«Групповая технология на уроках литературного чтения».
статья по чтению

Павлова Светлана Аркадьевна

Одной из технологий, побуждающих учащихся к активной деятельности на уроке, является работа в группах. Учащиеся вовлечены в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gruppovaya_tehnologiya.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Групповая технология на уроках литературного чтения.

(Выступление  Павловой С.А. на ГМО учителей начальных классов 19.02.2020 г.)

Одной из технологий, побуждающих учащихся к активной деятельности на уроке, является работа в группе. Групповая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль. Ученик индивидуально воспринимает информацию, но в процессе усвоения знаний ему необходимо высказываться, давать обоснование решениям. С точки зрения теории поэтапного формирования знаний наиболее эффективно осмысление материала учащимся осуществляется в форме внешней речи для других, т. е. когда он свои мысли излагает вслух.                                                                                                                                                                          Групповая форма работы является одним из средств развития мышления учащихся. Систематическое использование данной технологии обучения в сотрудничестве на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе имеет свои преимущества.

Не все учащиеся готовы задать вопрос учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. А при работе в малых группах, при совместной деятельности, учащиеся выясняют друг у друга все, что им не понятно.

Задача школы сегодня - формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, о также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности.

 Секрет успешности обучения – формирование коммуникативной компетентности.

Я думаю, для этого необходимо применять такие формы работы с учащимися, которые будут способствовать повышению их  интереса. Одним из таких подходов для меня является групповая форма работы.

Скажу словами Песталоции:                                                                                                                                             Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи.
             Групповая форма работы очень эффективна, так как, работая в группах, учащиеся получают пользу от сотрудничества друг с другом.

Цель групповой работы: Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала

Задачи групповой работы:

  • активизация познавательной деятельности;
  • развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;
  • развитие умений успешного общения;
  • совершенствование межличностных отношений в классе

Принципы групповой работы

  • учитывать уровень образовательных возможностей учащихся;
  • учитывать особенности состава групп;
  • составлять задания для совместного поиска решения;
  • распределять роли между участниками групп;
  • организовывать коммуникации в группе и между группами;
  • анализировать способ деятельности.

Варианты

  • 1. Группа по желанию;
  • 2. «Случайная» группа;
  • 3. Группа, сформированная лидером (капитаном, командиром).
  • 4. Группа, сформированная учителем в соответствии с поставленными целями.
  • 5. Группа по теме работы;
  • 6. Группа по уровню сложности задания.

Правила работы

  1. Работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, выполнять указания старшего, не мешать друг другу, выполнять указания старшего.
  2. Работать по алгоритму.
  3. Своевременно выполнять задания: следить за временем , доводить начатое дело до конца.
  4. Каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое в частности.

Алгоритм

  • .Повторение задания для осознанного понимания.
  • 2. Анализ условий (разграничение границ знаний для нахождения способа решения задачи).
  • 3. Выдвижение версий всеми членами группы.
  • 4.Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих.
  • 5.Совместное принятие решения.
  • 6.Анализ решения. Оформление.
  • 7.Проговаривание в группе выступления.
  • 8.Представление решения.

Групповая форма работы имеет ряд преимуществ по сравнению с фронтальной работой.

1. Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.

2.Дети учатся общаться между собой, овладевают коммуникативными навыками.

3.Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

4.Возрастает значимость личности каждого ученика.

Традиционно выделяют 3 вида групповой работы: парную работу (когда двое учащихся выполняют какое-либо задание, сотрудничая друг с другом); единую групповую (учащиеся в малых группах совместно выполняют задание, одинаковое для всех групп); дифференцированную групповую (у каждой группы свое задание, но все они подчинены единой цели).

Групповая работа снимает внутреннее напряжение школьников, скованность. Исчезает боязнь вызова к доске, неудачного ответа. Учебное пространство становится для детей местом реализации интеллектуального и творческого потенциала. Кроме того, работа в группе способствует возникновению интереса к процессу учения, приходит чувство удовлетворённости не только результатами, но и самим процессом обучения.

Для того, чтобы групповая работа не ассоциировалась с шумом, пустыми разговорами , ссорами её необходимо правильно организовать.

1.Я формирую группы из четырёх- пяти человек. Состав группы, по-моему, должен быть разнородным : лидер, ученики со средними и слабыми способностями. Желательно, чтобы в одной группе не встретились крепкие друзья или дети, которые часто конфликтуют друг с другом.

2.Работоспособность групп зависит от выбора дежурного командира. Процесс выбора зависит от уровня сложности задания. Если задание непростое, то командира с согласия детей выбираю я, иногда этим занимается группа, но обязательно после того, как получит задание.

3.Чтобы организовать успешную работу в группах, надо учить школьников навыкам групповой работы, которые отражаются в правилах, составленных классным коллективом.

