№ | Название этапа урока
| Задача, которая должна быть решена(в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные,регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихсяпо достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
I | Организационный момент
| Личностные: сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку. Регулятивные: контролируют свои действия
| Фронтальная | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Прозвенел звонок весёлый, Мы начать урок готовы. Будем слушать и читать И друг другу помогать.
- Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками нам будут: внимание, находчивость, смекалка. - Я желаю вам удачи и новых открытий! | Демонстрируют готовность к уроку
| Сформирована мотивационная основа учебной деятельности | Наблюдение
|
II | Актуализация знаний.
| Коммуникативные: планирование совместной деятельности с учителем и со сверстниками. Познавательные: способны понимать учебную задачу, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, устанавливать причинно-следственные связи. Личностные:имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. | Фронтальная
Групповая (дифференцированная) | - Мы познакомились с творчеством, русского писателяНиколая Николаевича Носова (Слайд №1 с изображением портрета писателя)
- И первый рассказ, который мы прочитали, называется На доске: "НИКИЗАТЕЙ" - Такой рассказ вы читали дома? - Давайте прочтём название правильно. Дети: - "Затейники". (Слайд №2 с изображением книги "Затейники"). 1 группа – рисунки. 2 группа – вопросы. Как называли себя ребята? В какую игру они играли? Кого изображали?Прочитайте, как дети организовали игру. 3 группа - пересказ 4 группа – чтение по ролям | Слушают учителя; понимают учебную задачу, устанавливая причинно-следственные связи с пройденным материалом; анализируют, обосновывают свою точку зрения.
| Учебная задача понята, установлены причинно-следственные связи
| Устные ответы, наблюдение
|
III | Подготовка к восприятию нового материала. Сообщение темы и целей.
|
Регулятивные: умение планировать деятельность в соответствии с поставленной целью. Коммуникативные:вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью. Личностные:проявление интереса к поставленной проблеме.
| Фронтальная | Установка: - Мы сегодня продолжаем знакомство с произведениями Н.Н. Носова. Загадка Что за зверь со мной играет? Не мычит, не ржет, не лает, Нападает на клубки, Прячет в лапки коготки!
- О ком загадка? - Ребята, а вы любите кошек? - Назовите повадки кошек? Стихотворение Шляпа – лучший друг на свете Знают взрослые и дети. При ярком солнце выручает И быть модной помогает. От дождя и снега спрячет, Пожелает нам удачи!
- Что такое шляпа? (головной убор) - Какие бывают шляпы? (мужские, женские …….) Проблемный вопрос: К шляпе дружно подойдём, Её взглядом обведём! С нами, шляпа, не шути, Ты не прыгай, не скачи! Поскорей открой секрет- Ты живая или нет? Целеполагание. - Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы и что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?
(Слайд № 3с изображением «Живая шляпа») - Н. Носов написал нам интересный рассказ «Живая шляпа», где главный герой котенок. | Отвечают на вопросы учителя, отгадывают загадки
Рассуждают на проблемный вопрос, высказывая свои предположения
Выдвигают гипотезы (предположения), называют тему урока и формулируют цели урока.
|
Учебная задача понята Учащиеся умеют слушать собеседника, вести диалог.
| Устные ответы, наблюдение
|
| Словарная работа | Коммуникативные: строить связное высказывание; находить нужную информацию через словари.
| Фронтальная Индивидуальная
| - В тексте встретятся слова, давайте уточним их значение. (Слайд № 4, № 5, № 6 с изображением картинок) Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи. Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей. Треснуть - ударить. Плюхнуться – тяжело сесть, упасть. Соскользнуть – спуститься вниз, упасть скользя. | Объясняют значение слов
| Узнают значения слов, которые им не понятны и встретятся в тексте. | Устные ответы. Объяснение.
|
IV | Открытие новых знаний
|
Предметные: познакомить с новым рассказом Н.Носова; совершенствовать технику чтения. Познавательные: способныпонимать учебную задачу, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные: планируют учебное сотрудничества с учителем и сверстниками
| Фронтальная
| Первичное знакомство с текстом вы послушаете ваудиозаписи. Учитель включает рассказ, дети слушают - Понравился ли вам рассказ? - Кто у вас вызвал смех, а кого было жалко? - Какое чувство испытали мальчики?… (страх) - При чтении голосом можно передать состояние мальчиков, их волнение. (Вывешиваю таблички). - дрожащий голос, шёпот, крик, ужас в голосе. –А что ещё подсказывало, что события в рассказе менялись, даже если бы не было слов? (Смена музыки), Спокойная, тревожная с предчувствием страха, развитие события, весёлая. | Воспринимают на слух художественный текст, определяют смысл произведения
Анализируют
| Учащиеся ознакомлены с рассказом.
