Урок «открытия» новых знаний. С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Тришина Светлана Васильевна

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                Урок литературного чтения

Урок проведен в 4 «б» классе

 МКОУ СОШ №16  г. Бирюсинска

Тема урока : «С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» 

(2 урок)

УМК: «Школа России»

2022г.

                    Подготовила и провела: Тришина С.В. учитель начальных классов

                                                                 

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Образовательные ресурсы:

 1.Учебник Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.Н. Головановой, «Литературное чтение» Просвещение 2020;

2.Презентация,

3. Мультимедийный проектор,

4.Выставка книг С.Т.Аксакова,

5.Толковый словарь С.И.Ожегова.

Цель урока: создать условия для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения  С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» и понимания поступков и состояния героев.

Задачи:

- учить анализировать художественный текст и на этой основе формировать умение осмысленно воспринимать литературные произведения;

- совершенствовать умение давать характеристику персонажу;

-развивать интеллектуальные, творческие способности, эмоциональную сферу, расширять кругозор, приобщая к ценностям русской литературной классики;

-воспитывать общую культуру, умение сочувствовать, сопереживать, определять действительную доброту.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

–формирование готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

–формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Предметные:

–умение осознанно воспринимать художественный текст;

–совершенствование видов речевой деятельности (чтения, говорения);

–овладение процедурами смыслового анализа текста;

- умение работать со словарём.

Метапредметные:

Межпредметная связь с курсом "Русский язык"

Регулятивные УУД:

- умение высказывать своё предположение;

–умение планировать пути достижения целей, познавательных задач;

– умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.

Познавательные УУД:

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, словарь, свой жизненный опыт; осуществлять рефлексию способов действий.

Коммуникативные УУД:

–формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

–владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Технологии:

1) Здоровьесбережение (физминутка, проветривание, психологический климат, смена видов деятельности).

2) Системно-деятельностного подхода (дифференцированное домашнее задание, индивидуальная работа, работа в парах, целеполагание, планирование)

3) Обучение в сотрудничестве (групповая работа)

4) Проблемного обучения (определение автора и названия произведения).

5) Гуманно-личностная   технология    - создание ситуации успеха.  

Организация пространства: фронтальная, групповая и индивидуальная работа.

Используемые источники

1.«Поурочные разработки по литературному чтению для 4 класса» Школа России Книга для учителя

М. «Просвещение»2018г.

2.Учебник Л. Ф. Климанова «Литературное чтение 4 класс» Школа России М. «Просвещение»2020г.

           

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников,

Предполагаемые ответы

Оформление

1.

Организационный момент

- Повернитесь к нашим гостям. Подарите им добрую улыбку, чтоб наш урок начался с доброго, хорошего настроения.

    «Утром солнышко проснулось…»

Утром солнышко проснулось,

Потянулось, потянулось.

Свои лучики раскрыло

Всем улыбки подарило.

Оглядело все вокруг

Слева друг, справа друг.

День с улыбки начинайте,

Всем здоровья пожелайте.

Здравствуйте!

Добрый день!

2.

Введение в тему, постановка учебной задачи

3.

-Послушайте отрывок автобиографии одного писателя.

Читает учитель:

«Скорому выздоровлению моему мешала бессонница…По совету тетушки позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки. Пришла Пелагея…  . Села у печки и начала рассказывать сказку.

Нужно ли говорить, что я

не заснул до окончания сказки…  С этих пор, до самого моего выздоровления

Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок…»

-Кому принадлежат эти слова?

-Почему мы начинаем урок со слов этого писателя?

-Сегодня мы продолжим изучение произведения  

-Вы сказали ,что это сказка.

А действительно ли это так?

- Вспомним, какие 2  большие группы сказок существуют?

-Какие виды народных сказок нам знакомы?

- Сегодня на уроке наша задача- доказать, что  «Аленький цветочек»-это сказка, найти в тексте подтверждение этому.  

- Мы будем с вами исследователями!

