Технологическая карта урока литературного чтения
методическая разработка по чтению (2 класс)
Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: В. Драгунский рассказ "Тайное становится явным".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx | 24.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
ФИО: Диденко Юлия Анатольевна
Тема урока: В. Драгунский рассказ «Тайное становится явным».
Цель урока: ознакомление с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным».
Задачи урока:
Дидактическая:
- познакомить с жизнью и творчеством В. Драгунского;
- формировать умение раскрывать смысл произведения.
Развивающая:
- развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение;
- развивать умение анализировать поступки героев, прогнозировать текст.
Воспитательная:
- воспитывать честность;
- воспитывать интерес к чтению художественных произведений.
Ресурсы урока: учебник литературного чтения, презентация.
Ход урока
Этапы урока | Задачи этапов урока | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное обучение | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные) | Личностные | |||||||||
1.Организационный этап | развивать артикуляционный аппарат учащихся. | Словесный, чтение стихотворения | Учитель приветствует учащихся. Проводит речевую разминку Приложение 1 | Приветствуют учителя. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала. Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Участвуют в речевой разминке. | Фронтальная, индивидуальная | Чтение текста со слайда презентации | Самоконтроль | Осуществляют смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текстов, осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | Самостоятельно организовывают свое рабочее место (Р) Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников (Р) | Имеют желание учиться, положительно отзываются о школе; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. | |
2. Актуализация знаний. | Актуализировать знания по изучаемому произведению | Словесный, беседа | Проверка домашнего задания. Задает вопросы по прочитанному дома произведению. Приложение 1 | Рассказывают домашнее задание, показывают рисунки. Определяют тему урок, ставят перед собой учебные задачи. | Фронтальная, индивидуальная | Взаимоконтроль | Запоминание необходимой информации. | Принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют контроль и оценку учебной деятельности(Р). | Имеют желание учиться, положительно отзываются о школе; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. | ||
3. Постановка цели и задач урока | Развивать понимать и определять учебную умение задачу. | Наглядн.: учебная презентация Словес.: учебный диалог Практич.: работа с заданием | Посредством выполнения задания подталкивает детей к определению темы урока. Наводящими вопросами подводит к постановке целей и задач. Приложение 2 | Расшифровывают поговорку и определяют тему урока. Отвечают на вопросы, ставят цели и задачи. | Фронтальная | Задание на слайде | Самоконтроль | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | Умение слушать и понимать речь других. | Умение правильно формулировать и выражать собственные мысли. | |
4. Физминутка | Предупредить и снять умственное и физическое утомление | Словесный, слово учителя | Совместно с детьми выполняет упражнения физкультминутки Приложение 3 | Выполняют физкультминутку | Фронтальная | Самоконтроль | Приобщение к здоровому образу жизни. | ||||
5. Изучение нового материала | Познакомить с жизнью и творчеством Драгунского | Словесный, рассказ учителя, беседа | Знакомство с биографией. Задает вопросы по биографии автора. Первичное чтение произведения Проверка восприятия чтения Приложение 3 | Слушают, отвечают на вопросы. Слушают чтение учителя, принимают участие в чтении рассказа. Читают рассказ по цепочке. Отвечают на вопросы учителя. Делятся впечатлениями об услышанном рассказе. Участвуют в учебном диалоге. | Фронтальная | Прослушивание чтения | Самоконтроль | Строят речевое высказывание в устной форме. Свободно ориентируются в учебной книге. Воспроизводят раннее полученную информацию. | Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач, учитывают разные мнения, используют критерии для обоснования своего суждеУчаствуют в диалоге, слушают и понимают других (К) | Высказывать своё мнение и отношение. Высказывают своё отношение к героям прочитанного произведения, к их поступкам. . | |
6. Вторичное чтение произведения | Способствовать развитию техники и выразительности чтения | Словесный, чтение по цепочке | Организовывает выразительное чтение учащихся, проводит беседу по прочитанному произведению Приложение 4 | Выразительно читают рассказ. Участвуют в учебном диалоге. Высказывают свое мнение. Делятся впечатлениями о прочитанном рассказе. Выполняют анализ рассказа. | Фронтальная | Чтение рассказа из учебника | Самоконтроль | Работают над улучшением техники чтения | Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач, учитывают разные мнения, используют критерии для обоснования своего суждения (К) | Эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции | |
7. Подведение итогов урока | Структурировать и обобщить изученное | Словесный | Задает вопросы по теме урока, возвращается к поставленным задачам и предлагает оценить их достижение. Приложение 4 | Подводят итоги урока. Отвечают на поставленные вопросы. | Фронтальная | Самоконтроль | Структурируют знания; | Р: осмысляет уч. материал; действует с учетом выделенных учителем ориентиров; Аргументация своего мнения и позиции. | |||
8. Информация о домашнем задании | Дать инструкции обучающимся по правильному выполнению дом.зад. | Словесный | Сообщает домашнее задание учащимся. Дает инструкцию по выполнению д/з. Приложение 4 | Записывают домашнее задание | Фронтальная | Самоконтроль | Проявляют интерес к обучению | ||||
9. Рефлексия | Открыто и осмысленно оценивать свою деятельность на уроке | Словесный, самооценивание | Организует рефлексию Приложение 5 | Оценивают свою деятельность на уроке | Индивидуальная | Самоконтроль | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности (Л) |
Приложение 1.
- Здравствуйте, ребята! Я надеюсь, что сегодня на занятие вы пришли с хорошим настроением. Давайте поделимся друг с другом улыбками.
- Прочитайте загадку скороговоркой, а потом выразительно. Отгадайте.
Лежит круглый, золотистый
На тарелочке на чистой.
