Урок литературного чтения в 3 классе М.Зощенко "Листопадничек"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Конспект урока литературного чтения в 3 классе М.Зощенко "Листопадничек" с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l.cht_3_klass.docx | 36.64 КБ |
l.chtenie.pptx | 1.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: литературное чтение
Класс: 3
Программа УМК «Школа России»
Автор учебника: Л.Ф.Климанова «Литературное чтение» Москва «Просвещение», 2021г
Тема урока: И.С.Соколов –Микитов «Листопадничек»
Урок составила
учитель начальных классов
Федотова М.П.
МОАУСОШ № 1
Цель: формирование грамотного читателя через активизацию учебно-познавательной деятельности на основе изучения произведения И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек».
Задачи:
- Познакомить с произведением И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек», формировать умение анализировать текст, высказывать свои мысли.
- Развивать память, мышление, речь, творческие способности, умения понимать поступки героев.
- Воспитывать интерес к чтению, наблюдательность, желание видеть и понимать природу.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно.
Познавательные
1. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты
2. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
Коммуникативные
1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- расширение читательского кругозора детей;
- формирование грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая,
Оборудование: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий Литературное чтение. Учебник для 3 класса. 2 часть. Москва «Просвещение» 2021г.; компьютер с проектором; выставка книг И. С. Соколова-Микитова;
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (слайд 1)
Начинаем урок литературного чтения.
Прозвенел звонок для нас!
Встали у столов красиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Начинаем наш урок.
II. Мотивация к учебной деятельности.
Беседа. – Сегодня мы начинаем изучать новый раздел «Люби всё живое» и на уроке познакомимся с жизнью и творчеством замечательного русского писателя, а какого вы узнаете, если расшифруете запись.
Каждое слово читаем справа - налево.(на доске из магнитных букв)
НАВИ ЧИВЕЕГРЕС ВОЛОКОС –ВОТИКИМ
Хотите что-нибудь о нем узнать ?
Рассказ учащегося о писателе.
Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.
Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету
Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины.
Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе.
Учитель.С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы
Соколов-Микитов посвятил свое творчество нашим «соседям по планете». За долгую жизнь он создал огромное количество книг, в которых утверждал любовь к природе
Слайд .
Среди самых знаменитых его книг: «Зеленый луг», «Рассказы охотника», «Дружба зверей», «Звуки земли».
Книги И. С. Соколова-Микитова – это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки!
-Ребята, скажите пожалуйста, какое сейчас время года? (зима)
-Назовите мне ещё известные вам времена года. (весна, лето, осень)
-Молодцы! -Закройте глазки.
-Откройте глазки и посмотрите на экран перед вами осенняя картина, подумайте.
-Ребята, сидящие на первом ряду скажут нам, что мы можем увидеть осенью в природе,
Ребята второй ряд – что можно услышать осенью в природе,
Ребята третий ряд –расскажут что можно почувствовать в природе.
(После прослушивания детей, учитель предлагает обобщить ответы)
Разноцветные листья, траву, цветы, животных, насекомых, птиц)
Звук птиц, шорох листьев, хруст сухих сучьев, шум дождя, шум ветра.
Почувствовать запах сырой листвы, запах грибов , мха, дыма, воздух свежий прохладный,
Хорошо.
- Ребята, а как можно назвать время, когда с деревьев начинают осыпаться листья?(листопад)
-Подумайте, от каких слов образовано его название. (лист , падать)
Произведение, которое мы будем читать сегодня, называется Листопадничек
Слайд
Как вы думаете, о ком или о чём будет произведение с таким названием? (предположения детей о том кого могут звать Листопадничком)
У нас в семье большая радость
Пусть листья падают, летят,
В канавке, тёплой под осинкой
Три листопадничка лежат.
Зайцев называют листопадничками. (Слайд)
- Почему их так называют? (Потому что они родились осенью, когда с деревьев падают листья.)
- Ребята, зайчиха может приносить приплод три раза в год. Как же называют зайчат каждого выводка? Зайчата первого выводка – «настовики», так как они появляются, когда на снегу есть наст (наст на снегу - заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели), летние зайчата – «колосовики» или «травники», а осенние – «листопадники».
Физминутка
Девочки и мальчики,
Представьте что вы зайчики
Лапки вверх и лапки вниз
На носочках подтянись
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать
Кто то зайку испугал
Зайка прыг и ускакал селе за столы
Открытие новых знаний.
Речевая разминка.
-Ребята, прежде чем мы начнём читать произведение я предлагаю провести речевую разминку.
Посмотрите на экран и прочитайте скороговорки. Сначала глазкам. Сейчас хором медленно и с ускорением.
Бобры храбры идут в боры.
Бобры для бобрят добры.
— Что вы знаете о бобрах? Расскажите.
(Сообщения детей.) (слайд 8)
Ребята, как вы думаете, почему и речевая разминка у нас связана с ещё одним животным-бобром?(он один из героев произведения)
-Хорошо, читая произведение, у нас не возникли трудности с пониманием некоторых слов.
Проводится хоровое чтение и толкование незнакомых слов:
Долговязый-(очень высокий, худой)
Плотина-(перегородка на реке для поднятия уровня воды)
Запрудили –(перегородили реку плотиной)
Настлано – (настелено)
Хатка –(название небольшого домика)
Зябнуть –(испытывать чувство холода)
Робеть –(пугаться, бояться, стесняться)
Ходко работать – (работать быстро)
Первичное чтение учителем и учащимися
открываем учебник с.56читаем учебную задачу которую нужно выполнить .чем будем заниматься после прочтения текста.
1.- Понравилось ли вам произведение?
2.-К какому литературному жанру ?(сказка о животных)
3.-Докажите..(животные разговаривают, события нереальные)
4.-Назовите основных героев произведения( Листопадничек, мать- зайчиха, бобры, журавли)
Какая мечта была у зайчика—Вот бы мне полететь.
Найдите в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям в стр. 57 и, 58.
-С кем познакомился зайчик у глухой лесной речки?
- Прочитайте по ролям разговор Листопадничка с бобрами.
Распределяются роли - автор, зайчонок, бобр и бобриха
-Откройте учебник на стр.57 ,найди 4 абзац, начинающийся со слов: «Бежал, бежал Листопадничек…
И читаем до стр. 62 до слов - «…ныряй прямо в хатку».
-Понравилась ли Листопадничку хатка бобров? Почему он там остался?
А кто испугал зайчонка в хатке выдры. а кто еще приходил к нему лиса. рассомаха, рысь.
О чём он часто вспоминал.—своё тёплое гнездо, старую мать зайчиху. –
-Молодцы! А теперь давайте вспомним какая задача стоит в начале текста . собрать информацию о главном герое.
И так начнем дадим характеристику главному герою - зайчику.
Существительное кто?-Зайчик
Где живёт?-в лесу, болоте
Прилагательные какой?- Любознательный, трусливый
Глагол действия зайчика.путешествует.- Заботится, боится, ныряет Положительные качества- любознательный, добрый.
Отрицательные качества- непослушный,
И заключительное ключевое предложение из текста прочитайте
По всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым и отчаянным зайцем.
Слайд
Закрепление изученного. Развитие речи. Работа с пословицами.
Прочитайте пословицы, найдите пословицу, подходящую к данному произведению.
1) Много спать –дела не знать.
2) Дома и стены помогают.
3) Чужая сторона- дремучий бор.
4) В гостях хорошо, а дома лучше.
-Обоснуйте свой выбор.
Рефлексия
-Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
-За что вы похвалили бы себя?
-Я предлагаю вам выразить свои эмоции, чувства и ощущения после прочитанного.
«Удивление», «Радость», «Огорчение».
Подведение итогов урока.
-Ребята, как вы поняли из нашего урока, зачем нужно постигать тайны природы? Чтобы знать. Что нас окружат.что ожидать от природы.как себя вести.
-Чем является для человека природа?(ответы детей)
Нам нужны тепло.солнце свет воздух.вода пища все это даетнам природа она даёт нам здоровье
- Да, ребята, природу надо беречь, любить ,заботиться. Уметь видеть красоту, создавать эту красоту, пополняя зелёными насаждениями каждый уголок нашей земли.
Ведь любовь к природе неразрывно связана с любовью к людям. И. С. Соколов-Микитов был именно таким.
Оцените свою работу . поставьте оценку на листочек.
Домашнее задание.(дифференцированный подход)
1.Придумать продолжение приключений зайчонка и записать план в «Рабочую тетрадь»
2. Представить себя в роли зайчика- Листопадничка и рассказать о своём путешествии.
3. Нарисовать свой рисунок к понравившемуся эпизоду в произведении «Листопадничек».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Иван Сергеевич Соколов-Микитов ( 1892-1975г .)
Л и ст о п а дн и чк и
Бобры храбры идут в боры. Бобры для бобрят добры.
Хатка бобров
Плотина
Существительное кто?- Где живёт?- Прилагательные какой?- Глагол действия зайчика- Положительные качества- Отрицательные качества- И заключительное ключевое предложение из текста прочитайте
Существительное кто?- Зайчик Где живёт?-в лесу, болоте Прилагательные какой?- Любознательный, трусливый Глагол действия зайчика.путешествует .- Заботится, боится, ныряет Положительные качества- любознательный, добрый. Отрицательные качества- непослушный, И заключительное ключевое предложение из текста прочитайте По всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым и отчаянным зайцем
Много спать - дела не знать. Дома и стены помогают. Чужая сторона - дремучий бор. В гостях хорошо - а дома лучше.
Домашнее задание. 1 .Придумать продолжение приключений зайчонка . 2. Представить себя в роли зайчика- Листопадничка и рассказать о своём путешествии.
Долговязый Плотина Запрудили Настлано Хатка Зябнуть Робеть Ходко работать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение
Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.
Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...