Конспект урока по теме «Е. Чарушин «Страшный рассказ» 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

--------------------

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Е. Чарушин «Страшный рассказ» 2 класс

Цель: формирование умений анализировать и оценивать прочитанное, выделять идею литературного произведения.

Задачи:

Дидактические: познакомить с биографией и творчеством Е. Чарушина; познакомить с произведением «Страшный рассказ»; познакомить с устаревшими словами; расширить знания о еже и его повадках.

Развивающие: развивать навыки выразительного, беглого чтения; учить делить текст на смысловые части и озаглавливать;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к животным, к природе.

Мотивационно-целевой этап:

-Здравствуйте, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Я рада видеть всех вас сегодня на уроке. Все готовы? Проверьте принадлежности к уроку. Присаживайтесь!

Постановка проблемной ситуации:

-Ребята, на слайде вы видите фразы из произведений. Давайте попробуем отгадать названия и авторов данных произведений по этим фразам. (слайд 1)

  1. -Что вы будете делать с утятами? - строго спросил я ребят. Они струсили и ответили: -Пустим. (М. Пришвин. «Ребята и утята»)

2) Был у кошки сын приёмный –

Не котёнок, а щенок,

Очень милый, очень скромный,

Очень ласковый сынок. (В. Берестов. «Кошкин щенок»)

3) — Ну и храбрецы! — сказал он. — Я один прогоню эту стрекозу. Вот вы увидите завтра.

— Ты хвастаешь, — сказали утята, — завтра ты первый испугаешься и побежишь. (Б. Житков «Храбрый утенок»)

4) И только Шура хотел сказать, что он и крокодилов не боится, как вдруг они слышат — за дверью, в сенях, кто-то негромко топает ногами по полу: топ.… топ.… топ.… шлёп.… шлёп… топ… топ... (Е. Чарушин. «Страшный рассказ»-не смогут определить)

-Какую из фраз вы не смогли отгадать? (4).

-Почему? (не читали данное произведение)

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на нашем уроке? (о произведении, которое не смогли отгадать)

-Правильно, сегодня мы будем говорить о произведении нового автора Евгения Ивановича Чарушина «Страшный рассказ».

-Давайте сформулируем цель нашего урока? (научиться работать с художественным произведением) (слайд 2)

Проектировочный этап:

-Как вы думаете, что мы должны знать, чтобы достичь нашу цель? (предположения)

-Я предлагаю вам составить план. Нам нужно: 1) познакомиться с биографией и творчеством Е. Чарушина; 2) прочитать произведение Е. Чарушина; 3) узнать значение незнакомых слов; 4) узнать о особенностях ежа. (на доске)

Процессуальный этап:

-Евгений Иванович Чарушин вырос в семье архитектора Вятской губернии. Отец много разъезжал, нередко брал с собой сынишку и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Детство Чарушина прошло в обстановке, благоприятной для развития творческих способностей. Ему замечательно удавались портреты, и живописные, и словесные. (слайд 3-5) После окончания Ленинградской Академии Художеств Чарушин сблизился с кружком писателей при библиотеке детской литературы и ему предложили иллюстрировать книги В.В. Бианки. Ему принадлежат отличные рисунки к книгам М. Пришвина, С. Маршака, Д. Мамина-Сибиряка. (слайд 6)

-Давайте посмотрим на обложки книг. Как вы думаете, о чем пишет автор? (о животных) (слайд 7)

В 1930 году вышел его первый рассказ. Уже первые произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий художник- анималист (как вы думаете, кто это?), т. е. художник, изображающий животных. Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей. (слайд 8)

Чарушин говорил: «Я приучился с детства понимать животное – понимать его движение и мимику. Мне даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животного». (слайд 9)

-Ребята, с чем мы сейчас познакомились? (с творчеством и биографией Евгения Чарушина)

-Какой пункт плана мы с вами выполнили? (1)

- Откройте учебники. Прочитайте название рассказа.

- Было ли вам когда-нибудь страшно?

-Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?

-Чтобы узнать, давайте прочитаем рассказ, но сначала познакомимся с новыми словами.

Словарная работа: стемнело-наступил вечер, негромко-тихо, шлепает-топает (слайд 9)

Сени - в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Чулан - помещение в доме, служащее кладовой; клеть или часть сеней в крестьянской избе. (слайд 10 и 11)

-А как сейчас мы называем такие помещения? (коридор, веранда, кладовка)

-Прочтение рассказа (Читает учитель).

-Понравился вам данный рассказ? Чем?

- Действительно, произведение было страшным?

-Почему же автор назвал его именно «Страшный рассказ»? (заинтересовать читателя)

-Как звали главных героев рассказа? (Петя и Шура)

-Какими вы представляете себе их?

-Что интересного мы можем о них рассказать?

-Кого испугались мальчики? (Ежа)

-Ребята, а у вас была ситуация в жизни, когда вы вели себя так же как эти мальчики. Может расскажите нам эту историю.

-Какой пункт плана мы с вами выполнили? (2)

-Давайте теперь разделимся на группы, 1 группа будет работать у интерактивной доски, 2 группа у доски (карточки), а 3 группа на своем месте (карточки). Вам нужно разгадать кроссворд.

-Давайте проверим кроссворд (интернет-платформа «LearnibgApps.org»; 1-рассказ; 2-сени; 3- чулан; 4-ежа; 5-Евгений)

-Молодцы! Если вы допустили ошибки поднимите красную карточку, если не допустили их, то зеленую.

-А теперь какой пункт плана мы выполнили? (3)

-Давайте теперь отдохнем.

Физминутка:

Ёжик топал по тропинке

И грибочек нёс на спинке.

Ёжик топал не спеша,

Тихо листьями шурша.

А навстречу скачет зайка,

Длинноухий попрыгай-ка.

В огороде чьём-то ловко

Раздобыл косой морковку.

Прибежали, прибежали,

Ёжики, ёжики.

Наточили, наточили

Ножики, ножики.

Прискакали, прискакали

Зайчики, зайчики.

Ну-ка вместе, ну-ка дружно:

«Девочки! Мальчики!»

-Отдохнули? Теперь можно продолжить урок.

-Давайте еще раз прочитаем произведение. (Дети читают самостоятельно)

-Как вел себя ежик, когда его нашли? Найдите и прочитайте эти строчки.

-Ребята, а что вы знаете о ежах?

-Для чего же ежик забрался в дом ребят? Где его настоящий дом?

-Кто может мне помочь, прочитать о таких удивительных животных.

Обитают ежи в основном в смешанных лесах, а также запущенных садах и парках. Днем прячутся среди кустарников, под кучей хвороста и листвы. Ночью выходят кормиться. Пищей ежам служат жуки, дождевые черви, лягушки, ящерицы, змеи и мыши.

В случае опасности ежик свертывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя. Еж приносит пользу, уничтожая таких вредителей леса, как хрущи и их личинки. (слайд 12)

-Давайте теперь выполним задание в парах, у вас на партах лежит лист (еж и мальчики) и конверт, вам нужно разделить слова на две группы, что относится к ежу и, что относится к мальчикам.

-Теперь давайте проверим. Что относится к ежу, что к мальчикам? (интернет-платформа «LearnibgApps.org»

- Хорошо, молодцы. Если вы допустили ошибки поднимите красную карточку, если не допустили их, то зеленую.

-Какой пункт плана мы с вами выполнили? (4)

Рефлексивно-оценочный этап:

-Скажите, с каким произведением мы познакомились сегодня?

-Что интересного узнали?

-Была ли у вас похожая ситуация в жизни?

-Какую цель мы ставили на урок?

- Достигли ли мы ее? (Да)

-Давайте пройдем тест, чтобы понять, внимательно вы читали и поняли содержание рассказа (интернет-платформа «LearnibgApps.org»)

-Домашнее задание: выразительно прочитать произведение, составить и записать в тетрадь план. (слайд

-Сегодня все отлично поработали, молодцы!

-Поднимите красную карточку, если у вас были трудности или зеленую, если вы с легкостью справлялись с заданиями.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

литературного чтения,

проведенного во 2 классе

МОБУ «Боевогорская СОШ»

Павленко П. А.

Методист: _________________ (Прокина Л.П.)

Учитель: __________________ (Уланова О. П.)

Оценка: ___________

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Павленко Полина Александровна

Тема: Е. Чарушин «Страшный рассказ»

Класс: 2

Цель: формирование умений анализировать и оценивать прочитанное, выделять идею литературного произведения.

