Урок по литературному чтению.М.М.Пришвин"Ребята и утята"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Урок по литературному чтению.М.М.Пришвин"Ребята и утята" 2 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_attestatsiya.docx | 29.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: литературное чтение
Класс: 2 класс
Учебник: Литературное чтение (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.В. Виноградская, М.В. Бойкина). Учебник для 2 класса в 2-х частях. Часть 1. – Москва «Просвещение» 2013
Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята»
Тип урока: урок «открытия» нового
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации о произведении М.М. Пришвина «Ребята и утята»
Задачи:
- способствовать формированию умения работать с текстом, анализировать и оценивать поступки героев, развитию внимания на основе выборочного чтения, мыслительных операций через работу с пословицами, умения выделять главное в тексте на основе произведения М.М. Пришвина «Ребята и утята »
- выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам героев
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать взаимопомощь в сотрудничестве
Методы обучения: словесный, наглядный, практический
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
Средства обучения (для учащихся, для учителя): учебник, портрет писателя М.М. Пришвина, ИКТ, Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, М.:ИТИ Технологии, 2009, экран, компьютер, монитор; презентация
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | УУД |
1. Самоопределение к деятельности. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку; настраивает на учебную деятельность. На доске написано четверостишие. Остановись. Постой. И под ноги взгляни. Живой живому удивись: Они ж тебе сродни. - О чём просит нас автор этих строк? - Зачем использует строки: «Они ж тебе сродни» Запомните эти строки, они нам ещё пригодятся на уроке. | Сообщают о готовности к уроку . Читают четверостишие. Отвечают на вопросы. Остановиться, постоять, взглянуть, удивиться. Всё живое вокруг нас – это братья наши меньшие. | -Умеют слушать в соответствии с целевой установкой - Принимают и сохраняют организационные задачи. |
2. Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности | а)Организует речевую разминку, развивающую технику чтения и осознание читаемого текста( с доски) - Прочитайте пословицы по слогам. Объясните их значение
- Прочитайте сердито. - Прочитайте с удивлением. - Прочитайте скороговоркой. - Сделайте вывод, чему учат пословицы? - Запомните свой вывод, он нам еще пригодится на уроке. - Расшифруйте слова. ЛИАХИМ ЧИВОЛЙАХИМ НИВШИРП - Что за слова у вас получились? -Прочитайте название рассказа, который мы будем изучать. (Ребята и утята) – по учебнику. - Можем по названию предположить о чём или о ком пойдёт речь в рассказе? - Рассмотрите иллюстрации к нему. - Можем ли мы сказать, что художник правильно изобразил содержание рассказа? | Выполняют речевую разминку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке. Делают вывод ( учат любить природу, бережно относиться к ней Выполняют задание, отвечают на вопросы учителя. Ф.И.О. писателя, с которым мы будем знакомиться Можем Нет. Мы ещё не читали рассказ. | -Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. - Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. -Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. -Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания. -Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. - Делают выводы, анализ |
3. Постановка учебной задачи. | - Определите цели урока, используя опорные слова: - Мы познакомимся с … -Мы узнаем… -Мы вспомним.. -Мы будем уметь… -Мы сможем поразмышлять. - Знаете ли вы какие - либо сведения о М.М. Пришвине? |
Формулируют цель урока | -Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. -Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. - Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. |
4. Построение проекта выхода из затруднений | А) Рассказывает о творчестве М.М Пришвина, свой рассказ сопровождает показом слайдов. Б)Проводит словарную работу. -Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. В обход деревни- обходя стороной, не заходя в деревню Верста – старая русская мера длины, равная 1,06 км Вода спала – меньше стало воды. Кузница – мастерская с горном для ручной ковки металла, для подковывания лошадей. Зашвыряли – закидали. Паровое поле – поле, на котором не стали сажать растения; отдыхающее поле Места, открытые для глаз человека – видно кругом далеко В)Чтение рассказа учителем. - Ваши впечатления от прочитанного? Физминутка Мы немножко отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд. Влево, вправо поворот. | Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора, эпизоды из жизни. Задают вопросы о творчестве автора. Работают с толковым словарём. Внимательно слушают учителя. Отвечают на поставленный вопрос. Аргументируют свою точку зрения. Выполняют движения в соответствии с текстом | Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Понимают на слух ответы обучающихся. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения . Формулируют свое мнение и позицию. |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. . | Организует выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. - От чьего лица ведется повествование? - Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему? - Почему утятам пришлось перебираться к озеру? - В чём была трудность путешествия? - Найдите и прочитайте, как шла мать-уточка с утятами? - Почему уточка-мать шла позади утят? - Какие враги были у уток? - Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? - Зачем ребята это сделали? - Думали ли ребята о том, что уточка-мать будет переживать в тот момент, когда начали ловить утят? - Найдите и прочитайте, как вела утка-мать, когда ловили её утят? - Какая она мать? Вам её жалко? – Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас , которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить , как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает - Какое чувство пережили утята? - Как автор называет уточку с утятами? – А утят? -Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица? - Кто именно вызывает, а кто нет? Почему? - Кто помешал мальчикам? Смогли ли они объяснить свой поступок? - Какое приказание дал им взрослый? Найдите и подтвердите свой ответ. Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог. - Чему учил М.М. Пришвин ребят и нас своим рассказом? | Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время фронтального опроса Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. (Не совершать бездумных поступков, любить природу и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь) | -Осуществляют анализ произведения. - Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. -Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Понимают на слух ответы обучающихся. - Аргументируют свою точку зрения. - Формулируют свое мнение и позицию. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой ( работа в группе) | Организует работу в группах Задание «Собери пословицу» - Подходят ли пословицы к рассказу Пришвина? | Выполняют задание в группе. Проверяют по учебнику. Отвечают на вопрос. | -Формирование умения прогнозировать предстоящую работу -Формирование готовности к сотрудничеству, умение договариваться |
7. Включение в систему знаний и повторения. | -Что особенно заинтересовало вас во время урока? - Что нового узнали на уроке? - С каким произведением вы сегодня познакомились ? Кто его автор? -Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? -О чем заставляет задуматься? ( связать с работой над пословицами и четверостишием в самом начале урока) | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | -Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи. -Осуществляют самоконтроль учебной деятельности. -Формирование умения описывать свои чувства, оценивать работу |
8. Рефлексия | -Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя Заканчивается урок. С какими чувствами и мыслями вы уходите с занятия? Урок интересный, потому что… - взволновал… - заставил задуматься… -дал понять… Объясняет домашнее задание. - Составить краткий пересказ текста | Проводят самооценку, рефлексию. | Осуществляют самоконтроль учебной деятельности. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
- Портрет М.М. Пришвина.
- Рассказ учителя о Пришвине.
Родился 4 февраля 1873г в селе Хрущёве орловской губернии в обедневшей купеческой семье. В годы Первой мировой войны Пришвин работал военным корреспондентом. После 1917г он уехал в деревню и вернулся к профессии агронома. Одновременно преподавал в сельских школах и занимался краеведческими исследованиями.
Первый рассказ Пришвина «Сашок» появился в 1906г.Все произведения писателя проникнуты страстной любовью к родной природе, простым людям. Широкую известность получили детские рассказы и повести Пришвина, изданные в сборниках «Зверь-бурундук», «Лисичкин хлеб», «Кладовая солнца». Особую ценность представляют дневники писателя, которые он вёл на протяжении всей жизни. Умер 16 января 1954г. В Москве.
- Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2009
- Физминутка
Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Влево, вправо поворот.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению. М. М. Пришвин "Выскочка" УМК "Школа России" 4 класс.
Цель урока: Формирование УУД через технологию РКМЧП (учебная стратегия «Пирамида критика» ) у учащихся 4 класс в предметной области литературное чтение по теме: М.М.Пришвин «Выскочка»...
Открытый урок по литературному чтению М. М. Пришвин «Ребята и утята». (2 класс)
Разработка урока по литературному чтению. + приложение (материал для опережающего задания )...
Презентация к уроку по литературному чтению М. М. Пришвин «Ребята и утята». (2 класс)
Презентация к уроку по литературному чтению М. М. Пришвин "Ребята и утята" ....
Конспект урока по литературному чтению. М.М. Пришвин. Ребята и утята. 2 класс.
Конспект урока по литературному чтению. М.М. Пришвин. Ребята и утята. 2 класс....
Разработка урока литературного чтения М.М. Пришвин "Ребята и утята
Разработка урока,презентация,музыка для релаксации....
Открытый урок по литературному чтению "М.М.Пришвин "Осеннее утро" 2 класс УМК Школа России
Данный конспект урока будет полезен учителям начальных классов....
Открытый урок по литературному чтению М.М.Пришвин "Глоток молока"
Включить учащихся в деятельность для знакомства с рассказом М.М. Пришвина «Глоток молока» и его анализа с точки зрения авторской позиции....