Групповая работа на уроке литературного чтения (конспект урока и презентация)
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Чиркова Вероника Степановна

Групповая работа на уроке литературного чтения. Это урок - викторина по сказке А.Толстого "Золотой ключик или.." и презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovaya_rabota.docx30 КБ
Файл chirkova_gruppovaya_rabota.rar27.28 КБ

Предварительный просмотр:

Групповая работа на уроке литературного чтения

Форма: литературная игра-викторина по сказке.

Цели и задачи урока:

  • познакомить с историей написания сказки;
  • обобщить знания детей по произведению;
  • расширить кругозор, привить любовь к чтению, к книгам;
  • формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устного ответа;
  • развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей;
  • воспитывать нормы морали и нравственности.

Предварительная работа:

  • чтение сказки А. Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино";
  • проводится конкурс рисунков к сказке;
  • ребята готовят костюмы по сказке;
  • подготовка инсценирования отрывка из сказки;
  • деление класса на 2 команды, которые должны придумать название команды, девиз, приветствие, эмблему, выбрать капитана.

Оборудование:

  • книги А. Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино" у каждого ученика;
  • 30 ключей-вопросов;
  • монетки-сольдо за правильные ответы;
  • конфеты "Золотой ключик", приз для победителя.

ТСО:

  • презентация литературной игры,
  • компьютер,
  • колонки для прослушивания звуковых файлов,
  • интерактивная доска.

Ход урока

Организационный момент.

Отгадайте загадку:

Деревянного мальчишку,
Шалуна и хвастунишку
Знают все без исключений.
Он любитель приключений.
Легкомысленным бывает,
Но в беде не унывает.
И синьора Карабаса
Обхитрить сумел не раз он.
Артемон, Пьеро, Мальвина
Неразлучны с ...
(Буратино)

- Кто написал сказку про Буратино? (Алексей Николаевич Толстой, портрет)

- Назовите точное название сказки. ("Золотой ключик, или Приключения Буратино")

- Какая книга послужила для А.Толстого толчком к созданию "Золотого ключика"?(Карло Коллоди "Приключения Пиноккио: история деревянной куклы", портрет)

Почему Толстой назвал своего главного героя Буратино? (Буратино - в переводе с итальянского "деревянная кукла")

Детям и взрослым очень полюбился этот проказник. Создаются театральные постановки, мультфильмы, кинофильмы о Буратино. Благодарные читатели поставили памятники Пиноккио во Флоренции, Буратино в Киеве, Кишиневе, Воронеже:

- Сегодня мы отправляемся в путешествие по этой замечательной книге. А чтобы было еще интереснее, разделимся на две команды.

(представление команд)

Первый тур "Кто это?"

(Вспомним героев сказки по описанию автора. За каждый правильный ответ - 1 сольдо)

  • "В широкополой шляпе ходил с прекрасной шарманкой по городам и пением, и музыкой добывал себе на хлеб". (шарманщик Карло)
  • "Покачался, покачался на тоненьких ножках, шагнул раз, шагнул другой, скок-скок, прямо к двери, через порог и на улицу". (Буратино)
  • "Существо немного похожее на таракана, но с головой, как у кузнечика. Оно сидело на стене под очагом и тихо потрескивало: "Крри-кри", глядело выпуклыми, как из стекла, радужными глазами, шевелило усиками". (Говорящий Сверчок)
  • "Маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок". (Пьеро)
  • "Человек такой страшный с виду, что можно было окоченеть от ужаса. Густая нечесаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами, будто это был не человек, а крокодил". (Карабас Барабас)
  • "На головах у них были надеты мешки с прорезанными дырками для глаз. Один, пониже ростом, размахивал ножом, другой, повыше, держал пистолет". (кот Базилио и лиса Алиса)

Второй тур "Кому принадлежат эти высказывания?"

(Капитаны договариваются, кто будет первым начинать.

За каждый правильный ответ - 1 сольдо.)

  • "Десять тысяч чертей!" (Карабас Барабас)
  • "Не ешьте руками. Для этого есть ложки и вилки". (Мальвина)
  • "Умненький, благоразумненький Буратино". (Лиса Алиса)
  • "Теперь я займусь вашим воспитанием. Будьте спокойны!" (Мальвина)
  • "Открой тайну, несчастный, открой тайну". (Буратино)
  • "Ставь кувшин на стол - мы будем кидать туда кости". (Карабас Барабас)

Третий тур "Собери картинку"

(Ребятам дается конверт с разрезанной картинкой. Их задача собрать картинку и догадаться кому этот предмет принадлежит. За правильный ответ 1 сольдо, плюс за быстроту - 1 сольдо)

1 - сачок (Дуремар)

2 - костыль (лиса Алиса)

Четвертый тур "Конкурс капитанов"

(Капитанам надо найти отрывок в книге и зачитать.

За правильный ответ - 1 сольдо, плюс 1 сольдо за быстроту.)

  • Из чего состоял обед лисы Алисы и кота Базилио в знаменитой харчевне?
  • Что предложили сделать лиса Алиса и кот Базилио с пятью золотыми Буратино?

Пятый тур "Сказочный кроссворд"

(Пока капитаны ищут отрывок в книге, команда разгадывает кроссворд. За правильный ответ - 10 сольдо, плюс 2 сольдо за быстроту.)

  • Кто сам того не желая, помог Буратино пробраться незамеченным в харчевню, где беседовали Карабас Барабас и Дуремар?
  • Вещь, которую пришлось продать папе Карло, чтобы купить Буратино "Азбуку".
  • Что, по словам лисы Алисы, должно было вырасти из золотых монет на Поле Чудес?
  • Кто причёсывал Мальвину?
  • Народный знахарь, лечивший Буратино.
  • Тот, кому Буратино не хотел отдавать яблоко.
  • Оружие разбойницы лисы Алисы.
  • Монетки, на которые Буратино купил билет в кукольный театр Карабаса Барабаса.
  • Оружие разбойника кота Базилио.
  • Предмет, в который Буратино спрятался в харчевне.
  • Что у Артемона на передней лапе?
  • Что пил Буратино из носика кофейника в гостях у Мальвины?
  • Название театра, который открыли сами куклы.

http://festival.1september.ru/articles/604286/img1.gif

  1. Индюк, козёл, петух.
  2. Куртка, сапоги, свитер.
  3. Дерево, пугало, цветок.
  4. Жаба, сова, удод.
  5. Базилио, Богомол, Сверчок.
  6. Дятел, Некто, Рогач.
  7. Винтовка, пистолет, томагавк.
  8. Песеты, сольдо, эскудо.
  9. Лук, меч, нож.
  10. Глобус, горшок, кувшин.
  11. Бант, перо, часы.
  12. Какао, кумыс, ситро.
  13. "Звезда", "Молния", "Радуга".

http://festival.1september.ru/articles/604286/img2.gif Лакомство, которое хотел купить Буратино.

Инсценировка отрывка произведения.

Сценка учебы Буратино и Мальвины.

Мальвина (строго). Сядьте. Буратино, положите руки перед собой. Не горбитесь (берет кусок мела). Мы займемся арифметикой: У вас в кармане два яблока.

Буратино. Врете, ни одного.

Мальвина. А я говорю, предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько яблок у вас осталось?

Буратино. Два!

Мальвина. (изумленно) Почему?

Буратино. Я не отдам Некту яблоки, хоть он дерись!

Мальвина. У вас нет никаких способностей к математике. Займемся диктантом.

Буратино. А как это?

Мальвина. Пишите: "А роза упала на лапу Азора" Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.

Буратино. Нет, я поставил кляксу на бумагу:.

Мальвина. Вы гадкий шалун! Вы должны быть наказаны. Артемон, отведите Буратино в темный чулан!

Шестой тур "Вылови ключик из пруда"

