урок литературного чтения "Лев и собачка" Л.Н. Толстой
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Побойня Наталья Владимировна

Открытый урок литературного чтения "Лев и собачка" Л.Н. Толстой в 3 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок

 Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА»

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в группах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (терпимого отношения к окружающим людям), нравственному становлению личности

Планируемые результаты

Предметные:

научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами

из текста

Метапредметные:

познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

коммуникативные: руководствуются выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения

Личностные:

пользуются формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.

Воспитывать нравственно-этические чувства, проявление сопереживания другим (в данном случае животным).

Образовательные ресурсы: портрет Л. Н. Толстого, подборка книг Л. Н. Толстого, детские рисунки по произведениям писателя, аудиозапись рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка»

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

– Прозвенел звонок на урок. Доброе утро, ребята! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. (Создание ситуации успеха)

 – Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко
и чётко отвечать на вопросы.

Психологически настраивает учащихся класса на урок

Показывают готовность
к уроку. Приветствуют учителя

Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения

II. Проверка

домашнего задания

Посмотрите, пожалуйста, внимательно на слайд и скажите, что вы можете рассказать об этом человеке? (слайд 1)

–Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они?

-Нашим помощником будет эпиграф «Чуткому сердцу откроются тайны». Что помогает понять эти слова? (слайд 2)

- Ребята,  с какими произведениями Л.Н. Толстого мы уже познакомились?

Проведем маленький тест. Задаю вопрос, а вы должны выбрать правильный ответ и показать с помощью сигнальных карточек.

Тест. Проверка. (слайд 3)

-Л.Н.Толстой

-добрые, внимательные, мудрые.

- только человек с чутким сердцем может сопереживать,радоваться,грустить.печалиться.

- «Прыжок»

Владеют логическими действиями.

Анализируют содержание  рассказов.

III. Постановка учебной задачи / Разминка

- Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство. Для красивого чтения нужно развивать свой речевой аппарат, а поможет нам в этом речевая разминка. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните.  И прочитайте про себя это шестистишие. (слайд 4)

Бедная собака бросили ее

Старая собака- где ее жилье?

Злой хозяин, вредный,

Выгнал за порог!

Перед нею бедной,

Нет уже дорог.

- О ком это стихотворение?( Слайд 5)

-Определите жанр произведения?

- Каким тоном будем читать стихотворение?

- А теперь хором прочитаем вслух это стихотворение.

– А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком? Это первое прирученное им животное. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили.

- С царственной гривой, гордой походкой

Осмотрит свои он владения зорко

Даже не вздумай встать на пути

С царской особой ты не шути   (Слайд 6)

Рассказы детей: лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов.

- Ребята, давайте дадим характеристики льву и собаке, какие они? ( на доске вывешивается слова для каждого животного)

 

- А  как вы думаете ребята, почему мы говорим об этих животных?

- Предположите, как может называться рассказ?

- Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся?

 О чем может нам рассказать заголовок. (слайд 7)

– Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает?

– Что означает слово «быль»? (слайд 8)

– Посмотрите,  могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением, пока давайте воспользуемся известным нам приемом «Верю-не верю» В конце урока сверим.

Вспомним структуру изучения произведения. (слайд 9)

Читают стихотворение

 (про себя) ,

- стихотворения.

- Грустно,печально.

Чтение стихотворения хором

 

Читают название.

Рассуждают о содержании произведения.

– Это быль – то, что  было; рассказ о действительном происшествии.

-Отмечают в таблице предположительный сюжет.

Владеют логическими действиями.

Прогнозируют содержание рассказа по заголовку и иллюстрациям. Владеют навыками работы со справочной литературой. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности

Высказывают свое мнение.

III. Изучение нового мате-

риала. 1. Первичное восприятие

текста.  

2. Словарная

работа

– история, которая  произошла очень давно в далеком городе Лондоне, столице Англии.

Л. Н. Толстой не был в Англии, никогда не был в Лондоне. Возможно, эту историю писателю рассказал кто-нибудь из моряков, кто бывал в Лондонском порту. И, услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен, а написал об этом рассказ «Лев и собачка».

Но перед знакомством с рассказом, я хочу вас познакомить с некоторыми словами из текста. (Слайд 10)

Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла – умерла.

Засовы – большие дверные задвижки.

Физкультминутка

Вы наверное устали?

Ну тогда все дружно встали

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покрутились, повертелись,

И за парты тихо сели.