-Что бы вам хотелось сегодня узнать на уроке?

-Если это сказка , то как вы думаете-она ближе к какому виду народной?

 

-Какие особенности есть у волшебных сказок

Работа по теме урока

Язык сказки

-«Аленький цветочек» написан более 150 лет назад.

На прошлом уроке мы познакомились со многими устаревшими или редко употребляемыми в наши дни словами.

-На столе у вас карточки.

Соедините слово с его лексическим значением.

-Проверим, что у вас получилось.

-Прочитайте пословицу.

-Какой урок хотел  преподнести автор этой сказки вы скажете в конце урока.

-Итак, начинаем исследование. Докажем сказка ли произведение

 С.Т. Аксакова и какой урок она преподносит.

Работа с текстом

-Прочитайте отрывки произведения, которые лежат перед вами.

-Найдите признаки волшебной сказки в этих отрывках.

-Проверим, что у вас получилось.

-Какие элементы волшебной сказки вы нашли?

-А были  превращения?

- Испытание героя?

Физкультминутка.

Упражнение «Цветок»

Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток. Поворачивает свою голову вслед за солнцем.

(Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки спрятать. Поднимается голова, выпрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвел. Голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем).

Положительные и отрицательные

Герои

- Сегодня мы говорили о особенностях волшебных сказок, среди них выделили – положительные и отрицательные герои сказки.

- Мы посмотрим  отрывок из сказки «Аленький цветочек», который поможет нам ответить на вопрос.

- Были положительные и отрицательные герои?

-Распределите  качества  и чувства героев произведения.

-Кто положительный герой?(купец, чудище, младшая дочь)

-Кто отрицательный герой?(сестры)

Работа со словарем

-Все ли слова были понятны?

-Что такое самопожертвование, коварство?

-Где можно узнать значение слов?

Самопожертвование- Жертвование своими личными интересами ради других.

 Коварство- злонамеренность, прикрытая  показным доброжелательством

- В чем коварство поступков сестер?

-Почему?

-В чем состояло самопожертвование отца?

-Младшей дочери?

-Почему младшая дочка стремилась обратно к чудищу?

-Что  позволило расколдовать его?

Подведение итогов

-Подведем итог нашим исследованиям.

-Вернемся к пословице.

-«Аленький цветочек-это сказка?

-Почему?

 

-В основе «Аленького цветочка»-народная сказка, народная мудрость.

-Но для литературной сказки свойственна ярко выраженная авторская позиция: читатель понимает, кого из персонажей автор любит, что он ценит, что ненавидит.

Автор стремится выразить собственные идеи и представления о жизни

-Что же хотел сказать нам  

С.Ф Аксаков?

- Чему учит его сказка?

Рефлексия

-Возьмите лепестки у вас на парте. Напишите, чему вас научила эта сказка.

-Что – то вас удивило?

-Что открыли для себя?

-За что вы можете себя похвалить?

-Покажите,с каким настроением закончили урок.

-Сергею Тимофеевичу Аксакову.

-Начали изучать сказку «Аленький цветочек»

-Народные и литературные (авторские)

-Волшебные, о животных и бытовые.

-К волшебной.

-Превращения, волшебные предметы, троекратное повторение…

Работа  в парах

Ученики выполняют задание

Ученики читают

Работа в малых группах

Ученики перечитывают отрывки  вслух, затем самостоятельно находят подтверждение.

(См. приложение)

Волшебные сказки

  • Превращения и чудеса
  • Волшебные предметы
  • Троекратное повторение, число 3
  • Испытание главного героя
  • Положительные и отрицательные герои
  • Добро побеждает зло
  • Зачин
  • Присказка
  • концовка

-Да-принц превращен в чудище.

- Младшая дочь купца отправилась к чудищу ,не зная, что ее ждет.

И чудище получил награду за добро и испытания.

Выступление театральной студии «Фейерверк»

Купец, младшая дочь, чудище.

Сестры.

