конспект урока чтения Тема: "Закрытые слоги ам, ум"
план-конспект занятия по чтению (1 класс) на тему

Медведева Татьяна Михайловна

Чтение Тема: Закрытые слоги ам, ум.Цель урока: учить читать закрытые слоги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zakrytye_slogi_am_um.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение

Тема: Закрытые слоги ам, ум.

Цель урока: Учить читать закрытые слоги.

Задачи урока:

  1. Создать условия для обучения чтению слогов. Продолжить учить оперировать термином звук.
  2. Развивать фонематическое восприятие, внимание, зрительное восприятие, память.
  3. Воспитывать внимательность, усидчивость, интерес к предмету.

Оборудование: карточки с заштрихованными буквами; две ракеты, с написанными на них буквами; разрезанная буква М; кассы; рыбы; улитки; водоросли; магнитная касса букв.

Ход урока:

На доске расположены планеты, звездами отмечен путь. Таблицы со слогами закрыты.

  1. Организационный момент.

- Сядет тот, кто правильно назовет буквы, которые спрятались.

Учитель показывает карточки с заштрихованными буквами А, У, М.

- Все ли правильно сидят?

- Посмотрите, у всех на партах лежат кассы, карандаши?

- Вот и мы представим, что мы – космонавты и отправляемся в путешествие по огромному миру букв. На чем мы полетим?

- Ну, конечно же, на ракетах. Полетели!

На этом этапе осуществляется введение в игру, актуализация знаний учащихся, подготовка к уроку, прослеживается связь с жизнью.

  1. Артикуляционная гимнастика.

– И первая наша планета «Планета тишины». На ней все разговаривают необычно, без слов. Вот и мы сейчас поучимся так разговаривать.

- Поставьте перед собой зеркала, так, чтобы видеть все лицо полностью.

- Сядьте ровно, обопритесь на спинку стула, руки положите на колени.

  • «Лягушки улыбаются»

- Слушаем внимательно, отгадываем старательно:

Скачет зверушка, не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку и комар и мушка.

- Поучимся вместе с лягушкой широко улыбаться.

Квака любит улыбаться,

Рот у Кваки до ушей,

Хоть завязочки пришей.

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравиться лягушкам.

Улыбаются… Смеются…

А глаза у них, как блюдца.

- Я считаю, а вы должны удержать улыбку. (Учитель считает до пяти.)

  • «Хоботок»

- У какого животного нос похож на длинную трубу?

- Конечно, у слона. Как этот нос называется? (Хобот)

Подражаю я слону -

Губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

- Сделайте из своих губ хобот – вытяните их вперед и сомкните.

- Я считаю, а вы должны показываете хоботок. (Учитель считает до пяти.)

  • «Трубочка»

Подражаю я слону:

Губы трубочкой тяну…

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

- Вытяните несомкнутые губы вперед трубочкой и держите, пока я буду считать до пяти.

  • Свои губы прямо к ушкам

Растяну я как лягушка

А теперь слоненок я –

Видишь - хобот у меня.

А сейчас я дудочка,

Дудочка — погудочка

Мне понравилось играть,

Повторю-ка все опять.

- А сейчас попробуйте угадать, какие звуки я произнесу. (Учитель молча произносит звуки [А], [У], [М], которые учащиеся должны узнать по немой артикуляции)

На этом этапе осуществляется подготовка артикуляционного аппарата учащихся к чтению, повторялись ранее изученные звуки, их правильное произношение.

  1. Дыхательная гимнастика.

- Следующая наша планета покрыта дремучими лесами. Деревья там растут так близко и так часто, что можно потеряться. И, чтобы не заблудиться, давайте потренируемся и поиграем в игру «Детки потерялись». Один ряд будет детьми. Как кричат маленькие детки? (УА)

- А второй ряд – это мамочки и папочки. Как родители будут звать своих деток? (АУ)

- Какие звуки вы произносили?

- Покажите букву, которая обозначает звук [А].

- В каком домике она живет? (Имеется ввиду «Город Букв») (В красном)

- Почему? (Звук, обозначающий эту букву можно пропеть, протянуть, воздух не встречает препятствий)

- Покажите букву, которая обозначает звук [У].

- В каком домике она живет?

- Почему?

- Итак, наш артикуляционный аппарат подготовлен, и мы можем лететь дальше.

Во время данного этапа учащиеся не только работают над постановкой правильного речевого дыхания, но также повторяют буквы, изученные ранее.

