Конспект урока по литературному чтению по теме: «И. С. Никитин. «Русь». Анализ текста» 4 класс "Школа России"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Саттарова Эльвина Хайдаровна

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции, создание условия для знакомства учащихся с творчеством И. С. Никитина; углубление и развитие интереса к чтению, формирование любви и уважения к Родине.

 Планируемые результаты:

Предметные:

- Знать биографию автора, основные литературные термины;

- Уметь анализировать литературные произведения, выделять главное, существенное в содержании произведения.

Личностные:

- Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

- Проводить самооценку своих действий, поступков;

- Устанавливать связь между учебной деятельностью и ее мотивом.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 14.04.2020

Школа: МБОУ «СОШ № 39 г. Челябинска»

Класс: 4Б

ФИО студента: Саттарова Э. Х.

ФИО учителя: Ярушина Ольга Алексеевна

ФИО методиста: Батуева Л. И.

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема: «И. С. Никитин. «Русь». Анализ текста»

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции, создание условия для знакомства учащихся с творчеством И. С. Никитина; углубление и развитие интереса к чтению, формирование любви и уважения к Родине.

 Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать биографию автора, основные литературные термины;
  • Уметь анализировать литературные произведения, выделять главное, существенное в содержании произведения.

Личностные:

  • Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • Проводить самооценку своих действий, поступков;
  • Устанавливать связь между учебной деятельностью и ее мотивом.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс 2 часть Л. Ф. Климанова, презентация, раздаточный материал.


Этап урока.

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Планируемые

результаты

(УУД)

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный:

беседа

1 мин.

- Присаживайтесь. Приведите свое рабочее место в порядок и проверьте, все ли у вас готово к уроку.

Приветствие учителя. Приведение своего рабочего места в порядок.

Р: организовать свое рабочее место под руководством учителя (волевая саморегуляция)

II. Актуализация знания и мотивация

Словесный:

беседа

1-2 мин.

Знакомство с новым разделом.

- Ребята, сегодня мы начинаем работать над новым разделом, и я предлагаю вам разгадать ребус. (Р 1 а)

- Что такое Родина?

- Назовите слова близкие по значению к слову Родина.

Родина.

Россия, Отечество, отчизна.

П: использование знаково-символических средств,

подведение под понятие

Р: выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; волевая саморегуляция в ситуации затруднения

III. Постановка учебной задачи

Словесный:

беседа

2-3 мин.

Знакомство с автором стихотворения.

- Прочитайте в строке только русские буквы, и вы узнаете фамилию автора, произведение, которого мы сегодня будем изучать.

RНWNИGКDLИZТLИNYН

- Какая фамилия получилась?

- Сегодня мы будем говорить о Родине в стихотворении И. С. Никитина «Русь».

- Чем же мы будем заниматься на уроке?

Никитин.

1. Знакомиться с биографией поэта.

2. Работать с текстом

3. Анализировать

4. Вести дискуссию

5. Рассуждать

6. Делать выводы

Р: выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; волевая саморегуляция в ситуации затруднения

IV. Открытие нового знания

Словесный:

беседа

Практический: упражнение

12 мин.

- Тема Родины издавна волновала всех поэтов и писателей. Не исключением был и великий русский поэт Иван Саввич Никитин.  

- Сейчас вы будете работать в парах.                                                                 Перед вами лежит текст с биографией поэта.  Вам нужно прочитать его, затем, посоветовавшись кратко и чётко ответить на поставленные вопросы словами текста.

1

Где родился поэт?

 

2

Когда родился?

3

Чем занимался?

4

Что принесло известность поэту?

Иван Саввич Никитин родился 3 октября 1824г. в г. Воронеже.  Отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в Воронежском духовном училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлеб.         Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, и показать другим. Первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность. Оно понравилось всем. Поэт - самоучка сразу стал знаменитым.  Скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства открыл в своём городе книжный магазин и библиотеку, которые стали центром литературной и общественной жизни города.  На слова Никитина написано более 60 романсов и песен.  Его стихи переведены на языки разных народов мира.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

1

Где родился поэт?