Работа в малых группах

Ученики расставляют в таблице слова

-В толковом словаре.

Ученики читают значение слов по словарю.

Ответы учеников

-Хотели погубить чудище.

- Завидовали.

-Готовы отдать жизнь за другого.

- Жалела его,  обещала, полюбила.

- Любовь и доброта

Ответы  учеников

-Да.

-У нее признаки волшебной сказки.

Ученики пишут на лепестках и прикрепляют на доске

- Честности, доброте, любви.

 

Слайд 1.

Слайд 2. (Портрет С. Т. Аксакова)

Слайд 3.

                                       Сказки

   Народные                         Авторские(литературные)    

   Волшебные

   О животных

   Бытовые

Слайд 4.

Волшебные сказки

  • Превращения и чудеса
  • Волшебные предметы
  • Троекратное повторение,число3
  • Испытание главного героя
  • Положительные и отрицательные герои
  • Добро побеждает зло
  • Зачин
  • Присказка
  • Концовка

Слайд 5.

Именитый - почтенный и знаменитый

Парча – шелковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями.

Колода - короткое толстое бревно.

Челядь дворовая - слуги.

Сажень -старинная мера длины, равная 2м13см.

Венец - драгоценный головной убор.

Тувалет-столик с зеркалом и принадлежностями.

Слайд 6.

Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Слайд 7.

Волшебные сказки

  • Превращения и чудеса
  • Волшебные предметы
  • Троекратное повторение,число3
  • Испытание главного героя
  • Положительные и отрицательные герои
  • Добро побеждает зло
  • Зачин
  • Присказка
  • концовка

Слайд 8.

Купец

Сестры старшие

Младшая сестра

Чудище         чудище

любовь

зависть

любовь

доброта

честность

самолюбование

честность

одино

чество

самопожертвование

коварство

самопожертвование

доброта

доброта

доброта

Слайд 9.

Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Слайд 10.

Спасибо за урок!

1 .В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец, именитый человек.

Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчуга, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны; и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех; и любил он дочерей своих больше всего своего богатства, жемчугов, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны-по той причине, что он был вдовец, и любить ему было некого; любил он старших дочерей, а меньшую дочь любил больше, потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее.

Вот и собирается тот купец по своим торговым делам за море, за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство, и говорит он своим любезным дочерям:

- Дочери мои милые, дочери мои хорошие, дочери мои пригожие, еду я по своим купецким делам за тридевять земель, в тридевятое царство, тридесятое государство, и мало ли, много ли времени проезжу - не ведаю, и наказываю я вам жить без меня честно и смирно, и коли вы будете жить без меня честно и смирно, то привезу вам такие гостинцы, каких вы сами захотите, и даю я вам сроку думать на три дня, и тогда вы мне скажете, каких гостинцев вам хочется.

Думали они три дня и три ночи, и пришли к своему родителю, и стал он их спрашивать, каких гостинцев желают.

2 .Прошёл третий день и третья ночь, пришла пора расставаться честному купцу, расставаться с дочерью меньшою, любимою; он целует, милует её, горючими слезами обливает и кладёт на неё крестное благословение своё родительское. Вынимает он перстень зверя лесного, чуда морского из ларца кованого, надевает перстень на правый мизинец меньшой, любимой дочери - и не стало её в ту же минуточку со всеми её пожитками.

Очутилась она во дворце зверя лесного, чуда морского, во палатах высоких, каменных…

Захотелось ей осмотреть весь дворец, и пошла она осматривать все его палаты высокие, и ходила она немало времени, на все диковинки любуючись… Взяла она из кувшина золочёного любимый цветочек аленький, сошла она в зелены сады, и нашла она то место высокое, пригорок муравчатый, на котором сорвал честной купец цветочек аленький, краше которого нет на белом свете. И вынула она тот аленький цветочек из кувшина золочёного и хотела посадить на место прежнее; но сам он вылетел из рук её и прирос к стеблю прежнему и расцвёл краше прежнего.

