Подборка игровых технологий по литературному чтению
картотека по чтению (2 класс)
Подборка игровых технологий по литературному чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_4_podborka_igrovyh_tehnologiy_po_literaturnomu_chteniyu.docx | 80.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Варианты игровых технологий, которые можно использовать на уроках литературного чтения 1-4 классов.
В этом приложении собран интересный и полезный материал, который учитель начальной школы может включить в ход уроков: разнообразить его, дать возможность ученикам несколько минут отдохнуть, восстановиться физически и эмоционально.
Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом этапе его — от мотивационного до этапа закрепления и обобщения пройденного материала.Представленные игровые технологии (дидактические игры) разделены в соответствии с основными этапами урока.
1. Этап речевой разминки и постановки целей урока
Учитель должен так организовать данный этап урока по ФГОС в начальной школе, чтобы учащиеся заинтересовались темой предстоящего урока, захотели найти ответы на поставленные вопросы, обратившись к произведению, познакомиться с творчеством писателя или поэта.
Игра «Разгадай анаграмму»
Цель: формирование темы урока самими учащимися.
Игровое задание: Разгадай имена и скажи, что их объединяет?
- Бодныяркиничти, шалеапочивоп, ияльрумоцем.
(Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец – герои русских былин.) Как вы думаете, что мы будем читать сегодня на уроке?
- Жино, чйниак, илвки, смоваар, вниорагд, блюдац.
Какое слово лишнее и почему? Какое произведение мы будем изучать? - К. Чуковский «Федорино горе».
«Найди лишнее»
Какие буквы, слог, слово лишние?
А у р о ы
Мараланыта
Кунадытило
Данило, Гаврило, Степан, Иван.
Князь, волна, лебедь, петушок, белка.
Иван-царевич, Кощей Бесмертный, царь Додон, Марья - царевна.
Чьи это сказки? (сказки П. Ершова, А. Пушкина, В. Жуковского).
«Найди слово в слове».
Составь из букв слова Новгородский новые слова
Содержание: Класс делится на 2 команды. На доске записано слово. Ученики по очереди называют по одному слову. Выигрывает та команда, которая последняя назовёт слово. Что это за произведение? («Садко»)
«Восстанови слово»
Игровое задание - Помоги Незнайке.
Вставь пропущенные буквы. Выпиши их по порядку. При правильном выполнении задания получится новое слово, которое будет темой урока.
- П…СЛ…В…Ц…(О, О, И, Ы)
П…Г…В…Р…К… (О, О, О, И)
З…Г…ДК… (А, А, И)
- Восстанови слова, в которых пропущены гласные буквы.
Србрнкптц
Что это за сказка? (Серебряное копытце)
Так называется сказка, которую мы будем читать на уроке.
«Собери слово»
- Найди половинки слов
Пету ка
Бел то
Коры шок
Вол рик
Ста на.
Что объединяет эти слова? (Мы их встречаем в сказках А.С. Пушкина)
- Назови сказочных персонажей (по теме «Русская народная сказка»)
ЗА ЖУ НА СА МЕД ЛИ КА ВЕДЬ СОБА ВОРО ЯЦ РАВЛЬ.
Из каких сказок эти животные?
«Шифровка»
Игровое задание: Чтобы узнать, кто к нам пришел на урок, принес задания, в чем-то нужно этому герою помочь. Как один из вариантов игры - дети, расшифровав надпись, составленную из цифр, узнают название произведения, над которым будут работать на уроке. Код шифровки – соответствие цифр буквам алфавита (демонстрируется на плакате или на слайде).
«Кораблекрушение».
Учитель вывешивает плакат, на котором разными цветами написаны слова. Из данных слов составить название рассказов.
«Отыщи слово»
Нужно написать на бумаге набор букв, среди которых «затеряны» слова, и предложить детям за определенное время найти и назвать его. Сделать задание более сложным можно, увеличив объем текста и количество слов. Например:
- ВПЫЛОАВРДВЕРЬЕЛОЖУКФНАЖАБАЖЭВАДАРВАЛДР
- Найди слова в строчкахИторсолнцетомнгшахматыподарокшргрчтениелфыдигратьлпрвхыхвостдлаоенстена Лфгшпученикдомнроаттелефонпрофантазерымиапнезнайкалтгбщзкзамазкаувчтробю.
Из слов выбери те, что относятся к рассказам Н.Носова.
- Прочти подчеркнутые буквы (каждая вторая буква).
“бкраткщпнжеуомжситдмарньнтогитяирзкно” («Как неожиданно и ярко»).
«Полезные предметы»
Педагог называет какой-либо предмет, хорошо знакомый детям. Ребенок должен придумать различные способы его применения, помимо традиционного. Чем больше способов он предложит, тем лучше. Если в игре несколько участников, побеждает самый находчивый. Например:
Педагог: «Все знают, что книга нужна для того, чтобы ее читать. А что еще можно с ней делать?»
Ребенок: «Можно использовать книгу как подставку»
Другой ребенок: «Можно использовать книгу как пресс для аппликации» и т.д.
Игра «Да и нет»
Это универсальная игра, способствующая развитию остроумия и логического мышления. Смысл ее сводится к следующему. Учитель задумывает какое-либо слово или ситуацию, а игроки должны отгадать, о чем или о ком идет речь, задав по очереди определенное количество наводящих вопросов. Каждый из них предполагает только два варианта ответа - «да» или «нет».
Ситуации, например, могут быть такими:
«Одна девочка очень любила шоколадные конфеты, но после одного случая она перестала их есть. Что это был за случай?»
«Один мальчик разбил стекло в чужой квартире, за что его поблагодарили. Почему?»
Героев сказок, басен, рассказов можно «зашифровать» в такие предложения:
«Он ее поймал и отпустил. Она его отблагодарила, но потом наказала за жадность».
«Ее вытаскивали всей семьей, но у них ничего не получились, если бы не маленький зверек».
«Одна хвастливая птица поплатилась за свое самодовольство и осталась без обеда».
«Сравни предметы»
Это упражнение в игровой форме учит детей давать характеристики различным предметам, развивает способность к анализу. Можно показать ребенку две любые вещи и предложить объяснить их сходство и различие. Например, книгу и учебник: что между ними общего, чем они не похожи друг на друга? Если ребенку трудно самостоятельно выполнить задание, целесообразно задавать ему наводящие вопросы.
