.04

 

М. Зощенко «Золотые слова»

14.04

 

М. Зощенко «Золотые слова»

17.04

 

М. Зощенко  «Великие путешественники»

19.04

 

М. Зощенко  «Великие путешественники»

20.04

 

Н. Носов. «Федина задача»

21.04

 

Н. Носов. «Телефон»

24.04

 

Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке" Проверь себя 

11

По страницам детских журналов

26.04

 

Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

27.04

 

Ю. Ермолаев. «Проговорился»

28.04

 

Ю Ермолаев «Воспитатели»

06.05

 

Г. Остер. «Вредные советы»,

03.05

 

«Как получаются легенды»

04.05

 

Создание собственного сборника добрых советов.

05.05

 

Легенды своей семьи, дома, города, села.

08.05

 

Р. Сеф. «Весёлые стихи»

10.05

 

Конференция «По страницам детских журналов». 

11.05

 

Обобщающий урок. Проверь себя

12.05

 

Проверочная работа по теме «По страницам детских журналов»

7

Зарубежная литература

15.05

 

Мифы Древней Греции

17.05

 

Мифы Древней Греции

18.05

 

Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок»

19.05

 

Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок»

22.05

 

Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок»

24.05

 

Проверочная работа

25.05

 

Брейн-ринг (обобщающий урок за курс 3-го класса

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

адаптированные рабочие программы для детей с ОВЗ (ЗПР) 3 класс

Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Русский язык» направлена на оказание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) в освоении основной образовательной пр...

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (ЗПР) курса «Литературное чтение» 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы»...

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (ЗПР) курса «Русский язык» 1 класс

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы»  под...

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (умственная отсталость) курса «Математика» 2 класс

Рабочая программа по математике разработана для Марменкова Константина в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с ограничен...

Адаптированные рабочие программы для детей с задержкой психического развития по программе "Школа России". 1 класс 2017-2018 (август 2017)

Адаптированные рабочие программы по всем предметам 1-го класса по программе "Школа России" для детей с задержкой умственного развития....

Адаптированные рабочие программы для детей с умственной отсталостью (VIII вид) 3 класс. Домашнее обучение в общеобразовательной школе

Адаптированные рабочие программы (8 вид), домашнее обучение:по русскому языку (письму) - 2 часа в неделю, математике - 2 часа в неделю, чтению - 2 часа в неделю, развитию устной речи на основе предмет...

Адаптированные рабочие программы для детей с ЗПР на домашнем обучении

Помимо своей основной деятельности воспитателя ГПД, я провожу индивидуальное домашнее обучение с детьми с ОВЗ. Разрабатываю совместно с педагогами начальных классов и реализую адаптированные рабочие п...