Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по УМК "Школа России" .Б.Житков "Как я ловил человечков".
план-конспект занятия по чтению (4 класс)
Данный материал может быть использован на уроке литературного чтения в 4 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока Б.Житков "Как я ловил человечков". 4 класс | 25.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме: «Б. С. Житков «Как я ловил человечков»».
Тип урока: продолжение работы с произведением Б.Житкова.
Цели урока: познакомить учащихся с разными видами пересказа, учить составлять план, расширять кругозор учеников.
Задачи:
-учить думать над прочитанным, сопереживать герою, оценивать его поступки;
-развивать умение работать с текстом: выборочное чтение, ролевая игра, пересказ содержания отрывка художественного текста.
Оборудование: учебник по литературному чтению 4 класс УМК «Школа России» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова 2 часть стр 38-46, презентация, портрет автора, выставка книг, иллюстрации к рассказу, текст карточки с заданием, модель корабля.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво. Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Все с улыбочкой вздохнем. И урок мы наш начнем.
2.Актуализация знаний. ЧИСТОГОВОРКА. Работа с текстом на доске. Медленно. Быстро. Еще быстрее.
3. Знакомство с новым разделом. Введение в тему.
В Стране Фантазий и Проказ
И озорных Затей
Когда-то каждый был из нас
Одним из тех детей.
Все те, кто рос тогда со мной
И набирал года,
Однажды с этою Страной
Простились навсегда.
-Ребята, узнали вы это стихотворение? (С.В.Михалков «Мой секрет»)
-О какой стране идет речь в стихотворении? (В стихотворении речь идет о стране Детства)
- Как вы понимаете выражение «Однажды с этою Страной простились навсегда»? (Детство уходит, а мы взрослеем).
- Мы начали изучать новый раздел учебника.
- Как он называется? (Страна детства.)
-О ком и о чём могут быть помещены произведения в этот раздел? (Произведения, связанные с детством)
4. Работа по теме урока.
С каким произведением познакомились? Кто автор? Что узнали о нем? Дополнительно, где можно найти информацию? Кто нашел? (спросить 1-2 человек)
- Рассказ учителя
Борис Степанович Житков родился в семье математика и пианистки. С детских лет он пристально изучал мир и людей. Житков был морским офицером, штурманом дальнего плавания, инженером-судостроителем, учителем, плотником, объездил полстраны. Он был прирожденным рассказчиком и его знания привели к писательству.
Житков сыграл большую роль в становлении советской детской литературы: внес в нее строгий реализм, уважительный разговор с подростком о героизме и требовательности к себе; он умел показывать красоту и творческую силу труда.
Написал также «Рассказы о животных» (1935) и несколько рассказов для самых маленьких читателей. Сотрудничал во многих детских газетах и журналах: Ленинские искры, Новый Робинзон, Еж, Чиж, Юный натуралист и др. Писал и для самых маленьких читателей: «Пудя», «Метель» и др.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Б. С. Житкова.
-Прочитайте заголовок рассказа, подумайте о его названии. И первый вопрос в задании стр. 38 КАК БЫ ВЫ НАЗВАЛИ ПРОИЗВЕДЕНИЕ? (Предположения детей). Запишите в тетрадь.
Проверка домашнего задания. Читаем текст, по частям. Начало части (на ваш взгляд и конец части))
Пятиминутное чтение по цепочке, деление на части текста.
Сколько частей у вас получилось? (7-8)
Давайте вместе придумаем, как их озаглавить! Для чего мы это делаем?
Чтение рассказа 1 части до слов: «Я всё смотрел на пароходик».
-Почему бабушка отказалась дать его внуку поиграть? (Бабушка отказалась дать пароходик внуку поиграть, сказав, что это для нее дорогая память. Бабушка очень боится, как бы внук не повредил, не сломал пароходик. Она говорит: «Не то играть – трогать не смей. Никогда!» и «Дай честное слово, что не прикоснешься». Бабушка даже хочет спрятать пароходик: «…лучше спрячу-ка от греха подальше».)