«Учимся классифицировать»
Вариантов подобных игр можно придумать множество, но суть их всех заключается в следующем. Ученик должен научиться классифицировать изображенные на карточках предметы по тому или иному признаку. Самый простой способ – разложить на столе картинки и предложить ребенку разделить их на две группы (большое – маленькое, твердое – мягкое, живое – неживое и др.)
«Самый чуткий»
Цель: развитие звукового внимания
В этой игре надо постараться услышать, как можно больше звуков, которые раздаются за стенами класса, на улице или за дверью.
После того, как учитель озвучивает задание, в классе наступает «мёртвая тишина». Каждый ребёнок настраивает своё восприятие на необходимые звуки. Сразу отмечу, что это задание нельзя выполнять долго, иначе ребята устанут. Потом учитель начинает опрос. Повторяться нельзя. Выигрывает тот, кто услышит наибольшее количество звуков. Если позволяет время, можно пофантазировать с ребятами и определить природу услышанных звуков. Кто их издавал, где находился, что в этот момент делал.
«Счётчик».
Цель: развитие внимания
Иногда, если детям не успокоиться, или очень шумно в классе, можно без предупреждения начать тихо постукивать карандашом или ручкой по какому-либо предмету (столу, доске и т.д.). Задача ребят - как можно более точно указать количество сделанных ударов. Опрос проводится в полной тишине, результат счёта учащиеся шепчут на ухо. Победителю при всём классе учитель пожимает руку.
Эти несложные игровые приёмы помогают в классе быстро настроить внимание, отвлечь ребят от посторонних дел и приступить к выполнению учебных задач.
"Попугайчики" развивает слуховую память, способствует правильному произношению звуков, правильному дыханию, артикуляции. Учитель начинает игру словами:
Мы – не девочки, не мальчики,
Все сейчас мы – попугайчики.
Попугай, не зевай,
Вместе с нами повторяй.
Учащиеся повторяют за учителем стихи и скороговорки, рифмовки
Игра «Доскажи словечко»
Педагог читает ученикам стихотворение, но при этом намеренно не договаривает последнее слово в строчке, таким образом, предлагает им самостоятельно подобрать рифму. Возможно, с первого раза кому-то не удастся правильно подобрать слово. В этом случае этим детям требуется помочь.
Оборудование: карточки со стихами без одного последнего слова.
- Даниил Хармс «Очень страшная история»:
Доедая с маслом булку,
Братья шли по переулку
Сказал младший:
«Вот напасть,
Хочет он на нас напасть.
Чтоб в беду нам не попасть,
Псу мы бросим булку в пасть».
Все закончилось прекрасно.
Братьям сразу стало ясно,
Что на каждую прогулку
Надо брать с собою булку.
- Все те, кто рос тогда со мной
И набирал года.
Однажды с этою страной
Простились ... (навсегда)
3) Мне стоит лишь собрать багаж!
А долго ли собрать
Бумагу, ручку, карандаш
И общую ... (тетрадь) С.В. Михалков.
«Подбери пару»
Ученик должен закончить логическую цепочку, ориентируясь на предложенный образец. Варианты заданий можно придумать самостоятельно. Для пояснения приведу несколько примеров:
Ребенок – дети, человек – …
Мать – отец, дочь – …, бабушка – …
Пустыня – верблюд, тундра – …
Стол – деревянный, стены – …
Самолет – самолетик, пароход – …, лодка – …
Шофер – автомобиль, летчик – …, космонавт – …
Соль – солонка, сахар – …, хлеб – …, масло – …
Чашка – чашки, чайник – …, тарелка – …, кастрюля – …
Корова – бык, курица – …, лошадь – …
Игра «Внимание».
Оборудование: карточки с напечатанными словами у учителя.
Содержание игры: Учитель показывает карточку на несколько секунд, затем убирает. Дети должны сказать, что прочитали
- ель, щель
- мех, смех
- лук, люк
- Что менялось в словах?
«Снежный ком»
Педагог произносит какую-либо фразу, а ребенок повторяет ее и продолжает. Хорошо, если в игре принимает участие несколько учеников. Тематика может быть самой разнообразной.
Например: 2 класс - тема «Путешествие по России». Педагог может предложить детям собрать чемоданы в дорогу:
Педагог: «Я собираюсь в дорогу, беру чемодан…»
1 ученик: «Я собираюсь в дорогу, беру чемодан, кладу в него рубашку…»
2 ученик: «Я собираюсь в дорогу, беру чемодан, кладу в него рубашку, брюки…»
3 ученик: «Я собираюсь в дорогу, беру чемодан, кладу в него рубашку, брюки, свитер…»
4 ученик: «Я собираюсь в дорогу, беру чемодан, кладу в него рубашку, брюки, свитер, расческу…»
Далее каждый участник игры добавляет к фразе свое слово, и т.д.
«Повтори за мной»
Педагог должен провести ряд действий, например, сесть на стул, взять в руки тетрадь, открыть тетрадь, зевнуть и т.д. ученики должны повторить движения педагога в точности. Затем можно предложить детям повторить движения в обратном порядке.
Игра «Угадай».
Оборудование: карточки с предложениями, в которых нет концов слов. Содержание игры: дети выбирают карточку и пробуют прочитать предложение.
Например: Мы с пап сегодпош в ки.
Игровой прием - Чтение половины каждого слова в предложении.
При использовании приема озвучивается вслух только первая часть каждого слова. Последняя – прочитывается про себя. Определение половины слова детьми – свободный процесс. Мысленная линия раздела проходит примерно посередине слова, абсолютная точность необязательна. Возможно выполнение этого упражнения наоборот: читается про себя первая часть каждого слова и озвучивается последняя. Это упражнение акцентирует внимание ребенка на каждую часть слова как существенную, нуждающуюся в точном восприятии. Это приводит к уменьшению распространенных ошибок, когда правильно прочитывается лишь начало слова, а конец его домысливается, либо читается с искажениями. Кроме того, развивается внимательность, память учащихся.
Превращение слов:
Ко-коза-стрекоза
Лист-листок-листочек-листопад
Лис-лиса-лисёнок-лисий-лисица
Чтение столбиков с одинаковой концовкой
-МКА -АЛКА -ЛЬКА -ОЧКА Рамка палка неделька елочка Сумка фиалка земелька белочка
Дымка галка туфелька дудочка
Кромка свалка сосулька вазочка
Лакомка русалка свистулька дырочка Соломка вешалка карамелька вилочка
Чтение с хлопками.
