Открытый урок по литературному чтению. «Поэзия доброты» А.Л. Барто "Снегирь"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Хабибуллина Гульнара Равильевна

Данный материал разработан в помощь учителям начальных классов. Целевая аудитория - 4 класс.  На уроке дети вспоминают жизнь и творчество А. Л. Барто, знакомятся с произведением « Снегирь», уточняют понятие «сюжетное стихотворение». В процессе урока детям прививается любовь к меньшим братьям, умение  заботиться о них.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурс педагогического  мастерства « Учитель года 2014»

Урок литературного чтения в 4 « А » классе

Тема урока: «Поэзия доброты»  А.Л. Барто "Снегирь" (Слайд 1)

Цель: воспитание бережного отношения к природе.

Задачи:

1)Вспомнить жизнь и творчество А. Л. Барто, познакомить с произведением « Снегирь», уточнить понятие «сюжетное стихотворение»;

2)Воспитывать любовь к меньшим братьям, умение  заботиться о них;

3) Развивать кругозор, словарный запас, навыки выразительности речи.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация  к уроку, выставка книг

А. Барто, энциклопедический словарь, раздаточный материал (карточки к уроку)

Формируемые УУД:

1. Познавательные: поиск и выделение необходимой учебной информации, использование имеющихся знаний,  умение ориентироваться в учебнике; умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

 2. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение ориентироваться в своей системе знаний, обоснование своего ответа, умение высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам и уважение мнения собеседника.

 3.Личностные: нравственно-этическая ориентация, самооценка своих возможностей, умение понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; формирование представлений о мире, понятий о добре и зле, нравственности, общечеловеческих ценностях.

 4. Регулятивные: определение целей учебных заданий, планирование своей    деятельности, умение высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника, в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Используемые методы и технологии: проблемное обучение, групповая работа, здоровьесберегающие, дифференцирование, технология продуктивного чтения, информационные технологии.

Ход урока

  1. Организационный момент.

-Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. (Слайд 2)Ведь « Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком

деле », как сказал известный русский писатель Л. Толстой

  1. Актуализация знаний.  

- А сейчас, послушайте  известное вам с детства, стихотворение? ( Слайд 3 видео).

- Кто автор этого стихотворения?(А. Барто)

- Правильно, сегодня наш урок  посвящен  творчеству удивительной женщины,(Слайд 4) известной детской писательнице, женщине - посвятившей, всю свою жизнь детям, их воспитанию– Агнии Львовне Барто. - Всмотритесь в это доброе лицо женщины, девизом которой стали слова: «Я дарила детям радость, а они возвращали мне молодость. Даже в 75 лет!» 

-Какую радость дарила  А. Барто детям? (стихи)

 -К нашему уроку вам нужно было познакомиться с биографией А. Барто, её творчеством. Проведём блиц- опрос о жизни и творчестве А.Барто.

(Слайд 5)  

1) В каком году и где родилась А. Барто? (4 февраля 1906г, г. Москва)

2) Кем был отец Агнии? ( Ветеринаром)

3) Помогала ли маленькая Агния своему отцу? В чём выражалась её помощь?

4) Почему она заботилась о больных животных?

5) Кем хотел видеть её отец? (Известной балериной)

6) Чем увлекалась Агния? (написанием стихов)

7) Кому посвятила свои стихи А. Барто?( детям)

На нашей выставке представлены некоторые её книги. Ее стихи веселые, интересные, понятные, потому что поэтесса отлично знает все детские проказы, маленькие хитрости, умеет весело обо всем рассказать, может весело пошутить и многому научить.

8) Давайте вернёмся к прослушанному стихотворению. Чему оно учит? ( доброму отношению к игрушкам, быть добрым)

-Поэтому  сегодня наш урок(Слайд 6)  я назвала «Поэзия доброты». О чём говорит вам это название? ( Будем читать стихи о доброте)

 В конце урока постарайтесь дополнить ваши ответы, почему так назван наш урок.

3.Работа с текстом до чтения.

- В произведениях А.Барто много разных героев.

- О ком же мы будем читать сегодня? Отгадайте загадку:

Красногрудый, чернокрылый

Любит зернышки клевать

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (снегирь) (Слайд 7)

От какого слова произошло это название?

- Что вы знаете о снегире?(Ответы детей)

Послушайте, что рассказывает энциклопедия об этих удивительных птицах. (Слайд 8)

- Снегири прилетают к нам севера. Это одна из любимых птиц жителей России, которые с трепетом  и нежностью относятся к снегирям.

