Технологическая карта "Творчество А.С. Пушкина"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
В презентации представлен материал о жизненном и творческом пути Александра Сергеевича Пушкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh_karta_literat._chtenie.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Литературное чтение
Класс: 4
Тема урока: «Творчество А.С. Пушкина»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: «Раскрыть и углубить знания о творчестве Александра Сергеевича Пушкина, познакомиться с его стихотворением и выявить авторское отношение изображаемому».
Планируемые результаты:
- Личностные
-проявлять интерес к литературному чтению;
- адекватно оценивать результаты своей учебной деятельности на основе заданных критериев её успешности.
-формировать навыки самоконтроля и самооценки.
-формировать чувство коллективизма, и индивидуальности обучающихся.
- Метапредметные
Познавательные:
- формулируют познавательную цель;
- создают алгоритм деятельности;
- строят логическую цепочку рассуждений, устанавливают причинно-действенные связи;
Регулятивные:
- формируют учебную задачу;
- прогнозируют свою деятельность;
- контролируют и оценивают собственную деятельность и деятельность партнёра, при необходимости вносят корректировки;
- способны к саморегуляции;
Коммуникативные:
- уметь слушать, слышать и понимать партнёров по речевому высказыванию;
- уважать в общении и сотрудничестве всех участников образовательного процесса;
- при возникновении спорных ситуаций не создавать конфликтов.
- Предметные:
- познакомиться с творчеством А.С. Пушкина
- работать над выразительностью чтения
- развивать речевой аппарат
- учиться выражать свои мысли, аргументировать свои ответы и доказательства
- составлять партитуру и найти изобразительно-выразительные средства
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Ресурсы: Учебник по литературному чтению «Школа России» Л.Ф. Климова, В.Г. Горецкий , компьютер, проектор, экран.
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Самоопределение к деятельности (2мин) | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | - Здравствуйте, дети!
| Приветствуют учителя, занимают свои места, внимательно слушают, выполняют задания учителя. | Личностные: – развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; проявляют доброжелательное внимание к окружающим, соблюдают простейшие нормы речевого этикета, умеют здороваться, прощаться, благодарить. |
Актуализация знаний (5 мин) | Актуализация знаний необходимых для построения нового способа действий. | -Наш урок я начну с эпиграфа: «Поэзии прекрасные мгновения со мной остались навсегда» А. Тарковский -Как вы думаете, почему эпиграфом к этому уроку я взяла эти слова? О чём пойдёт речь на уроке? - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Прочитайте высказывания. Как вы думаете, о каком человеке идет речь? -Верно, эти высказывания о знаменитом русском поэте А.С. Пушкине. - Посмотрите, на слайде репродукции портретов А.С. Пушкина в разные годы его жизни. -Что вы знаете о А.С. Пушкине, что помните о нем? - Какие стихи, сказки читали этого поэта? Чем вам они понравились? Чем запомнились? | -речь на уроке будет идти об одном из поэтов - Речь идет о А.С. Пушкине. - ответы детей.
| Личностные: -овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: - овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. |
Целеполагание | Формулирование темы, цели урока, определение места и причины затруднений. Освоение нового способа действия. | - Итак, ребята, сегодня мы с вами будем продолжать разговор о творчестве А.С. Пушкина. - Кто может предположить, какая тема урока у нас сегодня? - Верно. Творчество этого поэта настолько обширно и велико, что ни за урок, ни за два урока, а иногда и за всю жизнь изучить его невозможно. - Какие задачи мы можем поставить на сегодняшний урок? | - тема урока «Творчество А.С. Пушкина» - познакомиться с творчеством А.С. Пушкина - работать над выразительностью чтения - развивать речевой аппарат - учиться выражать свои мысли, аргументировать свои ответы и доказательства. - составить партитуру и найти изобразительно-выразительные средства | Личностные: -проявление интереса (мотивации) к занятиям русского языка -умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию. Коммуникативные: - формирование умения слушать |
Открытие детьми новых знаний (15 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | - Известнейший поэт всех времен А.С. Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве. Любовь к творчеству передалась по наследству от старшего брата отца Василия Львовича Пушкина. -Отец Александра, Сергей Львович, был очень мягким, даже слабохарактерным человеком. Он не умел бороться с неурядицами, зато много времени уделял образованию детей и приобщению к культуре. Сам отец достаточно редко что-то читал своим детям или чему-то обучал. Как писал сам поэт о своем отце: «Отец мой никогда не был жесток». -Мама, Надежда Осиповна была любимым и желанным ребенком у Марии Алексеевны, бабушки Александра Сергеевича. Выросла она прекрасно воспитанной красавицей. Брак между ней и Сергеем Львовичем был заключен по взаимной любви и симпатии. Современники Александра Сергеевича говорили: «Пушкины жили весело и открыто». - Детство Александра Сергеевича Пушкина проходило вместе с любимой сестрой Ольгой, которая была на год его старше. До поступления в Лицей все они проживали в Москве. Основным другом и старшим помощникам детей была няня Арина Родионовна. Изначально она была приставлена к Ольге, а у Александра была другая – Улиана. - В самом раннем детстве Александр никак не проявлял своего таланта. Не любил прогулки, ему по нраву было больше сидеть дома и наблюдать за рукоделием своей бабушки. Но, достигнув возраста семи лет, будущий поэт стал более резв и подвижен во всех отношениях. К учебе тоже не проявлял особого рвения. Любил только чтение. Не любил прогулки, ему по нраву было больше сидеть дома и наблюдать за рукоделием своей бабушки. Но, достигнув возраста семи лет, будущий поэт стал более резв и подвижен во всех отношениях. К учебе тоже не проявлял особого рвения. Любил только чтение. В 10 же лет пытался писать басни. Несмотря на то, что он произошел из дворянской семьи, связь с народом была очень тесна. Благодаря этому, детство поэта было наполнено истинно русским крестьянским духом. Позже это найдет отражение в его творчестве. - А еще я вам предлагаю изучить текст в ученики на стр.64, давайте прочитаем ее вместе. - Ребята, сведенья, которые вам понравились, выделите, пожалуйста. - Хорошо, верно. Обратите внимание, что произведение Жана - Батиста Мольера вы будите изучать в среднем звене. - Еще обратите внимание, что дети «того времени» разговаривали, чаще всего, на французском, а А.