Прием предполагает мысленное выделение детьми указанного учителем учебного материала. Обычно в качестве такового выступают слова, так или иначе связанные с темой урока.
Например, хлопок должен быть осуществлен во время чтения вслух:
– слов, в которых есть изученная на уроке буква;
– во время чтения слов – названий предметов (слов – названий признаков, слов названий действий);
– во время чтения слов, отвечающих на вопрос «кто?» или «что?» и т.п.
Постепенно интеллектуальная нагрузка увеличивается, и учащиеся переходят к чтению с двумя хлопками. Например, один хлопок осуществляется, если читается слово с буквой, обозначающей твердый согласный звук; два хлопка – если прочитывается слово с буквой, обозначающей мягкий согласный звук. Важно (и об этом заранее предупреждаются учащиеся), что прохлопывание должно быть осуществлено во время прочтения слова вслух, а не после него. В этот момент формируется навык опережающего чтения.
Чтение с выбрасыванием кулачков.
Принцип работы учащихся во время «выбрасывания кулачков» аналогичен чтению с хлопками. Например, школьники поднимают левую руку, если читается слово с мягким согласным звуком, и поднимают правую руку с зажатым кулачком, если читается слово с твердым согласным звуком. Данный прием способствует (кроме развития навыка чтения) усиленному развитию сосредоточенности и распределения внимания, а также развитию оперативной памяти, без которой в дальнейшем невозможно качественное изучение русского языка, усиливает интерес к процессу чтения. Во время использования данного приема берутся не большие по объему тексты, состоящие из 3–4 коротких предложений. Постепенно объем текста увеличивается. Читать текст можно хором и по одному, а хлопают (выбрасывают кулачки) все обучающиеся. Как и при чтении с хлопками «слабые» обучающиеся не всегда замечают слова с мягкими/твердыми согласными. Некоторые путают левую руку с правой. Но, как показывает практика, при систематическом использовании этого приема количество ошибок намного уменьшается.
2. Основной этап урока.
2.1. Актуализация знаний и проверка домашнего задания.
Игры-загадки.
В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
Игра «Картинная галерея».
Дети вывешивают на доске рисунки к произведению, выполненные дома. Учитель просит учеников пересказать отрывок из произведения, к которому сделан рисунок. Либо учитель просит найти отрывок из произведения, который отображает нарисованное, и прочитать его выразительно.
Игра «Инсценировка».
На дом было дано чтение рассказа по ролям. Учитель заранее готовит карточки, на которых написаны герои рассказа и предметы, соответствующие герою. Дети выбирают карточку с названием героя и подходящий предмет, затем читают по ролям.
Конкурс «Вспомни, кто написал».
Содержание: Детям раздаются карточки с отрывками произведений, которые изучались в данном разделе. Задача - прочитать выразительно для соперников. Соперники должны назвать автора.
Игра «Откуда я?».
Содержание: Учитель показывает предметы или сюжетные картинки из изученных произведений. Дети должны отгадать произведение и рассказать кратко, о чём этот рассказ, или прочитать наизусть стихотворение.
«Угадай название сказки».
Учитель зачитывает отрывки из сказок. Учащиеся должны отгадать автора сказки и название, (команд может быть несколько)
Пример: «Колыбельку сделали из блестящей лакированной скорлупки грецкого ореха. Вместо перинки положим несколько фиалок, а вместо одеяльца - лепесток розы». (Г.X.Андерсен «Дюймовочка»).
“Узнай сказку”.
- По опорным словам, определи название сказки. “Чудесный мир классики” Музыкант невеста мать сестра
Кобылица царь братья
Королевич царевна царица богатыри
-Внутри мешочка ощупайте предмет, назовите его, а затем достаньте. Угадайте, из какого произведения этот предмет.
«Узнай рассказ»
По опорным словам нужно отгадать название рассказа.
Например: Курица, утёнок, собака («Пиковая Дама»)
Зайчик, бобр, выдра («Листопадничек»)
Собака, хозяйка, щенки («Малька провинилась»)
«Разгадай картинку»
Эта игра предполагает наличие группы участников. Педагог берет коробку с картинками, на которых изображены различные сцены из произведений. Затем среди участников нужно выбрать водящего. Он должен подойти к педагогу, не глядя достать из коробки картинку и, не показывая ее другим игрокам, попытаться описать то, что изображено на рисунке. Задача остальных участников – отгадать, какое произведение нарисовано на картинке. Тот, кто первым справится с заданием, назначается водящим.
«Найди персонаж»
Педагог выдает каждому участнику по игрушке. Затем из группы детей выбирается водящий. Он на две-три минуты выходит из комнаты, а в это время дети вместе с педагогом придумывают историю, главным действующим персонажем которой является одна из игрушек. Когда входит водящий, участники игры по очереди рассказывают ему историю. При этом дети не должны называть главный персонаж (они используют местоимение «он» или «она»). Задача водящего – отгадать, какая игрушка выступает в роли героя придуманного рассказа, и показать ее остальным игрокам.
«Расскажи по картинке».
В игре используются лучшие сюжетные картинки, которые рисовали дети в качестве иллюстраций к рассказам изученной темы.
Это иллюстрация к рассказу ... .
Здесь изображены ... . Это тот отрывок рассказа, где происходит ... .
«Подбери синоним»
Сначала педагог объясняет ученикам, что одно и тоже явление или предмет можно назвать разными словами. Такие слова, сходные по значению, и есть синонимы.
- Педагог: «Заяц трусливый. А как еще можно его назвать?»
Ученик: «Пугливый, боязливый, робкий, несмелый»
Педагог: «Волк злой. А как еще его можно назвать?»
Ученик: «Сердитый, свирепый, жестокий»
Педагог: «Винни Пух смешной. А какими еще словами его можно назвать?» Ученик: «Веселый, забавный, потешный»
- Простой человек (бесхитростный),
простая задача (легкая),
простая истина (прописная);
беспокойный человек (неугомонный),
беспокойный взгляд (тревожный);
крепкая дружба (надежная),
крепкая подошва (прочная).
