Читательский проект "Зимние сказки"
проект по чтению (1 класс)
Чтение – основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Несмотря на появление новых средств массовой информации значение чтения в жизни людей по-прежнему огромно. Приобщение юных поколений к умственным и нравственным ценностям – дело первостепенной важности. Настоящая литература учит любить людей, возвышает душу, учит добру. Каждый черпает из книг мудрость и силу в той мере, в какой он овладевает умением читать, так как образовательно – воспитательный эффект - чтение книг всегда прямо пропорционально результатам читательской обученности, желанию и умению взять из книги всё, что она может дать. Своеобразие чтения состоит в том, что оно является не только предметным (специальным), но и общеучебным умением, от которого зависит успешность обучения ребёнка по другим предметам.
На современном этапе становления образования подчеркиваются две функции книги в жизни общества – образовательная и воспитательная. С появлением телевидения, компьютерных технологий поток информации обрушился на каждого человека. Теперь, чтобы много знать, совсем не обязательно читать.
В этих современных условиях приоритет отдается воспитательной функции, так как именно из книги чаще всего черпаются знания о культурных традициях, а также нравственные ориентиры, помогающие разобраться в лабиринтах добра и зла современного мира.
Целенаправленно работать с книгами ребенок начинает в начальной школе. Именно на этом начальном этапе важно привлечь ребенка к чтению.
Как пробудить в ребенке интерес к чтению, желание читать художественную литературу, обогащать свой словарный запас, развивать культуру речи?
Над этой проблемой работали и работают многие отечественные ученые, психологи, методисты. Среди них следует отметить Г.Н. Кудину, З.Н. Новлянскую, Т.Г. Рамзаеву, М.Р. Львова, О.В. Сосновскую, Н.Н. Светловскую, О.В. Джежелей.
Особое значение в воспитании интереса к чтению учитель придаёт сотрудничеству с семьёй. Семья, несомненно, наиболее активная среда формирования и социализации личности ребёнка. Главное отличие семейных чтений от других его видов – классного, внеклассного и домашнего, состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием ребёнка, формированием его нравственности. Школьная библиотека и учителя начальной школы стремятся оказывать помощь родителям в развитии педагогической культуры, в решении практических проблем, связанных с воспитание интереса и любви к чтению, начиная с первого класса.
Воспитать увлечённого читателя трудно. Здесь главное – организовать чтение так, чтобы оно способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала бы потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития. Этому способствует проект «Я – читатель», разработанный мною на основе собственного опыта и материалов педагогов, занимающихся данной проблемой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimnie_skazki.docx | 62.27 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Паспорт проекта.
Полное название проекта |
«Зимние сказки». |
Целевая группа
|
Учащиеся 1 «б» класса МБОУ: «Добрянская СОШ» |
Автор проекта
|
Учитель начальных классов первой квалификационной категории Лызова Наталья Александровна.
|
Основные цели и задачи проекта
|
Цель проекта: «Создание информационно-педагогической поддержки мотивации чтения учащихся первого класса».
Задачи проекта: ∙ организация сотрудничества “учитель – ученик –родитель - библиотекарь”; ∙ возрождение традиции семейных чтений; ∙ формирование и совершенствование навыков полноценного чтения; ∙ приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению школьной библиотеки; ∙ развитие творческих способностей детей.
|
Основные ресурсы и источники их финансирования
|
Основой для реализации Проекта являются информационные и материальные ресурсы школьной и районной детской библиотек, методического кабинета школы, родительско – спонсорская помощь.
|
Ожидаемые результаты
| ∙ повышение качества чтения; ∙ 100% охват учащихся библиотечным обслуживанием; ∙ систематизация чтения учащихся; ∙ привлечение родителей в читательский процесс;
|
Период и этапы реализации проекта | Подготовительный: январь 2023г Практический: февраль 2023г Аналитико- обобщающий: март 2023г |
2. Пояснительная записка.
Чтение – основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Несмотря на появление новых средств массовой информации значение чтения в жизни людей по-прежнему огромно. Приобщение юных поколений к умственным и нравственным ценностям – дело первостепенной важности. Настоящая литература учит любить людей, возвышает душу, учит добру. Каждый черпает из книг мудрость и силу в той мере, в какой он овладевает умением читать, так как образовательно – воспитательный эффект - чтение книг всегда прямо пропорционально результатам читательской обученности, желанию и умению взять из книги всё, что она может дать. Своеобразие чтения состоит в том, что оно является не только предметным (специальным), но и общеучебным умением, от которого зависит успешность обучения ребёнка по другим предметам.
