М. М. Пришвин «Моя Родина».
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Учащиеся знакомятся с творчеством М. М. Пришвина с помощью рассказа учителя, посредством проекта ученицы, через произведение «Моя Родина» и с помощью книжной выставки.
Развитие творческой мыслительной деятельности проходит в группах во время классификации отрывков из произведений, пословиц о природе, о Родине. Исследовали школьники новый текст, определили его жанр, решали проблему (кладовая солнца).
Формирование мыслительной деятельности проходит на всех этапах урока.
1) Во время словарной работы, учащиеся используют свои знания и высказывают свое мнение о значении слова. А некоторые используют словарь и в нем находят его лексическое значение. Таким образом, пополняют свой словарный запас. Затем читают произведение, находят в нем эти слова и выявляют конкретное значение многозначных слов.
2) Важным моментом мыслительной деятельности является классификация произведений и пословиц о природе и о Родине.
3) Мыслительная деятельность наблюдается во время работы в тетради, когда дети находят ответ по учебнику. Помимо этого дети сами выбирают задание по своим возможностям, а с трудными заданиями работают в парах и в группе.
4) Во время коллективной проверки учащиеся развивают и свою монологическую речь, т.к. дают полные ответы на вопрос, доказывая свою точку зрения словами из текста. А также некоторые исправляют свои ошибки, дополняют свои знания, учатся оценивать свои знания.
5) На этапе работы библиотекарей развивается мыслительная деятельность. Дети слушают внимательно и рассказывают, что интересного и нового узнали о жизни М. М. Пришвина. Помимо этого применяется дифференцированный подход, а также поощряется исследовательская деятельность учащихся, т.к. ученики из набора книг выбирают книги Михаила Михайловича и приходят к выводу, что все эти произведения о природе. А также удивляются тому, что всех писателей выставки объединяет любовь к природе через их произведения.
6) Ребята учатся сочинять стихи о своей Родине. Начали в классе, а закончат дома.
Контроль знаний проводится на каждом этапе: дети сверяют свои знания с учебником, доказывая ответ; с верным ответом на образце; во время работы в парах, в группах и во время коллективной проверки знаний.
Работоспособность достигается за счет чередования различных видов деятельности – устной и письменной работы, работы в группах и в парах. Слабые ученики пытаются следовать за сильными учащимися. Это способствует хорошей психологической атмосфере на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina.ppt | 1.29 МБ |
m.m._prishvin._moya_rodina.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Произведения писателей о природе
Кто автор этих строк? «…Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья…»
Иван Сергеевич Тургенев «Воробей»
Назови автора этих строк и название произведения «… Заяц ходит ночью по полям и лесам без страха и прокладывает прямые следы; но как только приходит утро, враги его просыпаются: заяц начинает слышать то лай собак, то визг саней …»
Лев Николаевич Толстой «Зайцы»
Кто автор этих строк? «… Зачем он бежит за мной? – думала волчиха с досадой. – Должно быть он хочет, чтобы я его съела». «Жила она с волчатами в небольшой яме; года три назад во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну, отчего и образовалась эта яма …».
А. П. Чехов «Белолобый»
Произведения поэтов о Родине
Кто автор этих строк? «… Уж и есть за что, Русь могучая полюбить тебя, назвать матерью …»
Иван Саввич Никитин «Русь»
Назови автора « … Привет тебе, мой край родной, С твоими тёмными лесами, С твоей великою рекой И неоглядными полями …»
Спиридон Дмитриевич Дрожжин «Привет»
Назови поэта «…Вот моя деревня; вот мой дом родной; Вот качусь я в санках по горе крутой…»
Иван Захарович Суриков «Детство»
Предварительный просмотр:
Романова Лидия Максимовна
учитель начальных классов
МОУ-СОШ № 35 г. Белгорода
Тема: М. М. Пришвин «Моя Родина»
Цели: создать условия для знакомства с творчеством М. М. Пришвина;
содействовать развитию творческой мыслительной и исследовательской деятельности;
воспитывать любовь к своей Родине через бережное отношение к природе;
Тип урока: объяснение новых знаний.
Оборудование: выставка книг М. М. Пришвина; детские рисунки; мультимедийные презентации;
Ход урока:
I. Оргмомент
Психологическая установка на урок
– Улыбнёмся друг другу, чтобы сегодня у нас на уроке было хорошее настроение.
Упражнение «Улыбка» (Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны).
