Открытый урок по литературному чтению на тему: И. С. Никитин «Русь».
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель: познакомиться с образом Родины на примере стихотворения И.С.Никитина «Русь».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_i_s_nikitin_rus.docx | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: И. С. Никитин «Русь».
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель: познакомиться с образом Родины на примере стихотворения И.С.Никитина «Русь».
Задачи:
Образовательные:
- Формировать у учащихся начальное представление о патриотической лирике
- Познакомить с понятием «Риторический вопрос» и ролью таких вопросов в произведении.
Воспитательные:
- Способствовать развитию у учащихся чувства патриотизма посредством знакомства с патриотической лирикой.
- Способствовать развитию у учащихся нравственных качества: чувства любви к Родине, гордости за Родину посредством осознания принадлежности к русскому народу и истории России.
Развивающие:
- Способствовать развитию у учащихся навык осознанного беглого чтения посредством работы над литературным произведением.
- Способствовать развитию у учащихся связной монологической речи путём вовлечения их в диалог, обсуждение.
- Способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков: умения общаться в группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения посредством организации групповой работы при подготовке к уроку.
Здоровьесберегающие:
- Сохранять здоровье учащихся путём оптимального сочетания на уроке учебного труда и отдыха, смены видов деятельности, создания ситуации успеха и доверительной атмосферы на уроке.
Планируемый результат, УУД, формируемые на уроке:
Предметные:
Ученик получит возможность отработать навык осознанного беглого чтения, отработать навык деления текста на смысловые части, познакомиться с понятием «Риторический вопрос»
Личностные:
Ученик получит возможность
- проводить самооценку и оценку деятельности своих товарищей.
- формирования основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
Метапредметные:
Познавательные:
Ученик получит возможность
- научиться ориентироваться в своих знаниях,
- находить ответы на поставленные вопросы в изучаемом тексте,
- научится использовать жизненный опыт,
- извлекать информацию из дополнительных источников.
Регулятивные:
Ученик получит возможность:
- определять и формулировать тему и цель урока,
- планировать свою деятельность в соответствии с целью урока,
- вносить коррективы в план действий.
Коммуникативные:
Ученик получит возможность
- научиться оформлять свои мысли в устной форме,
- слушать и понимать речь других, договариваться о правилах работы в группе.
Основные понятия:
риторический вопрос.
Применяемые на уроке технологические приёмы и методы:
- Технология продуктивного чтения.
- Проблемно – диалогическая технология.
- ИКТ технологии
- Метод групповой работы.
Ресурсы:
Учебник «Литературное чтение» 4 класс часть 2 автор Климанова
Компьютер, проектор, экран.
Толковые словари для работы в группах.
Организация пространства:
групповая работа, фронтальная работа, индивидуальная работа.
Ход урока
I.Орг. момент Слайд 1.
- Создание психологического комфорта на уроке.
- Ребята, поприветствуем наших гостей. Начинаем наш урок. Я желаю вам прекрасного настроения, продуктивной работы, получить радость от открытия новых знаний!
- С каким настроением вы сегодня пришли на урок? А я хочу настроить вас на волну самоотверженности, патриотизма, мужества, стойкости, доброты и большой - большой любви! Любовь бывает разная: матери к сыну, к природе, к животным… О какой любви мы будем говорить на уроке, сейчас и узнаем.
II. Постановка темы и цели урока.
На слайде стихотворение «Родина» З.Александровой. Подготовленный ученик рассказывает его.
- Ребята, для вас расскажет это стихотворение Полина.
Слайд 2. Родина.
Если скажут слово родина, сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина, толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница и ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится свой родной московский двор.
Или степь от маков красная, золотая целина…
Родина бывает разная, но у всех она одна!
З. Александрова
- О какой Родине говорит нам автор?
- Верно, у человека есть большая и малая Родина. Как вы это понимаете?
- Есть вещи, которые человек не может выбрать сам. Он появляется на свет. Растет. А потом узнает, что его Родина называется Россией. Наша Родина самая большая страна в мире. Это страна с древней историей. С первых дней жизни нас окружают родные люди. Потом появляются друзья, одноклассники... Здесь всё окутано добром, всё здесь родное.
- А почему автор хвалится во второй строке старым домом, каким-то кустом смородины, а не коттеджем, дорогим автомобилем, драгоценностями?
- О чём сегодня мы будем говорить на уроке? О какой любви мы будем говорить? (о любви к Родине) А наша Родина – это страна Россия.
- Ребята, посмотрите на портрет. Кто перед вами? (И.С.Никитин) Откройте учебники на с.94, там тоже есть портрет этого великого человека.