На современном этапе становления образования подчеркиваются две функции книги в жизни общества – образовательная и воспитательная. С появлением телевидения, компьютерных технологий поток информации обрушился на каждого человека. Теперь, чтобы много знать, совсем не обязательно читать.
В этих современных условиях приоритет отдается воспитательной функции, так как именно из книги чаще всего черпаются знания о культурных традициях, а также нравственные ориентиры, помогающие разобраться в лабиринтах добра и зла современного мира.
Целенаправленно работать с книгами ребенок начинает в начальной школе. Именно на этом начальном этапе важно привлечь ребенка к чтению.
Как пробудить в ребенке интерес к чтению, желание читать художественную литературу, обогащать свой словарный запас, развивать культуру речи?
Над этой проблемой работали и работают многие отечественные ученые, психологи, методисты. Среди них следует отметить Г.Н. Кудину, З.Н. Новлянскую, Т.Г. Рамзаеву, М.Р. Львова, О.В. Сосновскую, Н.Н. Светловскую, О.В. Джежелей.
Особое значение в воспитании интереса к чтению учитель придаёт сотрудничеству с семьёй. Семья, несомненно, наиболее активная среда формирования и социализации личности ребёнка. Главное отличие семейных чтений от других его видов – классного, внеклассного и домашнего, состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием ребёнка, формированием его нравственности. Школьная библиотека и учителя начальной школы стремятся оказывать помощь родителям в развитии педагогической культуры, в решении практических проблем, связанных с воспитание интереса и любви к чтению, начиная с первого класса.
Воспитать увлечённого читателя трудно. Здесь главное – организовать чтение так, чтобы оно способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала бы потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития. Этому способствует проект «Я – читатель», разработанный мною на основе собственного опыта и материалов педагогов, занимающихся данной проблемой.
Цель проекта:
«Создание информационно-педагогической поддержки мотивации чтения учащихся первого класса».
Задачи проекта:
∙ организация сотрудничества “учитель – ученик –родитель - библиотекарь”;
∙ возрождение традиции семейных чтений;
∙ формирование и совершенствование навыков полноценного чтения;
∙ приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению школьной библиотеки;
∙ развитие творческих способностей детей.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Формирование модели информационно-педагогической поддержки мотивации чтения учащихся, включающей разработки родительских лекториев, методические материалы для родителей; разработки внеклассных мероприятий по чтению для учащихся первого класса, памятки.
∙ повышение качества чтения;
∙ 100% охват учащихся библиотечным обслуживанием;
∙ систематизация чтения учащихся;
∙ укрепление партнёрства школы с родителями в читательском развитии учащихся;
3. План реализации проекта.
№ п/п | Наименование работ | Сроки исполнения | Ожидаемый результат |
1 этап – Подготовительный
| |||
1. | Проверка сформированности навыков полноценного чтения. | декабрь 2022г | Анализ техники чтения учащихся |
2. | Разработка проекта, методических материалов и внеклассных мероприятий. | декабрь2022г | Проект. |
3. | Родительское собрание «Растим читателя». Презентация проекта. | декабрь 2022г | Стимулирование семейного чтения, рекомендации родителям. Предложения родителей. |
2 этап – Практический
| |||
2. | Акция родителей «Подарим детям книги». Создание книжного уголка в классе. | Декабрь 2022г | Пополнение читательского фонда учащихся. |
3. | Классный час «Мы теперь – читатели». | Январь 2023г | Ознакомление учащихся с проектом. |
4. | Семейное (домашнее) чтение сказок | Декабрь-март | Выставки рисунков, составление пазлов, разгадывание кроссвордов, изготовление поделок |
5. | Литературная викторина «Сказка пришла в дом» | Март 2023 | Стимулирование семейного чтения, расширение кругозора, развитие навыков чтения. |
9. | Посещение библиотеки. | Февраль 2023 | |
3 этап - Аналитико-обобщающий
| |||
1. | Проверка сформированности навыков полноценного чтения. | Март 2023 | Анализ техники чтения. |
2. | Итоговый классный час. Награждение победителей проекта. | Март 2023 | Стимулирование чтения, пополнение книжного фонда. |
4. Результативность.
В ходе реализации данного проекта постоянно отслеживались читательские достижения детей и фиксировались в «Карте активности учащихся» (см. Приложение 1). В этой же карте родители записывали название книг, которые были прочитаны ими совместно с детьми в период реализации проекта. Совместно с родителями создан книжный фонд класса. Дети читали как библиотечные книги в рамках проекта, так и имели возможность брать книги в классном уголке и обмениваться друг с другом, что положительно влияло на воспитание бережливости, ответственности и формирование дружеских взаимоотношений.