3.И прошло тому немало времени: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. Вот однажды и привиделось во сне молодой купецкой дочери, красавице писаной, что батюшка её нездоров лежит; и напала на неё тоска неусыпная, и увидал её в той тоске и слезах зверь лесной, чудо морское, и сильно закручинился и стал спрашивать, отчего она во тоске, во слезах? Рассказала она ему свой недобрый сон и стала просить у него позволения повидать своего батюшку родимого и сестриц своих любезных.

И возговорит к ней зверь лесной, чудо морское:

- И зачем тебе моё позволенье? Золот-перстень мой у тебя лежит, надень его на правый мизинец и очутишься в дому у батюшки родимого. Оставайся у него, пока не соскучишься, а и только я скажу тебе: коли ты ровно через три дня и три ночи не воротишься, то не будет меня на белом свете, и умру я тою же минутою по той причине, что люблю тебя больше, чем самого себя, и жить без тебя не могу.

Стала она заверять словами заветными и клятвами, что ровно за час до трёх дней и трёх ночей воротится во палаты его высокие.

Простилась она с хозяином своим ласковым и милостивым, надела на правый мизинец золот-перстень и очутилась на широком дворе честного купца, своего батюшки родимого.

Именитый -                                                                                                                   слуги.

Парча –                                                                                  драгоценный головной убор.

Колода -                                                                старинная мера длины, равная 2м13см.

Челядь дворовая -                                                                      почтенный и знаменитый.

Сажень –                                                           столик с зеркалом и принадлежностями.                                                                                    

Венец -                                                                шелковая ткань, расшитая золотистыми                                                                                                                                                                                                                  

                                                                            и серебряными нитями.

Тувалет-                                                                                      короткое толстое бревно.                             


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Сергей Тимофеевич Аксаков

Слайд 3

Сказки Народные - волшебные бытовые о животных Авторские (литературные)

Слайд 4

Волшебные сказки - превращения и чудеса - волшебные предметы - троекратное повторение - испытание главного героя - положительные и отрицательные герои - добро побеждает зло - зачин - присказка - концовка

Слайд 5

Именитый - почтенный и знаменитый Парча -шёлковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями Колода -короткое толстое бревно Челядь дворовая -слуги Сажень -старинная мера длины, равна 2м13см Венец -драгоценный головной убор Тувалет -столик с зеркалом и принадлежностями

Слайд 6

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Слайд 7

Волшебные сказки - превращения и чудеса - волшебные предметы - троекратное повторение - испытание главного героя - положительные и отрицательные герои - добро побеждает зло - зачин - присказка - концовка

Слайд 8

Герои сказки делятся на по-ложительные и отрицательные.

Слайд 12

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Слайд 13

Спасибо за урок !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Предмет: Русский язык. 2класс. Составила: Голубева О.О. Учитель начальных классов. Тип урока: «Урок открытия нового знания». Тема урока: Раздельное написание предлогов с другими словами.

Тип знания:    Правило.Тип диалога:  Побуждающий.Приём № 2. Столкнуть мнение учеников практическим заданием или вопросом.Формы работы: индивидуальная, хоровая, в парах.Урок р...

Русский язык. Тема: «Непроизносимые согласные»Тип урока: открытие новых знанияй У МК «Планета знаний» 2 класс

Урок 149 «Предлоги. Союзы»Учитель начальных классов : Долгалова В.Д.Тип урока: открытие нового знания.У МК «Планета знаний» 2 классЗадачи урока: углубить представление о с...

Сценарий урока математики по теме "Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз" (урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков), 2 класс

Данный материал поможет учителю организовать работу на уроке математики по теме "Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз". Обучающиеся научатся объяснять решение задач...

Урок по литературному чтению « Сергей Тимофеевич Аксаков «Аленький цветочек» 4 класс УМК Школа России

Тема: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» Цели:Обобщить знания сказки С.Т.Аксакова «Аленький цветочек».Отрабатывать навыки правильного выразительного чтения.Развивать умение д...