  г. Воронеже

2

Когда родился?

3 октября 1824 году

3

Чем занимался?

Писал стихи, выпустил сборник стихотворений, открыл книжный магазин и библиотеку.

4

Что принесло известность поэту?

Стихотворение «Русь»

- Сейчас мы перейдём на стихотворение.

- Как вы думаете, о чём будет говориться в этом стихотворении»?

- Сейчас я буду читать это стихотворение, а вы, внимательно слушая меня, постарайтесь:

1. Определить характер стихосложения

2. Оценить прогноз по содержанию стихотворения

- Понравилось вам стихотворение? Поделитесь своими впечатлениями.

-Какие чувства вы испытали?

- Ваш прогноз подтвердился?

- По характеру стихосложения, что напоминает это стихотворение?

        

О красоте природе

О защитниках

О богатстве нашей Родины

О подвигах

Написано былинным стихом.

Р: выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; волевая саморегуляция в ситуации затруднения

К: формировать собственное мнение и позицию

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный:

Беседа

Практический: упражнение

5 мин.

- Чтобы убедиться, что стихотворение написано былинным стихом, соединим две строки попарно и поставим ударение.

- На какой слог от начала строки падает ударение?

- На какой слог от конца строки падает ударение?

- В былинах три ударения в строке. Два из них стоят на третьем от начала и на третьем от конца слогов, а третье ударение располагается свободно. Такой же ритм в стихотворение «Русь»

На третий слог от начала и на третий слог от конца.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции; учет разных мнений

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: работа в группах

3-4 мин.

- А теперь я предлагаю поработать в группах и подумать над вопросом.

- Сколько смысловых частей содержится в этом стихотворении?

- Сначала каждый из вас прочитайте самостоятельно стихотворение, затем посоветуйтесь и обсудите в своей группе, сколько смысловых частей в тексте.

Работают в группах.

Р: контроль, коррекция, оценка

VII. Включение в систему знаний

Словесный:

Беседа

Практический: упражнение, работа в группах

14 мин.

- Давайте пообсуждаем.

- Скажите, сколько смысловых частей вы выделили?

(фиксирую на доске)

1 гр.  -

2 гр.  -      

3 гр.  -

4 гр.  -  

- Прочитаем 1 часть (читает представитель одной из групп).

- Чему она посвящена?

- Что вызывает восхищение поэта, когда он описывает Родину?

- Можно ли одновременно увидеть степь, горы, реки, моря, наливающийся виноград и кружащийся снег?

- Почему же автор именно так строит описание природы своей Родины.

-  Какой образ пытается создать автор для своих читателей?

- Расскажите о своём понимании этих строк:

Подымает грудь

Море синее,

И горами лед

ходит по морю

- Где «горами лёд ходит по морю»?

   Как мы называем эти ледяные горы?

- Что видят люди, когда «подымает грудь море синее»?

- Найдите строки в стихотворении, которыми автор показывает необъятность нашей Родины.

- Ещё раз прочитайте последние два четверостишия в этой части.

- Что в них заключено?

-  Как надо читать эти строки, с какой интонацией?

- Какими словами автор подчеркивает величие Руси?  

- Как можно озаглавить 1 часть

2часть.

- О чём говорится во 2 части стихотворения?

- Обратите внимание на первые четыре четверостишия этой части.

-Что заметили необычного?

- Прочитайте эти строки, правильно передав интонацию.

- Подумайте, кому обращены эти вопросы? - А как вы думаете, а сам поэт знает ответы на эти вопросы?

Такие вопросы, которые не требуют ответов, поскольку ответ на них ясен и автору, и читателю, называются риторическими вопросами.

