Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме « В.Белов «Малька провинилась»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме
« В.Белов «Малька провинилась»
Цель: формирование и развитие ценностного отношения к совместной деятельности по определению и применению способов работы с художественным текстом, как источником нравственного опыта.
Задачи:
- познакомить с произведением В. И. Белова «Малька провинилась».
- развивать умение работать с текстом, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- развивать внимание, память, речь, мышление учащихся;
- развивать познавательные интересы.
- воспитывать любовь и уважение к животным, любознательность, интерес к чтению.
УУД:
Личностные:
- умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм;
- развитие готовности к сотрудничеству;
Регулятивные:
- определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
- умение прогнозировать текст;
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
- ориентирование в учебнике;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
Коммуникативные:
- слушание и понимание речи других;
- умение работать в паре, умение договориться.
Ход урока.
1.Организационный момент
2.Мотивация к деятельности.
- Давайте проверим, готовы ли вы к уроку. У вас на парте у каждого лежит индивидуальный листок, в котором вы будете работать: заполнять кластер , пользоваться словарём чувств, , давать оценку своей работе.
3.Самоопределение к деятельности.
- Ребята, как называется раздел, который вы начали изучать? («Люби живое»).
- Что означает слово любовь?
- Между кем может возникнуть любовь?
- Любовь бывает разная:
любовь между мужчиной и женщиной;
любовь родителей к детям;
любовь детей к родителям;
любовь к своим родственникам и друзьям;
любовь к животным.
- С каким произведением из этого раздела вы познакомились?
- Кто такой Листопадничек?
- Какой вывод для себя сделал зайчонок, когда вернулся домой? (Лучше родного дома и родной мамы нет никого на свете).
- О какой любви говорилось в этой сказке? (О любви детей к родителям).
(О животных, о любви матери к своему ребёнку).
- Любовь матери к своему ребенку – это очень сильное чувство. Из-за своего ребенка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия.
- Способны ли животные любить своих детей так, как люди?
- На этот вопрос нам надо ответить в конце урока. В нашем учебнике есть замечательный рассказ, который поможет нам дать правильный ответ.
- Сегодня мы познакомимся с рассказом, который написал Василий Иванович Белов «Малька провинилась».
- Скажите, вы читали раньше произведения Василия Ивановича Белова?
- Давайте определим задачи нашего урока. Помогут нам в этом опорные слова (на доске).
* Узнать о жизни … … (В.И.Белова).
* Познакомиться с произведением … … “… …” («Малька провинилась»).
* Учиться ??? … “… …” (Выразительно читать и анализировать текст).
4.Изучение новой темы.
- Знакомство с писателем
- - Я вам предлагаю познакомиться с В.И.Беловым.
В.И.Белов родился 23 октября 1932 г. в Вологодской области в крестьянской семье. Его отец погиб в 1943 г. на войне, когда мальчику было 11 лет. Еще мальчишкой, Белов начал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей. Ещё до школы он научился читать. В.И.Белов прочитал множество книг, и очень много написал произведений для детей. Российский писатель, публицист и сценарист Василий Белов скончался 4 декабря 2012 года на 81- м году жизни.
В.И.Белов оставил нам много произведений. Одно из них «Малька провинилась».
- Как вы думаете, кто такая Малька?
- Почему ей дали такую кличку?
- В чём она могла провиниться?
- Мы можем проверить правильность наших предположений, когда прочитаем текст.
- Работа над текстом.
Приём «Чтение с остановками».
Чтение учителем рассказа.
- (Чтение 1 части)
Как-то зимой, по снегу, я пошёл к Лидии за молоком и услышал, как в доме ругалась хозяйка.
«Что такое? – подумалось мне. – Кого это Лидия так честит?»
- Как вы думаете, кого ругала хозяйка?
- ( Чтение 2 части)
- Кривоногая! Шельма!- слышался за дверью голос Лидии. – Чего уши-то выставила? Ох, блудня! Ну, погоди! Не стыдно тебе в глаза-то глядеть, батявке? Не стыдно?
Я вошёл в комнату. Лидия поздоровалась со мной и продолжала ругаться:
- Ремень-то бы взять да нахлестать! Либо совсем на волю выставить, бессовестную!
- За что ругала хозяйка Мальку?
