Урок литературного чтения по теме: «Русская народная сказка «Снегурочка» с применением образовательной технологии формирования типа правильной читательской деятельности
учебно-методический материал по чтению (2 класс)

Мухина Валентина Николаевна

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, исследовательские, проблемные.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, в паре.

Средство обучения: АРМ учителя, презентация, толковый словарь Ожегова, учебник “Литературное чтение” для учащихся 2 класса (с. 151 – 154), рабочая тетрадь для учащихся 2 класса (с. 67).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  литературного чтения во 2 «Б» классе

 по теме: «Русская народная сказка «Снегурочка»

с  применением образовательной технологии формирования типа правильной читательской деятельности

Тип урока: Урок открытия новых знаний 

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, исследовательские, проблемные.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, в паре.

Средство обучения: АРМ учителя, презентация, толковый словарь Ожегова, учебник “Литературное чтение” для учащихся 2 класса (с. 151 – 154), рабочая тетрадь для учащихся 2 класса (с. 67).

Планируемые результаты

П р е д м е т н ы е : составляют текст      по теме; пересказывают по готовому плану; объясняют свою точку зрения и соотносят ее с авторской  позицией

М е т а п р е д м е т н ы е : 

познавательные: овладевают приемами пони мания прочитанного и прослушанного произведения; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; выделяют существенную информацию из текста; строят рассуждения; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие; адекватно воспринимают оценку учителя, осуществляют самооценку;

коммуникитивные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими

Л и ч н о с т н ы е : осознают значимость чтения; испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые способы деятельности

Целеполагание и мотивация учебной деятельности

Слайд 1

На фоне видеоролика слова учителя:

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый  принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как  уютный милый  дом.

 - Ребята, как вы думаете, почему сегодняшний урок я начала  именно этим стихотворением?

- Как вы думаете, зачем человеку нужны сказки?

- На уроке будем знакомиться со сказкой.

- Они учат нас добру, состраданию, взаимопониманию…

.

Постановка цели и задач урока

- Я предлагаю вам отгадать название произведения, с которым будем знакомиться на сегодняшнем уроке  по моей подсказке: кто бы мог про себя сказать эти слова:

Я зимою, я зимою рождена. Я из снега, я из снега создана. Мои косы из пушинок из седых, а глаза мои – из льдинок голубых.

- Сегодня на уроке у нас замечательное произведение, которое называется «Снегурочка».

Ребята, можно ли по названию произведения определить, к какому жанру оно будет относиться?

- предлагаю вам высказать предположение о том, чем мы будем заниматься на уроке?

- Снегурочка

- Можно, слова «Снегурочка» - обозначает волшебный персонаж, значит это произведение – сказка.

- Познакомимся с произведением,  иллюстрациями, ответим на вопросы. Выполним задания в печатной тетради.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Ориентируются в своей системе знаний.

Формулируют ответы на вопросы.

Приводят примеры зачина и концовки сказки.

Актуализация опорных знаний

- Ребята, вы высказали предположение, что наше сегодняшнее произведение по жанру – сказка, давайте вспомним, к какому разделу в литературе относятся сказки?

- Как по - другому называется устное народное творчество?

- На какие две группы можно разделить сказки?

- Ребята, вы знакомы с разными сказками, приведите примеры, как может начинаться сказка?

-Как называется эта часть сказки?

- Приведите примеры концовки сказки

- К вашим ответам я хочу добавить, что нередко концовка сказки содержит повествование о каком – либо волшебном событии.

- Устное народное творчество

-  Фольклор

- Народные и авторские, т.е. литературные

- Жили-были старик со старухой

-  Жили-были дед да баба

-  В некотором царстве, в некотором государстве

-  “зачин”, от слова “зачинать”, т.е. “начинать”

- Вот и сказке конец, кто слушал молодец

-  Стали жить - поживать, да добра наживать

-  На той свадьбе я был, вино, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

Работа по теме урока

Работа с текстом до чтения Слайд 2

- Я предлагаю  открыть учебники литературного чтения на странице 151, причитайте название сказки и ответьте на вопрос: кто является автором этой сказки?

- Ребята, рассмотрите обложки русской народной сказки «Снегурочка», предположите, о чём будет в ней идти речь?

- Ребята, как вы можете объяснить значение  слова «снегурочка»?

- Предлагаю обратиться к словарю и прочитать, какое объяснение этому слову дают авторы словарей

- Каково ваше мнение, о какой снегурочке сегодня на уроке мы будем говорить?

- В русских народных сказках зачастую нам встречаются слова, которые в настоящее время используются в речи очень редко, чтобы они не вызвали у нас  непонимание при чтении давайте с ними познакомимся:

Словарная работа  Слайд 3

- Прочитайте слова, имеющиеся на слайде, может кто – то сможет объяснить их значение? (рядом со словами даётся их значение, объясняется при необходимости)

Вывели – нарисовали

Изба – дом

Сапожки сафьяновые - высокие сапоги сшитые из мягкой цветной кожи

Лента атласная -  плотная, блестящая, гладкая  шёлковая лента  

Миновала – прошла, закончилась

 Студеный  -   очень холодный

Чтение сказки хорошо читающими детьми.

Вопросы по содержанию частей сказки

Работа с текстом после чтения

- Ребята, относится ли это произведение к сказке?

- Докажите, что это сказка, зачитайте зачин и концовку.

- Какие сказочные приметы в произведении указывают на то, что это сказка?

Слайд 4

- В сказке есть необычные предложения, давайте попробуем их объяснить

- На сколько частей разделён текст?

Слайд 5

- Каждая часть текста имеет свою главную мысль. Предлагаю поработать в группах. Задача каждой группы перечитать  указанную часть сказки  и озаглавить её.

1,2 группа  работают с первой частью сказки, 3,4 группа со второй частью и 5,6 группы с третьей частью сказки.

-Следующее задание проверит вашу внимательность, причитайте задание на слайде, обсудите в группе, расставьте по порядку последовательность событий.

Восстановление событий в сказке (работа со слайдом)

ФИЗМИНУТКА

Слайд 6

-Ребята, вспомните события сказки и расставьте их по порядку (работа в парах)

Работа с содержанием текста

 Слайды 7-11

- Предлагаю вам внимательно рассмотреть иллюстрации к сказке,  найти и зачитать   строки, относящиеся к ней.

Работа с печатной тетрадью упражнение 2, 4  на стр.67.

- Русский народ

- Рассматривают слайд, делают предположения о героях и содержании сказки

- Объяснение детей

Работа со словарями

-Выводы обучающихся

Работа со слайдом. Знакомятся со значением непонятных слов.

Ученики  слушают сказку, следят за чтением.

 - Да, это сказка.

Чтение зачина, концовки; название «сказочных» примет.

- Снегурочка не может ожить, вырасти  и растаять.

Работа со слайдом, объяснение  значения предложений.

- На три.

Работа в группах. Проверка  работы, озаглавливание частей сказки.

Выполнение задания, проверка

- Рассмотрение иллюстраций на слайдах, нахождение и зачитывание  текста сказки, относящейся к сюжету иллюстрации.

Самостоятельное выполнение работы

Делают выводы в результате работы с иллюстрацией

Умеют внимательно слушать

Формулируют ответы

Делают выводы на основе текстовой информации

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Организовывают работу в группе, осуществляют взаимный контроль, оказывают в сотрудничестве необходимую помощь

Включаются в самостоятельную работу, организовывают проверку результата работы в группе.

Ведут  поиск  необходимой информации в тексте

Включаются в самостоятельную работу, организовывают проверку результата работы в группе.

Рефлексия

- Ребята, как вы думаете, почему эта сказку не появилась  в жаркой  Африке или Индии?

- Чему научила вас эта сказка?

- Вернёмся к началу сказки. Какое настроение было у вас, когда мы начали читать сказку?

- Изменилось ли оно к концу сказки?

- Захотелось ли вам  изменить конец сказки? Предлагаю свой вариант окончания сказки придумать дома и порадовать нас своими вариантами на следующем уроке.

- добру, милосердию, верности, надёжности, состраданию

- Весёлое, приподнятое.

- Стало грустно

Формулируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме, оформляют свою мысль в устной речи.

Оценивание

 Домашнее задание

Оценивание работы (смайлики), оценка учителя

Слайд 12

Учебник, стр.151-155 – прочитать сказку,

Выполнить задание по выбору:

  • Приготовить подробный пересказ  любой части сказки.
  • Придумать свою версию окончания сказки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технология формирования типа правильной читательской деятельности

Раскрыты основные принципы,этапы данной технологии, условия её применения, достоинства и возникающие трудности при применении предложенной технологии....

Выступление на методическом объединение учителей начальных классов Тема: «Технология формирования типа правильной читательской деятельности».

: Технология формирования типа правильной читательской деятельностиОбразовательные технологии в образовательной системе «Школа 2100»Технология проблемно - диалогического обученияТехнология ...

Технология формирования типа правильной читательской деятельности

В данном материале кратко представлена технология формирования типа правильной читательской деятельности, которая подскажет учителю, как правильно построить урок литературного чтения....

Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством использования на уроках «Технологии формирования типа правильной читательской деятельности»

Одной из главных задач  работы учителя начальной школы на современном этапе является приобщение ребёнка к  чтению. Именно учитель, стоящий у истоков зарождения интереса к этому виду деятельн...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТИПА ПРАВИЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭТИЧЕСКОЙ ГРАММАТИКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ “ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ”»

Данная методическая разработка подготовлена с учётом требований ФГОС и Рабочей программы по этической грамматике. Технологическая карта занятия составлена на основе рассказа В.Ю. Драгунского «Та...