Урок памяти в 10 классе "Строки, опаленные Войной"
презентация к уроку по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока памяти: «Строки,опаленные войной» . 10 класс.
Цель: формирование у учащейся молодежи гражданской зрелости; привитие любви к своей Родине, устойчивого желания способствовать ее процветанию.
Задачи:
- прививать чувства гордости за героическое прошлое своего народа.
- воспитывать желание гордиться культурой и достижениями своей Родины, сохранять её характер и культурные особенности.
- воспитывать уважение к заслугам перед Родиной старшего поколения.
- Развивать стремление защищать интересы Родины и своего народа.
Учащиеся и учителя входят в школьный музей.
ПЕСНЯ «ВЕТЕРАН»
(музыка В.Волика,слова Т.Штерн)
Ведущий 1: Добрый день! День нового мирного дня! 70 лет назад , 8 мая, в Берлине был подписан пакт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. А на утро следующего дня весь советский народ ликовал, узнав о победе нашей страны в Великой Отечественной войне.
Воспетый и в стихах, и в пьесах,
Он, как отец к своим сынам,
Уж много лет как на протезах, —
Что ни весна, — приходит к нам.
Он и страшнее, и прекрасней
Всех отмечаемых годин.
Один такой в России праздник.
И слава Богу, что один.
Ведущий 2: Все дальше уходят от нас годы Великой Отечественной войны, но время бессильно ослабить память человечества о мужестве советских людей.
Ведущий 1 : В годы войны не было ни одного дня, который можно было бы вычеркнуть из народной памяти. Каждый день войны был подвигом миллионов.
Ведущий 2:С первых дней боев начала складываться летопись Великой Отечественной войны.В ряды защитников Родины вступили не только рабочие, служащие, студенты. Среди них были и деятели культуры: писатели, поэты, композиторы, актеры, кинематографы, артисты. Кто-то ушел на фронт и с оружием в руках защищал Родину, кто-то со своим творческим «оружием» способствовал укреплению народного патриотизма, осознанию смертельной опасности, нависшей над Отечеством и готовности к самопожертвованию ради Победы над врагом.
Ведущий1: Самоотверженный труд деятелей культуры- ещё одна страница Великой Отечественной войны, которую нам захотелось перелистать.
Советские писатели в самые трудные для Родины дни были вместе с народом, они участвовали в боях. Из тысячи литераторов, членов Союза советских писателей, ушедших на фронт, не вернулось с войны более двухсот человек. Военных журналистов погибло еще больше. И сегодня хотелось бы вспомнить некоторых из тех, чьи стихотворные строки стали летописью войны.
(после своего выступления чтецы ставят свечу у стены памяти).
1чтец Всеволод Багрицкий. Погиб в 1942 году, ему еще не было 20 лет.
2 чтец Борис Богатков. Пал смертью храбрых 11 августа 1943 года. Ему был 21 год.
3 чтец Сергей Орлов. Участник войны. Горел в танке.
4 чтец Семен Гудзенко."Мы не от старости умрем, умрем от старых ран". Эти слова оказались пророческими. Он умер очень молодым от старой раны, полученной в бою.
5 чтец Николай Майоров. Был убит в бою на Смоленщине 8 февраля 1942 года. Ему было 23 года.
6 чтец Иосиф Уткин. Поэт погиб в 1944 году.
7 чтец В стихотворениях Владислава Занадворова -
геолога и поэта, погибшего под Сталинградом, - неприкрашенная война.
8 чтец - Муса Джалиль в первый же день войны ушел в ряды действующей армии и в июне 1942 года на Волховском фронте, тяжело раненый, был взят в плен и брошен в фашистский застенок - тюрьму Моабит. В тюрьме он создал цикл стихотворений. В 1944 году моабитские палачи казнили поэта. Друзья по застенку сохранили его записные книжки.
Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
СТИХОТВОРЕНИЕ «ВАРВАРСТВО»
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,--
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
-- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! –
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
-- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? --
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
-- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты
вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.--
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей.. (1943)
9чтец Константин Симонов к началу войны был уже признанным и известным корреспондентом, прошел Халхин-Гол. Всю войну проработал корреспондентом газеты «Красная звезда», знал войну изнутри.
Его стихотворение «Жди меня» переписывали, знали наизусть, как молитву.
СТИХОТВОРЕНИЕ «ЖДИ МЕНЯ»
( звучит запись в исполнении автора)
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
10 чтец Лирика Алексея Суркова созвучна чувствам миллионов людей. Особенно известна его лирика периода Великой Отечественной войны. Многие его стихи стали песнями.
11 чтец Михаил Исаковский автор многих популярных песен «Катюша», «Огонёк», « Враги сожгли родную хату», «В лесу прифронтовом». Часто их приписывали анонимным авторам. Песни на стихи Исаковского становятся фольклором.
Ведущий1: Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне! Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких.
ПЕСНЯ «В ЛЕСУ ПРИФРОНТОВОМ» музыка М.Блантера, слова М.Исаковского.
Ведущий2: Многие фронтовики до сих пор помнят видавший виды окопный патефон, на котором они слушали любимые песни под аккомпанемент артиллерийской канонады.
Учитывая это обстоятельство, было принято решение возобновить на Апрелевском заводе прерванное войной производство грампластинок. Начиная с октября 1942 года из-под пресса предприятия пошли на фронт грампластинки вместе с боеприпасами, пушками и танками. Они несли песню, которая была так нужна бойцу, в каждый блиндаж, в каждую землянку, в каждый окоп.
