Конспект урока чтения Тема: В. Л. Дуров. Наша Жучка.
план-конспект урока по чтению по теме
Задачи урока
- Познакомить с рассказом В.Л. Дурова «Наша Жучка».
- Совершенствовать навыки работы с текстом: ответы на вопросы, акцентное вычитывание.
- Учить решать нравственные проблемы на основе текста художественного произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_chteniya_nasha_zhuchka.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока чтения
Тема: В. Л. Дуров. Наша Жучка.
Задачи урока
- Познакомить с рассказом В.Л. Дурова «Наша Жучка».
- Совершенствовать навыки работы с текстом: ответы на вопросы, акцентное вычитывание.
- Учить решать нравственные проблемы на основе текста художественного произведения.
- Развивать умение высказывать свои мысли, аргументировать их.
- Развивать эмоциональную сферу детей.
- Расширять словарный запас на основе знакомства со словами, обозначающими чувства.
- Познакомить со страницами жизни автора.
- Формировать навыки работы в парах и в группах.
Подготовка первичного восприятия текста
1. Работа с загадкой
На стене или на тумбе Я плакатиком висела. Приглашала, зазывала – Видеть вас в гостях хотела. | На зверей полюбоваться И жонглерам удивиться – Замечательным спектаклем Всей душою насладиться. |
-Что это такое? (Афиша)
2. Организация индивидуальной работы
Содержание карточки:
- Прочитай слово: АФИША
- Подбери к нему однокоренные слова.
- Запиши их.
- Выдели корень.
3. Работа в парах
-Пока _____ работает, вы будете выполнять самостоятельную работу. Исследуйте текст загадки и по нему ответьте на несколько вопросов.
Что такое афиша?
| Куда приглашает афиша?
|
Где расклеиваются афиши?
| Кто будет развлекать зрителей?
|
На какого человека похожа афиша своими действиями?
| Каким обещает быть спектакль?
|
4. Проверка самостоятельной работы в парах
-Какие ответы получились?
-Кто такой глашатай? (В старину: человек, который громко, во весь голос, всенародно объявляет что-то).
5. Проверка индивидуальной работы
-Кто согласен с тем, что все записанные слова являются однокоренными?
-О чем можно сказать афишная? (Тумба)
-Афишированный? (Спектакль)
-Итак. Мы отгадали загадку, вы доказали, что умеете работать с её текстом, подбирать однокоренные слова и думать над их смыслом.
6. Работа с плакатом-афишей.
-Рассмотрите афишу (Она яркая, с рисунками).
Внимание! Внимание! Последний раз в сезон Пришли к вам на свидание Лев, тигр, удав и слон. Актеров в звериных шкурах Привез дрессировщик Дуров. |
-Давайте подумаем, каким по характеру человеком нужно быть, чтобы выбрать профессию дрессировщика? На моем столе лежат словарные карточки. Выйдите к доске 4 человека, выберите карточки для ответа и встаньте перед классом
смелый слабый раздражительный злопамятный | терпеливый добрый вспыльчивый решительный | спокойный внимательный сильный уверенный |
-Прочитайте про себя слова, которые выбрали ребята. Заметили: вы выбрали для характера дрессировщика слова, которые обозначают самые лучшие человеческие качества. А теперь - внимание! Как вы думаете, почему на уроке чтения мы поговорили обо всем этом? Какие у вас есть предположения?
Версия 1
-Возможно, мы будем читать рассказ о животных, которые работают в цирке.
Версия 2
-Возможно, это случай из жизни цирка.
Версия 3
-Возможно, этот рассказ написал человек, который работает с животными - дрессировщик.
-Давайте проверим ваши предположения. Как это можно сделать? (Прочитать произведение)
-Что для этого нужно знать? Запросите у меня необходимую вам информацию.
- Где в учебнике это произведение?
- Кто его автор?
- Как оно называется?
-Я отвечу вам только на вопрос, где находится это произведение. Все остальное узнайте сами.
7. Работа с текстом ДО чтения
-Рассмотрите страницы, отведенные этому произведению. Какие подсказки содержания вы увидели? (Заглавие, фамилия автора, годы его жизни, иллюстрация).
-Что вы можете сказать о тексте, не читая его, ДО чтения?
(*Это не стихотворение, не басня и не сказка. По всей вероятности, это рассказ.
*Рассказ называется «Наша Жучка». Жучкой обычно кличут собаку, значит, рассказ о собаке. Иллюстрация тоже подсказывает, что это о собаке.
