Программа внеурочной деятельности "Техника осознанного чтения" для 2-4 классов
рабочая программа по чтению (2, 3, 4 класс)
Рабочая программа учебного курса «Техника осознанного чтения» для 2-4 класса четырёхлетней начальной школы составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования нового поколения, учебного плана, учебно-методического комплекта О.Н. Крыловой «Чтение. Работа с текстом». 2 - 4 класс. –М.: Издательство «Экзамен», 2020г., а также включают вопросы воспитания нравственности «Уроки нравственности или «Что такое хорошо и что такое плохо»», рабочая тетрадь в двух частях, 2,3,4 классы Мищенко Л.В. М.: Издательство РОСТ и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника. За основу взята авторская методика и рабочая программа Беденко В.М.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnika_osoznannogo_chteniya.docx | 71.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Г. ИРКУТСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 42
Приказ № ______от « »___________г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ТЕХНИКА ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ
Составила: Тюменцева Любовь Анатольевна,
учитель начальных классов
МБОУ г. Иркутска СОШ № 42
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Смысловое чтение» для 2-4 класса четырёхлетней начальной школы составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования нового поколения, учебного плана, учебно-методического комплекта О.Н. Крыловой «Чтение. Работа с текстом». 2 - 4 класс. –М.: Издательство «Экзамен», 2020г., а также включают вопросы воспитания нравственности «Уроки нравственности или «Что такое хорошо и что такое плохо»», рабочая тетрадь в двух частях, 2,3,4 классы Мищенко Л.В. М.: Издательство РОСТ
и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.
Актуальность программы.
В начальной школе формируются у школьника основы умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения должны обеспечить младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создать основу для самообразования. Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать и понимать информацию. Актуальность Программы заключается в том, что закладывается навык смыслового чтения по учебным предметам ориентированным на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах.
Новизна программы.
Новизна данной программы в том, что содержание модифицировано в контексте требований нового Федерального государственного стандарта. Система работы, представленная в программе, позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, а также повысить учебную мотивацию детей и, самое главное, воспитать грамотного читателя. Для успешной социализации обучающихся добавлены инновационные педагогические технологии: исследовательский метод, метод проектов и проблемный метод. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Целенаправленная работа с текстом позволяет ученику выделять из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир. Обучающиеся приобщаются к дополнительному чтению, выполняют творческие задания, задают вопросы на интересующие темы и готовят сообщения по ним, то есть развивают любознательность и творческую активность.
Цель программы: формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Основные задачи: освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией);
● овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);
● воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходства и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных);
● формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий), воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Планируемые результаты
«Личностные универсальные учебные действия»
Ученик научится:
2 класс
Ученик узнает, что такое:
1.внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
2.широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
3.ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
4.учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
5.способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
6.основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
7.ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
8.развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
9.знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
10.установка на здоровый образ жизни;
11.чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
3-4 класс
Ученик узнает, что такое:
1.основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
2.ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
3.развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения;
4.знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
5.установка на здоровый образ жизни;
6.чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
7.эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Ученик получит возможность научится
2 класс
1.внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
2.выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
3.адекватному пониманию причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
4.положительной адекватной дифференцированной самооценке на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
5.компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
6. способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
7.установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
8.эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
3-4 класс
1.положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
2.моральному сознанию на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
3.установке на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
4.осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
5.эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
6.компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
«Регулятивные универсальные учебные действия»
Ученик научится:
2 класс
1.принимать и сохранять учебную задачу;
2.учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
3.планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
4.учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
5.осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
6.адекватно воспринимать оценку учителя;
7.различать способ и результат действия;
8.оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
3класс
1.принимать и сохранять учебную задачу;
2.учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
3.планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
4.учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
5.осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
6.адекватно воспринимать оценку учителя;
7.различать способ и результат действия;
8.оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
9.вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
10.выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
- класс
1.принимать и сохранять учебную задачу;
2.учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
3.планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
4.учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
5.осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
6.адекватно воспринимать оценку учителя;
7.различать способ и результат действия;
8.оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
9.вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
10.выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Ученик получит возможность научиться:
2 класс
1.в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
2.преобразовывать практическую задачу в познавательную;
3.проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
4.самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
3класс
1.в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
2.преобразовывать практическую задачу в познавательную;
3.проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
4.самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
5.осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
6.самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- класс
1.в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
2.преобразовывать практическую задачу в познавательную;
3.проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
4.самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
5.осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
6.самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
«Познавательные универсальные учебные действия»
Ученик научится:
2 класс
1.осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
2.использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
3.строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
4.ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
5.основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
6.осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
7.осуществлять синтез как составление целого из частей;
8.проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
9.устанавливать причинно-следственные связи;
3класс
1.осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
2.использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
3.строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
4.ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
5.основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
6.осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
7.осуществлять синтез как составление целого из частей;
8.проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
9.устанавливать причинно-следственные связи;
10.строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свой-ствах и связях;
11.обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичныхобъектов на основе выделения сущностной связи;
12.осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
13.устанавливать аналогии;
14.владеть общим приемом решения задач.