- Посмотрите внимательно на черты лица. Высокий лоб говорит нам о том, что человек думающий, мыслящий, знающий. Глаза очень проникновенно смотрят глубоко в душу. Кто он? (поэт, писатель)
- Иван Саввич жил в 19 веке. Как в то время называлась наша страна? (Русь) Перед вами стихотворение И.С.Никитина «Русь».
- Назовите тему урока. (Образ Родины в стихотворении И.С.Никитина «Русь»)
Назовите цель нашего урока.
- Слайд 3. Цель: познакомиться с образом Родины на примере стихотворения И.С.Никитина «Русь».
- Задачи. Чем ещё мы будем заниматься на уроке? (
1. Знакомиться с биографией поэта.
2. Работать с текстом.
3. Анализировать.
4. Рассуждать, обсуждать, мечтать.
5. Делать выводы, подводить итоги, находить воспитательное значение произведения.
III.Актуализация знаний
- Вы, наверное, заметили, что на этажерке расположена выставка книг о Родине. Давайте обратимся к ней. (К.Д.Ушинский «Наше Отечество», Ф.Тютчев «Гроза», М.М.Пришвин «Золотой луг», «Кладовая солнца»)
Тема Родины издавна волновала всех поэтов и писателей. Не исключением был и великий русский поэт Иван Саввич Никитин.
IV. Работа в парах.
- Сейчас вы будете работать в группах. Перед вами лежит текст с биографией поэта. Вам нужно прочитать его, затем, посоветовавшись в своих парах кратко и чётко ответить на поставленные вопросы словами текста. Слайд 4.
1. | Где? | |
2. | Когда? | |
4 | Чем? | |
5. | Что? |
Иван Саввич Никитин родился 3 октября 1824г. в г. Воронеже. Отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в Воронежском духовном училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлеб. Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, и показать другим. Первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность. Оно понравилось всем. Поэт - самоучка сразу стал знаменитым. Скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства открыл в своём городе книжный магазин и библиотеку, которые стали центром литературной и общественной жизни города. На слова Никитина написано более 60 романсов и песен. Его стихи переведены на языки разных народов мира .
- Давайте проверим, что у вас получилось. Слайд 4.
1. | Где родился поэт? | г. Воронеже |
2. | Когда родился? | 3 октября 1824 году |
4. | Чем занимался? | Писал стихи, выпустил сборник стихотворений, открыл книжный магазин и библиотеку. |
5. | Что принесло известность поэту? | Стихотворение «Русь» |
- Как вы думаете, о чём будет говориться в этом стихотворении»?
(подготовить картинки)
- О красоте природе
- О защитниках
- О богатстве нашей Родины
- О подвигах
V. Первичное восприятие стихотворения.
- Сейчас я буду читать это стихотворение, а вы внимательно слушайте, постарайтесь понять смысл стихотворения.
VI. Беседа после чтения
- Понравилось вам стихотворение? Поделитесь своими впечатлениями.
- Какие чувства вы испытали?
- Ваши предположения оправдались?
- Жанр произведения? (Стихотворение) Докажите. (Рифмуются строки, сочетаются в строфы)
- Каким показался вам язык произведения? Все ли слова понятны? (Стихотворение написано простым языком, слова понятны, напевны, но есть слова, которые произносятся сейчас по-другому: колебалася – колебалась, развернулася – развернулась, подымает…)
Словарно-лексическая работа.
Значения, каких слов вам непонятны?
- Группа ребят работала с толковыми словарями. Они помогут вам объяснить значения непонятных слов. Слайд 5.
Нива - засеянное поле
Мурава - молодая трава
Зарево - отсвет пожара
Казна - деньги, имущество государства
Курган - холм
Полчище - огромное войско
Ляхи - польские воины
Кишит - шевелится
Груда - большая куча
Шатёр - большая палатка, крытая тканью, коврами.
Грань – плоская часть поверхности.
Нужда – недостаток в необходимом, бедность.
Брань – война, битва
Мгла — непрозрачный воздух
VII.Физкультминутка
VIII. Артикуляционная разминка. Слайд 6.
Тот герой — кто за Родину горой.
VIIII. Зарядка для глаз. Слайд 7.
- Ваши глаза готовы для чтения.
Чтение детьми стихотворения.
IX. Работа по содержанию текста.
- А теперь я предлагаю вам подумать над вопросом.
- Сколько смысловых частей содержится в этом стихотворении?
- Сначала каждый из вас прочитайте самостоятельно стихотворение, затем посоветуйтесь и обсудите в своих парах, сколько смысловых частей в тексте.
- Давайте пообсуждаем.
- Скажите, сколько смысловых частей вы выделили?
(фиксирую на доске)
1 часть -
2 часть -
3 часть -
- Прочитаем 1 часть (читает представитель одной из групп).
- Чему она посвящена?
