Тема: «С.Д.Дрожжин “Родине”. Образ Родины в стихотворении»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Бондаренко Ирина Васильевна
Класс: 4 Тема: С.Д.Дрожжин«Родине» Цели: создать условия для знакомства учащихся с творчеством С. Д. Дрожжина; углублять и развивать интерес к чтению, способствовать формированию любви и уважения к родине Задачи: 1.Познакомить с произведением С. Д. Дрожжина «Родине». 2.Учить анализировать литературные произведения, выделять главное, существенное в содержании произведения. 3.Развивать способности эмоционально откликаться на события, описанные автором, развивать навык осознанного, выразительного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literat4.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «С.Д.Дрожжин “Родине”. Образ Родины в стихотворении» 

Предмет: Литературное чтение

Авторы учебника: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.

УМК «Школа России»

Класс: 4

Тема: С.Д.Дрожжин«Родине»

Цели: создать условия для знакомства учащихся с творчеством С. Д. Дрожжина; углублять и развивать интерес к чтению, способствовать формированию любви и уважения к родине

Задачи:

1.Познакомить с произведением С. Д. Дрожжина «Родине».

2.Учить анализировать литературные произведения, выделять главное, существенное в содержании произведения.

3.Развивать способности эмоционально откликаться на события, описанные автором, развивать навык осознанного, выразительного чтения.

Личностные результаты:

-умение выказывать своё мнение, выражать свои эмоции;

-способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- познакомить со стихотворением Спиридона Дмитриевича Дрожжина «Родине»

-уметь применять новые знания.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

-строить устное высказывание с учетом учебной задачи

-поиск необходимой информации с помощью учебной литературы

-анализировать, сравнивать, делать выводы.

Регулятивные УУД:

-осуществлять познавательную и личностную рефлексию

-определение с помощью учителя учебной задач и удержание ее в течение урока

-самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой

Коммуникативные УУД:

-учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы обучения: словесные, наглядные, проблемные

I. Организационный момент

 – У нас урок литературного чтения, урок общения. Я вижу, что вы готовы меня слушать и слышать.
– Кто хочет стать настоящим читателем?
– А что для этого надо делать?
II. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.

1.Над каким разделом мы сейчас работаем? (Родина)
-Произведения какого жанра собраны в этом разделе?(стихотворения)
-.А теперь вам надо вспомнить, что же такое стихотворение? Что характерно для этого жанра?(ритм, рифма, мелодия) 

2.Слова бывают разные : веселые и грустные, маленькие и большие, есть вежливые слова, есть родные слова, но есть самое важное, самое дорогое слово.

-Что это за слово?!(Мама, Родина)

- В какой стране мы живём? (Россия)

- Как раньше называли Россию? (Русь)

- Какой показывает Никитин Русь в своём стихотворении? Какие чувства возникают при чтении? (восторг, нежность)

-Подберите синонимы к слову Родина .(Россия, Отечество, Отчизна)

 III. Подготовка к восприятию произведения.

- Красоту родных просторов, ширь отражают и художники в своих картинах, и композиторы в своих музыкальных произведениях к родной земле. 

-Сегодня, на уроке, мы познакомимся с творчеством русского  поэта  Спиридона Дмитриевича Дрожжина, и узнаем его отношение к Родине. (Портрет)

- Спиридон Дмитриевич родился на берегах великой реки Волги  в небольшой деревеньке. Учился он всего 2 года. Но за, то много читал. Вся жизнь его прошла в деревне. Он писал стихи о деревне, о природе, о труде крестьян. Некоторые его стихи стали песнями. Образ  Родины - один из главных в поэзии поэта. С особым чувством автор относится к Родине. Это мы узнаем, познакомившись с его стихотворение « Родине».

IV. Работа над содержанием текста. 

1.Чтение стихотворения учителем. Первичное восприятие текста.  

 - Какие чувства вызвало у вас это произведение? (чувство гордости)

-А кто из вас уловил настроение этого произведения?  Какое оно? ( торжественное, восторженное, читается легко и свободно)  

2. Словарно-лексическая работа. Работа с толковым словарем.

Объясните значение слов:

Молитвенно (с молитвой), 

чарующий (от чары – волшебство, колдовство),

 приветный (выражает добрые пожелания), 

гордость(чувство собственного достоинства, самоуважения, чувство удовлетворения от чего-нибудь), 

гордиться (испытывать гордость от чего-нибудь).

