открытый урок по литературному чтению 4 класс И.С.Никитин "В синем небе плывут над полями..."
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок литературного чтения в 4 классе с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
0005c998-1c128c8c.docx | 173.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.
Цель урока: продолжать знакомить учащихся с творчеством И. С. Никитина; учить осознанному и выразительному чтению, пониманию глубины произведения; пополнять словарный запас; формировать у учащихся умения выделять языковые средства: олицетворения и эпитеты; развивать мышление, речь, воображение; воспитывать любовь к своей Родине.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с новыми произведениями, научить читать их выразительно через анализ языковых средств.
- Развивать умение учащихся сравнивать, рассуждать, развивать их познавательную активность.
- Воспитывать у учащихся любовь Родине.
УУД, формируемые на уроке: предметные, метапредметные, личностные.
Формы учебного сотрудничества, используемые на уроке: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа.
Предполагаемый контроль: текущий.
Планируемый результат: предметные: учащиеся научатся выразительно читать стихотворение; находить в тексте художественные средства языка; получат возможность рассмотреть и проанализировать иллюстрации; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; извлекать из текста нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
Метапредметные: регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, познавательные - овладеть логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Использованное оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация; видеоролик с романсом на стихотворение; учебник «Родная речь».
Организационный момент.
-Ребята! Сейчас у нас урок литературного чтения. Проверьте готовность к уроку.
Речевая разминка.
Весело сияет
Месяц над селом;
Белый снег сверкает
Синим огоньком.
- Начнём урок с речевой разминки:
- читаем медленно тихо
-читаем быстрее громче
- читаем очень быстро громко
(Сначала по одному, в конце хором).
Проверка домашнего задания.
- С творчеством какого поэта познакомились на прошлом уроке? (А. Н. Плещеева).
- Какое стихотворение читали? («Дети и птичка»). Уточните, что вы готовили дома.
(Чтение наизусть стихотворения А. Н. Плещеева «Дети и птичка»).
- Чьё чтение наизусть вам больше всего понравилось? Почему?
Знакомство с новым произведением: И. Никитин «В синем небе плывут…»
- Биографическая справка об авторе (сопровождается слайдами презентации).
- Я хочу немного рассказать о поэте, чьё стихотворение мы будем читать сегодня.
Иван Саввич Никитин родился 21 сентября 1824 года в Воронеже. Отец его был торговцем - владел свечным заводом и лавкой. В 8 лет он поступил в духовное училище, затем в семинарию. В этих учебных заведениях готовили будущих служителей церкви. В это же время дела семьи пошли плохо: отец продал завод и купил небольшой постоялый двор (гостиницу). Иван должен был помогать отцу. Он забросил учёбу и был отчислен из семинарии. Помогая отцу в делах, он много читал, изучал языки, писал стихи. Их стали печатать. Большой успех имел второй сборник поэта. Более 60 романсов и песен на стихи Ивана Никитина живут в народной памяти по сей день. Один из романсов называется «На старом кургане».
(Прослушивание романса).
2) Первичное знакомство со стихотворением. (Аудиозапись: электронное приложение к учебнику).
3) Проверка первичного восприятия стихотворения:
- Что вы представили, когда слушали? (Синее небо, облака, простор и т.д.)
- Какое настроение было у поэта, когда он писал эти строки? (Радостное, спокойное, умиротворённое)
4) Словарно-лексическая работа.
- Прочитайте стихотворение про себя. Отметьте незнакомые слова.
- Какие слова требуют разъяснения?
Работа по доске.
грезит | мечтает | слайд |
межа | граница земельных участков. | слайд (фото) |
зарево | огненный свет или отблеск на небе от небесных явлений | слайд (фото) |
храм | здание для совершения богослужения и религиозных обрядов | слайд |
5) Работа над анализом стихотворения.
- Исследуем стихотворение. Что такое синонимы? Подберите синонимы к словам:
Грезит | мечтает |
Восторг | восхищение |
Золотой | жёлтый, оранжевый |
Сиять | мерцать, переливаться |
-Что такое антонимы? Подберите антонимы к словам:
Прохладный - жаркий, знойный, тёплый.