- Прочитайте эти строки ещё раз так, чтобы в них звучал не только вопрос, но и уверенность, что всё, о чём спрашивает поэт, Родина имеет.

А дальше в этой части, о чём повествует нам автор?

- О каких победах Руси напоминает поэт?

Найдите и прочитайте в тексте

- Как автор называет врагов?

-Где поэт стелет постель для незваных гостей?

- Как в стихотворении называет битву?

- В чем видит поэт силу России?

-Найдите и прочитайте строки, в которых поэт рассказывает о единстве русского народа в дни суровых испытаний.

- Итак, мы с вами видим, что русский народ неоднократно поднимался на защиту своей Родины, поднимался и стар, и млад.

- А какое ещё историческое событие 20 века мы можем увидеть за строками стихотворения?

- Какую важную дату наша страна будет праздновать в этом году?

- Прочитайте строки, в которых рассказывается о гибели врагов.

И в глухих степях …

Под сугробами,

Улеглися спать

Гости навеки.

Хоронили их

Вьюги снежные

Бури севера

О них плакали!

- Указывает ли автор точную дату их гибели?

-Что он выражает в этих строчках?

- Как назовём 2 часть?

3 часть.

- О чём говорится в 3 части?

(поэт прославляет богатство и величие Руси, гордится Родиной своей)

- А в каком времени И.С. Никитин проявляет свою гордость? О каком времени идёт речь?

- В каких строчках заключается главная мысль стихотворения?

  И уж есть за что, Русь могучая,

  Полюбить тебя, назвать матерью…

- Как следует читать эти предложения?

- Прочитайте.

- Как можно озаглавить эту часть.

Что значит, для поэта любить Русь?

– Какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал свое произведение?

- В начале урока вы говорили про свои чувства после того, как мы проанализировали стихотворение, поменялись ваши чувства?

 - Подумайте, что хотел передать поэт своим стихотворением нам – своим потомкам?

- Вам понравилось стихотворение? Каким оно получилось?

-  Как вы думаете благодаря чему?

-Приведите примеры из текста?

Описывается природа Руси.

Ее необъятность, просторы Руси, природа.

Одновременно это увидеть нельзя.

Он строит так описание природы для того, чтобы показать, какую огромную территорию занимает Русь.

Хочет создать образ необъятной Родины с красивой природой.

Айсберги.

Волны.

Гляну к северу …

Посмотрю на юг …

Чтобы подчеркнуть необъятность страны, поэт после картины суровой Арктики, рисует картины южной стороны.

Восхищение автора величием Руси.

Торжественно, гордо.

Русь державная, в красе царственной.

Описание природы Руси.

Об истории Руси.  

Это вопросительные предложения.

К Родине.

Конечно, он знает ответ на задаваемые вопросы. Более того, он уверен, что и читатель тоже знает и на все вопросы ответит утвердительно.

О героическом прошлом нашей Родины.

1.Нашествие татаро-монгольского ига -  8 сентября 1380 года на Куликовом поле во главе с Дмитрием Донским русские войска одержали победу над войском ордынцев. Это был важный шаг к освобождению Руси.

2.Война с Польшей -  В борьбе с иностранными захватчиками в 17 веке Россия отстояла свою независимость. Кузьма Минин и   талантливый полководец князь Дмитрий Пожарский, собрали народное войско и прогнали поляков из Москвы.  День 4 ноября, когда Москва была окончательно освобождена от врагов, мы отмечаем как День народного единства.

3. Война с западными захватчиками -  В 1240 году на Русь напали с запада. Но князь Александр Невский со своей дружиной разбили шведов на реке Неве 15 июля 1240 года и немецких рыцарей – крестоносцев на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года.  

4. Отечественная война с французами - В июне 1812 году французская армия во главе Наполеона Бонапарта вторглась в Россию. Но главнокомандующий войсками, талантливый полководец Михаил Илларионович Кутузов со своей армией, изгнали французское войско из России. Решительное сражение произошло на широком и просторном поле у села Бородина, 26 августа 1812 года.

