Литературное чтение на родном языке
рабочая программа по чтению (3 класс)

О.А.Артамонова

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке для 3 кл. УМК " Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit.chtenie_na_rodn.yaz_.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Колодезянская основная общеобразовательная школа

РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов

Протокол №1 от 26.08.2022 г.

Руководитель МО   (Ковалёва А.М.)

СОГЛАСОВАНО

 с заместителем директора по УВР Половинкиной Н.К.

26.08.2022 г.

ПРИНЯТО

на заседании Педагогического Совета

Протокол № 1от 30 августа 2022 г.

Председатель  __________ Макаренко В.В.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_______ Макаренко В.В.

Приказ от 30.08.2022 г.
№ 99-ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ

Уровень общего образования, класс: начальное общее, 3 класс

Количество часов в неделю: 1 час

Учитель: Артамонова Ольга Александровна

Квалификационная категория: нет

Программа разработана на основе авторской программы «Край родной»,   «Хрестоматия для чтения младших школьников. Край родной»,  составители Бутенко Т.А.,  Небратенко В.Б. Ростов-на-Дону: Баро-Пресс, 2021 г.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов федерального и регионального уровня:

Закона об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, ст.12, п.7;

Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

Приказа Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. N 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность" (с изменениями и дополнениями от 23.12.2020 № 766);

Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
 Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

Приказа Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. N 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

Примерной основной образовательной программы начального общего образования (Одобрена решением от 08.04.2015, протокол №1/15 (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020));

Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Колодезянской ООШ на 2021-2025 годы.

Изучение предмета по литературному  чтению на родном  языке  направлено на достижение следующей цели:

      формирование у младших школьников гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, человека-гражданина на основе изучения истории и культуры родного края.

Исходя из общей цели, стоящей перед обучением, решаются следующие задачи:

      изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа;

      формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему  родного края, области, своего народа; 

      формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству;

      воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций;

      воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье, родному краю, интереса к прошлому и настоящему родного края;

      развитие бережного отношения к своему краю (достопримечательности, культура, природа);

      формирование желания и умения участвовать в разнообразной поисковой,  творческой созидательной деятельности в природе, социуме;

      обучение  способам действий работы с информацией: поиск, анализ, преобразование, передача, хранение информации, ее использование в учебной деятельности и повседневной жизни;

      освоение историко – обществоведческих  знаний об окружающем мире, распределенных во времени и пространстве (история улиц, площадей, зданий, города, рода);

      умение строить монологическое высказывание (по предложенной теме, по заданному вопросу);

      развитие воображения как основы для решения творческих задач, мышление как умение анализировать, сравнивать, обобщать факты;

      воспитание эстетических  чувств  в ходе знакомства с народными промыслами и фольклорным наследием Ростовской области;

      выявление степени достоверности и вариативности оценки одних и тех же событий в разных исторических источниках;

      формирование культуры общения и поведения в социуме;

      воспитание  положительной  привычки учащихся начальных классов  в организации собственного досуга на основе реализации деятельностного подхода;

      воспитание творческой личности в процессе осуществления речевой, трудовой и эстетической деятельности;

      воспитание бережного отношения к этнокультурному наследию родного края.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Место учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» в учебном плане.

Учебный план МБОУ  Колодезянской ООШ предусматривает обязательное изучение литературного чтения на родном языке в 3 классе начальной школы в объеме 17 учебных часов  в год. В соответствии с годовым календарным учебным графиком школы данная программа рассчитана на 16 часов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Реализация программы обеспечивает достижение учениками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

      Личностные:

Учащиеся научатся:

- понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;

- с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;

- самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.

Учащиеся получат возможность научиться:

- понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;

- собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.)

      Метапредметные:

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

- формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически   сверяя   свои   учебные   действия   с   заданной задачей;

- читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);

- составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;

- выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;  

- оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);

- определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;

- фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);

- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);

- фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;

- предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;

- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Учащиеся получат возможность научиться:

- формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;

- формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами;

- читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной   речи, без   искажений, выразительно, выборочно и пр.);

- осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

- принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;

- выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока.  Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;

- оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;

- определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно (Что я уже знаю по данной теме? Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей;

- фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);

- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?», накопительной системы баллов);

- фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений»;

- записывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план действий по их устранению;

- предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться со сверстниками.

Познавательные:

Учащиеся научатся:

- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;

- сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;

- самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;

- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

- предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;

- определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

- создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;

Учащиеся получат возможность научиться:

- находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя,выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах;

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

- высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

- понимать цель своего высказывания;

- пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;

- участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;

- создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

- проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;

- объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;

- отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;

- опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;

- формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;

- определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;

- определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;

- руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;

- объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;

- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);

- готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);

- озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

Учащиеся получат возможность научиться:

- высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

- формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;

- пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

- участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;

- создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

- способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);

- демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);

- предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;

Предметные:

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;

- понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

- употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;

- наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;

- рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;

- пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;

- самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

- находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;

- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

- выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;

- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

- участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

- сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

- писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом — повествованием;

- пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;

- сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

Учащиеся получат возможность научиться:

- составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений  

- подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по  данной  теме,  делать  подборку  наиболее  понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить  проекты  на  тему  праздника  

- писать отзыв на прочитанную книгу.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;

- понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте;

- осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;

- находить в произведении средства художественной выразительности.

Учащиеся получат возможность научиться:

- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

- определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

При организации образовательного процесса  используются разнообразные методы и формы обучения:

  • тематические праздники, КТД;
  • художественное творчество учащихся;
  • экскурсии и походы по родному краю;
  • устные журналы, беседы;
  • выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы;
  • проектная и исследовательская деятельность учащихся;
  • походы;
  • участие в районных, областных, российских, международных конкурсах по краеведению;
  • встречи с земляками: поэтами, художниками, ветеранами, людьми разных профессий;
  • музейные уроки

    Программа предусматривает проведение традиционных уроков, комбинированных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт, урок-игра. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

                                                 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

   Программа  «Литературное чтение на родном языке» (3класс)  раскрывает перед детьми увлекательный мир художественного наследия родного края и включает в себя  6 тем, цель которых знакомство учащихся с лучшими образцами литературы Дона и о Доне, что способствует формированию мировоззрения, эстетических и этических качеств личности.

Мотивы донского фольклора (3ч)

Малые жанры донского фольклора: пословицы и поговорки жителей Дона, загадки

Народные песни Дона

Сказки народов Дона

Природа  Донского края (2ч)

И.Ковалевский стихи, Г.Колесников  «Судьба степного орла»

Произведения классической  литературы Дона(4ч)

А.Чехов «Гриша»

В. Воронов «В хуторе Кружилине»

В. Жак стихи

Донские писатели о Великой Отечественной войне. (4ч.)

С. Михалков «Горнист»,

А Агафонов Повесть о Вите Черевичкине

Г.Колесников «Многоликая осень»

Мир детства в литературе Дона (3ч.)

Г.Гасенко «Друзья познаются в беде»

Г. Аматуни «Космическая горошина»

Г. Аматуни «Я приобретаю друзей»

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

п\п

Наименование раздела

Количество часов

Характеристика видов деятельности ученика(на уровне учебных действий)

Основные направления воспитательной работы

1

Мотивы Донского фольклора

3

выразительное чтение, беседа , устные

высказывания. конкурс донских загадок, пословиц, поговорок, иллюстрирование загадок, сочинение-миниатюра

гражданское,

духовно-нравственное,

эстетическое,

физическое

2

Природа Донского края

2

выразительное чтение, беседа , устные

высказывания

духовно-нравственное,

физическое,

эстетическое

3

Произведения классической литературы Дона

4

Анализ произведений

гражданское,

духовно-нравственное,

эстетическое,

физическое

4

Донские писатели о Великой Отечественной войне

4

духовно-нравственное,

эстетическое,

физическое

5

Мир детства в литературе Дона

3

гражданское,

духовно-нравственное,

физическое,

эстетическое

 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Раздел (глава)

Тема урока

Кол-во часов

Дата

(по плану)

Дата (факт)

Мотивы донского фольклора

1

Малые жанры донского фольклора: пословицы и поговорки жителей Дона, загадки

1

02.09

2

Народные песни Дона

1

09.09

3

Сказки народов Дона

1

16.09

Природа  Донского края

4

И.Ковалевский .Стихи.

1

23.09

5

Г.Колесников  «Судьба степного орла»

1

30.09

Произведения классической  литературы Дона

6

А.Чехов «Гриша»

1

07.10

7

В. Воронов «В хуторе Кружилине»

1

14.10

8

В. Жак. Стихи

1

21.10

9

В. Жак.Стихи

1

28.10

Донские писатели о Великой Отечественной войне.

10

С. Михалков «Горнист»,

1

11.11

11

А Агафонов Повесть о Вите Черевичкине

2

18.11

12

А Агафонов Повесть о Вите Черевичкине

25.11

13

Г.Колесников «Многоликая осень»

1

02.12

Мир детства в литературе Дона

14

Г.Гасенко «Друзья познаются в беде»

1

09.12

15

Г. Аматуни «Космическая горошина»

1

16.12

16

Г. Аматуни «Я приобретаю друзей»

1

23.12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения и родного языка (ненецкого)

Данная работа знакомит со сказкой....

Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс

Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс...

Литературное чтение и литературное чтение на родном языке 1 класс ШР

Курс "Литературное чтение" поделен на Литературное чтение (3 часа) и Литературное чтение на родном языке (1 час) ШР. 33 недели...