- класс
1.осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
2.использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
3.строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
4.ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
5.основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
6.осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
7.осуществлять синтез как составление целого из частей;
8.проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
9.устанавливать причинно-следственные связи;
10.строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
11.обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
12.осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
13.устанавливать аналогии;
14.владеть общим приемом решения задач.
Ученик получит возможность научиться:
2 класс
1.осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
2.создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
3.осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
4.осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
5.осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
6.осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
3класс
1.осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
2.создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
3.осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
4.осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
5.осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
6.осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
7.строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
8.произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.
- класс
1.осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
2.создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
3.осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
4.осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
5.осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
6.осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
7.строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
8.произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.
«Коммуникативные универсальные учебные действия»
Ученик научится:
2 класс
1.допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
2.учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
3.формулировать собственное мнение и позицию;
4.договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
5.строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
6.задавать вопросы;
7.контролировать действия партнера;
3класс
1.допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
2.учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
3.формулировать собственное мнение и позицию;
4.договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
5.строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
6.задавать вопросы;
7.контролировать действия партнера;
8.использовать речь для регуляции своего действия;
9.адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
- класс
1.допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
2.учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
3.формулировать собственное мнение и позицию;
4.договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
5.строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
6.задавать вопросы;
7.контролировать действия партнера;
8.использовать речь для регуляции своего действия;
9.адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
2 класс
1.учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
2.учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
3.понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
4.аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
5.продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
6.с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
7.задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
3класс
1.учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
2.учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
3.понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
4.аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
5.продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
6.с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
7.задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
8.осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
9.адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
10.адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
- класс
1.учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
2.учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
3.понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
4.аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
5.продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
6.с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
7.задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
8.осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
9.адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
10.адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения
Метапредметные:
Регулятивные умения:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
- находить книгу в открытом библиотечном фонде;
- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
- сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
- формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
- книге и героях;
- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
- заданную тему;
- сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
- слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
- пользоваться аппаратом книги;
Коммуникативные учебные умения:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
- систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Предметные умения:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Способы отслеживания ожидаемых результатов:
Личностные УУД: наблюдение, тестирование, собеседование.
Метапредметные УУД: наблюдение, участие в проектах, творческие отчеты, творческие конкурсы, проведение праздников и мероприятий.
Предметные УУД: контрольное задание, тестирование, викторина, составление кроссвордов, опросники, собеседование, аукцион знаний, интеллектуальная игра, конкурс, защита проектов и творческих работ.
Выпускник начальной школы научится | Выпускник начальной школы получит возможность научиться |
Поиск информации и понимание прочитанного | |
| Анализировать изменение своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления. |
-определять назначение разных видов текстов; -ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; -различать тему и подтемы специального текста; -выделять главную и избыточную информацию; -прогнозировать последовательность изложения идей текста; -сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; -выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; -формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции;
| ||
Преобразование и интерпретация информации | ||
-сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера; -обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; -делать выводы из сформулированных посылок; -выводить заключения о намерении автора или главной мысли текста. | Выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализ подтекста (использованных языковых средств и структуры текста). | |
Оценка информации | ||
-связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; -оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; -находить доводы в защиту своей точки зрения. Откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения; На основе имеющего знания, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, |
Определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации. |
Использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении(прочитанном тексте). |
Содержание учебного предмета
Курс обеспечен тетрадью - тренажером для учащихся 2 – 4 класса и методическими рекомендациями для учителя.