Игра «Замени слово»
Цель: обогащение словарного запаса
Игровое задание: на доске в первом столбике записаны слова, понятные детям, часто используемые в речи, во втором столбике – их «собратья». Дети должны найти пару. Дети могут предлагать свои образные сравнения, и это только приветствуется.
ветер разноцветныепарашютики
листья волшебные зеркала
лужи небесные кораблики
деревья озорной шалун
трава седеющие пряди
облака сказочные красавицы
«Подбери омоним»
Сначала педагог объясняет ученикам, что одно и тоже слово обозначает разные понятия. Например, коса – это и сплетенные пряди волос, и сельскохозяйственное орудие, и узкая полоска земли, отходящая от берега.
После этого можно предложить ученику самостоятельно подобрать омонимы к различным словам.
Например:
Педагог: «Какие значения есть у слова «лук»?»
Ученик: «Съедобное растение, оружие для метания стрел»
Педагог: «Что означает слово «ключ»?»
Ученик: «инструмент для открывания замка, родник, музыкальный знак» Можно обсудить с детьми значения таких слов как игла, ручка, нога, нос, язык и т.д.
«Звуковые близнецы»
Прочитайте стихотворения, найдите в них слова, которые слышатся одинаково, а пишутся по-разному.
Серёжка Возвращаясь под вечер с поля, Потеряла серёжку Поля. Тут серёжку нашёл Серёжка, Прибежал и постучал в окошко: - Отыскалась твоя серёжка! | *** На виду честного люда Трусит с горки съехать Люда, А у Сани, а у Сани С горки сами мчатся сани. |
Игра «Подбери антоним»
Сначала нужно рассказать ребенку о том, что ко многим словам можно подобрать противоположные по смыслу, то есть антонимы. Затем следует ввести в игру сказочного персонажа, например, колобка, который очень любит искать антонимы. Дети передают колобка друг другу заканчивая при этом начатую фразу, например:
- Ночью темно, а днем…
Компот жидкий, а кисель…
Мороженое холодное, а чай…
Слон большой, а муравей…
Башня высокая, а избушка…
Камень твердый, а глина…
Шоколад сладкий, а перец…
Сказки бывают смешные и …
2) Близкий берег (далекий),
близкий человек (чужой);
веселая комедия (скучная),
веселое настроение (грустное);
глубокий колодец (мелкий),
глубокие знания (поверхностные);
мелкая рыба (крупная),
мелкая река (глубокая).
3) Д.Чиарди «Прощальная игра»
Нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашел»)!
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»).
«Магическое слово»
Педагог договаривается с учениками о том, какие слова являются «магическими». Предположим, это все слова, начинающиеся на букву «с» и обозначающие домашних животных и птиц. Затем педагог читает вслух сказку, рассказ или просто произносит ряд словосочетаний. Услышав «магическое» слово, ученик должен подать условный знак (хлопнуть в ладоши, подпрыгнуть, поднять руку и т.п.)
«Фразеологический зверинец».
Цель: расширение словарного запаса учащихся.
Добавить недостающее слово – название животного.
Голоден как…(волк).
Хитёр, как…(лиса).
Труслив, как…(заяц).
Нем как…(рыба).
Колючий как…(ёж).
Здоров как…(бык).
Для развития у детей внимания и интереса к чтению можно предложить фольклорные и литературные путаницы (рифмованные загадки, игры в слова и со словами, стихотворения и сказки).
Игра “Слова”.
Записать (назвать), как можно больше слов, относящихся к темам
М.М Зощенко “Золотые слова” - “волшебные” слова
А.П. Платонов “Еще мама” - ласковые слова для мамы.
«Игра в слова».
а) назови как можно больше слов, обозначающих фрукты, овощи, деревья, цветы и т.д.
б) Я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет может делать.
Метельметет, а гром-?
Ветер-?, а снег-?
Дождь-?, а солнце-?
При каждом ответе дополнительно: А что еще? - пусть ребенок подберет как можно больше слов.
в) Можно повторить игру наоборот
- Кто летает? Кто плавает? А кто ловит мышей?
«Похож – не похож», «Отгадай-ка» - Игры на выделение существенных признаков,
«Кому что нужно?» «Назови три предмета» «Назови одним словом» - Игры на умение обобщать и классифицировать
«Недопустимые слова»
Педагог договаривается с детьми, какое слово говорить нельзя. Лучше, если это будут прилагательное, обозначающее, например, цвет или величину. Предположим, выбраны слова «зеленый» и «большой». Далее взрослый бросает ребенку мячик и быстро задает вопросы:
«Небо голубое?», «А трава какая?», «Какого цвета помидор?», «Муха маленькая?» «А корова?» и т.д.
Ученик должен ловить мячик и одновременно отвечать на вопросы. Необходимо, чтобы ответы были правдивыми, но запрещенное слово произносить нельзя. Вместо него можно говорить что-нибудь другое, например «абракадабра».
«Что сначала, что потом»
Цели: развивать содержательно-смысловую сторону высказывания, учить устанавливать причинно-следственные связи, учить составлять предложения по содержанию картинки.
Оборудование: серии сюжетных картинок, предметные картинки
Игровые задания: «Разложи по порядку», «Что сначала», «Что было потом», «Чем закончилось», «Кто? Что делает?», «Составь предложение», «Расскажи»
«Сыщики».
Цель: обогащение словарного запаса детей.
Дети заранее дома или в классе на карточках готовят объяснение лексического значения слов по «Толковому словарю» из конкретного произведения. Класс разбивается на команды по 4-5 человек. Первая команда читает второй лексическое значение слова со своей карточки. За правильно угаданное слово -1 балл. Если команда не угадывает слово, тогда задание адресуется другой команде. Когда все карточки отгаданы, подводятся итоги. Победителем становится команда, набравшая наибольшее количество баллов.
На уроках литературного чтения такую игру особенно интересно проводить на материале произведений Древней Руси, зарубежных авторов, басен и т.д. здесь важно, чтобы в тексте встречалось много архаизмов или мало употребляемых в современной речи слов.
Данная игра позволяет ребёнку не только научиться пользоваться «Толковым словарём», познакомиться с понятием «лексического значения слова», но и пополнить свою устную речь новыми словами. Участвуя в этой игровой ситуации, многие ребята начинают проявлять самостоятельный интерес к изучению значения и истории возникновения тех или иных слов.
2.2. Этап восприятия, усвоения нового материала и его первичного закрепления
«Найди пару».
