Урок по литературному чтению.М.М.Пришвин"Ребята и утята"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Марина Александровна Завражнова

Урок по литературному чтению.М.М.Пришвин"Ребята и утята" 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_attestatsiya.docx29.28 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

Класс: 2 класс

Учебник: Литературное чтение (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.В. Виноградская, М.В. Бойкина). Учебник для 2 класса в 2-х частях. Часть 1. – Москва «Просвещение» 2013

Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята»

Тип урока: урок «открытия»  нового

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления обучающимися  новой информации о произведении М.М. Пришвина «Ребята и утята»

Задачи:

- способствовать формированию умения   работать с текстом, анализировать и оценивать поступки героев, развитию внимания на основе выборочного чтения, мыслительных операций через работу с пословицами, умения выделять главное в тексте  на основе произведения М.М. Пришвина «Ребята и утята »        

- выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам героев

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать взаимопомощь в сотрудничестве

Методы обучения: словесный, наглядный, практический

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная,  групповая

Средства обучения (для учащихся, для учителя): учебник, портрет писателя М.М. Пришвина, ИКТ, Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, М.:ИТИ Технологии, 2009, экран, компьютер,  монитор; презентация

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  УРОКА

           Этап урока

                           Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося                                

              УУД

1. Самоопределение к деятельности.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку; настраивает на учебную деятельность.

На доске написано четверостишие.

Остановись. Постой.

И под ноги взгляни.

Живой живому удивись:

Они ж тебе сродни.

- О чём просит нас автор этих строк?

- Зачем использует строки:

«Они ж тебе сродни»

Запомните  эти строки, они  нам ещё пригодятся на уроке.

Сообщают о готовности к уроку .

Читают четверостишие.

Отвечают на вопросы.

Остановиться, постоять, взглянуть, удивиться.

Всё живое вокруг нас – это братья наши меньшие.

-Умеют слушать в соответствии с целевой установкой

- Принимают и сохраняют организационные задачи.

2.  Актуализация  знаний. Фиксация затруднений в деятельности

а)Организует речевую разминку, развивающую технику чтения  и осознание читаемого текста( с доски)

- Прочитайте пословицы по слогам. Объясните их значение

  • Береги природу – мать свою.
  • Природа хороша, да беречь её надо.
  • Кто природу не бережёт, к тому болезнь придёт.
  • Береги землю родимую, как мать любимую.

- Прочитайте  сердито.

- Прочитайте с удивлением.

- Прочитайте скороговоркой.

- Сделайте вывод, чему учат пословицы?

- Запомните  свой  вывод,   он  нам еще  пригодится  на  уроке.

- Расшифруйте слова.

ЛИАХИМ   ЧИВОЛЙАХИМ  НИВШИРП

- Что за слова у вас получились?

-Прочитайте название рассказа, который мы будем изучать. (Ребята и утята) – по учебнику.

- Можем по названию предположить о чём или о ком пойдёт речь в рассказе?

- Рассмотрите иллюстрации к нему.

- Можем ли мы сказать, что художник правильно изобразил содержание рассказа?

Выполняют речевую разминку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.

Делают  вывод

( учат любить природу, бережно относиться к ней

Выполняют задание, отвечают на вопросы учителя.

Ф.И.О. писателя, с которым мы будем знакомиться

Можем

Нет. Мы ещё не читали рассказ.

-Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.

- Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.

-Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.  

 -Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания.

-Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

- Делают  выводы, анализ

3. Постановка учебной задачи.

- Определите цели урока, используя опорные слова:

           - Мы познакомимся с …

-Мы узнаем…

-Мы вспомним..

-Мы будем уметь…

-Мы сможем поразмышлять.

-  Знаете  ли  вы  какие - либо сведения  о М.М. Пришвине?

 

Формулируют цель урока

-Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

-Анализируют, находят общее и различия, делают выводы.

-  Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

4.  Построение проекта выхода из затруднений

А) Рассказывает о творчестве М.М Пришвина, свой рассказ сопровождает показом  слайдов.

Б)Проводит словарную работу.

-Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

В обход деревни- обходя стороной, не заходя в деревню

Верста – старая русская мера длины, равная 1,06 км

Вода спала – меньше стало воды.

Кузница – мастерская с горном для ручной ковки металла, для подковывания лошадей.

Зашвыряли – закидали.

Паровое поле – поле, на котором не стали сажать растения; отдыхающее поле

Места, открытые для глаз человека – видно кругом далеко

В)Чтение  рассказа   учителем.

- Ваши  впечатления  от прочитанного?

Физминутка

Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд.

Влево, вправо поворот.

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора, эпизоды  из  жизни.

Задают вопросы о творчестве автора.

Работают с толковым словарём.

Внимательно слушают учителя.

Отвечают  на поставленный вопрос. Аргументируют свою точку зрения.

Выполняют  движения  в соответствии с текстом

 Осознанно и произвольно строят речевое высказывание  в устной форме, обосновывают свое мнение.

 Согласовывают усилия по решению учебной задачи.

 Понимают на слух ответы обучающихся.

Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения .

 Формулируют свое мнение и позицию.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

.

Организует  выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

- От чьего лица ведется повествование?

- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему?

- Почему утятам пришлось перебираться к озеру?

- В чём была трудность путешествия?

- Найдите и прочитайте, как шла мать-уточка с утятами?

- Почему уточка-мать шла позади утят?

- Какие враги были у уток?

- Как  стали вести себя мальчишки, увидев утят?

- Зачем ребята это сделали?

- Думали ли ребята о том, что уточка-мать будет переживать в тот момент, когда начали ловить утят?

- Найдите и прочитайте, как вела утка-мать, когда ловили её утят?

- Какая она мать? Вам её жалко?

Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас , которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить , как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает

- Какое чувство пережили утята?

- Как автор называет уточку с утятами? – А утят?

-Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица?

- Кто именно вызывает, а кто нет? Почему?

- Кто помешал мальчикам? Смогли ли они объяснить свой поступок?

- Какое приказание дал им взрослый? Найдите и подтвердите свой ответ.

Организует дискуссию,  выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

- Чему учил М.М. Пришвин ребят и нас своим рассказом?

Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время  фронтального   опроса

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста

произведения.

(Не совершать бездумных поступков, любить природу и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь)

-Осуществляют анализ произведения.

- Осознанно и произвольно строят речевое высказывание  в устной форме, обосновывают свое мнение.

-Согласовывают усилия по решению учебной задачи.  

Понимают на слух ответы обучающихся.

- Аргументируют свою точку зрения.

- Формулируют свое мнение и позицию.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

( работа  в  группе)

Организует  работу  в  группах

Задание «Собери пословицу»

- Подходят ли  пословицы к рассказу Пришвина?

Выполняют задание в группе.

Проверяют по учебнику.

Отвечают на вопрос.

-Формирование  умения  прогнозировать  предстоящую  работу

-Формирование  готовности  к  сотрудничеству, умение  договариваться

7. Включение в систему знаний и повторения.

 -Что особенно заинтересовало вас во время урока?

- Что нового узнали на уроке?

- С каким произведением вы сегодня познакомились ? Кто

его автор?

-Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало?

-О  чем  заставляет  задуматься?

 ( связать  с  работой  над  пословицами  и четверостишием   в  самом  начале  урока)

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

-Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи.

-Осуществляют самоконтроль учебной деятельности.

-Формирование  умения  описывать  свои  чувства, оценивать  работу

8.   Рефлексия

-Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Заканчивается  урок. С какими  чувствами  и  мыслями  вы  уходите  с  занятия?

Урок интересный,  потому что…

- взволновал…

- заставил  задуматься…

-дал  понять…

Объясняет домашнее задание.

- Составить краткий  пересказ  текста

 Проводят самооценку,     рефлексию.

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности.

     ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Портрет М.М. Пришвина.
  2. Рассказ учителя о Пришвине.

Родился  4 февраля 1873г  в селе Хрущёве орловской губернии в обедневшей купеческой семье. В годы Первой мировой войны Пришвин работал военным корреспондентом. После 1917г он уехал в деревню и вернулся к профессии агронома. Одновременно преподавал в сельских школах и занимался краеведческими исследованиями.

Первый рассказ Пришвина «Сашок» появился в 1906г.Все произведения писателя проникнуты страстной любовью к родной природе, простым людям. Широкую известность получили детские рассказы и повести Пришвина, изданные в сборниках «Зверь-бурундук», «Лисичкин хлеб», «Кладовая солнца». Особую ценность представляют дневники писателя, которые он вёл на протяжении всей жизни. Умер 16 января 1954г. В Москве.

  1. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ  Технологии, 2009
  2. Физминутка

Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд.

Влево, вправо поворот.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению. М. М. Пришвин "Выскочка" УМК "Школа России" 4 класс.

Цель урока: Формирование УУД через технологию РКМЧП (учебная стратегия «Пирамида критика» ) у учащихся 4 класс в предметной области литературное чтение по теме: М.М.Пришвин «Выскочка»...

Открытый урок по литературному чтению М. М. Пришвин «Ребята и утята». (2 класс)

Разработка урока по литературному чтению. + приложение (материал для опережающего задания )...

Презентация к уроку по литературному чтению М. М. Пришвин «Ребята и утята». (2 класс)

Презентация к  уроку по литературному чтению М. М. Пришвин "Ребята и утята" ....

Конспект урока по литературному чтению. М.М. Пришвин. Ребята и утята. 2 класс.

Конспект урока по литературному чтению. М.М. Пришвин.   Ребята и утята.   2 класс....

Разработка урока литературного чтения М.М. Пришвин "Ребята и утята

Разработка урока,презентация,музыка для релаксации....

Открытый урок по литературному чтению "М.М.Пришвин "Осеннее утро" 2 класс УМК Школа России

Данный конспект урока будет полезен учителям начальных классов....

Открытый урок по литературному чтению М.М.Пришвин "Глоток молока"

Включить учащихся в деятельность для знакомства с рассказом М.М. Пришвина «Глоток молока» и его анализа с точки зрения авторской позиции....