( Описывается природа Руси)
- Что вызывает восхищение поэта, когда он описывает Родину?
(ее необъятность, просторы Руси, природа )
- Какой образ пытается создать автор для своих читателей?
(Хочет создать образ необъятной Родины с красивой природой)
- Ещё раз прочитайте последние два четверостишия в этой части.
- Что в них заключено? (восхищение автора величием Руси)
- Как надо читать эти строки, с какой интонацией? (торжественно, гордо)
- Какими словами автор подчеркивает величие Руси?
(Русь державная, в красе царственной)
- Как можно озаглавить 1 часть
1.Описание природы Руси.
2часть.
О чём говорится во 2 части стихотворения?
(Об истории Руси)
- Обратите внимание на первые четыре четверостишия этой части.
-Что заметили необычного?
(Это вопросительные предложения)
- Подумайте, кому обращены эти вопросы? (К Родине)
- А как вы думаете, а сам поэт знает ответы на эти вопросы?
(Конечно, он знает ответ на задаваемые вопросы. Более того, он уверен, что и читатель тоже знает и на все вопросы ответит утвердительно.)
Слайд 9. Такие вопросы, которые не требуют ответов, поскольку ответ на них ясен и автору, и читателю, называются риторическими вопросами. (с.97 читаем правило)
А дальше в этой части, о чём повествует нам автор?
( о героическом прошлом нашей Родины)
- О каких победах Руси напоминает поэт?
Слайд 10.
1.Нашествие татаро-монгольского ига - 8 сентября 1380 года на Куликовом поле во главе с Дмитрием Донским русские войска одержали победу над войском ордынцев. Это был важный шаг к освобождению Руси.
2.Война с Польшей - В борьбе с иностранными захватчиками в 17 веке Россия отстояла свою независимость. Кузьма Минин и талантливый полководец князь Дмитрий Пожарский, собрали народное войско и прогнали поляков из Москвы. День 4 ноября, когда Москва была окончательно освобождена от врагов, мы отмечаем как День народного единства.
3. Война с западными захватчиками - В 1240 году на Русь напали с запада. Но князь Александр Невский со своей дружиной разбили шведов на реке Неве 15 июля 1240 года и немецких рыцарей – крестоносцев на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года.
4. Отечественная война с французами - В июне 1812 году французская армия во главе Наполеона Бонапарта вторглась в Россию. Но главнокомандующий войсками, талантливый полководец Михаил Илларионович Кутузов со своей армией, изгнали французское войско из России. Решительное сражение произошло на широком и просторном поле у села Бородина, 26 августа 1812 года.
- Итак, мы с вами видим, что русский народ неоднократно поднимался на защиту своей Родины, поднимался и стар, и млад.
- А какое ещё историческое событие 20 века мы можем увидеть за строками стихотворения?
( Великую Отечественную войну 1941 -1945 года с Гитлером)
- Прочитайте строки, в которых рассказывается о гибели врагов.
И в глухих степях …
Под сугробами,
Улеглися спать
Гости навеки.
Хоронили их
Вьюги снежные
Бури севера
О них плакали!
- Указывает ли автор точную дату их гибели?
-Что он выражает в этих строчках?
( Поэт выражает уверенность, что так было и так будет всегда, что Русь в любых обстоятельствах отстоит свою независимость, если будет необходимо, русский народ встанет на защиту своей Родины)
Как назовём 2 часть?
2. Описание истории Руси.
3 часть.
- О чём говорится в 3 части? (о богатстве родной земли, о гостеприимстве русского народа, об открытости сраны для добрых гостей, кто придёт с добром, славится Русь.)
(поэт прославляет богатство и величие Руси, гордится Родиной своей)
- А в каком времени И.С. Никитин проявляет свою гордость? О каком времени идёт речь? (о настоящем своей страны)
- В каких строчках заключается главная мысль стихотворения?
( в двух последних четверостишиях)
И уж есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью.
- Как следует читать эти предложения? (торжественно, взволнованно)
(Можно использовать приём «параллельное чтение»)
- Как можно озаглавить эту часть.
3. Прославление богатства и величия Руси.
Что значит, для поэта любить Русь?
Любить природу Руси
Любить русский народ.
Знать и помнить историю своей Родины.
– Какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал свое произведение? ( Гордость, восторг, любовь и уважение к своей стране, русскому народу.)
- В начале урока вы говорили про свои чувства после того, как мы проанализировали стихотворение, поменялись ваши чувства?
- Подумайте, что хотел передать поэт своим стихотворением нам – своим потомкам? (любить и защищать свою Родину, помнить историю своей страны, гордиться защитниками нашего Отечества …..
- Вам понравилось стихотворение? Каким оно получилось?
