Программа кружка "Чтение с увлечением"
материал

программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ  «Липецкая ОШ»

Принята

на заседании педагогического совета

Протокол  от  31.08.2017 года  № 1

Согласовано:

Зам. директора  по УВР

________ Н.А. Григорьева

« 31 » августа 2017 года

Утверждаю:

Директор школы

_______ Е.В. Амельченкова

Приказ от  31. 08.  2017 года №  99

Рабочая программа

кружка по  внеурочной деятельности

«Чтение с увлечением»

класс  2

уровень: базовый

                                                                                 Составила: Баронова Е.В.

                                                                 учитель  начальных классов

                                                                

2017-2018 уч.год

Рабочая программа кружка по  внеурочной деятельности «Чтение с увлечением»

для 2 класса  разработана на основе следующих документов:

-Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- авторской программы «Чтение с увлечением. Удивительный мир природы», авторы М.В. Буряк, Е.Н. Карышева.

-Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в образовательной организации.

- основной образовательной программы начального общего образования    МКОУ «Липецкая ОШ»;

- положения о рабочей программе МКОУ «Липецкая ОШ»;

- учебного плана МКОУ «Липецкая ОШ» на 2017-2018 учебный год;

- календарного учебного графика на 2017- 2018 учебный год МКОУ «Липецкая ОШ»;

Рабочая программа кружка рассчитана на 1 час в неделю (34 учебные недели).

Одной из главных задач реформы общеобразовательной школы является повышение качества образования и воспитания учащихся. Наряду с уроками – основной формой учебного процесса, в начальных классах школ всё большее значение приобретает внеурочная работа.

Актуальность программы обуславливается потребностью общества в развитии духовно-нравственных, эстетических качеств личности человека; формировании социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности с помощью произведений природоведческого характера, а именно рассказов и сказок о родной природе. Произведения природоведческого характера имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они обогащают представление юного читателя о родной природе, помогают усвоить высокие нравственные принципы народа.

Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребёнка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей, поэтому новизна программы состоит в том, что данный курс «Чтение с увлечением» способствует формированию читательской компетентности второклассников, развивает их образное мышление, обогащает речь. Содержание занятий призвано расширить творческий потенциал детей, обогатить словарный запас, сформировать нравственно-эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Педагогическая целесообразность данного курса обусловлена возрастными особенностями второклассников, их разносторонними интересами, любознательностью, увлечённостью, инициативностью.

Основными целями изучения курса «Чтение с увлечением» являются:

  • развитие интереса у обучающихся к произведениям природоведческого характера, понимание идейного содержания сказок, рассказов о природе, оценивание поступков героев и событий;
  • формирование познавательного интереса к предметам литературного чтения, окружающего мира и русского языка через задания творческого и занимательного характера;
  • создание условий для интеллектуального и языкового развития обучающихся посредством изучения произведений о природе;
  • духовно-нравственное развитие личности.

Программа определяет ряд задач:

  • совершенствовать навыки чтения обучающихся;
  • формировать у младших школьников мотивацию к чтению, развивать их устойчивый и осознанный интерес к чтению рассказов и сказок о животных;
  • знакомить обучающихся с детской книгой как явлением культуры;
  • формировать читательские умения, расширять читательский кругозор;
  • формировать основы читательской культуры;
  • вырабатывать привычку к осознанному чтению, умению применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения и русского языка (развитие речи);
  • способствовать формированию информационной культуры обучающихся через разные виды заданий при работе с текстами;
  • развивать воображение, литературно-творческие способности второклассников;
  • развивать устную и письменную речь младших школьников;
  • совершенствовать коммуникативные навыки;
  • создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
  • формировать стремление ребёнка к рассуждению и поиску.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности литературоведческих знаний, а также личностную заинтересованность в их расширении.

Особенностями построения программы «Чтение с увлечением» является то, что в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществляется комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную сферы ребёнка. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора. Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость, доброта и т.д.

Характерной особенностью программы является занимательность изложения материала либо по содержанию, либо по форме.

Позиция педагога, проводящего внеурочное занятие, неоднозначна. Учитель выступает в качестве информатора, инструктора, организатора, аналитика, советника, консультанта, равноправного участника, наблюдателя.

