Конспект урока по теме «Е. Чарушин «Страшный рассказ» 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)
--------------------
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_lit.chteniyu.docx | 20.08 КБ |
razdatochnyy_material_i_plan.docx | 1.61 МБ |
teh.karta_lit.chtenie.docx | 27.84 КБ |
prezentatsiya_na_lit.chtenie2.ppt | 1.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме «Е. Чарушин «Страшный рассказ» 2 класс
Цель: формирование умений анализировать и оценивать прочитанное, выделять идею литературного произведения.
Задачи:
Дидактические: познакомить с биографией и творчеством Е. Чарушина; познакомить с произведением «Страшный рассказ»; познакомить с устаревшими словами; расширить знания о еже и его повадках.
Развивающие: развивать навыки выразительного, беглого чтения; учить делить текст на смысловые части и озаглавливать;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к животным, к природе.
Мотивационно-целевой этап:
-Здравствуйте, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Я рада видеть всех вас сегодня на уроке. Все готовы? Проверьте принадлежности к уроку. Присаживайтесь!
Постановка проблемной ситуации:
-Ребята, на слайде вы видите фразы из произведений. Давайте попробуем отгадать названия и авторов данных произведений по этим фразам. (слайд 1)
- -Что вы будете делать с утятами? - строго спросил я ребят. Они струсили и ответили: -Пустим. (М. Пришвин. «Ребята и утята»)
2) Был у кошки сын приёмный –
Не котёнок, а щенок,
Очень милый, очень скромный,
Очень ласковый сынок. (В. Берестов. «Кошкин щенок»)
3) — Ну и храбрецы! — сказал он. — Я один прогоню эту стрекозу. Вот вы увидите завтра.
— Ты хвастаешь, — сказали утята, — завтра ты первый испугаешься и побежишь. (Б. Житков «Храбрый утенок»)
4) И только Шура хотел сказать, что он и крокодилов не боится, как вдруг они слышат — за дверью, в сенях, кто-то негромко топает ногами по полу: топ.… топ.… топ.… шлёп.… шлёп… топ… топ... (Е. Чарушин. «Страшный рассказ»-не смогут определить)
-Какую из фраз вы не смогли отгадать? (4).
-Почему? (не читали данное произведение)
-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на нашем уроке? (о произведении, которое не смогли отгадать)
-Правильно, сегодня мы будем говорить о произведении нового автора Евгения Ивановича Чарушина «Страшный рассказ».
-Давайте сформулируем цель нашего урока? (научиться работать с художественным произведением) (слайд 2)
Проектировочный этап:
-Как вы думаете, что мы должны знать, чтобы достичь нашу цель? (предположения)
-Я предлагаю вам составить план. Нам нужно: 1) познакомиться с биографией и творчеством Е. Чарушина; 2) прочитать произведение Е. Чарушина; 3) узнать значение незнакомых слов; 4) узнать о особенностях ежа. (на доске)
Процессуальный этап:
-Евгений Иванович Чарушин вырос в семье архитектора Вятской губернии. Отец много разъезжал, нередко брал с собой сынишку и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Детство Чарушина прошло в обстановке, благоприятной для развития творческих способностей. Ему замечательно удавались портреты, и живописные, и словесные. (слайд 3-5) После окончания Ленинградской Академии Художеств Чарушин сблизился с кружком писателей при библиотеке детской литературы и ему предложили иллюстрировать книги В.В. Бианки. Ему принадлежат отличные рисунки к книгам М. Пришвина, С. Маршака, Д. Мамина-Сибиряка. (слайд 6)
-Давайте посмотрим на обложки книг. Как вы думаете, о чем пишет автор? (о животных) (слайд 7)
В 1930 году вышел его первый рассказ. Уже первые произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий художник- анималист (как вы думаете, кто это?), т. е. художник, изображающий животных. Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей. (слайд 8)
Чарушин говорил: «Я приучился с детства понимать животное – понимать его движение и мимику. Мне даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животного». (слайд 9)
-Ребята, с чем мы сейчас познакомились? (с творчеством и биографией Евгения Чарушина)
-Какой пункт плана мы с вами выполнили? (1)
- Откройте учебники. Прочитайте название рассказа.
