Рабочя тетрадь по литературному чтению 3 класс
методическая разработка по чтению (3 класс)
Рабочая тетрадь ориентирована на учителей, работающих по учебнику «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, 3 класс, часть 1, 2 (Москва, Просвещение, 2021г).
Используется для работы с третьеклассниками параллельно с книгой для чтения. Тетрадь организует читательскую деятельность учащихся, помогает глубже усвоить содержание учебника.
Рабочая тетрадь предназначена для совершенствования техники чтения, для развития умения понимать прочитанное, а также для выполнения творческих заданий.
Включает систему заданий к произведениям, вошедшим в учебник.
Тетрадь призвана ввести ребёнка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания вовлекают детей в диалог с текстом, развивают чувство слова, обогащают речь, повышают уровень начитанности и создают условия для дифференцированной работы на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_tetrad_po_literaturnomu_chteniyu_3_klass.doc | 377.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 г. Михайловска
Рабочая тетрадь
по литературному чтению
3 класс
Разработала:
учитель начальных классов
Минхайдарова Наталья Николаевна
2023г..
Пояснительная записка
Рабочая тетрадь ориентирована на учителей, работающих по учебнику «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, 3 класс, часть 1, 2 (Москва, Просвещение, 2021г).
Используется для работы с третьеклассниками параллельно с книгой для чтения. Тетрадь организует читательскую деятельность учащихся, помогает глубже усвоить содержание учебника.
Рабочая тетрадь предназначена для совершенствования техники чтения, для развития умения понимать прочитанное, а также для выполнения творческих заданий.
Включает систему заданий к произведениям, вошедшим в учебник.
Тетрадь призвана ввести ребёнка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания вовлекают детей в диалог с текстом, развивают чувство слова, обогащают речь, повышают уровень начитанности и создают условия для дифференцированной работы на уроке.
C целью развития творческого воображения, тетрадь выполнена в чёрно-белом варианте. Ученик при работе с текстом определяет цветовую гамму произведения и самостоятельно оформляет страницу.
Данная тетрадь направлена:
1) На личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование его индивидуальности;
2) На становление всех форм общения – слушания, чтения, говорения, письма;
3) На познание окружающего мира и самого себя.
Соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Тетрадь
по литературному чтению
учени__________ класса___
_____________ школы ____
________________________
________________________
Путеводитель:
☺ Выполни новое задание
▲ Работай устно
▓ Запомни!
¶ В помощь возьми карандаш
* Смотри словарь умных слов
** Смотри словарь настроений
● Тебе в помощь
£ Твоя творческая работа
Т Смотри толковый словарь
Тетрадь №1
Устное народное творчество
☺ Как переводится с английского языка слово «фольклор»?_________________________
_____________________________________________________________________________
☺ Какие виды устного народного творчества ты знаешь? Заполни пустые клетки.
Виды устного народного творчества
пословицы | загадки | |
частушки |
☺ Найди и запиши загадки.
О природе: ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
О животных: _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Об овощах: ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
О доме, домашних вещах: ______________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Об инструментах: _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
☺ Отгадай загадку. Запиши отгадку.
Кланяется, кланяется, придёт домой растянется.
_________________________________________
☺ Запиши пословицы.
О труде и мастерстве:_________________________________________________________
О лене и безделье: ____________________________________________________________
О дружбе: ____________________________________________________________________
О Родине: ____________________________________________________________________
☺ Как надо проговаривать скороговорку? Подчеркни
плавно быстро чётко
медленно ласково громко
отрывисто певуче нежно
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
☺ Выпиши, о чём Алёнушка предупреждала братца.
1. Не пей, братец, _____________________________ станешь!
2. Не пей, братец, _____________________________станешь!
3. Не пей, братец, ____________________________ станешь!
▓ В сказках часто используются такие эпитеты٭, как: добрый молодец, дремучий лес.
Они называются постоянными эпитетами.
☺ Выпиши из текста постоянные эпитеты.
Девица - ______________________ Ножи - _________________________
Трава - _______________________ Поле - __________________________
☺ Каковы героини сказки по характеру? Выбери слова и соедини их с персонажами.
заботливая
хитрая
Алёнушка ласковая Ведьма
жестокая
кроткая
¶ Выполни иллюстрацию к сказке.
Обоснуй свой выбор: ___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Иван-царевич и серый волк
☺ Запиши, как начинается сказка. Подчеркни, что сообщается о героях.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
▲ Перечитай сказку. ☺ Заполни таблицу.
Имена царей | Что должен добыть | В кого превращался волк | Что получил Иван-царевич |
☺ Восстанови, в каком порядке происходят события в сказке. Пронумеруй их.
Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы.
Серый волк спасает Ивана-царевича.
Братья караулят сад.
Иван-царевич добывает Жар-птицу у царя Афрона.
Возвращение Ивана домой.
Иван добывает Елену Прекрасную у царя Далмата.
Иван-царевич стережёт сад.
Обратный путь Ивана. Помощь серого волка.
Встреча Ивана с серым волком.
Смерть Ивана от рук братьев.
Иван-царевич добывает коня у царя Кусмана.
Наказание злых сил.
▲ Составь пересказ по плану.
☺ Что получил Иван-царевич? Подчеркни нужные слова.
Иван-царевич вернулся пеший в лес, посадил Елену Прекрасную на златогривого коня, взял золотую клетку с Жар-птицей и поехал путём-дорогой в родную сторону.
☺ Какие приметы волшебной сказки ты обнаружил в этой сказке? Подчеркни.
Волшебные герои, волшебное место действия, волшебные превращения, волшебные предметы, троекратные повторы, постоянные эпитеты.
▲ Перечитай третью часть сказки. ☺ Найди и запиши пословицу.
Сивка-бурка
☺ Сколько раз состязался Иванушка? Выпиши.
1. « … прыгнул – только ___________________ до царевны не допрыгнул».
2. « … прыгнул – только ___________________ до царевнина окна не достал».
3. « … прыгнул – и ________________________ до окна!»
▓ События, персонажи, слова в волшебной сказке повторяются три раза.
☺ Запиши примеры троекратных повторов٭:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
☺ Кто помогал Иванушке добиться цели?
_____________________________________________________________________________
▓ Чудесное животное, которое помогает герою в волшебной сказке, называют помощником.
☺ Соедини старинное слово из сказки с его значением.
Перстень старая одежда
Худая одежонка звать
Кликать кольцо
Лапти обувь
Проверочная работа к разделу
Сказки٭ часто начинаются такими словами:
«Жили-были старик со старухой»,
«В некотором царстве, в некотором государстве»
▓ Эти слова называются зачином. Он вводит слушателей в фантастический мир сказки.
«Жил-был царь _____________________________, у него_________________________ __________________________________________________________________________».
«Жил-был старик, и было ____________________________________________________».
▓ Сказки часто заканчиваются концовкой. В ней сказочник возвращает слушателей из фантастического мира в реальный.
☺ Выпиши примеры концовок:
«А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они______________________ ___________________________________________________________________________».
«Я на том пиру был, мёд-пиво пил, ____________________________________________ ___________________________________________________________________________».
☺ Определи, где концовки, поставь знак +:
«Без присказки сказка – что без полозьев салазки»
«Это ещё не сказка, а присказка, сказка вся впереди»
«За тридевять земель, в тридесятом государстве…»
«Жили-были…»
«Стали они жить-поживать и добра наживать…»
«Я там был, мёд-пиво пил, по бороде текло, в рот не попало…»
☺ Прочитай и определи, из каких сказок эти отрывки:
«Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка»
_____________________________________________________________________________
«Старик со старухой умерли. Остались Алёнушка да Иванушка одни-одинёшеньки»
_____________________________________________________________________________
«Вот старик и говорит: «Милые мои дети, стерегите пшеницу каждую ночь по очереди, поймайте вора!» _______________________________________________________________
«Помчался серый волк с Иваном-царевичем, Еленой Прекрасной обратной дорогой – синие леса мимо глаз пропускает, реки, озёра хвостом заметает» _____________________________________________________________________________
«Туго пришлось волку, едва жив из беды вырвался. Бежит, товарищам кричит: «Ой, братцы, уходите! Ой, братцы, бегите!» ____________________________________________
☺ Какие сказочные приметы ты знаешь? Допиши.
Зачин, волшебные герои и события, ______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
☺ Допиши в каждую группу героев из разных сказок раздела.
Положительные герои: _________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Отрицательные герои: _________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Герои-помощники: ____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Нейтральные персонажи: ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
☺ Какие черты характера есть у всех положительных героев сказок? Подчеркни.
Смелость, доброта, находчивость, жадность, трудолюбие, зависть, леность, бескорыстие, мудрость, грубость, глупость, жалость.
● Как сочинить волшебную сказку*?
1. Придумай необычное место действия (начни с зачина!)
2. Придумай главного героя (или героиню).
3. Какая важная цель стоит перед ним?
4. Какие препятствия герой будет преодолевать на своём пути? Повтори их 3 раза.
5. Какой у него будет помощник?
6. С кем будет сражаться главный герой?
