Конспект урока литературного чтения М.М. Зощенко «Великие путешественники». УМК "Школа России",3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с рассказом М.М. Зощенко «Великие путешественники»; формирование умений анализировать текст, находить особенности юмористического произведения; формирование навыка осознанного и выразительного чтения.
Планируемые результаты
Предметные:
знать: сведения о писателе, особенности жанра юмористического рассказа;
уметь: выразительно читать, определять главную мысль, жанр произведения; называть особенности юмористического рассказа, находить подтверждение в тексте; объяснять значение слова с опорой на контекст произведения и с помощью разных источников информации.
Личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов; высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: УМК «Школа России», учебник Литературное чтение: 3кл.: Учебник: В 2 ч./ Л.Ф. Климова, В.Г. Горецкий, \ Учебник, 2011.-Ч.2. с.154; презентация.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 14.04.2020 ФИО учителя Плотникова Н.А.
Школа: №148 ФИ студента Агеева Ксения
Класс: 3 «М» ФИО методиста Галиуллина Н.К.
Кабинет: 212
Конспект урока литературного чтения
Тема: М.М. Зощенко «Великие путешественники»
Цели деятельности учителя: знакомство с рассказом М.М. Зощенко «Великие путешественники»; формирование умений анализировать текст, находить особенности юмористического произведения; формирование навыка осознанного и выразительного чтения.
Планируемые результаты
Предметные:
знать: сведения о писателе, особенности жанра юмористического рассказа;
уметь: выразительно читать, определять главную мысль, жанр произведения; называть особенности юмористического рассказа, находить подтверждение в тексте; объяснять значение слова с опорой на контекст произведения и с помощью разных источников информации.
-
Личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов; высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: УМК «Школа России», учебник Литературное чтение: 3кл.: Учебник: В 2 ч./ Л.Ф. Климова, В.Г. Горецкий, \ Учебник, 2011.-Ч.2. с.154; презентация.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика | |||
I.Этап самоопределения к деятельности Психологический настрой | 1-2 мин | Парная форма работы Повернитесь лицом друг к другу, положите ладони в ладони друг другу и улыбнитесь, пожелайте хорошей дружной работы на весь урок. Фронтальная форма работы -Я хочу начать урок с изречения Д. Дидро-французского писателя, философа: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» -Как понимаете высказывание? -На уроке литературного чтения мы будем читать и учиться мыслить. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга. Если люди не будут читать, то они перестанут мыслить, рассуждать, размышлять. Чтение книг расширяет кругозор. | Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
II. Актуализация знаний и мотивация Практический: выразительное чтение Практический: метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации | 4-5мин | Фронтальная форма работы -Прочитайте слова, о ком они? Классик сатиры и юмора, известный своими смешными рассказами, сатирическими произведениями и новеллами. За свою жизнь ОН написал много юмористических текстов, с элементами иронии, сатиры. Много лет прошло, а мы не перестаем читать и удивляться таланту этого непохожего на других писателя и смеяться над его забавными персонажами. -Как вы думаете, о ком написаны эти строки? -Действительно, написаны о Михаиле Михайловиче Зощенко. - Что вы знаете о нем? -Какие произведения Зощенко вы уже читали? | Читают, правильно артикулируя Обнаруживают и формулируют учебную проблему. Высказывают предположения, отвечают на вопросы. М.М. Зощенко- классик русской литературы, писатель-сатирик. - На прошлом уроке знакомились с произведением «Золотые слова » | П: осмысление читаемого текста П:анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных) |
III. Постановка учебной задачи Практич.: заполнение таблицы Словес.: подводящий диалог Наглядный: рассматривание иллюстрации | 4-5м | Повторение изученного Фронтальная форма работы - Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с юмористическими рассказами. -На доске даны слова(рюкзак, палатка, котелок, костёр) -Для чего нужны эти вещи? -Подберите синонимы к слову «поход»- пикник, прогулка, круиз, путешествие. -Что вы представляете, когда слышите слово «путешествие»?(определение на экране) -Сформулируйте тему урока. -Сверим с экраном. «Великие путешественники». -Какую цель поставим перед собой? -Какие задачи? -Составим план нашей работы, как вы думаете, какие там будут пункты? План
Парная работа -Посмотрите на картинку на слайде, предположите, о чём будет рассказ, кто его герои. Обсудите в парах. | -Для похода или путешествия Определяют цель и тему урока Тема: Юные путешественники Цели: познакомиться с произведением «Великие путешественники», раскрыть основную мысль, особенности жанра. -Узнаем, почему так называется рассказ Определим главных героев Определим основную мысль
План
| П: подведение под понятие П: построение речевого высказывания Р: целеполагание |
IV. Открытие нового знания Практич: слушание и чтение текста | 2м | Первичное знакомство с текстом. Фронтальная форма работы Подготовленные ученики выразительно читают рассказ. -Оправдались ли наши предположения? | Слушают образец чтения Соотносят содержание с предположениями. | П: смысловое чтение, построение речевого высказывания |
V. Первичное закрепление Практич: чтение Т, сам.работа со словарем | 3м | Словарная работа. Индивидуальная и фронтальная формы работы - Подумайте, какие слова, кроме выделенных, вам непонятны. -Найдите в Толковом словаре и зачитайте значение этих слов. Привал- остановка в пути для отдыха во время похода, передвижения. Тахта – диван без спинки. Космография – наука о космосе. Перочинный нож- складной карманный нож Как эти слова связаны с названием рассказа? | Словарная работа – сначала предположения детей о каждом слове. -Все предметы были необходимы героям для похода | П: смысловое чтение, поиск и выделение информации |
Практич: чтение и анализ текста Практич: выборочное чтение | 4м | Повторное чтение и первичный анализ. Анализ языковых особенностей. Фронтальная форма работы -Кто главные герои рассказа? -Что стало причиной путешествия детей?. - Почему автор назвал детей великими путешественниками? - Кто был инициатором? | Анализируют язык произведения Читают выборочно - Стёпка, Минька и Леля -Дети хотели проверить, что Земля круглая и, что её можно обойти, вернувшись в то же место. -Дети быстро собрались в путешествие, вообразив себя великими путешественниками. -Инициатором был Стёпка, который узнал, что Земля есть круг. И если пойти всё прямо и прямо, то можно обогнуть всю Землю, и всё равно придёшь в то самое место, откуда вышел. | П: смысловое чтение, поиск и выделение информации |
1м | Динамическая пауза | |||
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Частично-поисковый: характеристика героев; Словесный: описание героев, обобщение по наблюдения по тексту, анализ пословицы Наглядный: анализ иллюстрации Словесный: постановка обобщающих вопросов | 7-8мин | Повторное чтение и углубленный анализ. Анализ образов и подготовка к выразительному чтению. Фронтальная и парная формы работы.
- Кто из ребят вам понравился? И Чем? Работа с поговоркой (синтез). - Какая поговорка вам встретилась в тексте? Как вы её поняли? Работа с иллюстрацией Групповая форма работы. План наблюдения над иллюстрацией: - Рассмотрите иллюстрацию на стр.158 . Какой момент басни изобразил художник? Перечитайте его. - Рассмотрите и опишите каждого героя. - Каково общее впечатление от изображенного? | Анализируют поведение и речь героев. - Стёпка, он храбрый, Смелый, не побоялся отправиться в путешествие. А мне понравился Минька, мне было его жалко, он такой маленький, Стёпка его обожает, он ничего не может сказать. -Куда только Макар телят не гонял, значит очень далеко -Когда на меня свалили этот мешок, я ахнул от удивления, до того этот мешок был тяжёлым. Меня пригибало к земле. И я, как маятник, качался из стороны в сторону. -Путешествие не организованное, ему уже никто не рад, кроме Стёпки и Тузика. | П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков; К: взаимодействие с партнером П: осмысленное чтениехудож. текста К: контроль действий партнера П: поиск и выделение необходимой информации Р: планирование своих действий в соответ. с задачей П: осознанное построение речевого высказывания П: осуществляют синтез |
VII. Включение в с-му знаний, повторение Частично-поисковый: анализ пословиц, соотнесение смысла пословиц с рассказом Словесный: формулирование обобщений | 4-6мин | Работа с пословицами (синтез). Фронтальная и парная формы работы - Прочитайте пословицы и поговорки. - Обсудите в парах, как понимаете смысл пословиц и поговорок? - Объясните свою точку зрения. - В каком предложении заключена главная мысль рассказа? - Давайте подумаем, зачем М. М. Зощенко написал это произведение? | Анализируют пословицы, соотносят их смысл с моралью басни. Едешь на день, бери хлеба на неделю. Ученье свет, а неученье тьма. Без знаний и лаптя не сплетешь. 7 раз подумай, 1 раз отрежь Подходят все пословицы. -Те, кто пускаются в дальний путь, без этих знаний приходят к печальным результатам -Чтобы мы поняли, что прежде чем что-то делать, надо обязательно все хорошо обдумать | П: построение рассуждения; осуществление синтеза; П: построение речевого высказывания;
К: умение полно и точно выражать мысли;, вырабатывать точку зрения |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений | 2-4мин | А. Предметная
Б. Деятельностная -Что нового вы узнали? -Что запомнили? - Что смогли сделать? В.Эмоциональная -Что понравилось на уроке? -Что понравилось в своей работе на уроке/ в себе? | -Нужно быть смелым и решительным. Но хорошо подумать, прежде, чем что-то сделать. -Над самоуверенностью ребят , которые совсем ничего не знали, но отправились в кругосветное путешествие. Проводят самоанализ деятельности | П: построение речевого высказывания П: осуществление синтеза П: построение рассуждения Р: осуществление итогового контроля |
Домашнее задание для дистанционной формы обучения: Учебник стр. 154-163 ( читать). Ответить письменно на 1,2,4,5,6 вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения "М.М. Зощенко «Великие путешественники" (3 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с рассказом М.М. Зощенко «Великие путешественники»; формирование умений анализировать текст, находить особенности юмористического пр...
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: ««М. Зощенко «Великие путешественники» (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: закрепление знаний об авторе; формирование знаний о произведение «Великие путешественники».Планируемые результатыПредметные: знать биографию автора; расска...
Технологическая карта урока литературного чтения "М.М.Зощенко "Великие путешественники" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о произведении М.М.Зощенко «Великие путешественники»Задачи урокаДидактические:уметь находить слова и выражения, которые...
Технологическая карта урока литературного чтения. Тема «М. Зощенко \'Великие путешественники ».(УМК Школа России, 3 класс)
Тема урока «М.М. Зощенко «Великие путешественники»» Тип урока: рефлексияЦель урока: формирование навыков выразительного чтения и умение давать характеристику герою через х...
Технологическая карта урока литературного чтения М.М. Зощенко «Великие путешественники» (УМК "Школа России", 3 класс)
Тема урока: М.М. Зощенко «Великие путешественники»Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведен...
Технологическая карта урока литературное чтение "М.М.Зощенко "Великие путешественники"" 1 урок, 3 класс УМК "Школа России"
Цель урока: формирование знаний о рассказе М.М. Зощенко «Великие путешественники».Задачи урока Дидактические:Актуализация знаний о писателе М. М. ЗощенкоФормирование умения выразитель...
Конспект урока литературного чтения, М.М.Зощенко «Великие путешественники»
Формирование представлений о жизни и творчестве М.М.Зощенко, работа над его произведениями...