ПЕСНЯ «СИНИЙ ПЛАТОЧЕК»
музыка Е.Петерсбурского,слова Я.Галича, М.Максимова
(запись в исполнении Клавдии Шульженко)
Ведущий 1: В труднейших условиях, нередко в непосредственной близости от врага работники искусства дали сотни тысяч концертов, пройдя вместе с солдатами по трудным дорогам войны. Почти 4000 концертных бригад, включавших около 45 тысяч певцов, танцоров, музыкантов, выезжали на фронты Отечественной войны. Трудно поверить, но 15-16 апреля 1942 года в армии проходил смотр художественной самодеятельности, 320 номеров было показано на его заключительном концерте.
Ведущий 2: Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно. Тишину прифронтового леса нарушали не только артиллерийский обстрел врага, но и восхищенные аплодисменты восторженных зрителей, вызывая на сцену вновь и вновь своих любимых исполнителей: Лидию Русланову, Леонида Утесова, Клавдию Шульженко.
Ведущий1: И все-таки долгожданный день пришел. 9 мая 1945 года — День Победы, день всенародного ликования, радости, но радости со слезами на глазах: 27 миллионов жизней стоила нам эта победа.
Ведущий 2: Все дальше уходят от нас годы Великой Отечественной войны, но время бессильно ослабить память человечества о мужестве советских людей.
чтец
Будет так, неотвратимо будет.
На сцену выйдет в орденах старик-
Последний на планете фронтовик,
И перед ним в порыве встанут люди...
И голосом спокойным, но усталым
Старик бывалый поведёт рассказ
Как эту землю вырвал из металла,
Как это солнце он сберёг для нас...
Мальчишки будут очень удивляться,
Девчонки будут горестно вздыхать-
Как это можно- умереть в семнадцать,
Как можно маму в детстве потерять...
И он уйдет в росе рассветов алых,
В букетах роз и маков полевых...
ЗАПОМИНАЙТЕ ИХ, ПОКА НЕ ПОЗДНО,
ПОКА ОНИ ЖИВУТ СРЕДИ ЖИВЫХ.
ПЕСНЯ «ТЫ ЖЕ ВЫЖИЛ,СОЛДАТ»
(музыка В. Мигули,слова М.Агашиной)
СТИХОТВОРЕНИЕ «И ПАМЯТЬ У НАРОДА НЕ ОТНЯТЬ»(авторское сочинение Рассоловой С.И. и уч-цы 10 а кл.Красильниковой Анастасии)
Мы много знаем о войне:
Из книг и писем, песен, кинофильмов.
И прадед мой рассказывал же мне
О той войне, бесстрашной русской силе.
Рассказывал о мужестве ребят,
Что свою Родину в 16 защищали,
О женских подвигах, о доблести солдат-
Все это с детства мы с тобою знаем.
И долго в мире не было сомненья,
Что победитель-наш народ советский.
Освободил он страны, города, селенья,
Теряя лучших на полях сражений.
И был ведь суд, суд мира над войной
Там в Нюрнберге, в 45-м это было.
Так почему же стали слышать мы порой,
О том, что не было такой победы, все забыто.
А как же те кровавые сраженья,
В которых погибали наши деды,
Мученья те, что выдержали дети?
И вы не помните такой победы???
И появились новые рассказы,
И в фильмах факты появились новые,
И лагеря без пыток, а порой-фашист-не враг.
И в мире верят… но скажите, как?
Мы помним все: жестокие бои,
Отвагу партизан и подвиг тыла,
И узников концлагерей, сожженную Хатынь.
Бралась откуда у народа сила?
Откуда сила в хрупких женщинах Руси,
Бежавших под обстрелом автоматов,
Чтоб раненных успеть спасти,
И чтоб дождаться с фронта милого солдата.
И пусть твердят, что не было победы,
Пусть говорят, что это все обман.
Но главное, что помнят наши деды,
Но главное, что Ленинград врагу не сдан!
И память у народа не отнять,
И правду о войне забыть мы не дадим.
Идут по всей стране бессмертные полки
И гордо говорят: «Мы победили!»
Они нам правду говорят о той войне,
О том, как выстояли, победили,
И что горды сейчас за нас вдвойне,
Что помнят до сих пор их, не забыли…
Ведь память у народа не стереть,
Мы не позволим, не дадим!
И правду о войне мы будем говорить,
Писать стихи и песни петь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект "Песни, опаленные войной"
Проект является победителем городской научно- исследовательской конференции проектных и исследовательских работ "Ярмарка идей". Содержит материал об истории создания песен военных лет....
Детство, опаленное войной
Детство, опаленное войной...
Классный час в форме устного журнала "Детство, опаленное войной"
3 марта 2013 года город воинской славы Ржев отметит 70-летие освобождения города от немецко-фашистских оккупантов. Данная разработка посвящена этой дате. Приглашённые бывшие несовершенно-летние ...
Детство, опаленное войной (не придуманные рассказы)
Презентация посвящается детям войны...
Урок внеклассного чтения 1 класс "Строки, опаленные войной"
Знакомство с произведениями о Великой Отечественной войне...
Урок- мужества Детство, опаленное войной...
Классный час, посвященный к 75 летию ВОв......
Урок внеклассного чтения с элементами проектной деятельности в 4 классе «Строки, опаленные войной...»
Эпиграфом к уроку стали слова «Мы мир храним, пока мы помним о войне». На уроке представлены произведения авторов-фронтовиков, т.е. людей воевавших, знающих не понаслышке, что такое ...