Данный курс направлен на то, чтобы подготовить и научить детей получать информацию и знания из текста. Самостоятельный анализ прочитанного - неотъемлемая часть современного обучения. Курс, состоящий из научно-популярных и информационных текстов составлен так, чтобы заинтересовать ребенка в том, что он читает. Вопросы и задания способствуют тому, что ребенок интуитивно выделяет суть прочитанного, учится отделять первое и второстепенную информацию. Вопросы составлены так, чтобы показать ход мышления, а не просто указать на номинально правильный ответ. Курс содержит ряд заданий, для выполнения которых нужно не только обобщить информацию одного текста, но и вернутся и увязать его с ранее прочитанным. Тексты самой разной природы позволяют подготовить юных мыслителей к заданиям, требующим творческого подхода.
В пособии представлены тексты двух видов: содержащие сказочные подробности (отмечены *) и предлагающие достоверную фактическую информацию. Конец каждого занятия отмечен знаком «колокольчик». Также немало отведено времени для модификации и генерации текстов. Работа с заголовками, создания кратких устных, а затем и письменных изложений учит ребенка не только воспринимать информацию, а и выражать свои мысли и знания в устной и письменной форме.
Речевая деятельность ( слушание, говорение, чтение письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей младшего школьника.
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Смысловое чтение»:
4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
5) приобщение к литературе как искусству слова;
6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
Технология включает в себя 3 этапа работы с текстом
I этап. Работа с текстом до чтения
1.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2.Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе
11 этап. Работа с текстом во время чтения
1.Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2.Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3.Беседа по содержанию текста
Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
4.Выразительное чтение.
- этап. Работа с текстом после чтения
1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.
Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Разделы программы:
Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи).
Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).
Аудирование (слушание) – это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.
Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке); написание отзыва.
Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, научно-популярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором; установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной мысли текста. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6–10 лет, читательских предпочтений младших школьников.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста.
Тематическое планирование
№ | Раздел | Количество часов | ||
2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
1. | О природе | 9ч | 6ч | 12ч |
2. | Книги о животных | 13ч | 13ч | 6ч |
3. | О наших сверстниках | 8ч | 11ч | 5ч |
4. | Мир вокруг | -ч | -ч | 7ч |
5. | Обобщение | 4ч. | 4ч. | 4ч. |
Итого: | 34ч. | 34ч. | 34ч. |
Календарно -тематическое планирование 2 класс
№п/п | Дата | Название текста | Характеристика деятельности |
1 | Летом в лесу | Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. | |
2 | Плохо Учимся дружить | Читают вслух, про себя, «вприглядку».текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. | |
3 | Два товарища. И еще поговорим о дружбе | Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. | |
4 | Техника чтения. Проверка | Читают вслух, отвечают на вопросы. | |
5 | Лисица | Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку».Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. | |
6 | Вода- источник жизни | Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку».Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Прогнозируют содержание читаемого. | |
7 | Аисты и лягушки Учимся обсуждать проблему | Формулируют тему текста. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. | |
8 | На рыбалке | Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. | |
9 | Терпеливый Мишка | Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку».Находят главную мысль, сформулированную в тексте. | |
10 | Лось | Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. | |
11 | Спор приятелей | Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. | |
12 | Техника чтения. Проверка | Читают вслух, отвечают на вопросы. | |
13 | Сороки О культуре поведения в школе | Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. | |
14 | Как появляются сосульки? | Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. | |
15 | Играющие собаки Поговорим о собаках | Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Формулируют тему текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. | |
16 | В лесу Отправляемся в путешествие | Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку».Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. | |
17 | Первая рыбка Под крышей дома моего | Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. | |
18 | Белки | Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку». | |
19 | Не стоит благодарности | Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. | |
20 | Жил на свете слоненок | Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку».Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. | |
21 | Кузнечики | Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. | |
22 | Щенок | Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. | |
23 | Подарок крестной | Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. | |
24 | Береза – русская красавица | Читают вслух, про себя, «вприглядку».текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. | |
25 | Как светлячок друга искал | Читают вслух, про себя, «вприглядку».текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Прогнозируют содержание читаемого. | |
26 | Удивительная рыба- лосось | Читают вслух, про себя, «вприглядку».текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. | |
27 | В лесу | Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку».Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. | |
28 | Слушаем сказку | Читают вслух, про себя, «вприглядку».текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. | |
29 | Три новогодних праздника | Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Формулируют тему текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. | |
30 | Тише, пожалуйста! | Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку».Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. | |
31 | Техника чтения. Проверка | Читают вслух, отвечают на вопросы. | |
32 | Занимательный журнал «Имена» | Читают вслух, про себя, «вприглядку».текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Прогнозируют содержание читаемого. | |
33 | Колечко красоты | Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. | |
34 | Итоговое занятие | Читают вслух, про себя, «вприглядку».текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. |
Календарно -тематическое планирование 3 класс
№п/п | Дата | Название текста | Характеристика деятельности |
1 | Золотой луг И снова об осени | Читают вслух, про себя, «вприглядку».текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты ,читают задания отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. | |
2 | Осенняя елочка Путешествие в сказку | ||
3 | Синица О себе, о дружбе, о друзьях | Читают вслух, про себя, «вприглядку».текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты ,читают задания отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. | |
4 | Длинноносые птицы Экзотические животные | Читают текст. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Составляют вопросы к тексту. читают задания отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста | |
5 | Фламинго | Читают вслух, про себя, «вприглядку».текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Сравнивают тексты «по памяти», читают задания и отвечают на них в тестовой форме. Прогнозируют содержание читаемого. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. | |
6 | Капибара | Читают текст. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Составляют вопросы к тексту. читают задания отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. | |
7 | Бактерии Наши страхи | Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты , читают задания отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. | |
8 | Волчиха | Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты , читают задания отвечают на них в тестовой форме. Выписывают в тетрадь названия городов. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. | |
9 | Ответ | Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Анализ текста. Конструирование текста из двух частей. | |
10 | Проверка техники чтения | Итоги входные темпа, выразительности чтения и осознанности. | |
11 | Диковинное дерево | Читают текст. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Составляют вопросы к тексту. читают задания отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. | |
12 | Воздух | Чтение, ответы на вопросы по содержанию. Составление списка ключевых слов, пересказ текста по ним. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. | |
13 | Олени | Чтение, ответы на вопросы. Составление списка ключевых слов, пересказ текста по ним. | |
14 | Змеи О животном не очень приятном | Читают текст. Составляют вопросы к тексту. читают задания отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. | |
15 | Живые цветы Бабочек весёлый хоровод | Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты , читают задания отвечают на них в тестовой форме. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. | |
16 | На арене цирка | Чтение. Письменный пересказ по ключевым словам. Прогнозируют содержание читаемого. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. | |
17 | И так бывает Клуб "Выручалка" | Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Анализ текста. Конструирование текста из двух частей. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. | |
18 | Радуга | Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты , читают задания отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. | |
19 | Проверка техники чтения | Итоги осознанного чтения | |
20 | Игры со словами | Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. | |
21 | Закат лета Что за праздник без цветов | Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты , читают задания отвечают на них в тестовой форме. Выписывают в тетрадь названия городов. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. | |
22 | Сосновый бор Фея Фантаста | Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты , читают задания отвечают на них в тестовой форме. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. Прогнозируют содержание читаемого. | |
23 | Дельфины Учимся работать в микрогруппе | Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Письменный пересказ по ключевым словам. | |
24 | Башмачки | Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты , читают задания отвечают на них в тестовой форме. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. | |
25 | Немецкая овчарка | Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Письменный пересказ по ключевым словам. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. | |
26 | Проверка техники чтения | Итоги осознанного чтения | |
27 | Осел и бобр | Чтение. Письменный пересказ по ключевым словам. | |
28 | Метель | Читают текст. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Составляют вопросы к тексту. читают задания отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. | |
29 | На катке | Чтение, ответы на вопросы в тестовой форме. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. | |
30 | Растения Хлеб - наше богатство | Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Письменный пересказ по ключевым словам. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. | |
31 | Калина | Читают текст. Составляют вопросы к тексту. читают задания отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. | |
32 | Святые имена Андрей, Георгий, Елена | Сопоставление текстов между собой. Прогнозируют содержание читаемого. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. | |
33 | Сила слова | Сопоставление списка ключевых слов и пересказ текстов по ключевым словам. | |
34 | Обобщение | Чтение. Письменный пересказ по ключевым словам. |
Календарно -тематическое планирование 4 класс
№п/п | Дата | Название текста | Характеристика деятельности |
1 | Ливень Осенняя сказка | Читают вслух, про себя, «вприглядку».текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Выделение главной мысли, заложенной в тексте. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. | |
2 | Солнечный день в самом начале лета. | Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составляют вопросы к тексту. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. | |