*Жучка «наша», значит, у нее есть хозяева. Может быть, это тот мальчик, который на рисунке?
*Рассказ написал В.Л. Дуров. Мы до этого узнали, что он дрессировщик. Может быть, рассказ о дрессированной цирковой собаке?
* А может быть, это сам Дуров вспоминает о своем детстве?)
-Дополнительно к тому, что вы выяснили, я предлагаю вам прочитать опорные слова, взятые из текста.
любили
гладкая
плеснул кипятком
повесить
добить
ласкается
не помнит зла
-На какие две группы можно разделить эти слова? (Добрые и злые)
-Что могло произойти в рассказе, из которого взяты вот такие слова?
-Как проверить ваши предположения? (Прочитать).
Первичное восприятие
-Поднимите руки те, кому интересно узнать, что же на самом деле произошло в рассказе «Наша Жучка». Послушайте рассказ. Я вам его прочитаю. Учебники закройте, слушайте, представляйте себе то, что происходит, и сравнивайте со своими предположениями.
Проверка первичного восприятия
-Какое из ваших предположений оправдалось? (Это рассказ-воспоминание дрессировщика Дурова о своем детстве).
Работа с текстом во время чтения
1. Работа с опорными словами (в парах)
-Как вы думаете, к кому относятся опорные слова, с которыми мы работали? Не открывая учебники, обозначьте это буквами:
н Ж | Ж | н «д» | р |
Условные обозначения:
н Ж – наша жучка Ж – Жучка надзирателя | Н «д» - надзиратель, «дядька» Р – ребята |
КТО? | Опорные слова | КОГО? |
р | любили | н Ж |
Ж | гладкая | Ж |
н «д» | плеснул кипятком | н Ж |
р | проучить | н «д» |
р | повесить | Ж |
мальчик Дуров | добить | Ж |
Ж | ласкается | Ж |
Ж | не помнит зла | Ж |
2. Проверка работы в парах
-Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Учитель вносит обозначения в таблицу)
-Удивились? Сколько заданий я дала? (Одно)
-А сколько ответов прозвучало? (Много, разные).
-Почему? (Плохо знаем текст).
-Как исправить возможные неточности? (Перечитать текст).
3. Самостоятельное чтение
-Перечитайте рассказ и внесите необходимые исправления.
-Итак, посмотрите, как все перемешалось в нашей схеме: ребята любили собаку и ребята же решили повесить; Жучка надзирателя ходила гладкая, значит, он за ней хорошо ухаживал, а другую Жучку кипятком облил; Жучку надзирателя вешали, а она ласкается. В жизни тоже так: не сразу поймешь, кто прав, а кто виноват; что хорошо, а что плохо; какие события и как могут повлиять на судьбу человека.
-Прочитайте 1 предложение последнего абзаца. Сейчас позвучит очень трудный вопрос. Как вы думаете,
КТО научил мальчика Дурова любить животных? |
Учитель вывешивает карточку с вопросом на доску.
(Родители, надзиратель, Жучка надзирателя, друзья, артисты цирка, куда он в детстве ходил на спектакли)
-Что снова произошло с вашими ответами? (Их много, они разные).
-Как можно проверить их правильность? (Поискать ответ в тексте, читать текст и размышлять над ним.
4. Акцентное вычитывание текста
-Будем читать текст по абзацам и думать над содержанием.
1 абзац
-Чему не учила ребят военная гимназия? (Любить, жалеть, заботиться).
-Как ребята-гимназисты восполнили эту пустоту? (Завели собаку, любили, играли, кормили).
-Создаем все вместе «Словарь урока». (Учитель вывешивает словарную карточку):
казенный обед |
-Подберите антоним. (Домашний обед)
-Для чего Дуров использует это слово? Ведь без него вполне можно было бы обойтись. (Мальчики были детьми, они скучали по дому, по добрым отношениям).
2абзац
-Как вы думаете, надзиратель знал о собаке мальчиков? (Да, нет).
-Предположите, почему надзиратель завел свою Жучку? (Может, скучал по дому, может, завидовал, может, собака приблудилась, оказалась ласковой, поэтому и не выгнал).
-За что он мог плеснуть кипятком собаку мальчиков?
-Надзиратель любил животных? (Да, он заботился о своей Жучке. Нет, он обижал чужую. Это не настоящая любовь к животным. Если любишь животных, нельзя их делить на своих и чужих).
