Рабочя тетрадь по литературному чтению 3 класс
методическая разработка по чтению (3 класс)

Минхайдарова Наталья Николаевна

Рабочая тетрадь ориентирована на учителей, работающих по учебнику «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, 3 класс, часть 1, 2 (Москва, Просвещение, 2021г).

Используется для работы с третьеклассниками параллельно с книгой для чтения.  Тетрадь организует читательскую деятельность учащихся, помогает глубже усвоить содержание учебника.

Рабочая тетрадь предназначена для совершенствования техники чтения, для развития умения понимать прочитанное, а также для выполнения творческих заданий.

Включает систему заданий к произведениям, вошедшим в учебник.

Тетрадь призвана ввести ребёнка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания вовлекают детей в диалог с текстом, развивают чувство слова, обогащают речь, повышают уровень начитанности и создают условия для дифференцированной работы на уроке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_tetrad_po_literaturnomu_chteniyu_3_klass.doc377.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 г. Михайловска

Рабочая тетрадь

по литературному чтению

3 класс

           Разработала:

           учитель начальных классов

           Минхайдарова Наталья Николаевна

2023г..

 

Пояснительная записка

Рабочая тетрадь ориентирована на учителей, работающих по учебнику «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, 3 класс, часть 1, 2 (Москва, Просвещение, 2021г).

Используется для работы с третьеклассниками параллельно с книгой для чтения.  Тетрадь организует читательскую деятельность учащихся, помогает глубже усвоить содержание учебника.

Рабочая тетрадь предназначена для совершенствования техники чтения, для развития умения понимать прочитанное, а также для выполнения творческих заданий.

Включает систему заданий к произведениям, вошедшим в учебник.

Тетрадь призвана ввести ребёнка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания вовлекают детей в диалог с текстом, развивают чувство слова, обогащают речь, повышают уровень начитанности и создают условия для дифференцированной работы на уроке.

C целью развития творческого воображения, тетрадь выполнена в чёрно-белом варианте. Ученик при работе с текстом определяет цветовую гамму произведения и самостоятельно оформляет страницу.

Данная тетрадь направлена:

1) На личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование его индивидуальности;

2) На становление всех форм общения – слушания, чтения, говорения, письма;

3) На познание окружающего мира и самого себя.  

Соответствует требованиям Федерального компонента государственного  стандарта начального образования.

 

Тетрадь

 по литературному чтению

учени__________ класса___

_____________ школы ____

________________________

________________________

Путеводитель:

       ☺  Выполни новое задание

       ▲  Работай устно

       ▓  Запомни!

       ¶  В помощь возьми карандаш

      *  Смотри словарь умных слов

      **  Смотри словарь настроений

      ●  Тебе в помощь

      £  Твоя творческая работа

      Т  Смотри толковый словарь

Тетрадь №1

Устное народное творчество

☺ Как переводится с английского языка слово «фольклор»?_________________________

_____________________________________________________________________________

☺ Какие виды устного народного творчества ты знаешь? Заполни пустые клетки.

Виды устного народного творчества

    пословицы

       загадки

           частушки

☺ Найди и запиши загадки.

О природе: ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

О животных: _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Об овощах: ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

О доме, домашних вещах: ______________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Об инструментах: _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

☺ Отгадай загадку. Запиши отгадку.

Кланяется, кланяется, придёт домой растянется.

_________________________________________

☺ Запиши пословицы.

 

О труде и мастерстве:_________________________________________________________

О лене и безделье: ____________________________________________________________

О дружбе: ____________________________________________________________________

О Родине: ____________________________________________________________________

☺ Как надо проговаривать скороговорку? Подчеркни

    плавно                              быстро                             чётко

    медленно                          ласково                            громко

   отрывисто                        певуче                              нежно

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

☺ Выпиши, о чём Алёнушка предупреждала братца.

1. Не пей, братец, _____________________________ станешь!

2. Не пей, братец, _____________________________станешь!

3. Не пей, братец, ____________________________ станешь!

▓ В сказках часто используются такие эпитеты٭, как: добрый молодец, дремучий лес.

    Они называются постоянными эпитетами.

☺ Выпиши из текста постоянные эпитеты.

 

Девица - ______________________  Ножи - _________________________

Трава - _______________________  Поле - __________________________

☺ Каковы героини сказки по характеру? Выбери слова и соедини их с персонажами.

                         

                                                            заботливая  

                                                            хитрая

            Алёнушка                             ласковая                           Ведьма

                                                            жестокая

                                                            кроткая  

¶ Выполни иллюстрацию к сказке.

Обоснуй свой выбор: ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Иван-царевич и серый волк

☺ Запиши, как начинается сказка. Подчеркни, что сообщается о героях.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

▲ Перечитай сказку. ☺ Заполни таблицу.

    Имена царей

Что должен добыть

            В кого превращался волк

Что получил

 Иван-царевич

☺ Восстанови, в каком порядке происходят события в сказке. Пронумеруй их.

 Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы.

 Серый волк спасает Ивана-царевича.

 Братья караулят сад.

 Иван-царевич добывает Жар-птицу у царя Афрона.

 Возвращение Ивана домой.

 Иван добывает Елену Прекрасную у царя Далмата.

 Иван-царевич стережёт сад.

 Обратный путь Ивана. Помощь серого волка.

 Встреча Ивана с серым волком.

 Смерть Ивана от рук братьев.

 Иван-царевич добывает коня у царя Кусмана.

 Наказание злых сил.

▲ Составь пересказ по плану.

☺ Что получил Иван-царевич?  Подчеркни нужные слова.

Иван-царевич вернулся  пеший в лес, посадил Елену Прекрасную на златогривого коня, взял золотую клетку с Жар-птицей и поехал путём-дорогой в родную сторону.

☺ Какие приметы волшебной сказки ты обнаружил в этой сказке? Подчеркни.

Волшебные герои, волшебное место действия, волшебные превращения, волшебные предметы, троекратные повторы, постоянные эпитеты.

▲ Перечитай третью часть сказки. ☺ Найди и запиши пословицу.

Сивка-бурка

☺ Сколько раз состязался Иванушка? Выпиши.

1. « … прыгнул – только ___________________ до царевны не допрыгнул».

2. « … прыгнул – только ___________________ до царевнина окна не достал».

3. « … прыгнул – и ________________________ до окна!»

▓ События, персонажи, слова в волшебной сказке повторяются три раза.

☺ Запиши примеры троекратных повторов٭:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Кто помогал Иванушке добиться цели?

_____________________________________________________________________________

▓ Чудесное животное, которое помогает герою в волшебной сказке, называют помощником.

☺ Соедини старинное слово из сказки с его значением.

     

                         

Перстень                                                    старая одежда

Худая одежонка                                        звать

Кликать                                                      кольцо

Лапти                                                         обувь

Проверочная работа к разделу

Сказки٭ часто начинаются такими словами:

«Жили-были старик со старухой»,

«В некотором царстве, в некотором государстве»

▓ Эти слова называются зачином. Он вводит слушателей в фантастический мир сказки.

«Жил-был царь _____________________________, у него_________________________ __________________________________________________________________________».

«Жил-был старик, и было ____________________________________________________».

Сказки часто заканчиваются концовкой. В ней сказочник возвращает слушателей из фантастического мира в реальный.

☺ Выпиши примеры концовок:

«А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они______________________ ___________________________________________________________________________».

«Я на том пиру был, мёд-пиво пил,  ____________________________________________ ___________________________________________________________________________».

Определи, где концовки, поставь знак +:

 «Без присказки сказка – что без полозьев салазки»

 «Это ещё не сказка, а присказка, сказка вся впереди»

 «За тридевять земель, в тридесятом государстве…»

 «Жили-были…»

 «Стали они жить-поживать и добра наживать…»

 «Я там был, мёд-пиво пил, по бороде текло, в рот не попало…»

 Прочитай и определи, из каких сказок эти отрывки:

«Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка»

_____________________________________________________________________________

«Старик со старухой умерли. Остались Алёнушка да Иванушка одни-одинёшеньки»

_____________________________________________________________________________

«Вот старик и говорит: «Милые мои дети, стерегите пшеницу каждую ночь по очереди, поймайте вора!» _______________________________________________________________

«Помчался серый волк с Иваном-царевичем, Еленой Прекрасной обратной дорогой – синие леса мимо глаз пропускает, реки, озёра хвостом заметает»  _____________________________________________________________________________

«Туго пришлось волку, едва жив из беды вырвался. Бежит, товарищам кричит: «Ой, братцы, уходите! Ой, братцы, бегите!» ____________________________________________

 Какие сказочные приметы ты знаешь? Допиши.

Зачин, волшебные герои и события, ______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

☺ Допиши в каждую группу героев из разных сказок раздела.

Положительные герои: _________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Отрицательные герои: _________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Герои-помощники: ____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Нейтральные персонажи: ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

☺ Какие черты характера есть у всех положительных героев сказок? Подчеркни.

Смелость, доброта, находчивость, жадность, трудолюбие, зависть, леность, бескорыстие, мудрость, грубость, глупость, жалость.

● Как сочинить волшебную сказку*?

1. Придумай необычное место действия (начни с зачина!)

2. Придумай главного героя (или героиню).

3. Какая важная цель стоит перед ним?