Восторг - огорчение, печаль, тоска.
V. Физминутка.
VI. Продолжение работы над анализом стихотворения.
- Прочитайте стихотворение вслух.
- Попытайтесь создать картины, которые увидели в стихотворении. (Летний вечер, красивые облака, солнце заходит за горизонт).
- Какими художественными средствами пользуется Никитин в своём стихотворении? (Эпитетами, сравнениями).
-Вспомните, что такое эпитет .
1) Эпитет – чаще всего имя прилагательное.
2) Не всякое прилагательное эпитет. Только то, которое употребляется в переносном значении.
3) Эпитет рисует выразительную картину, а также помогает передать мысли и чувства автора.
Лингвистический эксперимент.
- Поработаем волшебниками.
Синяя бабочка, золотые часы. (На доске).
- Назовите имена прилагательные в словосочетаниях. Можем ли мы назвать их эпитетами? Почему?
Чтение учащимися стихотворения по четверостишиям. Задание: найти эпитеты. (Работа по доске).
VII. Работа в парах.
- Давайте представим, что мы художники. У нас в руках кисти и мольберт. Нарисуйте эти изумительные картины Работаем в парах.
(Словесное рисование).
- Сколько картин вам удалось нарисовать? Какие? (На синем небе видны облака, освещённые заходящим солнцем, и края этих облаков отражает солнце, и они кажутся золотыми; на небе появляется луна и освещает лес своим огненным сиянием).
- Сейчас мы посмотрим слайды и будем называть строки из стихотворения, которые подойдут к данным картинам.
- Кроме природы, есть ещё одна картина. Кто может её назвать? (Мы видим, что в природе тишина, как в храме, и Никитин восхищается этой тишиной)
- С чем сравнивает автор природу? (С храмом).
- Какое слово помогает в сравнении? (Словно).
- Какие мысли передал автор? (Он выразил красоту родной природы. Никитин очень любил природу и восхищался ею, видел красоту в самых обычных вещах и помог нам увидеть ).
- Обсудите в паре, помогают ли последние строчки понять мысли и чувства поэта, его отношение к природе. (В стихотворении видим не только изображение поэтом картины , но и самого поэта. Такие стихи мог написать человек, который любил родную землю, её просторы. Мы вместе с ним восхищаемся этой красотой. )
- Чему учит стихотворение?
VIII. Рефлексия.
- Понравилось вам стихотворение? Чем?
- Закончите предложения.
IX. Домашнее задание: 1) читать выразительно
- Нарисовать иллюстрацию
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 4 класс. И.С.Никитин "В синем небе плывут над полями..."
Урок литературного чтения с презентацией 4 класс И.С.Никитин "В синем небе плывут над полями..." На уроке прослушивается музыка П.И.Чайковского из альбома "Времена года", романс на стихи И.С.Никитина...
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: Иван Саввич Никитин «В синем небе плывут надполями…»
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: Иван Саввич Никитин «В синем небе плывут надполями…». Школа России....
Поэтическая тетрадь. И.С.Никитин "В синем небе плывут над полями..."
Цель урока: продолжать знакомить учащихся с творчеством И. С. Никитина; учить осознанному и выразительному чтению, пониманию глубины произведения; пополнять словарный запас; формироват...
Урок по литературному чтению в 4 классе по теме: И.С. Никитин «Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…»»
Урок по литературному чтению в 4 классе по теме: И.С. Никитин «Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…»». Урок разработан в с...
Урок по литературному чтению в 4 классе по теме: «И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями»
Цель Познакомить с творчеством и биографией поэта И.С. Никитина, его стихотворением «В синем небе плывут над полями…», развивать связную монологическую и диалогическую речь, во...
Сценарий урока по литературному чтению 4 класс И.С.Никитин " В синем небе плывут над полями..."
В сценарии показана работа над стихотворением И.С. Никитина "В синем небе плывут над полями...". При работае над анализом произведения взят приём "Семь шляп критическо...
Презентация по литературному чтению. И.С. Никитин" В синем небе плывут над полями"
И.С. Никитин " В синем небе плывут над полями"...