Программа внеурочной деятельности "Техника осознанного чтения" для 2-4 классов
рабочая программа по чтению (2, 3, 4 класс)

Тюменцева Любовь Анатольевна

Рабочая программа  учебного курса «Техника осознанного чтения» для 2-4 класса четырёхлетней начальной школы  составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования нового поколения, учебного плана,  учебно-методического комплекта О.Н. Крыловой «Чтение. Работа с текстом». 2 - 4 класс. –М.: Издательство «Экзамен», 2020г., а также включают вопросы воспитания нравственности «Уроки нравственности или «Что такое хорошо и что такое плохо»», рабочая тетрадь в двух частях, 2,3,4 классы Мищенко Л.В. М.: Издательство РОСТ и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на  развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника. За основу взята авторская методика и рабочая программа  Беденко В.М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnika_osoznannogo_chteniya.docx71.91 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

         Г. ИРКУТСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 42

Приказ № ______от «       »___________г.

                                               РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                     ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                 «ТЕХНИКА ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ»

                                     ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ

                                                             

                                                               Составила: Тюменцева Любовь Анатольевна,

                                                                                    учитель начальных классов

                                                                                     МБОУ г. Иркутска СОШ № 42

 

Пояснительная записка

Рабочая программа  учебного курса «Смысловое чтение» для 2-4 класса четырёхлетней начальной школы  составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования нового поколения, учебного плана,  учебно-методического комплекта О.Н. Крыловой «Чтение. Работа с текстом». 2 - 4 класс. –М.: Издательство «Экзамен», 2020г., а также включают вопросы воспитания нравственности «Уроки нравственности или «Что такое хорошо и что такое плохо»», рабочая тетрадь в двух частях, 2,3,4 классы Мищенко Л.В. М.: Издательство РОСТ
и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на  развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.

Актуальность программы.

В начальной школе формируются у школьника основы умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения должны обеспечить младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создать основу для самообразования. Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать и понимать информацию. Актуальность Программы заключается в том, что закладывается навык смыслового чтения по учебным предметам ориентированным на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах.

Новизна программы.

Новизна данной программы в том, что содержание модифицировано в контексте требований нового Федерального государственного стандарта. Система работы, представленная в программе, позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, а также повысить учебную мотивацию детей и, самое главное, воспитать грамотного читателя. Для успешной социализации обучающихся добавлены инновационные педагогические технологии: исследовательский метод, метод проектов и проблемный метод. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

Целенаправленная  работа с текстом позволяет  ученику выделять из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир. Обучающиеся  приобщаются к дополнительному чтению, выполняют творческие задания, задают вопросы на интересующие темы и готовят сообщения по ним, то есть развивают любознательность и творческую активность.

 Цель программы: формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Основные задачи: освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией);

● овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);

● воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходства и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных);

 ● формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий), воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Планируемые результаты

«Личностные универсальные учебные действия»

Ученик научится:

2 класс

Ученик узнает, что такое:

1.внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

2.широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

3.ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

4.учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

5.способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

6.основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

7.ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

8.развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

9.знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

10.установка на здоровый образ жизни;

11.чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

3-4 класс

Ученик узнает, что такое:

1.основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

2.ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

3.развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения;

4.знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

5.установка на здоровый образ жизни;

6.чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

7.эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Ученик получит возможность научится

2 класс

1.внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

2.выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

3.адекватному пониманию причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

4.положительной        адекватной        дифференцированной        самооценке        на        основе        критерия        успешности        реализации социальной роли «хорошего ученика»;

5.компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

6. способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

7.установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;

8.эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

3-4 класс

1.положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

2.моральному сознанию на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

3.установке на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;

4.осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

5.эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

6.компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

«Регулятивные универсальные учебные действия»

Ученик научится:

2 класс

1.принимать и сохранять учебную задачу;

2.учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

3.планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

4.учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

5.осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

6.адекватно воспринимать оценку учителя;

7.различать способ и результат действия;

8.оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

3класс

1.принимать и сохранять учебную задачу;

2.учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

3.планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

4.учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

5.осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

6.адекватно воспринимать оценку учителя;