-Найдите предложение, которое описывает состояние мальчиков? («Мы страшно разозлились на «дядьку»).
-Что такое укромный уголок?
укромный уголок |
-Почему для решения вопроса, как отомстить, надо было прятаться? (Мальчики понимали: месть – это зло. Зло это плохо, это стыдно, это нужно скрывать).
3 абзац
-Почему в этом отрывке так много восклицательных знаков? (Мальчики сердятся, они взволнованы, кричат, перебивают друг друга).
-Обратите внимание, как злобились ребята.
отомстить ЕМУ ЕГО проучить убить ЕГО Жучку повесить ЕЁ |
-Почему так получилось? (Ребята понимали, что у них нет возможности отомстить взрослому человеку, а потому всю свою злобу перенесли на Жучку).
-В чем заблуждались ребята? (Месть не сделает плохого человека лучше. Надзиратель без сожаления заведет себе другую Жучку).
4 абзац
-Найдите в этом абзаце самые страшные слова. (После ответа – таблица).
недолго единогласно палач |
-Почему эти слова можно считать самыми страшными? (Решение о лишении жизни было принято быстро. Ни один из мальчиков не выступил против. А слово палач точно определяет смысл их поступка).
-Почему никто не хотел быть палачом? (Страшно. Кричать всем вместе легко. Выполнить злое дело очень трудно).
5 абзац
-Найдите в тексте объяснение слова жребий.
жребий |
6 абзац
-Какие чувства испытал мальчик Дуров во время жребия? (С легким сердцем, неприятно, позавидовал).
-Чем вы можете их объяснить?
7 абзац
Зачем автор Дуров в этом месте включает в рассказ предложение: «Ишь, гладкая! А у нашей весь бок облезлый»? (Друзья видели, что их товарищу неприятно. Они хотели укрепить его решимость. Они и сами понимали, что трудно сделать зло собаке, которая тебе доверяет).
8 абзац
-Для чего автору нужна фраза: «В сарае было темно»? (Злые дела не любят быть на виду. Есть надежда, что темнота помешает убийству).
9, 10 абзац
-Докажите, что здесь и собаке, и мальчику одинаково плохо.
-Как вы объясните вот это:
страх | } добить |
жалость | |
любовь |
11, 12 абзац
-Почему мальчик плохо спал в ту ночь? (Снились кошмары, потому что грызла совесть, было стыдно за то, что сделал).
-Озаглавьте эти 2 абзаца (Страшная ночь. Утро после казни. Жуткий сон).
13 абзац
-Что автор назвал чудом?
-Как в тексте объясняется слово плац?
плац |
-Что еще неожиданное произошло? (Собака помахивала хвостом, ласково повизгивала и терлась у ног).
14 абзац
-Здесь мальчик плачет во 2 раз. Сравните предпоследнее предложение на с.94 и предпоследнее предложение на с. 95. Что вы об этом можете сказать?
Если дети не отвечают: -Это одинаковые слезы? (Слезы бывают разные: слезы горя и слезы радости, облегчения).
Работа с текстом после чтения
1. Обобщающая беседа
-Кто же из героев рассказа приобрел самый большой и самый печальный жизненный опыт? (Мальчик Дуров).
-Читаем последний абзац
-Итак, возвращаемся к главному вопросу урока: КТО научил мальчика Дурова любить животных? (По итогам ответов учитель выставляет на доску карточки):
н Ж | Ж | н «д» | р |
-У нас снова появилось несколько ответов на один вопрос.
-Попробуйте обосновать свой ответ.
(Надзиратель. Он заставил испытать огромное чувство жалости к собаке и чувство ненависти к человеку, который её изуродовал.
Друзья-гимназисты. Мальчику выпал жребий пройти через задуманное зло и испытать самые разные чувства.
Наша Жучка. Среди ежедневной военной строгости и муштры она была островком радости. Мальчики, общаясь с ней, учились любить живое.
Жучка надзирателя. Она доверяла, не ждала зла, прошла через беду, простила, не помнила зла и подарила новую ласку).
-К какому же выводу мы с вами пришли? (Все, кто были участниками этих событий, помогали Дурову дожить до высокого светлого чувства любви к животным).
-Давайте проследим это (в классе или дома).
2. Работа в парах: «Доживи до любви»
-Поднимаясь к вершине, запишите все чувства, через которые прошел мальчик
(Жалость, решимость мстить, неприятно быть палачом, позавидовал друзьям, страх, жалость, слёзы горя, стыд, ужас, удивление, слезы радости, любовь).
