Конспект урока литературного чтения, М.М.Зощенко «Великие путешественники»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Васильева Елена Леонидовна

Формирование представлений о жизни и творчестве М.М.Зощенко, работа над его произведениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_avt.docx27.82 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ

«Средняя образовательная школа №2»

г. Усолье-Сибирское, Иркутской области

Конспект урока литературного чтения в 3 классе

Тема: М.М.Зощенко «Великие путешественники».

программа «Школа России»

        

учитель начальных классов

Васильева Елена Леонидовна

2021г.

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: М.М.Зощенко «Великие путешественники».

Цели деятельности учителя: продолжить формирование представлений о жизни и творчестве М.М.Зощенко; развитие умения анализировать художественное произведение; формирование навыка беглого чтения и  правильной речи.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь выразительно и осознанно читать, ставить вопросы и находить в тексте ответы на вопросы, передавать свои мысли и чувства.

Личностные: высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; объяснять свое мнение.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Оборудование: УМК «ШР» учебник Литературное чтение: 3 кл.: Учебник:в 2ч./Л.Ф Климанова, В.Г Горецкий М.:Просвещение/Учебник,2017.-Ч.2.; презентация, раздаточный материал

Этап урока

Время

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределение к деятельности

Психологический настрой, организация урока.

Словесный: слово учителя

Психологический настрой.

2 мин.

- Здравствуйте, ребята! Каждый урок должен начинаться с улыбки и хорошего настроения, улыбнитесь друг другу.

В класс пришел, не хмурь лица,

Будь веселым до конца

- Настроение у всех хорошее – значит,  начнём наш урок.

Приветствуют учителя.

Психологически готовятся на урок.

Слушают учителя.

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

II. Актуализация знаний и мотивация

Практический: артикуляционная разминка

Проверка д/з

5 мин.

Фронтальная форма работы

Речевая разминка

- Ребята,  проведем речевую разминку.
Чётко проговариваем  скороговорку.

Три сороки тараторки, тараторили на горке.

  • Читаем с повышением тона, с понижением тона.
  • Читаем с грустной интонацией, с веселой интонацией.
  • Читаем медленно, быстро.

-На предыдущем уроке мы познакомились с интересным произведением.

-Что это за произведение? Кто его автор?

-Кто желает пересказать  рассказ М. Зощенко?

-Чему учит  этот рассказ?

 -Какой этот рассказ?

  • - Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством  М.М.Зощенко, а о чём будем читать, догадайтесь, посмотрев  слайд.

-На слайде изображены предметы: рюкзак, палатка, котелок, костер, спички, спальный мешок.

-Скажите, с чем у вас ассоциируются эти предметы?

-Поднимите руки, кто любит ходить в походы? Или те, кто ходил в походы с родителями.

- Хорошо! Подберите к слову поход синоним?

- Ребята,  как вы думаете, кто эти люди? (на слайде портреты путешественников) Что их объединяет?
Христофор Колумб – именно с его именем связывают открытие в 1492 году целого континента – Америки.

Васко да Гама – командующий португальской экспедицией, которому в 1498 году удалось проложить прямой торговый путь из Европы в Азию.

-Что же делают великие путешественники в начале своего пути?

М.Зощенко «Золотые слова»

(пересказ  учащимися 2 человека)

Быть воспитанными.

Увлекательный, интересный, забавный и смешной

С походом.

Путешествие

Путешественники

Намечают маршрут, составляют карту, заготавливают продукты, снаряжения и др.

Р.:  принятие и сохранение учебной задачи, сличение с образцом, оценка работы

К.: построение монологического высказывания; развитие речи

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

Фронтальный опрос

4 мин.

- Кто догадался, о чём мы будем читать, какова тема нашего урока?

Тема нашего урока: рассказ Михаила  Михайловича Зощенко. «Великие путешественники».

- Обратите внимание на  написание слова «путешествие»

- Что заметили?

-Какие части в этом слове выделите?

- Путешествие – это поездка, передвижение по каким – либо местам, значит идти по пути.

- Какие цели мы с вами поставим?

Будем читать о путешествии и путешественниках.

Путь, шествие с соединительной гласной е, это сложное слово.

- Продолжим знакомиться  с творчеством Михаила Михайловича Зощенко. Познакомимся с рассказом «Великие путешественники».

К.: выражение мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Р.: принятие и сохранение учебной задачи,

П.: установление причинно-следственных связей,

анализ объекты с целью выделения общих признаков, подведение под понятие.

IV. «Открытие» детьми нового знания

Словесный: словарная работа

Первоначальное знакомство с текстом.

Словесный: анализ текса

Практический: поиск соответствий.

 8 мин.

Фронтальная форма работы

-В рассказе   «Великие путешественники» встретятся такие слова:

Словарная  работа.

Рукомойник - небольшой висячий умывальник.
Выбилась из сил- 
очень устала
Куда Макар телят не водил-
 очень далеко
Блаженная (улыбка) – 
в высшей степени счастливый, очень счастливая
В аккурат похожа – 
в точности, очень сильно похожа
Всыплю не меньше 20 розог – 
пучками из прутиков различных деревьев наказание порка
Космография – 
наука, изучающая Вселенную.

Слушают учителя

На слайде записаны слова. Дети  поясняют значение слов, если затрудняются, учитель зачитывает слова в контексте.