  1. Планируемые результаты освоения программы кружка

«Чтение с увлечением»

Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • формирование целостного взгляда на мир средствами литературных произведений;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта чтения и слушания произведения природоведческого характера;
  • развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
  • восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств её осуществления;
  • овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами;
  • активное использование речевых средств для решения познавательных задач;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Коммуникативные:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;
  • умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • умение слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Предметные результаты:

  • понимание литературы как средства сохранения и передачи духовных и нравственных ценностей и традиций, принятых в семье, в обществе;
  • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов; устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения природоведческого характера, работать с планом произведения;
  • осознание значимости чтения для личного развития; формирование первоначальных этических представлений, понятий о доброте, заботе; формирование потребности в систематическом чтении;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, анализа текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • понимание роли чтения, участие в обсуждении содержания текстов, обоснование нравственной оценки поступков героев.

Ожидаемые результаты освоения программы

В результате изучения курса «Чтение с увлечением. Удивительный мир природы»:

Обучающиеся получат возможность:

  • закрепить умение работать с книгой;
  • закрепить умение работать с текстом;
  • проявить интерес к книге;
  • расширить читательский кругозор;
  • заинтересовать родителей, побудить их принимать активное участие в развитии познавательных способностей у своих детей.

Обучающиеся закрепят умение:

  • определять жанр произведения;
  • называть автора произведения;
  • записывать название произведения;
  • находить соответствия между словами, выражениями и их толкованиями;
  • соединять вопросы с ответами;
  • понимать содержание произведений и отвечать на вопросы;
  • заполнять таблицу, используя слова-подсказки;
  • определять верные и неверные выражения;
  • восстанавливать порядок плана;
  • восстанавливать цитатный план;
  • дополнять план произведения;
  • называть героев сказки или рассказа;
  • сопоставлять слова из текста с изображениями животных;
  • выбирать сюжет, к которому относится рисунок;
  • отвечать на вопросы теста;
  • дополнять предложения из текста и вписывать пропущенные слова;
  • дописывать слова-сравнения, используя текст произведения;
  • придумывать название рисунку;
  • восстанавливать порядок предложений на основе событий из текста;
  • составлять предложение к рисунку, используя слова для справок;
  • сопоставлять событие из рассказа со временем года, в которое оно происходило;
  • соединять части предложений;
  • определять смысл пословиц;
  • выбирать из пословиц те, которые соответствуют идейному пониманию сказки или рассказа;
  • давать характеристику герою, определять его качества характера;
  • анализировать поступки героев сказок и рассказов и делать вывод о том, какие действия являются положительными, какие отрицательными;
  • называть правила поведения в природе;
  • определять главную мысль произведения;
  • придумывать слова-ассоциации к предложенным словам;
  • определять тему и содержание произведения;
  • описывать героя, используя слова для справок;
  • определять качества героя, используя описания из текста;
  • разгадывать кроссворды;
  • разгадывать филворды;
  • разгадывать ребусы;
  • разгадывать анаграммы;
  • находить в таблице с буквами названия героев и закрашивать их;
  • составлять из букв слова;
  • составлять из предложенного слова новые слова;
  • дорисовывать и раскрашивать картинки;
  • отгадывать загадки;
  • дописывать слова-рифмы в загадку и стихотворение;
  • разгадывать зашифрованные слова;
  • зачёркивать буквы по указанному правилу и составлять слова и предложения;
  • использовать полученные на уроках литературного чтения и русского языка знания для выполнения заданий;
  • проявлять самостоятельность при выполнении заданий;
  • последовательно рассуждать, доказывать;
  • контролировать свою деятельность;
  • оценивать свою работу на занятии.

В качестве воспитательного результата внеурочной деятельности выступает непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Происходит это в процессе рассуждения детей о заботливом и бережном отношении к природе, о добром и чутком отношении друг к другу, при понимании того, что природу нужно любить и беречь.

Влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процессе развития личности производит стойкий воспитательный эффект.

На занятиях используются следующие формы контроля:

  • текущий – позволяющий определить динамику индивидуального уровня продвижения обучающихся;
  • итоговый – представлен в виде заданий на итоговом занятии;
  • самооценка – фиксируется учеником в конце каждого занятия и отражает определение границ своего «знания-незнания».