Задачи:

Дидактические: познакомить с биографией и творчеством Е. Чарушина; познакомить с произведением «Страшный рассказ»; познакомить с устаревшими словами; расширить знания о еже и его повадках.

Развивающие: развивать навыки выразительного, беглого чтения; учить делить текст на смысловые части и озаглавливать;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к животным, к природе.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р – регулятивные, К – коммуникативные)

Личностные

I. Мотивационно-целевой

Мотивировать обучающихся к получению знаний темы «Е. Чарушин «Страшный рассказ»»

Проблемный метод (приём постановки проблемной ситуации; столкновение различных мнений)

Организационный момент:

Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку.

Постановка проблемной ситуации. Мотивирует обучающихся к получению знаний, посредством наглядного материала.

Работая с презентацией, разгадывают фразы из произведений.

Сталкиваются с трудностью (не знают фразу, потому что не читали произведение)

2. Формулировка темы и цели урока. Озвучивает тему урока. Совместно с детьми формулирует цель урока (сформировать умения анализировать и оценивать прочитанное, выделять идею литературного произведения)

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

Знакомятся с проблемной ситуацией.

Выполняют задание.

.

Знакомятся с темой урока.

Участвуют в формулировке цели.

Ф

Ф

Ф

Ф

Речь учителя

Интерактивная доска, презентация, речь учителя,

Интерактивная доска, презентация, речь учителя.

Контроль

Контроль

Контроль

актуализируют знания о произведении;

используют начальные знания для описания и объяснения.

Р: организуют себя на уроке;

К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, слушают и понимают речь других;

Положительно относятся к процессу познания;

определяют и формулируют цель на уроке;

II. Проектировочный

Развивать умения  обучающихся планировать свои действия для достижения цели

Проблемный метод

(изложение различных точек зрения)

Обозначает совместно с обучающимися действия, необходимые для формирования умения анализировать и оценивать прочитанное, выделять идею литературного произведения:

1) познакомиться с биографией и творчеством Е. Чарушина;

2) прочитать произведение Е. Чарушина;

3) узнать значение незнакомых слов;

4) узнать о особенностях ежа.

Планируют совместную деятельность на уроке

Ф

Наглядный материал

Контроль

Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, слушают  и понимают речь других

Проявляют интерес к  учебной деятельности

III. Процессуальный

Реализовать план изучения темы, корректировать учебные действия обучающихся

Проблемный метод

(Поиск решения проблем;

Изложение разных точек зрения)

Для реализации 1 задачи организует фронтальную работу. Предлагает обучающимся познакомиться с информацией на слайдах.

Сопровождает учебные действия обучающихся, систематизирует их новые знания.

Для реализации 2 задачи организует фронтальную работу. Предлагает прочитать произведение.

Для реализации 3 задачи организует фронтальную и групповую работу. Проводит словарную работу и предлагает выполнить работу в группах.

Осуществляет промежуточный контроль.

Организует самооценку выполненного задания.

Для реализации 4 задачи предлагает узнать особенности ежа и выполнить задания в парах.

Осуществляет промежуточный контроль.

Организует самооценку выполненного задания.

Знакомятся с информацией на слайдах и отвечают на вопросы.


Читают произведение и отвечают на вопросы.

Знакомятся с новыми словами и записывают их в тетрадь.

Разгадывают кроссворд в группах.

Проверяют задание.

Оценивают свою деятельность.

Знакомятся с особенностями ежа и выполняют задание в парах.

Проверяют задание и оценивают работу одноклассников.

Ф

Ф

Ф

И

Г

Ф

И

Ф

П

Ф

И

Интерактивная доска, презентация.

Учебник, речь учителя;

Интерактивная доска; интернетплатформа «LearningApps. org»; презентация;

раздаточный материал; сигнальные карточки;

Презентация; раздаточный материал;

Сигнальные карточки.

Контроль

Контроль

Контроль

Самоконтроль, взаимоконтроль.

Самоконтроль

Контроль

Взаимоконтроль;

Контроль;

Самоконтроль.

Умеют работать с предложенной информацией;

Владеют способами организации совместной деятельности;

П: проявляют познавательный интерес к изучению новой темы

П: развитие познавательного интереса, аналитико-синтетического мышления, устной и письменной речи обучающихся

Р: оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственной возможности ее решения;

К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли;

Проявляют внимательное и ответственное отношение

IV. Рефлексивно-оценочный

Соотносить результаты с поставленной целью

Проблемный (обобщение и анализ изученного материала)

Проводит обобщение по теме урока и оценивает совместно с обучающими правильность выполнения учебных действий.

Соотносит совместно с обучающимися их результаты с поставленной целью через.

Проводит тест, для усвоения нового материала.

Задает вопросы о возникших затруднениях в ходе урока.

Оценивают реализацию плана под руководством учителя, сообщают о возникших затруднениях.

Участвуют в предложенной рефлексии

Ф

Интерактивная доска, интернет-платформа«LearnimgApps.org»; сигнальные карточки, речь учителя.

Контроль

Сопоставляют результаты с поставленными задачами

Р: осуществляют познавательную и личностную рефлексию

Принимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1) -Что вы будете делать с утятами? - строго спросил я ребят. Они струсили и ответили: -Пустим. 2) Был у кошки сын приёмный – Не котёнок, а щенок, Очень милый, очень скромный, Очень ласковый сынок. 3) — Ну и храбрецы! — сказал он. — Я один прогоню эту стрекозу. Вот вы увидите завтра. — Ты хвастаешь, — сказали утята, — завтра ты первый испугаешься и побежишь. 4) И только Шура хотел сказать, что он и крокодилов не боится, как вдруг они слышат — за дверью, в сенях, кто-то негромко топает ногами по полу: топ.… топ.… топ.… шлёп.… шлёп… топ… топ... 1) М. Пришвин. «Ребята и утята») 2) В. Берестов. «Кошкин щенок» 3) Б. Житков «Храбрый утенок» 4) Е. Чарушин. «Страшный рассказ»

Слайд 2

Е. Чарушин «Страшный рассказ» Цель урока: формирование умений анализировать и оценивать прочитанное, выделять идею литературного произведения.

Слайд 3

Чарушин Евгений Иванович (1901-1965) Родился в городе Вятке, в семье архитектора; С детства начал создавать портреты, как живописные, так и словесные; Закончил Ленинградскую академию художеств; Иллюстрировал книги М. Пришвина, С. Маршака, Д. Мамина-Сибиряка; В 1930г. вышел его первый рассказ.

Слайд 4

«Я рос с карандашом и кистью в руках». Детские годы

Слайд 8

Рассказчик - анималист «Я приучился с детства понимать животное – понимать его движение и мимику. Мне даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животного . »

Слайд 9

Стемнело - Негромко - Шлёпает - Словарная работа наступил вечер тихо топает

Слайд 10

помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах. СЕНИ

Слайд 11

помещение в доме, служащее кладовой. ЧУЛАН

Слайд 15

Домашнее задание 1. Выразительно читать текст - Учебник с 117-118 . 2 . Составить и записать план произведения .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме Профессия в 4-ом классе.

: Урок обобщения знаний по теме «Профессии» в 4-м классе с использованием элементов технологии критического мышления (мозговой штурм, синквейн, рефлексия), игровой методики, ИКТ и здоровьесберегатель...

Конспект урока по теме: "Повторение изученных букв" 1 класс ФГОС НОО

1.     Тема «Повторение  и закрепление написания ранее изученных букв».Цель: формировать навык каллиграфически правильного письма данных букв.Задачи урока че...

Технологическая карта к уроку литературного чтения "Е. Чарушин "Страшный рассказ" 2 класс УМК Перспектива

РазделЛюблю всё живоеТемаЕ. И. Чарушин «Страшный рассказ»Цели деятельности педагогаОзнакомить учащихся с творчеством Е.И. Чарушина;Развивать навыки выразительного, безошибочного чтения;Сформиров...

Конспект урока по литературному чтению Чарушин "Страшный рассказ", 2 класс

Чарушин "Страшный рассказ", конспект урока, 2 класс...

Конспект урока по теме: "Взаимоотношения на примере рассказа В.Драгунского "Девочка на шаре" " 3 класс

Тема: Взаимопонимание на примере рассказа В. Драгунского «Девочка на шаре» Цели:Воспитательные цели:Учить умению видеть в простом и обыденном что-то особенное.Постараться проникнуть в мысл...