Семинар "Парно-групповая работа на уроках литературного чтения"
учебно-методический материал (2 класс)
Выступление на методическом семинаре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический семинар
Тема «Парно-групповая деятельность на уроках литературного чтения»
СЛАЙД 1 Вступление
Начальная школа – это особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообразования. Значение книг для ребенка очень велико. Книги помогают детям расширять представление о мире, знакомят его с природой, окружающим миром.
Приоритетная цель ФГОС НОО – формирование читательской компетенции. В основе читательской компетенции лежит читательская деятельность. На основе требований ФГОС ставлю перед собой цель - воспитать грамотного читателя, опираясь на предметные, личностные и метапредметные результаты по литературному чтению.
Сегодня в рамках методического семинара мне хотелось бы познакомить вас с моим опытом работы по формированию читательских умений посредством парно-групповой работы на уроках литературного чтения. Рассмотрим, как пример, организацию данной работы во 2 классе.
Начинаю строить свою работу, исходя из предметных результатов освоения учебного предмета учащимися второго класса.
СЛАЙД «ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ»
- умение работать с книгой;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов.
СЛАЙД «Развиваем умение работать с книгой»
Свою работу, как любой учитель, я начинаю со знакомства детей с миром книг (художественной, научной, периодической литературой) в соответствии с изучаемым разделом по литературному чтению и окружающему миру. На данном этапе ребёнок учиться её рассматривать и извлекать полезную информацию. Конечно, каждому ребёнку в этот момент хочется поделиться своим «открытием». Для организации творческого общения формируем микро-группы.
СЛАЙД План рассказа.
В группе каждый ребёнок рассказывает о своей книге по плану, стараясь заинтересовать своих одноклассников. Как правило, у слушателей возникает интерес.
СЛАЙД «Делимся впечатлениями»
На экране вы видите знакомство детей с периодической литературой.
СЛАЙД «Учимся самостоятельно выбирать интересующую литературу»
На втором этапе учимся оформлять выставку книг по предложенной теме. Каждой группе выдаю стопку книг из которой нужно выбрать материал по теме. В этот момент дети объясняют друг другу свой выбор, используя знания, полученные на прошлых уроках. Сильные ученики исправляют допущенные ошибки и объясняют более слабым. Таким образом, оформляется выставка книг, которая служит ориентиром для выбора литературного произведения на самостоятельное чтение.
Также с помощью рассматривания книги можно учить детей определять тему урока.
СЛАЙД «Учимся пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации»
Словарную работу на уроке провожу в паре. Использую дидактические карточки. Ребёнку даётся установка соединить карточку с написанным словом и его значением. В процессе диалога дети приходят к верному решению. На данном этапе учу детей также работать со словарём. Изготавливаю для каждой пары словарики, в который входят новые слова из изучаемых произведений. Распечатку делаю из словаря Ожегова. Таким образом, со словарём учится работать не один ученик, используя толковый словарь, а целый класс. Ученики друг другу помогают вспомнить правила работы со словарём. Данная работа была показана на открытом уроке.
Слайд «Учимся выбирать полезную информацию»
Ученикам очень важно научиться находить и выделять полезную информацию из текста. Во втором классе учу на уроках литературного чтения и окружающего мира выполнять это задание, используя доступный для детей учебный материал. На открытом уроке я показала, как ребёнка можно обучать составлять рассказ об авторе. Каждой группе выдаётся отрывок биографии автора. Ребята читают текст, обсуждают в группе и карандашом выделяют важные моменты из его жизни. С помощью плана составляют рассказ о жизни автора. В этот момент детям предлагается не прочитать, а рассказать сведения об авторе. Если представитель группы затрудняется, помогают остальные участники команды.
Работу по составлению биографии автора я впервые проводила на открытом уроке и в незнакомом классе. Дети также её выполняли в первый раз. Безусловно, чтобы у учеников оставались прочные знания, необходимо биографию автора вспомнить ещё раз в конце урока. Таким образом дети учатся работать с текстом и в дальнейшем помощь родителей будет не нужна при составлении биографии автора.
На уроках мои дети учились составлять рассказ о зимующих птицах, животных и т.д.
Слайд «Учимся соотносить автора, название и героев прочитанных произведений».
Парную работу я использую при подготовке выразительного чтения и проверке знаний по теме. Такие задания как, соотнеси автора с названием произведения, помогают подготовить детей к обобщающему уроку по изученному разделу. Особенно если образовать разно уровневые пары, где более сильные дети обучают слабых учеников.
Слайд Работа в группах.
При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, а предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Формируются метапредметные умения.
СЛАЙД «Метапредметные умения»
Регулятивные:
- определять цель деятельности на уроке;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные:
- ориентироваться в учебном материале (словаре, учебнике);
- делать выводы в результате совместной работы группы (пары);
- пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- договариваться с одноклассниками;
- выполнять различные роли (лидера и исполнителя).
СЛАЙД «Результаты»
Парно-групповая работа позволила мне достигнуть следующих результатов:
- умеют работать с книгой – 83%;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу – 100%;
- умеют пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации – 83%;
- определять цель деятельности на уроке – 66%;
- ориентироваться в учебном материале (словаре, учебнике) – 66%;
- умеют работать в группе (паре) – 100%.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/08/picture-119578-1349712199.jpg)
Виды творческих работ на уроках литературного чтения
В этой статье рассказывается какие виды творческих работ над литературным произведением можно использовать на уроках литературного чтения...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/03/picture-156052-1354523893.jpg)
"Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной деятельности"
Доклад по литературному чтению...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/28/picture-229366-1375024212.jpg)
Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».
Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/24/picture-269759-1372082746.jpg)
Работа на уроках литературного чтения с использованием метода "Сказкотерапия"
Что такое "Сказкотерапия"? Прмеры творческих работ детей на уроке литературного чтения....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/19/picture-834147-1476904446.jpg)
Групповая работа на уроке литературного чтения (конспект урока и презентация)
Групповая работа на уроке литературного чтения. Это урок - викторина по сказке А.Толстого "Золотой ключик или.." и презентация к уроку....
Исследовательская работа ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Значение понятия «самостоятельная работа» многогранно.Цель исследования: выявить основные направления самостоятельной работы при изучении ху...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/02/picture-1311187-1612262302.jpg)
Коррекционно-развивающая работа на уроках литературного чтения при работе с детьми имеющих ЗПР
Анализ школьных учебников показал, что программный материал выстроен таким образом, что не обеспечивает научение ребенка быстрому чтению. В нем недостаточно тренировочного текстового материала, и темп...
- Мне нравится (2)