7.различать способ и результат действия;

8.оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

9.вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

10.выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

  1. класс

1.принимать и сохранять учебную задачу;

2.учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

3.планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

4.учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

5.осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

6.адекватно воспринимать оценку учителя;

7.различать способ и результат действия;

8.оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

9.вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

10.выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Ученик получит возможность научиться:

2 класс

1.в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

2.преобразовывать практическую задачу в познавательную;

3.проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

4.самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

3класс

1.в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

2.преобразовывать практическую задачу в познавательную;

3.проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

4.самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

5.осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

6.самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

  1. класс

1.в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

2.преобразовывать практическую задачу в познавательную;

3.проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

4.самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

5.осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

6.самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

«Познавательные универсальные учебные действия»

Ученик научится:

2 класс

1.осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

2.использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

3.строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

4.ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

5.основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

6.осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

7.осуществлять синтез как составление целого из частей;

8.проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

9.устанавливать причинно-следственные связи;

3класс

1.осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

2.использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

3.строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

4.ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

5.основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

6.осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

7.осуществлять синтез как составление целого из частей;

8.проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

9.устанавливать причинно-следственные связи;

10.строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свой-ствах и связях;

11.обобщать,  т.  е.  осуществлять  генерализацию  и  выведение  общности  для  целого  ряда  или  класса  единичныхобъектов на основе выделения сущностной связи;

12.осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

13.устанавливать аналогии;

14.владеть общим приемом решения задач.

  1. класс

1.осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

2.использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

3.строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

4.ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

5.основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

6.осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

7.осуществлять синтез как составление целого из частей;

8.проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

9.устанавливать причинно-следственные связи;

10.строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

11.обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

12.осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

13.устанавливать аналогии;

14.владеть общим приемом решения задач.

Ученик получит возможность научиться:

2 класс

1.осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

2.создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

3.осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

4.осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

5.осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

6.осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

3класс

1.осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

2.создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

3.осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

4.осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

5.осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

6.осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

7.строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

8.произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.

  1. класс

1.осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

2.создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

3.осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

4.осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

5.осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

6.осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

7.строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

8.произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.

«Коммуникативные универсальные учебные действия»

Ученик научится:

2 класс

1.допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

2.учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

3.формулировать собственное мнение и позицию;

4.договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

5.строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

6.задавать вопросы;

7.контролировать действия партнера;

3класс

1.допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

2.учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

3.формулировать собственное мнение и позицию;

4.договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

5.строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

6.задавать вопросы;

7.контролировать действия партнера;

8.использовать речь для регуляции своего действия;

9.адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

  1. класс

1.допускать  возможность  существования  у  людей  различных  точек  зрения,  в  том  числе  не  совпадающих  с  его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

2.учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

3.формулировать собственное мнение и позицию;

4.договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

5.строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

6.задавать вопросы;

7.контролировать действия партнера;

8.использовать речь для регуляции своего действия;

9.адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик получит возможность научиться:

2 класс

1.учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

2.учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

3.понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

4.аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

5.продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

6.с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

7.задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

3класс

1.учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

2.учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

3.понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

4.аргументировать свою  позицию и  координировать ее  с позициями  партнеров в сотрудничестве  при  выработке общего решения в совместной деятельности;

5.продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

6.с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

7.задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

8.осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

9.адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

10.адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

  1. класс

1.учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

2.учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

3.понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

4.аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

5.продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

6.с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

7.задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

8.осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

9.адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

10.адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения

Метапредметные:

Регулятивные умения:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;
  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
  • находить книгу в открытом библиотечном фонде;
  • выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
  • формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
  • книге и героях;
  • характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
  • заданную тему;
  • сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
  • слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
  • пользоваться аппаратом книги;

Коммуникативные учебные умения:

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
  • овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
  • систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

Предметные умения:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;
  • формировать потребность в систематическом чтении;
  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Способы отслеживания ожидаемых результатов:

Личностные УУД: наблюдение, тестирование, собеседование.

Метапредметные УУД: наблюдение, участие в проектах, творческие отчеты, творческие конкурсы, проведение праздников и мероприятий.

Предметные УУД: контрольное задание, тестирование, викторина, составление кроссвордов, опросники, собеседование, аукцион знаний, интеллектуальная игра, конкурс, защита проектов и творческих работ.

Выпускник начальной школы  научится

Выпускник начальной школы получит возможность научиться

Поиск информации и понимание прочитанного

  • Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
  • Определять главную тему, общую цель или назначение текста
  • Выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
  • Формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
  • Предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовке и с опорой на предыдущий опыт;
  • Объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
  •  Сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы  и т.д.;
  • Находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и

Анализировать изменение своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления.

  • в самом тексте, устанавливать являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

-определять назначение разных видов текстов;

-ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

-различать тему и подтемы специального текста;

-выделять главную и избыточную информацию;

-прогнозировать последовательность изложения идей текста;

-сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

-выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;

-формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции;

  • -понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Преобразование и интерпретация информации

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления, проводить проверку правописания, использовать в тексте таблицы, изображения;
  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в т.ч. динамические, электронные,…), переходить от одного представления данных к другому;
  • интерпретировать текст:

-сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера;

-обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

-делать выводы из сформулированных посылок;

-выводить заключения о намерении автора или главной мысли текста.

Выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализ подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Оценка информации

  • откликаться на содержание текста:

-связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями  из других источников;

-оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

-находить доводы в защиту своей точки зрения.

Откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения;

На основе имеющего знания, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации,

  • Критически относиться к рекламной информации;
  • Находить способы проверки противоречий информации;

Определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

  • обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  • В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую конфликтную информацию;

Использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении(прочитанном тексте).

Содержание учебного предмета

        Курс обеспечен тетрадью - тренажером для учащихся  2 – 4 класса и методическими рекомендациями для учителя.

Данный курс направлен на то, чтобы подготовить и научить детей получать информацию и знания из текста. Самостоятельный анализ прочитанного - неотъемлемая часть современного обучения. Курс, состоящий из научно-популярных и информационных текстов составлен так, чтобы заинтересовать ребенка в том, что он читает. Вопросы и задания способствуют тому, что ребенок интуитивно выделяет суть прочитанного, учится отделять первое и второстепенную информацию. Вопросы составлены так, чтобы показать ход мышления, а не просто указать на номинально правильный ответ. Курс содержит ряд заданий, для выполнения которых нужно не только обобщить информацию одного текста, но и вернутся и увязать его с ранее прочитанным. Тексты самой разной природы позволяют подготовить юных мыслителей к заданиям, требующим творческого подхода.

          В пособии представлены тексты двух видов: содержащие сказочные подробности (отмечены *) и предлагающие достоверную фактическую информацию. Конец каждого занятия отмечен знаком «колокольчик».  Также немало отведено времени для модификации и генерации текстов. Работа с заголовками, создания кратких устных, а затем и письменных изложений учит ребенка не только воспринимать информацию, а и выражать свои мысли и знания в устной и письменной форме.

Речевая деятельность ( слушание, говорение, чтение письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и  других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей младшего школьника.

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Смысловое чтение»:

4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

5) приобщение к литературе как искусству слова;

6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Технология включает в себя 3 этапа работы с текстом

I этап. Работа с текстом до чтения

1.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2.Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе

11 этап. Работа с текстом во время чтения

1.Первичное чтение текста.

Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2.Перечитывание текста.

Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3.Беседа по содержанию текста

Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

4.Выразительное чтение.

  1. этап. Работа с текстом после чтения

1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.

Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Разделы программы:

Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи).

Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).

Аудирование (слушание) – это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста.

Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке); написание отзыва.

Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, научно-популярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором; установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной мысли текста. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6–10 лет, читательских предпочтений младших школьников.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста.

Тематическое планирование

Раздел

Количество часов

2 класс

3 класс

4 класс

1.

О природе

12ч

2.

Книги о животных

13ч

13ч

3.

О наших сверстниках

11ч

4.

Мир вокруг

5.

Обобщение

4ч.

4ч.

4ч.

Итого:

34ч.

34ч.

34ч.

Календарно        -тематическое планирование 2 класс

№п/п

Дата

Название текста

Характеристика деятельности

1

Летом в лесу

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов.

2

Плохо

Учимся дружить

Читают вслух, про себя, «вприглядку».текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов.

3

Два товарища.

И еще поговорим о дружбе

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

4

Техника чтения. Проверка

Читают вслух, отвечают на вопросы.

5

Лисица

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку».Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

6

Вода- источник жизни

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку».Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Прогнозируют содержание читаемого.

7

Аисты и лягушки

Учимся обсуждать проблему

Формулируют тему  текста. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

8

На рыбалке

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

9

Терпеливый Мишка

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку».Находят главную мысль, сформулированную в тексте.

10

Лось

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов.

11

Спор приятелей

Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов.

12

Техника чтения. Проверка

Читают вслух, отвечают на вопросы.

13

Сороки

 О культуре поведения в школе

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

14

Как появляются сосульки?

Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов.

15

Играющие собаки

Поговорим о собаках

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Формулируют тему  текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов.

16

В лесу

Отправляемся в путешествие

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку».Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

17

Первая рыбка

Под крышей дома моего

Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

18

Белки

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку».

19

Не стоит благодарности

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов.

20

Жил на свете слоненок

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку».Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

21

Кузнечики

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов.

22

Щенок

Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов.

23

Подарок крестной

Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов.

24

Береза – русская красавица

Читают вслух, про себя, «вприглядку».текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Находят главную мысль, сформулированную в тексте.

25

Как светлячок друга искал

Читают вслух, про себя, «вприглядку».текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Прогнозируют содержание читаемого.

26

Удивительная рыба- лосось

Читают вслух, про себя, «вприглядку».текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

27

В лесу

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку».Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

28

Слушаем сказку

Читают вслух, про себя, «вприглядку».текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

29

Три новогодних праздника

Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Формулируют тему  текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

30

Тише, пожалуйста!

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку».Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

31

Техника чтения. Проверка

Читают вслух, отвечают на вопросы.

32

Занимательный журнал «Имена»

Читают вслух, про себя, «вприглядку».текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Прогнозируют содержание читаемого.

33

Колечко красоты

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

34

Итоговое занятие

Читают вслух, про себя, «вприглядку».текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Находят главную мысль, сформулированную в тексте.

Календарно        -тематическое планирование 3 класс

№п/п

Дата

Название текста

Характеристика деятельности

1

Золотой луг

И снова об осени

Читают вслух, про себя, «вприглядку».текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты ,читают задания отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

2

Осенняя елочка

Путешествие в сказку

3

Синица

О себе, о дружбе, о друзьях

Читают вслух, про себя, «вприглядку».текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты ,читают задания отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

4

Длинноносые птицы

Экзотические животные

Читают текст. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Составляют вопросы к тексту. читают задания отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста

5

Фламинго

Читают вслух, про себя, «вприглядку».текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Сравнивают тексты «по памяти», читают задания  и отвечают на них в тестовой форме. Прогнозируют содержание читаемого. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

6

Капибара

Читают текст. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.  Составляют вопросы к тексту. читают задания отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты.

7

Бактерии

Наши страхи

Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты , читают задания отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты.

8

Волчиха

Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты , читают задания отвечают на них в тестовой форме. Выписывают в тетрадь названия городов. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

9

Ответ

Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Анализ текста. Конструирование текста из двух частей.

10

Проверка техники чтения

Итоги входные темпа, выразительности чтения и осознанности.

11

Диковинное дерево

Читают текст. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Составляют вопросы к тексту. читают задания отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты.

12

Воздух

Чтение, ответы на вопросы по содержанию. Составление списка ключевых слов, пересказ текста по ним. Находят главную мысль, сформулированную в тексте.

13

Олени

Чтение, ответы на вопросы. Составление списка ключевых слов, пересказ текста по ним.

14

Змеи

О животном не очень приятном

Читают текст. Составляют вопросы к тексту. читают задания отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

15

Живые цветы

Бабочек весёлый хоровод

Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты , читают задания отвечают на них в тестовой форме. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Придумывают заголовок. Анализируют тексты.

