М.М.Пришвин
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Ольга Андреевна Лисовая

Технологическая карта урока.Внеурочная деятельность.Чтение с увлечением+ Самоанализ урока по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_s_uvlecheniem_2_klass.docx40.56 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет Чтение с увлечением      Класс 2

Дата

ФИО учителя

30.01.2023

Лисовая Ольга Андреевна

Тема урока

формирование читательской грамотности

«Пришвин о птицах»

на основе знакомства с рассказом М.М. Пришвина «Птицы под снегом»

Тип урока

Форма урока

урок введения нового знания

Урок теоретических и         практических самостоятельных работ

Цель урока (Задачи урока)

Методическая цель урока:

Цель: Формирование читательской грамотности на основе знакомства с рассказом М.М. Пришвина «Птицы под снегом».
Задачи:

  1. Совершенствовать навык выразительного, сознательного, правильного, беглого чтения.
  2. Познакомить учащихся с произведением М. Пришвина «Птицы под снегом».
  3. Развивать умения работать с текстом, четко и правильно отвечать на вопросы, составлять полные предложения; развивать речь читателей.
  4. Воспитывать любовь к окружающему миру, а также интерес к произведениям о природе и животных.
  5. Формировать мировоззрение учащихся.

Формировать и  совершенствовать навык выразительного, сознательного, правильного, беглого чтения

Планируемые результаты

Предметные результаты

Метапредметные

познавательные (П), коммуникативные (К),

регулятивные (Р)

Личностные (Л)

Базовый уровень:

Выразительное чтение.

Повышенный уровень:

Совершенствовать умения бегло и выразительно читать.

Уметь объяснять прочитанное.

Познавательные:

·  воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

·  находить дополнительную информацию;

·  классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);

·  выявлять и корректировать причины собственного затруднения;

·  структурировать полученные знания, выбирать наиболее эффективные способы действий в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативные:

·  осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом;

·  работать в парах, в группах,  обосновывать и доказывать собственное мнение;

·  участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания;

Регулятивные:

·  планировать решение учебной задачи;

·  уметь контролировать процесс и результат своей деятельности;

·  находить и исправлять собственные ошибки.

Личностные:

·  формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям;

·  применять правила делового сотрудничества.

* Планируемые результаты: предметные результаты и УУД: метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные) и личностные.

Оборудование: Птицы под снегом — Пришвин М.М., мультимедийный проектор, презентация

№ п/п

Название современных образовательных технологий,  применяемых в учебно-воспитательном процессе

Этапы урока/занятия, на которых технология применяется

1

приемы технологий проблемного обучения

Практический этап занятия

2

сотрудничества

Практический этап занятия

3

критического мышления

Практический этап занятия

4

здоровьесберегающая технология

Физминутка

5

технология личностностно-ориентированного обучения

Практический этап занятия


Основные этапы и виды деятельности

Этап урока

Цель

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный этап урока

Цель – создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, мотивировать учащихся  на создание доброго настроения

Давайте создадим доброе настроение. Улыбнитесь друг другу! От ваших улыбок в классе стало светлее. Это, наверное, потому что здесь собрались добрые, любящие всё живое люди. Ведь доброта - это солнце, которое согревает всё вокруг.

Доброе утро и солнцу, и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

Поприветствовать учителя и друг друга.

Личностные УУД:

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные УУД:

Умение воспроизвести прочитанное.

Коммуникативные УУД

Умение отвечать на вопросы.

Введение в тему занятия. Актуализация знаний.

Цель – создание условий для определения темы, формулирования цели и учебных задач занятия

Знакомство с  творчеством М.М. Пришвина

- Как называются занятия нашего факультатива?

С чем мы учимся работать? Это важно уметь работать с текстом?

Почему?
1.Работа с выставкой книг.
-Ребята, посмотрите на книги, которые я принесла на наше занятие.

Какая книга будет лишняя? Почему?

Как вы думаете о ком они?
- Все эти книги о животных, которых мы называем братья наши меньшие. Книги эти несут нам добро, свет и радость. Все они очень интересны и поучительны.
Все наши занятия объединены темой «Удивительный мир природы».
- Какое произведение мы читали на прошлом занятии?
- На выставке представлены книги писателя Михаила Пришвина.
- С каким произведением этого писателя мы познакомились недавно на уроке чтения? («Ребята и утята»)
2. Слайд с портретом М.М. Пришвина
Краткие сведения о М.М. Пришвине
- Посмотрите внимательно на портрет, что можно сказать об этом человеке с первого взгляда? (Добрый, ласковый, внимательный взгляд) 
Он был 
очень образованным человеком, хорошо учился, получив профессию агронома (специалист сельского хозяйства), работал учителем в сельской школе, библиотекарем, и даже директором школы. Много путешествовал с экспедициями. Автор очень любил природу, много наблюдал, рассказывал о случаях из своей жизни. Он написал много книг о природе.
- Сегодня на занятии мы знакомимся с новым произведением этого замечательного писателя. А вот о ком оно вы узнаете, отгадав загадку.
А о ком или о чем говорится в тексте вы узнаете если отгадаете загадку:

  Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв

И два крыла...

Прилетит - плохи дела!

А кого паук боится?

Угадали? Это… (птица)

- Итак, сегодня мы прочитаем произведением Михаила Пришвина «Птицы под снегом».
- В какой сборник можно поместить это произведение?

Слайд

Откройте тетради, заполните карточку о произведении.

- Можно ли предположить, что и в новом произведении один из героев – сам М.Пришвин?

Дети знакомятся с автором и его рассказами, отвечают на вопросы, отгадывают загадку.

Регулятивные УУД

1.Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом на экране.

Коммуникативные УУД

Умение работать в группах.

2. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Личностные:

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Первичное восприятие текста c элементами прогнозирования

Открытие нового

(знания, способа действия)

Цель – формирование умения выразительного чтения.

Работа с текстом до чтения.

Прием «Антиципация»:

- Почитайте название текста.

- Скажите о каком времени года идет речь?

- Почему вы так решили?

- Давайте закроем глазки, проговорим название произведения.

Скажите, что вы представили себе.

Прием «Мозговой штурм»

Давайте запишем на доске ваши версии.

Дети высказывают свое мнение.

- о времени года;

Анализируют:

- почему именно это время года;

- чем характерно время года, о котором идет речь;

- о ком идет речь в произведении;

Предполагают:

- что могут делать главные герои произведения;

Ставят цель для чтения

Дети отмечают непонятные слова.

Чтение текста

Цель – выразительное чтение

Работа с текстом

Прочитайте текст.

Прием «Чтение вслух» по цепочке.

Читают:

- по одному предложению;

- целыми словами;

- правильно ставят ударения в словах;

- выразительно;

- объясняют непонятные слова

Работа с текстом после чтения

Цель – формировать умение пересказа

Работа с текстом

Посмотрите на доску.

- До чтения текста мы с вами записывали, о чем, по нашему мнению, должен быть текст.  

- Скажите, мы были правы или нет?

Прием «Тонких и толстых вопросов»

- О каких птицах  идет речь в рассказе?

- Где автор встретил этих птиц?

- А что автор делал в лесу?

- Что ищет рябчик под снегом?

- Что еще делает рябчик под снегом?

- Как тетерев прячется

от непогоды?

 - Как вы думаете, почему автор считает куропатку дурашливее всех.

Найдите подтверждение  в тексте.

- Как вы думаете, как автор относится к ястребу?

Найдите подтверждение своим словам в тексте.

 - Что сделали тетерева, когда почувствовали приближение ястреба?

1. Анализируют соответствие между высказанными предположениями и тем, что прочитали в тексте.

2. Сравнивают свои версии с полученной из текста информацией.

3. Делают вывод.

4. Отвечают на тонкие и толстые вопросы для лучшего понимания, о чем нам хотел рассказать автор.

5. Находят подтверждение правильности своих ответов в тексте.

Рефлексия

- С каким произведением мы с вами сегодня познакомились?

- Что нового вы сегодня узнали?

Прием Синквейн.

 - Давайте назовем одно существительное слово, которое является темой нашего рассказа.

 - Назовите два прилагательных, которые описывают птиц.

- Назовите три глагола, которые будут рассказывать, что делали птицы.

- Составьте предложение из четырех слов, о чем нам рассказывает произведение.

- Подберите существительное, которое выскажет главную идею произведения.

Давайте вспомним, что мы делали сегодня на уроке…

1. Вспоминают:

- название произведения;

- имя автора;

- что узнали нового о поведении птиц зимой.

2. Анализируют произведение,

3. Коллективно подбирают слова, которые точнее всего передадут идею и смысл текста.

4. Выбирают, из предложенных вариантов так, чтобы не было повторений и однокоренных слов.

- 1 существительное - тема;

- 2 прилагательных;

- 3 глагола;

- составляют предложение из 4 слов;

- 1 существительное - идея

5. Составляют алгоритм своей деятельности на уроке:

- слушали биографию;

- отгадывали тему произведения;

- строили предположения;

- читали произведение;

- комментировали;

- сравнивали;

- анализировали;

- подбирали слова;

- делали выводы.

Приложение 1.2.

САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ ПО ФГОС

Дата 30.01.2023  Учитель Лисовая Ольга Андреевна 

Внеурочная деятельность  (по предмету «Чтение с увлечением») 

Тема урока: «Пришвин о птицах»

Цели урока: образовательные: формирование читательской грамотности на основе знакомства с рассказом М.М. Пришвина «Птицы под снегом», воспитательные: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям, развивающие: совершенствовать умения бегло и выразительно читать.

В данном уроке я поставила следующие задачи, направленные на формирование УУД:

- Совершенствовать навык выразительного, сознательного, правильного, беглого чтения.

- Познакомить учащихся с произведением М. Пришвина «Птицы под снегом».

- Развивать умения работать с текстом, четко и правильно отвечать на вопросы, составлять полные предложения; развивать речь читателей.

- Воспитывать любовь к окружающему миру, а также интерес к произведениям о природе и животных.

- Формировать мировоззрение учащихся.

Личностные:

·  формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям;

·  применять правила делового сотрудничества.

Познавательные:

·  воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

·  находить дополнительную информацию;

·  классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);

·  выявлять и корректировать причины собственного затруднения;

·  структурировать полученные знания, выбирать наиболее эффективные способы действий в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные:

·  осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом;

·  работать в парах, в группах,  обосновывать и доказывать собственное мнение;

·  участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания;

Регулятивные:

·  планировать решение учебной задачи;

·  уметь контролировать процесс и результат своей деятельности;

·  находить и исправлять собственные ошибки.

В результате проведенного урока я предполагала получить следующие результаты:

Базовый уровень:

Выразительное чтение.

Повышенный уровень:

Совершенствовать умения бегло и выразительно читать.

Уметь объяснять прочитанное.

Это внеурочная деятельность - урок введения нового знания. 

Она включала в себя следующие этапы: организационный этап; введение в тему занятия, Первичное восприятие текста c элементами прогнозирования, открытие нового (знания, способа действия); включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным; итоговая рефлексия учебной деятельности.

При проведении внеурочного занятия я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС: приемы технологий проблемного обучения, сотрудничества, критического мышления, здоровьесберегающая технология, технология личностностно-ориентированного обучения  и использовала их на следующих этапах занятия: введение в тему занятия, постановка учебной задачи; открытие нового (знания, способа действия); включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Чтобы добиться цели занятия, я подобрала задания, соответствующие возрастным особенностям.

Материал занятия оказался интересным для учащихся.

В ходе занятия была организована индивидуальная и коллективная работа учащихся.

Наиболее эффективной оказалась коллективная работа, потому что дети активнее включались в работу.  

Соотношение деятельности учитель-ученик соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении: создание проблемных ситуаций, осуществление обратной связи, объем и характер самостоятельной работы.

На занятии мною использовались следующие средства обучения: наглядный материал, презентация.

Темп занятия динамичный, исходя из возможностей класса.

Распределение времени было рациональное.

Мне удалось уложиться по времени.

Мне было легко вести занятие. Учащиеся включались в работу активно.  

Меня порадовали дети, потому что активно работали на уроке, отвечали на все вопросы, включались в практическую работу.

Результаты внеурочного занятия совпадают с целью занятия.

Я полагаю, что все усвоили новые знания, что подтверждают результаты самоконтроля и самооценки учащихся.

Задание имеет оптимальный объем, поэтому не вызовет затруднения у учащихся.

В целом занятие можно считать отличным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения М.Пришвин "Моя Родина"

урок был открытым в рамках школы....

М.Пришвин.Выскочка.Урок по литературному чтению. Учебник «Родное слова» 4 кл. часть 1, Г.М.Грехнёва

Презентация к уроку по литературному чтению.Содержит все этапы урока, имеется речевая разминка, на которой дети наглядно видят способ чтения, так же имеется тест с последующей проверкой и выделением н...

Урок литературного чтения "Выскочка" М. Пришвин

Данный урок изучается в разделе "Природа и мы" , 4 класс, УМК "Школа России."  Михаил Михайлович Пришвин очень любил лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не ви...

М. М. Пришвин «Моя Родина».

Учащиеся знакомятся с творчеством М. М. Пришвина с помощью рассказа учителя,  посредством проекта ученицы, через произведение «Моя Родина» и с помощью книжной выставки.     Развит...

М. М. Пришвин «Ребята и утята»

Цели урока: Образовательная: познакомить  уч-ся с новым произведением М.Пришвина.Развивающая: развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые части, составлять п...

Городской семинар « Работа с этнокалендарем» Открытый интегрированный урок. Окружающий мир. Этнокалендарь. Развитие речи. Тележурнал «Беседы о природе» «М.М. Пришвин приглашает в гости к весне» Посвящается 140 годовщине со дня рождения М.М. Пришвина. Учи

Цели урока:Общедидактическая цель урока: • создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации; • применение знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через о...