4. Какие препятствия герой будет преодолевать на своём пути? Повтори их 3 раза.

5. Какой у него будет помощник?

6. С кем будет сражаться главный герой?

7. Добьётся ли герой своей цели? Как?

8. Не забудь о концовке!

£ Моя волшебная сказка!

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Былины

Знаешь ли ты, что раньше былины пели, сопровождая себе игрой на старинном музыкальном инструменте – гуслях.

☺ Обведи жанр произведения.

«Добрыня Никитич» - это:

а) сказка

б) быль

в) былина

 

☺ Что общего у былины и сказки?

1. Место действия: _____________________________________________________________

2. Вредитель: _________________________________________________________________

3. Кого похищает Змей? ________________________________________________________

4. Каков главный герой? ________________________________________________________

☺ Чем различаются волшебная сказка и былина? Продолжи фразы:

Сказка сказывается, а былина - __________________________________________________

Сказка – вымысел, а былина - ___________________________________________________

В сказке – герои, а в былине - ___________________________________________________

В сказке герои добывают богатство, невесту, а в былине - ___________________________

_____________________________________________________________________________

☺ Выпиши из былин постоянные эпитеты, характеризующие богатырей.

Добрыня Никитич - ___________________________________________________________

Илья Муромец - ______________________________________________________________

☺ Подчеркни главные качества богатыря:

- остроумный и весёлый

- смелый, храбрый, отважный

- у него огромная физическая сила

- любит вкусно поесть

- его главное дело – защищать Русскую землю

- добрый, ласковый, обходительный

£ Мой рассказ о богатыре!

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

¶ Нарисуй русского богатыря!

Илья Муромец и Соловей-разбойник

☺ Собери и запиши скороговорку:

летит                         по                        копыт                               полю                          от

пыль                                                      топота

_____________________________________________________________________________

☺ Как описывается Соловей-разбойник? Допиши:

Он кричит, злодей, ____________________________________________________________,

а свищет _____________________________________________________________________.

От его покрика, от его посвиста

цветы и травы ________________________________________________________________,

леса _________________________________________________________________________,

люди ________________________________________________________________________.

☺ В сказках герой три раза сражается с врагом. И каждый раз ему всё труднее. А как Илья Муромец справился с Соловьём-разбойником? Запиши:

Натянул ___________________________, наложил __________________________________

- пустил ___________________________ в Соловья. Попала __________________________

прямо в ______________ разбойнику. Повалился Соловей с _________________ на землю.

▲ Почему Илья Муромец так легко победил Соловья?

☺ Подбери к устаревшим словам современную «пару»

даро′ван - ____________________________________________________________________

пу′ще - ______________________________________________________________________

на′добно - ____________________________________________________________________

испи′ть, вы′кушать - ___________________________________________________________

прекосло′вить - _______________________________________________________________

схорони′лся - _________________________________________________________________

сто′льный град - _______________________________________________________________

 ¶ Пофантазируй и нарисуй портрет Соловья-разбойника. Для этого внимательно перечитай текст: где он живёт, как выглядит, как себя ведёт.

 

Страницы русской классики

Фёдор Иванович Тютчев

Люблю грозу в начале мая

● Уточни значение некоторых слов:

Резвяся – резвый – подвижный, весёлый.

Перлы – жемчужины, что-нибудь чистое и блестящее, как жемчуг.

Проворный – быстрый, торопливый.

Гам – нестройный гул голосов.

Нагорный – находящийся, расположенный на горе, на горах.

▓ Стихотворение отличается от прозы. Важное отличие – это рифма. Слово рифма в переводе с греческого означает соразмерность.

☺ Перечитай строфу. Укажи рифмующие строки. Запиши название рифм.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит…

☺ Подчеркни буквы, которые передают звуки грома.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

☺ Найди в стихотворении* «волшебное» слово, в котором «спрятаны» звуки грома и звуки дождя:

г

р

щ

☺ Выпиши слова, которые передают весенние цвета.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

☺ Какое настроение** помогают передать эти звуки, цвета?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

▓ В древнегреческих мифах Зевс был богом грома и молнии, он изображался с орлом на плече. Геба была его дочерью, богиней молодости. На пирах она разливала из кубка волшебный напиток – нектар.

Листья

☺ Соедини устаревшее слово с его современной парой.

                                                             Ввек                           надоевший

                                                             Зефир                        могучий, сильный

                                                             Буйный                     всегда

                                                             Докучный                 южный ветер

▓ Люди в Древней Греции придумали название для холодного и тёплого ветров. Грозный, холодный северный ветер представлялся в сознании греков как бог Борей, а тёплый и мягкий западный ветер – как бог Зефир.

☺ От чьего лица идёт рассказ? Выпиши слова и ответь.

Мы ж, ______________________________________________________________________...

О буйные ветры, скорее, скорей! Скорей нас _______________ с докучных ____________!

Летите, летите! Мы с вами _____________________________________________________!

☺ Подчеркни определения, которые ты считаешь более точными для определения характера листьев.

Легкомысленный, упрямый, шаловливый, решительный, возвышенный, жизнерадостный, капризный, беспокойный.

▓ Ф. И. Тютчев одушевил листья, помог нам увидеть их мечты, характер. Такой приём называется олицетворением*.

☺ Подчеркните слова, доказывающие олицетворение.

Мы ж, лёгкое племя,

Цветём и блестим

И краткое время

На сучьях гостим.

Всё красное лето

Мы были в красе,

Играли с лучами,

Купались в росе!..

Афанасий Афанасьевич Фет

Мама! Глянь-ка из окошка …

☺ Кто герой этого стихотворения?

_____________________________________________________________________________

● Уточни значение некоторых слов.

Тороватый – щедрый (не скупой)

☺ Какие чувства, какое настроение٭٭ вызвали эти картины у ребёнка?

_____________________________________________________________________________

☺ Какие определения даёт поэт инею?

_____________________________________________________________________________

☺ С чем автор стихотворения сравнивает снег?

_____________________________________________________________________________

▓ Поэт употребил слово вата в переносном значении, на основе сходства её со снегом. Этот приём в литературе называется метафорой٭.

Я пришёл к тебе с приветом…

☺ От какого лица написано стихотворение? _______________________________________

☺ К кому обращается герой стихотворения? _______________________________________

☺ Перечитай строфу. Укажи рифмующиеся строки. Запиши название рифм.

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой…

_____________________________________________________________________________

☺ Выпиши олицетворения*, которые рифмуются:

Солнце__________________________ По листам ___________________________________

Лес _____________________________ Каждой птицей _______________________________

☺ Какие эпитеты* использует автор?

Свет - _________________________________________

Жажда - _______________________________________

☺ Какую по настроению** картину рисует поэт с помощью этих эпитетов и олицетворений?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Зреет рожь над жаркой нивой…

Что изобразил автор в своём стихотворении? ____________________________________

☺ Перечитай строфу. Укажи рифмующиеся строки. Запиши название рифм.

Зреет рожь над жаркой нивой,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы.

_____________________________________________________________________________

T Найди значение слов:

Смежает - ____________________________________________________________________

Прихотливый - ________________________________________________________________

Безбрежная - __________________________________________________________________

Огнедышащее - _______________________________________________________________

☺ Как помогают представить картину, изображённую поэтом, слова: жаркая, прихотливый, золотые, безбрежная, огнедышащая?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Алексей Константинович Толстой

Вот уж снег последний в поле тает…

☺ Выпиши из второго четверостишия олицетворения*:

______________ лес, в зелёный дым _________________,

Тёплых гроз _____________________ _______________,

Всё весны ______________________ ________________,

Всё кругом и ___________________ и _______________.

☺ Какое настроение** природы помогают передать эти олицетворения?

_____________________________________________________________________________

☺ Подчеркни слова, выражающие настроение «друга».

Отчего ж в душе твоей так мрачно

И зачем на сердце тяжело?

Грустно жить тебе, о друг, я знаю,

И понятна мне твоя печаль…

▓ Автор начинает стихотворение с радостных картин природы, а потом говорит о печали и грусти. Такой приём называется контрастом. Он помогает поэту более ярко выразить чувства.

Аполлон Николаевич Майков

Весна.

T Найди в словаре значение слов:

Колесница - __________________________________________________________________

Тщедушной - _________________________________________________________________

Благовонных - ________________________________________________________________

Саван - ______________________________________________________________________

☺ Перечитай строфу. Укажи рифмующие строки. Запиши название рифм.

Уходи, Зима седая!

Уж красавицы Весны

Колесница золотая

Мчится с горной вышины!

☺ Почему автор слова Зима и Весна пишет с заглавной буквы?

_____________________________________________________________________________

¶ Нарисуй иллюстрацию к этому стихотворению.

Александр Сергеевич Пушкин

Уж небо осенью дышало…

☺ Подчеркни метафоры*:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало…

☺ О каком периоде осени говорится в стихотворении?

_____________________________________________________________________________

● Уточни значение некоторых слов:

Караван – движущаяся вереница – друг за другом.

Сень – то, что покрывает кого-нибудь, что-нибудь.

☺ Как можно озаглавить этот отрывок?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В тот год осенняя погода…

☺ Какое настроение** вызвало у тебя это стихотворение?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

● Уточни значение некоторых слов:

На третье в ночь – ночью на 3 января.

Куртины – цветочные грядки, клумбы.

☺ Подчеркни то слово, которое доказывает, что зима долго не наступала:

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа…

☺ Выпиши, что увидела Татьяна, выглянув в окно.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

☺ О чём говорит поэт:

 «Деревья в зимнем серебре»? ___________________________________________________

«Зимы блистательный ковёр» __________________________________________________

 

Опрятней модного паркета…

☺ С чем сравнивается речка, покрытая льдом?

_____________________________________________________________________________

☺ С каким настроением мальчики скользят по льду?

_____________________________________________________________________________

☺ Какое слово помогает передать звук скользящих коньков? ________________________

☺ Поэту удаётся несколькими словами описать картину первого снега. Запиши, каким изображён первый снег? Подчеркни, как он назван?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

¶ Нарисуй иллюстрацию к этому стихотворению.

Зимнее утро.

● Уточни значение некоторых слов:

Нега – блаженство.

Аврора – утренняя звезда.

Вечор – вчера.

Нынче – сегодня.

☺ Перечитай первую строфу и выпиши слова, с которыми герой обращается к своей собеседнице.

Д

   

г

п

е

т

к

а

ц

 

з

д

 

☺ Как герой относится к своей собеседнице? Выбери и подчеркни слово.

С нежностью, с восхищением, с любовью, шаловливо.

☺ Перечитай стихотворение. В одну колонку выпиши название настроения, а в другую слова, которые создают это настроение.

1 строфа.

Утренняя _____________________________

ликующее, ___________________________

«День ______________________!»,

«Пора, красавица, ___________________...»

«Звездою ___________________________!»

2 строфа.

Тоскливое ____________________________

«Вьюга ____________________»,

«На _______________________ небе»,

«Тучи _____________________»,

«И ты ______________________...»

3 строфа.

Восхищённое, _________________________

«__________________________ коврами,

_________________________ на солнце…»,

«________________________ лес»

4 строфа.

Уютное, ______________________________

«________________________ блеском»,

«________________________ треском»,

«________________________ думать ...»

5 строфа.

Бодрое, _______________________________

«…предадимся __________________

__________________________ коня»,

«поля _____________________»

Слова – подсказки: утренняя радость, ликующее, тоскливое, печальное, восхищённое, восторженное, уютное, спокойное, светлое, бодрое, мечтательное, грустное, возвышенное.

▓ В этом стихотворении резкая смена настроения или картин в произведении. Такая резкая замена на противоположное называется антитезой, или противопоставлением.

 

¶ Герой переживает контрастные настроения. Что можно сказать о таком человеке? Закрась ответ, который ты считаешь более подходящим.

Мне кажется, у этого человека глубокие,

сильные чувства.  

Я думаю, что он просто легкомысленный,

несерьёзный человек.

Мне кажется, он влюблён, и поэтому ему

Всё в жизни нравится: и вьюга, и солнце…

Зимний вечер.

● Уточни значение некоторых слов:

Веретено – ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заострённым концом.

Кроет – покрывает.

Лачужка – небольшая, старенькая избушка.

Обветшалая кровля – старая, разрушающаяся крыша.

☺ Выпиши сравнения*:

«… то, как ___________________, она завоет,

То заплачет, как _____________________ …»

«То, как _____________________ запоздалый,

К нам в окошко ________________________.»

☺ С кем и с чем сравнивает поэт бурю? ___________________________________________

☺ К кому обращается поэт? _____________________________________________________

☺ Как он относится к своей няне? Подчеркни.

С нежностью, с восхищением, с любовью, с настороженностью.

▓ Маленький Пушкин очень любил слушать сказки, которые рассказывала ему его няня, Арина Родионовна, сумевшая привить будущему поэту любовь к народному творчеству.

Сказка о царе Салтане,

о сыне его славном и могучем

богатыре князе Гвидоне Салтановиче

и о прекрасной царевне лебеди.

● Уточни значение некоторых слов:

Зыбей – зыбь – лёгкая волна.

Клив – клюв.

Град – город.

Колымага – большая старинна телега.

Двор – придворные, ближайшие к царю или князю люди.

Венец – драгоценный головной убор.

☺ Можно ли сказку назвать волшебной? Докажи.

1. Место действия: ____________________________________________________________

2. Чудесные персонажи: ________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Волшебный помощник: ______________________________________________________

4. Превращения: ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

☺ Составь план первой части сказки.

1) ___________________________________________________________________________

2) ___________________________________________________________________________

3) ___________________________________________________________________________

4) ___________________________________________________________________________

5) ___________________________________________________________________________

☺ Сколько раз и в кого превращался князь Гвидон? Найди в тексте и выпиши.

1. «Тут он в точку уменьшился,

_______________ оборотился…»

2. «В _______________ князь оборотился…»

3. «…________________________________

_____________________________________...»

☺ Князя Гвидона «съедает» грусть-тоска, а как изображается царь Салтан:

…весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате

На престоле и в венце,

С грустной думой на лице.

☺ Почему грустят царь Салтан и князь Гвидон? ___________________________________

_____________________________________________________________________________

☺ Дай характеристику одному из героев по плану:

1. Имя героя, его место жительства.

2. Действия и поступки, совершаемые героем; их характеристика.

3. Внешность и характер героя.

4. Отношение автора к герою.

5. Твоё отношение к герою.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

¶ О чём эта сказка? Для чего автор её написал?

Эта сказка о чудесах на острове Буяне:

о белочке, 33 богатырях, царевне лебеди.

А ещё – о превращениях князя Гвидона и

его полётах в царство Салтана.

Эта сказка о зависти, которая может превратить

самых близких людей – сестёр – в жестоких

 и злых существ.

Пушкин написал сказку о доброте и верности,

которые способны разрушить самые хитрые и

коварные злодейства. А ещё о самом главном

чуде в жизни – о человеческой любви: к отцу,

к сыну, к отчему дому.  

☺ А как ты считаешь? Добавь свои рассуждения. __________________________________

_____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Иван Андреевич Крылов

Мартышка и Очки

Басня – небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей. Басня заканчивается или начинается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

● Уточни значение некоторых слов:

Дюжина – 12.

Полдюжины – 6.

Темя – верхняя часть головы.

Нанижет – оденет подряд на нитку, проволоку.

Невежда – необразованный, несведущий человек.

К худу клонит – к плохому клонит.

Познатней – знать – в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса.

Невежа – грубый, невоспитанный человек.

☺ Подчеркни слова, показывающие те действия, которые совершала Мартышка с Очками.

Вертит Очками так и сяк:

То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет

☺ Впиши слова, которые использует И.А. Крылов, чтобы подчеркнуть невежество Мартышки.

Очков _____________ себе она _______________;

_________________ очками _____________ и ___________;

То к _______________ их __________, то их ___________,

То ___________________, то их ________________;

Очки _________________ никак.

☺ Подбери синонимы к словам, выражениям, исходя из смысла басни.

Слаба глазами –

Завести очки –

Пропасть –

А проку на волос нет –

Хватила о камень –

Брызги засверкали –

Ворона и Лисица

☺ Какая Лиса в народных сказках? Напиши её сказочные прозвища.

_____________________________________________________________________________

 

☺ Как изображает Лисицу И.А. Крылов? Впиши слова, характеризующие её.

«______________________ к дереву на ________________________ подходит;

_______________________ хвостом, с Вороны __________________________

И говорит так ___________________________, чуть ____________________...»

☺ Запиши ласковые слова, которыми Лиса называет Ворону.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

T Как ты понимаешь слова:

Лесть - ______________________________________________________________________

Вещунья - ____________________________________________________________________

☺ Как автор относится к «плутовке»? Выбери и подчеркни вариант(-ы) ответа.

С восхищением, с насмешкой, с уважением, с любовью.

☺ Выпиши мораль этой басни.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

▓ В баснях Крылова действуют персонажи-животные. Такой приём, когда под образами животных подразумеваются человеческие качества (глупость, хитрость, жадность) называется иносказанием, или аллегорией. 

Михаил Юрьевич Лермонтов

Утёс

T Что такое утёс? Найди значение этого слова в словаре.

Утёс - _______________________________________________________________________

☺ Впиши пропущенные слова. Как М.Ю. Лермонтов описал тучку?

Ночевала тучка ______________________

На груди _____________ - _____________,

Утром в путь она _________________ рано,

По лазури __________________________...

☺ Как поэт говорит о тучке и утёсе? Выпиши слова.

Тучка                                                                      Утёс

_______________________________                  __________________________________

_______________________________                  __________________________________

Горные вершины

☺ Каким тоном и в каком темпе нужно читать это стихотворение? Подчеркни ответ или напиши свой.

Тон                                                   Темп

спокойный                                      быстрый

радостный                                       умеренный

грустный                                         медленный

________________                         ________________

☺ Перечитай стихотворение и подчеркни важные слова (логические ударения). Укажи паузы (короткая /, средняя //, длинная ///).

Горные вершины

Спят во тьме ночной;

Тихие долины

Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,

Не дрожат листы…

Подожди немного,

Отдохнёшь и ты.

☺ Какую музыку ты мог бы подобрать к стихотворению? Подчеркни.

Печальную, грустную, протяжную, торжественную.

Лев Николаевич Толстой

Акула

☺ Что ты испытал при чтении этого рассказа?

_____________________________________________________________________________

 

☺ Выпиши из рассказа слова, передающие состояние артиллериста:

1. Отец мальчика, ______________ артиллерист, стоял на палубе и _______________

на своего ____________________.

2. Артиллерист, ______________ как ________________, не ______________, смотрел на детей.

3. Визг этот как будто _______________ артиллериста. Он _______________ с места и _________________ к пушкам. Он _________________ хобот, _____________ к пушке, _________________ и взял _____________.

☺ Как ты понимаешь выражение: «Не выдавай! Поднатужься!»?

_____________________________________________________________________________

☺ Что ты можешь сказать об отце мальчика? Выбери вариант(-ы) ответа.

Решительный, азартный, отважный, безрассудный, легкомысленный, жестокий, любящий, эмоциональный.

£ Придумай другое заглавие к этому рассказу.

_____________________________________________________________________________

Прыжок

☺ Подумай, из-за чего мальчик полез за обезьянкой. Выбери вариант ответа, докажи.

1) Ему было жалко потерянной шляпы.

2) Он хотел посоревноваться с обезьянкой.

3) Ему стало стыдно из-за смеха матросов.

☺ Впиши слова в два столбика, характеризующие поведение людей и мальчика на палубе.

Все засмеялись.

Сам не знал, смеяться ли ему или ________.

Матросы громче стали _________________.

А мальчик ____________________________

Все смотрели и смеялись тому, что _______

Мальчик очень раззадорился. Он _________

Все замерли от ________________________

Он пустил верёвку и ___________________

Вдруг в народе кто-то __________________

Мальчик от этого крика_________________

☺ Подчеркни слова, которыми ты охарактеризуешь поведение мальчика.

Смелость; желание испытать себя; стремление отстоять своё достоинство; мальчишеский задор; желание покрасоваться; желание доказать, что он сын капитана; упрямство; глупость; геройство; хвастовство; сделать всё по-своему.

☺ Какие пословицы можно отнести к рассказам Л.Н. Толстого? Если к рассказу «Акула», ставь в квадрате А. Если к рассказу «Прыжок», букву П.

 Будь храбр по уму и по сердцу.

 Гордится отец, что сын у него – храбрец.

 Одним умением, без привычки, хорошо не сделаешь.

 Кому потеха, а мне не до смеха.

 Где смекнёт боец, там врагу конец.

Лев и собачка

▲ Прочитай, как начинается рассказ.

☺ Как ты думаешь, почему автор так начал свой рассказ?

_____________________________________________________________________________

☺ Как лев посмотрел на собачку, когда впервые увидел её? Выпиши из рассказа слова.

1) Лев ________________ её лапой и __________________.

2) Лев ________________ на собачку, _________________ голову со стороны на сторону и ____________________ её.

☺ Сравни поведение людей и животных в рассказе. Подумай, как автор относится:

к животным - ________________________________________________________________

к людям - ____________________________________________________________________  

Слова-подсказки: с насмешкой, с любовью, с пониманием, с осуждением, с сочувствием.

☺ Какими словами Толстой пишет о собачке?

_____________________________________________________________________________

☺ Найди и запиши слова, в которых Л.Н. Толстой говорит про льва и собачку как о людях.

_____________________________________________________________________________

T Как понимаешь значение слов:

Трагедия - ____________________________________________________________________

Доброта - ____________________________________________________________________

Красота - ____________________________________________________________________

☺ Похожи ли рассказы Льва Толстого? Выбери вариант ответа или дай свой ответ.

В рассказах Л.Н. Толстого много напряжённых,

удивительных событий. А ещё – действие в них

происходит в необычном месте.

 

В рассказах Толстого главными

героями являются животные.

Нет, героями рассказов являются люди!

Автор раскрывает их характеры. Он показывает переживания героя в самый напряжённый момент его жизни.

Какая бывает роса на траве.

☺ Уточни значение некоторых слов:

Алмазы – прозрачные драгоценные камни.

Бархат – плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.

☺ Найди в тексте слова, которые выбрал автор, чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

☺ Определи тип текста. Как его можно назвать?

_____________________________________________________________________________

☺ Подумай, с какой целью Толстой написал рассказ?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Куда девается вода из моря.

☺ Определи тип текста. Как его можно назвать?

_____________________________________________________________________________

☺ Как называется явление, о котором пишет Л.Н. Толстой?

_____________________________________________________________________________

£ Придумай свой рассказ с описанием или с рассуждением.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А знаешь ли ты, что Лев Николаевич Толстой большую часть жизни прожил в своём имении Ясная Поляна, недалеко от города Тулы. Там он создал школу для крестьянских детей и учил их грамоте, счёту, письму и чтению. Многие рассказы и басни вошли в его книгу «Азбука». 

Александр Иванович Куприн

Слон

А знаешь ли ты, что самые крупные слоны – африканские. Рост их достигает 4м, вес – 7 тонн. Индийские слоны меньше – 2-3 м в высоту и 5 тонн весом. Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко нести своё тело по горным тропам, они превосходно плавают. Питаются слоны травами, листьями, плодами. Живут они в лесах, вблизи воды. Хобот у слонов это нос, сросшийся с верхней губой. Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьёт, как из шланга. Хоботом слон защищается от врага – захватывает цепким концом, обвивает и душит или бросает под ноги и топчет. Хоботом может вывернуть с корнями мощное дерево и поднять с земли маленькую монетку.

☺ Составь план к этому рассказу.

1)____________________________________________________________________________

2)____________________________________________________________________________

3)____________________________________________________________________________

4)____________________________________________________________________________

5)____________________________________________________________________________

6)____________________________________________________________________________

План в сжатой форме передаёт основное содержание произведения. План бывает кратким или развёрнутым, подробным.

☺ Какой была главная героиня рассказа? А каким тебе показался слон? Подчеркни.

Надя                                                              Слон

ласковая                                                        добродушный

капризная                                                     весёлый

одинокая                                                      послушный

милая                                                           смешной

упрямая                                                        важный

равнодушная                                               аккуратный

жизнерадостная                                          нежный

мечтательница                                            грубый

☺ Задай вопросы по содержанию прочитанного своим одноклассникам. Выдели вопрос, который ты считаешь самым важным.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Иван Саввич Никитин

Полно, степь моя, спать беспробудно

☺ Уточни значение некоторых слов:

Полно (спать беспробудно) – значит, хватит.

Ковыль – степная трава.

В угоду косцам – удовлетворить косцов, сделав им приятное (хорошей травой).

Копна – небольшой округлый стог сена, снопов.

☺ Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина? Опиши их.

1)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

☺ Как называет автор траву? __________________________________________________

☺ К кому обращается поэт? ___________________________________________________

☺ Озаглавь стихотворение. ____________________________________________________

☺ Подумай, в каком темпе ты будешь читать стихотворение. Выбери вариант ответа.

В быстром темпе, чётко, громко произнося слова, напевно, медленно.

¶ Нарисуй иллюстрацию к стихотворению.

 

Утро

☺ Какое настроение** у героя этого стихотворения?

_____________________________________________________________________________

☺ Подумай, в каком темпе ты будешь читать стихотворение. Выбери вариант ответа.

Быстро, медленно, неторопливо, спокойно.

☺ Найди в тексте повторы*.

1) Воду морщит - _____________.

2) ___________ - далеко колокольчик звенит.

3) А восток всё горит - __________________.

☺ Выпиши эпитеты*, которые передают цвета.

____________ пар, __________ свет, роса _______________, _____________ потоки.

☺ Какая картина создаётся с помощью этих слов? Выбери.

Праздничная, счастливая, яркая, умиротворённая.

Встреча зимы

☺ Какое настроение** в начале стихотворения?

_____________________________________________________________________________

☺ Выпиши эпитеты*, которые передают «зимнее» настроение.

1) Воздух _______________ и _________________

2) Снег _______________________________ огнём

3) Смотрит ____________________________ лес

☺ Перечитай строчки стихотворения, подчеркни сравнение*:

И на ветках берёз,

Как алмазы, горят

Капли сдержанных слёз.

☺ В стихотворении ты прочитал строчки:

Наша русская кровь

На морозе горит!

В каком смысле использовано слово «горит»?

_____________________________________________________________________________

▓ Писатели часто используют слова в переносном значении, чтобы усилить выразительность и красоту речи.

Найди в стихотворении это же слово, употреблённое в переносном значении:

_____________________________________________________________________________

 ☺ Найди и подчеркни слова в переносном значении.

Рассыпай же, зима,

До весны золотой

Серебро по полям

Нашей Руси святой!

Что поэт подразумевает под этими словами?

_____________________________________________________________________________

¶ Нарисуй иллюстрацию к стихотворению.

Иван Захарович Суриков

Детство

T Найди значение слов. Пользуйся словарём.

Лапти - ______________________________________________________________________

Прялка - ______________________________________________________________________

Светец - _____________________________________________________________________

▲ Перечитай строки, где мальчик рассказывает о своих любимых сказках. Подумай, как будешь их читать. Выбери.

Спокойно, медленно, с волнением, с ожиданием волшебства.

☺ Какая сказка снилась мальчику?

_____________________________________________________________________________

Зима

☺ Какая зима у Сурикова? Выбери вариант(-ы) ответа.