– Доброе утро и солнцу, и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам!
Мысленно пожелайте добра и удачи друг другу.
С хорошим настроением мы и начинаем наш урок.
II. Актуализация знаний.
Продолжите пословицу. Одна у человека мать родная, одна у него и (Родина).
Тема урока: М. М. Пришвин «Моя Родина».
Биография. В природе много чудес, тайн. Мы их все не можем сами увидеть. Но можем прочитать в научно-познавательных произведениях. М. М. Пришвин проводил свои наблюдения. Он умел слышать шелест травинки песню ручейка. В своих произведениях он сообщает различные факты из жизни растений и животных. Презентация о Пришвине.
М. М. Пришвин предлагает нам произведение «Моя Родина». Послушайте. Почему текст назван «Моя Родина? (По презентации Насти: 4 – Пришвин, 3 – мама, 5 – произведения писателя)
III. Этап усвоения новых знаний.
Словарная работа в группе: Родина, охота, сокровище, кладовая солнца.
Перечитайте текст, найдите эти слова в нём.
Проверка словарной работы:
Родина:
1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины.
2. Место рождения, происхождения кого-чего–н., возникновения чего–н. Москва — его р. Индия — р. шахмат.
Вторая родина — место, давшее кому-н. приют, ставшее родным.
1. Охота – поиски, выслеживание зверей, ловли птиц…
2. Охота – желание, стремление. Охота к чтению. Охота пуще неволи (посл.)
Подбери родственные слова к слову охота. (Охотиться, охотник, охотовед, охотхозяйство)
1. Сокровище – драгоценность, дорогая вещь. Несметные сокровища.
2. Сокровище (переносное значение) – ценности духовной и материальной культуры. Сокровища русского зодчества. ЗОДЧЕСТВО, – то же, что архитектура
3. Сокровище (переносное значение) – о ком-чём-нибудь очень ценном, дорогом для кого-нибудь.
1. Кладовая – помещение для хранения товаров, припасов, материалов, экспонатов. (Особая кладовая Эрмитажа).
2. Кладовая (переносное значение) – место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности. (Лесные кладовые – о местах произрастания грибов, орехов, ягод). Кладовые морских глубин. Подземные кладовые.
Найдите в тексте эти слова.
(Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни).
Проблема: кладовая солнца…
Очерк – небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых). Документальный, публицистический, бытовой о.
2. Общее изложение какого–н. вопроса. О. русской истории.
Работа в группах:
- Работа по тексту:
1, 2. Из разных отрывков текстов выберите отрывки о природе, о Родине.
3,4. Выберите пословицы о природе, о Родине.
- Составить стихи со словами: Россия, Белогорье, (Родина) учусь, горжусь.
- Выбери произведения М.М. Пришвина.
- Расскажи о своей Родине.
Дифференцированное задание:
1. Работа по тексту:
Почему Пришвину нравилось вставать до восхода солнца? О чём он думал в этот момент?
Как писатель относится к природе?
В чём заключалась «охота» писателя?
Какие «сокровища жизни» надо охранять?
1. Из разных отрывков текстов выберите отрывки о природе:
И. С. Тургенев
«Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья…»
Л. Н. Толстой
«Заяц ходит ночью по полям и лесам без страха и прокладывает прямые следы; но как только приходит утро, враги его просыпаются: заяц начинает слышать то лай собак, то визг саней…»
Л. Н. Толстой
«В одном селе жили два брата; землю пахали, хлеб сеяли. У старшего брата детей не было; у младшего брата было четверо детей…»
А. П. Чехов
« Зачем он бежит за мной? – думала волчиха с досадой. – Должно быть, он хочет, чтобы я его съела». «Жила она с волчатами в небольшой яме; года три назад во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну, отчего и образовалась эта яма».
2. Из разных отрывков выберите стихи о Родине:
И.С. Никитин
«Уж и есть за что, Русь могучая полюбить тебя, назвать матерью…»
И.С. Никитин
«Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается…»
С.Д. Дрожжин
«Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями…»
С. Д. Дрожжин
«В улице немая тишина кругом, только галок стая вьётся над селом…»
И. Суриков
«Вот моя деревня; вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках по горе крутой…»
С.Я. Маршак
« Чернеет лес теплом разбуженный, весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины от ветра каждого дрожат…»
3. Выберите пословицы о природе:
Смелость города берёт.
Весна красна цветами, а осень плодами.
