Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы.
статья по чтению
Материал может быть использован на МО учителей начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_chitatelskoy_gramotnosti.docx | 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование читательской грамотности младших школьников
Проблема повышения читательской грамотности детей, воспитания любви к чтению, книге в данный момент времени выходит на первый план. В настоящее время наблюдается снижение уровня читательской культуры населения в целом, и интереса детей к чтению в частности. В настоящий период времени чтение книг заменяется компьютерными играми, общениями в соцсетях, реже, просмотром телепередач. Поэтому вопрос формирования читательской грамотности школьников становится весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, т.к. она является основой развития интереса к чтению. Перед учителем стоит сложная задача - формирование у каждого школьника желания, умения выбирать и читать книги, то есть формирование школьника-читателя. Формирование младшего школьника как читателя затрагивается в Федеральном государственном стандарте начального общего образования, согласно которому «приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование необходимого уровня читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования»
Уроки литературного чтения создают основу всего последующего образования, в котором чтение носит ярко выраженный и метапредметный характер. Они играют основополагающую роль в формировании читательской грамотности младших школьников, осознании себя как читателя. Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
В период формирования читательской грамотности предполагается приобретение и развитие таких умений, как готовность к смысловому, осознанному чтению, способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной деятельностью, ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях. Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения предполагает использование разнообразных приемов, обеспечивающих успешное решение данной проблемы.
Существует несколько особенностей формирования читательской грамотности:
1. Формирование навыка чтения. Оно строится на
- умении правильно читывать слова;
- понимании смысла прочитанного текста;
- выразительном чтении;
2. Овладение техникой осознанного чтения.
3. Формирование читательских приоритетов, интересов.
Выбор методов и приемов должен быть таким, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению. В начальной школе интересными становятся шарады, применение загадок, игры со словами, задания на выбор слогов, на поиск необходимых букв для построения слова, затем фразы. И т.д. В старших классах можно использовать методику построения синквейна. Все эти приемы ведут к формированию читательской грамотности. Но формировать эти умения необходимо с развитием читательской самостоятельности.
Великий педагог К.Д. Ушинский писал: «Читательская самостоятельность - это способность читателя понять образцовое произведение и почувствовать его». Поэтому очень важно в начальной школе научить ребёнка «разговаривать» с книгой.
«Общение с книгой имеет свои закономерности и работе с книгой нужно целенаправленно учить, поэтапно формируя читательскую грамотность и читательскую самостоятельность» (Н. Светловская).
В начальной школе детская книга является предметом специального изучения в системе уроков чтения. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников - задача уроков классного чтения. Именно эти уроки могут способствовать развитию личности учащихся. Книги должны быть разнообразны, грамотно подобраны и соответствовать возрасту ребенка. Поддерживая интерес к чтению, важно беседовать о прочитанном, поддерживать похвалой, советовать, помогать ребёнку соотносить действия героев с жизненной ситуацией. На развитие познавательного интереса к чтению влияет также и организация учебного процесса, эмоциональная атмосфера общения, оптимальное сочетание различных методов и приёмов. Учитель должен помочь каждому ребёнку увидеть в книгах собеседников, мудрых друзей, научить «разговаривать» с ними.
В программах ФГОС НОО выделены следующие разделы, направленные на формирование читательской самостоятельности младшего школьника:
- библиографическая культура: книга как особый объект, ее элементы, виды и типы книг, виды информации в книге, библиографические умения: ориентирование в книге (учебной, художественной, справочной) по ее элементам, как выбрать книгу;
- круг детского чтения: представленность разных видов книг (историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая), детские периодические издания; основные темы детского чтения;
- работа с разными видами текста, поиск информации в разных текстах (художественном, учебном, научно-познавательном).
В начальной школе дети проходят несколько ступеней в формировании читательской грамотности. На подготовительном этапе дети овладевают правилами самостоятельной читательской деятельности:
- восприятие и воспроизведение прослушанного произведения с помощью учителя;
- ориентировка в одной книге по обложке и иллюстрациям внутри книги после ее прочтения учителем вслух;
- освоение закономерностей: содержание книги - иллюстрации, заглавие, автор;
Если дети в классе имеют разный уровень подготовки, то основным методом изучения становится чтение-рассматривание книги, как собеседника. Дети должны научиться сопоставлять события, т.е. думать над книгой. Чтобы достичь положительного отношения учащихся к деятельности с книгами, необходимо выполнять следующие условия:
а) отбирать книги в соответствии с требованиями;
б) организовать активную учебную деятельность с книгами на уроках и во внеурочное время.
