Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности | Кажется новый год прошёл… НО почему на моем столе стоит елка- не понятно… Еще украшена пастилками, яблоками и орехами. Ребята, может, вы мне подскажете? Да, действительно, это елка из рассказа М. Зощенко. Сегодня на уроке , мы познакомимся с автором М. Зощенко и его рассказом «Ёлка» На этот урок у нас есть задачи, которые мы должны решить (ЗАДАЧИ НА ДОСКЕ): - Познакомиться с автором
- Послушать рассказ «Ёлка»
- Выполнить задания по рассказу
На уроке будет много увлекательных заданий, которые вам понравятся. И , так, ребята, приступим!
| Рассматривают елку. Подготовленный ученик говорит: «Юлия Дмитриевна, это же та самая Ёлка, из рассказа М. Зощенко «Леля и Минька. Елка», там как раз были пастилки, яблоки и орехи.» |
подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний | Ребята, на прошлых занятиях, мы читали с вами сказку Ганса Христиана Андерсона «Ель». СЛАЙД Я предлагаю повторить пройденное произведение и поиграть в игру. Посмотрите на экран. Нам нужно расположить иллюстрации в таком порядке, как происходили действия в сказке. Ребята, в моей игре нет последнего события сказки. Но эта самая важная часть. Что было в этой части? Хорошо мы повторили сказку. Теперь пора переходить к изучению нового рассказа. М. Зощенко « Лелька и Минька. Ёлка» | 1 картинка- Елочка маленькая. 2 картинка- Аист рассказывает елочке о других деревьях 3 картинка- елочку срубают и забирают 4 картинка- елочку украшают на Рождество 5 картинка- Чердак 6 картинка- сожгли елку
В последней части, елка понимает, что всю свою жизнь она могла радоваться тому, что у нее есть, но поняла она это, когда ее сжигали.
|
Ознакомление с новым материалом | Прежде, чем перейти к чтению рассказа, нам нужно познакомиться с автором. «Имя» подготовил доклад по биографии автора. Посмотрите на портрет М. Зощенко, как вы думаете, каким он был человеком? С автором познакомились, теперь можно познакомиться с рассказом. Словарно-лексическая работа (СЛАЙД) - Золотушный ребенок – больной ребенок
- Длинновязая – высокая
- Пастилка – кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара
- Церемонится – проявлять излишнюю мягкость, стеснение
Если хочешь много знать, Многого добиться, Обязательно читать Должен научиться.
Чтение рассказа учителем. Дети следят ИЛЛЮСТРАЦИИ К РАССКАЗУ
– Понравился рассказ? – Кто главные герои рассказа? ИЛЛЮСТРАЦИЯ – Чем наряжали елку в то время? (Бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки, крымские яблочки) ИЛЛЮСТРАЦИЯ – Как вы думаете, ребята, праздник получился весёлым? – А рассказ получился весёлым? – Почему весёлый и смешной рассказ создаёт немного грустное настроение? Физминутка ВИДЕОФИЗМИНУТКА
Все движения разминки повторяем без запинки! Эй! Попрыгали на месте. Эх! Руками машем вместе. Эхе-хе! Прогнули спинки, Посмотрели на ботинки. Эге-ге! Нагнулись ниже Наклонились к полу ближе. Повертись на месте ловко. В этом нам нужна сноровка. Что, понравилось, дружок? Завтра будет вновь урок! | Ребенок читает доклад Родился от 28 июля (9 августа) 1894 года в Питере. Биография Зощенко. Его родители были дворянами, а мать до замужества играла в театре. Отец зарабатывал на жизнь своим талантом художника. Сына выучили в гимназии, которую он окончил в 1913 году, а вот на университет уже не хватило – он был отчислен за неуплату. Зощенко начал зарабатывать довольно рано, посвящая летние каникулы работе контролера на железной дороге. А потом была революция 1917 года и возможность уехать из Архангельска, где он служил комендантом почтамта, во Францию. Зощенко от нее отказался. За свою юность писатель сменил около 15 профессий, служил в Красной армии и к 1919 году стал телефонистом.
Отвечают на вопросы
Выполняют физминутку. |
первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения | Выборочное чтение. РАСПЕЧАТКА У каждого ученика на столе листок с вопросами. Девочки дают характеристику Леле, а мальчики Миньке. | Девочки | Мальчики | | Леля | Минька | Возраст | Было 7 лет | Ударило 5 лет | Рост | Высокая, длинновязая | Удивительно маленького роста | Характер | Исключительно бойкая | Тихий | Что могут достать? | Могла высоко достать | Ничего нельзя достать | Как ест? | Моментально съедает | Откусываю | Поведение | Не церемонится | Чуть не заревел |
Самостоятельная работа ответить на вопросы( ИЛЛЮСТРАЦИЯ К КАЖДОМУ ВОПРОСУ): - Обиженная тётя предсказала Миньке будущее, что он будет…. (Разбойником)
- Как хотела наказать мама Лёлю? (Поставить в угол носом)
- Какую пословицу использует одна из приглашённых мам? (C вами водиться, что в крапиву садиться!)
- Что произошло с фарфоровой куклой? (У нее отломили ручку)
- Что хотела мама подарить Миньке? (Паровозик)
- Чему удивилась мама? (Что мы остались одни)
Работа с пословицами (ПОСЛОВИЦЫ НА СЛАЙДЕ): - На что и клад, если в семье лад.
- Гни дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены.
- Кто неправильно воспитывает своих детей, тот расплачивается слезами.
Семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки. |
Выполняют задание по карточкам
Отвечают на вопросы |
постановка задания на дом | – Наш урок мне хочется закончить словами М.М. Зощенко: СЛАЙД Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился. (Михаил Зощенко) Домашнее задание - Приготовить пересказ от лица Миньки.
- Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.
|
Слушают
Записывают домашнее задание |
подведение итогов урока. | Ребята ,я благодарю вас за активную работу на уроке! Елочка стоит тут не просто так. На столах у вас лежат листочки с петелькой. Я попрошу написать на листочке ваше настроение, что понравилось на уроке, что не понравилось. Те ребята, которые написали, могут подойти к елочке и обменять свой листочек на пастилу, которой раньше украшали елочки к празднику. Спасибо за урок. За урок получают оценки: ….. |
Записывают свои эмоции на листочек. Обменивают его на пастилу. |