(выразительным, ярким, образным, эмоциональным)
- Как вы думаете благодаря чему?
(благодаря выразительным средствам языка)
- Приведите примеры из текста?
X. Работа в группах.
-Ребята, возьмите таблички, которые у вас лежат на краю парты.
Давайте поработаем с данными таблицами. Слайд
Эпитеты | Олицетворения | Сравнения | Метафоры |
1 группа выписывает эпитеты: (море синее, мгла непроглядная, поле чистое, старина святая, лях гордый, туча темная, мать сыра земля, свет белый, слава громкая, Русь Могучая, Русь державная , воля смелая, зловещий дым, чёрным облаком, глухие степи , седые моря. )
2 группа олицетворение: лёд ходит, нивы движутся, море подымает грудь, пожар освещает, воля нашла разгул, леса падали, дым вставал, поднялася Русь, собрала, приняла, вьюги хоронили, бури плакали, корабли идут на поклон
3 группа сравнение: нивы, что камыш, снег, что белый пух, цепи гор стоят великанами, мурава ковром стелется, муравьём кишит,
4 группа метафоры: шатёр небес, цепи гор, пожар небес, назвать матерью,
(Небеса как шатер, горы как цепи, небо как пожар, Русь, как мать)
Психологическая пауза.
- Я предлагаю вам отдохнуть под музыку романса на стихи И.С.Никитина «В синем небе плывут над полями». И подумайте над вопросом «Что для вас есть Родина?»
https://www.youtube.com/watch?v=vqAmPQuQfB0
- Итог урока
- О чём мы сегодня говорили на уроке?
- О какой любви мы сегодня говорили?
- Что вам особенно понравилось, запомнилось?
- Чему научило вас это стихотворение?
С каким стихотворением мы сегодня познакомились на уроке и кто его автор?
– Какова основная мысль этого произведения? (Поэт пишет о Родине)
- Что значит для И.С.Никитина Русь?
- Какие чувства воспитывает в читателе? Прочитайте. (Последние 2 строфы)
- Как может проявиться любовь к Родине?
Слайд
-Какую пользу мы, как настоящие россияне, можем принести Отечеству?
(Хранить мир в семье. Заботиться о друзьях, так как семья-основа государства, друзья - часть Родины, когда мы едины – мы непобедимы)
- Чему мы учились?
- Что вас удивило?
- Зачем нам нужен этот урок?
- Что вы считаете нужным запомнить?
Самооценка: Соедини правильные высказывания : Слайд
могу простить обиду сестрёнку братика
Я не должен защитить себя
должен вступиться за Родину
мстить за другу, подруге
Оценка деятельности детей:( Я говорю!
Активно работали…
Красиво и правильно выражали свою мысль…
Внимательно слушали своих одноклассников…
Показали, какими внимательными читателями и читателями критиками могут быть…
Вывод: - Ребята, мы все разные, но мы все вместе живем, учимся, трудимся и гордимся своей Родиной — нашим общим домом - Россией.
Слайд В заключении хочу, чтобы мы прочитали данное стихотворение (читаем хором) Берегите Россию, без нее нам не жить.
Берегите ее, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой
Берегите Россию - нет России другой!
Рефлексия.
Берёзка с листьями – качествами Родины-Руси. (на доске)
Дети пишут пожелания гостям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению по теме "Война в произведении Б.А. Слуцкого "Лошади в океане". 4 класс.
Открытый урок на районной конференции....
Открытый урок по литературному чтения по теме: Русская народная сказка «Журавль и цапля» 2 класс
Открытый урок по литературному чтения по теме: Русская народная сказка «Журавль и цапля»2 класс...
открытый урок по литературному чтению 4 класс И.С.Никитин "В синем небе плывут над полями..."
Урок литературного чтения в 4 классе с презентацией....
Конспект урока по литературному чтению по теме: «И. С. Никитин. «Русь». Анализ текста» 4 класс "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции, создание условия для знакомства учащихся с творчеством И. С. Никитина; углубление и развитие интереса к чтению, формирование любви и у...
План-конспект урока по литературному чтению на тему: "И. С. Никитин «Полно, степь моя спать беспробудно... ".
Главной целью предмета «Литературное чтение»в 1-4 классах является развитие личности ребенка, его эмоциональных и нравственных представлений. Чтение является универсаль...
Конспект урока по литературному чтению по теме «И.С. Никитин «Русь»». (УМК Школа России), 4 класс
Цели деятельности учителя:Формирование понятия «стихотворение», как жанра литературы.развитие навыков правильного, выразительного чтения.Планируемые результаты:Предметные:знать жанровые ос...
Открытый урок по литературному чтению по теме«Литературные сказки».
Форма проведения: урок-игра.Тип: урок развивающего контроля.Цель: создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «...