Урок внеклассного чтения с элементами проектной деятельности в 4 классе «Строки, опаленные войной...»
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Эпиграфом к уроку стали слова «Мы мир храним, пока мы помним о войне». На уроке представлены произведения авторов-фронтовиков, т.е. людей воевавших, знающих не понаслышке, что такое война, а также рассказы учащихся о своих родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне.
2020 год в нашей стране был объявлен Годом Памяти и Славы.
9 мая мы отметили 75-летие Великой Победы - самый главный, самый светлый со слезами на глазах праздник!
27 миллионов жизней — цена за наше мирное небо, за нашу спокойную, мирную жизнь, за возможность ходить в школу, играть с друзьями и просто радоваться каждому новому дню.
В каждой семье есть свои герои, каждая семья в этот день вспоминает своего героя, пришедшего с войны, погибшего или пропавшего без вести.
И каждое следующее поколение, вы, ребята, не имеете права забывать о тех горьких военных годах. Вы должны знать, помнить, а потом рассказывать и своим детям о войне, о своих прадедушках и прабабушках, которые воевали на фронте, трудились в тылу, в колхозах, и которые, как могли, приближали святой день — День Победы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 39.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения
с элементами проектной деятельности
в 4 классе
«Строки, опаленные войной...»
учитель начальных классов
МБОУ СОШ с. Каменское
Баранова Л.Ю.
2020 – 2021 уч. г.
«Мы мир храним, пока мы помним о войне»
Цели:
- Познакомить обучающихся с биографиями и творчеством советских писателей и поэтов, художественные произведения которых посвящены теме Великой Отечественной войны (К. Симонов, Э. Асадов, А.В. Митяев).
- Формировать навыки и умения работы с художественной и научно-публицистической литературой; развивать логическое мышление. Содействовать развитию таких видов учебной деятельности как поиск, отбор информации.
- Способствовать развитию интереса к литературе, чтению в целом; побуждать обучающихся к самостоятельному овладению знаниями в более широком диапазоне, чем школьный учебник; продолжить формирование чувства патриотизма, гордости за свой народ и его легендарное прошлое.
- Развивать у учащихся интерес к предмету через различные методы проведения урока.
Планируемые результаты:
личностные: осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, родному краю, к их культуре, истории; положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;
предметные: научиться систематизировать знания, обобщать, анализировать и делать выводы, работать с текстом; понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;
метапредметные:
познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, слушать, находить нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия, делать выводы, уметь ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и дополнительный материал;
регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, контролировать результаты деятельности, находить ошибки и способы их устранения;
коммуникативные УУД: вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать собственные мысли, высказывания, обосновывать свою точку зрения.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, проектор, выставка книг, плакат
Форма проведения: устный журнал.
Оборудование: детские рисунки по теме, выставка книг – произведений о Великой Отечественной войне; презентация, плакаты.
Ход урока
1. Организационный этап
Приветствие обучающихся. В качестве эпиграфа к уроку звучит аудиозапись стихотворения в музыкальном сопровождении. («Ну, что мы знаем о войне»)
- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?
- А что вы знаете о Великой Отечественной войне? Когда она началась? Сколько времени продолжалась?
- Почему мы называем ее Великой Отечественной?
(Мы называем её Великой, потому что велико мужество народа и велик его гнев. Мы называем её Отечественной, потому что все защищали своё Отечество - самое дорогое, что есть у людей, потому что весь народ поднялся на борьбу с захватчиками).
II. Изучение нового материала
- Вступительное слово учителя.
2020 год в нашей стране был объявлен Годом Памяти и Славы. (слайд)
Девизом стали слова: Гордиться - значит знать! (Слайд)
9 мая мы отметили 75-летие Великой Победы - самый главный, самый светлый со слезами на глазах праздник!
27 миллионов жизней — цена за наше мирное небо, за нашу спокойную, мирную жизнь, за возможность ходить в школу, играть с друзьями и просто радоваться каждому новому дню.
В каждой семье есть свои герои, каждая семья в этот день вспоминает своего героя, пришедшего с войны, погибшего или пропавшего без вести.
И каждое следующее поколение, вы, ребята, не имеете права забывать о тех горьких военных годах. Вы должны знать, помнить, а потом рассказывать и своим детям о войне, о своих прадедушках и прабабушках, которые воевали на фронте, трудились в тылу, в колхозах, и которые, как могли, приближали святой день — День Победы.
- А как вы думаете, кто помогал на фронте солдатам переносить тяготы и лишения войны, кто не давал ни одной секунды усомниться в том, что Победа будет за нами, что враг будет разбит?
- Кто писал рассказы, очерки, стихи, песни о героизме, об отваге, мужестве наших солдат и офицеров, рассказывал всему миру об их подвигах, создавал листовки и плакаты с призывами защитить родную землю?
- Можете ли вы назвать профессии этих людей? (Поэты, писатели, музыканты, художники)
2. Объявление темы урока:
-Да, от первого дня войны и до последнего не умолкал голос поэтов, писателей, певцов, музыкантов.
