Технологическая карта урока
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Технологическая карта урока. 2 класс. УМК "Школа России". Литературоное чтение. Н.Н.Носов "Живая шляпа"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Овчеренко Любовь Пвловна

Класс: 2

УМК: «Школа России», автор учебника Л.Ф. Климанова.

Предмет: Литературное чтение

Тема: Н.Н.Носов «Живая шляпа»

Тип урока: Комбинированный урок

Место и роль урока в изучаемой теме:второй урок по теме «Рассказы Н.Н. Носова» в разделе «Писатели детям»

Цель: познакомить обучающихся с содержанием произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”;  развивать критическое мышление, память, воображение, речь; создать условия для формирования интереса к чтению.

Ссылка 

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Научатся: воспринимать на слух художественный текст, определять смысл произведения.

Получат возможность научиться: сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков; составлять картинный план произведения.

-выполнять учебное действие в соответствии с заданием;

-применять и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

-ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес;

-организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

-учить планировать, анализировать свою работу;

-проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы;

-строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей.

-организовывать учебное сотрудничество, совместную деятельность с учителем и  со сверстниками;

- работать индивидуально, в парах, группах;

- допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;

  • - формулировать  и высказывать собственноемнение, позицию,выслушивать мнение товарищей,
  • -  задавать вопросы;

- создать благоприятный психологический климат, атмосферу взаимопомощи, толерантности.

-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

-участвовать  в оценке работ, ответов одноклассников;

-стремление к  самоконтролю и анализу своих действий;

Ход урока

Название

этапа урока

Задача, которая должна быть решена(в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихсяпо достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

I

Организационный момент

Личностные: сформировать мотивационную основу учебной деятельности,

положительное отношение к уроку.

Регулятивные: контролируют свои действия

Фронтальная

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать и читать

И друг другу помогать.

- Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками нам будут: внимание, находчивость, смекалка.

- Я желаю вам удачи и новых открытий!

Демонстрируют готовность к уроку

Сформирована мотивационная основа учебной деятельности

Наблюдение

II

Актуализация знаний.

Коммуникативные: планирование  совместной деятельности с учителем и со сверстниками.

Познавательные: способны понимать учебную задачу, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные:имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Фронтальная

Групповая

(дифференцированная)

- Мы познакомились с творчеством, русского писателяНиколая Николаевича Носова

(Слайд №1 с изображением портрета писателя)

- И первый рассказ, который мы прочитали, называется

На доске: 

"НИКИЗАТЕЙ"

- Такой рассказ вы читали дома?

- Давайте прочтём название правильно.

Дети: - "Затейники".

(Слайд №2 с изображением книги "Затейники").

1 группа – рисунки.

2 группа – вопросы. Как называли себя ребята? В какую игру они играли? Кого изображали?Прочитайте, как дети организовали игру.                      

3 группа - пересказ

4 группа – чтение по ролям

Слушают учителя; понимают учебную задачу, устанавливая причинно-следственные связи с пройденным материалом; анализируют, обосновывают свою точку зрения.

Учебная задача понята, установлены причинно-следственные связи

Устные ответы, наблюдение

III

Подготовка к восприятию нового материала.

Сообщение темы и целей.

Регулятивные:

умение планировать деятельность в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные:вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью.

Личностные:проявление интереса к поставленной проблеме.

Фронтальная

Установка:

- Мы сегодня продолжаем знакомство с произведениями Н.Н. Носова.

Загадка

Что за зверь со мной играет?

Не мычит, не ржет, не лает,

Нападает на клубки,

Прячет в лапки коготки!

- О ком загадка?

- Ребята, а вы любите кошек?

- Назовите повадки кошек?

Стихотворение

Шляпа – лучший друг на свете

Знают взрослые и дети.

При ярком солнце выручает

И быть модной помогает.

От дождя и снега спрячет,

Пожелает нам удачи!

- Что такое шляпа? (головной убор)

- Какие бывают шляпы? (мужские, женские …….)

Проблемный вопрос:

К шляпе дружно подойдём,

Её взглядом обведём!

С нами, шляпа, не шути,

Ты не прыгай, не скачи!

Поскорей открой секрет-

Ты живая или нет?

Целеполагание.

- Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы и что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

(Слайд № 3с изображением «Живая шляпа»)

- Н. Носов написал нам интересный рассказ «Живая шляпа», где главный герой котенок.

Отвечают на вопросы учителя,  отгадывают загадки

Рассуждают на проблемный вопрос, высказывая свои предположения

Выдвигают гипотезы (предположения), называют тему урока и формулируют цели урока.

Учебная задача понята Учащиеся  умеют слушать собеседника, вести диалог.

Устные ответы, наблюдение

Словарная работа

Коммуникативные: строить связное высказывание;

находить нужную информацию через словари.

Фронтальная

Индивидуальная

- В тексте встретятся слова, давайте уточним их значение.

(Слайд № 4, № 5, № 6  с изображением картинок)

Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.

Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

Треснуть - ударить.

Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.

Соскользнуть – спуститься вниз, упасть скользя.

Объясняют значение слов

Узнают значения слов, которые им не понятны и встретятся в тексте.

Устные ответы.

Объяснение.

IV

Открытие новых знаний

Предметные: познакомить с новым рассказом Н.Носова; совершенствовать технику чтения.

Познавательные: способныпонимать учебную задачу,

отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничества с учителем и сверстниками

Фронтальная

Первичное знакомство с текстом вы послушаете  ваудиозаписи.

Учитель включает рассказ, дети слушают

- Понравился ли вам рассказ?

- Кто у вас вызвал смех, а кого было жалко?

- Какое чувство испытали мальчики?… (страх)

- При чтении голосом можно передать состояние мальчиков, их волнение. (Вывешиваю таблички).

- дрожащий голос, шёпот, крик, ужас в голосе.

–А что ещё подсказывало, что события в рассказе менялись, даже если бы не было слов? (Смена музыки), Спокойная, тревожная с предчувствием страха, развитие события, весёлая.

Воспринимают на слух художественный текст, определяют смысл произведения

Анализируют

Учащиеся ознакомлены с рассказом.

Устные ответы

1.

Работа с учебником

Фронтальная

Стр. 54

Стратегия “Чтение с остановками”

- Как вы думаете, на сколько частей можно разделить этот рассказ? Не забывая о том, что каждая часть должна иметь законченную мысль. Я вам немного помогу при разделение текста на части.

Чтение 1-ой части (до слов “Володя обернулся ”)

-  Как писатель показал, что события произошли неожиданно?

- Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой?

- А вы догадывались?

- А  как? (в начале рассказа подсказка автора).

- Значит, автор хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он начал свой рассказ с того, как котѐнок попал под шляпу. Эта часть рассказа очень важна.

Чтение 2-ой части (до слов “Прибежали на кухню ”)

-  Почему Володя и Вадик решили, что шляпа живая?

- Они обрадовались?

- Какие слова показывают, что мальчикам страшно? Прочитайте

Чтение 3-ей части (до слов “ Мяу! ”)

- Почему Володя захотел уйти?

- Докажите, что страх перерастает в любопытство и  что ребята осмелели.

-  Сколько здесь действующих лиц?

Чтение 4-ой части (до конца)

-Что испытали мальчики, когда узнали “секрет” шляпы? (Облегчение).

- Каким ласковым  словом они называли котёнка? (миленький)

- Как вы думаете, почему Вадик так назвал Ваську?

-В конце рассказа есть иллюстрация, подберите предложение из последней части к этой иллюстрации.

- Что можно сказать об этом рассказе? Какой он?

- Весѐлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех.

Читают текст по частям, следят по тексту, отвечают на вопросы учителя, обсуждают, находят в тексте информацию

Высказывают свое мнение

Совершенствуются навыки работы с текстом

Устные ответы,

наблюдение

2.

Физкульт- минутка

Регулятивные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Личностные: снятие усталости, поддержать эмоциональный настрой.

Фронтальная

Шли по крыше три кота,

Три кота Василия.

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее.

Сели киски на карниз,

Посмотрели вверх и вниз,

И сказали три кота:

- Красота, красота!

Выполняют элементарные физические упражнения (в соответствии с текстом стихотворения), повторяя их за учителем.

Выполнение упражнения

Наблюдение

V

Первичное закрепление знаний

Познавательные: создать условия для проверки понимания материала учащимися

Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их достижения

Работают в парах.

Индивидуальная

Дети работают по таблице. Прочитав авторские слова, дети должны дописать в таблицу действия героев.

Авторские слова

Действия героев

Увлечение

Испуг

Страх

Радость

(Слайд № 7)

Тест на внимательность

Составляют модель, которая показывает, как меняется настроение мальчиков в рассказе.

Выполняют задания, рассуждают, обосновывают свой  выбор,высказывают свое мнение,  выстраивают толерантные отношения

Выполняя задания, учащиеся сравнивают и характеризуют героев произведения на основе их поступков

Самостоятельная работа по карточкам, контроль

Взаимопроверка.

1.

Физкультминутка

 для глаз

Личностные:снятие усталости, поддержать эмоциональный настрой.

Фронтальная

Круги трёх цветов.

Выполняют

элементарные упражнения («Светофор») для снятия напряжения с глаз

Выполнение упражнения

Наблюдение

VI

Первичная проверка понимания

Личностные: допускаю существование других точек зрения

Регулятивные:

контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

1. Составление картинного плана.

- По произведениям Носова были созданы мультфильмы, диафильмы.

- Давайте воспроизведем события, которые произошли в рассказе и посмотрим слайды.

 (Слайды №8, №9, №10, №11, №12 -нарушена последовательность)

- Надо расставить сюжетные картинки по порядку.

(Слайды №12, №13, №14, №15, №16)

 Подбор заголовков к иллюстрациям:

1. Вовка и Вадик сидели дома.

2. Шляпа живая?

3. Мальчики трясутся от страха.

4. Вовка и Вадик пошли в атаку.

5. Это же наш котенок Васька!

Выбрать пословицы, которые подходят к

рассказу и объяснить их значение:

 «Семь раз отмерь - один раз отрежь»

«У страха глаза велики»

«Всё хорошо – что хорошо кончается»

С какой целью автор предлагает нам этот рассказ?

Вывод:Если человек трус, любое дело ему кажется страшным. Любая вещь его может напугать. Страх  может превратиться в комическую ситуацию.

- Что нужно делать, чтобы не бояться ничего? (Надо преодолевать страх)

- Молодцы!

Обсуждают, высказывают своё мнение

Анализируют и выстраивают картинки в правильной последовательности.

Обсуждают, высказывают своё мнение, делают выводы.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Учащиеся ознакомлены с рассказом и  учебная задача понята.

Учебная задача была понята, был найден ответ на вопрос.

Устные ответы.

Делают вывод

VII

Инструктаж о выполнении домашнего задания

Регулятивные: применяют освоенные способы действия с учётом выделенных учителем ориентиров

Коммуникативные: умеют ориентироваться в своей системе знаний

Разноуровневое задание

(Слайд 17)

Объяснение  вариативного домашнего задания.

Определяют для себя посильный вид задания.

Учебная задача понята.

Учащиеся сами определяют вид задания, который будут выполнять и записывают в дневник.

Самоопределение. Наблюдение.

VIII

Рефлексия учебной деятельности

Регулятивные:

оценивают свои достижения на уроке.

Коммуникативные: соотносят полученный результат с поставленной целью;

Личностные: проявляют этические чувства.

Индивидуальная

Самоанализ

Закончите предложение:

Я сегодня познакомился с рассказом…

 Я узнал, что …

 Я справился со всеми …

 Я не понял …

Я сегодня сумел …

 Я хочу похвалить…

Самооценка

Настроение после урока (смайлики)

http://festival.1september.ru/articles/562573/img1.gif

-Молодцы! Спасибо за …. работу на уроке.

Осуществляют самоанализ и самооценку.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке с помощью карточек (смайликов)

Учащиеся  умеют слушать собеседника, вести диалог, оценивать свои достижения.

Высказывают свои впечатления от урока.

Устные ответы

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...