- Было ли вам когда-нибудь страшно?
-Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?
-Чтобы узнать, давайте прочитаем рассказ, но сначала познакомимся с новыми словами.
Словарная работа: стемнело-наступил вечер, негромко-тихо, шлепает-топает (слайд 9)
Сени - в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом.
Чулан - помещение в доме, служащее кладовой; клеть или часть сеней в крестьянской избе. (слайд 10 и 11)
-А как сейчас мы называем такие помещения? (коридор, веранда, кладовка)
-Прочтение рассказа (Читает учитель).
-Понравился вам данный рассказ? Чем?
- Действительно, произведение было страшным?
-Почему же автор назвал его именно «Страшный рассказ»? (заинтересовать читателя)
-Как звали главных героев рассказа? (Петя и Шура)
-Какими вы представляете себе их?
-Что интересного мы можем о них рассказать?
-Кого испугались мальчики? (Ежа)
-Ребята, а у вас была ситуация в жизни, когда вы вели себя так же как эти мальчики. Может расскажите нам эту историю.
-Какой пункт плана мы с вами выполнили? (2)
-Давайте теперь разделимся на группы, 1 группа будет работать у интерактивной доски, 2 группа у доски (карточки), а 3 группа на своем месте (карточки). Вам нужно разгадать кроссворд.
-Давайте проверим кроссворд (интернет-платформа «LearnibgApps.org»; 1-рассказ; 2-сени; 3- чулан; 4-ежа; 5-Евгений)
-Молодцы! Если вы допустили ошибки поднимите красную карточку, если не допустили их, то зеленую.
-А теперь какой пункт плана мы выполнили? (3)
-Давайте теперь отдохнем.
Физминутка:
Ёжик топал по тропинке
И грибочек нёс на спинке.
Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша.
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгай-ка.
В огороде чьём-то ловко
Раздобыл косой морковку.
Прибежали, прибежали,
Ёжики, ёжики.
Наточили, наточили
Ножики, ножики.
Прискакали, прискакали
Зайчики, зайчики.
Ну-ка вместе, ну-ка дружно:
«Девочки! Мальчики!»
-Отдохнули? Теперь можно продолжить урок.
-Давайте еще раз прочитаем произведение. (Дети читают самостоятельно)
-Как вел себя ежик, когда его нашли? Найдите и прочитайте эти строчки.
-Ребята, а что вы знаете о ежах?
-Для чего же ежик забрался в дом ребят? Где его настоящий дом?
-Кто может мне помочь, прочитать о таких удивительных животных.
Обитают ежи в основном в смешанных лесах, а также запущенных садах и парках. Днем прячутся среди кустарников, под кучей хвороста и листвы. Ночью выходят кормиться. Пищей ежам служат жуки, дождевые черви, лягушки, ящерицы, змеи и мыши.
В случае опасности ежик свертывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя. Еж приносит пользу, уничтожая таких вредителей леса, как хрущи и их личинки. (слайд 12)
-Давайте теперь выполним задание в парах, у вас на партах лежит лист (еж и мальчики) и конверт, вам нужно разделить слова на две группы, что относится к ежу и, что относится к мальчикам.
-Теперь давайте проверим. Что относится к ежу, что к мальчикам? (интернет-платформа «LearnibgApps.org»
- Хорошо, молодцы. Если вы допустили ошибки поднимите красную карточку, если не допустили их, то зеленую.
-Какой пункт плана мы с вами выполнили? (4)
Рефлексивно-оценочный этап:
-Скажите, с каким произведением мы познакомились сегодня?
-Что интересного узнали?
-Была ли у вас похожая ситуация в жизни?
-Какую цель мы ставили на урок?
- Достигли ли мы ее? (Да)
-Давайте пройдем тест, чтобы понять, внимательно вы читали и поняли содержание рассказа (интернет-платформа «LearnibgApps.org»)
-Домашнее задание: выразительно прочитать произведение, составить и записать в тетрадь план. (слайд
-Сегодня все отлично поработали, молодцы!