Люди творческих профессий немало сделали для того, чтобы в грозные, страшные годы пробудить у людей чувство ответственности за свою страну, чувство сопричастности к судьбе Родины, не дать упасть духом.
Сегодня на уроке мы прочитаем и послушаем произведения авторов-фронтовиков, т.е. людей воевавших, знающих не понаслышке, что такое война, узнаем, как ваши родственники принимали участие в Великой Отечественной войне.
(Слайд)Итак, тема нашего урока «Строки, опаленные войной…»
III. Изучение нового материала.
- Рассматривание выставки книг о войне
– Посмотрите, здесь подобраны рассказы, повести о событиях военной поры. После урока вы сможете взять почитать книги с нашей выставки.
- Какие рассказы о войне вы еще знаете?
- Как вы думаете, почему надо читать стихи и рассказы, повести и романы о войне? (варианты ответов)
Потому, что хочется понять лучше тех, кому мы обязаны жизнью и свободой, хочется понять, какие они были… Хочется понять, а мы смогли бы так?..
- Военная поэзия
Более тысячи писателей, поэтов ушли на фронт, и свыше 400 не вернулись. Произведения, созданные в годы войны, обладают силой документа – прямого свидетельства непосредственного участника событий.
С произведениями этого писателя и поэта вам только предстоит встретиться в старших классах. Но я хочу, чтобы вы сегодня узнали о нем. И вот почему.
То, что произошло со стихами этого человека в годы Великой Отечественной войны, - редкий случай в мировой поэзии. Их знали все – на фронте и в тылу. Их печатали на листовках и в газетах. Их читали по радио и с эстрады. Их посылали в письмах с фронта и на фронт. В те годы не было человека, который не знал бы «Майор привёз мальчишку на лафете», «Если дорог тебе твой дом», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины», «Жди меня».
(Слайд)
Этого человека звали Константин Михайлович Симонов (Кирилл Михайлович Симонов) (1915–1979 гг.) – известный советский писатель, общественный деятель, военный корреспондент, лауреат Ленинской и Сталинских премий, Герой Социалистического Труда.
Стихотворение Константина Симонова «Жди меня» (отрывок) читает учитель.
- Рассказы о войне
(Слайд)
1. Чтение рассказа писателя-фронтовика А. В. Митяева «Мешок овсянки»
А.В. Митяев принадлежит к тому поколению людей, которое прямо со школьной скамьи ушло в 41-м на фронт. Солдат, рядовой дивизиона “Катюш, А. Митяев сражался на многих фронтах, участвовал во многих сражениях, был ранен, контужен. После войны стал журналистом, был главным редактором журнала «Мурзилка». Он написал “Книгу будущих командиров”, рассказывающую обо всех родах войск, о вооружении древних римлян и древних руссов, о знаменитых сражениях и полководцах.
Анализ произведения А. В. Митяева «Мешок овсянки»
(Слайды)
2. Беседа по прочитанному произведению.
1. Почему солдаты обрадовались, когда нашли мешок с овсянкой?
2. Кто не дал им сварить кашу? Как оценил поступок рыжего солдата боец Лукашук?
3. Изменилось ли отношение рядового Лукашука к рыжему солдату после боя? Почему?
4. В чем заключается главная мысль рассказа?
(Слайд)
3. Краткий пересказ по картинному плану (кадры диафильма)
Главная мысль этого рассказа заключается в том, что на войне всем приходится несладко и иногда приходится делать непростой выбор. А для этого нужно уметь правильно и всесторонне оценивать ситуацию, и не торопиться с выводами.
Физкультминутка «Будем мир мы защищать» (выполняется в парах)
Раз, два, три, четыре, пять. Поочередно соединяют пальчики обеих рук.
Будем мир мы защищать! Жмут руки друг другу.
На границе встанем, Прямые руки вытягивают вперёд.
Всех врагов достанем. Шаг, выпад вперёд.
Будем чаще улыбаться, Повороты в стороны, улыбаются друг другу.
А не ссориться и драться! Обнимаются друг с другом.
- Продолжите мои слова «Чтобы защищать свою Родину, надо быть…»
4. Военная песня
- А как вы думаете, на войне могли петь песни, плясать, танцевать или нельзя было этого делать? (в минуты отдыха, в госпиталях)
- Вспомните рассказ «Отметки Риммы Лебедевой» из 3 класса.
- Куда приходили ребята и зачем?
Особое место в поэзии тех лет принадлежит массовой песне. Своеобразным символом тех лет стала песня В. Лебедева-Кумача на музыку А. Александрова «Священная война», созданная уже на 3-ий день войны..
Песни маршевые, песни-призывы, песни о Родине, песни партизанские и бытовые – о солдатском житье на фронте, песни лирические… Их любят и поют и в наши дни.
В исполнении учащихся звучит песня «Катюша».
IV. Война глазами детей 21 века (краеведческий компонент)
«Живая память прошлого»
- «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…», - поется в песне.
Память о героях хранится в каждой семье. В течение года вы собирали информацию о своих родных, которые воевали или трудились в тылу в годы Великой Отечественной войны.
В семьях Матвея и Вероники бережно хранят память о своих родственниках.