Оборудование: карточки с напечатанными пословицами или устойчивыми словосочетаниями. Каждая пословица поделена пополам и написана на двух карточках.
Содержание игры: Дети, работая в небольших группах, находят начало и конец пословицы на разных карточках, составляют их и объясняют смысл. Например:
Всякая дорога вдвоём веселей
Друзья познаются в беде.
У одного с трудом, у двоих со смехом.
Игра « Веришь – не веришь»
Читается произведение или отрывок и задается вопрос: Веришь ли ты….?
Озеро Ямное.
« Холодной зимней ночью вблизи озера Ямного послышался сильный грохот, кто-то потом сравнил его с раскатами грома, хотя небо было чистое и звездное. И озера не стало. Вместе с рыбой. Говорят, за одну ночь. Хорошо хоть, рыбаков над лунками не было…»
«Интересное это озеро Ямное и немного таинственное – может пропасть, уйти куда-то под землю. Знакомая старушка в Михееве нам рассказывала, что в детстве жила на этом озере и помнит, как однажды вода ушла зимой. Ребята подо льдом ходили по дну, как в сказочном дворце» (из воспоминаний В.В. Бианки).
Веришь ли ты в то, что озеро может исчезнуть? Объясни.
Чтение текста с прикрытой половиной строки.
Сначала закрывается нижняя часть предложения, а на последующих уроках – верхняя на четверть, далее – наполовину – так, чтобы узнавание букв было все более затрудненным. После прочтения с затруднениями учащиеся читают авторский вариант текста, обсуждают его содержание.
Чтение с выделением ключевого по смыслу слова в предложении.
Текст читается по предложениям. Перед прочтением каждого предложения учитель задает вопрос по его содержанию. На основе вопроса учащиеся выделяют голосом ключевое слово. Принцип логического выделения ключевого слова, кроме вышеназванных качеств, направлен на развитие выразительности чтения, внимательного отношения к каждому слову текста. Внимательно выслушав вопрос учителя, учащиеся читают предложение, голосом выделяя ключевое слово. Вопросы варьируются, следовательно, каждый раз учащиеся выделяют голосом другое слово, прочитывая это же предложение.
«Лови ошибку!»Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Этот прием примечателен тем, что исправление ошибки должно быть аргументировано.
Цель этого приема – добиться понимания ошибки, а не механического запоминания правильного ответа.
Например:Тема урока: «А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»». На дом было задано подготовить материал о жизни и творчестве поэта. Детям предлагается биографический материал о А.С.Пушкине с фактическими ошибками.
Задание: Найти, исправить ошибки, дополнить теми сведениями, которые нашли при подготовке домашнего задания и сделать сообщение по теме.
«Рассеянный наборщик»
В этих двух стихотворениях наборщик перепутал строчки (слова, слоги, буквы). Помогите ему разобраться.
Старшие братья Мы вчера своих сестёр Положили на забор, Потрясли, потом побили, Будет в доме меньше пыли. | Наш ковёр Мы сегодня наш ковёр Повели гулять во двор, На качели покачали И мороженого дали. |
Найди ошибки наборщика
- Ехал дядя без жилета (билета) Заплатил он штраф за это. - Мама с бочками пошла (дочками) По дороге вдоль села. - Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: Там ползёт огромный лук (жук) С длинными усами. - Поэт окончил строчку, В конце поставил бочку. (точку) - На глазах у детворы Крысу красят маляры. (крышу) | - Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно врачей (грачей) - Сели в ложку и – айда! (лодку) По реке туда – сюда. - Врач напомнил дяде Мите: Не забудьте об одном: Обязательно примите Десять цапель перед сном. (капель) - Закричал охотник: «Ой! Двери гонятся за мной!» (звери). - Я рубашку сшила шишке, (мишке) А ещё сошью штанишки. |
- У вратаря большой улов,
Влетело в сетку пять волов (голов).
«Успех»
У каждого ребёнка на парте лежит листок с таблицей. В её строках записаны опорные слова, имеющие отношение к изучаемой теме. Это те слова, идеи, которые будут обязательно использоваться на уроке в момент объяснения нового материала, или в рассказе о биографии писателя, его произведениях. Например, вот такую таблицу получили ребята на уроке литературного чтения во втором классе, по УМК «Школа России», посвящённом творчеству Даниила Хармса:
фантазёр | |
Дмитрий Ювачёв | |
«Чиж» | |
короткие штаны | |
Самуил Маршак | |
кошка | |
«Ёж» | |
Ленинград | |
псевдоним |
Выстраивая свой рассказ о жизни и творчестве писателя, педагог должен обязательно использовать слова из таблицы. Задача каждого участника игры – отмечать по ходу рассказа в таблице те слова, которые они услышали из повествования учителя или других учеников. По ходу игры каждый участник должен быть начеку. Тот, кто первым полностью заполнит таблицу, даёт об этом знать – громко на весь класс кричит «Успех!». Заполнение таблиц прекращается. Начинается общее обсуждение, которое выстраивается в цепочку воспоминаний: в каком контексте прозвучало то или иное слово на уроке. Иногда по этой таблице ребята могут воссоздать рассказ об авторе, о герое, о событии.
Загадки, которые являются метафорами или построены на основе сравнения. Такая работа развивает творческое видение предмета.
Пришла, улыбнулась – утихли метели,
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады. (Весна)
Эту загадку можно использовать при изучении произведений о весне.
«Что такое хорошо, и что такое плохо»
Цель: обогащение словарного запаса, развивать мышление, речь
Игровое действие: 1 группа детей ищет достоинства героя произведения, а 2 группа – его недостатки.
«Торги» или «Начинаем с десяти слов».
Содержание игры: Ведущий называет по очереди предложение из десяти слов. Кто быстрее назовёт сказку, тот выиграл.
Пример: 1. «Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю всё...» («По щучьему велению»)
2. «Жил старик со своею старухой у самого синего моря...» («Сказка о рыбаке и рыбке»)
3. «В старые - стародавние времена царь Горох воевал с грибами...» («Война грибов»)
4. «Посадил дед репку - выросла репка большая - пребольшая. Стал дед репку тащить...» («Репка»)
5. «Захотелось петушку посмотреть, кто так сладко поёт: выглянул он в окно...» («Петух и кот»)
6. «- Уже полную корзину набрала? Проворные у тебя руки. - Да ведь их там...» («Двенадцать месяцев»)
7. «Вижу один островок небольшой - Зайцы на нём собрались гурьбой…» (Дедушка Мазай и зайцы»)
8. «Солнце день ото дня ярче, день ото дня жарче. Тает, тает в поле снег…» («Синичкин календарь» )
,
«Карусель» или Вопросы «цепочкой»
Цель – учить раскрывать единство текста.