Изменение скорости чтения можно увидеть из следующей диаграммы:
Мы видим, что на период окончания проекта увеличилось количество детей, читающих выше нормы, а ниже нормы в её пределах – снизилось, что позволяет утверждать эффективность проведённых мероприятий.
За время реализации проекта собран методический материал, включающей разработки родительских лекториев, внеклассных мероприятий по чтению для учащихся первого класса, памятки.
Все учащиеся класса посещали библиотеку, принимали активное участие в мероприятиях совместно с родителями.
Приложение 1
"Растим читателя"
Беседа на родительском собрании.
Cредства массовой информации воздействуют на наших детей каждый день около 5 часов. Они таят в себе серьезные опасности и могут повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка, но и для его психического развития.
А вот наш с вами арсенал – добрые книги, воспитывающие нравственную личность. Я говорю наш, потому что мы с вами единомышленники, коллеги.
Вы, родители детей 7-8-летнего возраста. Именно в этом возрасте закладываются основы читательской культуры. Если сейчас ребенок не полюбит книгу, он не полюбит ее никогда, ведь современных молодых людей называют не читающим поколением.
Интересы нынешних маленьких детей часто сводятся к телевизору, электронным игрушкам, компьютерным «стрелкам», и «ужастикам». Поэтому книги уходят на задний план. А родители бьются над тем, чтобы научить и заставить ребенка читать. Но как, когда вокруг столько соблазнов?
После обследования 100 тысяч 15-летних подростков в 32 европейских стран немецкие ученые пришли к выводу, что чем больше ученики пользуются компьютерами в школе и дома, тем хуже их результат в изучении языков и математики. В то же время наличие дома у учащихся большой библиотеки положительно влияет на успехи в школе. Дома компьютеры очень часто отвлекают детей от домашнего задания. И в школах, где занятия проходят на компьютерах, ученики показывают худшие результаты.
Любопытны следующие сведения ЮНЭСКО по опросу подростков за 2007 г.
Много читают – 16, 6 %;
Читают легкое на досуге – 29,9%;
Читают для учебы - 49%;
Не любят читать - 17,2%.
Цифры, согласитесь, удручают.
А кто из нас не мечтает видеть своих детей здоровыми и счастливыми! Кто не хочет научить своего ребенка тому, как он может добиться успеха. Для этого, прежде всего маленький человек должен научиться читать.
Сегодня мы с вами должны найти пути приобщения детей к чтению.
Растить читателя…
- Зачем? - спросят многие? В наш век информационных технологий, тотального наступления Интернет, экран становится главным воспитателем ребенка. Дети смотрят со взрослыми все подряд; рекламу, боевики, ужастики, мыльные оперы, поскольку хороших, специально созданных телепередач крайне мало. Последствия этого становятся все более очевидными. Вот некоторые из них.
1. Отставание в развитии речи т. к. дети позже начинают говорить,
их речь бедна и примитивна. Специальные исследования показали, что в наше время 25% 7- летних ребят страдают нарушением речевого развития. В середине 7-х годов XX века дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. Таким образом, за последние 30 лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз.
2.Многим детям трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Им необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.
3. Резкое снижение фантазии и творческой активности ребят. Они теряют способность и желание чем-то занять себя, предпочитая нажать кнопку телевизора и ждать новых готовых развлечений.
4. Повышение детской жестокости и агрессивности. Подростки бьют друг друга не потому, что они злые или коварные и не ради достижения какой то цели, а просто так, потому что на душе пусто и хочется острых ощущений.
Сказанное мной выше не означает призыва исключить компьютер и телевизор из жизни и воспитания детей. Однако предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами 9 -летнего возраста, когда ребята уже готовы к ее использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не главным воспитателем.
"Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение” Я согласна с высказыванием А. П. Чехова.
Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Ведь приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем путь к одному из важных источников информации, мы делаем более важное дело:
- защищаем его душу;
- питаем ум и сердце;
- побуждаем к самосознанию;
- содействуем творческой самореализации личности и ее жизнестойкости, в каких бы сложных ситуациях она не оказалась.
Пока ребенок мал, взрослые с удовольствием читают ему книги. Когда же он идет в школу, то облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь- то отдохнут. Это неверно. В этот период особенно важно обсуждать прочитанное с ребенком, совместно решать проблемные ситуации. А как нужна ваша помощь при выборе книги и дома, и в библиотеке!