Ученье – путь к уменью.
Что летом родится, то зимой пригодится.
Зелёный наряд радует взгляд.
Труд кормит, а лень портит.
Рощи да леса – всему краю краса.
Книга – зеркало души.
4. Выберите пословицы о Родине:
Родина – мать, умей за неё постоять.
Знание – сила.
Жить – Родине служить.
Кто много читает, тот много знает.
Береги землю родимую как мать любимую.
ф /м
Проверка работы групп:
Почему Пришвину нравилось вставать до восхода солнца? О чём он думал в этот момент?
В чём заключалась «охота» писателя?
Как писатель относится к природе?
Прочитайте отрывки о природе и стихи – о Родине.
1. Отрывки о природе: (Презентация в форме викторины)
И. С. Тургенев «Воробей»
«…Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья…»
Л. Н. Толстой «Зайцы»
«…Заяц ходит ночью по полям и лесам без страха и прокладывает прямые следы; но как только приходит утро, враги его просыпаются: заяц начинает слышать то лай собак, то визг саней…»
А. П. Чехов «белолобый»
«…Зачем он бежит за мной? – думала волчиха с досадой. – Должно быть, он хочет, чтобы я его съела.» «жила она с волчатами в небольшой яме; года три назад во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну, отчего и образовалась эта яма…».
2. Стихи о Родине писали:
И.С. Никитин «Русь»
«…Уж и есть за что, Русь могучая полюбить тебя, назвать матерью…»
С.Д. Дрожжин «Привет»
«…Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями…»
И. Суриков «Детство»
«…Вот моя деревня; вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках по горе крутой…»
3. Пословицы о природе:
Весна красна цветами, а осень плодами.
Что летом родится, то зимой пригодится.
Зелёный наряд радует взгляд.
Рощи да леса – всему краю краса.
4. Пословицы о Родине:
Родина – мать, умей за неё постоять.
Жить – Родине служить.
Береги землю родимую как мать любимую.
Какие «сокровища жизни» надо охранять?
Найдите пословицу в тексте.
Охранять природу – значит охранять Родину. Какая пословица больше подходит к нашему тексту.
6. Из разных произведений выбрали произведения М.М. Пришвина:
7. Проверка стихов.
IV. Этап систематизации и обобщения знаний
Работа в тетради.
Под музыку дети закрыли глаза и вспоминают домашние рисунки, ищут тайны.
(На доске выставка Левина)
7. Рассказы детей о своих наблюдениях по рисункам. Дети рисуют в тетради и слушают рассказы учеников.
V. Итоги урока
Прочитайте обращение.
Что значит кладовая солнца?
Чему учит произведение?
VI. Д.з. выучить обращение, доработать стихи. В домашней библиотеке найти произведения Пришвина и прочитать…
VII. Рефлексия
Продолжи фразу:
Мне было интересно…
Я испытывал затруднение…
Нарисуйте солнышко на рисунке, если вам было весело, тучку – грустно, солнышко с облаками (тучкой), если переменное настроение.
У вас замечательное настроение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературного чтения М.Пришвин "Моя Родина"
урок был открытым в рамках школы....
Урок литературного чтения в 4 классе по теме: "М.М. Пришвин "Моя Родина" УМК «Планета Знаний»
Конспект урока ( УМК "Планета Знаний" ) для 4 класса....
Открытый урок чтения Пришвин "Моя Родина"
Познакомить детей с творчеством и рассказом М.М. Пришвина. Развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые части, составлять план. Воспитывать любовь к Родине, к природе....
Открытый урок чтения Пришвин "Моя Родина"
Познакомить детей с творчеством и рассказом М.М. Пришвина. Развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые части, составлять план. Воспитывать любовь к Родине, к природе....
Открытый урок чтения Пришвин Моя Родина
Познакомить детей с творчеством и рассказом М.М. Пришвина. Развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые части, составлять план. Воспитывать любовь к Родине, к природе....
Урок литературного чтения по теме: Родина, родная природа в произведении М. М. Пришвина «Моя Родина». 3 класс УМК «Начальная школа XXI века»
Урок литературного чтения по теме: Родина, родная природа в произведении М. М. Пришвина «Моя Родина».3 класс УМК «Начальная школа XXI века»...
Тема: Ю. Яковлев «О нашей родине», М. Пришвин «Моя Родина».
Конспект урока по литературному чтению....