3.Исследование поэтического текста. Повторное чтение
 -Нам предстоит заняться исследованием поэтического текста стихотворения                 Дрожжина «Родине». 
Прочитайте это стихотворение для себя и подумайте, что же является главным в нём? 
Работа в парах
.-Как вы думаете, какие чувства, на ваш взгляд, испытывал автор, когда писал                это стихотворение? И что было главным в нём? А чтобы вам было легче, вы можете обсудить свои ответы в парах.(гордость, восторг и самое главное –это любовь к своей Родине) 
-Однокоренные слова к слову Родина- родной…. 
А ведь только родному, близкому человеку можно посвятить сказать нежные строки.
Средства выразительности
1.Чтобы передать эти чувства поэт использует поэтические приёмы. Какие? ( эпитет, сравнение, , олицетворение)
-Попробуйте найти их в произведении
 — Чтобы лучше понять произведение поработаем вместе над содержанием:
1. – Где Родина поэта? ( у берегов Волги)
-Объясни строки «стою недвижим я»
-Волгу называют главной улицей России. Это один из символов страны. 
Волга– Волга, мать родная» - поётся в старинной русской песне. Это самая протяженная река Европы, ее длина 3530 километров. Первым ученым, который описал и в общих чертах нанес Волгу на карту, был древнегреческий астроном Клавдий Птолемей. Случилось это во II веке нашей эры.
2. Как представляете «чарующий простор», как бы изобразили красками ( поля, озёра, леса, луга, деревни…)
3. Когда более красивой находит поэт Родину?
— С чем сравнивает приход весны? Почему?
4 . Чем восхищается поэт?
— А когда труд приносит радость?
— Каким поэт называет труд? Как понимаешь? ( на благо народа, на своё благо)
5. –Что значит грудь наполняется восторгом?
-Когда поэт испытывает наибольший восторг? ( когда наедине)
- Что значит «наедине»
6. Что слышит поэт? (голос Родины)
—А в чем он проявляется? ( в шелесте)
— А какие ещё голоса у Родины?
7. А что видит поэт? ( мощь, силу, красоту)?
— В чём? (в силе народа, в его трудолюбии, в готовности защищать Родину)
— Какой называет Родину? ( великой, святой)
— Объясни (необъятная, святая, большая, единственная, неповторимая, дорогая)
В) Работа над средствами выразительной речи
Пробуем передать чувства, настроение поэта. Самостоятельно расставляем ударения, логические паузы, подбираем тон, темп, громкость.
1. С какой интонацией мы будем читать это стихотворение? (радостно, торжественно, громко, трогательно)
Г) Работа с иллюстрацией стр. 134-135
1.Кто по вашему изображен? Где?2.Что видит? Что слышит?
3. Какие краски использует художник?( теплые, нежные)
VII. Итог урока. Рефлексия 

-Как называют человека горячо любящего свою Родину?  (Патриот) .
-В годы войны солдаты сражались за нашу Родину, что вы можете про них сказать ?
-Каких полководцев вы знаете?
 

-Если сегодня почувствовали гордость и радость от того, что живете на Русской земле, то наш урок не прошел напрасно.

-VIII.. Выберите домашнее задание.(Слайд )

  1. Выразительное чтение стихотворения С. Д. Дрожжина
  2. Выучи любое стихотворение о Родине.

Выразите свои чувства в сочинении о Родине, или попробуйте сочинить свое стихотворение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме: С, Д. Дрожжин "Родине"

Познакомить детей с новым произведением С. Д. Дрожжина "Родине". Воспитывать через произведение чувство патриотизма, гордости за свою родину....

План-конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства», проведенного в 4б классе

Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средстваЗадачи:формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;развивать способность внимате...

Презентация к уроку литературное чтение (4 класс) на тему: "С. Д. Дрожжин. Родине"

Материал подобран к предмету Литературное чтение. 4 класс...

«С.Д.Дрожжин “Родине”. Образ Родины в стихотворении»

Цели: создать условия для знакомства учащихся с творчеством С. Д. Дрожжина;углублять и развивать интерес к чтению, способствовать формированию любви иуважения к родинеЗадачи:1.Познакомить с произведен...

План-конспект урока по литературному чтению по теме «Неповторимый образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства»

План-конспект урока по литературному чтению по теме «Неповторимый образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства»Задачи:·...

Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Обобщение раздела “Родина”. Образ Родины в поэзии и истории”.

Аннотация.          Урок литературного чтения в 4  классе на тему : Обобщение раздела “Родина”. Образ Родины в поэзии и истории. Тип урока...

Технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс по теме И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения. "Школа России"

Тема: И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения.Тип урока: актуализация новых знаний.Цель: создать условия для ознакомления со стихотворением «Русь&r...