  1. Физминутка.

- Ребята, мы сегодня путешествуем по различным планетам, а кто скажет, что еще находится в небе.

- Правильно, звезды. Изучают их ученые-астрономы в специальных башнях. А в старину их называли звездочетами. Представим себе, что мы – звездочеты. Выйдите из ракет, сейчас мы немного отдохнем и поиграем.

Учитель произносит слова физминутки, учащиеся повторяют движения и подчеркнутые слова.

Башня открывается: у-у-у,

Телескоп выдвигается: ш-ш-ш,

Стекла протираются: ших-ших,

Настраиваемся: ж-ж-ж,

Смотрим в глазок: о,- звезда!

А там загораются еще и еще: чпок, чпок,

Пролетела летающая тарелка: биль, биль.

Упал метеорит, еще один и еще,

Пошел метеоритный дождь.

Разводим руки, согнутые в локтях.

Вытягиваем шею.

Как будто протираем очки.

Повороты корпуса тела.

Смотрим в приоткрытый кулачок.

Хаотично разжимаем кисти ладоней, имитируя вспышки.

Круговые движения указательным пальцем правой руки.

Ударяем пальцем правой руки о ладонь левой.

Аплодисменты.

  1. Новая тема.

-  Ребята, вы уже умеете составлять из букв слоги, и сегодня мы с вами  научимся составлять новые слоги.

- На планете мы уже побывали, пора улетать.

- Какая буква написана на планете? (А)

- Какая буква написана на ракете? (М)

- С какого звука начинаем читать слог? [А]

- Полетели. Давайте все вместе озвучим ракету.

А___________М

А_________М

А______М

Учитель открывает слог на доске.

- Какой звук будем тянуть? [А]

- С какого звука начинаем читать слог? [А]

- Какой первый звук? [А]

- Каким фишкой обозначим? (красной)

- Почему? (поется)

- Какой второй звук ? [м]

- Каким фишкой обозначим? (синей)

- Почему? (не поется)

- Давайте еще раз произнесем этот слог. (Хором, индивидуально)

 - Возьмите кассы букв. Покажите букву А.

- Положите ее первой.

- Покажите букву М.

- Положите ее второй.

- Какой слог получился, прочитайте. (Хором, индивидуально)

- Какая буква написана на второй ракете? (У)

- Значит, какой звук произносит ракета, когда улетает с планеты? [У]

- С какого звука начинаем читать слог? [У]

- Полетели. Давайте все вместе озвучим ракету.

У___________М

У_________М

У______М

Учитель открывает слог на доске.

- Какой первый звук? [У]

- С какого звука начинаем читать слог? [У]

- Какой звук будем тянуть? [У]

- Каким фишкой обозначим? (красной)

- Почему? (поется)

- Какой второй звук? [М]

- Каким фишкой обозначим? (синей)

- Почему? (не поется)

- Давайте еще раз произнесем этот слог. (Хором, индивидуально) 

- Возьмите кассы букв. Покажите букву У.

- Положите ее первой.

- Покажите букву М.

- Положите ее второй.

- Какой слог получился, прочитайте. (Хором, индивидуально)

- А сейчас давайте прочитаем слоги, написанные на доске. (Хором, индивидуально)

АМ

УМ

УМ

АМ

- Летим дальше. Но, перед тем как приземлимся на следующей планете – отдохнем и поиграем.

Чтение открытых слогов более сложно, чем закрытых, учитывая это, а также особенности учащихся данной категории, большое внимание уделялось детальному разбору чтения слогов данной категории, а также многократному повторению.

  1. Физминутка.

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре –

Вот летит ракета ввысь!

Стойка на носках, руки вверх,

ладони образуют «купол ракеты».

Опускаем руки.

Хлопаем в ладоши.

Стойка на носках, руки вверх,

ладони образуют «купол ракеты». 

- После отдыха мы можем отправляться дальше.

  1. Закрепление.

- А вот и следующая планета, она вся покрыта водой. А кто на ней обитает, вы узнаете, разгадав загадки.

  1. Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком. (Рыба)

  1. На спине свой носит дом,

Не нуждается ни в ком,

При себе всегда пожитки

У медлительной … (Улитки)

  1. Вошли мы в речку босы

И стали вдруг обутые

«Русалочьи косы»

Ноги нам запутали. (Водоросли)

(Ребята называют ответы, обосновывая свое решение, и получают подходящее изображение, которое затем наклеивают на планету)

- А вот и следующая планета. А кто на ней живет, вы узнаете, разгадав загадку.

