- Мотивационный этап
| (перед уроком дети делятся на группы) Создание положительной мотивации на урок
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Я впервые в вашей школе, в вашем классе. И мне понадобится ваша помощь. Кто готов мне помогать сегодня проводить урок?
Тогда, ребята, сегодня мы с вами не просто отвечаем на вопросы , а ведём за собой весь класс.
Проверим вашу готовность к уроку. Всё ли у вас лежит на парте: учебник, тетрадь, пенал? Какое у вас настроение?
Чтение стихотворения. Как хорошо уметь читать Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста, прочти!» Не надо умолять сестрицу: «Ну, прочитай еще страницу». Не надо звать, Не надо ждать, А можно взять И почитать!
-Ребята, как вы думаете нужно ли читать человеку книги и почему? -А вы любите читать книги? -Какие чувства вы испытываете при прочтении художественного произведения?
| Доброжелательный настрой на урок
Настраиваются на работу
Проверяют готовность к уроку.
Слушают стихотворение
Ответы детей. Высказывают свое мнение. |
- Актуализация знаний и целеполагание.
| Определяется целенаправленность работы с художественным произведением
-Портреты писателей (В.Бианки, М. Пришвин, Б. Житков, В. Белов В. Астафьев, И. Соколов-Микитов)
-Ребята, вспомните раздел, который вы изучаете на уроках литературного чтения? -Верно, вы изучаете раздел «Люби живое». О чем рассказывают произведения в данном разделе? Что объединяет авторов, чьи портреты мы рассмотрели?
- Верно, все эти писатели – натуралисты. Очень любили природу, наблюдали за жизнью растений и животных. В своих произведениях описывали эти наблюдения.
-Сегодня мы с вами будем дальше знакомиться с разделом «Люби живое» и познакомимся с новым произведением. Как вы думаете, какую цель мы поставим на уроке?
| В процессе беседы с учителем определяют направление работы с художественным произведением
Рассматривают портреты писателей
Вспоминают раздел («Люби живое»). Обобщают известные им сведения о содержании произведений раздела и формулируют их: - В разделе «Люби живое» художественные произведения рассказывают о животных, о взаимоотношениях людей и животных, о бережном отношении к живой природе. - Михаил Михайлович Пришвин, Иван Сергеевич Соколов-Микитов, Василий Иванович Белов, Виталий Бианки, Борис Житков, Виктор Петрович Астафьев – эти авторы писали художественные произведения о животных, природе. Данная тема их объединяет.
Целеполагание. Учатся определять цель урока, исходя из содержания занятия.
|
- Открытие нового знания
| Происходит целостное, непосредственное, эмоциональное восприятие -Для того, чтобы узнать, с каким автором мы сегодня с вами будем знакомиться, я предлагаю вам разгадать кроссворд. У вас на столах карточки с кроссвордом. Вам нужно зачеркнуть буквы, которые повторяются, и с помощью оставшихся букв вы узнаете фамилию писателя, с произведением, которого мы сегодня познакомимся.
. -С каким автором мы сегодня с вами будем знакомиться? -Верно сегодня мы с вами будем знакомиться с писателем Виктором Юзефовичем Драгунским.
А сейчас, ребята, вы будете моими помощниками и сами поможете одноклассникам познакомиться с новым материалом. Для этого каждая группа получит своё задание. Вам нужно прочитать задание и выполнить его.
Задание для 1 группы: В конвертах вы найдёте биографию нашего писателя. Возьмите её и прочтите. Выберите ученика, который расскажет о В.Драгунском. Пока этот ученик будет готовиться, придумайте 2 вопроса одноклассникам, чтобы проверить, внимательно ли они слушали и смогли ли запомнить главное о биографии писателя. Материал карточки: Виктор Драгунский – один из знаменитых детских писателей. Виктор Юзефович попробовал себя в самых разных профессиях, начиная от клоуна в цирке и заканчивая помощником на заводе. Однако любовь к искусству, сопровождавшая его на протяжении всего детства, привела к работе в театре юмора, и именно тогда будущий писатель начал писать сценки и шутки. -Виктор Драгунский много писал для детей.
Задание для 2 группы: В конвертах вы найдёте загадку. Прочитайте и отгадайте её. Выберите ученика, который выразительно прочитает загадку и предложит одноклассникам её отгадать. Придумайте упражнения для физкультминутки по этой загадке. Выберите 1 или нескольких учеников, которые проведут физкультминутку, используя загадку. Загадка: Вдруг зажёгся на травинке Настоящий огонёк. Это с лампочкой на спинке Сел на травку …
Задание для 3 группы: В конвертах вы найдёте материал из энциклопедии о светлячках. Прочитайте информацию. Выберите ученика, который расскажет о светлячках. Пока этот ученик будет готовиться, придумайте 2 вопроса одноклассникам, чтобы проверить, внимательно ли они слушали и смогли ли запомнить главное о светлячках. Материал карточки: Случалось ли вам летним вечером, когда совсем стемнеет, увидеть где-нибудь в траве или на кустах крохотный фонарик, который горит зеленоватым светом? Он может гореть долго, ровно, ярко, иногда несколько вечеров подряд в одном и том же месте, а другие светлячки мигают. При его свете можно даже в темноте разглядеть цифры на часах. Кто же зажигает этот таинственный фонарик? Это светляк – очень полезный жук. Он забирается в раковины улиток и уничтожает этих вредителей. Все виды светляков обладают способностью испускать в темноте мягкий свет. Их орган свечения располагается на конце брюшка. В его тельце есть особые клетки с веществом, которое светится, соединяясь с кислородом.
Ребята, вы можете приступать к выполнению своих заданий. (Звучит запись звуков природы).
А теперь группы прекращают работу. Настало время выслушать друг друга.
Первая группа расскажет нам о нашем авторе.
У второй группы было необычное задание. Интересно, что они для вас подготовили? Приглашаем представителя второй группы
Ну что же, вы разгадали загадку, а третья группа изучила материалы энциклопедии, поэтому хорошо знает, кто такие светлячки, и сейчас расскажет вам.
Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами будем знакомиться с произведением Виктора Драгунского «Он живой и светится…»
Откройте учебник на странице …67
Прослушивание части текста. (аудиокнига) (1 мин 05 сек)
А хотите узнать, что будет дальше? (дети читают самостоятельно)
- Вам в тексте встретились незнакомые слова, которые вам могут быть не понятны. Соотнесите слова с их лексическими значениями. (групповая работа) Институт Бублик Брынза Моментально Гватемала Барбадос
Давайте проверим, как вы соотнесли слов с их значением: 1 группа - институт , бублик; 2 группа – брынза, моментально; 3 группа – Гватемала, Барбадос
-Сейчас я предлагаю вам разделить его на смысловые части. -Ребята какие основные события вы выдели в произведении? -На сколько частей вы бы разделили произведение?
- Возьмите из конвертов шаблон для составления плана по рассказу. Шаблон: -О чем пойдет речь в первой части? -Как вы бы озаглавили первую часть? -О чем пойдет речь во второй части? -Как вы бы озаглавили вторую часть? -О чем пойдет речь в третьей части? -Как вы бы озаглавили третью часть? -О чем пойдет речь в четвертой части? -Как вы бы озаглавили четвертую часть?
| Воспринимают произведение
Работают с карточками.
Отвечают на вопрос учителя: -Сегодня мы будем знакомиться с автором, у которого фамилия Драгунский.
Получают задание для работы в группах
-Светлячок. -Светлячки — это ночные насекомые, которые светятся.
Работают в группах: распределяют роли, советуются, выполняют задания.
Участники первой группы представляют результат своей работы, остальные слушают и отвечают на вопросы.
Участники второй группы представляют результат своей работы, остальные слушают, отгадывают загадку выполняют физкультминутку
Участники третьей группы представляют результат своей работы, остальные слушают и отвечают на вопросы.
Открывают учебники.
Внимательно слушают часть текста. Первичная эмоциональная реакция на текст
Читают текст самостоятельно (вслух, про себя)
Работа со словарём.
Называют лексические значения слов, сверяют свои ответы с ответами других
Отвечают на вопросы учителя: Ожидание мамы, обмен игрушки, встреча со светлячком, прекрасный светлячок. -На 4 части
С помощью шаблона делят в группе текст на части и по ходу работы с текстом составляют план: -О том как Дениска сидел на площадке и ждал маму. -Ожидание мамы. -В второй части пойдет речь о том, как Мишка хотел получить Денискин самосвал при помощи неравноправного обмена. -Обмен самосвала. -В третьей части речь пойдет о том, как Дениска впервые увидел светлячка. -Встреча со светлячком. -В четвертой части речь пойдет о том, что светлячок, живое существо, лучше любых материальных вещей. -Лучше всего на свете. |
- Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи.
| А сейчас ребята мы с вами составим опорную схему, она нам пригодится для составления характеристики героев произведения.
Ставим в центр героя произведения.
Как вы думаете, что нам может помочь охарактеризовать героя? Например, Дениска и Мишка разговаривают между собой. Как мы называем разговор двух и более людей? (Диалог) Как вы думаете, можно ли опираясь на диалог, сделать какие то выводы о характере Дениски или Мишки? Значит диалог может быть одним из пунктов нашей опорной схемы?
Загляните пожалуйста в самое начало нашего рассказа. Чьи слова мы видим? Как называется, когда герой выражает свои мысли вслух или что-то рассказывает? Монолог Может ли монолог характеризовать героя? Добавляем монолог в нашу опорную схему. Как относится Дениска к маме, к папе, к Мишке? Можно ли характеризовать человека по его отношению к другим? Отношение к людям добавляем в схему Как мы называем действие, совершенное в отношение кого -то? Поступок. Назовите мне, пожалуйста, какие поступки совершили Дениска и Мишка? Характеризуют ли поступки их? Крепим на доску.
Теперь давайте, используя нашу схему, расскажем о героях произведения. Начните такими словами: «Узнать характер героя нам помогает…» |
Отвечают на вопросы учителя, составляют с помощью учителя опорную схему:
Характеризуют героя с помощью составленной опорной схемы. Слушают ответы одноклассников |
- Рефлексия
| Подведение итогов урока с точки зрения развития личности обучающихся
-Ребята, наш урок подходит к концу, и я хотела бы задать вам несколько вопросов.
-С каким автором и его произведением мы сегодня с вами познакомились?
-Как вы думаете почему автор дал название произведению «Он живой и светится», а, например, не «Светлячок»?
-Чему вас научило нас данное произведение?
- Где вам могут пригодиться полученные знания? - Знания по каким предметам вам помогли на сегодняшнем уроке? - Понравилось ли вам работать на уроке? Что понравилось больше всего? А что показалось трудным? Поставьте себе оценку. Кто поставил себе «5»? А кто «4»?
Какое настроение у вас сейчас?
У вас в конвертах лежат светлячки. Прикрепите их на ночное небо, которое изображено на доске. (фоном играет музыка)
| Помогают учителю подвести итоги. Рефлексия.
Настраиваются на подведение итогов
Дают ответы на вопросы: -Мы познакомились с автором Виктором Юзефовичем Драгунским и его рассказом «Он живой и светится». -Автор дал такое название произведению чтобы показать, что светлячок живой и у него ест чувства как у людей. -Данное произведение научило видеть прекрасное в маленьких вещах, и дорожить живыми существами ведь они дороже всего на свете потому что умеют жить.
Подведение итога урока: высказывают свои предположения
Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.
Светлячков приклеивают на доску. |