- ( Чтение 3 части)
Оказывается, Лидия ругала Мальку за то, что та принесла двух щенят. Малька с недоумением глядела в глаза хозяйке, виновато мотала хвостом и не понимала, за что её так ругают. Я поглядел под лавку: там в старой шапке-ушанке беспомощно барахтались два крохотных кутёнка. Малька едва не вцепилась мне в нос.
- Сиди! – осадила её Лидия. – Сиди, никто не возьмёт твоих шаромыжников! Кому они нужны…
- Как, вы думаете, что сделала Лидия со щенятами?
- ( Чтение 4 части)
Лидия ругала Мальку два дня, а на третий сказала:
- Ладно, пускай живут.
Потом я слышал, что одного щенёнка забрал тракторист, который часто проезжал через деревню. Второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню, а взамен принесла рыжего молодого кота. Не знаю уж, как отнеслась ко всему этому Малька, наверно, не очень-то ей было приятно. Лидия, во всяком случае, была довольна.
Деревня, где я жил, размещалась на горке, а на другой стороне засыпанной снегом речки, тоже на горке, стоит другая, соседняя деревня. Летом через речку ходили по лаве. Лава – это два стёсанных бревна, перекинутые с одного берега на другой. Тропка на ту сторону оставалась прежняя, люди и зимой ходили по лаве, хотя можно было и по льду, напрямик. Я каждый день катался тут на лыжах. Однажды смотрю:…
- Что же увидел он?
- ( Чтение 5 части)
Однажды смотрю: по тропке из соседней заречной деревни бежит Малька. Одна-одинёшенька. Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу. На следующий день – опять. Я удивился: куда это она бегает? Да ещё каждый день и всегда в одно и то же время.
- Как вы думаете, куда бегала Малька каждый день?
- ( Чтение 6 части)
Спросил у Лидии:
- Куда это Малька каждый день бегает?
- Да кормить! – весело пояснила Лидия. - Изо дня в день так и бегает, ничем не остановить. Уж я её ругала и в избе запирала, всё впустую. Только отвернёшься – готово дело. Была да нет, побежала кормить своё дитятко.
Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша. Каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегает кормить своего сынка. Не каждая так может.
– Удалось ли нам предугадать, кто такая Малька и в чем она виновата?
- Понравился ли рассказ?
- Кто нам рассказывает этот текст?
- Как вы догадались?
- Где происходят события, описанные в рассказе?
- Почему вы так думаете?
- Как вы думаете, реальное или вымышленное событие описал автор? Почему вы так думаете?
Работа в парах.
- Обсудите в парах, какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения? При ответе можете пользоваться «Словарём чувств».(Испытали чувство тревоги и сопереживания. Боялись, что щенки без Мальки погибнут. Очень переживали за Мальку и её беспомощных щенков!)
Физкультминутка.
Вторичное чтение текста детьми.
- Откройте свои учебники. Давайте еще раз перечитаем текст.
- При чтении вам встретятся сложные и незнакомые слова.
В вашем листочке написаны по слогам сложные слова.
- Прочитайте слова по слогам, а затем орфоэпически.
кри-во-но-га-я блуд-ня ба-тяв-ка
о-ка-зы-ва-ет-ся с не-до-у-ме-ни-ем
бес-по-мощ-но ша-ро-мыж-ник
од-на-о-ди-не-шень-ка ку-тё-нок бес-со-вест-ный
- После прочтения слов, отметьте напротив знаком «+», если вы знаете значение этого слова, «?» - не знаете значение этого слова, «-» - не уверены.
Шельма - нечестный человек; мошенник, плут.
Блудня, блудный - так говорят об ушедшем из родительского дома и вернувшемся после долгих скитаний.
Батявка, батенька – старинное слово, которое до сих пор употребляется в некоторых областях: Рязанской, Тамбовской, Вологодской. Означает «родитель, отец».
Бессовестный - не имеющий совести, т.е. неправдивый, криводушный, бесстыжий, наглый.
Кутенок - щенок, собачонка.
Шаромыжник - жулик.
Чтение текста детьми по цепочке с вопросами о прочитанном.
- Какое из слов, которыми ругала Лидия Мальку, описывает внешность собаки? (кривоногая)
- Почему Лидия была недовольна рождением щенков?