7. Добьётся ли герой своей цели? Как?
8. Не забудь о концовке!
£ Моя волшебная сказка!
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Былины
Знаешь ли ты, что раньше былины пели, сопровождая себе игрой на старинном музыкальном инструменте – гуслях.
☺ Обведи жанр произведения.
«Добрыня Никитич» - это:
а) сказка
б) быль
в) былина
☺ Что общего у былины и сказки?
1. Место действия: _____________________________________________________________
2. Вредитель: _________________________________________________________________
3. Кого похищает Змей? ________________________________________________________
4. Каков главный герой? ________________________________________________________
☺ Чем различаются волшебная сказка и былина? Продолжи фразы:
Сказка сказывается, а былина - __________________________________________________
Сказка – вымысел, а былина - ___________________________________________________
В сказке – герои, а в былине - ___________________________________________________
В сказке герои добывают богатство, невесту, а в былине - ___________________________
_____________________________________________________________________________
☺ Выпиши из былин постоянные эпитеты, характеризующие богатырей.
Добрыня Никитич - ___________________________________________________________
Илья Муромец - ______________________________________________________________
☺ Подчеркни главные качества богатыря:
- остроумный и весёлый
- смелый, храбрый, отважный
- у него огромная физическая сила
- любит вкусно поесть
- его главное дело – защищать Русскую землю
- добрый, ласковый, обходительный
£ Мой рассказ о богатыре!
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
¶ Нарисуй русского богатыря!
Илья Муромец и Соловей-разбойник
☺ Собери и запиши скороговорку:
летит по копыт полю от
пыль топота
_____________________________________________________________________________
☺ Как описывается Соловей-разбойник? Допиши:
Он кричит, злодей, ____________________________________________________________,
а свищет _____________________________________________________________________.
От его покрика, от его посвиста
цветы и травы ________________________________________________________________,
леса _________________________________________________________________________,
люди ________________________________________________________________________.
☺ В сказках герой три раза сражается с врагом. И каждый раз ему всё труднее. А как Илья Муромец справился с Соловьём-разбойником? Запиши:
Натянул ___________________________, наложил __________________________________
- пустил ___________________________ в Соловья. Попала __________________________
прямо в ______________ разбойнику. Повалился Соловей с _________________ на землю.
▲ Почему Илья Муромец так легко победил Соловья?
☺ Подбери к устаревшим словам современную «пару»
даро′ван - ____________________________________________________________________
пу′ще - ______________________________________________________________________
на′добно - ____________________________________________________________________
испи′ть, вы′кушать - ___________________________________________________________
прекосло′вить - _______________________________________________________________
схорони′лся - _________________________________________________________________
сто′льный град - _______________________________________________________________
¶ Пофантазируй и нарисуй портрет Соловья-разбойника. Для этого внимательно перечитай текст: где он живёт, как выглядит, как себя ведёт.
Страницы русской классики
Фёдор Иванович Тютчев
Люблю грозу в начале мая
● Уточни значение некоторых слов:
Резвяся – резвый – подвижный, весёлый.
Перлы – жемчужины, что-нибудь чистое и блестящее, как жемчуг.
Проворный – быстрый, торопливый.
Гам – нестройный гул голосов.
Нагорный – находящийся, расположенный на горе, на горах.
▓ Стихотворение отличается от прозы. Важное отличие – это рифма. Слово рифма в переводе с греческого означает соразмерность.
☺ Перечитай строфу. Укажи рифмующие строки. Запиши название рифм.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит…
☺ Подчеркни буквы, которые передают звуки грома.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
☺ Найди в стихотворении* «волшебное» слово, в котором «спрятаны» звуки грома и звуки дождя:
г | р | щ |
☺ Выпиши слова, которые передают весенние цвета.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
☺ Какое настроение** помогают передать эти звуки, цвета?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
▓ В древнегреческих мифах Зевс был богом грома и молнии, он изображался с орлом на плече. Геба была его дочерью, богиней молодости. На пирах она разливала из кубка волшебный напиток – нектар.
Листья
☺ Соедини устаревшее слово с его современной парой.
Ввек надоевший
Зефир могучий, сильный
Буйный всегда
Докучный южный ветер
▓ Люди в Древней Греции придумали название для холодного и тёплого ветров. Грозный, холодный северный ветер представлялся в сознании греков как бог Борей, а тёплый и мягкий западный ветер – как бог Зефир.
☺ От чьего лица идёт рассказ? Выпиши слова и ответь.
Мы ж, ______________________________________________________________________...
О буйные ветры, скорее, скорей! Скорей нас _______________ с докучных ____________!
Летите, летите! Мы с вами _____________________________________________________!
☺ Подчеркни определения, которые ты считаешь более точными для определения характера листьев.
Легкомысленный, упрямый, шаловливый, решительный, возвышенный, жизнерадостный, капризный, беспокойный.
▓ Ф. И. Тютчев одушевил листья, помог нам увидеть их мечты, характер. Такой приём называется олицетворением*.
☺ Подчеркните слова, доказывающие олицетворение.
Мы ж, лёгкое племя,
Цветём и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе,
Играли с лучами,
Купались в росе!..
Афанасий Афанасьевич Фет
Мама! Глянь-ка из окошка …
☺ Кто герой этого стихотворения?
_____________________________________________________________________________
● Уточни значение некоторых слов.
Тороватый – щедрый (не скупой)
☺ Какие чувства, какое настроение٭٭ вызвали эти картины у ребёнка?
_____________________________________________________________________________
☺ Какие определения даёт поэт инею?
_____________________________________________________________________________
☺ С чем автор стихотворения сравнивает снег?
_____________________________________________________________________________
▓ Поэт употребил слово вата в переносном значении, на основе сходства её со снегом. Этот приём в литературе называется метафорой٭.
Я пришёл к тебе с приветом…
☺ От какого лица написано стихотворение? _______________________________________
☺ К кому обращается герой стихотворения? _______________________________________
☺ Перечитай строфу. Укажи рифмующиеся строки. Запиши название рифм.
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой…
_____________________________________________________________________________
☺ Выпиши олицетворения*, которые рифмуются:
Солнце__________________________ По листам ___________________________________
Лес _____________________________ Каждой птицей _______________________________
☺ Какие эпитеты* использует автор?
Свет - _________________________________________
Жажда - _______________________________________
☺ Какую по настроению** картину рисует поэт с помощью этих эпитетов и олицетворений?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зреет рожь над жаркой нивой…
☺ Что изобразил автор в своём стихотворении? ____________________________________
☺ Перечитай строфу. Укажи рифмующиеся строки. Запиши название рифм.
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
_____________________________________________________________________________
T Найди значение слов:
Смежает - ____________________________________________________________________
Прихотливый - ________________________________________________________________
Безбрежная - __________________________________________________________________
Огнедышащее - _______________________________________________________________
☺ Как помогают представить картину, изображённую поэтом, слова: жаркая, прихотливый, золотые, безбрежная, огнедышащая?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Алексей Константинович Толстой
Вот уж снег последний в поле тает…
☺ Выпиши из второго четверостишия олицетворения*:
______________ лес, в зелёный дым _________________,
Тёплых гроз _____________________ _______________,
Всё весны ______________________ ________________,
Всё кругом и ___________________ и _______________.
☺ Какое настроение** природы помогают передать эти олицетворения?
_____________________________________________________________________________
☺ Подчеркни слова, выражающие настроение «друга».
Отчего ж в душе твоей так мрачно
И зачем на сердце тяжело?
Грустно жить тебе, о друг, я знаю,
И понятна мне твоя печаль…
▓ Автор начинает стихотворение с радостных картин природы, а потом говорит о печали и грусти. Такой приём называется контрастом. Он помогает поэту более ярко выразить чувства.
Аполлон Николаевич Майков
Весна.
T Найди в словаре значение слов:
Колесница - __________________________________________________________________
Тщедушной - _________________________________________________________________
Благовонных - ________________________________________________________________
Саван - ______________________________________________________________________
☺ Перечитай строфу. Укажи рифмующие строки. Запиши название рифм.
Уходи, Зима седая!
Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с горной вышины!
☺ Почему автор слова Зима и Весна пишет с заглавной буквы?
_____________________________________________________________________________
¶ Нарисуй иллюстрацию к этому стихотворению.
Александр Сергеевич Пушкин
Уж небо осенью дышало…
☺ Подчеркни метафоры*:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало…
☺ О каком периоде осени говорится в стихотворении?
_____________________________________________________________________________
● Уточни значение некоторых слов:
Караван – движущаяся вереница – друг за другом.
Сень – то, что покрывает кого-нибудь, что-нибудь.
☺ Как можно озаглавить этот отрывок?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В тот год осенняя погода…
☺ Какое настроение** вызвало у тебя это стихотворение?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
● Уточни значение некоторых слов:
На третье в ночь – ночью на 3 января.
Куртины – цветочные грядки, клумбы.
