Технологическая карта урока литературного чтения
методическая разработка по чтению (2 класс)

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: В. Драгунский рассказ "Тайное становится явным".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

ФИО: Диденко Юлия Анатольевна

Тема урока: В. Драгунский рассказ «Тайное становится явным».

Цель урока: ознакомление с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным».

Задачи урока:

Дидактическая:

  • познакомить с жизнью и творчеством В. Драгунского;
  • формировать умение раскрывать смысл произведения.

Развивающая:

  • развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение;
  • развивать умение анализировать поступки героев, прогнозировать текст.

Воспитательная:

  • воспитывать честность;
  • воспитывать интерес к чтению художественных произведений.

Ресурсы урока: учебник литературного чтения, презентация.

Ход урока

Этапы урока

Задачи этапов урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное обучение

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П-познавательные,

Р-регулятивные,

К-коммуникативные)

Личностные

1.Организационный этап

развивать артикуляционный аппарат учащихся.

Словесный, чтение стихотворения

Учитель приветствует учащихся.

Проводит речевую разминку

Приложение 1

Приветствуют учителя.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала. Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Участвуют в речевой разминке.

Фронтальная, индивидуальная

Чтение текста со слайда презентации

Самоконтроль

Осуществляют смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текстов, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Самостоятельно организовывают свое рабочее место (Р)

Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников (Р)

Имеют желание учиться, положительно отзываются о школе; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

2. Актуализация знаний.

Актуализировать знания по изучаемому произведению

Словесный, беседа

Проверка домашнего задания.

Задает вопросы по прочитанному дома произведению.

Приложение 1

Рассказывают домашнее задание, показывают рисунки.

Определяют тему урок, ставят перед собой учебные задачи.

Фронтальная, индивидуальная

Взаимоконтроль

Запоминание необходимой информации.

Принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют контроль и оценку учебной деятельности(Р).

Имеют желание учиться, положительно отзываются о школе; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

3. Постановка цели и задач урока

Развивать понимать и определять учебную умение задачу.

Наглядн.: учебная презентация

Словес.: учебный диалог

Практич.: работа с заданием

Посредством выполнения задания подталкивает детей к определению темы урока.

Наводящими вопросами подводит к постановке целей и задач.

Приложение 2

Расшифровывают поговорку и определяют тему урока.

Отвечают на вопросы, ставят цели и задачи.

Фронтальная

Задание на слайде

Самоконтроль

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Умение слушать и понимать речь других.

Умение правильно формулировать и выражать собственные мысли.

4. Физминутка

Предупредить и снять умственное и физическое утомление

Словесный, слово учителя

Совместно с детьми выполняет упражнения физкультминутки

Приложение 3

Выполняют физкультминутку

Фронтальная

Самоконтроль

Приобщение к здоровому образу жизни.

5. Изучение нового материала

Познакомить с жизнью и творчеством Драгунского

Словесный, рассказ учителя, беседа

Знакомство с биографией.

Задает вопросы по биографии автора.

Первичное чтение произведения

Проверка восприятия чтения

Приложение 3

Слушают, отвечают на вопросы.

Слушают чтение учителя, принимают участие в чтении рассказа.

Читают рассказ по цепочке.

Отвечают на вопросы учителя.

Делятся впечатлениями об услышанном рассказе.

Участвуют в учебном диалоге.

Фронтальная

Прослушивание чтения

Самоконтроль

Строят речевое высказывание в устной форме.

Свободно ориентируются в учебной книге.

Воспроизводят раннее полученную информацию.

Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач, учитывают разные мнения, используют критерии для обоснования своего суждеУчаствуют в диалоге, слушают и понимают других (К)

Высказывать своё мнение и отношение.

Высказывают своё отношение к героям прочитанного произведения, к их поступкам.

.

6. Вторичное чтение произведения

Способствовать развитию техники и выразительности чтения

Словесный, чтение по цепочке

Организовывает выразительное чтение учащихся, проводит беседу по прочитанному произведению

Приложение 4

Выразительно читают рассказ.

Участвуют в учебном диалоге.

Высказывают свое мнение.

Делятся впечатлениями о прочитанном рассказе.

Выполняют анализ рассказа.

Фронтальная

Чтение рассказа из учебника

Самоконтроль

Работают над улучшением техники чтения

Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач, учитывают разные мнения, используют критерии для обоснования своего суждения (К)

Эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции

7. Подведение итогов урока

Структурировать и обобщить изученное

Словесный

Задает вопросы по теме урока, возвращается к поставленным задачам и предлагает оценить их достижение.

Приложение 4

Подводят итоги урока.

Отвечают на поставленные вопросы.

Фронтальная

Самоконтроль

Структурируют знания;

Р: осмысляет уч. материал; действует с учетом выделенных учителем ориентиров;

Аргументация своего мнения и позиции.

8. Информация о домашнем задании

Дать инструкции обучающимся по правильному выполнению дом.зад.

Словесный

Сообщает домашнее задание учащимся. Дает инструкцию по выполнению д/з.

Приложение 4

Записывают домашнее задание

Фронтальная

Самоконтроль

Проявляют интерес к обучению

9. Рефлексия

Открыто и осмысленно оценивать свою деятельность на уроке

Словесный, самооценивание

Организует рефлексию

Приложение 5

Оценивают свою деятельность на уроке

Индивидуальная

Самоконтроль

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности (Л)        

Приложение 1.

- Здравствуйте, ребята! Я надеюсь, что сегодня на занятие вы пришли с хорошим настроением. Давайте поделимся друг с другом улыбками.

- Прочитайте загадку скороговоркой, а потом выразительно. Отгадайте.

Лежит круглый, золотистый

На тарелочке на чистой.

Рот открыл я, сколько мог,

Откусил большой кусок!

Он мне сладеньким казался-

Очень кислым оказался!

Алеша В.  (Лимон)

Ребята, подумайте, зачем мы читали одно и тоже четверостишье разными способами и интонациями? (Совершенно верно подобные упражнения развивают быстроту чтения. Чтение должно быть выразительным, иногда нужно прочитать жалостливо, в другой раз раздраженно или вопросительно)

Проверка домашнего задания

– Какой раздел мы начали изучать? (И в шутку, и всерьез)

– С какими авторами мы уже познакомились? (Б.Заходера, И. Токмакова, Г. Остер, В. Берестов, Э. Успенский)

-С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

- Кто из вас начал читать книгу Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»? Расскажите самые интересные моменты.

- Расшифруйте поговорку. (Подсказка: каждое слово начинайте читать с большой буквы)

ЕНт йТо ыаТйн, оЧт Ен Слата Бы овЯнй. (Нет той тайны, что не стала бы явной)

- Как вы понимаете ее смысл?

Приложение 2

- Верна ли эта поговорка?

- Что обозначает слово «Явное»? (Открытый, ни от кого не скрывающийся, выставленный на всеобщее обозрение).

Давайте подберем синонимы (открытое, откровенное, нескрываемое, неприкрытое)

- Что обозначает слово «Тайное»? (Скрытый от посторонних глаз, представляющий собой секрет).

Подберем синонимы (секретный, потайной, скрытый, затаенный)

- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

- Какие задачи мы можем себе поставить?

- На стр. 117 учебника прочитайте название произведения. Как вы думаете, о чем это произведение? Как автор сможет доказать нам, что тайное всегда становится явным?

- Прочитайте, кто написал это произведение?

- Что вы знаете об этом писателе? Читали ли вы его произведения?

- Сейчас я вам расскажу о Викторе Драгунском, а вы внимательно слушаете. После рассказа вам нужно будет ответить на вопросы

Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972) родился в Нью-Йорке, куда уехали его родители. Но уже в 1914 г., незадолго до начала Первой мировой войны, семья вернулась  обратно и осела в Гомеле, где и прошло его детство. Он стал актером и писателем  прозаиком , автором популярных рассказов для детей. Он рано стал работать, чтобы обеспечить себе пропитание, сыграл несколько ролей в кино и был принят в Театр киноактера. Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении. С 1959 года он начал писать веселые рассказы про Дениса Кораблева под общим названием «Денискины рассказы», которые принесли автору огромную популярность. Имя Дениска было выбрано не случайно- так звали сына писателя. Однако Виктор Драгунский писал и для взрослых. В 1961 году вышла повесть «Он упал на траву» о самых первых днях войны. Повесть «Сегодня и ежедневно» посвящена жизни работников цирка, ее главный герой- клоун. Писатель скончался в Москве 6 мая 1972 года.

- Где родился Виктор Драгунский?

- Какие рассказы писал Виктор Драгунский?

Приложение 3

- Какие рассказы принесли автору огромную популярность?

- По какой причине было выбрано именно такое имя главного героя?

Физминутка

Мы становимся все выше,

Достаем руками крыши.

На два счета поднялись,

Три, четыре – руки вниз.

Мы шли, шли, шли –

Земляничку нашли.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идём искать опять.

- Теперь давайте познакомимся с рассказом данного автора. Откройте 117 страницу учебника и найдите рассказ «Тайное становится явным».

Давайте разберём некоторые слова, которые встретятся в этом рассказе.

«Грановитая палата» - Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы.

Как вы думаете, какого человека называют интеллигентным? (это человек, обладающий большой внутренней культурой).

Клевета – что оно означает?

(Ложная информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию).

Приложение 4

- Подберите синонимы к этому слову.

(Ложь, враньё, выдумка, наговор).

- Что значит слово язвительный?

(Стремящийся досадить, злобно-насмешливый).

- Сейчас я буду читать рассказ по частям, останавливаясь перед вопросом, а вы внимательно следить. Задаю вам вопрос, а вы предполагаете, что будет дальше.

 - От чьего лица ведется повествование?

- Над чем размышлял Дениска?

- Любил ли он манную кашу?

- Что пообещала ему мама за то, чтоб сын съел ненавистную манную кашу?

- Теперь текст читаете вы по цепочке и по одному предложению. Не забывайте, что ваше чтение должно быть громким, четким и выразительным.

Подумайте: почему Дениске было страшно взглянуть на маму, когда все открылось? Что мальчик запомнит на всю жизнь?

- Сколько всего персонажей в рассказе? Перечислите их?

- Каким был Дениска?

- Были ли у вас в жизни подобные ситуации?

- Что делает этот рассказ юмористическим?

- Посмотрите на рисунки. Опишите героев, выражения их лиц, жесты.

- Найдите в тексте этот эпизод и зачитайте.

- Домашнее задание: чтение и пересказ рассказа «Тайное становится явным»

- Как называется рассказ, который мы читали сегодня?

Приложение 5

- Кто его автор?

- Что нового вы узнали о Владимире Леонидовиче Дурове?

- Чему научил вас этот рассказ?

- Какие задачи мы ставили на урок? Удалось ли нам их выполнить?

- За что вы бы похвалили себя?

- Что на уроке у вас получилось лучше всего? Над чем нужно поработать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."

Технологическая карта к уроку  для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Кл...

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...