3 | Ласточки О трудолюбии. | Читают, отвечают на вопросы. Выписывают все местоимения, составляют с одним из них предложение. Выполняют тестовые задания. Сравнение текстов « по памяти». Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. | |
4 | Проверка техники чтения | Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. | |
5 | Сахар | Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. | |
6 | Кошка и еж кошки | Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Письменный пересказ текста. Прогнозируют содержание читаемого. | |
7 | Осень | Читают, отвечают на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Письменный пересказ текста. Сравнение текста с неочевидными причинно-следственными связями. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. | |
8 | Клен | Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Сравнение текста с неочевидными причинно-следственными связями. | |
9 | Почему у слона длинный нос? Как выбирать друзей | Читают вслух, про себя, «вприглядку».текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. | |
10 | Язык--средство общения | Читают, отвечают на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. | |
11 | Проверка техники чтения | Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. | |
12 | Колибри | Читают, отвечают на вопросы. Письменный пересказ текста. Выполняют тестовые задания. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. | |
13 | Экология Экологическая карусель | Составление рассказа по картинке, письменный пересказ по ключевым словам. | |
14 | Золотая осень Станем друзьями природы | Читают, отвечают на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Письменный пересказ текста. Выполняют тестовые задания | |
15 | Четыре желания Будь здоров | Читают, отвечают на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. | |
16 | Планеты | Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. | |
17 | Жираф | Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. | |
18 | Жадный заяц О совести | Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. | |
19 | Рябина | Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Устный пересказ по ключевым словам. | |
20 | Полярные совы | Читают, отвечают на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. | |
21 | Утренние лучи Путешествие капельки | Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. | |
22 | Как Маша стала большой Семейный калейдоскоп | Читают, отвечают письменно на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. | |
23 | Просчитался Настроение | Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Устный пересказ по ключевым словам. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. | |
24 | Злая мать и добрая тетя Расскажи нам о себе | Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Прогнозируют содержание читаемого. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. | |
25 | Сочинение по картине | Сочинение по картинке. | |
26 | За земляникой | Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Устный пересказ по ключевым словам. | |
27 | Случай на рыбалке Учимся быть щедрыми | Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. | |
28 | Художник-Осень | Читают, отвечают на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. | |
29 | В который раз о дружбе | Читают, отвечают письменно на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Прогнозируют содержание читаемого. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. | |
30 | Полюбуйся, весна наступает! | Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Сочинение по картинке. Письменный пересказ по ключевым словам. | |
31 | Проверка техники чтения | Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. | |
32 | Сказки Андерсена | Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Письменный пересказ по ключевым словам. | |
33 | Сказочная путаница | Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Прогнозируют содержание читаемого. | |
34 | Живи, не требуя награды… Обобщение | Читают, отвечают письменно на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Прогнозируют содержание читаемого. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
№ | Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения |
1. | Печатные пособия |
1.1 | УМК «Чтение. Работа с текстом» О.Н. Крылова:2, 3, 4 классы. - Москва,»Экзамен», 2021 г |
1.2 | Тетрадь-тренажер «Формирование навыков смыслового чтения. Реализация метапредметных результатов.», Беденко М. В. Авторская методика: 3-й класс.-Москва,2020 г |
1.3 | Тетрадь-тренажер «Формирование навыков смыслового чтения. Реализация метапредметных результатов.», Беденко М. В. Авторская методика: 4-й класс.-Москва,2020 г |
1.4 | Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005. |
1.5 | Детские книги |
1.6 | Курс «Воспитание нравственных качеств. «Уроки нравственности или что такое хорошо и что такое плохо». 2, 3, 4 классы, Л.В. Мищенкова: М.: Издательство «РОСТ», 2023г. |
2. | Экранно – звуковые пособия |
2.1 | Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений |
2.2 | Видеофильмы |
3 | Технические средства обучения |
3.1 | Классная магнитная доска |
3.2 | Компьютер |
4. | Цифровые и электронные образовательные ресурсы |
4.1 | http:/umk-garmoniya.ru/literat/ |
4.2 | Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru |
4.3 | Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/ |
4.4 | |
4.5 | |
4.6 | Электронные материалы 1-4 класс. – Режим доступа: http://umk-garmoniya.ru/about/edm-lit-1-4klass.ph |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности начальной ступени образования (2 класс) научно-познавательного направления 2012 г
Значение средств связи в истории человеческой цивилизации. Календарные обычаи и обряды, сохранившиеся у некоторых народов с древнейших времён....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...
Рабочие программы внеурочной деятельности "Театральная мастерская" 1-4 классы и 5-8 классы
Рабочие программы внеурочной деятельности "Театральная мастерская" 1-4 классы, 5-8 классы...
Рабочая программа учебного курса Осознанное чтение, 1-4 классы
В рабочей программе представлены планируемые результаты, содержание и календарно-тематическое планирование....
Программа внеурочной деятельности по самбо 1-4 класс и КТП 1-4 классы
Программа разработана на основе примерной рабочей программы учебного модуля "самбо" для образовательных организаций реализующих проект "Самбо в школу" г. Краснодар 2021г....