Конспект урока М. Пришвин "Моя Родина" 3 класс
план-конспект занятия по чтению (3 класс)

Урок составлен в соответствии с ФГОС. Это первый урок раздела "Люби живое".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc616 КБ

Предварительный просмотр:

Коленкина  Ирина Анатольевна

МБОУ «Средняя школа №5»

города Слободского Кировской области.

Конспект урока

Пришвин «Моя Родина» 3 класс

Тема урока: М. Пришвин. "Моя Родина".

Цель: 

- знакомство с новым произведением М. М. Пришвина «Моя Родина».

Задачи:

- учить понимать смысл текста;

- формулировать основную мысль своими словами;

- сравнивать свои наблюдения с теми, которые описывает автор.

Планируемые результаты:

Предметные:

- формировать умение работать с текстом произведения;

- обогащать читательский опыт детей;

- учить применять полученные знания, при  работе с  текстом.

Метапредметные:

-познавательные:

  • формировать умение понимать контекстуальную речь на основе воссоздания картины событий;
  • развивать умения решать творческие задачи;

-регулятивные:  

  • формировать умение учиться определять деятельность на уроке;
  • развивать самоконтроль, учебную самостоятельность.

- коммуникативные:

  • формировать умение слушать и понимать других;
  • умение произвольно строить контекстуальную речь;
  • работать в  группах;
  • стимулировать мотивацию обучения через применения технологии продуктивного чтения.

- личностные:

  • пробуждать любовь к родной природе и ко всему живому;
  • прививать бережное отношение к окружающему миру;
  • воспитание эмоционально-эстетического восприятия художественного произведения.

Тип урока: ознакомление с новым знанием.

УМК:

Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 3 класс. Часть 2.

Ход урока:

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел для нас звонок – начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

2. Актуализация знаний, антиципация чтения, появление темы, целей урока.

-Прочитайте  на карточках строки из стихотворения:

Если скажешь слово «Родина»

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка – скромница

И ромашковый бугор…

- Догадались?  О чем будет новое произведение? ( О Родине)

Этап I: работа с текстом до чтения:

- Сегодня мы познакомимся с одним из произведений, которое открывает новый раздел в нашем учебнике. Откройте учебник на стр. 57 и прочитайте  название раздела («Люби живое»).

- Как вы понимаете выражение "Люби живое".

- Прочитайте название  произведения и фамилию автора.

Тема урока: М. Пришвин "Моя Родина".

- А поставить цели нам поможет памятка:

 Познакомимся..

Будем учиться ???

Учиться работать в

- У слова родина есть ещё одно значение. Давайте подумаем какое? Послушайте. 

«Если каждый человек на куске своей земли сделал бы все, что может, как    прекрасна была бы Земля наша».

- О каком кусочке земли идёт речь?

- Ещё значение имеет слово "родина" - кусок земли на котором мы родились и живём? Наша малая родина: где мы родились, где живут наши родители.

Родина - кусок земли, на котором человек родился.

- Красоту нашей Родины, родную природу воспевали многие писатели: Конст. Паустовский, Е. И. Чарушин, М.М. Пришвин.

- Познакомимся с ключевыми слова:

МАТЬ

ЧАЙ С МОЛОКОМ

ВСТАВАТЬ РАНО

УХОДИЛ НА ОХОТУ

- Давайте предположим о какой родине будет рассказ об огромной стране России или о малой родине, о месте, где мы родились?

Этап II: работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение текста самостоятельно с пометкой незнакомых слов.

- Какие слова оказались вам незнакомы?

Чтение вслух.

 Чтение 1 абзаца

-  Кто является главным героем произведения? (сам автор = Я)

- Пришвин в этом рассказе маленький или уже взрослый человек?

- Когда вставала мама?

- Что однажды сделал маленький Пришвин?

- Чем его угостила мама?

- В чём кипятилось молоко? ( в глиняном горшочке)

- Чем покрывалось молоко? (румяной пенкой)

- Каким был чай от этого молока? (прекрасный)

Чтение 2 абзаца

-Как вы думаете, изменилось ли что-нибудь в жизни рассказчика после этого угощения?

-Объясните выражение «решило мою жизнь в лучшую сторону»?

- Привык ли он к утреннему вставанию?

- Как об этом говорит автор? Прочитайте.

-Что ещё не мог пропустить автор?

Чтение 3 абзаца

- В городе люди обычно встают поздно. А как Пришвин вставал, когда жил в городе? Почему?

(Это стало его привычкой) 

- О чём думал автор? Прочитайте.

- Он пробуждался вместе с животным и растительным миром.

- Догадались почему автор вставал рано?

 Он очень любил природу.

Чтение 4 абзаца
- Как вы думаете какой совет даёт нам автор? (вставать с солнцем)

- А если человек будет вставать с солнцем, что у него прибавится? (здоровье. Радость)

Чтение 5абзаца

- Куда уходил Пришвин после чаю?

- В чем заключалась охота для писателя? (в находках)

- Как вы понимаете значение слова "находка"?

- Но у Пришвина на охоте были свои находки? Что он находил? Прочитайте.

Чтение 6 части

- Какое слово вам не понятно?

- Что обозначает слово "кладовая"? Какой словарик надо взять, чтобы узнать значение слова? Обратимся к толковому словарю Ожегова.

- К кому обращается автор в этой части?

- Как он к вам обращается?

-Как он называет Вас? (хозяевами)

-  С чем сравнивает автор природу? (кладовая)

- Не просто кладовая, а кладовая солнца. Почему? 

(Кладовая солнца – вода, растения и животные, запасы еды. Как у человека в кладовке).

- Именно солнце – источник жизни, а его «кладовая» – природа – позволяет существовать всему живому.

- Как вы думаете, о каких сокровищах жизни говорил писатель?

(Все, чем богата природа, автор называет сокровищами жизни).

-Найдите совет.

Этап III: работа с текстом после чтения.

-Что значит Родина для Пришвина?

- Эти воспоминания важны для писателя?

 (Да. Они определили его жизнь)

- Как вы думаете: какая главная мысль текста?

А охранять природу - значит охранять и родину.

3. Определение жанра произведения. Приём «Фишбоун.

4. Рассказ о писателе.

-Каким человеком был писатель?

Жизнь и творчество Пришвина- это увлекательное путешествие: иногда в соседний лес, а бывает и в дальние страны. Неутомимый путешественник. Он исходил и изездил многие места нашей страны. Он умел видеть необыкновенное, волшебное в самом простом. И всё это вы прочитаете в его книгах. (Выставка книг)

5. Творческие задания. (работа в группах)

«Думаешь, чудеса  - далеко, а они здесь, рядом».

Учитель предлагает отрывки из произведений Пришвина.

1 группа «Берестяная трубочка»

2 группа «Золотой луг»

3 группа «Разговор деревьев»

4 группа «Этажи леса»

-О каких открытиях вы прочитали?

6. Рефлексия. Закончи предложения.

  • На уроке я узнал…
  • Мне понравилось…
  • Я понял…

7.Закрепление.

- Давайте вспомним цели урока.

- Какое правило мы должны унести с урока и запомнить на всю свою жизнь?

8. Домашнее задание (по выбору)

1.Найти материал  о М.М. Пришвине.

2. Написать сочинение о малой родине.

3. Написать мини-сочинение о своих открытиях в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе

Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...