Предложение, 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Предварительный просмотр:
Урок 2.
Тема: Речь. Предложение (с. 4, 5)
Цель:
Ход урока:
Вступительное слово учителя:
- Я предлагаю вам рассказать о том, как вы сегодня утром собирались в школу. Кто проснулся сам, а кого долго будили? Кто сделал зарядку и застелил свою постель? Кто хорошо позавтракал, а кто, боясь опоздать, капризничал, торопил маму или бабушку, отказался даже чаю попить? Кто простился со своими игрушками? Кого провожали в школу взрослые? Что пожелали на прощание? Не случилось ли утром чего-нибудь забавного, непредвиденного?
- Всего за несколько минут мы узнали много интересного друг о друге, и помогла нам в этом наша речь. Мы, люди, самые счастливые из всех живых существ на земле — мы умеем говорить, владеем речью. Речь — величайшее наше богатство. По тому, как говорит человек, судят о его уме, воспитанности. В школе вы будете учиться не только читать и писать, но и правильно, красиво говорить.
- Какая должна быть наша речь? (Под руководством учителя первоклассники определяют требования к устной речи. Каждое требование мотивируется.)
• На уроке надо говорить внятно, не торопясь (чтобы все было понятно).
• Необходимо говорить достаточно громко (чтобы все слышали).
• Нехорошо кричать на перемене (будет болеть голова).
• Надо обдумать то, что собираешься сказать вслух (иначе можно сказать глупость).
• Нельзя перебивать в разговоре ни старших, ни сверстников, ни младших (это некультурно).
Введение понятия о предложении. Работа над смысловой и интонационной законченностью предложения.
(Учитель читает текст монотонно, не делая остановок в конце предложений:)
Тима проснулся сам Тузик дремал под столом папа читал газету.
- Понравился ли рассказ? Все ли понятии? Почему непонятно?
(Учитель читает текст еще раз, неправильно делая паузы:)
Тима проснулся. Сам Тузик дремал. Под столом папа читал газету.
(Дети смеются, после чего текст читается правильно):
Тима проснулся сам. Тузик дремал под столом. Папа читал газету.
- Что мы узнали из рассказа о Тиме? (Тима проснулся сам.)
- О Тузике? (Тузик дремал под столом.)
- О папе? (Папа читал газету.)
Графическая запись предложения.
В этом рассказе три понятные, законченные МЫСЛИ, по-иному -- три предложения. (Затем чертит на доске схему первого предложения. Обращает внимание учеников на то, что его начало обозначается высокой черточкой. Точка в конце предложения показывает, что оно закончено.)
.
Тима проснулся сам.
Дети хором «читают» по схеме предложение: Тима проснулся сам.
Затем составляют схемы второго и третьего предложений. После этого «читают» по схемам весь текст, понижая голос в конце каждого предложения.
|
.
Тузик дремал под столом.
.
Папа читал газету.
Делается вывод: наша речь состоит из предложений, в предложении выражается законченная мысль.
Закрепление изученного:
Учащиеся раскрывают букварь на с. 4, 5, рассматривают иллюстрации (учитель поясняет, в каком порядке следует их рассматривать).
- Догадались ли вы, как зовут мальчика и собачку? (Нет.)
- В каком классе учится мальчик?
- Что еще можно сказать о нем? (Веселый, добрый — заботится о своем щенке, трудолюбивый — убирает в квартире, старательный ученик — правильно сидит за партой.)
- Видно, у этого мальчика на все хватает времени: и учиться, и играть, и уборку дома сделать. Повсюду успевать помогает ему режим дня.
(Учитель объясняет, что такое режим дня, как он влияет на здоровье, самочувствие и работоспособность человека, призывает детей следовать доброму примеру этого мальчика.)
Чтение предложений по схемам.
- Рассмотрите схемы под картинками. Что они обозначают?
- По сколько предложений под каждой картинкой? Одно про мальчика, а второе про собаку.
- Придумайте имя мальчику и кличку собачке. Предложения про мальчика (Юру) мы будем «читать», а предложения про собачку (Дружка) «запишем». Только помните, что начало предложения пишется с большой буквы и в конце предложения ставиться точка.
(Вызванный ученик «читает» первое предложение дети пальчиком ведут по схеме (следят). Предложение про собачку учащиеся, проговаривая шепотом, «записывают» - обводят обратным концом ручки. После «записи» предложение «прочитывается» вслух._
Юра спит на кровати. Дружок спит на коврике
Юра делает зарядку. Дружок выполняет приседания.
Юра в классе учится. Дружок скучает дома.
(«Чтение» всего текста о Юре и Дружке. Можно предложим, детям сочинить дома рассказ о том, как мальчик нашел щенка.)
Выборочное «чтение»:
- Прочтите предложения, в которых говорится о том, как Юра помогает дома, что делает Дружок на спортивной площадке и т. п.
Развитие речи:
Помощь
- Ты чего хмуришься? — спрашивают Стасика ребята.
— Сестренка Вика мне даже спасибо не сказала, — вздыхает Стасик.
— За что спасибо?
— За помощь.
— За какую помощь?
— Я ей щеночка покормил. На прогулку вывел.
— Разве щенок не твой?
- Конечно, мой! Но ухаживать за ним я поручил сестре.
- Почему Стасик был без настроения?
- За что должна была сказать спасибо сестрёнка Стасика?
- Вы согласны с высказыванием Стасика? Почему?
- Какой вывод можно сделать из этого разговора? (Прежде, чем умолять родителей купить на день рождения щенка (котика, хомячка, черепаху, рыбку), надо хорошо подумать, хватит ли у тебя терпения самому ухаживать за живым существом, а не перекладывать эту обязанность на других членов семьи.)
- Давайте для Стасика сочиним коллективное письмо и объясним мальчику, что заботиться о щеночке (а не только трать с ним) так же интересно и приятно, как маме забоин о тебе.
Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения»."
Повторить виды предложений; развивать устную и письменную речь учащихся, составляя и распространяя предложения; учить правильному выбору языковых средств, составляя тексты; формировать умения и навыки...
Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"
Конспект урока по русскому языку 4 класс "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"...
Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"
Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....
Открытый урок "Составление распространенных предложений. Разбор предложений по членам предложения и частям речи".
Открытый урок....
ТЕМА УРОКА: Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения).
ТЕМА УРОКА: Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения) УМК "Школа России"...
Предложение как единица речи. Границы предложения. Связь слов в предложении.
Научить различать предложение, от набора слов, показать необходимость согласования слов в предложении, упражнять в грамматически правильном построении предложений....
Интересные задания на тему: "Предложение. Виды предложения. Главные и второстепенные члены предложения" (2 класс)
В работе использованы материалы цифрового образовательного ресурса для школ ЯКлассhttps://www.yaklass.ru/...