☺ Подчеркни то слово, которое доказывает, что зима долго не наступала:
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа…
☺ Выпиши, что увидела Татьяна, выглянув в окно.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
☺ О чём говорит поэт:
«Деревья в зимнем серебре»? ___________________________________________________
«Зимы блистательный ковёр» __________________________________________________
Опрятней модного паркета…
☺ С чем сравнивается речка, покрытая льдом?
_____________________________________________________________________________
☺ С каким настроением мальчики скользят по льду?
_____________________________________________________________________________
☺ Какое слово помогает передать звук скользящих коньков? ________________________
☺ Поэту удаётся несколькими словами описать картину первого снега. Запиши, каким изображён первый снег? Подчеркни, как он назван?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
¶ Нарисуй иллюстрацию к этому стихотворению.
Зимнее утро.
● Уточни значение некоторых слов:
Нега – блаженство.
Аврора – утренняя звезда.
Вечор – вчера.
Нынче – сегодня.
☺ Перечитай первую строфу и выпиши слова, с которыми герой обращается к своей собеседнице.
Д |
| г | п | е | т |
к | а | ц |
з | д |
☺ Как герой относится к своей собеседнице? Выбери и подчеркни слово.
С нежностью, с восхищением, с любовью, шаловливо.
☺ Перечитай стихотворение. В одну колонку выпиши название настроения, а в другую слова, которые создают это настроение.
1 строфа. Утренняя _____________________________ ликующее, ___________________________ | «День ______________________!», «Пора, красавица, ___________________...» «Звездою ___________________________!» |
2 строфа. Тоскливое ____________________________ | «Вьюга ____________________», «На _______________________ небе», «Тучи _____________________», «И ты ______________________...» |
3 строфа. Восхищённое, _________________________ | «__________________________ коврами, _________________________ на солнце…», «________________________ лес» |
4 строфа. Уютное, ______________________________ | «________________________ блеском», «________________________ треском», «________________________ думать ...» |
5 строфа. Бодрое, _______________________________ | «…предадимся __________________ __________________________ коня», «поля _____________________» |
Слова – подсказки: утренняя радость, ликующее, тоскливое, печальное, восхищённое, восторженное, уютное, спокойное, светлое, бодрое, мечтательное, грустное, возвышенное.
▓ В этом стихотворении резкая смена настроения или картин в произведении. Такая резкая замена на противоположное называется антитезой, или противопоставлением.
¶ Герой переживает контрастные настроения. Что можно сказать о таком человеке? Закрась ответ, который ты считаешь более подходящим.
Мне кажется, у этого человека глубокие, сильные чувства. |
Я думаю, что он просто легкомысленный, несерьёзный человек. |
Мне кажется, он влюблён, и поэтому ему Всё в жизни нравится: и вьюга, и солнце… |
Зимний вечер.
● Уточни значение некоторых слов:
Веретено – ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заострённым концом.
Кроет – покрывает.
Лачужка – небольшая, старенькая избушка.
Обветшалая кровля – старая, разрушающаяся крыша.
☺ Выпиши сравнения*:
«… то, как ___________________, она завоет,
То заплачет, как _____________________ …»
«То, как _____________________ запоздалый,
К нам в окошко ________________________.»
☺ С кем и с чем сравнивает поэт бурю? ___________________________________________
☺ К кому обращается поэт? _____________________________________________________
☺ Как он относится к своей няне? Подчеркни.
С нежностью, с восхищением, с любовью, с настороженностью.
▓ Маленький Пушкин очень любил слушать сказки, которые рассказывала ему его няня, Арина Родионовна, сумевшая привить будущему поэту любовь к народному творчеству.
Сказка о царе Салтане,
о сыне его славном и могучем
богатыре князе Гвидоне Салтановиче
и о прекрасной царевне лебеди.
● Уточни значение некоторых слов:
Зыбей – зыбь – лёгкая волна.
Клив – клюв.
Град – город.
Колымага – большая старинна телега.
Двор – придворные, ближайшие к царю или князю люди.
Венец – драгоценный головной убор.
☺ Можно ли сказку назвать волшебной? Докажи.
1. Место действия: ____________________________________________________________
2. Чудесные персонажи: ________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Волшебный помощник: ______________________________________________________
4. Превращения: ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
☺ Составь план первой части сказки.
1) ___________________________________________________________________________
2) ___________________________________________________________________________
3) ___________________________________________________________________________
4) ___________________________________________________________________________
5) ___________________________________________________________________________
☺ Сколько раз и в кого превращался князь Гвидон? Найди в тексте и выпиши.
1. «Тут он в точку уменьшился,
_______________ оборотился…»
2. «В _______________ князь оборотился…»
3. «…________________________________
_____________________________________...»
☺ Князя Гвидона «съедает» грусть-тоска, а как изображается царь Салтан:
…весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице.
☺ Почему грустят царь Салтан и князь Гвидон? ___________________________________
_____________________________________________________________________________
☺ Дай характеристику одному из героев по плану:
1. Имя героя, его место жительства.
2. Действия и поступки, совершаемые героем; их характеристика.
3. Внешность и характер героя.
4. Отношение автора к герою.
5. Твоё отношение к герою.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
¶ О чём эта сказка? Для чего автор её написал?
Эта сказка о чудесах на острове Буяне: о белочке, 33 богатырях, царевне лебеди. А ещё – о превращениях князя Гвидона и его полётах в царство Салтана. |
Эта сказка о зависти, которая может превратить самых близких людей – сестёр – в жестоких и злых существ. |
Пушкин написал сказку о доброте и верности, которые способны разрушить самые хитрые и коварные злодейства. А ещё о самом главном чуде в жизни – о человеческой любви: к отцу, к сыну, к отчему дому. |
☺ А как ты считаешь? Добавь свои рассуждения. __________________________________
_____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Иван Андреевич Крылов
Мартышка и Очки
▓ Басня – небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей. Басня заканчивается или начинается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.
● Уточни значение некоторых слов:
Дюжина – 12.
Полдюжины – 6.
Темя – верхняя часть головы.
Нанижет – оденет подряд на нитку, проволоку.
Невежда – необразованный, несведущий человек.
К худу клонит – к плохому клонит.
Познатней – знать – в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса.
Невежа – грубый, невоспитанный человек.
☺ Подчеркни слова, показывающие те действия, которые совершала Мартышка с Очками.
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет
☺ Впиши слова, которые использует И.А. Крылов, чтобы подчеркнуть невежество Мартышки.
Очков _____________ себе она _______________;
_________________ очками _____________ и ___________;
То к _______________ их __________, то их ___________,
То ___________________, то их ________________;
Очки _________________ никак.
☺ Подбери синонимы к словам, выражениям, исходя из смысла басни.
Слаба глазами –
Завести очки –
Пропасть –
А проку на волос нет –
Хватила о камень –
Брызги засверкали –
Ворона и Лисица
☺ Какая Лиса в народных сказках? Напиши её сказочные прозвища.
_____________________________________________________________________________
☺ Как изображает Лисицу И.А. Крылов? Впиши слова, характеризующие её.
«______________________ к дереву на ________________________ подходит;
_______________________ хвостом, с Вороны __________________________
И говорит так ___________________________, чуть ____________________...»
☺ Запиши ласковые слова, которыми Лиса называет Ворону.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
T Как ты понимаешь слова:
Лесть - ______________________________________________________________________
Вещунья - ____________________________________________________________________
☺ Как автор относится к «плутовке»? Выбери и подчеркни вариант(-ы) ответа.
С восхищением, с насмешкой, с уважением, с любовью.
☺ Выпиши мораль этой басни.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
▓ В баснях Крылова действуют персонажи-животные. Такой приём, когда под образами животных подразумеваются человеческие качества (глупость, хитрость, жадность) называется иносказанием, или аллегорией.
Михаил Юрьевич Лермонтов
Утёс
T Что такое утёс? Найди значение этого слова в словаре.
Утёс - _______________________________________________________________________
☺ Впиши пропущенные слова. Как М.Ю. Лермонтов описал тучку?
Ночевала тучка ______________________
На груди _____________ - _____________,
Утром в путь она _________________ рано,
По лазури __________________________...
☺ Как поэт говорит о тучке и утёсе? Выпиши слова.
Тучка Утёс
_______________________________ __________________________________
_______________________________ __________________________________
Горные вершины
☺ Каким тоном и в каком темпе нужно читать это стихотворение? Подчеркни ответ или напиши свой.
Тон Темп
спокойный быстрый
радостный умеренный
грустный медленный
________________ ________________
☺ Перечитай стихотворение и подчеркни важные слова (логические ударения). Укажи паузы (короткая /, средняя //, длинная ///).
Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты.
☺ Какую музыку ты мог бы подобрать к стихотворению? Подчеркни.
Печальную, грустную, протяжную, торжественную.
Лев Николаевич Толстой
Акула
☺ Что ты испытал при чтении этого рассказа?
_____________________________________________________________________________
☺ Выпиши из рассказа слова, передающие состояние артиллериста:
1. Отец мальчика, ______________ артиллерист, стоял на палубе и _______________
на своего ____________________.
2. Артиллерист, ______________ как ________________, не ______________, смотрел на детей.