Злая, суровая, сердитая, пушистая, весёлая, добрая, сказочная, чудесная, волшебная.

☺ Какие слова использует автор, чтобы рассказать о снеге?

_____________________________________________________________________________

☺ Придумай свои эпитеты* к слову «снежинка»:

_____________________________________________________________________________

£ Пофантазируй и нарисуй снежинки. Какие у них будут лица? 

Владимир Фёдорович Одоевский

Мороз Иванович

☺ Мороз Иванович подарил Рукодельнице за её трудолюбие не только подарки, но и открыл ей свои тайны. Проверь себя.

1) Зачем Мороз Иванович держит под снежной периной зелёную травку?

_____________________________________________________________________________

2) Почему вода в колодце и летом студёная?

_____________________________________________________________________________

3) Что будет, если печку истопить, а трубу не вовремя закрыть?

_____________________________________________________________________________

4) Как Мороз Иванович напоминает о бедных людях?

_____________________________________________________________________________

▓ Сказка Владимира Одоевского особенная: она не только волшебная, но и познавательная.

☺ Когда говорят «считать мух»?

_____________________________________________________________________________

£ Сравни сказку Одоевского со сказкой «Морозко».

Что общего в этих сказках?

1. Волшебный персонаж: _______________________________________________________

2. Героини: ___________________________________________________________________

3. Какова главная героиня? ______________________________________________________  

Чем различаются сказки «Морозко» и «Мороз Иванович»?

«Морозко»

«Мороз Иванович»

  1. Падчерица и родная дочь.

  1. Падчерицу отправляет в лес мачеха.

  1. На пути героиням не встретились препятствия.

  1. В лесу падчерица ведёт себя скромно, приветливо.

  1. Родная дочь ведёт себя грубо, невежливо.

  1. Морозко наказывает родную дочь смертью.

 

☺ Сравни двух главных героинь сказки. Покажи стрелочками.

 

Рукодельница                                                                Ленивица

трудолюбива                        добра                               ленива                              зла

неуважительна                    почтительна                   скромна                            груба

надменна                             высокомерна

▓ Сказка, которая обработана или пересказана автором, называется литературной сказкой.

☺ Найди в сказке пословицу и запиши её.

_____________________________________________________________________________

¶ Нарисуй иллюстрацию к сказке

Сергей Тимофеевич Аксаков

Аленький цветочек

▓ В заглавии часто раскрывается тема произведения, то основное, о чём рассказывается в тексте.

☺ Какую тему раскрывает автор сказки «Аленький цветочек»? Можно ли по названию заглавия предположить, о чём эта сказка?

_____________________________________________________________________________

☺ Найди в этой сказке признаки волшебной сказки.

1) Выпиши сказочный зачин*.

«В некотором царстве, ________________________________________________________».

2) Запиши сказочную концовку*.

«Я сама там была, ____________________________________________________________».

3) Найди в сказке постоянные эпитеты*.

Лес ____________, чудо _____________, диво _____________, ______________ земля, яства ___________, питья ______________.

4) Запиши троекратные повторы*.

«Было у купца три ____________________________________________________________».

«Думали сёстры три __________________________________________________________».

☺ Составь устный рассказ о том, какие испытания проходит главная героиня? Найди в сказке фразы и допиши их.

1. Избавила отца от лютой смерти.

«… я поеду к зверю лесному, чуду морскому, и стану жить у него. Для меня достал ты аленький цветочек, и _________________________________________________________».

2. Преодолела страх из-за внешнего вида чудовища.

«И стало ей жалко и совестно, и совладала она со своим страхом великим и ____________________________________________________________________________».

3. Оказалась верной слову и вернулась к чудовищу.

«Если я моему господину доброму и ласковому за все его милости и любовь горячую, несказанную заплачу его смертью лютою, то не буду я стоить того, __________________ ____________________________________________________________________________».

4. Смогла полюбить добрую душу в образе страшного зверя.

«… пала она на колени, обняла руками белыми голову своего господина доброго … и завопила истошным голосом: «Ты встань, пробудись, ____________________________________________________________________________».

☺ За какие душевные качества вознаграждена героиня? Подчеркни.

Доброта, смелость, благородство, трудолюбие, бескорыстие, жалость, щедрость, справедливость, сердечность.

Всеволод Михайлович Гаршин

Лягушка-путешественница

☺ Какое настроение** было у лягушки в начале сказки? Докажи словами из сказки.

_____________________________________________________________________________

☺ Что побудило лягушку отправиться в путешествие? Выбери вариант ответа.

1) Ей было скучно в своём болоте.

2) Она была очень любопытная.

3) Ей захотелось посмотреть на огромный мир, который она не могла увидеть, сидя в своём болоте.

☺ Как чувствовала себя лягушка во время путешествия? Закончи фразы словами из сказки.

«У лягушки захватило ________________________________________________________».

«Она смотрела назад и немного вверх, но кое-что всё-таки видела и ____________________________________________________________________________».

«Это было очень ______________: не раз лягушка чуть было не квакала от ____________».

☺ Дай характеристику главной героине. Подчеркни, что считаешь главным.

Изобретательная, сообразительная, смелая, любопытная, любознательная, хвастливая, находчивая, отважная, болтливая, гордая, решительная, лгунья, фантазёрка.

☺ Почему не состоялось путешествие лягушки? Выбери ответ.

1) Лягушки не умеют летать.

2) Прутик, на котором держалась лягушка, оказался непрочным.

3) Из-за хвастовства, зазнайства лягушки.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

Алёнушкины сказки 

Литературные сказки – авторские сказки. Их написали писатели.

  ▲ В каких сказках ты встречался с присказкой? ☺ Запиши некоторые из них.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

☺ В чём особенность присказки?

_____________________________________________________________________________

☺ Д.Н. Мамин-Сибиряк говорил об «Алёнушкиных сказках»: «Это моя любимая книжка, её писала сама любовь». К кому была эта любовь? __________________________________

☺ Прочитай пословицы. К кому из героев сказки их можно отнести?

Волка ноги кормят. ____________________________________________________________

Смелость города берёт. _________________________________________________________

Язык болтает, а голова отвечает. _________________________________________________

Смелый приступ – половина победы. _____________________________________________

     

☺ К каким выражениям из сказки подходят слова из второго столбика? Соедини стрелкой.

«Душа в пятки убежала»                                         замолчать от испуга

«Язык точно примёрз»                                            гнаться не отставая

«Не смел дохнуть»                                                  сильно испугаться

«Задал стрекоча»                                                     убежать стремительно

«Гонится по пятам»                                                 замереть от страха

☺ Какие эпитеты* автор даёт своему герою – зайцу? Запиши их.

с

ш

г

п

х

н

н

с

ч

й

б

с

с

р

й

х

б

☺ Восстанови по тексту слова:

Собрались старые зайцы, _____________ маленькие зайчата, ___________ старые зайчихи.

 

☺ Как ты понимаешь смысл пословицы «Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт»?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А знаешь ли ты, что из всех наших животных только борзая собака может догнать зайца. Если зайцу грозит опасность, то он скачет со скоростью до 65 километров в час.

 

Николай Алексеевич Некрасов

Славная осень

☺ Какие сравнения* помогают автору изобразить лёд на речке, опавшие листья, осень?

1) Лёд словно как ______________________________________________________________

2) Около леса, как _____________________________________________________________
3) Листья лежат, как ___________________________________________________________

☺ Некрасов восклицает: «Славная осень!». Найди к слову «осень» другие эпитеты*.

Дождливая, золотая, ___________________________________________________________

☺ Какая осень у поэта? Подчеркни.

Свежая, задушевная, бодрящая, ласковая, тихая, яркая.

Не ветер бушует над бором

☺ Мороз в стихотворении показан как живой. Докажи словами из стихотворения.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

T Найди значение слов:

Палица - _____________________________________________________________________

Воевода - _____________________________________________________________________

☺ Кто помогает Морозу строить дворцы и мосты? Вычеркни лишнее.

Вьюги, снега, метели, озёра, реки, моря.

Дедушка Мазай и зайцы

● Уточни значение некоторых слов:  

Багор – шест с металлическим крюком и остриём.

Аршин – старая русская мера длины, равная 0, 71 м.

Сажень – старинная русская мера длины, равная трём аршинам.

Зипун – крестьянский кафтан из грубого толстого сукна.

☺ В какое время года происходит событие? Подчеркни ответ.

Осенью, летом, весной.

T Что такое половодье?

Половодье - ___________________________________________________________________

☺ О чём переживает дед Мазай в начале стихотворения?

_____________________________________________________________________________

☺ Запиши, как дед Мазай называет зайцев.

_____________________________________________________________________________

☺ В стихотворении есть такие слова:

Глядь, у куста копошится зайчиха –

Еле жива, а толста, как купчиха!

Я её дуру, накрыл зипуном…

С какой интонацией дед произносит слово «дура»? Выбери вариант ответа.

Насмешливо, грубо, шутливо, ласково.

☺ Какой дед Мазай по характеру? Подчеркни, что считаешь самым главным.

Грубый, жалостливый, ласковый, сердечный, заботливый, бескорыстный, озорной, добродушный.

¶ Выполни иллюстрацию к стихотворению.

Сергей Михайлович Соловьёв

Смерть птички

☺ Какое настроение** у героя стихотворения?