2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Рассказы и сказки В. Бианки (6 ч)

  1. Музыкант - 1 ч
  2. Лесной Колобок – Колючий Бок - 1 ч
  3. Подкидыш - 1 ч
  4. Теремок - 1 ч
  5. Заяц, косач, медведь и лиса - 1 ч
  6. Плавунчик - 1 ч

Рассказы и сказки Н. Сладкова (7 ч)

  1. Непослушные малыши - 1 ч
  2. Трясогузкины письма - 1 ч
  3. Топик и Катя - 1 ч
  4. Осень на пороге – 1 ч
  5. Кто в моём доме живёт – 1 ч
  6. Кто такой? – 1 ч
  7. Лиса-плясунья – 1 ч

Рассказы и сказки Е. Чарушина (5 ч)

  1. Друзья - 1 ч
  2. Что за зверь? - 1 ч
  3. Волчишко - 1 ч
  4. Кошка Маруська - 1 ч
  5. Болтливая сорока - 1 ч

Рассказы М. Пришвина (4 ч)

  1. Ёж – 1 ч
  2. Этажи леса – 1 ч
  3. Охота за бабочкой – 1 ч
  4. Хромка – 1 ч

Рассказы и сказки Э. Шима (5 ч)

  1. Неслышные голоса – 1 ч
  2. Молочком-то лучше! – 1 ч
  3. Медведь-рыболов – 1 ч
  4. Дятел, Синицы, Пищухи и Поползень – 1 ч
  5. Заячье семейство – 1 ч

Рассказы и сказки Г. Скребицкого (6 ч)

  1. Белая шубка – 1 ч
  2. Длинноносые рыболовы – 1 ч
  3. Сказка о Весне – 1 ч
  4. Длиннохвостые разбойники – 1 ч
  5. Пушок – 1 ч
  6. Дружба – 1 ч

Итоговое занятие (1 ч)

Конкретные предметные результаты и основные виды учебной деятельности прописаны к каждой теме в календарно-тематическом планировании.

Работа с информацией

Представление информации в виде предметных картинок и сюжетных рисунков.

На каждом занятии используются задания, которые можно разделить на четыре блока:

  • предметный блок;
  • блок по развитию речи;
  • воспитательный блок;
  • занимательный блок.

Отбор детской литературы для чтения производился по следующим критериям:

  • все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей младшего школьного возраста;
  • все используемые произведения входят в круг детского чтения и могут использоваться в процессе организации самостоятельного чтения.

Основными характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия, которые состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.

При проведении занятий традиционно используются три формы работы:

  • демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационном экраном;
  • фронтальная, когда обучающиеся одновременно работают под управлением педагога;
  • самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.

Обучение носит деятельностный и развивающий характер. В ходе занятий обучающиеся осваивают следующие виды внеурочной деятельности:

  • познавательная деятельность;
  • игровая деятельность;
  • художественно-эстетическая деятельность.

Занятия проходят во внеурочное время 1 раз в неделю. Продолжительность курса определена из расчёта 34 часа (1 раз в неделю).

Принципы проведения занятий

  1. Безопасность. Создание атмосферы доброжелательности.
  2. Преемственность. Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках.
  3. Сочетание статичного и динамичного положения детей.
  4. Учёт возрастных особенностей.
  5. Сочетание индивидуальных и групповых форм работы.
  6. Связь теории с практикой.
  7. Доступность и наглядность.
  8. Включение в активную жизненную позицию.
  9. Рефлексия. Совместное обсуждение понятого на занятии.

3.Тематическое планирование

№ п/п

Наименование тем

Всего часов

1

Рассказы и сказки В. Бианки

6

2

Рассказы и сказки Н. Сладкова

7

3

Рассказы и сказки Е. Чарушина

5

4

Рассказы М. Пришвина

4

5

Рассказы и сказки Э. Шима

5

6

Рассказы и сказки Г. Скребицкого

6

7

Итоговое занятие

1

Итого:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая программа "Учение с увлечением"

Игровая программа для третьеклассников содержит сценарий. Проведение игровой программы представлено в виде путешествия по станциям....

Приложения к игровой программе "Учение с увлечением"

Представлены задания, которые можно использовать в играх-путешествиях по станциям. Данные задания к разработке игровой программы "Учение с увлечением"...

Рабочая программа "Чтение с увлечением"

Рабочая программа «Чтение с увлечением» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на  основе Прог...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Чтение с увлечением. Мир природы» (общеинтеллектуальное направление) для 2 класса

Рабочая программа интегрированного курса «Чтение с увлечением. Удивительный мир природы» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обр...

Рабочая программа "Математика с увлечением" 4 класс

Актуальность программы заключается в том, что предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения ...

Рабочая программа "Математика с увлечением" 1 класс

Данный курс способствует глубокому и прочному овладению изучаемого материала, повышению математической культуры, привитию навыков самостоятельной работы, развитию творческих способностей и интереса к ...

Рабочая программа "Математика с увлечением" 2 класс

Данная рабочая программа является опорой при изучении смежных дисциплин, фундаментом обучения в старших классах. Новизна курса "Математика с увлечением" состоит в том, что он является интегр...