Первая неделя в школе. Обучение грамоте.
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Материалы для проведения первых уроков обучения грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Первая неделя в школе. Обучение грамоте | 21.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Первая неделя в школе. Уроки обучения грамоте.
Урок №1. Речь устная и письменная. Мир звуков и знаков.
1.Организационный момент.
- Ребята, попробуйте угадать, о чем говорится в загадке:
Дом на улице стоит,
Детвора к нему спешит.
Несут тетрадки, книжки
Девчонки и мальчишки. (Школа)
- Где вы сейчас находитесь?
- С какой целью родители привели вас в класс?
- - В первую школьную неделю мы познакомимся друг с другом, узнаем школьные правила, то есть мы будем учиться быть учениками. Итак, начнем наш первый урок.
- Вы знаете, что меня зовут … Но вы не можете сказать, что я люблю, чем увлекаюсь, какая у меня семья, где я живу, как я провела лето, есть ли у меня домашнее животное, какие фильмы и певцы мне нравятся. Все это вы можете узнать, задавая мне вопросы. Спрашивайте, что вас интересует, я буду отвечать.
- Когда все говорят одновременно, получается шум, мне трудно понять, что вы говорите. В школе есть правило: «Хочешь говорить – подними руку!»
- – Все, что мы говорим – это речь. Догадайтесь, как называется речь, которой мы сейчас с вами пользуемся.
- Такая речь называется устной, потому что пользуемся ртом (устами), произносим все при помощи голосового аппарата. Устной речью мы пользуемся, когда рассказываем, слушаем, спрашиваем. Устную речь мы СЛЫШИМ и ПРОИЗНОСИМ.
- Но кроме устной речи есть речь, которая в книгах, журналах обозначена буквами. Мы ее читаем. Это письменная речь. Навыками письменной речи мы овладеем на уроках письма.
4. Знакомство с учебником. Букварь стр. 1-2 Составление рассказа о «Первом сентябре» Расскажите, что вы видите? Какой день изобразил художник?
Какое у всех настроение? Расскажите, как у вас прошел первый день.
- Как называется все, что мы сейчас услышали? (Речь)
- Когда мы пользуемся устной речью? письменной?
Устная речь – слышим и произносим
Письменная речь – читаем и пишем
Физическая пауза.
Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики. Прыг-скок, прыг-скок, Сели травушку покушать, Тишину послушать. Тише, тише, высоко Прыгать на носках легко.
- – Как плачет ребенок? Как он удивляется? Как кричит ворона? Собака? Какие звуки издает пчела?
- Видели вы произносимые звуки?
- Звуки мы слышим и произносим. Чтобы звуки стали видимыми, для их обозначения придумали знаки- буквы.
- Итак, подведем итог:
- Все, что мы говорим – это (речь)
- Речь бывает (устной и письменной)
- Можем ли мы увидеть звук? (нет)
- Чтобы сделать звук видимым, надо обозначить его (буквой или знаком) - Кому из вас понравился наш урок?
- Что запомнилось больше всего?
- Кому из вас понравилось отвечать на вопросы?
- А кому спрашивать?
Дополнительный материал к уроку.
Зашумел осенний лес золотой листвою. С теплым летом расставаться грустно нам с тобою. Колокольчик зазвенит, звонкий и веселый. Он сегодня всех ребят приглашает в школу. Постучит в окошко клен красно-желтой лапкой, И чирикнет воробей: «В добрый путь, ребятки!»
Урок №2. Предложение.
- – Как вы думаете, всегда ли человек мог говорить?
- В очень давние времена человек мог передавать свои мысли только жестами и отдельными звуками. Позже он придумал различные звуки для обозначения многого из того, что он узнавал и создавал сам. В этом величайший секрет речи. Знает этот секрет только человек, в том числе и вы. На это человечеству потребовалось сотни тысяч лет, у вас заняло три года от момента рождения. К концу первого года жизни вы знали только несколько очень коротких слов. К трем годам – уже около тысячи слов. А теперь вы свободно разговариваете на любую тему.
Попросите родителей рассказать вам, какие первые слова вы произнесли, как вы сообщали о своих желаний, настроениях, когда были маленькими, как вы называли машину, собаку, конфету. Может быть так:
Сын зовут: Агу! Агу! Мол, побудь со мною! А в ответ: Я не могу! Я посуду мою! Но опять: Агу! Агу! Слышно с новой силой. И в ответ: Бегу! Бегу! Не сердись мой милый!
- Расскажите, как у вас прошел первый школьный день.
- Как называется все то, что мы сейчас говорим? (Устная речь)
Устная речь делится на части, которые позволяют понимать, о чем идет речь или о чем ведется разговор. Эти части называются предложениями.
Физическая пауза.
Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики. Прыг-скок, прыг-скок, Сели травушку покушать, Тишину послушать. Тише, тише, высоко Прыгать на носках легко.
3. Работа с учебником. Букварь.
- Что дети дарят учительнице?
Дети дарят цветы.
-Что мы сказали? (Предложение)
- Каждое предложение выражает какую-нибудь мысль. Графически предложение изображается так: !_____ .
Главная мысль нашего предложения – дети дарят.
- Куда пришли дети?
Дети пришли в школу.
- Что вы сказали? (Предложение)
Произнесите еще раз. Какая главная мысль у этого предложения?
Это предложение можно расширить, то есть добавить в него другие слова, но главная мысль останется такой же.
(Мальчики и девочки пришли в школу.)
- Как по- другому сказать?
(Дети пришли в школу с ранцами и цветам.)
В конце каждого предложения делается остановка или маленькая пауза. Одну и ту же мысль можно выразить по-разному.
- Послушайте стихотворение, а затем расскажите, о чем в нем говорится.
Ветер тучу в небе отыскал, А потом дождем веселым расплескал. Рыжий щенок сушил на солнышке бока И лакал из теплой тучи облака.
- Постарайтесь запомнить стихотворение и рассказать его дома.
- Составьте предложение о петухе, о мышке, о лягушке.
- Почему вы решили, что сказали предложение? (Мы выразили мысль.)
- Итак, что выражает предложение?
- О чем мы можем рассказать, составляя предложение? (Обо всем, что мы видим, чувствуем.)
- Кому было интересно на уроке?
- Кто из вас поднимал руку и отвечал на вопросы?
Урок №3. Предмет и слово.
- Начнем сегодня наш урок с игры «Доскажи словечко». А затем со словами-отгадками придумаем предложения, состоящие из двух слов.
- Рисовать решила дом.
Открываю свой … (альбом).
- Рисовать умеет наш
Деревянный …(карандаш).
- Вдруг прямою станет змейка,
Если есть в руках … (линейка).
- В альбоме буду рисовать,
А для письма нужна … (тетрадь).
- Гриб, медведь, лиса, корзина –
Все слеплю из … (пластилина).
- Какая общая тема объединяет все слова, которые вы досказали?
- Как надо обращаться со своими школьными принадлежностями?
- Давайте составим предложение со словом … (альбом, карандаш…)
-Что мы использовали для составления предложений? (Слова)
-Значит можно сказать, что предложения состоят из слов? (Да)
- - Ребята, а что такое слово? Что могут называть слова? - Слова называют предметы, действия предметов, признаки предметов.
- Давайте назовем предметы, которые вы видите в классе . - Назовите действия, которые я совершаю. - Давайте назовем признаки нашего класса ( какой он?)
- Давайте подумаем, а на какие вопросы отвечают предметы.
( Как мы спросим про тетрадь? Мама, это … что? Как мы спросим про кошку? Мама, это … кто? )
Предметы отвечают на вопросы КТО? или ЧТО?
Физкультурная минутка. Игра «Повтори, что слышишь, а не видишь»
- – Какие слова сразу вспоминаются, когда говорят: «дождь»?
(молния, гром, ветер, град, радуга, вода, капельки)
- Какой вопрос мы зададим к этим словам? - Как вы думаете эти слова обозначают одушевленные или неодушевленные предметы?
- А сейчас отгадайте загадки о героях ваших любимых сказках.
1) Чтоб взлететь над землей, ступа ей нужна с метлой. ( Баба-Яга)
2) В Простоквашино живет, все хозяйство там ведет. Адрес точный я не знаю, но фамилия – морская. ( Кот Матроскин)
3) Той девчонки нет прекрасней, той девчонки нет умней. И Пьеро, ее вздыхатель, целый день поет о ней. ( Мальвина)
4) Да, ребята, в этой книжке малыши живут малышки. И еще живет один чудак, все он делает не так. Неумейкой он слывет. Кто его нам назовет? ( Незнайка)
- Какой вопрос мы зададим к этим словам?
- Эти слова обозначают одушевленные или неодушевленные предметы?
- Подведем итог.
- Из чего состоит наша речь? (Из предложений)
- Из чего состоят предложения? (Из слов)
- Что обозначают слова? (Предметы, действия предмета, признаки предметов)
- У кого из вас веселое настроение?
Урок №4. Устная речь. Урок слушания.
- Повторение изученного.
Ну и эхо!
Ну и эхо! Вот потеха!
Слушать не могу без смеха!
Крикнул громко: «Стрекоза!»
А оно в ответ! «Коза!»
Говорю: «У Тани косы».
А оно кричит мне: «Осы!»
Я спросил его: «Ты кто?»
Отвечает эхо: «То».
Ну и эхо! Вот потеха!
Повторяет все не то!
- Какие слова исковеркало эхо?
- Кому из вас приходилось слышать эхо?
- На какие вопросы отвечают предметы?
- Слова, отвечающие на вопрос кто? обозначают какие предметы?
- А на вопрос что?
- К какой группе вы отнесете слова? (на доске кто? что? и картинки: стрекоза, коза, коса, оса)
- Сегодня у нас урок слушания.
- У кого дома есть книжки со сказками, рассказами? Кто из вас их сам читает? А кто любит, когда читают родители?
Чтение учителем. Беседа по услышанному произведению.
- Итог. – Понравился вам урок слушания?
Каждая книга таит в себе великие тайны, которые открывают перед человеком окружающий мир. Я очень хочу, чтобы книги стали вашими спутниками на всю жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку обучения грамоте "Первый букварь" 1 класс "Школа России"
Презентация к уроку обучения грамоте "Первый букварь" 1 класс "Школа России"...
Сценарии родительских собраний. 1 класс. Первая неделя в школе.
родительское собрание в 1 классе. Адаптационный период....
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО) 1 класс 2ч. в неделю. для школ с родным (нерусским) русским (неродным) языком обучения. Л.Д. Митюшина.
КТП по русскому языку для 1 класса 2 часа в неделю по ФГОС...
Тематическое планирование по обучению грамоте (грамота) - 4 ч. в неделю, авторы Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. 1 класс. УМК «Перспектива».
Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманист...
Развитие устной речи учащихся первого класса на уроках обучения грамоте (русского языка)
Задача развития устной речи у учащихся – одна из серьезных задач, стоящих перед школой. Исследования как в прошлом (Ф.И.Буслаев, К.Д.Ушинский, И.И.Срезневский, Н.С.Рождественский, М.Т.Бара...
«Школьный старт» «Школьный старт» - это принципиально новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе.
«Школьный старт» - это принципиально новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе.Он позволяет:- получить достоверную информацию о то...
Учебные минимумы по Обучению грамоте и математике ( тесты) первое полугодие 1 класс Школа России
Обобщающие тесты по итогам первого полугодия 1 класса...