Открытый урок по литературному чтению (по УМК «Школа России») 2 «А» класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Открытый урок по литературному чтению
(по УМК «Школа России»)
2 «А» класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_urokastrashnyy_rasskaz.docx | 24.35 КБ |
strashnyy_rasskaz.pptx | 1011.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературному чтению
(по УМК «Школа России»)
2 «А» класс
Тема урока: Е.Чарушин «Страшный рассказ»
Создать условия для
- раскрытия смысла художественного произведения;
- расширения представления об особенностях жанра (в основе лежит реальное событие);
- развития художественно-образного мышления, воображения, творческого отношения к жизни.
Задачи:
- познакомить детей с творческой биографией и произведением Е.И. Чарушина;
- развивать навыки чтения, связную монологическую речь учащихся;
- развивать умение анализировать и прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора;
- содействовать развитию коммуникативной компетенции учащихся;
- воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Методы обучения:
1. По виду источника информации:
- словесные (объяснение, беседа с учащимися);
- наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);
- практические
2. По виду учебной деятельности:
- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
Оборудование: интерактивное и проекционное устройства, рисунки учащихся, карточки для рефлексии.
Тип урока: изучение нового материала.
Средства обучения: Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2012 .
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Михайловна, сегодня я проведу у вас урок Литературного чтения. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Я желаю вам, чтобы радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Девочки за парты тихо сели,
Мальчики за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
- Ребята, а вы бывали в лесу? Вам понравилось там?
Итак, отправляемся на прогулку! Какой чистый воздух, свежий…
Давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу. (Не шуметь, чтобы не спугнуть зверей, не разрушать норы и гнёзда…).
Вот и на уроке соблюдайте правила для учеников: не выкрикивайте, поднимайте руки.
2. Речевая разминка.
У ёжика и ёлки иголки колки
3. Проверка домашнего задания.
- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (М.Пришвин “Ребята и утята”).
Какое домашнее задание нужно было подготовить?
( Нужно было подготовить пересказ)
Но вначале восстановите деформированный план рассказа. (Слайд 2)
- Ребята ловили утят. (2)
- Приказ взрослого. (3)
- Утка повела утят к озеру. (1)
- Семья продолжает путешествие. (4)
- Перескажите по этому плану.
(Слайд 3)
- Что полезного для себя вы взяли из этого рассказа?
4. Изучение нового материала
Дыхательная гимнастика.
- Давайте подышим свежим лесным воздухом и выполним дыхательную гимнастику.
- Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух.
- Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями.
а) . Целеполагание.
- Вспомните, какую тему мы изучаем на уроках чтения. (О братьях наших меньших)
- Кого мы называем нашими меньшими братьями?
Назовите авторов, с произведениями которых вы уже познакомились.
(Слайд 6)
С произведением какого автора мы познакомимся сегодня, узнаете, разгадая ребус.
(Слайд 7)
б). Работа с портретом.
Кому-то из вас сегодня предстоит впервые познакомиться с этим автором?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Евгения Чарушина, жизнью и творчеством этого замечательного детского писателя.
( Слайд 9 -13)
Сообщение 1.
Евгений Иванович Чарушин родился в г. Вятке (Киров) 11 ноября 1901 года. Отец, известный русский художник – архитектор, много разъезжая, нередко брал с собой сынишку и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Отец же дал первые навыки рисования.
Мать, Любовь Александровна, привила сыну вкус к музыке, научила его понимать природу, животных.
Сообщение 2.
Чарушин в детстве жил среди вятских лесов. Он хорошо знал и любил лес и его обитателей. Свою любовь и интерес к природе писатель умело передает детям. В своих книгах Чарушин трогательно изображает медвежат, пушистых зайчат, лисичек, лупоглазых олешек, занимательно рассказывает о поведение животных.
Принято считать, что свою деятельность в детской литературе Чарушин начал как иллюстратор книг В. Бианки. Ему принадлежат превосходные рисунки к книгам М. Пришвина, К. Ушинского, С. Маршака. Это только часть книг, которые иллюстрировал Е. Чарушин.
Всю жизнь, с раннего детства, Чарушин прожил среди животных. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там он собирал семена цветов, выкапывал растения. Вместе с мамой они выкармливали уток, лечили зверей, держали коз, кроликов, голубей. Это были друзья мальчика. А когда он вырос, стал ходить на охоту, но не с ружьём. Он подолгу наблюдал за животными, их повадками, чтобы потом рассказать о них в своих произведениях. Он сочинял маленькие рассказы для детей и взрослых. В книжках он рассказывал про своих домашних любимцах, а так же про зверей, живущих в лесу – волков, медведей, лисиц.
О ком мы сегодня будем читать произведение вы узнаете, отгадав загадку.
5. Первичное восприятие художественного произведения
а). Отгадайте загадку:
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами
Кто это? (Ёж).
По каким признакам вы узнали? Кто видел ежа? Где? Чем питается еж?
(Слайд 14 - 15)
Ёж - хищное ночное животное. Днём он прячется под кучей хвороста и листвы, среди кустарников, ночью выходит кормиться. За ночь еж проходит иногда до 3-х км. Пищей ему служат жуки, лягушки, опавшие плоды яблонь, груш и других деревьев. В случае опасности еж свертывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя: получается колючий шар с торчащими во все стороны шипами. Есть у ежа враги, от которых его не спасают ни шипы, ни свертывание в клубок. Во время ночной охоты на ежа часто нападает филин. Ему не страшны иглы зверька. Нет спасения ежу и от коварной лисицы, которая осторожно подкатывает его лапой к берегу лесной лужицы или болотца и сбрасывает в воду. А вот при встрече с гадюкой еж выходит победителем. Он хватает ее за хвост и сразу свертывается в клубок. Гадюка при по пытке укусить своего врага наталкивается на иглы. Тем временем еж постепенно втягивает под себя гадюку и затем съедает ее.
б) Эмоциональная подготовка к восприятию.
Вы когда-нибудь вечером дома были одни?
Отчего бывает страх? Испытывали ли вы когда-нибудь страх?
Сегодня мы прочитаем рассказ Е.И. Чарушина “Страшный рассказ”.
(Слайд 16)
- Попробуйте предположить, о чем будет рассказ?
Кому удалось услышать что-нибудь в названии этого произведения? Попробуйте, слушая это произведение, отмечать свое настроение: какое оно, меняется или остается постоянным, что на него влияет, выделите самый яркий для себя эпизод.
(Ответы детей).
в). Словарная работа. В тексте вы встретите незнакомые слова.
(Слайд 17 -18)
- Кто знает значение этих слов? (Спросить желающих)
Сени – входное, нежилое и неотапливаемое помещение, примыкающее к жилой части дома, используется для хозяйственных нужд.
Чулан - небольшое подсобное помещение хозяйственного назначения, отгороженное от сеней или комнаты перегородкой.
- Толкование этих слов можно прочитать в словарях. (Показать словарь)
г) Чтение рассказа учителем
д). Первичный анализ.
Могло ли быть такое на самом деле?
Что вы испытывали, слушая это произведение?
Случалось ли кому-нибудь из вас переживать то же самое, что и героям?
6. Повторное чтение и анализ произведения.
А). Повторное чтение рассказа учащимися по цепочке.
Б). Анализ произведения.
- Почему автор назвал рассказ страшным? (Каждый высказывает свою точку зрения)
- Почему мальчики испугались ежа?
- Какими вы представляете мальчиков?
- Как автор говорит об этом вначале рассказа?
- Какую подсказку нам дает? (“в постельки”)
- Мальчикам было страшно? Они показывали друг другу, что они боятся?
- Кто испугал ребят?
- Почему ёжик не ушел потом в лес?
- Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа в город?
- А как бы поступили вы?
( Птицы и дикие звери неуютно чувствуют себя в квартире, им нужен лес. Только голодных и раненых зверей можно взять, чтобы помочь им, но потом нужно обязательно отпустить)
7. Художественное исполнение.
а) Чтение диалога по ролям.
Перечитайте в парах отрывок диалога ребят, стараясь передать все чувства, которые хотел донести до нас автор.
Представьте, что вы боитесь, но говорите, что вам не страшно. Попробуем прочитать диалог без слов автора, интонационно показывая свои ощущения.
б)
Давайте подумаем, как мы с вами поступим, если вдруг окажемся в такой же ситуации?
Поищите вокруг себя примеры, когда человек и животное оказываются рядом.
Для чего нужно оберегать диких животных?
Почему надо любить и беречь природу?
(Слайд 19)
Е.И. Чарушин на этот вопрос ответил так: “Входи в мир природы! Будь внимательным, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной. Растения и животные - это наша родная природа. Оберегать и любить их - это значит любить и беречь свою Родину”
.в) Работа с пословицами.
- На доске пословицы. Выберите ту пословицу, которая подходит к данному рассказу.
“Все хорошо, что хорошо кончается.”
“На всякую беду страха не напасешься.”
“У страха глаза велики.”
- Как вы понимаете пословицу “У страха глаза велики”?
- Важно с детства учиться контролировать свой страх, не поддаваться ему легко. В любой ситуации надо думать о том, что вы в полной безопасности и защищенности, а это в свою очередь, дает ощущение спокойствия.
8. Рефлексия
Ребята, вам понравилась прогулка по лесу? Как вы считаете, с пользой вы её провели или нет?
- Как называется рассказ, который мы прочитали сегодня?
- Кто его автор?
- Почему Чарушин назвал рассказ именно так?
- Чему учит рассказ?
- Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшем?
- Так как же нужно относиться к природе? (С любовью и добром).
- На доске изображение ёжика. Кому понравился урок, подарите сердечко ему, прикрепите с помощью магнитиков. Со всем сердцем, любовью, вниманием, заботой нужно относиться к животным!
9. Выставление оценок.
- Хочу поблагодарить вас за то, что на уроке вы не просто читали, а рассуждали, размышляли.
10. Домашняя работа
1. Выразительно читать текст. Учебник с. 136-138.
2. Подготовить краткий пересказ.
3. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся фрагменту рассказа.
(Прослушивание песенки про ёжика).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
М.М.Пришвин “ Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища сохранять, – их надо открывать и показывать. Для рыб нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину ”.
Отгадайте! Сердитый недотрога Живет в глуши лесной, Иголок очень много, А нитки - ни одной. ЁЖИК
Ч у а ш н и р (1901 – 1965) Евгений Иванович
Советую прочесть произведения Е. И. Чарушина
Я знаю + Для меня новое ! .
Е. И. Чарушин « тсрышанй рссакза » «Страшный рассказ»
Сени - в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом. Чулан - помещение в доме, служащее кладовой; клеть или часть сеней в крестьянской избе. Клеть - кладовая при избе или в отдельной постройке. Словарная работа
своей тени боится. Трусливому зайцу и пень волк. У страха глаза велики. Трус и куста боится. Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идёт. Пуганая ворона Собери пословицу
«Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной». Обращение Евгения Ивановича Чарушина к детям
План рассказа 1. Мальчики остались одни. 2. Странные звуки. 3. Испуганные дети. 4. Родители вернулись. 5. Неожиданная находка. 6. Ежик остался жить на даче.
Подготовьте чтение по ролям Прочитайте рассказ, ответьте на вопросы. Пересказ самого интересного момента в рассказе. Картинный план в виде книжки-раскладушки Домашнее задание
Спасибо за урок!
2. http://www.lenagold.ru/ - фоны, картинки 3. http://www.google.ru/ -картинки обложек книг Чарушина 1. http://bestgif.narod.ru/ - картинки 4. http://images.yandex.ru/ - тучки, портреты писателя, анимации 5. http://images.yandex.ru/ - дом детства Чарушина 6. http://lenagold.ru/ - картинка дерева 7. http://www.mp3poisk.net/ - шум ветра Список используемых интернет-ресурсов и литературы 8. Фоны взяты из интернета 9. В помощь школьному учителю. С. В. Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению к УМК Л. В. Климановой и др. 2 класс, Москва «ВАКО» 2012 10. «Школа России». Литературное чтение – учебник для образовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2011 11. ГУО «Общеобразовательная средняя школ №7 г.Сморгони с физкультурно-оздоровительным уклоном» Урок литературного чтения 2 класс Учитель Дунай Оксана Анатольевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению А. Милн "Винни - Пух" 2 класс, Школа 2100
Данная презентация поможет учителю организовать урок по данной теме в интересной, познавательной форме. К презентации прилагается конспект урока, в котором расписаны все этапы ....
Самоанализ открытого урока по литературному чтению УМК «Начальная школа XXI века» - русская народная сказка "Журавль и цапля"
Самоанализ открытого урока по литературному чтениюУМК «Начальная школа XXI века»...
Самоанализ открытого урока по литературному чтению УМК «Начальная школа XXI века» - В.Осеева "Сыновья"
Самоанализ открытого урока по литературному чтениюУМК «Начальная школа XXI века»...
Конспект урока по литературному чтению "Рукавичка" ("УМК "Школа России", 1 класс)
Конспект урока по литературному чтению "Рукавичка" ("УМК "Школа России", 1 класс)...
Открытый урок по литературному чтению "Л.Н.Толстой "Котёнок" 2 класс УМК "Школа России"
Открытый урок по литературному чтению "Л.Н.Толстой "Котёнок" 2 класс УМК "Школа России" в соответствии с требованиями ФГОС НОО...
Открытый урок по литературному чтению Б.Заходер."История гусеницы",3 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Самоанализ урокаУрок "Литературного чтения" по теме Б. Заходер «История гусеницы.Передо мной, как перед учителем, была поставлена цель сформировать у учащихся следующие результаты обуч...