- Сено день и ночь жует,

Много молока дает.

- Как вы догадались, что это корова?

- Какие звуки произносит корова?

- Т.е. что делает корова?

- Какое предложение можно составить? (Корова мычит.)

- Повтори… (Индивидуально)

- Какая схема подходит к этому предложению? (Вторая)

Схема написана на доске.

        .

        .

- Почему? (т.к. в предложении два слова)

- Давайте прохлопаем: «Корова мычит».

- Назовите первое слово.

- Назовите второе слово.

- Ну, а теперь полетели дальше.

8. Итог.

- Последняя наша планета – Земля. Мы вернулись домой. Сегодня, во время нашего путешествия мы посетили много  планет и научились читать новые слоги.

- Какие слоги мы составляли?

Анализ работы учащихся на уроке.

- Итак, планету мы с вами заселили, а чем покрыто дно? (камнями)

- Вот и на нашей планете были камни, но не простые, а со слогами. Но их смыла вода и ваша задача – дописать буквы, чтобы получились слоги. (На индивидуальных карточках, нарисованных в виде камней, написаны части букв, которые  ребята должны дописать карандашом. Задание разноуровневого характера.)

- А сейчас давайте прочитаем, какие слоги у вас получились. (Индивидуально)

- Побывали на планете, летим дальше.

  1. Новая тема.

-  Ребята, вы уже умеете составлять из букв слоги, и сегодня мы с вами  научимся составлять новые слоги.

- На планете мы уже побывали, пора улетать.

- Какая буква написана на планете? (М)

- Какая буква написана на ракете? (А)

- Значит, какой звук произносит ракета, когда улетает с планеты? [А]

- С какого звука начинаем читать слог? [М]

- Полетели. Давайте все вместе озвучим ракету.

М___________А

М_________А

М______А

Учитель открывает слог на доске.

- Какой звук будем тянуть? [А]

- С какого звука начинаем читать слог? [М]

- Какой первый звук? [М]

- Каким фишкой обозначим? (синей)

- Почему? (не поется)

- Какой второй звук ? [А]

- Каким фишкой обозначим? (красной)

- Почему? (поется)

- Давайте еще раз произнесем этот слог. (Хором, индивидуально)

 - Возьмите кассы букв. Покажите букву М.

- Положите ее первой.

- Покажите букву А.

- Положите ее второй.

- Какой слог получился, прочитайте. (Хором, индивидуально)

- Какая буква написана на второй ракете? (У)

- Значит, какой звук произносит ракета, когда улетает с планеты? [У]

- С какого звука начинаем читать слог? [М]

- Полетели. Давайте все вместе озвучим ракету.

М___________У

М_________У

М______У

Учитель открывает слог на доске.

- Какой первый звук? [М]

- С какого звука начинаем читать слог? [М]

- Какой звук будем тянуть? [У]

- Каким фишкой обозначим? (синей)

- Почему? (не поется)

- Какой второй звук? [У]

- Каким фишкой обозначим? (красной)

- Почему? (поется)

- Давайте еще раз произнесем этот слог. (Хором, индивидуально) 

- Возьмите кассы букв. Покажите букву М.

- Положите ее первой.

- Покажите букву У.

- Положите ее второй.

- Какой слог получился, прочитайте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Слово и слог. Деление слова на слоги»

Объяснение нового материала на тему: "Слов и слог. Деление слова на слоги". Сформировать  понятие у  учащихся правила деления на слоги и деления слова для переноса....

Конспект урока по русскому языку Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов.

Конспект урока по русскому языку        Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов. школа 21 века 1 класс...

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов.»

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов.» ОС Л.В. Занкова, уч. Неваевой "Азбука"....

Конспект урока русского языка "Слог как часть слова".

Конспект урока по русскому языку в начальной коррекционной школе VIII вида на тему: "Слог как часть слова"....

Конспект урока "Письменная речь. Слог и ударение", 1 класс, Школа России + презентация

Урок по обучению грамоте«Письменная речь. Слог и ударение» 1 класс09:25-10:00...

Конспект урока. Русский язык. Слоги. 1 класс. Перспектива.

Конспект урока русского языка.по теме "Слоги2 для 1 класса по программе "Перспектива"....

Конспект урока русского языка во 2 классе: "Слог. Деление слов на слоги"

Конспект урока русского языка во 2 классе: "Слог. Деление слов на слоги"....