-Поднимите красную карточку, если у вас были трудности или зеленую, если вы с легкостью справлялись с заданиями.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
литературного чтения,
проведенного во 2 классе
МОБУ «Боевогорская СОШ»
Павленко П. А.
Методист: _________________ (Прокина Л.П.)
Учитель: __________________ (Уланова О. П.)
Оценка: ___________
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Павленко Полина Александровна
Тема: Е. Чарушин «Страшный рассказ»
Класс: 2
Цель: формирование умений анализировать и оценивать прочитанное, выделять идею литературного произведения.
Задачи:
Дидактические: познакомить с биографией и творчеством Е. Чарушина; познакомить с произведением «Страшный рассказ»; познакомить с устаревшими словами; расширить знания о еже и его повадках.
Развивающие: развивать навыки выразительного, беглого чтения; учить делить текст на смысловые части и озаглавливать;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к животным, к природе.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р – регулятивные, К – коммуникативные) | Личностные | ||||||||
I. Мотивационно-целевой | Мотивировать обучающихся к получению знаний темы «Е. Чарушин «Страшный рассказ»» | Проблемный метод (приём постановки проблемной ситуации; столкновение различных мнений) | Организационный момент: Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку. Постановка проблемной ситуации. Мотивирует обучающихся к получению знаний, посредством наглядного материала. Работая с презентацией, разгадывают фразы из произведений. Сталкиваются с трудностью (не знают фразу, потому что не читали произведение) 2. Формулировка темы и цели урока. Озвучивает тему урока. Совместно с детьми формулирует цель урока (сформировать умения анализировать и оценивать прочитанное, выделять идею литературного произведения) | Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. Знакомятся с проблемной ситуацией. Выполняют задание. . Знакомятся с темой урока. Участвуют в формулировке цели. | Ф Ф Ф Ф | Речь учителя Интерактивная доска, презентация, речь учителя, Интерактивная доска, презентация, речь учителя. | Контроль Контроль Контроль | актуализируют знания о произведении; используют начальные знания для описания и объяснения. | Р: организуют себя на уроке; К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, слушают и понимают речь других; | Положительно относятся к процессу познания; определяют и формулируют цель на уроке; |
II. Проектировочный | Развивать умения обучающихся планировать свои действия для достижения цели | Проблемный метод (изложение различных точек зрения) | Обозначает совместно с обучающимися действия, необходимые для формирования умения анализировать и оценивать прочитанное, выделять идею литературного произведения: 1) познакомиться с биографией и творчеством Е. Чарушина; 2) прочитать произведение Е. Чарушина; 3) узнать значение незнакомых слов; 4) узнать о особенностях ежа. | Планируют совместную деятельность на уроке | Ф | Наглядный материал | Контроль | Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, слушают и понимают речь других | Проявляют интерес к учебной деятельности | |
III. Процессуальный | Реализовать план изучения темы, корректировать учебные действия обучающихся | Проблемный метод (Поиск решения проблем; Изложение разных точек зрения) | Для реализации 1 задачи организует фронтальную работу. Предлагает обучающимся познакомиться с информацией на слайдах. Сопровождает учебные действия обучающихся, систематизирует их новые знания. Для реализации 2 задачи организует фронтальную работу. Предлагает прочитать произведение. Для реализации 3 задачи организует фронтальную и групповую работу. Проводит словарную работу и предлагает выполнить работу в группах. Осуществляет промежуточный контроль. Организует самооценку выполненного задания. Для реализации 4 задачи предлагает узнать особенности ежа и выполнить задания в парах. Осуществляет промежуточный контроль. Организует самооценку выполненного задания. | Знакомятся с информацией на слайдах и отвечают на вопросы. Читают произведение и отвечают на вопросы. Знакомятся с новыми словами и записывают их в тетрадь. Разгадывают кроссворд