Урок на тему: Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Урок на тему: Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_35.docx | 28.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 35. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Цели: познакомить с новым разделом; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление, наблюдательность; учить формулировать тему урока на основе ключевых слов, составлять план урока, проводить рефлексию на основе данного плана, анализировать произведение живописи, сравнивать произведение живописи и литературный текст.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: знание и умение оперировать понятиями: красота родной природы, гордость за свою родину, лирические произведения (наблюдение, настроение, пейзаж, средства художественной выразительности).
Оборудование: видео- или фотоматериалы, репродукции картин на тему урока, карточки (текст речевой разминки, задания), магнитная азбука, аудиоприложение к учебнику.
Ход урока
- Организационный момент
- Речевая разминка
- Прочитайте стихотворение.
Сказка леса
Из душистых веток сплетена завеса,
Не пускают ветра сосны к сердцу леса...
Там в тиши прохладной есть ручей журчащий,
Свежий и прохладный, чистый и блестящий...
И, пугливо прячась в травке побережной,
В тот ручей глядится ландыш белоснежный,
И хранит из веток крепкая завеса Дремлющую сказку — сказку в сердце леса...
Г. Галта
- Понравилось вам стихотворение?
- Прочитайте его медленно (еще: начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп, начните читать быстро и постепенно замедляйте темп, прочитайте скороговоркой, выразительно).
- Сообщение темы и постановка целей урока
- О чем рассказывает нам автор?
- Как вы поняли название стихотворения «Сказка леса»?
- О каких сказочных явлениях природы говорит нам автор?
- Какое время года вам нравится больше других? Расскажите.
- Расшифруйте, что здесь написано. (Поэтическая тетрадь.) ЬДАРТЕТ ЯАКСЕЧИТЭОП
- Как вы считаете, что это такое?
Сегодня мы начинаем изучать новый раздел учебника — он называется «Поэтическая тетрадь».
- Работа по теме урока
- Как вы думаете, какие произведения мы будем изучать в этом разделе? (Предположения учащихся.)
- Чему мы будем учиться?
- Проверим наши предположения. Откройте учебник нас. 137.
- Прочитайте, с чем мы познакомимся. (С замечательными произведениями Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Е.А. Баратынского, А.Н. Плещеева, И.С. Никитина, И.А. Бунина, Н.А. Некрасова.)
- Чему мы научимся?
- Чему мы будем учиться?
- Как вы думаете, с какими понятиями мы познакомимся в этом разделе?
(Учитель открывает запись на доске: наблюдать, пейзаж, средства художественной выразительности.)
- Какие из них вы можете объяснить?
НАБЛЮДАТЬ — 1) внимательно следить глазами за кем- или чем-нибудь, а также вообще внимательно следить, не упускать из виду, из поля зрения; 2) изучать, исследовать; 3) осуществлять надзор за кем- или чем-нибудь.
ПЕЙЗАЖ — 1) общий вид какой-нибудь местности; 2) рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗЙТЕЛЬНОСТИ - метафорические высказывания в художественном тексте, связанные с выражением индивидуального восприятия окружающего мира.
Искусство — это самовыражение личностй. Из метафор сплетается литературная ткань, которая создает волнующий нас образ художественного произведения. Слова приобретают дополнительные значения, стилистическую окраску, создают особенный мир, в который мы погружаемся, читая художественную литературу.
В устной речи — не только в литературной, но и в разговорной — мы, не задумываясь, используем все выразительные средства речи, чтобы речь была убедительнее, эмоциональнее, более образной. Особенную выразительность нашей речи придают метафоры.
- Приведите примеры эпитетов, сравнений, олицетворений.
- Проверим, внимательны ли вы были. Скажите: с произведениями каких поэтов мы познакомимся?
- Какие это будут произведения? (Лирические.)
- Расскажите, чему мы научимся. (Самостоятельно определять интонацию, которая больше всего соответствует лирическому произведению, находить в тексте средства художественной выразительности, которые помогают нам увидеть картины, созданные автором.)
- Как вы запомнили, чему мы будем учиться? (Сопереживать лирическому герою, наслаждаться поэзией, понимать и любить ее.)
- Физкультминутка
- Продолжение работы по теме урока
- Чтение стихотворений о природе
- Почитайте свои любимые стихотворения о природе, которые вы знаете наизусть.
- Викторина о природе
Тема «О птицах»
- Все ли перелетные птицы улетают от нас осенью на юг? (Не все. Некоторые улетают от нас осенью на восток (через Уральские горы), например маленькая певчая птичка бормо- тушка, чечевичник, куличок-плавунчик.)
- Какие птицы весной бормочут: «Куплю балахон, продам шубу»? (Косачи, тетерева-самцы. Слова эти подобраны в подражание его песне — бормотанью. Бормочет косач весной и осенью.)
- Собирают ли птицы себе на зиму запасы? Если да, то какие? (Очень немногие: совы собирают себе в дуплах про запас убитых мышей, сойка (ронжа) — желуди, орехи.)
