Семинар "Парно-групповая работа на уроках литературного чтения"
учебно-методический материал (2 класс)

Камардина Оксана Владимировна

Выступление на методическом семинаре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_metodicheskiy_seminar.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар

Тема «Парно-групповая деятельность на уроках литературного чтения»

СЛАЙД 1 Вступление

     Начальная школа – это особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообразования. Значение книг для ребенка очень велико. Книги помогают детям расширять представление  о мире, знакомят его с природой, окружающим миром.

     Приоритетная цель ФГОС НОО – формирование читательской компетенции. В основе читательской компетенции лежит читательская деятельность. На основе требований ФГОС ставлю перед собой цель - воспитать грамотного читателя, опираясь на предметные, личностные и метапредметные результаты по литературному чтению.

     Сегодня в рамках методического семинара мне хотелось бы познакомить вас с моим опытом работы по формированию читательских умений посредством парно-групповой работы на уроках литературного чтения. Рассмотрим, как пример, организацию данной работы  во 2 классе.

    Начинаю строить свою работу, исходя из предметных результатов освоения учебного предмета учащимися второго класса.

СЛАЙД «ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ»

        

         - умение работать с книгой;

         - умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;

         - пользоваться справочными источниками для понимания и получения  дополнительной информации;

         - понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

- умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов.

   

СЛАЙД «Развиваем умение работать с книгой»

      Свою работу, как любой учитель, я начинаю со знакомства детей с миром книг (художественной, научной, периодической литературой) в соответствии с изучаемым разделом по литературному чтению и окружающему миру. На данном этапе ребёнок учиться её рассматривать и извлекать полезную информацию. Конечно, каждому ребёнку в этот момент хочется поделиться своим «открытием». Для организации творческого общения формируем микро-группы.

СЛАЙД  План рассказа.

    В группе каждый ребёнок рассказывает о своей книге по плану, стараясь заинтересовать своих одноклассников. Как правило, у слушателей возникает интерес.

                                     СЛАЙД «Делимся впечатлениями»

     На экране вы видите знакомство детей с периодической литературой.

СЛАЙД «Учимся самостоятельно выбирать интересующую литературу»

     На втором этапе учимся оформлять выставку книг по предложенной теме. Каждой группе выдаю стопку книг из которой нужно выбрать материал по теме. В этот момент дети объясняют друг другу свой выбор, используя знания, полученные на прошлых уроках. Сильные ученики исправляют допущенные ошибки и объясняют более слабым. Таким образом, оформляется выставка книг, которая служит ориентиром для выбора литературного произведения на самостоятельное чтение.

    Также с помощью рассматривания книги можно учить детей  определять тему урока.

СЛАЙД «Учимся пользоваться справочными источниками для понимания и получения  дополнительной информации»

     Словарную работу на уроке провожу в паре. Использую дидактические карточки. Ребёнку даётся установка соединить карточку с написанным словом и его значением. В процессе диалога дети  приходят к верному решению. На данном этапе учу детей также работать со словарём. Изготавливаю для каждой пары словарики, в который входят новые слова из изучаемых произведений. Распечатку делаю из словаря Ожегова. Таким образом, со словарём учится работать не один ученик, используя толковый словарь, а целый класс. Ученики друг другу помогают вспомнить правила работы со словарём. Данная работа была показана на открытом уроке.

                 Слайд     «Учимся выбирать полезную информацию»

 

    Ученикам очень важно научиться находить и выделять полезную информацию из текста.  Во втором классе учу на уроках литературного чтения и окружающего мира  выполнять это задание, используя доступный для детей учебный материал. На открытом уроке я показала, как ребёнка можно обучать составлять рассказ об авторе.  Каждой группе выдаётся отрывок биографии автора. Ребята читают текст, обсуждают в группе  и карандашом выделяют важные моменты из его жизни. С помощью плана составляют рассказ о жизни автора. В этот момент детям предлагается не прочитать, а рассказать сведения об авторе. Если представитель группы затрудняется, помогают остальные участники команды.

    Работу по составлению биографии автора я  впервые проводила на открытом уроке и в незнакомом классе. Дети также её выполняли в первый раз. Безусловно, чтобы  у учеников оставались прочные знания, необходимо биографию автора вспомнить ещё раз в конце урока. Таким образом дети учатся работать с текстом и в дальнейшем помощь родителей будет не нужна при составлении биографии автора.

    На уроках мои дети учились составлять рассказ о зимующих птицах, животных и т.д.

Слайд «Учимся соотносить автора, название и героев прочитанных произведений».

    Парную работу я  использую при подготовке выразительного чтения и проверке знаний по теме. Такие задания как, соотнеси автора с названием произведения, помогают подготовить детей к обобщающему уроку по изученному разделу. Особенно если образовать разно уровневые пары, где более сильные дети обучают слабых учеников.

                                        Слайд Работа в группах.

    При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, а предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Формируются метапредметные умения.

                              СЛАЙД «Метапредметные умения»

     Регулятивные:

- определять цель деятельности на уроке;

- учиться работать по предложенному учителем плану.

   Познавательные:

 - ориентироваться в учебном материале (словаре, учебнике);

 - делать выводы в результате совместной работы группы (пары);

 - пересказывать небольшие тексты.

  Коммуникативные:

  - слушать и понимать речь других;

 -  договариваться с одноклассниками;

 - выполнять различные роли (лидера и исполнителя).

                                        СЛАЙД «Результаты»

   Парно-групповая работа позволила мне достигнуть следующих результатов:

   

   - умеют работать с книгой – 83%;

   - умение самостоятельно выбирать интересующую литературу – 100%;

   - умеют пользоваться справочными источниками для понимания и получения  дополнительной информации – 83%;

   - определять цель деятельности на уроке – 66%;

   - ориентироваться в учебном материале (словаре, учебнике) – 66%;

   - умеют работать в группе (паре) – 100%.

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды творческих работ на уроках литературного чтения

В этой статье рассказывается какие виды творческих  работ над литературным произведением можно использовать на уроках литературного чтения...

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

Работа на уроках литературного чтения с использованием метода "Сказкотерапия"

Что такое "Сказкотерапия"? Прмеры творческих работ детей на уроке литературного чтения....

Групповая работа на уроке литературного чтения (конспект урока и презентация)

Групповая работа на уроке литературного чтения. Это урок - викторина по сказке А.Толстого "Золотой ключик или.." и презентация к уроку....

Исследовательская работа ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Значение понятия «самостоятельная работа» многогранно.Цель исследования:  выявить  основные  направления  самостоятельной  работы  при  изучении  ху...

Коррекционно-развивающая работа на уроках литературного чтения при работе с детьми имеющих ЗПР

Анализ школьных учебников показал, что программный материал выстроен таким образом, что не обеспечивает научение ребенка быстрому чтению. В нем недостаточно тренировочного текстового материала, и темп...