-Как же повлияли все эти события на судьбу В.Л. Дурова? (Он стал дрессировщиком).
-Какой главный закон общения вывел для себя Дуров? (Дрессировать не палкой, а лаской).
-Прочитайте высказывание древнего церковного деятеля, философа Василия Великого. Он жил очень давно, в 330-379 г.г.: Никто не исцелил зла злом. (Таблица). Как вы понимаете эти слова? (Если отвечать злом на зло, рождается еще более страшное зло).
-Вы хотите узнать о жизни В.Л. Дурова больше, чем написано в этом рассказе?
3. Рассказ об авторе.
С самых ранних лет, когда Дуров был еще мальчиком, его тянуло к зверям и птицам. В детстве он уже возился с голубями, собаками и другими животными. Он тогда уже мечтал о цирке, потому что в цирке показывали дрессированных животных.
Когда Володя Дуров немного подрос, он убежал из дому и поступил в балаган к известному в те годы циркачу Ринальдо. Так юноша Дуров стал работать в цирке. Он там завёл козла Василия Васильевича, гуся Сократа, собаку Бишку и учил их проделывать разные номера.
Обычно дрессировщики применяли болевой способ работы с животными: они палками и побоями старались добиться от животного послушания, а Дуров отказался от такого способа. Он первый в истории цирка стал применять новый способ дрессировки – ласку, хорошее обращение, лакомство, поощрение.
Он любил зверей, и звери привязывались к нему и слушались его. Дуров выходил на арену в ярком, пестром костюме клоуна. Он первый из клоунов заговорил с арены.
Но Дуров был не только дрессировщиком. Он был ещё и ученым. Он изучал зверей, их поведение, нравы и повадки. Дуров занимался наукой, которая называется зоопсихология.
Итог урока
-Подведем итог нашего большого и серьезного разговора. На мои вопросы вы ответите все вместе. Помните, что у хорового ответа есть закон: чтобы он был красивым, нужно прислушиваться друг к другу. Ваш ответ будет звучать либо «да», либо «нет». Итак, слушайте внимательно.
- У нас был урок русского языка? (Нет).
- Мы читали рассказ В.Л. Дурова? (Да)
- В.Л. Дуров был зоопсихологом? (Да)
- Рассказ Дурова называется «Собака Бишка»? (Нет)
- Вы согласны, что «Жестокость – это порождение злого ума и часто трусливого сердца» (Ариосто, итальянский поэт, писатель – 1474-1533)? (Да)
- Кто в рассказе самый мудрый?
-Удивились? Чему? (На последний вопрос хоровой ответ не получился).
-Почему? (Трудно сразу ответить).
-С этого вопроса мы начнем следующий урок чтения. Какое домашнее задание нужно выполнить, чтобы разговор получился? (Перечитать рассказ ещё раз, подумать над этим вопросом).
-Подумать можно устно, а можно письменно. Получится сочинение - миниатюра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "В. Л. Дуров "Наша Жучка""
Предмет: Литератиурное чтениеКласс: 3Тема урока: В. Л. Дуров «Наша Жучка»Цели урока: познакомить с жизнью и творчеством В.Л.Дурова и его театра зверей; познакомить с рассказом В.Л.Дурова «Наша Жучка»....
Конспект урока литературного чтения. Тема: В.Л. Дуров «Наша Жучка». 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: В.Л. Дуров «Наша Жучка».Цели урока: продолжить чтение произведений «о братьях наших меньших»; расширять кругозор учащихся, прививать любовь к животным, учить ...
Урок литературного чтения 3 класс В.Дуров «Наша Жучка».
Наброски к уроку...
Конспект урока по теме "На что похожа наша планета?"
И лИ лучезарны вечераучезарны...
Конспект урока по теме "Э.Успенский «Над нашей квартирой», «Память»" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: продолжение знакомства с автором Э. Успенским; ознакомление учащихся с новыми произведениями автора: Э.Успенский «Над нашей квартирой», «Память»Плани...
Конспект урока на тему «Модальный глагол «уметь». Наши умения и увлечения». 2 класс
Цели деятельности учителя: формирование знаний о глаголе can и глаголах движения; развитие навыков аудирования, чтения и говорения. Планируемые результатыПредметные: Уметь: общаться в устной и пи...
Конспект урока по теме "Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой".
Цель урока: познакомить с птицами, зимующими в наших краях, раскрыть необходимость оказания помощи зимующим птицам, научить изготовлять экокормушки....