Конспект урока по литературе
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Конспект урока по литературе А.П. Чехов "Весной", А.С. Пушкин "Гонимы вешними лучами"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 284.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Ивановской области
областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Ивановский педагогический колледж имени Д.А. Фурманова»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Ф.И.О. студента, группа: Кузнецова Анастасия Юрьевна, 2Ш
Тема урока: «Произведения: А. Чехов «Весной, А. Пушкин «Гонимы вешними лучами».
Класс: 2 А
Цель урока: Создать условия для ознакомления с произведениями А. Чехов «Весной, А. Пушкин «Гонимы вешними лучами».
Дидактические
- Сформировать умение передавать свои мысли и чувства через чтение;
- Сформировать умение работать с текстом, выделять главное, находить ответы в тексте;
- Знакомство с новыми произведениями.
Развивающие
- Развивать у школьников умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.
- Развивать навык монологической речи.
Воспитательные
- Формировать интерес к изучению предмета;
- Продолжить формировать коммуникативные навыки между учащимися;
- Формировать умение строить грамотно свои высказывания, обращать внимание на качество своей речи.
Планируемые результаты
Предметные:
- Умение работать с текстом, находить ответы в тексте, выделять главное, анализировать текст;
- Совершенствовать навык выразительного чтения.
Метапредметные:
Познавательные:
- Овладевают техникой чтения, приемами понимания произведения;
- осуществляют поиск необходимой информации;
Регулятивные:
- Учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем;
- Принимать и сохранять учебную задачу;
- Осуществлять контроль по результату и способу действия;
Коммуникативные:
- Формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- Учитывать разные мнения.
Личностные:
- Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование: ИКТ, дидактический материал.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма орг. учеб. деят. (Ф- фронтальная, И- индивидуальная, П-парная, Г - групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
Организационный момент | - Здравствуйте, я Анастасия Юрьевна-студентка Ивановского педагогического колледжа имени Фурманова. Сегодня я у вас проведу урок литературного чтения. - Я желаю вам плодотворно потрудиться. При этом относитесь друг к другу всегда по-доброму, мыслите, работайте, творите прекрасное. - Как Вы понимаете данную фразу? - А зачем нам нужно это делать? | Приветствуют учителя. Обсуждение девиза. - На уроке нужно старательно заниматься, читать с выражением, отвечать на вопросы, размышлять над ними. - Чтобы быть грамотными, получать хорошие оценки. | Ф | ИКТ | |
Актуализация знаний, этап целеполагания. | - Сейчас я Вам прочитаю стихотворение. А потом обсудим его. На полянке, у тропинки Пробиваются травинки. С бугорка ручей бежит. А под елкой снег лежит. - Ребята, о чем говорится в стихотворении? - А почему я его прочитала? Весна – это прекрасное время года, время пробуждения природы, время надежд. О весне написано много стихов, песен, пословиц, сказок и рассказов. С давних пор в народе слагались песни-заклички. Весну кликали, зазывали закличками-веснянками. Эти песни пели в хороводе. - Как Вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? - А чтобы узнать, авторов этих произведений, Вы должны отгадать ребус. Работать будем в паре. Давайте вспомним правила работы в парах. - Какой автор у Вас получился на карточке №1? - Какой автор получился на карточке №2? - Верно, ребята, это Александр Сергеевич Пушкин и Антон Павлович Чехов. - Какая же тема урока? - Да, и это произведения А. Чехов «Весной, А. Пушкин «Гонимы вешними лучами» - А какая будет цель урока? | Слушают стихотворение. - О весне. - Потому что сейчас весна. - Познакомимся с новыми произведениями о весне. Работают в парах, вспоминают правила работы в парах. - Пушкин - Чехов. - Произведения: Антона Чехова и Александра Пушкина о весне. - Познакомиться с произведениями Чехова «Весной» и Пушкина «Гонимы вешними лучами» | Ф,П | ИКТ, карточки с заданием | Устный опрос |
Открытие новых знаний | - А сейчас мы с вами познакомимся с биографией Антона Павловича Чехова. Антон Чехов родился 29 января 1860 года в Таганроге, в многодетной семье. В детстве Антон посещал греческую школу, а затем одну из старейших в Таганроге мужских гимназий. Именно во время учёбы в гимназии у него появились литературные задатки, здесь он написал первое стихотворение. Помимо этого, он помогал отцу в торговле. После гимназии Чехов поступил в медицинский университет. - Какие факты биографии вы запомнили? - Открываем учебник на странице 99. Прочитайте заголовок, как Вы думаете о чем будет идти речь в произведении? Сейчас мы познакомимся с его произведением «Весной». - Кто желает с выражением прочитать текст? - Ребята, как вы думаете, у кого получилось прочитать более красочнее и эмоциональнее? - Какими словами описывает А. Чехов наступление весны? - Какой воздух? - Как светит солнце? - Что стало с рекой? - Найдите описание в тексте. Прочитайте. - Как вы понимаете предложения: «Речка уже проснулась и не сегодня-завтра заревет», «Деревья голы, но уже живут и дышат»? Объясните. - Прочитай и подумай, как сказать по- другому: «не сошёл снег», «вселенная». - Как Вы понимаете значение слова «Голубятня» - Как Вы понимаете значение слова «Колокольня»? - А почему автор, чтобы увидеть окрестности предлагает залезть на голубятню или колокольню? - Ребята, какие слова использует автор, чтобы создать живой образ? - Такой прием «оживления» образа называется «олицетворение» - Какое настроение вызывает у Вас эта картина весны? - А теперь кто хочет с выражением прочитать рассказ? - Что же хотел нам сказать автор, какая главная мысль рассказа? Физкультминутка: Мы устали чуточку, Отдохнем минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись давай, дружок. Еще попрыгай, раз, два, три! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз, И за парту вновь садись. - К теме весны обращался и А. Пушкин. Давайте подробнее узнаем о его биографии. Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в дворянской семье, в Москве. У него была старшая сестра и младший брат. В детстве он проводил много времени со своей няней — Ариной Родионовной, которой позднее посвятил несколько стихотворений («Няне», «Зимний вечер»). В 12 лет Пушкин поступил на учебу в Царскосельский лицей под Петербургом. Там он начал активно заниматься литературой и написал первые стихи. Его учителя и наставники сразу поняли, что у Пушкина есть талант. - Откроем учебник на странице 100. Кто хочет с выражением прочитать стихотворение? - Кому наиболее точно удалось передать в своём чтении весеннее настроение? Почему? - Как встречает весну природа? Прочитайте. - Какую картину вы представляете, когда читаете это произведение, расскажите. Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга. – С каким чувством надо читать эту строфу? - Какие непонятные слова встретились вам? - Давайте прочитаем определения к данным словам в синей рамочке. - Рассмотрим 3 репродукции картины Исаака Левитана. Какую из картин Вы бы отнесли к стихотворению? - Какова же мысль данного стихотворения? | Слушают рассказ учителя. Отвечают на вопрос по биографии. - О весне. Слушают произведение. Чтение произведения. Взаимоконтроль. - С земли ещё не сошел снег, воздух ясен и прозрачен, солнце светит ярко, речка уже проснулась. - Воздух так ясен и прозрачен. - Солнце светит ярко. - Речка надувается и темнеет, она уже проснулась и не сегодня-завтра заревет. - Это выражение означает, что скоро начнётся ледоход на реке. Хотя ещё нет листьев, но уже набухли почки. - Снег не растаял. Весь Мир, космос. - Это сооружение для содержания голубей. - Это башня, на которой есть колокола, часть церкви. - Это высокие сооружения, чтобы увидеть все окрестности, лучше видеть всю красоту природы. - Речка проснулась, деревья живут и дышат.
Варианты детей: Хорошее настроение, радость, что скоро будет тепло, спокойствие. Чтение рассказа с выражением. - Красота природы весной, пробуждение земли от зимней спячки. Выполняют физкультминутку. Слушают рассказ учителя. Чтение стихотворения. Взаимоконтроль. - Улыбкой ясною природа, сквозь сон встречает утро года. Рассказы детей. - С радостью. - Вешними, потопленные. Читают определения. Смотрят картины. Выбирают подходящую. - Какие явления происходят весной в природе. | Ф | ИКТ | Устный опрос. Взаимоконтроль. |
Закрепление изученного материала | - Ребята, найдите в стихотворении рифмующие слова: Лучами, снега, природа. - Найдите в стихотворении как Пушкин называет весну? - Мы познакомились с Вами с двумя произведениями. Скажите, чем отличается весна в произведении Антона Чехова и Александра Пушкина? | - Ручьями, луга, года. - Утро года. - У Чехова говорится о ранней весне. А Пушкин говорит нам о середине весны, когда начинается половодье. | Ф | ИКТ | Устный опрос |
Подведение итогов урока | - Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итоги. - С какими произведениями и авторами сегодня мы познакомились? - Какую цель мы поставили на урок? - Достигли ли мы цели? А что мы для этого делали? | Подводят итоги. - Антон Чехов «Весной» и Александр Пушкин «Гонимы вешними лучами». - Познакомиться с произведениями Антона Чехова «Весной» и Александра Пушкина «Гонимы вешними лучами». - Достигли. Читали произведения, выполняли задания, отвечали на вопросы по тексту, познакомились с биографией авторов. | Ф | Устный опрос | |
Рефлексия | Оцените свою работу с помощью смайликов. Закрасьте смайлик цветом, который соответствует вашей работе на уроке. Зелёный цвет – Я прекрасно поработал(а), понял(а) тему урока! Жёлтый цвет- Я понял(а) тему урока, но нужно ещё поработать. Красный цвет – Я неудовлетворён(а) своей работай на уроке. - Поднимите, пожалуйста, свои смайлики, чтобы я видела ваши ответы. Вы большие молодцы, спасибо за урок! До свидания! | Выполняют рефлексию | Самоконтроль |
Подпись методиста:_________ /Жилова А.А./
Подпись учителя: _____________/Осечкина И.Ю./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по литературе "Сочинение"
в данном коспекте представлены так же коспекты русского языка и математики для 2 класса...
Конспект урока по литературе в 1 классе "Рассказы о животных. Ю. Коваль "Бабочка"
Урок проводится в 1 классе в 4 четверти. Тема "Рассказы о животных. Ю. Коваль "Бабочка"Цели и задачи:1. Организовать деятельность детей по отработке правильности и выразительности чтения. ...
Конспект урока по литературе
Конспект урока...
Конспект урока по литературе 4 класс "А.И. Куприн Барбос и Жулька".
Цели и задачи урока:- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И. Куприна;- Познакомиться с произведением «Барбос и Жулька», раскрыть смысл рассказа, верности и дружбы между животными;- Учить ана...
Конспект урока по литературе 4 класс ." А.И.Куприн. Барбос и Жулька."
Цели и задачи урока:- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И. Куприна;- Познакомиться с произведением «Барбос и Жулька», раскрыть смысл рассказа, верности и дружбы между животными;- Учить ана...
Конспекты уроков по литературе
1. А.С. Пушкин. Осень.2. Народные характеры и народный быт в повети Ночь перед Рождеством3. Паустовский. Спеши делать добро....
Конспект урока по литературе - АКУЛА Л.Н.Толстой, 3 класс
Конспект урока по литературе на тему АКУЛА Л.Н.Толстой, 3 класс...