16

На арене цирка

Чтение. Письменный пересказ по ключевым словам. Прогнозируют содержание читаемого. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

17

И так бывает

Клуб "Выручалка"

Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Анализ текста. Конструирование текста из двух частей. Находят главную мысль, сформулированную в тексте.

18

Радуга

Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты , читают задания отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты.

19

Проверка техники чтения

Итоги осознанного чтения

20

Игры со словами

Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

21

Закат лета

Что за праздник без цветов

Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты , читают задания отвечают на них в тестовой форме. Выписывают в тетрадь названия городов. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

22

Сосновый бор

Фея Фантаста

Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты , читают задания отвечают на них в тестовой форме. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. Прогнозируют содержание читаемого.

23

Дельфины

Учимся работать в микрогруппе

Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Письменный пересказ по ключевым словам.

24

Башмачки

Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты , читают задания отвечают на них в тестовой форме. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

25

Немецкая овчарка

Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Письменный пересказ по ключевым словам. Находят главную мысль, сформулированную в тексте.

26

Проверка техники чтения

Итоги осознанного чтения

27

Осел и бобр

Чтение. Письменный пересказ по ключевым словам.

28

Метель

Читают текст. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Составляют вопросы к тексту. читают задания отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты.

29

На катке

Чтение, ответы на вопросы  в тестовой форме. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

30

Растения

Хлеб - наше богатство

Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Письменный пересказ по ключевым словам. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

31

Калина

Читают текст. Составляют вопросы к тексту. читают задания отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты.

32

Святые имена Андрей, Георгий, Елена

Сопоставление текстов между собой. Прогнозируют содержание читаемого. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

33

Сила слова

Сопоставление списка ключевых слов и пересказ текстов по ключевым словам.

34

Обобщение

Чтение. Письменный пересказ по ключевым словам.

Календарно        -тематическое планирование 4 класс

№п/п

Дата

Название текста

Характеристика деятельности

1

Ливень

Осенняя сказка

Читают вслух, про себя, «вприглядку».текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Читают, отвечают на вопросы. Выполняют  тестовые задания. Выделение главной мысли, заложенной в тексте. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

2

Солнечный день в самом начале лета.

Читают, отвечают на вопросы. Выполняют  тестовые задания. Составляют вопросы к тексту. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

3

Ласточки

О трудолюбии.

Читают, отвечают на вопросы.  Выписывают все местоимения, составляют с одним из них предложение. Выполняют  тестовые задания. Сравнение текстов « по памяти». Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

4

Проверка техники чтения

Читают, отвечают на вопросы.  Выполняют  тестовые задания.

5

Сахар

Читают, отвечают на вопросы.  Выполняют  тестовые задания. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

6

Кошка и еж

кошки

Читают, отвечают на вопросы.  Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Письменный пересказ текста. Прогнозируют содержание читаемого.

7

Осень

Читают, отвечают на вопросы.  Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют  тестовые задания. Письменный пересказ текста. Сравнение текста с неочевидными причинно-следственными связями. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

8

Клен

Читают, отвечают на вопросы.  Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Сравнение текста с неочевидными причинно-следственными связями.

9

Почему у слона длинный нос?

Как выбирать друзей

Читают вслух, про себя, «вприглядку».текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Читают, отвечают на вопросы.  Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

10

Язык--средство общения

Читают, отвечают на вопросы.  Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста.

11

Проверка техники чтения

Читают, отвечают на вопросы.  Выполняют  тестовые задания.

12

Колибри

Читают, отвечают на вопросы.  Письменный пересказ текста. Выполняют  тестовые задания. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

13

Экология

Экологическая карусель

  Составление рассказа по картинке,  письменный пересказ по ключевым словам.

14

Золотая осень

Станем друзьями природы

Читают, отвечают на вопросы.  Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Письменный пересказ текста. Выполняют  тестовые задания

15

Четыре желания

Будь здоров

Читают, отвечают на вопросы.  Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

16

Планеты

Читают, отвечают на вопросы.  Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста.