Глазки крепко закрываем.

Дружно до пяти считаем.

Открываем, Поморгаем.

И работать продолжаем.

-Ребята, когда вы будите слушать рассказ-быль, подумайте, какие чувства возникли у вас?

 Чтение рассказа учителем.

 После чтения

- Какие мысли и чувства у вас возникли? (

-В какие моменты они возникли?

 

Делятся своими впечатлениями.

Определяют совместно

с учителем толкование слов.

Выполняют физкультминутку

Внимательно слушают.

– О любви и привязанности животных друг к другу.

– Печаль, грусть, тревогу.

– Лев и собачка.

– В зверинце.

Принимают

и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Владеют навыками работы со справочной литературой.

Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

 IV. Исследовательская работа с текстом.

Анализ произведения

Работа в парах

(составить диалог героев)

- В своем произведении Л. Н. Толстой не описал подробно ни внешность собачки  и льва, ни их переживания. Но он много рассказал о поведении этих животных. Чтение по частям и анализ.

1ч. (1-2абзац) читает ученик.

- Что нужно было, чтобы пройти посмотреть животных?

- Почему автор использует слово «собачонка», а не собака, собачка?

- Как человек поймал собачонку?

- Этот человек хотел сделать доброе или злое дело?

- 2ч. (3-8 абзац) читает ученик

- Пока читают 2 часть вы подумайте как её можно озаглавить, работаем в парах.

- 3ч. (9-12 абзац) читает ученик

– Как лев относился к собачке?

– Найдите и прочитайте этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.)

4 часть (13 абзац и до конца) ученик.

- Сколько времени прожили лев с собачкой?

-Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече? Даю две минуты на размышление.

Проверка. 

Выполняют задания, отвечают на вопросы.

Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию.

Используют простые речевые средства для передачи своего мнения.

Составляют диалог животных при первой встречи

- Прочитайте два последних предложения! Что вы почувствовали читая эти строки? ( Лев был преданным другом, поэтому потрясенный гибелью собачки, он пережил ее на несколько дней. Не выдержав разлуки с ней он умерает.

Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории?
    – Чтобы мы были добрее к животным и заботились о них.

Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных. Мне бы хотелось, чтобы вы научились сострадать.

.

Высказывают свое мнение.

V.

Обобщение.

- А теперь я создам две произвольные группы, которые составят нам синквейн. 1 группа про собачку, вторая группа про льва (слайд 11)

- Пока они работают, мы с вами составим план рассказа. ( слайд 12)

V. Домашнее

задание

- Наш урок подходит к концу. Какое задание вы могли бы предложить для домашней работы?

Придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осуществляют поиск средств достижения цели

VI. Итог урока.

Рефлексия

-– А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?

- У вас на партах лежат сердечки, напишите, какие чувства возникли в ваших сердцах, когда мы читали рассказ, о каких добрых чувствах мы говорили, которое вам ближе, понятнее.

- Что дал вам этот урок? Что нам открыл автор в этом рассказе?

Какова была цель писателя?

 (ответы детей: Чтобы мы пожалели животных… Посочувствовали им...)

Дети, прислушайтесь к слову “посочувствовали”. К чему же обращается писатель? (К нашим чувствам.)

- Замечательно! Читая рассказы, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и ненависти, сражаемся, побеждаем, разочаровываемся, страдаем, празднуем вместе с героями, то плачем от горя, то смеёмся до слез.

Рассказ прекрасный. Спасибо Л.Н.Толстому за его добрые рассказы, они дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.

Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс?

 Закончите фразы.

Сегодня на уроке:

•  Я узнал…

•  Я научился…

•  Мне понравилось…

   •  Новыми знаниями я смогу поделиться…

Спасибо! Умницы! Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами! 

Делают выводы и обобщения.

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

Формулируют ответы на вопросы.

Владеют навыками самоанализа

ТЕСТ       уч - ся 3 класса  __________________________________

Выберите и обведите букву, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу.

(Акула)

1. Как мальчики оказались в открытом море?

А. Они упали в воду с корабля.

Б. Им было тесно в парусе, который спустили в воду для купания. 

2. Когда отца охватил страх за жизнь сына?

А.  Когда один из мальчиков стал тонуть.

Б. Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам. 

3. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков?

А. Он бросился к лодке и поплыл к ним.

Б. Он подбежал к пушке, развернул ее, прицелился и выстрелил. 

