Семинар "Парно-групповая работа на уроках литературного чтения"
учебно-методический материал (2 класс)
Выступление на методическом семинаре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_metodicheskiy_seminar.docx | 24.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический семинар
Тема «Парно-групповая деятельность на уроках литературного чтения»
СЛАЙД 1 Вступление
Начальная школа – это особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообразования. Значение книг для ребенка очень велико. Книги помогают детям расширять представление о мире, знакомят его с природой, окружающим миром.
Приоритетная цель ФГОС НОО – формирование читательской компетенции. В основе читательской компетенции лежит читательская деятельность. На основе требований ФГОС ставлю перед собой цель - воспитать грамотного читателя, опираясь на предметные, личностные и метапредметные результаты по литературному чтению.
Сегодня в рамках методического семинара мне хотелось бы познакомить вас с моим опытом работы по формированию читательских умений посредством парно-групповой работы на уроках литературного чтения. Рассмотрим, как пример, организацию данной работы во 2 классе.
Начинаю строить свою работу, исходя из предметных результатов освоения учебного предмета учащимися второго класса.
СЛАЙД «ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ»
- умение работать с книгой;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов.
СЛАЙД «Развиваем умение работать с книгой»
Свою работу, как любой учитель, я начинаю со знакомства детей с миром книг (художественной, научной, периодической литературой) в соответствии с изучаемым разделом по литературному чтению и окружающему миру. На данном этапе ребёнок учиться её рассматривать и извлекать полезную информацию. Конечно, каждому ребёнку в этот момент хочется поделиться своим «открытием». Для организации творческого общения формируем микро-группы.
СЛАЙД План рассказа.
В группе каждый ребёнок рассказывает о своей книге по плану, стараясь заинтересовать своих одноклассников. Как правило, у слушателей возникает интерес.
СЛАЙД «Делимся впечатлениями»
На экране вы видите знакомство детей с периодической литературой.
СЛАЙД «Учимся самостоятельно выбирать интересующую литературу»
На втором этапе учимся оформлять выставку книг по предложенной теме. Каждой группе выдаю стопку книг из которой нужно выбрать материал по теме. В этот момент дети объясняют друг другу свой выбор, используя знания, полученные на прошлых уроках. Сильные ученики исправляют допущенные ошибки и объясняют более слабым. Таким образом, оформляется выставка книг, которая служит ориентиром для выбора литературного произведения на самостоятельное чтение.
Также с помощью рассматривания книги можно учить детей определять тему урока.
СЛАЙД «Учимся пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации»
Словарную работу на уроке провожу в паре. Использую дидактические карточки. Ребёнку даётся установка соединить карточку с написанным словом и его значением. В процессе диалога дети приходят к верному решению. На данном этапе учу детей также работать со словарём. Изготавливаю для каждой пары словарики, в который входят новые слова из изучаемых произведений. Распечатку делаю из словаря Ожегова. Таким образом, со словарём учится работать не один ученик, используя толковый словарь, а целый класс. Ученики друг другу помогают вспомнить правила работы со словарём. Данная работа была показана на открытом уроке.
Слайд «Учимся выбирать полезную информацию»
Ученикам очень важно научиться находить и выделять полезную информацию из текста. Во втором классе учу на уроках литературного чтения и окружающего мира выполнять это задание, используя доступный для детей учебный материал. На открытом уроке я показала, как ребёнка можно обучать составлять рассказ об авторе. Каждой группе выдаётся отрывок биографии автора. Ребята читают текст, обсуждают в группе и карандашом выделяют важные моменты из его жизни. С помощью плана составляют рассказ о жизни автора. В этот момент детям предлагается не прочитать, а рассказать сведения об авторе. Если представитель группы затрудняется, помогают остальные участники команды.
Работу по составлению биографии автора я впервые проводила на открытом уроке и в незнакомом классе. Дети также её выполняли в первый раз. Безусловно, чтобы у учеников оставались прочные знания, необходимо биографию автора вспомнить ещё раз в конце урока. Таким образом дети учатся работать с текстом и в дальнейшем помощь родителей будет не нужна при составлении биографии автора.
На уроках мои дети учились составлять рассказ о зимующих птицах, животных и т.д.
Слайд «Учимся соотносить автора, название и героев прочитанных произведений».
Парную работу я использую при подготовке выразительного чтения и проверке знаний по теме. Такие задания как, соотнеси автора с названием произведения, помогают подготовить детей к обобщающему уроку по изученному разделу. Особенно если образовать разно уровневые пары, где более сильные дети обучают слабых учеников.
Слайд Работа в группах.
При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, а предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Формируются метапредметные умения.
СЛАЙД «Метапредметные умения»
Регулятивные:
- определять цель деятельности на уроке;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные:
- ориентироваться в учебном материале (словаре, учебнике);
- делать выводы в результате совместной работы группы (пары);
- пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- договариваться с одноклассниками;
- выполнять различные роли (лидера и исполнителя).
СЛАЙД «Результаты»
Парно-групповая работа позволила мне достигнуть следующих результатов:
- умеют работать с книгой – 83%;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу – 100%;
- умеют пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации – 83%;
- определять цель деятельности на уроке – 66%;
- ориентироваться в учебном материале (словаре, учебнике) – 66%;
- умеют работать в группе (паре) – 100%.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды творческих работ на уроках литературного чтения
В этой статье рассказывается какие виды творческих работ над литературным произведением можно использовать на уроках литературного чтения...
"Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной деятельности"
Доклад по литературному чтению...
Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».
Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...
Работа на уроках литературного чтения с использованием метода "Сказкотерапия"
Что такое "Сказкотерапия"? Прмеры творческих работ детей на уроке литературного чтения....
Групповая работа на уроке литературного чтения (конспект урока и презентация)
Групповая работа на уроке литературного чтения. Это урок - викторина по сказке А.Толстого "Золотой ключик или.." и презентация к уроку....
Исследовательская работа ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Значение понятия «самостоятельная работа» многогранно.Цель исследования: выявить основные направления самостоятельной работы при изучении ху...
Коррекционно-развивающая работа на уроках литературного чтения при работе с детьми имеющих ЗПР
Анализ школьных учебников показал, что программный материал выстроен таким образом, что не обеспечивает научение ребенка быстрому чтению. В нем недостаточно тренировочного текстового материала, и темп...
- Мне нравится (2)