Рот открыл я, сколько мог,
Откусил большой кусок!
Он мне сладеньким казался-
Очень кислым оказался!
Алеша В. (Лимон)
Ребята, подумайте, зачем мы читали одно и тоже четверостишье разными способами и интонациями? (Совершенно верно подобные упражнения развивают быстроту чтения. Чтение должно быть выразительным, иногда нужно прочитать жалостливо, в другой раз раздраженно или вопросительно)
Проверка домашнего задания
– Какой раздел мы начали изучать? (И в шутку, и всерьез)
– С какими авторами мы уже познакомились? (Б.Заходера, И. Токмакова, Г. Остер, В. Берестов, Э. Успенский)
-С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?
- Кто из вас начал читать книгу Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»? Расскажите самые интересные моменты.
- Расшифруйте поговорку. (Подсказка: каждое слово начинайте читать с большой буквы)
ЕНт йТо ыаТйн, оЧт Ен Слата Бы овЯнй. (Нет той тайны, что не стала бы явной)
- Как вы понимаете ее смысл?
Приложение 2
- Верна ли эта поговорка?
- Что обозначает слово «Явное»? (Открытый, ни от кого не скрывающийся, выставленный на всеобщее обозрение).
Давайте подберем синонимы (открытое, откровенное, нескрываемое, неприкрытое)
- Что обозначает слово «Тайное»? (Скрытый от посторонних глаз, представляющий собой секрет).
Подберем синонимы (секретный, потайной, скрытый, затаенный)
- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?
- Какие задачи мы можем себе поставить?
- На стр. 117 учебника прочитайте название произведения. Как вы думаете, о чем это произведение? Как автор сможет доказать нам, что тайное всегда становится явным?
- Прочитайте, кто написал это произведение?
- Что вы знаете об этом писателе? Читали ли вы его произведения?
- Сейчас я вам расскажу о Викторе Драгунском, а вы внимательно слушаете. После рассказа вам нужно будет ответить на вопросы
Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972) родился в Нью-Йорке, куда уехали его родители. Но уже в 1914 г., незадолго до начала Первой мировой войны, семья вернулась обратно и осела в Гомеле, где и прошло его детство. Он стал актером и писателем прозаиком , автором популярных рассказов для детей. Он рано стал работать, чтобы обеспечить себе пропитание, сыграл несколько ролей в кино и был принят в Театр киноактера. Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении. С 1959 года он начал писать веселые рассказы про Дениса Кораблева под общим названием «Денискины рассказы», которые принесли автору огромную популярность. Имя Дениска было выбрано не случайно- так звали сына писателя. Однако Виктор Драгунский писал и для взрослых. В 1961 году вышла повесть «Он упал на траву» о самых первых днях войны. Повесть «Сегодня и ежедневно» посвящена жизни работников цирка, ее главный герой- клоун. Писатель скончался в Москве 6 мая 1972 года.
- Где родился Виктор Драгунский?
- Какие рассказы писал Виктор Драгунский?
Приложение 3
- Какие рассказы принесли автору огромную популярность?
- По какой причине было выбрано именно такое имя главного героя?
Физминутка
Мы становимся все выше,
Достаем руками крыши.
На два счета поднялись,
Три, четыре – руки вниз.
Мы шли, шли, шли –
Земляничку нашли.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём искать опять.
- Теперь давайте познакомимся с рассказом данного автора. Откройте 117 страницу учебника и найдите рассказ «Тайное становится явным».
Давайте разберём некоторые слова, которые встретятся в этом рассказе.
«Грановитая палата» - Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы.
Как вы думаете, какого человека называют интеллигентным? (это человек, обладающий большой внутренней культурой).
Клевета – что оно означает?
(Ложная информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию).
Приложение 4
- Подберите синонимы к этому слову.
(Ложь, враньё, выдумка, наговор).
- Что значит слово язвительный?
(Стремящийся досадить, злобно-насмешливый).
- Сейчас я буду читать рассказ по частям, останавливаясь перед вопросом, а вы внимательно следить. Задаю вам вопрос, а вы предполагаете, что будет дальше.
- От чьего лица ведется повествование?
- Над чем размышлял Дениска?
- Любил ли он манную кашу?
- Что пообещала ему мама за то, чтоб сын съел ненавистную манную кашу?
- Теперь текст читаете вы по цепочке и по одному предложению. Не забывайте, что ваше чтение должно быть громким, четким и выразительным.
Подумайте: почему Дениске было страшно взглянуть на маму, когда все открылось? Что мальчик запомнит на всю жизнь?
- Сколько всего персонажей в рассказе? Перечислите их?
- Каким был Дениска?
- Были ли у вас в жизни подобные ситуации?
- Что делает этот рассказ юмористическим?
- Посмотрите на рисунки. Опишите героев, выражения их лиц, жесты.
- Найдите в тексте этот эпизод и зачитайте.
- Домашнее задание: чтение и пересказ рассказа «Тайное становится явным»
- Как называется рассказ, который мы читали сегодня?
Приложение 5
- Кто его автор?
- Что нового вы узнали о Владимире Леонидовиче Дурове?
- Чему научил вас этот рассказ?
- Какие задачи мы ставили на урок? Удалось ли нам их выполнить?
- За что вы бы похвалили себя?
- Что на уроке у вас получилось лучше всего? Над чем нужно поработать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."
Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."
Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."
Технологическая карта к уроку для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику «Азбука» Кл...
Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка
Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка»Тип урока: систематиза...
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Я В ГОСТИ К ПУШКИНУ СПЕШУ". А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенности литературной сказки.
Данный урок проведен при обобщении знаний о творчестве А.С. Пушкина....
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»
Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...