- Сегодня эти ребята выступят перед нами.
Рассказ Назарова М., Муравьевой В. о своих прадедушках.
В мае этого года в нашем районе проходила Акция «Письмо солдату». Из нашего класса в ней приняли участие Боева Е., Назаров М., Денищенко Е.
- О чем бы вы хотели поговорить со своими прадедушками, если бы они были живы?
- К сожалению, нет такой машины времени, которая могла бы нас переносить в разные эпохи. Но есть возможность хотя бы мысленно обратиться к ним, а свои мысли потом записать на бумагу.
Егор Денищенко так и сделал. Он принял участие в конкурсе «Живая память прошлого», который проходил в нашем Елецком районе в мае этого года.
Фото Портрет прадеда.
Письмо своему прадеду. (Денищенко Е.) (читает свое письмо)
- Остается добавить, что работа Егора была высоко оценена и заняла 1 место.
IV. Итог урока
- Какими чувствами пронизаны стихи и песни о Великой Отечественной войне, прослушанные сегодня? (Чувством гордости и патриотизма)
- Какую тему поднимают авторы стихов, прозвучавших на сегодняшнем уроке? (Тему мужества, героизма, любви к Родине и своим близким).
- Произведения, каких писателей вам захотелось перечитать после сегодняшнего урока?
- Герои, каких произведений, с которыми мы познакомились на уроке, произвели на вас большое впечатление?
- Что захотелось вам рассказать дома после нашего урока?
- Прошло 75 лет после окончания той страшной войны, но мы всегда помним подвиг советского народа, и в этом немалую роль имеет поэзия и проза военных лет.
(слайд)
Асадов Эдуард Аркадьевич (1923-2004) – известный советский поэт и прозаик. Знаменит не только своим творчеством, но и величайшей силой духа, благодаря которой не сломился под ударами судьбы.
В мае 1944 году на подступах к Севастополю батарея, где служил Асадов, была разбита, а все его однополчане погибли. В такой обстановке Эдуард принял героическое решение, не оставлявшее ему практически никаких шансов выжить. Он загрузил оставшиеся боеприпасы в старенький грузовик и стал прорываться на соседний боевой рубеж, где снаряды были жизненно необходимы. Он сумел довести машину под минометным огнем и непрекращающимся обстрелом, но по дороге получил страшное ранение осколком снаряда в голову.
Далее последовали бесконечные госпитали и медики, разводившие руками. Несмотря на перенесенные Асадовым 12 операций, черепно-мозговая травма, полученная им, была настолько серьезна, что никто и не надеялся, что герой выживет. Однако Эдуард выжил. Выжил, но навсегда лишился зрения.
(открыть доску)
Э. Асадов «Помните» (отрывок) Читает Семянников Е.
V. Рефлексия.
- 9 Мая во всех городах и селах нашей Родины гремят праздничные салюты в честь Великой Победы. Мы с вами тоже создадим свой салют.
У вас на партах звездочки трёх цветов: красная, желтая, синяя.
Если вы довольны своей работой на уроке, узнали много нового и интересного — прикрепите к плакату на доске для салюта звездочку красного цвета,
если вы считаете, что могли бы работать лучше — звездочку желтого цвета,
если вы совсем недовольны своей работой на уроке — звездочку синего цвета.
Домашнее задание
– Ребята, дома вам предлагается выполнить то задание, которое вы выберите для себя. Проявите творчество и фантазию.
- Нарисовать рисунки по произведениям урока.
- Написать письмо-обращение к ныне служащим солдатам.
- Сочинить стихотворение о победе.
Выставление оценок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час с элементами проектной деятельност "Мой класс-мои друзья"
Каждый учитель, работая с ребятами , делает всё для того, чтобы его класс стал дружным сплочённым коллективом. Особенно это важно на пороге перехода детей из начальной школы в среднее звено.И ка...
Методическая разработка урока - КВН с элементами проектной деятельности по окружающему миру.2 класс
Урок-обобщение по теме «Природа» в форме КВН с элементами проектной деятельности....
Конспект урока технологии по курсу проектной деятельности 3 класс (2 часа)
Урок технологии по курсу проектной деятельности 3 класс рассчитан на 2 часа. Дети знакомятся с техникой складывания бумаги - айрисфолдинг (в переводе с голландского на русский язык означает радужное с...
Урок памяти в 10 классе "Строки, опаленные Войной"
урок памяти Строки, опаленные Войной...
Урок внеклассного чтения 1 класс "Строки, опаленные войной"
Знакомство с произведениями о Великой Отечественной войне...
Библиотечный урок с использованием элементов проектной деятельности для учащихся 4-х классов Русский народный костюм".
История всегда вызывала огромный интерес у людей. Этот интерес объяснялся потребностью каждого человека знать историю своего народа. У русской национальной одежды многовековая история. Русский народны...
Интегрированный урок по русскому языку и математике с использованием элементов проектной деятельности (4 класс)
Данный урок может использоваться учителем как урок-закрепление при работе по разным УМК.ЦЕЛИ:Закрепить знания по русскому языку и математике.Развивать умение детей работать над проектами.Развивать реч...