С. призывал всех говорить именно на русском языке. - Александр Сергеевич написал 7 сказок, 8 драматических произведений, 21 прозу, 1 роман в стихах, 12 поэм, 15 ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОЗАИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, СТИХОТВОРЕНИЙ – 783. - Сказки Александра Сергеевича вы все знаете. Назовите их? | Слушают рассказ о А.С. Пушкине. - читают статью. - делятся интересными актами прочитанного в учебнике. - 1. Сказка о попе и о работнике его Балде: | Коммуникативные: выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания; Предметные: - осуществление совместной работы, анализируют пройденный результат. Личностные: - реализация своего логического потенциала; - готовность выражать и отстаивать свою позицию; формирование логических оснований. |
Физминутка | Настрой на дальнейшую работу. Переключить внимание с одного вида деятельности на другой. | Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили | - Выполняют упражнения, повторяют за учителем | |
Закрепление новых знаний, повторение ранее изученных (10мин) | Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | - Ребята, мы с вами уже сказали, что Александр Сергеевич написал 783 стихотворения и одно из них, «Туча», мы с вами сегодня будет читать и разбирать. - Прежде чем его разбирать, давайте его послушаем. - Подчеркните те слова, которые вам не совсем понятны. - Ребята, какое настояние у вас вызвало это стихотворение? - Давайте еще раз прочитаем стихотворение. Но, прежде чем мы его прочтем, мы с вами должны составить партитуру и найти изобразительно-выразительные средства. - Какие изобразительно – выразительные средства есть в этом стихотворении? - Давайте вспомним, что означают эти средства выразительности. -Расскажите мне, что такое партитура? - Верно. Давайте с вами прочитаем первое четверостишье, найдём в нем все выразительные средства и составим партитуру (и так по каждому четверостишью). - Давайте сверим со слайдом. -Возьмите карандашики, попробуем прочитать вместе с диктором, глядя на нашу партитуру. - Молодцы, ребята! - Кто хочет прочитать стихотворение сам? (слушанье). | -слушанье стихотворения «Туча» - сначала тревожное, а потом спокойное, ведь туча прошла, и появилось солнце. - Олицетворение, эпитеты, метафоры, анафоры, риторическое обращение. Олицетворение – это изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ Эпитеты - художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления Метафора- слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета Анафора - тилистическая фигура, состоящая в повторении языковых элементов: звуков, сло́ва или группы слов в начале каждого параллельного ряда Риторическое обращение- стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения. - Партитура стиха- это правильное расставление ударений в словах и во всём тексте. Делать во время чтения необходимые паузы. Делать акценты на словах, понижать и повышать в определённых местах звук. Таким вот образом прочтение становится более понятным и выразительным. - читают стихотворение по составленной партитуре вместе с диктором. - читают самостоятельно. | Предметные: - осуществление совместной работы, анализируют пройденный результат. Личностные: - реализация своего логического потенциала; - готовность выражать и отстаивать свою позицию; формирование логических оснований. |
Рефлексия деятельности (3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | - Итак, над какой темой мы работали? - Давайте вспомним, какие задачи мы перед собой ставили? - Удалось ли решить поставленные задачи? - Чье чтение на уроке вам особенно понравилось? - Домашним заданием вам будет выучить стихотворение «Туча» наизусть. - На этом наш урок завершён. Спасибо вам за работу! | - «Творчество А.С. Пушкина» - познакомиться с творчеством А.С. Пушкина - работать над выразительностью чтения - развивать речевой аппарат - учиться выражать свои мысли, аргументировать свои ответы и доказательства. - составить партитуру и найти изобразительно-выразительные средства - да. | Познавательные: – освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; -позитивная самооценка своих возможностей; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения "А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане..."" и презентация к нему.
Технологическая карта урока.Учебный предмет: литературное чтение.Класс: 3Учитель: Чигорина Светлана Сергеевна.УМК: Школа России.Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»Тип урока: комбин...
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК Школа России по теме: Произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».
Использование технологических карт для организации и проведения учебных занятий в начальной школе по ФГОС....
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе УМК «Начальная школа XXI века» по теме: «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Этот проект я защищала на курсах повышения квалификации 9 октября 2015 года в ФГАОУ ВО "Казанском (Приволжском) федеральном университете перед коллегами из Республики...
Технологическая карта. Литературное чтение. УМК "Планета знаний. Тема "А.С. Пушкин. "Зимнее" утро". 3 класс.
Пушкин "Зимнее утро"...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне"
Технологическая карта урока литературного чтения...
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Я В ГОСТИ К ПУШКИНУ СПЕШУ". А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенности литературной сказки.
Данный урок проведен при обобщении знаний о творчестве А.С. Пушкина....
Технологическая карта "А.С.Пушкин У лукоморья дуб зеленый"
Конспект урока...