| Устные ответы |
1. | Работа с учебником
| Фронтальная
| Стр. 54 Стратегия “Чтение с остановками” - Как вы думаете, на сколько частей можно разделить этот рассказ? Не забывая о том, что каждая часть должна иметь законченную мысль. Я вам немного помогу при разделение текста на части. Чтение 1-ой части (до слов “Володя обернулся ”) - Как писатель показал, что события произошли неожиданно? - Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? - А вы догадывались? - А как? (в начале рассказа подсказка автора). - Значит, автор хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он начал свой рассказ с того, как котѐнок попал под шляпу. Эта часть рассказа очень важна. Чтение 2-ой части (до слов “Прибежали на кухню ”) - Почему Володя и Вадик решили, что шляпа живая? - Они обрадовались? - Какие слова показывают, что мальчикам страшно? Прочитайте Чтение 3-ей части (до слов “ Мяу! ”) - Почему Володя захотел уйти? - Докажите, что страх перерастает в любопытство и что ребята осмелели. - Сколько здесь действующих лиц? Чтение 4-ой части (до конца) -Что испытали мальчики, когда узнали “секрет” шляпы? (Облегчение). - Каким ласковым словом они называли котёнка? (миленький) - Как вы думаете, почему Вадик так назвал Ваську? -В конце рассказа есть иллюстрация, подберите предложение из последней части к этой иллюстрации. - Что можно сказать об этом рассказе? Какой он? - Весѐлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. |
Читают текст по частям, следят по тексту, отвечают на вопросы учителя, обсуждают, находят в тексте информацию
Высказывают свое мнение
|
Совершенствуются навыки работы с текстом | Устные ответы, наблюдение |
2. | Физкульт- минутка
| Регулятивные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Личностные: снятие усталости, поддержать эмоциональный настрой. | Фронтальная | Шли по крыше три кота, Три кота Василия. Поднимали три хвоста Прямо в небо синее. Сели киски на карниз, Посмотрели вверх и вниз, И сказали три кота: - Красота, красота! | Выполняют элементарные физические упражнения (в соответствии с текстом стихотворения), повторяя их за учителем.
| Выполнение упражнения | Наблюдение |
V | Первичное закрепление знаний
| Познавательные: создать условия для проверки понимания материала учащимися Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их достижения
| Работают в парах.
Индивидуальная
| Дети работают по таблице. Прочитав авторские слова, дети должны дописать в таблицу действия героев. Авторские слова | Действия героев | Увлечение |
| Испуг |
| Страх |
| Радость |
|
(Слайд № 7) Тест на внимательность
| Составляют модель, которая показывает, как меняется настроение мальчиков в рассказе. Выполняют задания, рассуждают, обосновывают свой выбор,высказывают свое мнение, выстраивают толерантные отношения | Выполняя задания, учащиеся сравнивают и характеризуют героев произведения на основе их поступков | Самостоятельная работа по карточкам, контроль
Взаимопроверка. |
1. | Физкультминутка для глаз | Личностные:снятие усталости, поддержать эмоциональный настрой. | Фронтальная | Круги трёх цветов. | Выполняют элементарные упражнения («Светофор») для снятия напряжения с глаз | Выполнение упражнения | Наблюдение |
VI | Первичная проверка понимания
| Личностные: допускаю существование других точек зрения Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.
| Фронтальная
Индивидуальная
Фронтальная | 1. Составление картинного плана. - По произведениям Носова были созданы мультфильмы, диафильмы. - Давайте воспроизведем события, которые произошли в рассказе и посмотрим слайды. (Слайды №8, №9, №10, №11, №12 -нарушена последовательность) - Надо расставить сюжетные картинки по порядку. (Слайды №12, №13, №14, №15, №16) Подбор заголовков к иллюстрациям: 1. Вовка и Вадик сидели дома. 2. Шляпа живая? 3. Мальчики трясутся от страха. 4. Вовка и Вадик пошли в атаку. 5. Это же наш котенок Васька! Выбрать пословицы, которые подходят к рассказу и объяснить их значение: «Семь раз отмерь - один раз отрежь» «У страха глаза велики» «Всё хорошо – что хорошо кончается» С какой целью автор предлагает нам этот рассказ? Вывод:Если человек трус, любое дело ему кажется страшным. Любая вещь его может напугать. Страх может превратиться в комическую ситуацию. - Что нужно делать, чтобы не бояться ничего? (Надо преодолевать страх) - Молодцы! |
Обсуждают, высказывают своё мнение
Анализируют и выстраивают картинки в правильной последовательности.
Обсуждают, высказывают своё мнение, делают выводы.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
| Учащиеся ознакомлены с рассказом и учебная задача понята.
Учебная задача была понята, был найден ответ на вопрос. | Устные ответы. Делают вывод |
VII | Инструктаж о выполнении домашнего задания | Регулятивные: применяют освоенные способы действия с учётом выделенных учителем ориентиров Коммуникативные: умеют ориентироваться в своей системе знаний | Разноуровневое задание | (Слайд 17) Объяснение вариативного домашнего задания. | Определяют для себя посильный вид задания. | Учебная задача понята. Учащиеся сами определяют вид задания, который будут выполнять и записывают в дневник. | Самоопределение. Наблюдение. |
VIII | Рефлексия учебной деятельности | Регулятивные: оценивают свои достижения на уроке. Коммуникативные: соотносят полученный результат с поставленной целью; Личностные: проявляют этические чувства.
| Индивидуальная | Самоанализ Закончите предложение: Я сегодня познакомился с рассказом… Я узнал, что … Я справился со всеми … Я не понял … Я сегодня сумел … Я хочу похвалить… Самооценка Настроение после урока (смайлики)
-Молодцы! Спасибо за …. работу на уроке. | Осуществляют самоанализ и самооценку.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке с помощью карточек (смайликов)
| Учащиеся умеют слушать собеседника, вести диалог, оценивать свои достижения. Высказывают свои впечатления от урока. | Устные ответы |