(Прыжок)

     4.  Почему мальчик залез на мачту корабля?

  А. Ему захотелось посмотреть, близко ли берег.

  Б. Обезьяна сорвала с его головы шляпу и забралась с ней на мачту.

     5. Как отреагировал капитан на поступок сына?

         А. Он был безразличен.

         Б. Капитан прицелился в сына и закричал: «Прыгай, или застрелю!»

     6. Как повёл себя капитан, когда спасли мальчика?

         А. Он вдруг закричал и убежал к себе в каюту.

         Б. Он заплакал.

ТЕСТ       уч - ся 3 класса  __________________________________

Выберите и обведите букву, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу.

(Акула)

1. Как мальчики оказались в открытом море?

А. Они упали в воду с корабля.

Б. Им было тесно в парусе, который спустили в воду для купания. 

2. Когда отца охватил страх за жизнь сына?

А.  Когда один из мальчиков стал тонуть.

Б. Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам. 

3. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков?

А. Он бросился к лодке и поплыл к ним.

Б. Он подбежал к пушке, развернул ее, прицелился и выстрелил. 

(Прыжок)

     4.  Почему мальчик залез на мачту корабля?

  А. Ему захотелось посмотреть, близко ли берег.

  Б. Обезьяна сорвала с его головы шляпу и забралась с ней на мачту.

     5. Как отреагировал капитан на поступок сына?

         А. Он был безразличен.

         Б. Капитан прицелился в сына и закричал: «Прыгай, или застрелю!»

     6. Как повёл себя капитан, когда спасли мальчика?

         А. Он вдруг закричал и убежал к себе в каюту.

         Б. Он заплакал.

ТЕСТ уч - ся 3 класса  __________________________________

Выберите и обведите букву, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу.

(Акула)

1. Как мальчики оказались в открытом море?

А. Они упали в воду с корабля.

Б. Им было тесно в парусе, который спустили в воду для купания.

2. Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?

А. Он стоял и любовался своим сынишкой. Когда  сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!»

Б. Он был недоволен забавами своего сына и его товарища в открытом море. И кричал им, чтобы они вернулись на корабль.

3. Когда отца охватил страх?

А.  Когда один из мальчиков стал тонуть.

Б. Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам.

4. Почему, когда все пытались спасти мальчиков, артиллерист стоял, не предпринимая ничего?

А. Его сковал страх за детей, за сына.

Б. Ему было все равно, что происходило в море.

5. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков?

А. Он бросился к лодке и поплыл к ним.

Б. Он подбежал к пушке, развернул ее, прицелился и выстрелил.

(Прыжок)

6.  Почему мальчик залез на мачту корабля?

А. Ему захотелось посмотреть, близко ли берег.

Б. Обезьяна сорвала с его головы шляпу и забралась с ней на мачту.

7. Когда мальчик опомнился?

    А. Когда в народе кто – то вдруг ахнул от страха.

    Б.  Когда открыл глаза.

8. Как отреагировал капитан на поступок сына?

    А. Он был безразличен.

    Б. Капитан прицелился в сына и закричал: «Прыгай, или застрелю!»

9. Как повёл себя капитан, когда спасли мальчика?

    А. Он вдруг закричал и убежал к себе в каюту.

    Б. Он заплакал.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения 1 класс Л. Толстой "Косточка"

Знакомство с произведением Л.Толстого "Косточка", анализ произведения...

Презентация к уроку литературного чтения по произведению А.Толстого "Золотой ключик или приключения Буратино"

Данная презентация рассчитана на учащихся 1 класса. Она знакомит с автором русской версии сказки и итальянской.  В презентации представлены портреты авторов. Разбирается лексическое значение слов...

Урок литературного чтения. Тема: Л.Н.Толстой

Цели:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие интереса детей к русской класической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общечеловеческ...

Урок литературного чтения, 4 класс, Л. Толстой "Три товарища"

Открытый урок для учителей начальных классов округа. Представлены основные методы и приемы работы на уроках в коррекционной школе....

Урок литературного чтения. Произведения Л.Н.Толстого. "Прыжок"

Урок содержит ссылки на две презентации: одна - по теме, вторая - тест к системе  мониторинга качества знаний PROklass. Еще есть ссылки на аудиофайлы: по тексту произведения Л.Н.Толстого и к физ....

урок литературного чтения 3 класс. Лев Толстой "Лев и собачка"

Открытый урок литературного чтения в 3 классе....