Занятие кружка «Чтение с увлечением» Тема: Саамская сказка «Волшебный котёл»
план-конспект занятия по чтению (4 класс)
С незапамятных времён рассказывали: где-то на севере Европы есть таинственная Лапландия-страна холода и мрака. Люди там ходят в звериных шкурах, без промаху стреляют из лука и умеют колдовать - по желанию даже летом могут вызвать снежную бурю. Бывает, рассказывали ещё старые мореплаватели, что небо там загорается, и прокатываются по нему волны зелёного и малинового огня. Что здесь, правда?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
saamskaya_skazka.docx | 23.91 КБ |
1.ppt | 1.99 МБ |
2.ppt | 2.7 МБ |
3.ppt | 2.04 МБ |
4.ppt | 2.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Занятие кружка «Чтение с увлечением»
Тема: Саамская сказка «Волшебный котёл»
Цели: продолжить знакомство с саамской сказкой.
Задачи:
- учить анализировать произведение;
- развивать внимание, речь;
- воспитывать интерес к устному народному творчеству коренных жителей севера, уважение к их обычаям.
Оборудование:
- компьютер;
- проектор;
- экран.
Материалы для занятия:
- словарь саамских слов;
- записи саамских мелодий
- сборник саамских сказок «Семилетний стрелок из лука», – Мурманское книжное издательство, 1990 г.;
- презентация.
Технологии:
• Сотрудничества;
• ИКТ (презентация, использование Интернет-ресурсов).
Ход занятия:
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(Слайд 1)
- Сегодня мы совершим удивительное путешествие в мир сказок.
(Слайд 2)
Предметы волшебные в сказках бывают,
Героев желанья они исполняют.
А, ну-ка, попробуй и ты, мой дружок,
Волшебных предметов набрать кузовок.
Ах, стряпуха! Ах, хозяйка!
Ты, дружок, её узнай-ка:
Стоит только расстелить –
Всех сумеет накормить,
Много всяких будет блюд,
Как стряпуху ту зовут?
(Скатерть – самобранка)
Много вёрст впереди,
Как бы их быстрей пройти?
Ты попробуй их обуть –
Одолеешь мигом путь.
(Сапоги – скороходы)
Её нигде не купишь
И даже не сошьёшь,
На голову наденешь,
Невидимым идёшь!
Ну, где же взять такую
На добрые дела,
И чтобы по размеру
И цвету подошла?!
(Шапка-невидимка)
Скажите нужные слова,
Взмахнув предметом тем едва,
И получайте результат…
Предмет тот можете назвать?
(Волшебная палочка)
(Слайд 3)
- А наше путешествие мы совершим на ковре-самолёте и отправимся в далёкую страну Лапландию.
- Кто живёт в этой стране? (Саамы)
- Что вы о них знаете? (Саамы – коренные жители кольского полуострова. Занимались оленеводством.)
С незапамятных времён рассказывали: где-то на севере Европы есть таинственная Лапландия-страна холода и мрака. Люди там ходят в звериных шкурах, без промаху стреляют из лука и умеют колдовать - по желанию даже летом могут вызвать снежную бурю. Бывает, рассказывали ещё старые мореплаватели, что небо там загорается, и прокатываются по нему волны зелёного и малинового огня. Что здесь, правда?
А почти всё! Действительно на территории нынешних стран России, Финляндии, Швеции, Норвегии - издавна живут охотники и рыболовы- саамы (Слайд 4-5). Они меткие стрелки, обувь и одежду шили и сейчас шьют из шкур оленя. Что до снежных бурь летом, то они и сейчас случаются - безо всякого колдовства: север, он и есть север. А чудо природы - полярное сияние, вы и сами видели (Слайд 6).
(Слайд7)
«Без прошлого нет будущего» – гласит народная пословица.
«Ты мира не узнаешь, не зная края своего», – писал Максим Горький.
- Любовь к родному краю, знание его истории – это основа духовной культуры всей страны.
- Саамский народ талантлив, богат своим прошлым, бережно относится к традициям своего народа. У него есть своя музыка, песни, танцы, игры и, конечно же, сказки.
- Какую саамскую сказку мы уже читали? («Чахкли»)
- Кто такие чахкли?
- Сказки возникли много тысяч лет назад, когда саами жили, в основном, за счет рыбной ловли и охоты. Слагали сказки только о знакомых животных и тех, на которых охотились.
В саамских сказках почти всё, правда. Если прочитать саамскую сказку, а потом побродить по здешним местам, то они покажутся на удивление знакомыми. Потому что, как только увидишь покрасивее сопку или посильнее падун на реке (водопад), или озеро какое-нибудь необыкновенное - сам обязательно про это сказку сложишь.
- Сегодня мы познакомимся с саамской сказкой, в которой есть волшебный предмет, исполняющий желания героев.
(Слайд 8)
- Определите название сказки, исключив повторяющиеся буквы:
щявкоалгшгяаекбщнмфымйф шакмоабтмёшлб
(«Волшебный котёл»)
(Слайд 9)
- О каком волшебном предмете пойдет речь в сказке?
IV. Первичное восприятие
1. До чтения.
Словарная работа.
(Слайд 10)
- В сказке вам встретятся следующие слова. Прочитайте их. Знакомы ли вам какие-либо слова? Что они означают?
Вежа погост Тундра варака тупа
- У вас на партах листки со значениями данных слов. Прочитайте.
(Слайд 11)
Вежа – древнее саамское жилище.
Погост – саамское поселение.
Тундра – плоскогорье, покрытое скудной растительностью.
Варака – невысокая горушка, заросшая густым лесом.
Тупа – жилище из брёвен с плоской крышей.
- Зная название сказки и слова, которые встретятся в ней, предположите, о чём пойдет речь?
2. Чтение сказки учителем или подготовленными учениками.
(Слайд 12)
- Эта сказка, включена в сборник саамских сказок «Семилетний стрелок из лука». Откройте 48 страницу.
- Послушайте сказку и докажите, почему данное произведение можно отнести к жанру «волшебные сказки»? (Волшебные герои, волшебные события, народная мудрость, зачин.)
- Подтвердились ли ваши предположения?
- Где происходили события?
- Какой отрывок сказки вам показался смешным?
- Что нового узнали о саамах?
Физминутка (гимнастика для глаз)
Встаньте, крепко зажмурьте глаза на 5 секунд, поднимите руки вверх, разведите в стороны, вперед, откройте глаза.
Руки на пояс, правую ногу согните и приставьте к колену. Не поворачивая головы, посмотрите влево-вправо (повторить несколько раз).
Поменяйте ногу.
Руки вперед. Приседаем 5 раз. Садимся.
V. Чтение и анализ произведения
1. Чтение 1-2 абзаца про себя.
- Почему в саамской семье котёл являлся большой ценностью?
- Что больше всего любил котёл? (В чистоте держали, бока не мяли, палками не били.)
2. Чтение цепочкой до слов «Вышел старик из вежи и пошел к котлу».
- Что вы узнали о героях сказки?
- О каких саамских обычаях рассказывается в сказке?
- О чём переживали старики?
3. Чтение до слов «Ушёл старик, а котел встряхнулся, встал на правое ушко…»
- Что вы узнали о котле? (Старик ходил к нему за советом.)
- О чем попросил старик?
- Какого слова не слыхивал старик в тундре? (Скучно.)
- Как объяснил котёл поведение дочери?
4. Чтение сказки до конца.
- Какие волшебные события произошли в сказке?
- Почему молодые люди испугались нового места? (Были морскими жителями, не представляли свою жизнь без моря, главным занятием являлось рыболовство.)
- Расскажите, что котёл сделал, чтобы все жили в мире и согласии?
5. Найдите предложения, в которых выражена главная мысль сказки.
(Вот что простой котёл натворить может. Если, конечно, с ним ласково обойтись.)
- Докажите, что котёл – волшебный предмет. (Разговаривает, двигается, помогает героям.)
6. Работа с пословицами
(Слайд 13)
- Прочитай те пословицы. Выберите ту, которая подходит к содержанию сказки. Обоснуй свой выбор.
Всякому мила своя сторона
Скучен день до вечера коли делать нечего
Где любовь там и согласие
VII. Итог урока
- С какой сказкой познакомились сегодня на уроке?
- Чему учит эта сказка?
- В чём её мудрость?
- Для чего мы знакомимся с саамскими сказками?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предметы волшебные в сказках бывают, Героев желанья они исполняют… А, ну-ка, попробуй и ты, мой дружок, Волшебных предметов набрать кузовок
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Географическое положение
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Без прошлого нет будущего» (Народная пословица) «Ты мира не узнаешь, не зная края своего» (Максим Горький)
щявкоалгшгяаекбщнмфымйф шакмоабтмёшлб щя в к о а л г ш гяа е к б щ н мф ы м й ф ша к м о аб т м ё ш л б волшебный котёл
"ВОЛШЕБНЫЙ КОТЁЛ" саамская сказка
Словарь саамских слов ВЕЖА ПОГОСТ ТУНДРА ВАРАКА ТУПА
Словарь саамских слов Вежа – древнее саамское жилище. Погост – саамское поселение. Тундра – плоскогорье, покрытое скудной растительностью. Варака – невысокая горушка, заросшая густым лесом. Тупа – жилище из брёвен с плоской крышей.
Всякому мила своя сторона. Скучен день до вечера коли делать нечего. Где любовь там и согласие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по кружку "Чтение с увлечением"
рабочая программа...
Тематическое планирование кружка "Чтение с увлечением"
Кружок «Чтение с увлечением» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “ Чтение с увлечением “. Тема занятия: “ Урок – спектакль по сказке Г.Х Андерсен “ Снежная королева “.
Цели и задачи внеурочного учебного занятия:формирование интереса к чтению и развития навыков чтения;обогатить представления четвероклассников о литературной сказке; познакомить...
Конспект урока по литературному чтению УМК "Перспектива". Тема: Дж. Родари «Волшебный барабан» Сочинение возможного конца сказки
Конспект урока по литературному чтениюТема: Дж. Родари «Волшебный барабан» Сочинение возможного конца сказки Цели деятельности учителя: создать условия формирования для создания конца...
Программа кружка "Чтение с увлечением"
программа...
План-конспект открытого занятия кружка «Мир логики» по теме: " Графический редактор «ПервоЛого». Учимся использовать его инструменты и палитру. Сохранение страницы альбома. Иллюстрация к сказке «Колобок».
План-конспект открытого занятия по "ПервоЛого" , проведенного на городском семинаре «Системный подход в работе с различными категориями учащихся через внедрение информационн...
Занятие кружка "Учение с увлечением"
Занятие кружка по русскому языку "Учение с увлечением" . 2 класс....