-Поэтому наш урок я хотела начать с этих замечательных слов современной поэтессы Надежды Коноваловой (Слайд 9)

 « Не черёмухе снежной как осколки зари,  согревают в морозы душу нам снегири». Как вы понимаете эти строчки?( снегирь радует своей яркой окраской)

- Итак, сегодня мы познакомимся с произведением А. Барто « Снегирь» (Слайд  10)

 - О чём может быть это произведение? Ваше предположение? (История про снегиря) Проверим наши высказывания, прочитав текст.

4. Работа с текстом во время чтения.

а) - Прочитайте текст про себя. ( Дети читают в учебнике)

- Подтвердились ли наши предположения? (текст рассказывает о снегире)

-Кто является главным героем произведения? (мальчик)

- Какие чувства вызвало у вас это произведение?

б)- Чтение вслух.

-А теперь послушаем чтение этого стихотворения его автором А.Барто (Слайд 11)

- Как построено это стихотворение? (Рассказывается история  из жизни мальчика) Такая форма стихотворения называется сюжетным стихотворением.

--Сколько частей в тексте?(3)

Это: 1)начало, завязка.

         2)основная часть

         3)заключение(Слайд 12)

в) Чтение текста по частям.

- А теперь прочитаем текст стихотворения вслух по частям. (Слайд 13)

1) Чтение до слов «Что теперь не спится мне.»

- Где увидел птицу мальчик? ( На Арбате, в магазине)

- Что означает слово « Арбат»? ( мнения детей)

- Посмотрим значение этого слова в  энциклопедическом словаре(Слайд 14)

(АРБА́Т, исторические улица и район Москвы, находящиеся в западной стороне центра столицы. Улица Арбат — одно из самых оживленных и популярных мест в Москве.)

- Почему мальчику не спится?( Всё время думает о птице) (Слайд 15)

Снегирь очень красивая птица. Давайте на минуту представим, что мы увидели снегиря. Попробуем повторить его движения.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ  «СНЕГИРЬ». Релаксация звук снегиря.

2) Чтение до слов «Позабыть о снегире»

 –Прочитаем текст дальше. (Слайд 16)

- Согласилась ли мама купить снегиря?( Нет)

- Найдите в тексте причину отказа мамы.(А она мне про пальто.

Что в карманах по дыре,
Что дерусь я во дворе,
Что поэтому я должен
Позабыть о снегире.)

3) Чтение до слов «Будто я с ней незнаком»

- Как понимаете значение слова « галоши»? ( мнения детей)

- Посмотрим значение этого слова в  словаре Ожегова (Слайд 17) ( Низкая резиновая обувь, надеваемая поверх сапог, ботинок, валенок и т.п. для предохранения их от сырости.)

- Какую цель поставил перед собой герой произведения? ( Стать хорошим)

-Найдите в тексте и прочитайте, как он стремился к достижению поставленной цели?

( трудился, старался)

- Как же в жизни  вы добиваетесь желаемого? (приложить усилия, постараться) Какие чувства испытываете, когда добились цели? ( Счастья, радости) значит, радость приходит к тем, кто трудится, старается. Не зря народная поговорка гласит: « Счастье и труд вместе живут» (На доску прикрепить)

4)Чтение до слов « У меня снегирь живой!» (Слайд 18)

- Чему удивилась мама?( Мальчик изменился, перестал драться)

- Какие чувства испытал мальчик, достигнув своей цели? ( радости, счастья)

5) Чтение до слов «Завтра утром во дворе?»

- Для чего хотел иметь птичку герой произведения? Я им буду любоваться,
Будет петь он на заре...
- Какие мысли появились в голове мальчика? ( может  снова  можно драться)

- Как вы считаете, став послушным и воспитанным мальчиком, захочется ли ему снова быть хулиганом? Почему?

-Правильно, добившись своей цели, совершив добрый поступок, мальчик стал успешным  в жизни.

5. Работа над выразительностью чтения. (Слайд 19)

- Попробуйте представить картины, которые возникнут в вашем представлении (на доске план). Как менялось настроение мальчика с начала повествования и до конца?

1. Мальчик у витрины. Какие чувства испытывает мальчик? (Удивление, интерес) - Каким тоном мы начинаем читать стихотворение? (спокойным, размеренным)

2. Мальчик плачет. Какие чувства он испытывает? (Горе. Терпение, настойчивость )

Какую интонацию голоса выберем для выразительного чтения? (грустным, тоскливым, но с надеждой)

3. ( Радость)Мальчик радуется. ( Радость)

Как будем читать? (радостно)

- А последние строчки? (с лукавством) Почему? ( размышляет)

- Учитывая разные интонации, прочитаем стихотворение выразительно.

(Ученик читает выразительно текст)                                                                              

6. Работа с текстом после чтения.

Работа в группах: Составьте модель- описание наших героев. На ваших столах карточки с характеристикой героев . Выберите нужные высказывания для каждого героя  и соедините их стрелкой.

-Проверим работу групп. (Слайд 20)

(Снегирь, ярко-розовый, милый,  сидит, свистит, в клетке  

Мальчик: целеустремлённый, настойчивый, мечтает, старается, счастлив)

 - А вы бы хотели иметь такую птицу дома?

- Какой совет можете дать Мальчику? ( Отпустить снегиря на волю)

7. Домашнее задание

- Вот и домашнее задание ваше будет(Слайд 21)

  •  Придумать свою концовку стихотворения.
  • Выучить наиболее понравившийся  отрывок наизусть.
  • По желанию проиллюстрировать стихотворение «Снегирь»- А теперь давайте посмотрим, как заканчивается эта история  в мультфильме.

ОТРЫВОК М /ф ( Мальчик выпускает птицу на волю) (Слайд 22)

- Часто для  своих желаний человек посягает на свободу вольных птиц и животных.    

Я думаю, что помечтать о ней можно, но держать в клетке, я бы не советовала. Птицы должны жить на воле.

Работа в группах.

Часто в жизни бывают моменты, когда нам приходится принимать решение.

2) Обсудите в парах следующие  жизненные ситуации: (Слайд 23)

1 ряд  В комнату залетела птичка. Она мечется в испуге. Какие ваши действия?

2 ряд  Я увидел во дворе раненую птицу. Какие твои действия?

3 ряд  Зимой большое количество птиц погибает от холода и голода. Как им помочь?

( Ответы детей. Время) Закончили обсуждение.

1) ( не пугать, открыть окно, помочь)Дайте свой совет людям:  как надо относиться к окружающим?

( Помогать) Вывешивается правило жизни: Помоги ближнему своему!

2)(Не пройти мимо, покормить, попросить помощи у взрослых, отнести к ветеринару)

- Как относиться к тем, кому нужна помощь?  Ваш совет? ( не проходить мимо.) Вывешивается на доску: Не проходи мимо того, кому нужна помощь!

3)( Сделать кормушку , покормить птиц)

 -Как  нужно относиться человеку ко всему живому?( быть добрым, делиться своей добротой) Быть чутким и внимательным.

На доске: Поделись своей добротой!

7. Рефлексия.

Подведём итог нашей работы. Может ли жить вольная птица в клетке? Почему? Когда другому плохо, то и нам плохо. 

Вернёмся к званию урока « Поэзия доброты» Чему учит стихотворение А. Барто? ( быть добрым) (Слайд 24) А человек- часть природы. «Человек должен быть умён, прост, добр, справедлив.  Только тогда он имеет право носить гордое звание ЧЕЛОВЕК» К.Д.ПАУСТОВСКИЙ

- Оценим нашу работу на уроке: (Слайд 25)

1. На  уроке   я     узнал…

2. Мне понравилось…

3.  Было   трудно…

4. Мне хотелось бы побольше узнать о…

5.  Я понял,   что…

Птицы – наши меньшие братья. Они не только  приносят пользу человеку, но и одним своим бодрым видом украшают и оживляют природу. Слайд 26

Давайте беречь и защищать наших пернатых друзей !


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конкурс педагогического мастерства «Учитель года 2014 » Урок по литературному чтению Урок по литературному чтению Хабибуллина Гульнара Равильевна учитель начальных классов МОУ СОШ №4

Слайд 2

« Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле » Лев Николаевич Толстой

Слайд 3

« Я дарила детям радость, а дети возвращали мне молодость. Даже в 75 лет!» Агния Львовна Барто

Слайд 4

Блиц - опрос В каком году и где родилась Агния Барто? Кем был её отец? Помогала ли маленькая Агния своему отцу? В чём выражалась её помощь? Почему она заботилась о больных животных? Кем хотел видеть её отец? Чем увлекалась Агния? Кому посвятила стихи А. Барто? Чему учит читателей Агния Барто?

Слайд 5

Урок литературного чтения « Поэзия доброты»

Слайд 7

« На черёмухе снежной , как осколки зари, согревают в морозы душу мне снегири» Надежда Коновалова

Слайд 8

А. Барто « Снегирь»

Слайд 10

Сюжетное стихотворение Завязка. Основная часть. Заключение

Слайд 11

«Снегирь» А. Барто На Арбате, в магазине, За окном устроен сад. Там летает голубь синий, Снегири в саду свистят. Я одну такую птицу За стеклом видал в окне, Я видал такую птицу, Что теперь не спится мне.

Слайд 12

Энциклопедический словарь АРБА́Т - исторические улица и район Москвы, находящиеся в западной стороне центра столицы. Улица Арбат — одно из самых оживленных и популярных мест в Москве.

Слайд 14

Ярко-розовая грудка, Два блестящие крыла... Я не мог ни на минутку Оторваться от стекла. Из-за этой самой птицы Я ревел четыре дня. Думал, мама согласится - Будет птица у меня. Но у мамы есть привычка Отвечать всегда не то: Говорю я ей про птичку, А она мне про пальто. Что в карманах по дыре, Что дерусь я во дворе, Что поэтому я должен Позабыть о снегире. Я ходил за мамой следом, Поджидал ее в дверях, Я нарочно за обедом Говорил о снегирях. Было сухо, но галоши Я послушно надевал, До того я был хорошим - Сам себя не узнавал. Я почти не спорил с дедом, Не вертелся за обедом, Я "спасибо" говорил, Всех за все благодарил. Трудно было жить на свете, И, по правде говоря, Я терпел мученья эти Только ради снегиря. До чего же я старался! Я с девчонками не дрался. Как увижу я девчонку, Погрожу ей кулаком И скорей иду в сторонку, Будто я с ней незнаком .

Слайд 15

Толковый словарь С.И.Ожегова Галоши - низкая резиновая обувь, надеваемая поверх сапог, ботинок, валенок и т.п. для предохранения их от сырости.

Слайд 16

Мама очень удивилась: - Что с тобой, скажи на милость? Может, ты у нас больной - Ты не дрался в выходной! И ответил я с тоской: - Я теперь всегда такой. Добивался я упрямо, Повозился я не зря. - Чудеса,- сказала мама И купила снегиря. Я принес его домой. Наконец теперь он мой! Я кричал на всю квартиру: - У меня снегирь живой! Я им буду любоваться, Будет петь он на заре... Может, снова можно драться Завтра утром во дворе?

Слайд 17

Выразительность чтения Мальчик у витрины магазина. (Удивление, интерес) (Горе, терпение, настойчивость) (Бурная радость) 2. Мальчик плачет. 3. Мальчик радуется.

Слайд 18

Модель-описание Мальчик Снегирь настойчивый милый мечтает сидит счастлив в клетке Целеустремлённый ярко- розовый старается свистит

Слайд 19

Домашнее задание Придумать свою концовку стихотворения. Выучить наиболее понравившийся отрывок наизусть. По желанию проиллюстрировать стихотворение «Снегирь»

Слайд 21

Ситуации из жизни В комнату залетела птичка. Она мечется в испуге. Какие ваши действия? Я увидел во дворе раненую птицу. Какие твои действия? Зимой большое количество птиц погибает от холода и голода. Как им помочь?

Слайд 22

« Поэзия доброты» «Человек должен быть умён, прост, добр, справедлив. Только тогда он имеет право носить гордое звание ЧЕЛОВЕК.» К. Д. ПАУСТОВСКИЙ

Слайд 23

Оцени свою работу На уроке я узнал… Мне понравилось… Было трудно… Мне хотелось бы побольше узнать о… Я понял, что …

Слайд 24

Давайте беречь и защищать наших пернатых друзей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»

Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...

Открытый урок по литературному чтению "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны".

Открытый урок по литературному чтению для обучающихся 1 класса УМК "Гармония" в рамках Недели начальных классов по теме : "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны"....

Открытый урок по литературному чтению по произведениям русских поэтов «Снежок порхает, кружится… Поэзия зимы» для учащихся 2 классов.

сценарий литературной гостиной по произведениям русских поэтов «Снежок порхает, кружится… Поэзия зимы» для учащихся 2 классов.ЦЕЛЬ:Ознакомление учащихся с произведениями русских поэ...

Разработка урока по литературному чтению. Тема: Доброта как состояние души счастливого человека в рассказе А.П. Чехова «День за городом».

Внеклассная работа по предмету.Технологическая карта и конспект урока по литературному чтению в технологии РКМЧП. Тема: "Доброта как состояние души счастливого человека в рассказе А.П. Чехова &qu...

Открытый урок по литературному чтению по теме«Литературные сказки».

Форма проведения: урок-игра.Тип: урок развивающего контроля.Цель: создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «...