урок литературного чтения "Лев и собачка" Л.Н. Толстой
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Открытый урок литературного чтения "Лев и собачка" Л.Н. Толстой в 3 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_21_noyabrya_lev_i_sobachka.doc | 85 КБ |
prezentatsiya_k_otk_uroku_lev_i_sob.ppt | 2.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок
Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА»
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в группах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (терпимого отношения к окружающим людям), нравственному становлению личности | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами из текста | Метапредметные: познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива; регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; коммуникативные: руководствуются выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения | Личностные: пользуются формами самооценивания и взаимооценивания на уроке. Воспитывать нравственно-этические чувства, проявление сопереживания другим (в данном случае животным). |
Образовательные ресурсы: портрет Л. Н. Толстого, подборка книг Л. Н. Толстого, детские рисунки по произведениям писателя, аудиозапись рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка» |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы | |||
I. Организация начала урока | – Прозвенел звонок на урок. Доброе утро, ребята! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. (Создание ситуации успеха) – Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко Психологически настраивает учащихся класса на урок | Показывают готовность | Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения | |||
II. Проверка домашнего задания | Посмотрите, пожалуйста, внимательно на слайд и скажите, что вы можете рассказать об этом человеке? (слайд 1) –Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они? -Нашим помощником будет эпиграф «Чуткому сердцу откроются тайны». Что помогает понять эти слова? (слайд 2) - Ребята, с какими произведениями Л.Н. Толстого мы уже познакомились? Проведем маленький тест. Задаю вопрос, а вы должны выбрать правильный ответ и показать с помощью сигнальных карточек. Тест. Проверка. (слайд 3) | -Л.Н.Толстой -добрые, внимательные, мудрые. - только человек с чутким сердцем может сопереживать,радоваться,грустить.печалиться. - «Прыжок» | Владеют логическими действиями. Анализируют содержание рассказов. | |||
III. Постановка учебной задачи / Разминка | - Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство. Для красивого чтения нужно развивать свой речевой аппарат, а поможет нам в этом речевая разминка. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните. И прочитайте про себя это шестистишие. (слайд 4) Бедная собака бросили ее Старая собака- где ее жилье? Злой хозяин, вредный, Выгнал за порог! Перед нею бедной, Нет уже дорог. - О ком это стихотворение?( Слайд 5) -Определите жанр произведения? - Каким тоном будем читать стихотворение? - А теперь хором прочитаем вслух это стихотворение. – А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком? Это первое прирученное им животное. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили. - С царственной гривой, гордой походкой Осмотрит свои он владения зорко Даже не вздумай встать на пути С царской особой ты не шути (Слайд 6) Рассказы детей: лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. - Ребята, давайте дадим характеристики льву и собаке, какие они? ( на доске вывешивается слова для каждого животного)
- А как вы думаете ребята, почему мы говорим об этих животных? - Предположите, как может называться рассказ? - Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся? – О чем может нам рассказать заголовок. (слайд 7) – Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает? – Что означает слово «быль»? (слайд 8) – Посмотрите, могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением, пока давайте воспользуемся известным нам приемом «Верю-не верю» В конце урока сверим. Вспомним структуру изучения произведения. (слайд 9) | Читают стихотворение (про себя) , - стихотворения. - Грустно,печально. Чтение стихотворения хором
Читают название. Рассуждают о содержании произведения. – Это быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии. -Отмечают в таблице предположительный сюжет. | Владеют логическими действиями. Прогнозируют содержание рассказа по заголовку и иллюстрациям. Владеют навыками работы со справочной литературой. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности Высказывают свое мнение. | |||
III. Изучение нового мате- риала. 1. Первичное восприятие текста. 2. Словарная работа | – история, которая произошла очень давно в далеком городе Лондоне, столице Англии. Л. Н. Толстой не был в Англии, никогда не был в Лондоне. Возможно, эту историю писателю рассказал кто-нибудь из моряков, кто бывал в Лондонском порту. И, услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен, а написал об этом рассказ «Лев и собачка». Но перед знакомством с рассказом, я хочу вас познакомить с некоторыми словами из текста. (Слайд 10) Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком. Барин – богатый человек, который имеет прислугу. Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать. Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения. Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону. Издохла – умерла. Засовы – большие дверные задвижки. Физкультминутка Вы наверное устали? Ну тогда все дружно встали Ножками потопали, Ручками похлопали, Покрутились, повертелись, И за парты тихо сели. Глазки крепко закрываем. Дружно до пяти считаем. Открываем, Поморгаем. И работать продолжаем. -Ребята, когда вы будите слушать рассказ-быль, подумайте, какие чувства возникли у вас? Чтение рассказа учителем. После чтения - Какие мысли и чувства у вас возникли? ( -В какие моменты они возникли?
| Делятся своими впечатлениями. Определяют совместно с учителем толкование слов. Выполняют физкультминутку Внимательно слушают. – О любви и привязанности животных друг к другу. – Печаль, грусть, тревогу. – Лев и собачка. – В зверинце. | Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Владеют навыками работы со справочной литературой. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли. Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | |||
IV. Исследовательская работа с текстом. Анализ произведения Работа в парах (составить диалог героев) | - В своем произведении Л. Н. Толстой не описал подробно ни внешность собачки и льва, ни их переживания. Но он много рассказал о поведении этих животных. Чтение по частям и анализ. 1ч. (1-2абзац) читает ученик. - Что нужно было, чтобы пройти посмотреть животных? - Почему автор использует слово «собачонка», а не собака, собачка? - Как человек поймал собачонку? - Этот человек хотел сделать доброе или злое дело? - 2ч. (3-8 абзац) читает ученик - Пока читают 2 часть вы подумайте как её можно озаглавить, работаем в парах. - 3ч. (9-12 абзац) читает ученик – Как лев относился к собачке? – Найдите и прочитайте этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.) 4 часть (13 абзац и до конца) ученик. - Сколько времени прожили лев с собачкой? -Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече? Даю две минуты на размышление. Проверка. | Выполняют задания, отвечают на вопросы. | Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Составляют диалог животных при первой встречи | |||
- Прочитайте два последних предложения! Что вы почувствовали читая эти строки? ( Лев был преданным другом, поэтому потрясенный гибелью собачки, он пережил ее на несколько дней. Не выдержав разлуки с ней он умерает. | ||||||
Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории? Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных. Мне бы хотелось, чтобы вы научились сострадать. | . Высказывают свое мнение. | |||||
V. Обобщение. | - А теперь я создам две произвольные группы, которые составят нам синквейн. 1 группа про собачку, вторая группа про льва (слайд 11) - Пока они работают, мы с вами составим план рассказа. ( слайд 12) | |||||
V. Домашнее задание | - Наш урок подходит к концу. Какое задание вы могли бы предложить для домашней работы? Придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной. | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осуществляют поиск средств достижения цели | |||
VI. Итог урока. Рефлексия | -– А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? - У вас на партах лежат сердечки, напишите, какие чувства возникли в ваших сердцах, когда мы читали рассказ, о каких добрых чувствах мы говорили, которое вам ближе, понятнее. - Что дал вам этот урок? Что нам открыл автор в этом рассказе? Какова была цель писателя? (ответы детей: Чтобы мы пожалели животных… Посочувствовали им...) Дети, прислушайтесь к слову “посочувствовали”. К чему же обращается писатель? (К нашим чувствам.) - Замечательно! Читая рассказы, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и ненависти, сражаемся, побеждаем, разочаровываемся, страдаем, празднуем вместе с героями, то плачем от горя, то смеёмся до слез. Рассказ прекрасный. Спасибо Л.Н.Толстому за его добрые рассказы, они дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости. Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс? Закончите фразы. Сегодня на уроке: • Я узнал… • Я научился… • Мне понравилось… • Новыми знаниями я смогу поделиться… Спасибо! Умницы! Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами! | Делают выводы и обобщения. Осуществляют самоанализ учебной деятельности | Формулируют ответы на вопросы. Владеют навыками самоанализа | |||
ТЕСТ уч - ся 3 класса __________________________________
Выберите и обведите букву, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу.
(Акула)
1. Как мальчики оказались в открытом море?
А. Они упали в воду с корабля.
Б. Им было тесно в парусе, который спустили в воду для купания.
2. Когда отца охватил страх за жизнь сына?
А. Когда один из мальчиков стал тонуть.
Б. Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам.
3. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков?
А. Он бросился к лодке и поплыл к ним.
Б. Он подбежал к пушке, развернул ее, прицелился и выстрелил.
(Прыжок)
4. Почему мальчик залез на мачту корабля?
А. Ему захотелось посмотреть, близко ли берег.
Б. Обезьяна сорвала с его головы шляпу и забралась с ней на мачту.