Дети садятся в круг. Ведущий задает вопрос одному из играющих, тот отвечает на него и на основе своего ответа строит свой вопрос следующему ученику и т.д.
Вариант групповой игры: Учащиеся произвольно делятся на группы по 4 человека. Каждая группа пишет на листке один вопрос по теме, листки передаются соседям, которые отвечают на полученный вопрос и формулируют следующий. Так продолжается до тех пор, пока листочки не вернутся к хозяевам. Данная дидактическая игра позволяет решить сразу несколько задач: повторить изученную тему, развить речь школьников, дать возможность работать в группе, приспосабливаясь друг к другу и избегая конфликтов.
Игра «Кто это?»
Дидактическая цель: развивать умение составлять характеристику литературного персонажа из пройденного произведения, выделяя особенности его внешнего вида и характера, закреплять знания прочитанного произведения.
Игровое правило: если ты первый правильно определил, о ком говорил ведущий, то сможешь сам стать ведущим.
Игровое действие: ведущий, не называя имени персонажа прочитанного произведения, составляет его словесный портрет, описывая внешность и характер. Другие участники игры отгадывают, кто это. На отгадывание дается одна минута.
3. Этап закрепления и обобщения полученных знаний.
На заключительном этапе урока по ФГОС в начальной школе используются виды работ, способствующие синтезу информации, организуется творческая деятельность с использованием прочитанного материала (выразительное чтение, драматизация, словесное и графическое иллюстрирование)
Игра «Третий лишний».
Игровое задание: Назвать лишнее слово в ряду и объяснить, почему оно лишнее.
Например, обобщающий урок по теме «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок».
Федя, Гриша, Миша (Гриша - не герой рассказа Носова)
Рожь, пшеница, мука (пшеница не упоминалась в Фединой задаче)
Игра «Продолжи стихотворение».
Снег теперь уже не тот,
Потемнел он в поле.
(На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.)
Черёмуха душистая,
Развесившись, стоит,
(А зелень золотистая
На солнышке горит.)
Лёд идёт! Лёд идёт!
Вереницей длинной
(Третьи сутки напролёт
Проплывают льдины)
На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
(И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий)
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
(Бежит струится маленький
Серебряный ручей)
Игра с юлой «Цветик - семицветик» по теме «Устное народное творчество» Игровое действие: Один ребёнок раскручивает юлу. Смотрит, на какую карточку указывает стрелка, прикреплённая к ней. Учитель открывает лепесток с этим номером, а ребёнок читает задания, написанные на лепестке. Оборудование: цветик - семицветик, юла со стрелочкой, карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
Содержание игры:
Учитель: Сегодня у нас необычный урок, на нём подведём мы работы итог.
О жанрах, устного народного творчества поговорим.
И что же новое определим
Во саду ли, в огороде
Девица гуляла
Во саду ли, в огороде
Цветочки поливала.
Один цветочек сорвала
И нам в класс передала.
А цветочек не простой –
В нём каждый лепесточек расписной.
Один ребёнок раскручивает юлу. Смотрит, на какую карточку указывает стрелка, прикреплённая к ней. Учитель открывает лепесток с этим номером, а ребёнок читает задания, написанные на лепестке.
Задание №1. Назовите и объясните пословицы о семье, родителях и детях.
«Детки - радость, детки же и горе»
«Вся семья вместе - так и душа на месте»
«Не тот отец - мать, кто родня, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил»
Задание №2. Прочитайте скороговорки
Пришёл Прокоп, кипит укроп,
И при Прокопе кипит укроп.
И ушёл Прокоп, кипит укроп,
И без Прокопа кипит укроп.
Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали:
Ха-ха-ха-ха!
В один, Клим, клин колоти.
Задание №3
Один, два, три, четыре, пять –
Кто умеет здесь считать!
Рассчитайтесь - ка, ребята,
Что в кружочке здесь стоят.
Катилось яблоко
Конь ретивый
Мимо сада.
С длинной гривой
Мимо сада,
Скачет по полям
Мимо града.
Тут и там.
Кто поднимет,
Где проскачет он,
Тот и выйдет!
Выходи вон.
Задание №4. Определите жанр:
Три - та - та, три - та - та!
Вышла кошка за кота.
Ходит кот по лавочке,
А кошечка - по подлавочке,
Ловит кота за лапочки:
- Ох ты, котик, котик,
Крутолобенький!
Поиграй ты, кот, со мной,
С Машкой, кошкой молодой!
Задание №5. - Что такое небылицы?
Придумайте небылицу с рифмой галка - палка.
Задание №6. - Что это такое? Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность человека?
1. Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит.
2. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.
3. Два брюшка, четыре ушка.
Задание №7. Разгадайте кроссворд - и вы узнаете ещё один жанр устного народного творчества.
«Строчки рассыпались»
Игровое задание: Ребята, вы знаете много стихотворений о зиме. Хотите себя проверить? Снежная метель перепутала строки известных вам стихотворений. Верните стихам первоначальное звучание, прочтите их нам в исправленном виде.
Игровое действие. Дети работают с деформированными текстами, записанными на карточки:
И.А. Бунин: на леса и на поля, пахнуло, холодом, зимним.
Зимним холодом пахнуло на поля и на леса
С.А. Есенин: Прижались, у окна, детки сиротливые, воробышки игривые. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна.
С.А. Есенин: Под моим окном, белая берёза, принакрылась, точно серебром, снегом.
Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром.
Я.Аким: Первый снег, утром, принес на лапках, кот.
Утром кот
Принёс на лапах
Первый снег! Первый снег!
Игра «Охотники»
И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу»
Охотники очень внимательны и наблюдательны. Разложите картины с животными в таком же порядке как в тексте. К каждому животному попробуйте добавить картинку с изображением его следа.
- А след какого животного трудно встретить зимой в лесу? (медведя)
- Почему?