- Когда птица крепче на рану (т. е. легче выживет) — летом или осенью? И почему? (Осенью, потому что осенью она жиреет, а толстый слой жира и плотно лежащее перо защищают ее от дроби.)
- С какими птицами осенью и зимой водят компанию дятлы? (Осенью и на всю зиму дятлы присоединяются к стайкам синиц, пищух, поползней.)
- Какие птичьи тайны открывает нам листопад? (На облетевших деревьях видны хорошо скрытые летом в листве птичьи гнезда.)
7. Что означает, если над каким-нибудь местом в лесу с карканьем вьется воронье? (В том месте в лесу находится падаль или раненое животное.)
Тема «Птицы зимой»
- Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерева, куропатки, рябчики.)
- Вьют ли гнезда наши перелетные птицы зимой на юге? (Гнезд не вьют, птенцов не выводят.)
- У каких птиц самки больше и сильнее самцов? (Ухищных.)
- Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже среди зимы? (Клест. Он выкармливает своих птенцов сосновыми и еловыми семенами.)
- Пользу или вред приносят человеку синицы зимой, когда все насекомые спят? (Пользу: зимой синицы разыскивают в щелочках и складках коры спрятавшихся насекомых, их яйца и личинки и множество их поедают.)
- Когда температура тела воробья ниже - зимой или летом? (Одинакова зимой и летом.)
- Какая певчая птичка достает себе пищу, ныряя в воду под лед? (Оляпка.)
- Зачем внутри скворечен под входным отверстием набивают треугольник? (Чтобы кошка не могла лапой достать гнездо.)
- Все ли грачи улетают от нас на зиму? (Не все: часть грачей остается зимовать у нас. Зимой на помойках, в рощах на ночевке обычно можно видеть одного или нескольких грачей среди стаи ворон.)
- Как вы думаете, в каких книгах мы можем найти ответы на эти вопросы? (В справочниках, в книге В. Бианки «Лесная ; газета».)
- Загадки о природе
- С какого дня начинается зима (по календарю) и чем этот день примечателен? (С 22 декабря. Это самый короткий день в году.)
- Бежит по снегу, а следа нету. (Ветер, поземка.)
- Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает, от матери рожден и мать рождает. (Лед.)
- Лечу, кручу, на весь мир ворчу. (Вьюга, буран.)
- Стоит Ермак, на нем колпак: ни шит, ни бран, ни поярковый. (Пень, а на нем снежная шапка.)
- Я, как песчинка, мал, а землю покрываю. (Снег.)
- Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь, барсук и другие звери, зимой впадающие в спячку.) С прилета каких птиц мы считаем начало весны? (Грачей.)
- В новой стене, в круглом окне за день стекло разбито, за ночь вставлено. (Прорубь во льду ночью замерзает.)
- В избе мерзнут, а на улице - нет. (Окна замерзают только изнутри.)
- Трудно ли вам было разгадывать эти загадки? Почему?
- Рефлексия
- Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
- Подведение итогов урока
- Какой раздел учебника мы начали изучать?
- Какие произведения в нем мы будем читать?
- Что нового хотелось бы узнать?
- Чему мы будем учиться на уроках? (Примерный ответ. Прислушиваться к особенностям своего чтения, исправлять недостатки, добиваться выразительности, наблюдать за интонацией, рифмой и ритмом стихотворения, средствами художественной выразительности, сочинять свои стихотворения, используя сравнения и эпитеты, олицетворения.)
Домашнее задание
Принести поэтические сборники с понравившимися стихами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
3 класс. Конспект урока по литературе на тему: "Знакомство с названием раздела". Школа России
Технологическая карта по литературное чтениеТема урока: «Знакомство с названием раздела»Цели урока: ознакомить учащихся с новым разделом; обучать правильному чтению стихов, развивать память, речь, мыш...
Литературное чтение 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. Заходер. «Товарищам детям»»
Цели деятельности учителя: знакомство детей с творчеством Б. Заходера; развитие и совершенствование навыков выразительного чтения, умения отвечать на вопросы по прочитанному материалу; развитие интере...
Литературное чтение "Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. Заходер. "Товарищам детям""
Цели деятельности учителя: знакомство детей с творчеством Б. Заходера; развитие и совершенствование навыков выразительного чтения, умения отвечать на вопросы по прочитанному материалу; разв...
Урок литературное чтение 2 класс по теме: "Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Весёлые "
Учащиеся знакомятся с новым разделом, его содержанием. Учатся определять основные целии и зада ...
Конспект урока литературного чтения. Тема: Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.В. Шергин. "Собирай по ягодке – наберешь кузовок"
Цели деятельности учителя: знакомство с новым разделом, биографией Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».Планируемые результаты: Предметные: познако...
Конспект урока по литературному чтению.Тема урока: «Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.В. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».(УМК "Школа России",3 класс)
Тема урока: «Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.В. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».Цели деятельности учителя: формирование зна...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.В. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»» (УМК «Школа России» 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением Б.В.Шергина «Собирай п ягодке – наберешь кузовок»...