Работая с книгой, дети должны уметь ответить на вопросы: Что здесь нарисовано? О чем мы думаем, рассматривая эту иллюстрацию? Что тебе знакомо? Что ты узнал нового? О чем можно размышлять рассматривая эти картинки ? Где фамилия автора? Где заглавие книги?
Вопросы после чтения: Знаком ли, нам этот автор? Какие его книги уже знаем?
На втором - начальном этапе, дети уже должны ориентироваться в каждой из группы книг до чтения.
Они должны воспринимать и воссоздавать произведения в процессе и после самостоятельного чтения избранной книги - с опорой на иллюстрации. Сопоставлять книги с другими известными книгами по сходству, контрасту и т.д. Освоить закономерности, упорядочивающие читательский кругозор учащихся: книга-тема, книга-автор, книга-жанр, автор-книги. На этом этапе учитель организует самостоятельное рассматривание детьми книги, т.к. ученики подготовлены к тому, чтобы определить содержание и тему. Существенным отличием первого этапа от начального является то, что детям предлагается для рассматривания не одна книга, а группа книг от двух до пяти и не обязательно в типовом оформлении. Круг чтения - детская художественная и научно-художественная книга, различная по тематике и жанрам. Основное место занимает самостоятельная индивидуальная работа учащихся с детскими книгами. Для этого учитель выставляет книги у доски и приучает детей рассматривать их до урока
Самостоятельно разобравшись в книгах, учащиеся должны определить, о чем будет урок, «что будем читать».
Следующий этап – основной. Это формирование желания и умения читать книги по собственному выбору. Для достижения этой цели складываются два аспекта: первый для учащихся 3 класса - формирование подлинной самостоятельности при ориентировке в книгах с целью выбора книги или произведения для себя, исходя из сформированности навыка чтения; второй для учащихся 4 класса - формирование базы для использования умения выбирать книги и читать их с целью самообразования, исходя из личностного интереса не только для уроков чтения, но и по другим предметам начального обучения. На основном этапе учитель отрабатывает умение ориентироваться в книгах, выбирать их, соотнося со своими возможностями и потребностями, и читать, пользуясь приобретенными знаниями, на максимально доступном уровне; а также сосредотачивает внимание детей на умении вчитываться в текст произведения, запоминать его, заучивать наизусть отрывки и формирует привычку читать способом изучающего чтения. У учащихся формируются основы самообразования - самостоятельный в соответствии с индивидуальным интересом выбор книг по заданной теме или по собственной потребности по различным областям знаний. Чтение из цели превращается в средство решения образовательных и личностных задач ребенка (огромную помощь на этом этапе оказывают школьные библиотеки).
У детей формируются читательские умения:
- Умение воссоздавать в воображении картины, нарисованные писателем;
- Умение воспринимать мир чувств и переживаний литературных героев;
- Умение видеть авторскую позицию во всех компонентах текста художественного произведения;
- Умение давать самостоятельную оценку художественного произведения в единстве содержания и формы.
Учитель становится консультантом, помощником, другом, он поощряет, нацеливает ребенка на грамотную работу с книгой, развивает читательский интерес, самостоятельность.
Подводя итог всему сказанному, хочется подчеркнуть, насколько важно включать каждого ученика в активный, самостоятельный познавательный процесс. Привлечение читательского опыта школьников, использование возможностей детских книг являются особенностью организации обучения и формирования основ читательской грамотности. Это поддерживает интерес учащихся к деятельности с книгой и развивает читательскую эрудицию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ критического мышления у обучающихся начальной школы
Формирование основ критического мышления у обучающихся начальной школы...
Формирование коммуникативной компетенции обучающихся начальной школы.
Работа посвящена формированию коммуникативной компетенции обучающихся начальной школы. Приводятся разные типы заданий на отработку данных компетенций....
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие ф...
"Исследовательский проект – путь к формированию универсальных учебных действий обучающихся начальной школы" (из опыта работы учителя)
Опыт работы учителя по формированию универсальных учебных действий обучающихся начальной школы МБОУ "Гимназия №8" с презентацией творческой работы....
Компетентностный подход по формированию ууд обучающихся начальной школы.
Компетентностный подход по формированию УУД обучающихся еачальной школы....
МОНИТОРИНГ ФОРМИРОВАНИЯ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В РАМКАХ ФГОС НОО.
Выступление на МО...
Роль занятий в музее для формирования у обучающихся начальной школы познавательной активности.
В данной статье рассматривается важность музейной педагогики как науки. Занятия в музее очень важны для обучающихся начальной школы. Такие занятия способствуют развитию познавательного интереса, умени...