Отчет по самообразованию учителя начальных классов
учебно-методический материал
В данном материале представлен отчет по самообразованию учителя начальных классов по теме: "Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения как основа формирования читательской компетентности младших школьников".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu.docx | 19.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию учителя
Куралесиной Виктории Васильевны
Тема: «Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения как основа формирования читательской компетентности младших школьников».
Цель: определение наиболее эффективных методов и приемов, способствующих развитию навыков чтения на основе анализа результатов.
Задачи:
1. Изучить литературу по вышеуказанной теме.
2. Определить наиболее целесообразные методы и приемы работы, способствующие развитию скорости, осознанности и выразительности чтения.
3. Изучить опыт коллег по данной теме.
Проблемой исследования является низкое качество успеваемости обучающихся. В данной работе мы предполагаем, что развитие навыков техники чтения будет эффективным, если подбирать систему упражнений, которые активизируют внимание школьников, помогают с легкостью прочитать текст и понять прочитанное (создание ситуации успеха); в системе проводить упражнения, способствующие развитию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Условием овладения читательской деятельностью является также знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определенными умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно. Считаем, что одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению.
В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность. Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого. Беглость – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту). Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному. Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.
Все названные качества взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Без правильного озвучивания графических знаков невозможно понимание отдельных единиц текста, без уяснения значения каждой единицы нельзя уяснить их связь, а без внутренней связи отдельно взятых компонентов текста не произойдет осознания идеи произведения. В свою очередь, понимание общего смысла произведения помогает правильности чтения отдельных его элементов, а правильное чтение и понимание текста становятся основой для выразительности чтения. Беглость, являясь темпом чтения, при определенных условиях становится средством выразительности. Таким образом, подготовка чтеца должна строиться с учетом одновременной работы над всеми четырьмя качествами навыка чтения. Данный подход реализуется уже в период обучения грамоте.
Возможность применения: проведение уроков с использованием системы тренировочных упражнений для совершенствования навыков чтения учащихся. В течение всего года систематично использовались следующие приемы: дыхательная гимнастика, разноголосое чтение, упражнения на развитие голосового аппарата, упражнения на дикцию (скороговорки, чистоговорки).
В ходе исследования по формированию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения подтвердились предположения, что развитие навыков чтения будет эффективным, если подобрать текст и понять прочитанное, т.е. создать «ситуацию успеха», в системе проводить упражнения на выразительность чтения, постепенно усложняя их. Использование различных способов и приёмов способствует формированию грамотного беглого чтения, делает уроки чтения интересными, живыми и эмоциональными. Разнообразие заданий привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.
Использованные источники:
1. Артоболевский, Г. В. Художественное чтение / Г. В. Артоболевский. – М. : Просвещение, 1978. – 156 с.
2. Джежжелей, О. В. Формирование круга чтения младших школьников / О. В. Джежжелей // Начальная школа. – 1989. – №1. – С. 33-38.
3. Заика, Е. В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников / Е. В. Заика // Вопросы психологии. – 1995. – №5 – С. 44-54.
4. Козырева, А. С. Виды работ над текстом на уроках чтения / А. С. Козырева, В. И. Яковлева // Начальная школа. – 1990. – №3. – С. 67-69.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по самообразованию учителя начальных классов Бутенко Елены Эдуардовны 2014-2015 учебный год
С сентября 2014 года работаю с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися по адаптированным образовательным программам. Перед собой я поста...
Отчет по самообразованию учителя начальных классов на тему "«Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности»
В данном материале описана система работы с детьми по повышению интереса к учебной деятельности....
Отчет о самообразовании учителя начальных классов 2021-2022 учебный год.
В данном материале представлен отчет о самообразовании учителя начальных классов по теме "Роль детской книги в развитии мелкой моторики и речи младших школьников"....
Отчет по самообразованию учителя начальных классов Межевикиной Е.В.
Наглядность является необходимым и закономерным средством образовательного процесса на всех этапах изучения естествознания в начальной школе. Правильный выбор и сочетание различных средств н...
Отчет по самообразованию учителя начальных классов
Для самообразования было выбрано «Использование ИКТ как средства повышения познавательной активности учащихся».В этом документе описан итог моей деятельность по самообразованию....
Отчет по самообразованию учителя начальных классов
Данный файл содержит краткий отчет по самообразованию учителя начальных классов по теме "Методы и приемы развития творческого потенциала младших школьников во внеурочной деятельности"....
Отчет по самообразованию учителя начальных классов
Отчет по самообразованию учителя на тему: "Развитие логического мышления на уроках математики через решение задач на движение"...