Чтобы книга помогла дать ребенку заряд добра и светлого взгляда на мир, родители должны придерживаться двух правил в отношении ребенка: во-первых, воспитывать маленького читателя личным примером, во-вторых, ничего не делать за ребенка, если он все умеет делать сам.
Основное условие успешного формирования ребенка - читателя в семье - это единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей.
В доме должны быть книги - и у взрослых, и у детей, т.к. «дом без книг, подобен телу, лишенному души». Истина, которая была известна древним римлянам.
Книги должны быть разнообразными и необходимыми. На полках необходимо разместить: книги-справочники, научно-популярную литературу, любимые в семье книги для взрослых и детей. Дошкольники любят, чтобы им читали. Книги в этом возрасте должны быть иллюстрированными. Ребенок, рассматривая картинки и слушая чтение, чувствует себя активным участником прочитанных событий.
Первоклассники самостоятельно читать не любят, т.к. они не овладели еще хорошо техникой чтения. Все усилия у них направлены на то, чтобы правильно прочесть слово, а не уяснить его смысл. Вот несколько советов родителям по воспитанию любви к книгам:
- Читать книгу необходимо поочередно с ребенком.
- Взрослым нужно прочитать в книге самый яркий эпизод, а потом ребенку дочитать самостоятельно книгу до конца и спросить о чем он прочитал.
- Из книги рассказать ребенку интересный эпизод, а что было дальше, он узнает, когда прочитает книгу сам.
- Ребенку можно обмениваться книгами с одноклассниками из домашней библиотеки.
- Спрашивать ученика о поступках героев, давать им свою оценку.
- Пофантазировать вместе с ребенком о приключениях героя или о его дальнейшей судьбе.
Первоклассника спросите о его успехах в школе, порадуйтесь вместе с ним, а потом принимайтесь за уроки. Начинать выполнение уроков следует с чтения, т.к. основу любого предмета составляет чтение. Научишь читать книги и привьешь любовь - все предметы будут даваться легко.
Постоянно надо обращаться к книгам из личной библиотеки. Их надо читать вслух, всей семьей, не для ребенка, а вместе с ребенком. О прочитанных книгах надо разговаривать - не контролировать ребенка и не требовать отчета, что и сколько он прочитал, что он понял. А надо размышлять над книгой.
Первоклассники находятся в таком возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости чтения. Дети только научились читать, и поэтому им интересен процесс чтения. Если будет упущено время, то и к концу 4 класса некоторые дети не смогут достичь необходимого минимума 90 слов в минуту. За один месяц средний прирост слов должен составлять не менее 8-10 слов в минуту. Существует некоторые приемы, которые помогают овладеть навыками беглого чтения.
- Проведение ежедневных тренировок, читать как можно чаще.
- Самозамеры.
- Чтение перед сном.
Давайте вместе искать пути- дороги, чтобы заинтересовать ребят, чтобы вместе с ними отправиться в увлекательное путешествие по страницам книг. Поверьте, это нелегкий труд.
1.Вначале надо найти ключик и "открыть дверь в библиотеку”.
Читая с ребенком постоянно, вы обязательно заметите, какие книги ему нравятся больше, какие он лучше понимает. Если он читает только комиксы и примитивные издания – воздержитесь от критики. Помните: он читает! Ищите позитивные и эффективные пути продвижения к его душе более значимых книг. Вам на помощь всегда придут библиотекари.
2. Следующий ключик откроет вам дверь в комнату организации вечеров семейного чтения.
Эти чтения уходят своими корнями в дворянское воспитание, воспитание истинных интеллигентов. Примером тому может служить семья Ф. Достоевского, где глава семьи читал вслух своим домочадцам " Историю государства Российского” Карамзина и его "Бедную Лизу” Поэтому и вырос в этой семье великий гуманист – писатель Ф.М. Достоевский.
Представьте: вечер, вся семья в сборе. Все сидят на любимых местах, в комнате покой и уют. Кто-то из членов семьи читает вслух книгу. Важна атмосфера чтения и слушания. В такие вечера в гостях могут быть и друзья детей. Предлагаю следующие книги для совместного чтения: Л.Кэрролл "Алиса в стране чудес”, Н. Носов " Приключения Незнайки и его друзей” сказки Г. Х Андерсена. Это умные и добрые книги, трудные для самостоятельного чтения младших детей.
Вы можете их обсуждать, используя данный алгоритм, кстати, это и есть один из модулей, который я использую на уроках литературного чтения.
3.Включайте в круг семейного чтения детские журналы "Читаем вместе”, "Семейное чтение”, "Читайка”, "Колобок”. Эти журналы помогут создать аптеку для души вашего ребенка.
4. Помогайте ребенку вести читательский дневник, который способствует развитию читательских умений: учит понимать текст, пересказывать его и сочувствовать герою.
Помогут вам приобщить детей к миру художественной литературы тетради на печатной основе: " Читательский дневник”, " Литературное чтение”, которые вышли в издательстве "Лицей”, авторов Л. С. Васильевой, О. А. Шаповаловой.
Показывайте ребенку свою заинтересованность в его чтении. Будьте Великим Проводником в мир книг, а не Великим Погонщиком и Оценщиком того, что и как читает ваш ребенок.
Дайте ему уверенность в том, что вам интересно и полезно его чтение.
Поощряйте его чтение вслух.
Обсудите прочитанное: удивитесь, обрадуйтесь, ужаснитесь вместе с ним. Все это не сложно.
И если вы последуете этим советам, то незаметно для себя, воспитаете Настоящего Читателя. Вашему ребенку будет намного легче учиться. Он будет знать, чем занять свое свободное время. Он с легкостью будет находить и творчески перерабатывать любую информацию. И все это обязательно приведет его к успеху.
Свое выступление я хочу закончить словами Томаса Маколея – английского историка и видного политического деятеля 19века.
"….Если бы мне предложили стать королем- хозяином дворцов, садов и слуг, кормили вкусными- вкусными обедами… укладывали спать в мягкую- мягкую постель, наряжали бы в роскошные одежды- с единственным условием, чтобы я не читал книг - я бы ни за что не согласился. Лучше я буду бедняком и стану жить на чердаке, но со множеством книг, чем королем – но без библиотеки”.
Я буду рада, если алгоритм, составленный для вас, родителей, поможет вам в нелегком труде воспитания читателя. Успехов вам!
Алгоритм семейного чтения
Цель – прививать интерес к чтению, воспитывая грамотного читателя.
1. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.
2. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и имя автора, название книги.
3. Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день. (Работайте в паре)
4. Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.
5. После прочтения спросите у ребенка, понравилось ли ему произведение, чем?
6.Попросите его рассказать о главном герое, главном событии.
7.Какие слова и выражения запомнились, чему научила книга?
8. Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить наизусть отрывок, если это стихотворение.
Подведите итоги.
- Достигнута ли цель?
- Захотелось ли вашему ребенку продолжить знакомство с другими книгами этого автора?
6. Используемая литература:
1. Голубева Е.В., Чемоданова А.Н. Проект «Солнечный город – самый читающий».
«Современный урок» №1/2010 (1)
2. Федосеева С.А. «Формирование и совершенствование навыков чтения»
http://festival.1september.ru/articles/534566/
3. Овсянникова Л.П. «Семейное чтение – основа проектной деятельности школьной библиотеки».
http://festival.1september.ru/articles/515354/
4. Шилина В.В. «Чтение без принуждения»
http://festival.1september.ru/articles/417914/
5. Киселёва Е.Б. «Беседа на родительском собрании».
http://festival.1september.ru/articles/518176/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Читательский дневник "Читаем сказки Вильгельма Гауфа"
Отзывы детей прочитанных сказок в стихотворной форме....
Читательский дневник "В гостях у сказки"
Читательский дневник дает возможность длительного наблюдения за чтением учащихся, их литературным развитием. Самое главное – это работа через совместное творчество и интерес, это источник взаимодейств...
Читательский марафон по сказкам "Колосок", "Три дочери", "Айога", "Волк - ябедник", "Легкий хлеб".
Читательские марафоны содержат развивающие задания, которые помогут сделать уроки внеклассного чтения интересными и увлекательными. Читательские марафоны можно использовать для индивидуальных и группо...
Урок литературного чтения по теме: «Русская народная сказка «Снегурочка» с применением образовательной технологии формирования типа правильной читательской деятельности
Тип урока: Урок открытия новых знанийМетоды обучения: словесные, наглядные, практические, исследовательские, проблемные.Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, группова...
Материалы к проведению читательского марафона "Что за прелесть эти сказки!" в 1 классе
Презентация с описанием мероприятий в рамках проведения читательского марафона....
План работы с детьми на школьном уровне. Читательская конференция "Путешествие по сказкам А.С. Пушкина".
План работы с детьми на школьном уровне. Читательская конференция "Путешествие по сказкам А.С. Пушкина"....
Внеклассное занятие. Праздник читательских удовольствий. Зимняя сказка.
Занятие основано на знакомстве учащихся с литературными произведениями: Н. Некрасов "Мороз-воевода", М. Пришвин "Лесное озеро", Топелиус "Сампо-лопаренок",В.Одоевский &qu...