Туча тёмная, гроза, гости.

Под сугробами.

Кровавый пир.

Сила в единстве, на борьбу поднялся весь народ.

Вдруг со всех концов

Поднялася Русь.

Собрала детей,

Стариков и жён,

Приняла гостей

На кровавый пир

Великую Отечественную войну 1941 -1945 года с Гитлером.

75-летие со дня великой победы над фашизмом.

Поэт выражает уверенность, что так было и так будет всегда, что Русь в любых обстоятельствах отстоит свою независимость, если будет необходимо, русский народ встанет на защиту своей Родины.

Описание истории Руси.

О богатстве родной земли, о гостеприимстве русского народа, об открытости сраны для добрых гостей, кто придёт с добром, славится Русь.

О настоящем своей страны.

В двух последних четверостишиях.

торжественно, взволнованно

Прославление богатства и величия Руси.

Любить природу Руси

Любить русский народ.

Знать и помнить историю своей Родины.

Гордость, восторг, любовь и уважение к своей стране, русскому народу.

любить и защищать свою Родину, помнить историю своей страны, гордиться защитниками нашего Отечества.

Выразительным, ярким, образным, эмоциональным.

Благодаря выразительным средствам языка.

Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Л: самооценка; адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный:

Беседа

4 мин.

- А на итог урока я предлагаю составить синквейн на тему Родину.

Вы можете работать в группе, в парах, индивидуально.

        

(проверка)

- Откройте дневники и запишите домашнее задание: выучить отрывок из стихотворения И.С. Никитина «Русь» не менее 8 строк.

- Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог нашей работе.

- Продолжите предложенные на доске фразы:

Сегодня на уроке я узнал…

На уроке я понял…

На уроке я почувствовал…

Мне урок (не) понравился, потому что…

- Урок подошел к концу. Приготовьтесь к следующему уроку.

Родина!

Бескрайняя, великая!

Заботится, защищает, вдохновляет!

Где родился, там - пригодился!

Дом!

Россия.

Сильная, великая, огромная.

Любим и гордимся.

Земля отцов и дедов.

Отчизна.

П: доказательство качества выполнения задания;

К: умение полно и точно выражать своё мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению на тему "А.И Куприн «Барбос и Жулька»"Школа России 4 класс( конспект+презентация)

Конспект урока по литературному чтению на тему "А.И Куприн «Барбос и Жулька»"Школа России 4 класс( конспект+презентация)...

Конспект урока по литературному чтению по теме: «С.Д. Дрожжин. «Родине»» 4 класс «Школа России»

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции, создание условия для знакомства учащихся с творчеством С. Д. Дрожжина; углубление и развитие интереса к чтению, формирование любви и у...

План-конспект урока по литературному чтению на тему: "И. С. Никитин «Полно, степь моя спать беспробудно... ".

   Главной целью предмета «Литературное чтение»в 1-4 классах является развитие личности ребенка, его эмоциональных и нравственных представлений. Чтение является универсаль...

Конспект урока по литературному чтению по теме ««Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»». (УМК Школа России), 4 класс

Цели деятельности учителя: знакомство с понятием научно-фантастической литературы, с биографией Е.С.Велистова, с произведением «Приключение Электроника»Планируемые результаты:Предметные:зн...

Конспект урока по литературному чтению по теме «И.С. Никитин «Русь»». (УМК Школа России), 4 класс

Цели деятельности учителя:Формирование понятия «стихотворение», как жанра литературы.развитие навыков правильного, выразительного чтения.Планируемые результаты:Предметные:знать жанровые ос...

Открытый урок по литературному чтению на тему: И. С. Никитин «Русь».

Тип урока: Урок открытия новых знаний. Цель: познакомиться с образом Родины на примере стихотворения И.С.Никитина «Русь»....