Правила работы группы:

- при обсуждении задания говорите так, чтобы вас слышала только ваша группа

- в процессе работы нужно дать высказаться каждому желающему

- выполнив задание, убедитесь в том, что каждый член группы готов ответить от имени группы

- как только завершите работу, возьмитесь за руки

- как только прозвучит сигнал учителя об окончании работы, в классе должна быть тишина

- будьте внимательны к ответам каждой группы

Распределение ролевого участия в группе:

-роль руководителя (он контролирует организацию работы),

-хранителя тишины (он отвечает за порядок),

-секретаря (фиксирует результативность работы членов группы),

-инструктора (он оказывает помощь нуждающимся в ней).

В групповой работе очень важен темп. Он способствует концентрации внимания. Ограничение времени на выполнение задания - очень важная мелочь, которую учителю важно оценить до начала работы. Использование песочных часов действует на детей организующее - нет пустой траты времени.

Если нет никакого действия в пространстве класса, если нет рабочего шума, на высокий результат можно не надеяться. Учителю нужно радоваться, если его задание вызывает у детей желание работать, а это невозможно без оживления эмоционального и физического.

Групповая работа является эффективным фактором формирования коммуникативных УУД.

Коммуникативные УУД, отражающие умения работать с текстом:

- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

- сравнивать разные вида текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный); различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче;

- анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения;

- составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывать по плану.

Проблема развития речи учащихся волнует каждого учителя начальной школы. Решению этой проблемы отводится время на уроке русского языка, чтения, развития речи. Однако при всем нашем старании ученику на уроке предоставляется не более 25 слов для активной разговорной речи (около двух минут за весь учебный день). Стоит ли после этого удивляться, если дети, страдающие небольшими дефектами речи, застенчивые от природы или отставшие по каким – либо причинам от своих товарищей, случается, неделями не произносят на уроках ни одного слова? А потом это незаметно становится привычкой и нормой отношения ко всему происходящему вокруг.

Решить эту проблему на уроках чтения помогает использование групповых форм работы. Впервые ее можно вводить при обучении второклассников связному пересказу прочитанного. Урок начинается с проверки домашнего задания. Дети работают в парах постоянного состава. При этом, если задано выучить стихотворение наизусть, они декламируют друг другу полностью, а если выразительное чтение текста, то первую часть его читает один ученик, а вторую- другой. То же самое и с заданием отвечать на вопросы к тексту. Дети задают друг другу вопросы по очереди и отвечают по очереди (происходит диалог со сменой спрашивающего и отвечающего). Таким образом, можно избежать лишних повторов и детям не становится скучно оттого, что им приходится выслушивать свои же рассказы. Эту работу можно регламентировать при помощи песочных часов, отводя на нее от двух до четырех минут, что приучает детей не отвлекаться, избегать пространственных рассуждений, работать над техникой чтения. По окончании обязательно нужно задать вопрос: « Кто хочет сказать доброе слово об ответе товарища?». Характеризовать ответ товарища нужно учить аргументировано, использую такие слова и выражения, как: « Читал бегло, целыми словами, выразительно, без ошибок…» Затем можно спросить: « А кто считает, что ваш товарищ так хорошо подготовился, что его должен послушать весь класс?» После этого одного ученика или пару можно спросить у доски. Их ответ должен быть образцом, выступление у доски становится для ребят особой честью и все стараются изо всех сил, чтобы этой чести добиться.

Следующая часть урока включает в себя вступительное слово учителя и знакомство с новым произведением. Первичное чтение нового произведения происходит путем чтения про себя со звуковым ориентиром, которым является магнитофонная запись. Таким образом, у детей работают как зрительный, так и слуховой анализаторы, и дальнейшая беседа выявляет хороший уровень понимания прочитанного.

После соответствующей словарной работы и раскрытия идейного содержания прочитанного можно поставить перед учащимися цель: научиться пересказывать данное произведение. При подготовке к уроку для удобства можно разделить текст на четыре части и составить план, который во время урока целесообразно разместить на доске за занавеской. Открыв план на доске, предложить детям определить границы каждой части, которые они помечают в книге простым карандашом. Обсуждение ведется коллективно.

Теперь можно попросить ребят сесть группами по четыре человека. Эта процедура займет всего три секунды. Часть учащихся встают, разворачивают стульчики на 180 градусов и снова садятся. Четверки могут начинать работать.

Группам предлагается задание: распределить между собой части рассказа, прочитать его цепочкой ( или про себя- каждый свою часть в зависимости от величины и характера произведения), пересказать каждому свою часть так, чтобы получился коллективный пересказ всего текста.

На выполнение этого задания уйдет до десяти минут времени, при этом дети нацелены на то, что важна работа группы в целом, а не каждого в отдельности. Это приводит к тому, что дети смогут дифференцированно подходить к распределению частей текста, сильные станут больше внимания уделять слабым, а слабые начнут стараться, чтобы не подвести товарищей.

Группы заканчивают работу почти одновременно. Две- три из них успеют выступить у доски. Оценивать их должен весь класс. Таким образом, каждый ребенок самостоятельно прочитал и пересказал часть текста и неоднократно выслушал весь рассказ в пересказе товарищей. На дом можно задать научиться пересказывать целое произведение. Как, правило, на следующем уроке чтения при проверке домашнего задания в парах не возникает трудностей с пересказом. И каждый ребенок, зная, что ему обязательно придется отвечать, непременно выполнит задание дома.

Не менее эффективна групповая работа при изучении произведений, которые можно читать по ролям. Предварительно выяснив у детей, сколько в рассказе или сказке действующих лиц, нужно выписать на доске их на доску. Затем предложить детям образовать группы и распределить роли между всеми детьми.

И опять дети могут сами осуществить дифференцированный подход: роль автора берет на себя наиболее сильный ученик, а остальные роли распределяются по степени трудности. Далее начинается работа над выразительностью чтения. Дети читают произведение в группах, корректируя работу друг друга. Учитель проходит от группы к группе, прислушиваясь к их работе. Если кто- то из детей не вошел в группу, с ним можно организовать работу отдельно.

На этапе демонстрации результатов работы ребята выходят к доске и читают текст по ролям. Каждый раз это момент рождения маленького спектакля, разыгранного в лицах. Удовольствие получат и те, кто стоит у доски, и те, кто сидит за партами. Каждое выступление группы сопровождается аплодисментами.

Обсуждение работ групп должно проходить обязательно. Многие захотят высказаться, отметить скорость чтения, безошибочность, выразительность и т. д .

Конечно, добиться такой организации урока не просто. Первые уроки будут похожи на птичий базар. Ребята не сразу привыкнут друг к другу. В группах возможно ссоры и разногласия. Но терпеливый и настойчивый учитель постоянно осуществляющий контроль, консультирующий детей во время работы, поощеряющий группы, сможет организовать данный вид работы.

Организация групповой работы активизирует учебную деятельность школьников, повышает эффективность урока. Каждый ребенок получает возможность активно говорить и читать до четырех минут на уроке. И даже самые застенчивые смогут смело выходить к доске, легко и свободно отвечать на вопросы, хорошо запоминать и пересказывать прочитанное.

Виды работы по развитию речи с использованием групповых форм работы

на уроках литературного чтения:

1. Дописать стихотворение четырьмя строками.

2. Подобрать синонимный ряд.

3. Словами, жестами и мимикой прочитать стихотворение.

4.«Слово к слову - стих создался» (каждый в группе дополняет рассказ своими предложениями, пока не получится рифма).

5. Спрашиваю я, а ты отвечаешь одним словом (один ученик спрашивает, другой отвечает)

6. Распространение предложений. Даю задание распространить предложение (одно предложение для всех групп или для каждой группы свое предложение). После коллективного обсуждения дети выходят к доске и один из детей называет предложение в первоначальном виде. Затем группа хором произносит распространенное предложение. Сравниваем варианты, выбираем лучшие.

7. Восстановление логической последовательности статьи. Подготовка к дикторскому чтению.

8. Составление текста-рассуждения на заданную или выбранную тему.

Эти упражнения по развитию речи использую в основном для коллективной работы, так как при ней осуществляется позитивная зависимость группы учащихся друг от друга. Для детей результат деятельности группы — новая информация, влияющая на последующую работу группы. Успех группы смягчает отрицательное самовосприятие , которое возникает из-за собственного выполнения задания на низком уровне. Кроме того, результат работы группы в силу специфики групповой деятельности завязан на самосовершенствовании всех членов группы.

Объединение в группы способствует сплочению детей. В группе ребятам предоставлена возможность высказать свое мнение, послушать мнение других ребят, у них вырабатывается умение работать именно в команде, школьники учатся выслушивать мнение своих товарищей по группе, анализировать сказанное, с чем-то соглашаться и объяснять, почему согласен, а с чем-то нет и соответственно приводить аргументы несогласия.

Виды групповой работы

1.  Работа в парах

2. «Мозговой штурм»

3.  Игра «Продолжи»

4.  «Метод пилы»

5.  « Ромашка Блума»

6.  «Своя опора»

7. «Инсценирование»

8. «Творческая мастерская»

9. «Итоговый круг»

Работа в парах - ребята активнее включаются в учебный   процесс

-учатся общению

-уметь доброжелательно высказать свое мнение, выслушать мнение товарища

При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравиться. 

Метод «Мозговой штурм»

  • Его цель – активизация мышления учащихся и развитие умения краткого, четкого изложения мыслей. (. Учитель дает всем группам общее задание )
  • мозговой штурм используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Я провожу его чаще всего при изучении нового материала, при проведении словарной работы на уроках чтения. В текстах учебника встречается много слов, значение которых дети не знают, но в ходе коллективного обсуждения значение этих слов становится им понятно.

Игра «Продолжи»

  • Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке». Можно применять  при описании иллюстрации или картины,  при пересказе произведения о каком-либо животном,  при чтении произведений «по цепочке»

Метод  «Пила»

Пила применяется тогда, когда учебный материал можно естественным образом разбить на фрагменты.

  • На уроке литературного чтения метод "пила" можно применять при изучении биографий писателей или анализе литературных произведений. При  знакомстве с новым разделом…….

«Ромашка Блума»

  • 1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Вопрос следует начать со слова - назови …
  • 2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление ученику  возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Вопрос следует начать со слова – объясни…
  • 3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
  • 4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?". Вопрос следует начать со слова –придумай….
  • 5. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?". Вопрос следует начать со слова – предложи….
  • 6. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д. Вопрос следует начать со слова –поделись…
  • Варианты использования "Ромашки  Блума" на уроках
  • Возможны два варианта:
  • •        Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с ромашкой.
  • •        Вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.

«Своя опора»

  • Группа составляет опорный конспект урока или темы на большом формате;
  • Проходит презентация схем

« Инсценирование»

Метод инсценировки имеет много общего с театром, который вызывает сильные чувства и, соответственно, влияет на эмоционально-волевую сферу личности. Один из древнейших методов обучения, он наиболее эффективен и на сегодня, потому что обеспечивает условия максимального приближения Дидактического процесса к действительности. 

  • Можно использовать две формы инсценировки занятий:
  •  первая – это заранее подготовленное инсценирование;
  • вторая – импровизированное инсценирование, которое по сравнению с первым возникает как бы невзначай, случайно и неожиданно во время обсуждения определенных учебных проблем. Применяю при изучении басен, сказок…

«Творческая мастерская»

Метод “Творческая мастерская” с большим успехом применяется мною на обобщающих уроках литературного чтения.  К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему.

Так при изучении произведения И.С. Тургенева «Воробей»
Составить синквейн по каждому герою произведения

  • 1 группа - о молодом воробье
  • 2 группа - о старом воробье
  • 3 группа - о Трезоре
  • 4 группа - пересказ по картинкам                                                            

«Итоговый круг»

Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как  «Итоговый круг» .Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу). Этот метод помогает эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет мне скорректировать урок на будущее.

 Объединение в группы способствует сплочению детей. В группе ребятам предоставлена возможность высказать свое мнение, послушать мнение ребят, у них       вырабатывается  умение  работать именно в команде, школьники  учатся выслушивать мнение своих  товарищей по группе, анализировать сказанное, с чем-то соглашаться и объяснять, почему согласен,  а с чем-то нет, и, соответственно, приводить аргументы несогласия.

В современном обществе существует проблема толерантности. Люди часто проявляют нетерпимость друг к другу из-за принадлежности к разным слоям общества, из-за расовых и религиозных разногласий, из-за различных взглядов на окружающую действительность и по многим другим причинам.

Дети – это будущие взрослые. Любой детский коллектив – это модель будущего общества. Обучая сегодня детей сотрудничеству, умению владеть собой в критических ситуациях, умению цивилизованно отстаивать свою точку зрения, мы можем в большей мере рассчитывать в будущем жить в действительно демократическом обществе.                                                                                                         Поэтому считаю использование группового метода в образовании и воспитании детей обоснованным и своевременным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая работа на уроке литературного чтения (конспект урока и презентация)

Групповая работа на уроке литературного чтения. Это урок - викторина по сказке А.Толстого "Золотой ключик или.." и презентация к уроку....

Выступление на педагогическом марафоне по теме :" Технология группового взаимодействия на уроках литературного чтения в начальной школе"

Материал посвящен методам и приемам  групповой работы учащихся на уроках литературного чтения с целью достижения лучших результатов в усвоениии учебного материала и развития коммуникативных навык...

Применение игровых технологий на уроках литературного чтения как один из способов приобщения к чтению младших школьников

Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания, образования и развития личности. Чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует ...

Особенности смыслового чтения как технологии на уроках литературного чтения в начальной школе

В данной публикации  расмотрены особенности смыслового чтения как технологии на уроках литературного чтения в начальной школе        ...

Использование игровых технологий на уроках литературного чтения, как средство активизации интереса школьников к чтению.

В данной статье говорится о необходимости использования игр на уроках литературного чтения , для  появления  у детей интереса  к чтению....