- Какие чувства испытала Малька, оставшись без щенков? (тревогу, страх за щенков, огорчение)
- Как Малька отнеслась к потере щенка?
- Какие препятствия встречались Мальке на пути в другую деревню?
- Физкультминутка.
- Анализ произведения. Выборочное чтение. Заполнение кластера.
- Определите жанр произведения. Обоснуйте свой ответ. (Это рассказ).
Признаки рассказа
- Повествование о реальных событиях.
- Небольшой объём.
- Немного действующих лиц.
- Описание одного эпизода.
- Определите тему рассказа. (Этот рассказ о животных).
- Давайте дадим характеристику главному герою. Свои выводы мы будем заносить в кластер
- Назовите главного героя рассказа. (Малька)
В кластере пишем МАЛЬКА.
- Кто такая Малька? (Собака).
В кластере пишем СОБАКА.
- Какая Малька? Опишите её.
В кластере пишем МАЛЕНЬКАЯ, КРИВОНОГАЯ.
- За что ее ругала Лидия? Прочитайте.
В кластере пишем ПРИНЕСЛА ДВУХ ЩЕНЯТ.
- Как вела себя Малька, когда ее Лидия ругала? Найдите и прочитайте это место.
- Как хозяйка поступила со щенками?
- Прочитайте, что однажды увидел автор? Чему он удивился?
- Куда и зачем каждый день бегала Малька?
В кластере пишем БЕГАЕТ КОРМИТЬ СЫНКА.
- Как поступала с ней хозяйка?
- Какой путь приходилось Мальке преодолевать каждый день?
- Какое открытие сделал рассказчик? Докажите это открытие словами из текста.
- Как нужно читать эти строки, с каким чувством? (С восхищением).
В кластере пишем ВЕРНАЯ МАМАША.
Работа в парах.
- Обсудите, в чём заключается главная мысль рассказа. Закрасьте в кластере ту часть, где заключена, по - вашему мнению, главная мысль о Мальке.
4. Рефлексия.
- Чему люди могут научиться у Мальки?
Подведение итогов урока. Оценивание работы.
- Назовите имя писателя, с творчеством которого познакомились на уроке.
- Какой рассказ прочитали? О ком он?
- Что вы знали до урока по нашей теме?
- Что нового для себя вы узнали на уроке?
- Что вам захотелось ещё узнать после этого урока? (Узнать больше о жизни и характере собак).
- Оцените свою работу на уроке в своих листочках. Напротив утверждения поставьте «+», если вы согласны с ним и «-», если не согласны.
- Поднимите руку, у кого получилось 4 плюса и меньше.
-У кого шесть плюсов и больше?
Выставление оценок за урок.
Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/22/picture-92723-1366660351.jpg)
План-конспект урок математики 1 класс ФГОС тема: Тема: "Сложение и вычитание"
Планируемые результаты: сформирование вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 10.УУД:1. Личностные универсальные учебные действия:- учебно-познавательный интерес к новому у...
Конспект урока во 2 классе по теме: « Числовые выражения». (интегрированный урок по математике и окружающему миру). Животные в мире чисел
Представлен конспект интегрированного урока по математике и окружающему миру: "Животные в мире чисел". Также прилагается презентация....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/08/picture-705087-1446999243.jpg)
Конспект урока музыки 2 класс по теме "Гори,гори ясно, чтобы не погасло" урок Масленица"
разработка урока по программе "Музыка" Е.Д.Критской,раздел "Гори,гори ясно,чтобы не погасло" урок "Масленица"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/11/picture-774890-1544526104.jpg)
Конспект урока по литературному чтению на тему «В. Белов «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку»
Конспект урока по литературному чтению на тему «В. Белов «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/29/picture-772629-1504014693.jpg)
Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "В. Белов, "Малька провинилась""
Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема урока: В. Белов, «Малька провинилась»Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Белова; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/29/picture-772629-1504014693.jpg)
Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "В. Белов, "Малька провинилась"" 2 часть
Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема урока: В.Бианки «Мышонок Пик»Цели урока: продолжить знакомить учащихся с творчеством В. Бианки; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображен...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/11/picture-338302-1420983176.jpg)
конспект урока по литературному чтению по теме "В. Белов. Малька провинилась", 3 класс
конспект урока по литературному чтению по теме "В. Белов. Малька провинилась", 3 класс...