П.: осуществляют сравнение и анализ, классификацию слов по самостоятельно определенным
критериям.

Р.: осознают и принимают
учебную задачу, контролируют учебные действия,

К.: обмениваются мнениями; умеют слушать друг

Л.: определение границ собственного знания и незнания

V. Первичное закрепление

Практический: выборочное чтение, выразительное чтение. Анализ выразительного чтения.

5 мин.

Чтение с остановками. Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование.

1 остановка.   (1 часть заканчивается  предложением: «…мы покинули нашу деревню Пески».)

-От чего имени ведётся рассказ?

- Что ребята взяли с собой в путешествие?

 Свои ответы дети подтверждают словами из текста.

-Как вы думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе?

2 остановка. (2 часть заканчивается  предложением: «…И наконец вышли из леса на лужайку…».)

-Что случилось у ребят? Почему в мешке разбилась посуда?

-Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему?

-Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться.

-Как вы думаете, чем закончится рассказ?

3 остановка. (3 часть начинается с предложения: «… Наконец стало темнеть.…».)

-Как поступали все великие путешественники?

-Что Степка собрался делать с теми, кто захочет вернуться домой?

-Что случилось с Минькой?

Чтение рассказа до конца.

- Что сделали Минька и Леля?

-Чему удивлялся Степка, когда они отправились в путешествие дальше?

-Что подумала нянька?

-Что предложила бабушка?

-Что сказал папа?

-Как наказали Степку?

Рассказ ведётся от имени главного героя Миньки, от автора.

К: выражение мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

VI. Самостоятельная работа в парах

Практический : выразительное чтение.

 

5 мин.

Индивидуальная форма работы

-Выполните задания на рабочем листе.

Ответь на вопросы

1.Кто рассказал Миньке, что Земля имеет форму шара?________________

2.Что подарил Минька Стёпке, чтобы отправится в путешествие?___________________

3.Где Стёпка устроил общее собрание для путешественников?_____________

4.Что приготовил Минька для ловли тропических бабочек?______________

5.Почему Стёпка хотел вернуться домой?_________________________

6.На чем дети вернулись домой?________________________
7.Как бабушка предложила наказать детей?________________

Отвечают на вопросы и заполняют рабочий лист.

Взаимопрооверка.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, согласованно выполнять совместную деятельность

VII. Включение в систему знаний

Словесный: беседа

8 мин.

Работа в паре

Восстанови порядок событий в рассказе

Стёпка предлагает Лёле и Миньке отправиться в кругосветное путешествие и устраивает общее собрание путешественников.

Лёля и Минька встречаются с родителями.

Дети готовятся к путешествию.

Путешественники устраиваются на ночлег в лесу. Хитрость Лёли.

Дети возвращаются домой.

Путешественники отправляются в путь.

Опиши главных героев рассказа

Минька____________________________________________

______________________________________________

Стёпка_____________________________________________

Лёля______________________________________________

Восстанавливают порядок событий в рассказе.

Проверка выполненного задания.

К.: построение речевых высказываний

П.: восприятие информации.

Р.: принимать и сохранять задачу

VIII. Рефлексия

Словесный: беседа

3 мин.

- С каким рассказом познакомились?

- Кто написал рассказ?

-Какой это рассказ?

-Чему учит это произведение Михаила Михайловича?

- Оцените свою работу с помощью смайликов.

- Спасибо за урок.

 «Великие путешественники»

Михаил Михайлович Зощенко

Юмористический.

-Чтобы мы поняли, что прежде чем что – то делать, надо обязательно все хорошо обдумать, а иначе  всех ждут  печальные результаты.

Оценивают  свою деятельность.

Л: умение ставить оценку собственной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Литературного чтения "М. М. Зощенко Великие путешественники "

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Чураковой Н.А на тему:  «М.М.Зощенко. Великие путешественники»» (урок вн.чтения)...

Карта урока литературное чтение М.М.Зощенко "Великие путешественники" 3 класс

Карта урока по литературному чтению 3 класс М.М.Зощенко "Великие путешественники" с ууд....

Конспект урока литературного чтения М.М. Зощенко «Великие путешественники». УМК "Школа России",3 класс

Цели деятельности учителя: знакомство с рассказом М.М. Зощенко «Великие путешественники»; формирование умений анализировать текст, находить особенности юмористического произведения; формир...

Конспект урока литературного чтения "М.М. Зощенко «Великие путешественники" (3 класс)

Цели деятельности учителя:  знакомство с рассказом М.М. Зощенко «Великие путешественники»; формирование  умений  анализировать текст, находить особенности юмористического пр...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: ««М. Зощенко «Великие путешественники» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление знаний об авторе; формирование знаний о произведение «Великие путешественники».Планируемые результатыПредметные:  знать биографию автора; расска...

Технологическая карта урока литературного чтения "М.М.Зощенко "Великие путешественники" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о произведении М.М.Зощенко «Великие путешественники»Задачи урокаДидактические:уметь находить слова и выражения, которые...

Технологическая карта урока литературное чтение "М.М.Зощенко "Великие путешественники"" 1 урок, 3 класс УМК "Школа России"

Цель урока: формирование знаний о рассказе М.М. Зощенко «Великие путешественники».Задачи урока Дидактические:Актуализация знаний о писателе М. М. ЗощенкоФормирование умения выразитель...