  1. Как же золотой ключик попал к Буратино?
  2. Сейчас каждый из вас попробует достать из пруда свой золотой ключик. На ключике написан вопрос. Если ответите правильно, то можете этот ключик взять себе на память об этой игре. (Ребята удочкой вытаскивают ключ-вопрос из "пруда". За каждый правильный ответ - 1 сольдо.)
  3. Кто нашел волшебное полено, из которого потом смастерили Буратино? (столяр Джузеппе по прозванию Сизый Нос)
  4. Во что был одет Буратино? (в бумажную курточку из коричневой бумаги и ярко-зеленые штанишки, туфли из старого голенища, шапочку-колпачок с кисточкой из старого носка)
  5. Как называлась комедия, которую смотрел Буратино в кукольном театре Карабаса Барабаса? ("Девочка с голубыми волосами, или Тридцать три подзатыльника")
  6. Какое ученое звание имел хозяин кукольного театра Карабас Барабас? (Доктор Кукольных наук)
  7. Почему синьор Карабас Барабас вместо того, чтобы сжечь Буратино, дал ему пять золотых монет и отпустил домой? (Буратино рассказал, что знает потайную дверь, которая ведет в кукольный театр)
  8. Где находилась потайная дверь в кукольный театр? (В коморке у папы Карло под холстом, на котором нарисованы очаг и котелок)
  9. Куда приглашали Буратино лиса Алиса и кот Базилио, чтобы превратить пять золотых в кучу денег? (в Страну Дураков на волшебное Поле Чудес)
  10. Кто жил в маленьком, освещенном луной домике в четыре окошка, на ставнях которого нарисованы солнце, луна и звезды? (Мальвина)
  11. Кто из героев книги носил серебряные часы? (пудель Артемон)
  12. Назовите медицинскую команду, которая лечила Буратино в доме Мальвины?(знаменитый доктор Сова, фельдшерица Жаба и народный знахарь Богомол)
  13. Какое лекарство давала Мальвина Буратино? (касторку)
  14. Как звали продавца лечебных пиявок? (Дуремар)
  15. Какую волшебную фразу продиктовала Мальвина своему гостю Буратино в диктанте? Почему она волшебная? (А роза упала на лапу Азора)
  16. Кто дал Буратино золотой ключик? (черепаха Тортилла)
  17. К стволу какого дерева и почему приклеилась борода Карабаса Барабаса?(итальянская сосна)
  18. Что использовала Мальвина в качестве зеркала? (зеркального карпа)
  19. Куда смог спрятаться Буратино, где он узнал тайну золотого ключика? (в большом глиняном кувшине)
  20. Кто автор всех знаменитых стихов, звучащих на страницах книги? (Пьеро)
  21. Кто в самый последний момент приходит на выручку Буратино и его друзьям? (папа Карло)
  22. Под чьим именем Карабас Барабас пытается арестовать шарманщика Карло? (под именем Тарабарского короля)
  23. Что скрывалось за потайной дверью? (Кукольный театр чудной красоты)
  24. Какое название имел новый кукольный театр? ("Молния")
  25. Что любил Буратино больше всего на свете? (страшные приключения)
  26. Какая денежная монета была в обиходе у жителей этого городка? (сольдо)
  27. Как звали крысу? (Шушера)
  28. На какие деньги Буратино попал в театр? (продал "Азбуку")
  29. Какие слова нужно произнести, зарыв денежки на Поле Чудес, что бы выросло деревце с кучей золотых монет? ("Крекс, фекс, пекс")
  30. Зачем Лиса и Кот повесели Буратино вниз головой? (ждали, когда у него вывалятся изо рта золотые)
  31. Название харчевни. ("Три пескаря")
  32. Какие 3 преступления по мнению дежурного бульдога совершил Буратино? ("Ты совершил три преступления, негодяй: ты - беспризорный, беспаспортный и безработный)

Подведение итогов игры.

  • Команды подсчитывают свои монеты и определяется победитель. Учитель подводит итог игры, отмечает лучшие костюмы у детей.
  • Команде победителю вручаются конфеты "Золотой ключик".

Вместе поем песню "Буратино!" из кинофильма "Приключение Буратино", слова Ю. Энтина, музыка А. Рыбникова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 1 классе + презентация

Конспект урока литературного чтения "Ёж и телёнок" А.Толстого в 1 классе  составлен по программе "Начальная школа XXIвека "под редакцией Н.Ф. Виноградовой.Урок построен в свете требован...

Конспект урока литературного чтения. Тема урока: И.Соколов – Микитов" Узоры на снегу ".

Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000000790 StartFragment:0000000504 EndFragment:0000000774 P { margin-bottom: 0.21cm; } Конспект урока литературного чтения. Тема урока: И.Соколов – Микито...

Конспект урока литературного чтения 3 класс с презентацией

Конспект урока разработан по УМК "Школа России" для учащихся 3 класса. Тема урока: "С.Я. Маршак "Гроза днём", "В лесу над россистой поляной". К конспекту урока прела...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Тема урока: В. Драгунский. «Тайное становится явным »

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕТема урока: В. Драгунский. «Тайное становится явным »    Цели деятельности учителя: формирование  представлений о В.Драгунском, к...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Тема урока: «Стихи И.Токмаковой »

Тема урока: «Стихи И.Токмаковой »    Цели деятельности учителя: формирование представлении о И. Токмаковой, как о детском писателе и умения анализировать поступки герое...

Конспект урока литературного чтения. Тема урока: Е.С.Велтистов «Приключения Электроника. Чемодан с четырьмя ручками»

Цель урока: создание условий, способствующих развитию умения анализировать художественное произведение на основе знакомства с повестью Е.С.Велтистова «Приключения Электроника. Чемодан с четырьмя...

Конспект урока литературного чтения Конспект урока "Басни И.А.Крылова"

Цели:Повторить произведения И.А. Крылова;Развивать интеллект, логическое мышление, творческое воображение, пробуждать добрые чувства;Воспитывать высокие моральные качества, любовь к литературе....