3. Визг этот как будто _______________ артиллериста. Он _______________ с места и _________________ к пушкам. Он _________________ хобот, _____________ к пушке, _________________ и взял _____________.
☺ Как ты понимаешь выражение: «Не выдавай! Поднатужься!»?
_____________________________________________________________________________
☺ Что ты можешь сказать об отце мальчика? Выбери вариант(-ы) ответа.
Решительный, азартный, отважный, безрассудный, легкомысленный, жестокий, любящий, эмоциональный.
£ Придумай другое заглавие к этому рассказу.
_____________________________________________________________________________
Прыжок
☺ Подумай, из-за чего мальчик полез за обезьянкой. Выбери вариант ответа, докажи.
1) Ему было жалко потерянной шляпы.
2) Он хотел посоревноваться с обезьянкой.
3) Ему стало стыдно из-за смеха матросов.
☺ Впиши слова в два столбика, характеризующие поведение людей и мальчика на палубе.
Все засмеялись. | Сам не знал, смеяться ли ему или ________. |
Матросы громче стали _________________. | А мальчик ____________________________ |
Все смотрели и смеялись тому, что _______ | Мальчик очень раззадорился. Он _________ |
Все замерли от ________________________ | Он пустил верёвку и ___________________ |
Вдруг в народе кто-то __________________ | Мальчик от этого крика_________________ |
☺ Подчеркни слова, которыми ты охарактеризуешь поведение мальчика.
Смелость; желание испытать себя; стремление отстоять своё достоинство; мальчишеский задор; желание покрасоваться; желание доказать, что он сын капитана; упрямство; глупость; геройство; хвастовство; сделать всё по-своему.
☺ Какие пословицы можно отнести к рассказам Л.Н. Толстого? Если к рассказу «Акула», ставь в квадрате А. Если к рассказу «Прыжок», букву П.
Будь храбр по уму и по сердцу.
Гордится отец, что сын у него – храбрец.
Одним умением, без привычки, хорошо не сделаешь.
Кому потеха, а мне не до смеха.
Где смекнёт боец, там врагу конец.
Лев и собачка
▲ Прочитай, как начинается рассказ.
☺ Как ты думаешь, почему автор так начал свой рассказ?
_____________________________________________________________________________
☺ Как лев посмотрел на собачку, когда впервые увидел её? Выпиши из рассказа слова.
1) Лев ________________ её лапой и __________________.
2) Лев ________________ на собачку, _________________ голову со стороны на сторону и ____________________ её.
☺ Сравни поведение людей и животных в рассказе. Подумай, как автор относится:
к животным - ________________________________________________________________
к людям - ____________________________________________________________________
Слова-подсказки: с насмешкой, с любовью, с пониманием, с осуждением, с сочувствием.
☺ Какими словами Толстой пишет о собачке?
_____________________________________________________________________________
☺ Найди и запиши слова, в которых Л.Н. Толстой говорит про льва и собачку как о людях.
_____________________________________________________________________________
T Как понимаешь значение слов:
Трагедия - ____________________________________________________________________
Доброта - ____________________________________________________________________
Красота - ____________________________________________________________________
☺ Похожи ли рассказы Льва Толстого? Выбери вариант ответа или дай свой ответ.
В рассказах Л.Н. Толстого много напряжённых, удивительных событий. А ещё – действие в них происходит в необычном месте. |
В рассказах Толстого главными героями являются животные. |
Нет, героями рассказов являются люди! Автор раскрывает их характеры. Он показывает переживания героя в самый напряжённый момент его жизни. |
Какая бывает роса на траве.
☺ Уточни значение некоторых слов:
Алмазы – прозрачные драгоценные камни.
Бархат – плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.
☺ Найди в тексте слова, которые выбрал автор, чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
☺ Определи тип текста. Как его можно назвать?
_____________________________________________________________________________
☺ Подумай, с какой целью Толстой написал рассказ?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Куда девается вода из моря.
☺ Определи тип текста. Как его можно назвать?
_____________________________________________________________________________
☺ Как называется явление, о котором пишет Л.Н. Толстой?
_____________________________________________________________________________
£ Придумай свой рассказ с описанием или с рассуждением.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А знаешь ли ты, что Лев Николаевич Толстой большую часть жизни прожил в своём имении Ясная Поляна, недалеко от города Тулы. Там он создал школу для крестьянских детей и учил их грамоте, счёту, письму и чтению. Многие рассказы и басни вошли в его книгу «Азбука».
Александр Иванович Куприн
Слон
А знаешь ли ты, что самые крупные слоны – африканские. Рост их достигает 4м, вес – 7 тонн. Индийские слоны меньше – 2-3 м в высоту и 5 тонн весом. Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко нести своё тело по горным тропам, они превосходно плавают. Питаются слоны травами, листьями, плодами. Живут они в лесах, вблизи воды. Хобот у слонов это нос, сросшийся с верхней губой. Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьёт, как из шланга. Хоботом слон защищается от врага – захватывает цепким концом, обвивает и душит или бросает под ноги и топчет. Хоботом может вывернуть с корнями мощное дерево и поднять с земли маленькую монетку.
☺ Составь план к этому рассказу.
1)____________________________________________________________________________
2)____________________________________________________________________________
3)____________________________________________________________________________
4)____________________________________________________________________________
5)____________________________________________________________________________
6)____________________________________________________________________________
▓ План в сжатой форме передаёт основное содержание произведения. План бывает кратким или развёрнутым, подробным.
☺ Какой была главная героиня рассказа? А каким тебе показался слон? Подчеркни.
Надя Слон
ласковая добродушный
капризная весёлый
одинокая послушный
милая смешной
упрямая важный
равнодушная аккуратный
жизнерадостная нежный
мечтательница грубый
☺ Задай вопросы по содержанию прочитанного своим одноклассникам. Выдели вопрос, который ты считаешь самым важным.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Иван Саввич Никитин
Полно, степь моя, спать беспробудно
☺ Уточни значение некоторых слов:
Полно (спать беспробудно) – значит, хватит.
Ковыль – степная трава.
В угоду косцам – удовлетворить косцов, сделав им приятное (хорошей травой).
Копна – небольшой округлый стог сена, снопов.
☺ Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина? Опиши их.
1)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
☺ Как называет автор траву? __________________________________________________
☺ К кому обращается поэт? ___________________________________________________
☺ Озаглавь стихотворение. ____________________________________________________
☺ Подумай, в каком темпе ты будешь читать стихотворение. Выбери вариант ответа.
В быстром темпе, чётко, громко произнося слова, напевно, медленно.
¶ Нарисуй иллюстрацию к стихотворению.
Утро
☺ Какое настроение** у героя этого стихотворения?
_____________________________________________________________________________
☺ Подумай, в каком темпе ты будешь читать стихотворение. Выбери вариант ответа.
Быстро, медленно, неторопливо, спокойно.
☺ Найди в тексте повторы*.
1) Воду морщит - _____________.
2) ___________ - далеко колокольчик звенит.
3) А восток всё горит - __________________.
☺ Выпиши эпитеты*, которые передают цвета.
____________ пар, __________ свет, роса _______________, _____________ потоки.
☺ Какая картина создаётся с помощью этих слов? Выбери.
Праздничная, счастливая, яркая, умиротворённая.
Встреча зимы
☺ Какое настроение** в начале стихотворения?
_____________________________________________________________________________
☺ Выпиши эпитеты*, которые передают «зимнее» настроение.
1) Воздух _______________ и _________________
2) Снег _______________________________ огнём
3) Смотрит ____________________________ лес
☺ Перечитай строчки стихотворения, подчеркни сравнение*:
И на ветках берёз,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слёз.
☺ В стихотворении ты прочитал строчки:
Наша русская кровь
На морозе горит!
В каком смысле использовано слово «горит»?
_____________________________________________________________________________
▓ Писатели часто используют слова в переносном значении, чтобы усилить выразительность и красоту речи.
Найди в стихотворении это же слово, употреблённое в переносном значении:
_____________________________________________________________________________
☺ Найди и подчеркни слова в переносном значении.
Рассыпай же, зима,
До весны золотой
Серебро по полям
Нашей Руси святой!
Что поэт подразумевает под этими словами?
_____________________________________________________________________________
¶ Нарисуй иллюстрацию к стихотворению.
Иван Захарович Суриков
Детство
T Найди значение слов. Пользуйся словарём.
Лапти - ______________________________________________________________________
Прялка - ______________________________________________________________________
Светец - _____________________________________________________________________
▲ Перечитай строки, где мальчик рассказывает о своих любимых сказках. Подумай, как будешь их читать. Выбери.
Спокойно, медленно, с волнением, с ожиданием волшебства.
☺ Какая сказка снилась мальчику?
_____________________________________________________________________________
Зима
☺ Какая зима у Сурикова? Выбери вариант(-ы) ответа.
Злая, суровая, сердитая, пушистая, весёлая, добрая, сказочная, чудесная, волшебная.
☺ Какие слова использует автор, чтобы рассказать о снеге?
_____________________________________________________________________________
☺ Придумай свои эпитеты* к слову «снежинка»:
_____________________________________________________________________________
£ Пофантазируй и нарисуй снежинки. Какие у них будут лица?
Владимир Фёдорович Одоевский
Мороз Иванович
☺ Мороз Иванович подарил Рукодельнице за её трудолюбие не только подарки, но и открыл ей свои тайны. Проверь себя.
1) Зачем Мороз Иванович держит под снежной периной зелёную травку?
_____________________________________________________________________________
2) Почему вода в колодце и летом студёная?
_____________________________________________________________________________
3) Что будет, если печку истопить, а трубу не вовремя закрыть?
_____________________________________________________________________________
4) Как Мороз Иванович напоминает о бедных людях?
_____________________________________________________________________________
▓ Сказка Владимира Одоевского особенная: она не только волшебная, но и познавательная.
☺ Когда говорят «считать мух»?
_____________________________________________________________________________
£ Сравни сказку Одоевского со сказкой «Морозко».
Что общего в этих сказках?
1. Волшебный персонаж: _______________________________________________________
2. Героини: ___________________________________________________________________
3. Какова главная героиня? ______________________________________________________
Чем различаются сказки «Морозко» и «Мороз Иванович»?
«Морозко» | «Мороз Иванович» |
| |
| |
| |
| |
| |
|
☺ Сравни двух главных героинь сказки. Покажи стрелочками.
Рукодельница Ленивица
трудолюбива добра ленива зла
неуважительна почтительна скромна груба
надменна высокомерна
▓ Сказка, которая обработана или пересказана автором, называется литературной сказкой.
☺ Найди в сказке пословицу и запиши её.
_____________________________________________________________________________
¶ Нарисуй иллюстрацию к сказке
Сергей Тимофеевич Аксаков
Аленький цветочек
▓ В заглавии часто раскрывается тема произведения, то основное, о чём рассказывается в тексте.
☺ Какую тему раскрывает автор сказки «Аленький цветочек»? Можно ли по названию заглавия предположить, о чём эта сказка?
_____________________________________________________________________________
☺ Найди в этой сказке признаки волшебной сказки.
1) Выпиши сказочный зачин*.
«В некотором царстве, ________________________________________________________».
2) Запиши сказочную концовку*.
«Я сама там была, ____________________________________________________________».
3) Найди в сказке постоянные эпитеты*.
Лес ____________, чудо _____________, диво _____________, ______________ земля, яства ___________, питья ______________.
4) Запиши троекратные повторы*.
«Было у купца три ____________________________________________________________».
«Думали сёстры три __________________________________________________________».
☺ Составь устный рассказ о том, какие испытания проходит главная героиня? Найди в сказке фразы и допиши их.
1. Избавила отца от лютой смерти.
«… я поеду к зверю лесному, чуду морскому, и стану жить у него. Для меня достал ты аленький цветочек, и _________________________________________________________».
2. Преодолела страх из-за внешнего вида чудовища.
«И стало ей жалко и совестно, и совладала она со своим страхом великим и ____________________________________________________________________________».
3. Оказалась верной слову и вернулась к чудовищу.
«Если я моему господину доброму и ласковому за все его милости и любовь горячую, несказанную заплачу его смертью лютою, то не буду я стоить того, __________________ ____________________________________________________________________________».
4. Смогла полюбить добрую душу в образе страшного зверя.
«… пала она на колени, обняла руками белыми голову своего господина доброго … и завопила истошным голосом: «Ты встань, пробудись, ____________________________________________________________________________».
☺ За какие душевные качества вознаграждена героиня? Подчеркни.
Доброта, смелость, благородство, трудолюбие, бескорыстие, жалость, щедрость, справедливость, сердечность.
Всеволод Михайлович Гаршин
Лягушка-путешественница
☺ Какое настроение** было у лягушки в начале сказки? Докажи словами из сказки.
_____________________________________________________________________________
☺ Что побудило лягушку отправиться в путешествие? Выбери вариант ответа.
1) Ей было скучно в своём болоте.
2) Она была очень любопытная.
3) Ей захотелось посмотреть на огромный мир, который она не могла увидеть, сидя в своём болоте.
☺ Как чувствовала себя лягушка во время путешествия? Закончи фразы словами из сказки.
«У лягушки захватило ________________________________________________________».
«Она смотрела назад и немного вверх, но кое-что всё-таки видела и ____________________________________________________________________________».
«Это было очень ______________: не раз лягушка чуть было не квакала от ____________».
☺ Дай характеристику главной героине. Подчеркни, что считаешь главным.
Изобретательная, сообразительная, смелая, любопытная, любознательная, хвастливая, находчивая, отважная, болтливая, гордая, решительная, лгунья, фантазёрка.
☺ Почему не состоялось путешествие лягушки? Выбери ответ.
1) Лягушки не умеют летать.
2) Прутик, на котором держалась лягушка, оказался непрочным.
3) Из-за хвастовства, зазнайства лягушки.
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк
Алёнушкины сказки
▓ Литературные сказки – авторские сказки. Их написали писатели.
▲ В каких сказках ты встречался с присказкой? ☺ Запиши некоторые из них.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
☺ В чём особенность присказки?
_____________________________________________________________________________
☺ Д.Н. Мамин-Сибиряк говорил об «Алёнушкиных сказках»: «Это моя любимая книжка, её писала сама любовь». К кому была эта любовь? __________________________________
☺ Прочитай пословицы. К кому из героев сказки их можно отнести?
Волка ноги кормят. ____________________________________________________________
Смелость города берёт. _________________________________________________________
Язык болтает, а голова отвечает. _________________________________________________
Смелый приступ – половина победы. _____________________________________________
☺ К каким выражениям из сказки подходят слова из второго столбика? Соедини стрелкой.
«Душа в пятки убежала» замолчать от испуга
«Язык точно примёрз» гнаться не отставая
«Не смел дохнуть» сильно испугаться
«Задал стрекоча» убежать стремительно
«Гонится по пятам» замереть от страха
☺ Какие эпитеты* автор даёт своему герою – зайцу? Запиши их.
с | ш |
г | п |
х | н |
н | с | ч | й |
б | с | с | р | й |
х | б |
☺ Восстанови по тексту слова:
Собрались старые зайцы, _____________ маленькие зайчата, ___________ старые зайчихи.
☺ Как ты понимаешь смысл пословицы «Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт»?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А знаешь ли ты, что из всех наших животных только борзая собака может догнать зайца. Если зайцу грозит опасность, то он скачет со скоростью до 65 километров в час.
Николай Алексеевич Некрасов
Славная осень
☺ Какие сравнения* помогают автору изобразить лёд на речке, опавшие листья, осень?
1) Лёд словно как ______________________________________________________________
2) Около леса, как _____________________________________________________________
3) Листья лежат, как ___________________________________________________________
☺ Некрасов восклицает: «Славная осень!». Найди к слову «осень» другие эпитеты*.
Дождливая, золотая, ___________________________________________________________
☺ Какая осень у поэта? Подчеркни.
Свежая, задушевная, бодрящая, ласковая, тихая, яркая.
Не ветер бушует над бором
☺ Мороз в стихотворении показан как живой. Докажи словами из стихотворения.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
T Найди значение слов:
Палица - _____________________________________________________________________
Воевода - _____________________________________________________________________
☺ Кто помогает Морозу строить дворцы и мосты? Вычеркни лишнее.
Вьюги, снега, метели, озёра, реки, моря.
Дедушка Мазай и зайцы
● Уточни значение некоторых слов:
Багор – шест с металлическим крюком и остриём.
Аршин – старая русская мера длины, равная 0, 71 м.
Сажень – старинная русская мера длины, равная трём аршинам.
Зипун – крестьянский кафтан из грубого толстого сукна.
☺ В какое время года происходит событие? Подчеркни ответ.
Осенью, летом, весной.
T Что такое половодье?
Половодье - ___________________________________________________________________
☺ О чём переживает дед Мазай в начале стихотворения?
_____________________________________________________________________________
☺ Запиши, как дед Мазай называет зайцев.
_____________________________________________________________________________
☺ В стихотворении есть такие слова:
Глядь, у куста копошится зайчиха –
Еле жива, а толста, как купчиха!
Я её дуру, накрыл зипуном…
С какой интонацией дед произносит слово «дура»? Выбери вариант ответа.
Насмешливо, грубо, шутливо, ласково.
☺ Какой дед Мазай по характеру? Подчеркни, что считаешь самым главным.
Грубый, жалостливый, ласковый, сердечный, заботливый, бескорыстный, озорной, добродушный.
¶ Выполни иллюстрацию к стихотворению.
Сергей Михайлович Соловьёв
Смерть птички
☺ Какое настроение** у героя стихотворения?
_____________________________________________________________________________
☺ Кто с героем оплакивает птичку? Подчеркни.
Небо, лес, ветер, солнце, облака.
¶ Зачем автор написал такое грустное стихотворение?
У поэта было грустное настроение. |
Поэт хотел показать, что жизнь сохраняет красоту, несмотря на смерть и горе. |
Поэт хотел, чтобы читатель научился сопереживать. |
Константин Дмитриевич Бальмонт
Осень
☺ Какие краски ты выберешь для своего рисунка к этому стихотворению? Выпиши слова-подсказки. В клеточках нарисуй эти цвета.
Поспевает ____________________
___________________ море
___________________ уборе
__________________ реже смеётся
¶ Выполни рисунок к этому стихотворению.
Золотое слово
T Найди значение слова:
Кутерьма - ___________________________________________________________________
☺ Выпиши слова-обещания каждого времени года:
Осень обещала: «_____________________________».
А зима сказала: «_____________________________».
☺ Кто на самом деле всё озолотил? ______________________________________________
☺ Разве у весны есть золотые краски? Если есть, то в чём они?
_____________________________________________________________________________
☺ Как ты понимаешь выражение: «Жёлтый одуванчик, - будет и седой»?
_____________________________________________________________________________
Иван Алексеевич Бунин
Детство
☺ Какой лес называется бором? _________________________________________________
☺ Как ты понимаешь выражение «солнечные палаты»?
_____________________________________________________________________________
☺ Бунин пишет: «И чувствую: мне только десять лет…». Почему герой ощущает себя ребёнком в бору? ______________________________________________________________
☺ Почему стихотворение называется «Детство»? В нём что, рассказывается о маленьком Бунине?
_____________________________________________________________________________
Полевые цветы
☺ Какие полевые и луговые цветы ты знаешь?
_____________________________________________________________________________
¶ Нарисуй цветок по выбору.
☺ Какими словами Бунин изображает дорогие заморские цветы?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
☺ Как ты понимаешь выражение «их привезли из-за синих морей»?
_____________________________________________________________________________
☺ Как называет поэт цветы полевые? Запиши слова из стихотворения.
_____________________________________________________________________________
T Найди значение слова:
Благовонный - _________________________________________________________________
Густой зелёный ельник у дороги
☺ Что произошло в зелёном ельнике?
_____________________________________________________________________________
☺ Как автор называет оленя?
_____________________________________________________________________________
☺ Найди эпитеты*. Заполни пропуски.
______________ ______________ ельник
______________ ______________ снега
олень _____________, ______________
__________________ рога
T Найди значение слова:
Размеренный - ________________________________________________________________
Тетрадь №2
Максим Горький
Случай с Евсейкой
● Уточни значение некоторых слов:
Лангусты – семейство беспозвоночных отряд десятиногих ракообразных. Длина до 60 см.
Актинии – (морские анемоны), отряд морских кишечно-полостных клеточных коралловых полипов.
Кларнет – деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент.
Голотурии – (морские огурцы, морские кубышки), класс морских беспозвоночных животных типа иглокожих. Тело обычно червеобразное, от нескольких миллиметров до 2 м.
Авиатор – специалист по управлению, вождению и обслуживанию летательных аппаратов.
Сепии – каракатицы.
Сифонофоры – колониальные свободноплавающие животные. Размер от 1 см до 3 м, у некоторых имеются нити длиной до 10 м, служащие для поимки добычи.
☺ Какой необычный случай произошёл с Евсейкой?
_____________________________________________________________________________
☺ Чему удивился Евсейка, оказавшись на морском дне?
_____________________________________________________________________________
☺ Что увидел Евсейка на морском дне?
Алая морская ___________________
Усатые ________________________
Быстрые _______________________
Рак - __________________________
☺ Какие животные встретились Евсейке?
_____________________________________________________________________________
☺ Как ведут себя эти персонажи*? Подчеркни.
Ходят в школу, смеются, разговаривают, играют, едят мороженое, поют хором, читают книги, ходят в библиотеку.
☺ Как Евсейка ответил на вопрос: «Откуда это вы взяли, что рыбы – немые?»
____________________________________________________________________________
☺ Как мальчик объяснил рыбам, что такое папа?
«Так _________... Вроде меня, только - ______________ и _________ у него. Если не сердится, то ________________________.
☺ К какому жанру можно отнести произведение Горького? Подчеркни. ▲ Докажи.
Художественный рассказ, научная статья, познавательная сказка.
Константин Георгиевич Паустовский
Растрёпанный воробей
T Объясни значение некоторых слов:
Сварливая -___________________________________________________________________
Торба - ______________________________________________________________________
☺ Какое сравнение* нашёл Паустовский для воробья?
Как ________________________ снаряд
☺ Как ты понял предложение «Не спали только Маша, отопление и зима»?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
☺ В рассказе много цветовых эпитетов*. Закрась клеточки тем цветом, который указан в тексте.
«И было непонятно, как с такого неба может слетать такой снег. И ещё было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине большие цветы. Но непонятнее всего была ворона»
«Там, в сиянии , , и света, появился дворец».
☺ Каким рассказ получился по настроению? Выбери вариант(-ы) ответа.
Яркий, разноцветный, волшебный, сказочный, контрастный*, необыкновенный, весёлый.
☺ Как ты думаешь, от радости можно плакать? Докажи примерами.
_____________________________________________________________________________
☺ Как автор относится к главным героям?
С любовью, с нежностью, с осуждением, с юмором, с пониманием, с состраданием.
Валентин Петрович Катаев
Дудочка и кувшинчик
☺ Что взяли в лес герои?
Папа - __________________________
Мама - __________________________
Женя - __________________________
Павлик - _________________________
☺ Чем это произведение похоже на волшебную сказку? Докажи.
1. В сказке есть волшебный персонаж*.
«Старик - _______________, коренной _________________».
2. Он дарит Жене чудесный предмет: ___________________.
3. Женя повторяет сказочную формулу:
«Одну ягодку _____________, на другую ______________, третью ________________, а четвёртая _________________».
☺ Как выглядит старик-боровик? Пользуйся текстом.
«Пальто __________________, борода ____________________, шляпа _________________, и поперёк шляпы ____________________________».
☺ Как слушали музыку лесные жители?
Пчёлы перестали _______________________ бабочку с цветка;
бабочка ________________ _______________, как книгу;
птенцы малиновки ______________________ из своего лёгкого гнезда, которое качалось в ветках бузины, и в ___________________ _______________ жёлтые рты;
грибы _________________ _________ __________________, чтобы не пропустить ни одного звука, и даже старая лупоглазая стрекоза, известная своим сварливым характером, _________________ ____ _________________, до глубины души ______________________
_________________ музыкой.
Саша Чёрный
Что ты тискаешь утёнка?
Воробей.
Слон.
● Уточни значение некоторых слов:
Тискаешь – давишь, прижимаешь, мнёшь.
Рвётся прочь – вырывается.
В свой черёд – в свою очередь, когда придёт время.
Брыкаться – отбиваться ногами; активно сопротивляться, упрямиться.
Притиснешь – прижмёшь.
Капут – конец, гибель.
☺ Как взрослый разговаривает с малышом? Выбери варианты ответа.
Сердито, ругает его, дружелюбно, что-то советует.
T Найди значение слов:
Вьюшка - _____________________________________________________________________
☺ Какие эпитеты*, сравнения* помогли представить тебе воробья?
_____________________________________________________________________________
☺ Как автор называет воробья?
_____________________________________________________________________________
☺ Как ты понимаешь выражение «делать из мухи слона»?
_____________________________________________________________________________
☺ Напиши, из каких стихов С. Чёрного эти строчки.
«Прыгай, прыгай, я не трону!» _____________________________________
«Подружись со мной, пичужка!» ___________________________________
« Он хоть маленький, но милый. Хочешь? На!» _______________________
☺ Подчеркни слова, которые показывают, как автор относится к своим героям.
С любовью, с юмором, с нежностью, трогательно, насмешливо.
¶ Нарисуй полюбившихся героев стихотворений Саши Чёрного.
Александр Александрович Блок
Ветхая избушка
Сны
Ворона
● Уточни значение некоторых слов:
Лампадка – небольшой сосуд с фитилем, который зажигают перед иконой.
Внемлю – слушаю, отношусь к чему-либо с большим вниманием.
Дремные покровы – дремота, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза.
Покров – верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь.
☺ Как ты понимаешь выражение «ветхая избушка»?
_____________________________________________________________________________
☺ Поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью? Докажи.
_____________________________________________________________________________
☺ Какие картины предстают из стихотворения «Сны»? Подчеркни.
Конница, туман, дракон, царевна, богатырь, бархат, хрусталь.
☺ Запиши эпитет*, который помогает поэту изобразить ворону.
_____________________________________________________________________________
☺ Как двигается ворона? Выбери вариант ответа.
Медленно, торопливо, вскачь, переваливаясь с боку на бок.
☺ Найди строчки, которые доказывают, что ворона была любопытна.
Вниз на _____________________________________:
Что _________________________________ травкой?
Сергей Александрович Есенин
Черёмуха
● Уточни значение некоторых слов:
Пряная – острая и ароматная по вкусу и запаху.
Вкрадчиво – вкрадчивый – старающийся вызвать доверие, расположение к себе.
☺ Найди эпитеты*, которыми Есенин помог услышать, увидеть и ощутить запах и вкус весны.
Ветки _________________________
__________________________ ручей
зелень _________________________
черёмуха _______________________
роса ___________________________
☺ Какие слова выбирает поэт, чтобы услышать, как поёт ручей?
А рядом, у ___________________________,
В _____________, между _______________,
Бежит, _______________ _______________
______________________________ ручей…
Воробышки.
☺ Найди эпитеты*, которыми автор называет воробышков.
Пташки: _______________ ________________ _______________ ________________
☺ Найди сравнение*, которое нашёл для воробышков Есенин.
Как _____________________________________________________________________
☺ В стихотворении «Воробышки»:
Зима - _______________________
Вьюга - ______________________
Седые облака - ________________
☺ Как называется этот приём в литературе? Подчеркни ответ.
1) Эпитет
2) Сравнение
3) Олицетворение
Михаил Михайлович Пришвин
Пиковая Дама.
☺ Как ты понимаешь словосочетание «Люби живое»?
_____________________________________________________________________________
☺ Почему курицу прозвали Пиковой Дамой?
_____________________________________________________________________________
☺ В этом году Пиковая Дама была «во сто раз злей». Почему? Выбери ответ.
1) Она горевала из-за смерти птенцов.
2) Она была раздражена подменой цыплят на утят.
3) Она беспокоилась о единственном утёнке.
☺ Кто пострадал от Пиковой Дамы?
«Это _________________. С отломанным крылом он пришёл ко мне на огород»,
«_____________________, умеющий бороться с волками».
«Добродушная, уже пожилая теперь, моя лёгкая __________________________».
☺ Вырази своё отношение к Пиковой Даме.
_____________________________________________________________________________
Иван Сергеевич Соколов-Микитов
Листопадничек.
☺ Почему автор дал такое название рассказу?
_____________________________________________________________________________
☺ Озаглавь этот рассказ по-другому.
_____________________________________________________________________________
☺ Какая мечта была у маленького зайчика?
_____________________________________________________________________________
☺ Как ты думаешь, это рассказ или сказка? Докажи.
_____________________________________________________________________________
☺ Раздели сказку на части. Составь план.
1) ___________________________________________________________________________
2) ___________________________________________________________________________
3) ___________________________________________________________________________
4) ___________________________________________________________________________
5) ___________________________________________________________________________
6) ___________________________________________________________________________
☺ Опиши главного героя. Каким он был?
Любопытным, любознательным, смелым, легкомысленным, боязливым, решительным, беспокойным.
£ Придумай продолжение этой истории.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Василий Иванович Белов
Малька провинилась.
Ещё раз про Мальку.
● Уточни значение некоторых слов:
Шаромыжник – человек, который любит поживиться за чужой счёт, жулик.
Блудный – об ушедшем человеке из родительского дома и вернувшемся после долгих скитаний.
▲ Что произошло в доме Лидии? Прочитай об этом.
☺ Стремилась ли Малька охранять и защищать своих щенков? Докажи.
_____________________________________________________________________________
☺ Обрати внимание, как описывает автор негодование Лидии. Замени этот эпизод одним предложением.
_____________________________________________________________________________
☺ Какими словами хозяйка ругала Мальку?
_____________________________________________________________________________
☺ Как же хозяйка на самом деле относилась к собаке?
_____________________________________________________________________________
☺ Какие чувства испытывала Малька? Допиши.
«Малька _________________ глядела в глаза хозяйке, ___________________ мотала хвостом и _________________, за что её так ругают».
☺ Какие пословицы можно отнести к рассказу? Выдели знаком «+».
Материнское сердце не знает покоя.
Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.
Всякой матери своё дитя мило.
£ Придумай свою историю про Мальку.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Виталий Валентинович Бианки
Мышонок Пик
☺ Автор говорит, что ребята сыграли с мышонком злую шутку. А как ты считаешь?
_____________________________________________________________________________
☺ Каких врагов встретил Пик во время опасного путешествия?
_____________________________________________________________________________
▲ Прочитай эпизод, который заставил поволноваться тебя за мореплавателя.
☺ Кто из врагов мышонка выглядит так: «красивая птичка с розовой грудью, серой головкой и красно-коричневой спинкой»?
_____________________________________________________________________________
¶ Нарисуй самые увлекательные события.
Борис Степанович Житков
Про обезьянку
☺ Что значит выражение «отец поймал и отдул Яшку»?
_____________________________________________________________________________
☺ Найди к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой.
Лясы точить Не покладая рук
Держать ухо востро Держать язык за зубами
На чужой шее сидеть Воды в рот набрать
Сидеть сложа руки Ворон считать
От рук отбиться Своим горбом жить
Во всю Ивановскую кричать В руки взять
☺ Какие из устойчивых выражений можно отнести к рассказу «Про обезьянку»?
_____________________________________________________________________________
☺ Опиши Яшку. Пользуйся текстом.
«Мордочка _______________, _____________, а глазки ______________, _____________».
«Он прыгал так легко, что казалось - ____________________________________________».
«Сидит, как ___________________, на руках у кого-нибудь и _______________ сложил…»
«Он дремал, как ______________________________________ на солнышке…»
«Мордочка у Яшки стала _____________, ____________, он повизгивал и ____________».
☺ О каких повадках обезьян ты узнал из рассказа?
Яшка любит: ___________________________________________________________
Яшка не любит: _________________________________________________________
☺ Составь список Яшкиных безобразий.
1) Расстегнул жилет и __________________________________________________________
2) Катался на дверях, как на _____________________________________________________
3) Сбрасывал на отца __________________________________________________________
4) ___________________________________________________________________________
5) ___________________________________________________________________________
☺ Хотел бы ты иметь обезьянку дома? Почему?
_____________________________________________________________________________
Владимир Леонидович Дуров
Наша Жучка
☺ От чьего имени ведётся рассказ?
_____________________________________________________________________________
☺ Как относится рассказчик к своему поступку? Ответь словами из текста.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
▲ Прочитай, что изумило героя в поведении Жучки на плацу.
☺ Что почувствовал мальчик в этот момент? Ответь словами из текста.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Виктор Петрович Астафьев
Капалуха
¶ Какие правила в лесу ты знаешь? Нарисуй.
● Уточни значение некоторых слов:
Просека – полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев.
Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.
Космы – взлохмаченные пряди волос.
☺ Какую птицу охотники называют капалухой?
_____________________________________________________________________________
Знаешь ли ты, глухарь – одна из древнейших птиц на земле. Живут обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Выводят птенцов в конце мая – начале июня. Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Весной, когда глухарь-петух поёт свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозван глухарём.
☺ Выпиши названия деревьев и трав, которые встречаются в рассказе Астафьева.
л | н | ц |
о |
х |
б |
п | р | ж | к |
☺ Как ты понимаешь выражения?
«Озираться по сторонам» - ____________________________________________________
«Ощупать глазами бугр» - _____________________________________________________
«Сердце моё забилось от испуга» - ______________________________________________
☺ Объясни смысл слов автора: «Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце»
_____________________________________________________________________________
☺ Как можно охарактеризовать мальчишку, который хотел взять птичьи яйца? Выбери вариант ответа, отметь знаком «+».
Легкомысленный
Жестокий
Равнодушный
☺ Рассказ заканчивается словами: «И все весело побежали от капалухиного гнезда», Почему ребятам стало весело? Выбери вариант ответа, отметь знаком «+».
Ребятам стало весело, потому что они отдохнули.
Ребятам стало весело, потому что они не совершили плохого поступка.
Самуил Яковлевич Маршак
Гроза днём
☺ Найди слова, которыми автор передаёт звуки грома.
_____________________________________________________________________________
☺ Какой эпитет* нашёл поэт для дождя?
_____________________________________________________________________________
☺ Какой дождь изобразил поэт?
Проливной, затяжной, быстрый, грибной.
Агния Львовна Барто
Разлука
В театре
☺ Объясни значение слова «разлука».
_____________________________________________________________________________
☺ Для тебя это слово весёлое или грустное?
_____________________________________________________________________________
☺ Найди строки из стихотворения «В театре», в которых говорится о большом желании девочки попасть в театр.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
☺ Как ты думаешь, Барто осуждает девочек или с доброй улыбкой им что-то подсказывает?
_____________________________________________________________________________
Сергей Владимирович Михалков
Если
Рисунок
☺ Что помогло детям скоротать скучный, дождливый день в стихотворении «Если»?
_____________________________________________________________________________
▲ Прочитай, как дети превратили лужу в море? Каплю в каплищу?
☺ В стихотворении много цветовых эпитетов*. Закрась клеточки тем цветом, который указан в тексте.
Я сделал быка,
- дорогу…
Я точки зачеркнул…
☺ Какими словами можно охарактеризовать героев С. Михалкова? Выбери вариант(-ы).
Фантазёры, спорщики, мечтатели, храбрецы.
Елена Александровна Благинина
Кукушка
Котёнок
☺ Прочитай и сравни стихотворения Е. Благининой «Кукушка» и С. Маршака «В лесу над росистой поляной…»
Сходство:
Общая тема? | |
Главный герой? | |
Где происходят действия? |
Отличия:
«Кукушка» | «В лесу над росистой поляной» | |
В какое время суток герой слушает кукушку? | ||
Какое настроение** героев? |
☺ Какое настроение** у тебя появилось во время чтения стихотворения «Котёнок»?
_____________________________________________________________________________
☺ Что ты думаешь о главном герое стихотворения?
_____________________________________________________________________________
Григорий Бенционович Остер
Вредные советы
Как получаются легенды
☺ Автор говорит, что «настоящий друг не любит огорчать своих друзей». Объясни смысл совета.
_____________________________________________________________________________
☺ Чего хотел добиться автор своими вредными советами?
_____________________________________________________________________________
£ Сочини свои вредные советы.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
T Нади значение слова:
Легенда - _____________________________________________________________________
☺ Придумай вопросы, чтобы ответы на них можно было найти в тексте.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
£ Сочини свою легенду.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Борис Викторович Шергин
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок
● Уточни значение некоторых слов:
Штукатур – мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства.
Маляр – рабочий, занимается окраской зданий, помещений.
Академия – высшее научное или художественное учреждение.
☺ Дай описание Ваниной бабушке. Используй слова текста.
_____________________________________________________________________________
☺ Какие пословицы* ты нашёл в рассказе?
Работа любит не _____________________, а ________________________.
Глаза _________________, а руки __________________.
Комар носа не _____________________.
Собирай по __________________, наберёшь _______________________.
☺ Объясни значение поговорки*:
Комар носа не подточит - _______________________________________________________
☺ Как ты понимаешь предложение: «А руки у Мити были золотые»?
_____________________________________________________________________________
☺ Подчеркни словосочетания, в которых слово «золотой» использовано в переносном значении.
Золотое кольцо, золотое сердце, золотые часы, золотые нивы, золотые слова, золотые звёзды.
Андрей Платонович Платонов
Цветок на земле
☺ Найди в тексте ответы на вопросы.
- Сколько лет дедушке Титу?
«Мне без _________________ __________________ будет».
- Как выглядит дедушка Тит?
Глаза «от света _________________ и ________________ стали».
Руки «______________, кожа на них стала как _______________, много ________________ испахали».
- Чем занимался дедушка Тит в молодости?
«Мы __________________, мы ______________________________»
☺ С чем сравнил дедушка своего внука в конце рассказа?
«Дед… погладил головку внука и посмотрел на него, как на _______________, растущий в _______________».
¶ Нарисуй цветы с «счастливыми», и «добрыми лицами»
Ещё мама
☺ Кто главный герой рассказа? _________________________________________________
☺ Какое главное событие в рассказе? ____________________________________________
☺ Пользуясь текстом, расскажи, как Артём собирался в школу.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
☺ Кого встретил герой на пути в школу? __________________________________________
☺ Какие чувства испытал Артём в школе?
_____________________________________________________________________________
Валентин Григорьевич Распутин
Мама куда-то ушла
☺ Какие чувства испытывал мальчик? Напиши их по порядку. Закрась клеточки тем цветом, который, по-твоему, подходит для этого душевного состояния.
1. ___________________________
2. ___________________________
3. ___________________________
4. ___________________________
5. ___________________________
6. ___________________________
Слова-подсказки: радость, одиночество, боль, вина, отчаяние, удивление.
☺ Почему мальчишка стал пинать зайца? Закрась нужное. Если не согласен, впиши своё.
Мальчишке было так больно, что он решил причинить боль другому – беззащитной игрушке. |
Мальчик понял, что его любимая игрушка – это бездушная вещь, и она не может ему помочь. |
|
Михаил Михайлович Зощенко
Золотые слова
● Уточни значение некоторых слов:
Прельщала – стала для кого-нибудь заманчивой, приятной.
Соблазн – искушение, приманка, нечто влекущее.
Угореть – отравиться угаром, потерять соображение.
Развязно – излишне свободно и непринужденно в обращении с другими.
Абсурд – нелепость, бессмыслица.
Раскаяться – сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом.
☺ От чьего имени ведётся рассказ? ______________________________________________
☺ Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце»?
_____________________________________________________________________________
☺ Объясни название рассказа.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
☺ Рассказ можно разделить на две части. Озаглавь их так, чтобы было понятно, что это смешной рассказ.
1. ___________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________
☺ Что показалось тебе особенно смешным в рассказе?
1. Смешные слова: ____________________________________________________________
2. Смешные персонажи: ________________________________________________________
3. Смешные ситуации: _________________________________________________________
Великие путешественники
☺ Как ты думаешь, почему автор назвал детей великими путешественниками?
_____________________________________________________________________________
☺ Как ты произнесёшь эти слова? Выбери вариант ответа.
С восхищением, удивлением, гордостью, иронией, разочарованием.
☺ Кто был инициатором путешествия? ___________________________________________
☺ Какая поговорка встретилась в рассказе? Как ты её понимаешь?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
☺ Восстанови порядок событий.
1) ___________________________________________________________________________
2) ___________________________________________________________________________
3) ___________________________________________________________________________
4) ___________________________________________________________________________
5) ___________________________________________________________________________
6) ___________________________________________________________________________
7) ___________________________________________________________________________
☺ Найди и запиши предложение, в котором заключена главная мысль рассказа.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Николай Николаевич Носов
Федина задача
● Уточни значение некоторых слов:
Титулярный советник – высокий служебный чин в дореволюционной России.
Полуденный – южный – полдневный.
☺ Ответь на некоторые вопросы:
1) Почему Федя не мог решить задачу?
_____________________________________________________________________________
2) Почему Федя решил обратиться за помощью к Юре?
_____________________________________________________________________________
3) Сможет ли Юра растолковать задачу своему другу?
_____________________________________________________________________________
☺ Как автор относится к своему герою?
_____________________________________________________________________________
☺ А как ты готовишь уроки дома? Расскажи.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Телефон
☺ Запиши правила пользования телефоном.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
☺ Чему научил тебя рассказ «Телефон»?
_____________________________________________________________________________
¶ Представь себя художником этой книги. Выполни иллюстрацию к рассказу.
Мифы Древней Греции
Ахилл – непобедимый герой множества легенд Древней Греции. Это отважный человек, которого не брали никакие вражеские стрелы.
Легенда рассказывает, что мать Ахилла Фетида, желая сделать сына неуязвимым, окунула мальчика в воды священной реки Стикс. Но, окуная, она держала его за пятку (пяту), и пятка оказалась незащищённой. В одном из сражений Парис, противник Ахилла, пустил стрелу в пятку Ахилла и убил его.
☺ Подумай, что означает выражение «Ахиллесова пята».
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
T Найди значение некоторых слов:
Вельможа - _____________________________________________________________
Погреб - ________________________________________________________________
Скитаться – ____________________________________________________________
Прибрежный утёс - _____________________________________________________
☺ Что значит?
Сидеть сложа руки - ______________________________________________________
Нёсся, как ветер - ________________________________________________________
☺ Сравни, как вели себя при появлении Медузы Горгоны царь Полидект и Персей.
Царь Полидект | Персей |
______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ | ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ |
Шарль Перро
Рике с хохолком
☺ Выпиши чудеса, которые происходили в сказке.
1. Принцесса «с поразительной лёгкостью могла _________________ всё, что ____________, и говорить __________________, ________________ и ________________».
2. «… принц Рике превратился в _______________ ________________, _______________ _______________ и _________________ ____________________ ____________________...»
3. «Иные уверяют, что чары волшебницы здесь были ни при чём, что только ________________ ___________________ это _________________».
☺ Подумай, что важнее в жизни: красота или ум. Объясни
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ганс Христиан Андерсен
Гадкий утёнок
● Уточни значение некоторых слов:
Смётано – сложено в копны.
Озираться – осматриваться.
И меня однажды провели – обманули.
Орава – беспорядочное и шумное скопление людей.
Несуразный – нелепый, нескладный.
Подойник – сосуд, в который стекает молоко при ручном доении.
Ликующий – торжествующий, восторженно радующийся.
¶ Составь картинный план к сказке.
☺ Составь вопросы к сказке?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая тетрадь по литературному чтению
Рабочая тетрадь ориентирована на учителей, работающих по учебнику «Родная речь» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, 3 класс, часть 1, 2 (Москва, Просвещение, 2011г).Рабочая тетрад...
Обобщающий урок-игра по разделу "Поэтическая тетрадь 2"_литературное чтение_3 класс
Обобщающий урок по разделу "Поэтическая тетрадь 2" проходит в форме игры. Класс делится на команды. Предварительно обсуждаются правила поведения в группе, сообщаются правила игры. На третьем слайде ка...
Конспект выступления на ШМО Технология обучению чтению с применением рабочей тетради по литературному чтению в рамках УМК ОС Школа 2100
Тема: Технология обучению чтению с применением рабочей тетради по литературному чтению в рамках УМК «ОС Школа 2100». Подготовила: Титова Елена Николаевна, учитель начальных классов МБ...
Разработка. Рабочая тетрадь по литературному чтению.
Входят задания с иллюстративным материалом....
Рабочая тетрадь по литературному чтению
Электронный вариант рабочей тетради по литературному чтению для дистанционного обучения....