в группах. Проверяют задание. Оценивают свою деятельность. Знакомятся с особенностями ежа и выполняют задание в парах. Проверяют задание и оценивают работу одноклассников. | Ф Ф Ф И Г Ф И Ф П Ф И | Интерактивная доска, презентация. Учебник, речь учителя; Интерактивная доска; интернетплатформа «LearningApps. org»; презентация; раздаточный материал; сигнальные карточки; Презентация; раздаточный материал; Сигнальные карточки. | Контроль Контроль Контроль Самоконтроль, взаимоконтроль. Самоконтроль Контроль Взаимоконтроль; Контроль; Самоконтроль. | Умеют работать с предложенной информацией; Владеют способами организации совместной деятельности; | П: проявляют познавательный интерес к изучению новой темы П: развитие познавательного интереса, аналитико-синтетического мышления, устной и письменной речи обучающихся Р: оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственной возможности ее решения; К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли; | Проявляют внимательное и ответственное отношение |
IV. Рефлексивно-оценочный | Соотносить результаты с поставленной целью | Проблемный (обобщение и анализ изученного материала) | Проводит обобщение по теме урока и оценивает совместно с обучающими правильность выполнения учебных действий. Соотносит совместно с обучающимися их результаты с поставленной целью через. Проводит тест, для усвоения нового материала. Задает вопросы о возникших затруднениях в ходе урока. | Оценивают реализацию плана под руководством учителя, сообщают о возникших затруднениях. Участвуют в предложенной рефлексии | Ф | Интерактивная доска, интернет-платформа«LearnimgApps.org»; сигнальные карточки, речь учителя. | Контроль | Сопоставляют результаты с поставленными задачами | Р: осуществляют познавательную и личностную рефлексию | Принимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Е. Чарушин «Страшный рассказ» Цель урока: формирование умений анализировать и оценивать прочитанное, выделять идею литературного произведения.
Чарушин Евгений Иванович (1901-1965) Родился в городе Вятке, в семье архитектора; С детства начал создавать портреты, как живописные, так и словесные; Закончил Ленинградскую академию художеств; Иллюстрировал книги М. Пришвина, С. Маршака, Д. Мамина-Сибиряка; В 1930г. вышел его первый рассказ.
«Я рос с карандашом и кистью в руках». Детские годы
Рассказчик - анималист «Я приучился с детства понимать животное – понимать его движение и мимику. Мне даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животного . »
Стемнело - Негромко - Шлёпает - Словарная работа наступил вечер тихо топает
помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах. СЕНИ
помещение в доме, служащее кладовой. ЧУЛАН
Домашнее задание 1. Выразительно читать текст - Учебник с 117-118 . 2 . Составить и записать план произведения .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме Профессия в 4-ом классе.
: Урок обобщения знаний по теме «Профессии» в 4-м классе с использованием элементов технологии критического мышления (мозговой штурм, синквейн, рефлексия), игровой методики, ИКТ и здоровьесберегатель...
Конспект урока по теме: "Повторение изученных букв" 1 класс ФГОС НОО
1. Тема «Повторение и закрепление написания ранее изученных букв».Цель: формировать навык каллиграфически правильного письма данных букв.Задачи урока че...
Технологическая карта к уроку литературного чтения "Е. Чарушин "Страшный рассказ" 2 класс УМК Перспектива
РазделЛюблю всё живоеТемаЕ. И. Чарушин «Страшный рассказ»Цели деятельности педагогаОзнакомить учащихся с творчеством Е.И. Чарушина;Развивать навыки выразительного, безошибочного чтения;Сформиров...
Конспект урока на тему "Как рождается музыка (рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)" 3 класс
Школа 2100 ...
Конспект урока по литературному чтению Чарушин "Страшный рассказ", 2 класс
Чарушин "Страшный рассказ", конспект урока, 2 класс...
Конспект урока по теме: "Взаимоотношения на примере рассказа В.Драгунского "Девочка на шаре" " 3 класс
Тема: Взаимопонимание на примере рассказа В. Драгунского «Девочка на шаре» Цели:Воспитательные цели:Учить умению видеть в простом и обыденном что-то особенное.Постараться проникнуть в мысл...