5. Как отреагировал капитан на поступок сына?
А. Он был безразличен.
Б. Капитан прицелился в сына и закричал: «Прыгай, или застрелю!»
6. Как повёл себя капитан, когда спасли мальчика?
А. Он вдруг закричал и убежал к себе в каюту.
Б. Он заплакал.
ТЕСТ уч - ся 3 класса __________________________________
Выберите и обведите букву, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу.
(Акула)
1. Как мальчики оказались в открытом море?
А. Они упали в воду с корабля.
Б. Им было тесно в парусе, который спустили в воду для купания.
2. Когда отца охватил страх за жизнь сына?
А. Когда один из мальчиков стал тонуть.
Б. Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам.
3. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков?
А. Он бросился к лодке и поплыл к ним.
Б. Он подбежал к пушке, развернул ее, прицелился и выстрелил.
(Прыжок)
4. Почему мальчик залез на мачту корабля?
А. Ему захотелось посмотреть, близко ли берег.
Б. Обезьяна сорвала с его головы шляпу и забралась с ней на мачту.
5. Как отреагировал капитан на поступок сына?
А. Он был безразличен.
Б. Капитан прицелился в сына и закричал: «Прыгай, или застрелю!»
6. Как повёл себя капитан, когда спасли мальчика?
А. Он вдруг закричал и убежал к себе в каюту.
Б. Он заплакал.
ТЕСТ уч - ся 3 класса __________________________________
Выберите и обведите букву, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу.
(Акула)
1. Как мальчики оказались в открытом море?
А. Они упали в воду с корабля.
Б. Им было тесно в парусе, который спустили в воду для купания.
2. Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?
А. Он стоял и любовался своим сынишкой. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!»
Б. Он был недоволен забавами своего сына и его товарища в открытом море. И кричал им, чтобы они вернулись на корабль.
3. Когда отца охватил страх?
А. Когда один из мальчиков стал тонуть.
Б. Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам.
4. Почему, когда все пытались спасти мальчиков, артиллерист стоял, не предпринимая ничего?
А. Его сковал страх за детей, за сына.
Б. Ему было все равно, что происходило в море.
5. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков?
А. Он бросился к лодке и поплыл к ним.
Б. Он подбежал к пушке, развернул ее, прицелился и выстрелил.
(Прыжок)
6. Почему мальчик залез на мачту корабля?
А. Ему захотелось посмотреть, близко ли берег.
Б. Обезьяна сорвала с его головы шляпу и забралась с ней на мачту.
7. Когда мальчик опомнился?
А. Когда в народе кто – то вдруг ахнул от страха.
Б. Когда открыл глаза.
8. Как отреагировал капитан на поступок сына?
А. Он был безразличен.
Б. Капитан прицелился в сына и закричал: «Прыгай, или застрелю!»
9. Как повёл себя капитан, когда спасли мальчика?
А. Он вдруг закричал и убежал к себе в каюту.
Б. Он заплакал.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения 1 класс Л. Толстой "Косточка"
Знакомство с произведением Л.Толстого "Косточка", анализ произведения...
Презентация к уроку литературного чтения по произведению А.Толстого "Золотой ключик или приключения Буратино"
Данная презентация рассчитана на учащихся 1 класса. Она знакомит с автором русской версии сказки и итальянской. В презентации представлены портреты авторов. Разбирается лексическое значение слов...
Урок литературного чтения. Тема: Л.Н.Толстой
Цели:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие интереса детей к русской класической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общечеловеческ...
Урок литературного чтения, 4 класс, Л. Толстой "Три товарища"
Открытый урок для учителей начальных классов округа. Представлены основные методы и приемы работы на уроках в коррекционной школе....
Конспект урока литературного чтения «Произведения Л.Н. Толстого для детей. Сказка, описание, рассказ (из опыта работы с текстом по технологии продуктивного чтения)»
Урок литературного чтения в 4 классе по произведениям Л.Н. Толстого.Технология продуктивного чтения....
Урок литературного чтения. Произведения Л.Н.Толстого. "Прыжок"
Урок содержит ссылки на две презентации: одна - по теме, вторая - тест к системе мониторинга качества знаний PROklass. Еще есть ссылки на аудиофайлы: по тексту произведения Л.Н.Толстого и к физ....
урок литературного чтения 3 класс. Лев Толстой "Лев и собачка"
Открытый урок литературного чтения в 3 классе....