Игры-предположения
(«что было бы »). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
«Новые сказки»
Можно предложить ученикам придумать новый поворот к хорошо известной сказке. Например, что было бы дальше, если бы Золушка не ушла с бала?
«Расскажи сказку»
Цели: учить пересказывать знакомый сюжет сказки с опорой на картинки, учить рассказывать по ролям, развивать память.
Оборудование: серия сюжетных картинок к сказке, таблички с опорными словами; можно использовать настольный театр, пальчиковый театр, фланелеграф
Речевой материал: речевые конструкции сказки.
«Поляна сказок»
Эту серию игр можно проводить во втором классе на уроках литературного чтения. Проводятся на этапе обобщения прочитанных произведений, объединённых в разделы по содержательному компоненту. Класс разбивается на 4 команды. Каждой по жребию достаётся одно животное (или другой персонаж произведений). В течение нескольких дней дети готовятся к этой игре. Они подбирают книги о своём герое, готовят небольшие инсценировки эпизодов из изученных сказок, готовятся к творческой работе «Поляна сказок».
Игра начинается с выставки книг - сказок. Ученики рассказывают о своих книгах (краткое содержание, где можно найти и прочитать).
Дальше - конкурс «Угадай сказку».
Затем каждая команда представляет свою сказку, а зрители должны её правильно назвать. Побеждает та команда, которая наберёт наибольшее количество баллов. После этого дети выполняют творческую работу. Каждая группа на листе бумаги рисует свою сказочную поляну, на которой появляются герои увиденных и прочитанных сказок. Затем команды представляют свои работы, и каждый ученик может рассказать о животном (герое), которое нарисовал.
Игра «Литературное лото» по теме «Устное народное творчество»
Игровое задание: Перед вами игровое поле и карточки. Ваша задача разложить карточки с текстами на игровом поле. Побеждает команда, которая быстрее и точнее справится с заданием.
Игровое поле
Пестушки | Заклички | Загадки | Считалки | Сказки |
Потешки | Детский фольклор | Скороговорки | Пословицы | Поговорки |
Дразнилки | Колыбельные песни | Приговорки | Нескладухи | Былины |
Карточки с текстами.
1. На дворе темным-темно, Я лежу, смотрю кино.
Сон присел на табуретку, Вышивает птичью клетку.
В клетке пляшет крокодил, Как он в клетку угодил?
На дворе темным-темно, Я лежу, смотрю кино.
(Колыбельная песня)
2. Дерево держится корнями, а человек - родственниками.
(Пословица)
3. Ой, качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручках пряники, в ножках яблочки,
По бокам конфеточки, золотые веточки.
(Потешка)
4. Жаворонок, жаворонок!
Возьми себе зиму, а нам отдай весну.
Возьми себе сани, а нам отдай телегу!
(Закличка)
5. На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
(Скороговорка)
6. В небе - радуга-дуга.
На грядке - ягода-нуга,
Солнцем озеро согрето:
Всех зовёт купаться...
(лето) (Загадка)
7. Глазки смотрят, носик дышит,
Ушки милые всё слышат,
Ротик улыбается, ручки просыпаются.
И готовы ножки топать по дорожке!
С добрым утром!!!
(Пестушка)
8. Падай, падай, белый снег
Радуй, радуй всюду всех
Падай, падай на село
На гусиное крыло
Поле белым укрывай
Будет летом каравай
(Закличка)
9. Родились у нас котята: раз-два-три-четыре-пять,
Приходите к нам, ребята посмотреть и посчитать.
Раз котенок - самый белый
Два котенок - самый смелый
Три котенок - самый умный
А четыре - самый шумный
Пять похож на три и два
Те же хвост и голова
(Считалка)
10. Я сижу на берегу,
Не могу поднять ногУ.
Не ногУ, а нОгу,
все равно не мОгу.
(Нескладушка)
11. Болтун, болтай,
Да меру знай!
Болтай, болтай,
Язык не потеряй!
(Дразнилка)
12. Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка -
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят перекрасил в карасят! (Скороговорка)
13. В некотором царстве, в некотором государстве... (Сказка)
«Оживи фразы»
Игровое задание: составить, придумать предложение, рассказ, нарисовать словесный портрет, употребляя фразеологизмы:
- стоять горой;
- мастер на все руки;
- не вешать носа.
«Придумай персонаж»
Перед началом игры следует разрезать несколько картинок с изображениями персонажей на 5-6 частей. Картинки следует перемешать, дать ученикам клеящий карандаш и лист бумаги и попросить учеников составить из разных частей придуманный им персонаж. Когда картинка будет готова, пусть каждый ученик расскажет историю своего персонажа, его имя, характер и т.д.
«Как это выглядит?»
Следует предложить детям пофантазировать, как выглядит то или иное несуществующее животное, птица или рыба.
Игра «Вот иду я и вижу…» (Сочини загадку)
Цель: развитие речи детей и обогащение словарного запаса. Учащемуся дается карточка с картинкой животного и текстом, прочитав который ученик должен загадать загадку одноклассникам. Не называя животного, надо дать ему подробное описание. Следует помнить, что название животного произносить нельзя!
Иду я по Индии и вижу… такси с ушами людей везет. (Слон)
Иду я по лесу и вижу… исчезнувшего когда-то зверя. Встречал раньше его в Приморье и Приамурье, Сибири, на Дальнем Востоке. Очень похож на лисицу, волка и шакала. У него длинная шерсть, пушистый хвост, вытянутая морда, большие уши, окраска рыжая. (Красный волк)
Гуляю я как-то в горах и вижу… жителя гор. Обычно он проводит время на высоте 2000-3000 метров. В теплую погоду забирается даже под «крышу мира» - на 6000 метров. ( Снежный барс)
«Фантазеры» Придумай сказку по вопросам.
«Сочини рассказ» или «Снежный ком»
Цель: Научиться составлять рассказ.
Ученикам предлагается придумать рассказ. Один из участников игры должен произнести первую фразу, другой - повторить её и добавить следующую, и т.д.
Например:
- 1 ученик: «Жил-был в Антарктиде пингвин.»
2 ученик: «Жил был в Антарктиде пингвин. Однажды он пошел на прогулку» и т.д.
- по произведению В. Гаршина «Лягушка - путешественница» можно работать так:
1 ученик: «Жила-была в болоте лягушка».
2 ученик: «Жила-была в болоте лягушка. Однажды она сидела на камне и мечтала» и т.д.
«Интересные истории»
Следует предложить детям придумать истории про какой-либо окружающий их предмет, например книгу, карандаш, кусочек мыла и т.д.
«Сочини стихотворение»
Подобные упражнения прекрасно помогают развивать речь и образное мышление. Педагог должен придумать две первые строчки стихотворения, а ученик – продолжение.
«Ты художник»
Игровое задание: С.Я. Маршак хотел написать книгу о путешествии слов. Вот одна история. «Во времена татарского нашествия жил богатый татарин Бабай - Ага, что в переводе означало « старый дед». Он был очень свиреп, и многие матери, чтобы утихомирить шаловливых детей, пугали их, грозя отправить к самому Бабай-Аге. Часто говорили: «Спи, а то Бабай-Ага возьмет». Все это было 600 лет назад, и люди, рассказывая эту историю, изменили имя. Слово Бабай-Ага превратилось в слово Баба-Яга». Может, ты не веришь?
Тогда поищи в книгах другую историю этого слова. Придумай иллюстрацию, сделай игровую закладку (подвижную). Нарисуй героиню сказок и расскажи о ней.
«Расскажи сказку»
Цели: учить пересказывать знакомый сюжет сказки с опорой на картинки, учить рассказывать по ролям, развивать память.
Оборудование: серия сюжетных картинок к сказке, таблички с опорными словами; можно использовать настольный театр, пальчиковый театр, фланелеграф
Речевой материал: речевые конструкции сказки.
«Сказки о животных»
Эту серию игр можно проводить во втором классе на уроках литературного чтения. Проводятся на этапе обобщения прочитанных произведений, объединённых в разделы по содержательному компоненту. Класс разбивается на 4 команды. Каждой по жребию достаётся одно животное (или другой персонаж произведений). В течение нескольких дней дети готовятся к этой игре. Они подбирают книги о своём герое, готовят небольшие инсценировки эпизодов из изученных сказок, готовятся к творческой работе «Поляна сказок».
Игра начинается с выставки книг-сказок. Ученики рассказывают о своих книгах (краткое содержание, где можно найти и прочитать).
Дальше - конкурс «Угадай сказку».
Затем каждая команда представляет свою сказку, а зрители должны её правильно назвать.
Побеждает та команда, которая наберёт наибольшее количество баллов. После этого дети выполняют творческую работу. Каждая группа на листе бумаги рисует свою сказочную поляну, на которой появляются герои увиденных и прочитанных сказок.
Затем команды представляют свои работы, и каждый ученик может рассказать о животном (герое), которое нарисовал.
Кроссворды, ребусы, викторины
Такие игры часто используют на уроках литературного чтения, при этом можно создать мультимедийную презентацию с анимированными фигурами. Так, например, викторина по былинам предваряет и завершает урок и организует повторение. Она включает мини-кроссворды на знание теории литературы, вопросы викторины с выбором ответа на знание текста былин. Практически любой урок литературы может завершиться игровым тестовом или викториной для проверки знаний, полученных на уроке.
Кроссворд "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"
1. Любимый собеседник мачехи (зеркало)
2. Что царевна вынесла Чернавке? (хлеб)
3. Сколько торговых городов было дано царевне в приданое? (семь)
4. Как звали пса? (Соколко)
5. Жених царевны (Елисей)
6. Под каким деревом в лесу должна была оставить Чернавка царевну? (сосна)
7. Что видела в окно царица, ожидая мужа? (снег)
8. Что было в яблоке? (яд)
9. Кто помог Елисею разыскать невесту? (ветер)
Кроссворд "Сказка о царе Салтане"
1. Кто обещал на весь крещёный мир приготовить пир? (Бабариха)
2. Остров на котором поселился царевич? ( Буян)
3. Что грызла белка под елью? (орешки)
4. В чём добрались до остова царица с сыном? (бочка)
5. Как звали человека, превращавшегося в комара? (Гвидон)
6. Звание Гвидона? (князь)
Викторина « Своя игра»
Цель: выявить уровень знаний по определенной теме.
Викторина включает в себя 3 тура и дополнительные вопросы. 1 тур - простые вопросы, отвечая на них, дети получают 1 балл; 2 тур - сложные вопросы, которые оцениваются в 2 балла. И 3тур - это суперсложные вопросы - 3 балла. В случае равного количества баллов разыгрываются дополнительные вопросы, цена которых - 4 балла. Кроме этого, у детей есть две подсказки, которые можно использовать в любом туре вопросов: 1 подсказка - помощь одноклассников, а вторая подсказка - помощь взрослого. Если учащиеся хотят использовать подсказку, то берут талон подсказки и идут за помощью.
Так же на этапе закрепления, можно проводить игры-путешествия.
Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез. Работу на уроке организует мультимедийная презентация, которая предлагает «маршрут» с преодолением воображаемых препятствий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные игровые медиапроекты по литературному чтению для 2 класса.
Интерактивные презентации по литературному чтению для 2 класса.Тема: "Разные стихи о животных"В презентации представлено стихотворение Ю. Мориц "Резиновый ёжик"....
Подборка скороговорок для уроков литературного чтения(1-4 классы)
Цель: отработка чистоты звука ,интонации, развитие речевого аппарата, темпа речи, силы голоса, четкости произношения....
Конспект игрового занятия по литературному чтению. Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»
Материал может быть использован на уроках литературного чтения, уроках внеклассного чтения, во время проведения викторин, предметных декад....
Современные педагогические технологии обучения литературному чтению в начальной школе
Чтение в жизни каждого культурного человека, занимает важное место. “Уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам ”.В программе по литературному чтению для 1-...
Использование игровых технологий в обучении чтению младших школьников, имеющих поражения ЦНС
Использование игровых технологий в обучении чтению младших школьников имеющих поражение ЦНС, помогает сформировать зрительный образ буквы, читать по слогам, читать слова, тоесть обучать чтению с удово...
Игровые технологии на уроках чтения
На уроке литературного чтения можно представить различные игровые формы: викторины, конкурсы, путешествия, экскурсии, ролевые игры, диспуты, круглые столы, турниры, инсценировки.Рассмотрен...
Игровая программа по литературному чтению
Игровая программа по литературному чтению в начальной школе в рамках предметной недели по чтению, игры, конкурсы, песни...