_____________________________________________________________________________

☺ Кто с героем оплакивает птичку? Подчеркни.

Небо, лес, ветер, солнце, облака.

¶ Зачем автор написал такое грустное стихотворение?

У поэта было грустное настроение.

Поэт хотел показать, что жизнь

сохраняет красоту, несмотря

 на смерть и горе.

 

Поэт хотел, чтобы читатель

 научился сопереживать.

Константин Дмитриевич Бальмонт

Осень

☺ Какие краски ты выберешь для своего рисунка к этому стихотворению? Выпиши слова-подсказки. В клеточках нарисуй эти цвета.

Поспевает ____________________ 

___________________ море 

___________________ уборе 

__________________ реже смеётся   

¶ Выполни рисунок к этому стихотворению.

Золотое слово

T Найди значение слова:

Кутерьма - ___________________________________________________________________

☺ Выпиши слова-обещания каждого времени года:

Осень обещала: «_____________________________».

А зима сказала: «_____________________________».

☺ Кто на самом деле всё озолотил? ______________________________________________

☺ Разве у весны есть золотые краски? Если есть, то в чём они?

_____________________________________________________________________________

☺ Как ты понимаешь выражение: «Жёлтый одуванчик, - будет и седой»?

_____________________________________________________________________________

Иван Алексеевич Бунин

Детство

☺ Какой лес называется бором? _________________________________________________

☺ Как ты понимаешь выражение «солнечные палаты»?

_____________________________________________________________________________

☺ Бунин пишет: «И чувствую: мне только десять лет…». Почему герой ощущает себя ребёнком в бору? ______________________________________________________________

☺ Почему стихотворение называется «Детство»? В нём что, рассказывается о маленьком Бунине?

_____________________________________________________________________________

Полевые цветы

☺ Какие полевые и луговые цветы ты знаешь?

_____________________________________________________________________________

¶ Нарисуй цветок по выбору.

☺ Какими словами Бунин изображает дорогие заморские цветы?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как ты понимаешь выражение «их привезли из-за синих морей»?

_____________________________________________________________________________

☺ Как называет поэт цветы полевые? Запиши слова из стихотворения.

_____________________________________________________________________________

T Найди значение слова:

Благовонный - _________________________________________________________________

Густой зелёный ельник у дороги

☺ Что произошло в зелёном ельнике?

_____________________________________________________________________________

☺ Как автор называет оленя?

_____________________________________________________________________________

☺ Найди эпитеты*. Заполни пропуски.

______________  ______________ ельник

______________ ______________ снега

олень _____________,  ______________

__________________ рога

T Найди значение слова:

Размеренный - ________________________________________________________________

Тетрадь №2

Максим Горький

Случай с Евсейкой

● Уточни значение некоторых слов:

Лангусты – семейство беспозвоночных отряд десятиногих ракообразных. Длина до 60 см.

Актинии – (морские анемоны), отряд морских кишечно-полостных клеточных коралловых полипов.

Кларнет – деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент.

Голотурии – (морские огурцы, морские кубышки), класс морских беспозвоночных животных типа иглокожих. Тело обычно червеобразное, от нескольких миллиметров до 2 м.

Авиатор – специалист по управлению, вождению и обслуживанию летательных аппаратов.

Сепии – каракатицы.

Сифонофоры – колониальные свободноплавающие животные. Размер от 1 см до 3 м, у некоторых имеются нити длиной до 10 м, служащие для поимки добычи.

☺ Какой необычный случай произошёл с Евсейкой?

_____________________________________________________________________________

☺ Чему удивился Евсейка, оказавшись на морском дне?

_____________________________________________________________________________

☺ Что увидел Евсейка на морском дне?

Алая морская ___________________

Усатые ________________________

Быстрые _______________________

Рак - __________________________

☺ Какие животные встретились Евсейке?

_____________________________________________________________________________

☺ Как ведут себя эти персонажи*? Подчеркни.

Ходят в школу, смеются, разговаривают, играют, едят мороженое, поют хором, читают книги, ходят в библиотеку.

☺ Как Евсейка ответил на вопрос: «Откуда это вы взяли, что рыбы – немые?»

____________________________________________________________________________

☺ Как мальчик объяснил рыбам, что такое папа?

«Так _________... Вроде меня, только - ______________ и _________ у него. Если не сердится, то ________________________.

☺ К какому жанру можно отнести произведение Горького? Подчеркни. ▲ Докажи.

Художественный рассказ, научная статья, познавательная сказка.

Константин Георгиевич Паустовский

Растрёпанный воробей

T  Объясни значение некоторых слов:

Сварливая -___________________________________________________________________

Торба - ______________________________________________________________________

☺ Какое сравнение* нашёл Паустовский для воробья?

Как ________________________ снаряд

☺ Как ты понял предложение «Не спали только Маша, отопление и зима»?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

☺ В рассказе много цветовых эпитетов*. Закрась клеточки тем цветом, который указан в тексте.

«И было непонятно, как с такого  неба может слетать такой  снег. И ещё было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине  большие цветы. Но непонятнее всего была  ворона»

«Там, в сиянии , ,  и  света, появился дворец».  

☺ Каким рассказ получился по настроению? Выбери вариант(-ы) ответа.

Яркий, разноцветный, волшебный, сказочный, контрастный*, необыкновенный, весёлый.

☺ Как ты думаешь, от радости можно плакать? Докажи примерами.

_____________________________________________________________________________

☺ Как автор относится к главным героям?

С любовью, с нежностью, с осуждением, с юмором, с пониманием, с состраданием.

Валентин Петрович Катаев

Дудочка и кувшинчик

☺ Что взяли в лес герои?

Папа - __________________________

Мама - __________________________

Женя - __________________________

Павлик - _________________________

☺ Чем это произведение похоже на волшебную сказку? Докажи.

1. В сказке есть волшебный персонаж*.

«Старик - _______________, коренной _________________».

2. Он дарит Жене чудесный предмет: ___________________.

 

3. Женя повторяет сказочную формулу:

«Одну ягодку _____________, на другую ______________, третью ________________, а четвёртая _________________».

☺ Как выглядит старик-боровик? Пользуйся текстом.

«Пальто __________________, борода ____________________, шляпа _________________, и поперёк шляпы ____________________________».

☺ Как слушали музыку лесные жители?

Пчёлы перестали _______________________ бабочку с цветка;

бабочка ________________ _______________, как книгу;

птенцы малиновки ______________________ из своего лёгкого гнезда, которое качалось в ветках бузины, и в ___________________ _______________ жёлтые рты;

грибы _________________ _________ __________________, чтобы не пропустить ни одного звука, и даже старая лупоглазая стрекоза, известная своим сварливым характером, _________________ ____ _________________, до глубины души ______________________

_________________ музыкой.

Саша Чёрный

Что ты тискаешь утёнка?

Воробей.

Слон.

● Уточни значение некоторых слов:

Тискаешь – давишь, прижимаешь, мнёшь.

Рвётся прочь – вырывается.

В свой черёд – в свою очередь, когда придёт время.

Брыкаться – отбиваться ногами; активно сопротивляться, упрямиться.

Притиснешь – прижмёшь.

Капут – конец, гибель.

☺ Как взрослый разговаривает с малышом? Выбери варианты ответа.

Сердито, ругает его, дружелюбно, что-то советует.

T  Найди значение слов:

Вьюшка - _____________________________________________________________________

☺ Какие эпитеты*, сравнения* помогли представить тебе воробья?

_____________________________________________________________________________

☺ Как автор называет воробья?

_____________________________________________________________________________

☺ Как ты понимаешь выражение «делать из мухи слона»?

_____________________________________________________________________________

☺ Напиши, из каких стихов С. Чёрного эти строчки.

«Прыгай, прыгай, я не трону!» _____________________________________

«Подружись со мной, пичужка!» ___________________________________

« Он хоть маленький, но милый. Хочешь? На!» _______________________

☺ Подчеркни слова, которые показывают, как автор относится к своим героям.

С любовью, с юмором, с нежностью, трогательно, насмешливо.

¶ Нарисуй полюбившихся героев стихотворений Саши Чёрного.

Александр Александрович Блок

Ветхая избушка

Сны

Ворона

● Уточни значение некоторых слов:

Лампадка – небольшой сосуд с фитилем, который зажигают перед иконой.

Внемлю – слушаю, отношусь к чему-либо с большим вниманием.

Дремные покровы – дремота, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза.

Покров – верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь.

☺ Как ты понимаешь выражение «ветхая избушка»?

_____________________________________________________________________________

☺ Поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью? Докажи.

_____________________________________________________________________________

☺ Какие картины предстают из стихотворения «Сны»? Подчеркни.

Конница, туман, дракон, царевна, богатырь, бархат, хрусталь.

☺ Запиши эпитет*, который помогает поэту изобразить ворону.

_____________________________________________________________________________

☺ Как двигается ворона? Выбери вариант ответа.

Медленно, торопливо, вскачь, переваливаясь с боку на бок.

☺ Найди строчки, которые доказывают, что ворона была любопытна.

Вниз на _____________________________________:

Что _________________________________ травкой?

Сергей Александрович Есенин

Черёмуха

● Уточни значение некоторых слов:

Пряная – острая и ароматная по вкусу и запаху.

Вкрадчиво – вкрадчивый – старающийся вызвать доверие, расположение к себе.

☺ Найди эпитеты*, которыми Есенин помог услышать, увидеть и ощутить запах и вкус весны.

Ветки _________________________

__________________________ ручей

зелень _________________________

черёмуха _______________________

роса ___________________________

☺ Какие слова выбирает поэт, чтобы услышать, как поёт ручей?

А рядом, у ___________________________,

В _____________, между _______________,

Бежит, _______________ _______________

______________________________ ручей…

Воробышки.

☺ Найди эпитеты*, которыми автор называет воробышков.

Пташки: _______________ ________________ _______________ ________________

☺ Найди сравнение*, которое нашёл для воробышков Есенин.

Как _____________________________________________________________________

☺ В стихотворении «Воробышки»:

Зима - _______________________

Вьюга - ______________________

Седые облака - ________________

☺ Как называется этот приём в литературе? Подчеркни ответ.

1) Эпитет

2) Сравнение

3) Олицетворение

Михаил Михайлович Пришвин

Пиковая Дама.

☺ Как ты понимаешь словосочетание «Люби живое»?

_____________________________________________________________________________

☺ Почему курицу прозвали Пиковой Дамой?

_____________________________________________________________________________

☺ В этом году Пиковая Дама была «во сто раз злей». Почему? Выбери ответ.

1) Она горевала из-за смерти птенцов.

2) Она была раздражена подменой цыплят на утят.

3) Она беспокоилась о единственном утёнке.

 

☺ Кто пострадал от Пиковой Дамы?

«Это _________________. С отломанным крылом он пришёл ко мне на огород»,

«_____________________, умеющий бороться с волками».

«Добродушная, уже пожилая теперь, моя лёгкая __________________________».

☺ Вырази своё отношение к Пиковой Даме.

_____________________________________________________________________________

Иван Сергеевич Соколов-Микитов

Листопадничек.

☺ Почему автор дал такое название рассказу?

_____________________________________________________________________________

☺ Озаглавь этот рассказ по-другому.

_____________________________________________________________________________

☺ Какая мечта была у маленького зайчика?

_____________________________________________________________________________

☺ Как ты думаешь, это рассказ или сказка? Докажи.

_____________________________________________________________________________

☺ Раздели сказку на части. Составь план.

1) ___________________________________________________________________________

2) ___________________________________________________________________________

3) ___________________________________________________________________________

4) ___________________________________________________________________________

5) ___________________________________________________________________________

6) ___________________________________________________________________________

☺ Опиши главного героя. Каким он был?

Любопытным, любознательным, смелым, легкомысленным, боязливым, решительным, беспокойным.

£ Придумай продолжение этой истории.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Василий Иванович Белов

Малька провинилась.

Ещё раз про Мальку.

● Уточни значение некоторых слов:

Шаромыжник – человек, который любит поживиться за чужой счёт, жулик.

Блудный – об ушедшем человеке из родительского дома и вернувшемся после долгих скитаний.

▲ Что произошло в доме Лидии? Прочитай об этом.

☺ Стремилась ли Малька охранять и защищать своих щенков? Докажи.

_____________________________________________________________________________

☺ Обрати внимание, как описывает автор негодование Лидии. Замени этот эпизод одним предложением.

_____________________________________________________________________________

☺ Какими словами хозяйка ругала Мальку?

_____________________________________________________________________________

☺ Как же хозяйка на самом деле относилась к собаке?

_____________________________________________________________________________

☺ Какие чувства испытывала Малька? Допиши.

«Малька _________________ глядела в глаза хозяйке, ___________________ мотала хвостом и _________________, за что её так ругают».

☺ Какие пословицы можно отнести к рассказу? Выдели знаком «+».

 Материнское сердце не знает покоя.

 Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.

 Всякой матери своё дитя мило.

£ Придумай свою историю про Мальку.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Виталий Валентинович Бианки

Мышонок Пик

☺ Автор говорит, что ребята сыграли с мышонком злую шутку. А как ты считаешь?

_____________________________________________________________________________

☺ Каких врагов встретил Пик во время опасного путешествия?

_____________________________________________________________________________

▲ Прочитай эпизод, который заставил поволноваться тебя за мореплавателя.

☺ Кто из врагов мышонка выглядит так: «красивая птичка с розовой грудью, серой головкой и красно-коричневой спинкой»?

_____________________________________________________________________________

¶ Нарисуй самые увлекательные события.

Борис Степанович Житков

Про обезьянку

☺ Что значит выражение «отец поймал и отдул Яшку»?

_____________________________________________________________________________

☺ Найди к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой.

Лясы точить                                                         Не покладая рук          

Держать ухо востро                                            Держать язык за зубами

На чужой шее сидеть                                          Воды в рот набрать

Сидеть сложа руки                                              Ворон считать

От рук отбиться                                                   Своим горбом жить

Во всю Ивановскую кричать                              В руки взять

☺ Какие из устойчивых выражений можно отнести к рассказу «Про обезьянку»?

_____________________________________________________________________________

 

☺ Опиши Яшку. Пользуйся текстом.

«Мордочка _______________, _____________, а глазки ______________, _____________».

«Он прыгал так легко, что казалось - ____________________________________________».

«Сидит, как ___________________, на руках у кого-нибудь и _______________ сложил…»

«Он дремал, как ______________________________________ на солнышке…»

«Мордочка у Яшки стала _____________, ____________, он повизгивал и ____________».

☺ О каких повадках обезьян ты узнал из рассказа?

Яшка любит: ___________________________________________________________

Яшка не любит: _________________________________________________________

☺ Составь список Яшкиных безобразий.

1) Расстегнул жилет и __________________________________________________________

2) Катался на дверях, как на _____________________________________________________

3) Сбрасывал на отца __________________________________________________________

4) ___________________________________________________________________________

5) ___________________________________________________________________________

 

☺ Хотел бы ты иметь обезьянку дома? Почему?

_____________________________________________________________________________

Владимир Леонидович Дуров

Наша Жучка

☺ От чьего имени ведётся рассказ?

_____________________________________________________________________________

☺ Как относится рассказчик к своему поступку? Ответь словами из текста.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

▲ Прочитай, что изумило героя в поведении Жучки на плацу.

☺ Что почувствовал мальчик в этот момент? Ответь словами из текста.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Виктор Петрович Астафьев

Капалуха

¶ Какие правила в лесу ты знаешь? Нарисуй.

● Уточни значение некоторых слов:

Просека – полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев.

Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

Космы – взлохмаченные пряди волос.

Какую птицу охотники называют капалухой?

_____________________________________________________________________________

Знаешь ли ты, глухарь – одна из древнейших птиц на земле. Живут обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Выводят птенцов в конце мая – начале июня. Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Весной, когда глухарь-петух поёт свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозван глухарём.

☺ Выпиши названия деревьев и трав, которые встречаются в рассказе Астафьева.

л

н

ц

о

х

б

п

р

ж

к

☺ Как ты понимаешь выражения?

«Озираться по сторонам» - ____________________________________________________

«Ощупать глазами бугр» - _____________________________________________________

«Сердце моё забилось от испуга» - ______________________________________________

☺ Объясни смысл слов автора: «Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце»

_____________________________________________________________________________

☺ Как можно охарактеризовать мальчишку, который хотел взять птичьи яйца? Выбери вариант ответа, отметь знаком «+».

 Легкомысленный

 Жестокий

 Равнодушный

☺ Рассказ заканчивается словами: «И все весело побежали от капалухиного гнезда», Почему ребятам стало весело? Выбери вариант ответа, отметь знаком «+».

 Ребятам стало весело, потому что они отдохнули.

 Ребятам стало весело, потому что они не совершили плохого поступка.

   

Самуил Яковлевич Маршак

Гроза днём

☺ Найди слова, которыми автор передаёт звуки грома.

_____________________________________________________________________________

☺ Какой эпитет* нашёл поэт для дождя?

_____________________________________________________________________________

☺ Какой дождь изобразил поэт?

Проливной, затяжной, быстрый, грибной.

Агния Львовна Барто

Разлука

В театре

☺ Объясни значение слова «разлука».

_____________________________________________________________________________

☺ Для тебя это слово весёлое или грустное?

_____________________________________________________________________________

☺ Найди строки из стихотворения «В театре», в которых говорится о большом желании девочки попасть в театр.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

☺ Как ты думаешь, Барто осуждает девочек или с доброй улыбкой им что-то подсказывает?

_____________________________________________________________________________

Сергей Владимирович Михалков

Если

Рисунок

☺ Что помогло детям скоротать скучный, дождливый день в стихотворении «Если»?

_____________________________________________________________________________

▲ Прочитай, как дети превратили лужу в море? Каплю в каплищу?

☺ В стихотворении много цветовых эпитетов*. Закрась клеточки тем цветом, который указан в тексте.

Я сделал  быка,

 - дорогу…

Я  точки зачеркнул…

☺ Какими словами можно охарактеризовать героев С. Михалкова? Выбери вариант(-ы).

Фантазёры, спорщики, мечтатели, храбрецы.

Елена Александровна Благинина

Кукушка

Котёнок

☺ Прочитай и сравни стихотворения Е. Благининой «Кукушка» и С. Маршака «В лесу над росистой поляной…»

Сходство:

Общая тема?

Главный герой?

Где происходят действия?

Отличия:

«Кукушка»

«В лесу над росистой поляной»

В какое время суток герой слушает кукушку?

Какое настроение** героев?

 ☺ Какое настроение** у тебя появилось во время чтения стихотворения «Котёнок»?

_____________________________________________________________________________

☺ Что ты думаешь о главном герое стихотворения?

_____________________________________________________________________________

Григорий Бенционович Остер

Вредные советы

Как получаются легенды

☺ Автор говорит, что «настоящий друг не любит огорчать своих друзей». Объясни смысл совета.

_____________________________________________________________________________

☺ Чего хотел добиться автор своими вредными советами?

_____________________________________________________________________________

£ Сочини свои вредные советы.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

T Нади значение слова:

Легенда - _____________________________________________________________________

☺ Придумай вопросы, чтобы ответы на них можно было найти в тексте.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

£ Сочини свою легенду.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Борис Викторович Шергин

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

● Уточни значение некоторых слов:

Штукатур – мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства.

Маляр – рабочий, занимается окраской зданий, помещений.

Академия – высшее научное или художественное учреждение.

☺ Дай описание Ваниной бабушке. Используй слова текста.

_____________________________________________________________________________

☺ Какие пословицы* ты нашёл в рассказе?

Работа любит не _____________________, а ________________________.

Глаза _________________, а руки __________________.

Комар носа не _____________________.

Собирай по __________________, наберёшь _______________________.

☺ Объясни значение поговорки*:

Комар носа не подточит - _______________________________________________________

☺ Как ты понимаешь предложение: «А руки у Мити были золотые»?

_____________________________________________________________________________

☺ Подчеркни словосочетания, в которых слово «золотой» использовано в переносном значении.

Золотое кольцо, золотое сердце, золотые часы, золотые нивы, золотые слова, золотые звёзды.

Андрей Платонович Платонов

Цветок на земле

☺ Найди в тексте ответы на вопросы.

  1. Сколько лет дедушке Титу?

«Мне без _________________ __________________ будет».

  1. Как выглядит дедушка Тит?

Глаза «от света _________________ и ________________ стали».

Руки «______________, кожа на них стала как _______________, много ________________ испахали».

  1. Чем занимался дедушка Тит в молодости?

«Мы __________________, мы ______________________________»

☺ С чем сравнил дедушка своего внука  в конце рассказа?

«Дед… погладил головку внука и посмотрел на него, как на _______________, растущий в _______________».

¶ Нарисуй цветы с «счастливыми», и «добрыми лицами»

 

Ещё мама

☺ Кто главный герой рассказа? _________________________________________________

☺ Какое главное событие в рассказе? ____________________________________________

☺ Пользуясь текстом, расскажи, как Артём собирался в школу.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

☺ Кого встретил герой на пути в школу? __________________________________________

☺ Какие чувства испытал Артём в школе?

_____________________________________________________________________________

Валентин Григорьевич Распутин

Мама куда-то ушла

☺ Какие чувства испытывал мальчик? Напиши их по порядку. Закрась клеточки тем цветом, который, по-твоему, подходит для этого душевного состояния.

1. ___________________________ 

2. ___________________________ 

3. ___________________________ 

4. ___________________________ 

5. ___________________________ 

6. ___________________________ 

Слова-подсказки: радость, одиночество, боль, вина, отчаяние, удивление.

☺ Почему мальчишка стал пинать зайца? Закрась нужное. Если не согласен, впиши своё.

Мальчишке было так больно,

что он решил причинить боль

другому – беззащитной игрушке.

Мальчик понял, что его любимая

игрушка – это бездушная вещь, и

она не может ему помочь.

   

   

 

Михаил Михайлович Зощенко

Золотые слова

● Уточни значение некоторых слов:

Прельщала – стала для кого-нибудь заманчивой, приятной.

Соблазн – искушение, приманка, нечто влекущее.

Угореть – отравиться угаром, потерять соображение.

Развязно – излишне свободно и непринужденно в обращении с другими.

Абсурд – нелепость, бессмыслица.

Раскаяться – сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом.

☺ От чьего имени ведётся рассказ? ______________________________________________

☺ Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце»?

_____________________________________________________________________________

☺ Объясни название рассказа.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

☺ Рассказ можно разделить на две части. Озаглавь их так, чтобы было понятно, что это смешной рассказ.

1. ___________________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________________________

☺ Что показалось тебе особенно смешным в рассказе?

1. Смешные слова: ____________________________________________________________

2. Смешные персонажи: ________________________________________________________

3. Смешные ситуации: _________________________________________________________

Великие путешественники

☺ Как ты думаешь, почему автор назвал детей великими путешественниками?

_____________________________________________________________________________

☺ Как ты произнесёшь эти слова? Выбери вариант ответа.

С восхищением, удивлением, гордостью, иронией, разочарованием.

☺ Кто был инициатором путешествия? ___________________________________________

☺ Какая поговорка встретилась в рассказе? Как ты её понимаешь?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

☺ Восстанови порядок событий.

1) ___________________________________________________________________________

2) ___________________________________________________________________________

3) ___________________________________________________________________________

4) ___________________________________________________________________________

5) ___________________________________________________________________________

6) ___________________________________________________________________________

7) ___________________________________________________________________________

☺ Найди и запиши предложение, в котором заключена главная мысль рассказа.

 

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Николай Николаевич Носов

Федина задача

● Уточни значение некоторых слов:

Титулярный советник – высокий служебный чин в дореволюционной России.

Полуденный – южный – полдневный.

☺ Ответь на некоторые вопросы:

1) Почему Федя не мог решить задачу?

_____________________________________________________________________________

2) Почему Федя решил обратиться за помощью к Юре?

_____________________________________________________________________________

3) Сможет ли Юра растолковать задачу своему другу?

_____________________________________________________________________________

☺ Как автор относится к своему герою?

_____________________________________________________________________________

☺ А как ты готовишь уроки дома? Расскажи.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Телефон

☺ Запиши правила пользования телефоном.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

☺ Чему научил тебя рассказ «Телефон»?

_____________________________________________________________________________

¶ Представь себя художником этой книги. Выполни иллюстрацию к рассказу.

Мифы Древней Греции

Ахилл – непобедимый герой множества легенд Древней Греции. Это отважный человек, которого не брали никакие вражеские стрелы.

Легенда рассказывает, что мать Ахилла Фетида, желая сделать сына неуязвимым, окунула мальчика в воды священной реки Стикс. Но, окуная, она держала его за пятку (пяту), и пятка оказалась незащищённой. В одном из сражений Парис, противник Ахилла, пустил стрелу в пятку Ахилла и убил его.

☺ Подумай, что означает выражение «Ахиллесова пята».

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

T  Найди значение некоторых слов:

Вельможа - _____________________________________________________________

Погреб - ________________________________________________________________   

Скитаться – ____________________________________________________________

 Прибрежный утёс - _____________________________________________________

☺ Что значит?

Сидеть сложа руки - ______________________________________________________

Нёсся, как ветер - ________________________________________________________

☺ Сравни, как вели себя при появлении Медузы Горгоны царь Полидект и Персей.

Царь Полидект

Персей

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

Шарль Перро

Рике с хохолком

 Выпиши чудеса, которые происходили в сказке.

1. Принцесса «с поразительной лёгкостью могла _________________ всё, что ____________, и говорить __________________, ________________ и ________________».

2. «… принц Рике превратился в _______________ ________________, _______________ _______________ и _________________ ____________________ ____________________...»

3. «Иные уверяют, что чары волшебницы здесь были ни при чём, что только ________________ ___________________ это _________________».

☺ Подумай, что важнее в жизни: красота или ум. Объясни

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ганс Христиан Андерсен

Гадкий утёнок

● Уточни значение некоторых слов:

Смётано – сложено в копны.

Озираться – осматриваться.

И меня однажды провели – обманули.

Орава – беспорядочное и шумное скопление людей.

Несуразный – нелепый, нескладный.

Подойник – сосуд, в который стекает молоко при ручном доении.

Ликующий – торжествующий, восторженно радующийся.

¶ Составь картинный план к сказке.

Составь вопросы к сказке?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая тетрадь по литературному чтению

Рабочая тетрадь ориентирована на учителей, работающих по учебнику «Родная речь» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, 3 класс, часть 1, 2 (Москва, Просвещение, 2011г).Рабочая тетрад...

Обобщающий урок-игра по разделу "Поэтическая тетрадь 2"_литературное чтение_3 класс

Обобщающий урок по разделу "Поэтическая тетрадь 2" проходит в форме игры. Класс делится на команды. Предварительно обсуждаются правила поведения в группе, сообщаются правила игры. На третьем слайде ка...

Конспект выступления на ШМО Технология обучению чтению с применением рабочей тетради по литературному чтению в рамках УМК ОС Школа 2100

Тема: Технология обучению чтению с применением рабочей тетради по литературному чтению в рамках УМК «ОС Школа 2100».   Подготовила: Титова Елена Николаевна, учитель начальных классов МБ...

Разработка. Рабочая тетрадь по литературному чтению.

Входят задания с иллюстративным материалом....

Рабочая тетрадь по литературному чтению

Электронный вариант рабочей тетради по литературному чтению для дистанционного обучения....