-Как можно озаглавить эту часть? 1. (Интересный пароходик).
-А как вы понимаете выражение «на лакированных подставках»? (блестящий, гладкий), (тоже можно показать)
Чтение 2 части детьми по цепочке до слов «И вот когда улеглись…».
-О чем говорится в этой части?
-Как озаглавим эту часть? 2. (Маленькие жильцы пароходика.)
Чтение 3 части про себя до слов «На другой день…».
-Как озаглавим 3 часть? 3. (Ночные наблюдения.)
-Почему Боря рано лег спать? (Хотел любоваться пароходиком)
Чтение 4 части «учитель – ученик» до слов «И вот я тайком от бабушки…»
-Как озаглавим эту часть? 4. (Тайный план).
-Вопрос в учебнике № 3. Найдите в тексте -Как будут нести конфетищу человечки? (Сейчас выскочат, скорей конфетину к себе тащить. Они её в двери, а она не лезет! Сейчас сбегают, принесут топорики — маленькие-маленькие, но совсем всамделишные — и начнут этими топориками тюкать: тюк-тюк! тюк-тюк! И скорей пропирать конфетину в дверь.)
«Жужжащее» чтение 5 части до слов «Я решил, что у них там…»
-Как вы озаглавите 5 часть? 5. (Угощение для человечков)
-Чем сначала угостил Боря человечков? (кусочек леденца)
-А что он положил в другой раз? (хлеб)
Чтение учителем до слов 6 части «Бабушка заперла меня на ключ».
-Как мы озаглавим? 6. («Я больше не мог терпеть»)
- Какое незнакомое слово вам встретилось в этой части? (сени)
- А как вы думаете, что такое сени? (предположения детей)
- Давайте подберем синонимы (помещение, вход, прихожая, тамбур)
Чтение «цепочкой» по абзацу до слов 7 части «У меня руки дрожали…»
-Озаглавьте эту часть. 7. (Охота на человечков).
Чтение до конца рассказа про себя.
-Озаглавьте последнюю часть. («Чего я наделал-то!»)
-Почему Боря заплакал? (Он сломал кораблик)
5.Анализ содержания произведения.
-Понравился ли вам рассказ?
-Какой эпизод рассказа вам понравился больше всего?
- Что хотел сказать нам автор своим произведением? (Так не поступать, не обманывать старших, быть послушным, одержимость фантазией ведет к хитрости, обману.)
-Что вы посоветуете герою?
- А можно ли предположить, что родители Бори, были моряками? (Да, потому что он хорошо знал названия частей корабля)
- От чьего имени идет повествование? (От 1 –го лица, от лица автора, т.к. везде местоимение «я»)
-Вопрос № 2. Кто прочитает вслух как выглядит пароходик? (ученик читает вслух).
- Докажите, что бабушка дорожила пароходиком. Почему она им дорожила? Выскажите свои предположения.
-Памятная вещь, которой дорожат в каждом доме, называется реликвия (повесить слово на доску).
«Чтение по ролям» разговора внука с бабушкой. Стр.38-39
- Как будет бабушка разговаривать с внуком? (угрюмо и задумчиво сморщить лицо, лоб, брови)
- А внук? (умоляюще), (дети читают).
- Как называется разговор двух героев? (диалог).
- Каким представляет Боря настоящий пароход. Прочитайте.
- Каким вы представляете героя? (Фантазер, исследователь)
- Подберите однокоренные слова к слову «фантазер» (фантазировать, фантазия, пофантазировать).
- А как вы понимаете, кто такой фантазер? (человек, который любит фантазировать).
- Кого мы называем исследователями? кто занимается научными исследованиями).
-Как вы думаете, что пережил мальчик, когда увидел, что пароходик пуст?
-Почему у Бори дрожали руки, когда он пытался все поправить? Только ли из-за боязни быть наказанным?
-Как последние слова произведения характеризуют мальчика?
- Почему же он плакал, когда пришла бабушка?
- В каком месте рассказа у героя был восторг?
- В каком месте рассказа – печаль?
6. Лексическая работа.
Работа в паре по карточкам. Найдите значение слова из второго столбика и соедините линией.
1. Тайком | угрюмо морщила лицо |
2.Пароходик | приводил в порядок |
3. Нюнил | настоящий |
4. Заперла | всё разрешала |
5. Всамделишные | плакал |
6. Нахмурилась | закрыла |
7. Прилаживал | тайно, скрытно |
8. Позволяла | судно с паровым двигателем |
- Объясните значение выражения: «Я сейчас вернусь, живым духом». (Вернусь очень быстро.)
7.Творческая работа. Домашнее задание
- Представьте себе, что мальчик нашёл в пароходике человечков. Придумайте свой конец рассказа. Пересказ от лица бабушки и гл.героя.
8.Рефлексия.
-Что интересного из жизни автора вы запомнили?
ТЕСТ
-Я вам буду читать предложения из рассказа, а вы мне ответите какие верные, а какие нет.
•“Я стал ждать, не поглядит ли кто из них в окошечко” («+», с.39, 4-ый абзац)
•“Я заснул с радостью” («-», с.41, 1-ый абзац. Верно: Я с горя заснул.)
•“Слез со стола, рукавом затер, что ногами наследил” («+», с.42, верхний абзац)
•“Я ночью даже слышал какую-то возню” («+», с.42, последний абзац)
•“Назад пойду, таблетки куплю в аптеке” («-», с.44, 1-ый абзац: Назад пойду, малины возьму в аптеке.)
9.Домашнее задание на выбор. Придумать свой конец рассказа.
-Подготовить пересказ от лица бабушки и от имени главного героя
-Подготовить выразительное чтение отрывка, который наиболее понравился, заставил больше всего переживать, волноваться
Работа в паре по карточкам. Найдите значение слова из второго столбика и соедините линией.
1. Тайком | угрюмо морщила лицо |
2.Пароходик | приводил в порядок |
3. Нюнил | настоящий |
4. Заперла | всё разрешала |
5. Всамделишные | плакал |
6. Нахмурилась | закрыла |
7. Прилаживал | тайно, скрытно |
8. Позволяла | судно с паровым двигателем |
- Объясните значение выражения: «Я сейчас вернусь, живым духом».
Работа в паре по карточкам. Найдите значение слова из второго столбика и соедините линией.
1. Тайком | угрюмо морщила лицо |
2.Пароходик | приводил в порядок |
3. Нюнил | настоящий |
4. Заперла | всё разрешала |
5. Всамделишные | плакал |
6. Нахмурилась | закрыла |
7. Прилаживал | тайно, скрытно |
8. Позволяла | судно с паровым двигателем |
- Объясните значение выражения: «Я сейчас вернусь, живым духом».
Работа в паре по карточкам. Найдите значение слова из второго столбика и соедините линией.
1. Тайком | угрюмо морщила лицо |
2.Пароходик | приводил в порядок |
3. Нюнил | настоящий |
4. Заперла | всё разрешала |
5. Всамделишные | плакал |
6. Нахмурилась | закрыла |
7. Прилаживал | тайно, скрытно |
8. Позволяла | судно с паровым двигателем |
- Объясните значение выражения: «Я сейчас вернусь, живым духом».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению (2 класс)
Тема урока:"Сказки народные и литературные. В.И.Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"....
Конспект урока по литературному чтению (2 класс)
Тема урока:"Сказки народные и литературные. В.И.Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"....
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Школа России...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «Лунн...
конспект урока по литературному чтения 3 класс "Оценка достижений. Проверка техники чтения"
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «Оценка достижений. Проверка техники чтения»Цель деятельности учителя: проверка знаний, умений и навыков чтения учащихся. Планируемые результа...