Самоанализ открытого урока по литературному чтению УМК «Начальная школа XXI века» - В.Осеева "Сыновья"
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
Самоанализ открытого урока по литературному чтению
УМК «Начальная школа XXI века»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_synovya.docx | 20.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ открытого урока по литературному чтению
УМК «Начальная школа XXI века»
Учитель: Короткова Виктория Ивановна, ГБОУ СОШ №237 им. В.Ф.Орлова
Класс: 2 «б»
Авторы учебника: Л.А.Ефросинина, 2 класс. М.: Вентана-Граф, 2011
Тема: В.А.Осеева «Сыновья»
Во 2 «Б» класса обучается 24 человека, из них 11 девочек и 13 мальчиков. Класс по уровню обучаемости и обученности в целом сильный, но есть дети с низким уровнем. Поэтому уроки приходиться выстраивать, используя психологические особенности всех учеников. Необходимо, чтобы дети с высоким уровнем не потеряли интерес, а дети с более низким уровнем заинтересовались.
Этот урок литературного чтения взят мною для 2 класса не случайно, так как этот урок позволит сформировать умение анализировать художественное произведение на доступном детям уровне, показать детям, что тема затронутая автором актуальна в жизни каждого человека. Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащением его нравственными представлениями и понятиями.
Анализируемый урок входит в раздел «Семья и я».
На уроке была поставлена триединая дидактическая цель, которая реализовывалась через следующие аспекты:
-образовательный: познакомить учащихся с рассказом В.А.Осеевой «Сыновья», продолжить работу над совершенствованием навыков чтения, активизировать вдумчивое чтение, продолжить обучение выразительному чтению произведений, учить давать нравственную оценку поступкам, работать в группах, формировать умение определять основную мысль произведений;
- развивающий: развивать устную речь учащихся, образное мышление, коммуникативные умения, творческое воображение, умение анализировать, обобщать, прогнозировать события, отвечать на вопросы;
- воспитательный: честность, чувство ответственности за свои поступки, уважение и вежливость во взаимоотношениях, способствовать формированию психологической комфортности посредством применения разнообразных приёмов.
На уроке были использованы основные принципы образования, положенные в основу работы с младшими школьниками:
- Принцип личностно-ориентированного подхода к ребёнку:
- дифференцированный подбор заданий при индивидуальном опросе;
-создание ребёнку ситуации успеха, формирование положительной установки к процессу обучения, заинтересованности;
- разнообразие форм и методов организации работы (пословица, частичное исследование, проблемные вопросы, работа в группах) позволяли раскрыть содержание произведений и расширить содержание субъективного опыта каждого ребёнка.
2. Принцип индивидуального и личностного подхода:
- осознание своего «Я», максимальный учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
3. Принцип гуманистичности:
- ребёнок активный, субъективный в совместной деятельности с педагогом, основанной на сотрудничестве, на взаимном уважении.
В основе урока заложена единая современная концепция начального образования, связанная с гуманизацией процесса обучения:
- максимальный учёт психологических особенностей и возможностей младшего школьника;
- создание благополучного интеллектуального и эмоционального фона обучения, обеспечение высокого уровня психического и личностного развития школьника;
- обеспечение интеграции различных предметов в начальном обучении, цель которой – формирование учебной деятельности;
- построение дифференцированного учебного процесса, что даёт возможность учесть и своевременно скорректировать трудности в обучении.
На уроке использовался учебник литературного чтения Л.А.Ефросининой «Литературное чтение», 2 часть для 2 класса, рабочая тетрадь «Литературное чтение №2», иллюстрации к рассказу В.А.Осеевой «Сыновья», выставка художественных книг В.А.Осеевой, карточки с пословицами о маме, мультимедийный проектор, электронная презентация. Время, отведённое на все этапы урока, было распределено рационально.
На первом этапе урока была проведена проверка домашнего задания для того, чтобы установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания, устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы в заданиях. Формируемые универсально-учебные действия:
познавательные - произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно), поиск и выделение необходимой информации; коммуникативные – развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; регулятивные – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;личностные – установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, формировать чувство сопереживать героям.
На этапе сообщения темы и целей урока, работы с текстом до чтения была организованна и направлена работа познавательной деятельности учащихся к цели урока, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста; выделение его героев, актуализация читательского опыта. Формируемые универсально-учебные действия: познавательные - логическое предположение обще-учебных речевых высказываний; коммуникативные – речевая деятельность с целью получения информации; регулятивные – постановка цели; личностные – учебная мотивация.
На этапе знакомства с рассказом В.А.Осеевой «Сыновья» применялось первичное целостное восприятие произведения, чтение, слушание текста. Также была проведена словарная работа над непонятными словами и словосочетаниями из текста. Формируемые универсально-учебные действия: познавательные – чтение, получение информации; коммуникативные – кооперация усилий; регулятивные – самоконтроль чтения, прогнозирование; личностные – нравственное, этическое ориентирование.
На этапе анализа учащимся предлагались задания, побуждающие их к повторному чтению текста, лексико-синтетическому анализу каждой из его частей. Также на данном этапе использовалось словесное рисование, являющееся эффективным средством речевого развития учащихся, так как приучает тренировать воображение, обостряет внимание к слову, углубляет читательские впечатления. Формируемые универсально-учебные действия: познавательные – умение структурировать знания, анализ, синтез, самостоятельный поиск решений; регулятивные – целеполагание, самоконтроль, самооценка, коррекция; коммуникативные – обмен информации, взаимодействие, кооперация; личностные – развитие готовности к сотрудничеству. Также на данном этапе прослеживался яркий переход коммуникативных УУД в личностные. Учащиеся учились на основе трансформации рассказа составлять вопросы к тексту, работали с пословицами.
На заключительном этапе урока были подведены итоги, прокомментирована деятельность учащихся, было предложено домашнее задание, возможности кабинета были использованы полностью.
Между всеми этапами урока прослеживалась логическая связь и завершённость каждого этапа. Выбранные формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосферы, общение учащихся и учителя было доброжелательным и доверительным. Урок прошёл на высоком эмоциональном уровне. Рефлексия показала эмоциональное восприятие учебного материала.
Здоровьесберегающая технология на уроке: использование физкультминутки.
По моему мнению, урок прошёл успешно, все поставленные дидактические цели и задачи урока реализованы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" Тема урока: В. Драгунский "Он живой и светится"
Цель урока: познакомить с рассказом В. Драгунского "Он живой и светится", развивать навык осознанного, выразительного чтения, способствовать развитию познавательного интереса, уменияработать в коллект...
Самоанализ открытого урока по литературному чтению УМК «Начальная школа XXI века» - русская народная сказка "Журавль и цапля"
Самоанализ открытого урока по литературному чтениюУМК «Начальная школа XXI века»...
Какие бывают скороговорки. 3 класс. Урок по литературному чтению УМК «Начальная школа ХХI века».
Поможет сформировать умение отличать скороговорки по их строению, открыть понятие «группы скороговорок», повторить понятие «скороговорка», развить творческое мышление учащихся; память,...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе на тему "Род и число имён существительных" (интегрированный урок с окружающим миром и литературным чтением" (УМК "Начальная школа 21 века")
Данная технологическая карта будет интересна учителям, заинтересованным в проведении интегрированных уроков. Закрепляя материал, полученный на уроках русского языка, учащиеся вспомнят времена правлени...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ УМК: «Начальная школа 21 века» Класс: 4 Тема: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮУМК: «Начальная школа 21 века»Класс: 4Тема: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»Цель: осветить некоторые м...
Самоанализ открытого урока по литературному чтению в 4 «В» классе К. Г. Паустовского ««Корзина с еловыми шишками»
Самоанализ открытого урока по литературному чтению в 4 «В» классе К. Г. Паустовского ««Корзина с еловыми шишками»...
Урок литературного чтения УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс, учитель: Баранова М.Н. Тема: «С.Я.Маршак. Стихотворение «Урок родного языка»».
конспект урока с технологической картой...