17

Жираф

Читают, отвечают на вопросы.  Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

18

Жадный заяц

О совести

Читают, отвечают на вопросы.  Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

19

Рябина

Читают, отвечают на вопросы.  Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Устный пересказ по ключевым словам.

20

Полярные совы

Читают, отвечают на вопросы.  Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

21

Утренние лучи

Путешествие капельки

Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла  Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста.

22

Как Маша стала большой

Семейный калейдоскоп

Читают, отвечают письменно на вопросы.  Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста.

23

Просчитался

Настроение

Читают, отвечают письменно на вопросы.  Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Устный пересказ по ключевым словам. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

24

Злая мать и добрая тетя

Расскажи нам о себе

Читают, отвечают письменно на вопросы.  Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Прогнозируют содержание читаемого. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

25

Сочинение по картине

Сочинение по картинке.

26

За земляникой

Читают, отвечают на вопросы.  Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Устный пересказ по ключевым словам.

27

Случай на рыбалке

Учимся быть щедрыми

Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Находят главную мысль, сформулированную в тексте.

28

Художник-Осень

Читают, отвечают на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

29

В который раз о дружбе

Читают, отвечают письменно на вопросы.  Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Прогнозируют содержание читаемого. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

30

Полюбуйся, весна наступает!

Читают, отвечают письменно на вопросы.  Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла  Выполняют  тестовые задания. Сочинение по картинке. Письменный пересказ по ключевым словам.

31

Проверка техники чтения

Читают, отвечают на вопросы.  Выполняют  тестовые задания.

32

Сказки Андерсена

Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Письменный пересказ по ключевым словам.

33

Сказочная путаница

Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Прогнозируют содержание читаемого.

34

Живи, не требуя награды…

Обобщение

Читают, отвечают письменно на вопросы.  Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Прогнозируют содержание читаемого. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

Наименование  объектов  и средств  материально – технического  обеспечения

1.

Печатные  пособия

1.1

УМК «Чтение. Работа с текстом» О.Н. Крылова:2, 3, 4 классы. - Москва,»Экзамен», 2021 г

1.2

Тетрадь-тренажер «Формирование навыков смыслового чтения. Реализация метапредметных результатов.»,  Беденко М. В. Авторская методика: 3-й класс.-Москва,2020 г

1.3

Тетрадь-тренажер «Формирование навыков смыслового чтения. Реализация метапредметных результатов.»,  Беденко М. В. Авторская методика: 4-й класс.-Москва,2020 г

1.4

Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М.,  2005.

1.5

Детские книги

1.6

Курс «Воспитание нравственных качеств. «Уроки нравственности или что такое хорошо и что такое плохо». 2, 3, 4 классы, Л.В. Мищенкова: М.: Издательство «РОСТ», 2023г.

2.

Экранно – звуковые  пособия

2.1

Аудиозаписи художественного исполнения  изучаемых произведений

2.2

Видеофильмы

3

Технические средства  обучения

3.1

Классная магнитная  доска

3.2

Компьютер

4.

Цифровые и электронные  образовательные  ресурсы

4.1

http:/umk-garmoniya.ru/literat/

4.2

Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru

4.3

Детские электронные книги и презентации:   http://viki.rdf.ru/

4.4

http://www.nachalka.com/

4.5

http://www.zavuch.info/

4.6

Электронные материалы 1-4 класс. – Режим доступа: http://umk-garmoniya.ru/about/edm-lit-1-4klass.ph


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности начальной ступени образования (2 класс) научно-познавательного направления 2012 г

Значение средств связи в истории человеческой цивилизации. Календарные обычаи и обряды, сохранившиеся  у некоторых народов  с древнейших времён....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

Рабочие программы внеурочной деятельности "Театральная мастерская" 1-4 классы и 5-8 классы

Рабочие программы внеурочной деятельности "Театральная мастерская" 1-4 классы, 5-8 классы...

Рабочая программа учебного курса Осознанное чтение, 1-4 классы

В рабочей программе представлены планируемые результаты, содержание и календарно-тематическое планирование....

Программа внеурочной деятельности по самбо 1-4 класс и КТП 1-4 классы

Программа разработана на основе примерной рабочей программы учебного модуля "самбо"  для образовательных организаций реализующих проект "Самбо в школу" г. Краснодар 2021г....