А.Решетов "Зернышки спелых яблок"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Комина Ольга Ивановна

Урок знакомит с творчеством писателя. Автобиографическая повесть рассказывает о тяжелом послевоенном детстве писателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.reshetov_zernyshki_spelyh_yagod.docx43.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока чтения «Зернышки спелых яблок».

Цель: познакомить учащихся с творчеством А.Решетова, научить выявлять автобиографические черты в лирическом герое; формировать у учащихся умения реализации новых способов действий;

развивать умения анализировать содержание произведения, представления о лирическом герое, навыки выразительного чтения.

Основное содержание темы, термины и понятия: жанр

-проявление творческого отношения к процессу обучения.

- работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

-ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику, и того что ещё неизвестно;

-составлять совместно с учителем план действий; контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца.

-перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; давать оценку своим действиям, оценивать результат.

- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

-сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и её результат, слушать мнения других.

Научатся прогнозировать содержание, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.ма

Межпредметные связи:  окружающий мир

I .Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности

- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Слайд 2.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

-Проверьте, готовы ли вы к уроку?

-Речевая разминка Слайд 3

-Проведём речевую разминку.(громко,тихо,быстро,медленно,с вопр,воскл.интонацией)

- Для чего она нужна?

Ученик учил уроки,

У него в чернилах щёки.

-Ну, вот теперь наш речевой аппарат готов к работе.

II . Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

- Вспомните, о чём говорили на прошлом уроке?

- С каким произведением знакомились? Дреби-Дон

- Кто автор произведения? Наталья Волкова

-Этап выявления места и причины затруднения

“ Золотые врата, мелодично звеня,
Пропустите в далёкое
детство меня”. А.Решетов

-Предположите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Какие слова подсказали вам ответ на вопрос?

III . Этап построения проекта выхода из затруднения

-Какую цель урока поставим?

-Что мы должны сделать для её достижения?( Познакомимся с биографией писателя, сделаем анализ отдельных эпизодов произведения)

-Какие произведения автобиографического характера о детских годах нам известны? Это повесть Льва Николаевича Толстого “Детство”, повесть Алексея Николаевича Толстого “Детство Никиты”.

IV . Этап реализации построенного проекта.

Загадка

Само с кулачок,

Красный бочок.

Потрогаешь – гладко,

Откусишь – сладко.

-Предположите,с чьим творчеством сегодня познакомимся?

-Биография Решетова (рассказ детей)

1.Решетов Алексей родился 3 апреля 1937 года на Дальнем Востоке в семье   журналиста Леонида Сергеевича. Но его арестовали за публикацию в газете большого очерка о маршале В.К.Блюхере, а потом  расстреляли, когда мальчику был 1 год.

2.Арестована была и мать поэта Нина Вадимовна на целых 5 лет.  Алексей и его брат остались на руках у бабушки Ольги Александровны Павчинской. 3.Бабушка, как тогда говорили,была красавица голубых кровей, ради спасения внуков уехала жить в деревню. Война, нищета и холод, старая машинка “Зингер”, с помощью которой бабушка кормит семью.

4.О своем военном детстве Решетов рассказал в автобиографической повести «Зернышки спелых яблок». Воссоединение с матерью произошло только в 1945 году. Спустя 2 года семья оказалась в г. Березники Пермской области. 5.Здесь после семилетки Решетов поступил в горно-механический техникум, по окончании которого стал работать на соледобыче.30 лет он отработал в шахте и на рудниках.

6.В 1953 году пермская молодежная газета напечатала его первый рассказ. С 1956 года в местной газете стали публиковаться и его стихи. В 1960 году была выпущена  книга стихов Решетова «Нежность».В 1965 году Алексей  Решетов был принят в члены Союза писателей.

7.Алексей Леонидович Решетов имел звание заслуженного работника культуры Российской Федерации , был лауреатом премий в сфере культуры и искусства, премии журнала «Урал» , премии губернатора Свердловской области.

8. Скончался Алексей Леонидович Решетов 29 сентября 2002 г. Его прах был захоронен в Березниках.Там же, с  1999 года, ежегодно проводится открытый фестиваль литературного творчества «Решетовские чтения», одной из площадей в 2002 году присвоено имя Решетова — почетного гражданина города.

3. Чтение  произведения.

Y Этап первичного закрепления

-Понравилось ли произведение? Чем?

-Лексическая работа:

Семен Буденный

Буденовка

Подол рубашки

 Телогрейка

Тротуарная доска

Паек

Партизаны

Фома неверующий

Анализ произведения:

 1).Как была украшена комната к Новому году?
2). Что приснилось мальчику в новогоднюю ночь?
3). Что же в реальности получили ребята в подарок на Новый год?
4). Какие чувства испытали мальчики?
5). Как вели себя мальчики с яблоками?
6). Почему такая реакция на обыкновенные яблоки?
7). Какую историю о появлении яблок придумала бабушка?
8). Поверили ли бабушке дети?
9).Как же на самом деле появились яблоки?
10). Почему мальчики запомнили «кремлевские яблоки» на всю жизнь?

11)Какова тема рассказа? Главная мысль? ( художественное воплощение воспоминаний ... И конечно незабываемый запах настоящих спелых яблок, невероятным образом возникших посреди зимы)

VI Этап сам.работы

Тест
1.Какую историю о появлении яблок придумала бабушка из рассказа "Зёрнышки спелых яблок"

1)Про Кремль
 2)Про Новый год

2.Куда спрятала бабушка яблоки в произведении А.Л. Решетова «Зёрнышки спелых яблок»?

1) Ботинок
 2)Валенок
 3)Сапог

3. Укажи, кто приснился в новогоднюю ночь герою рассказа «Зёрнышки спелых яблок».

 1) Дед Мороз

 2) Будённый

3) Баба-яга

 4) брат Петька

5.Укажи высказывание, которое выражает главную мысль произведения «Зёрнышки спелых яблок».

1) Наша совесть – судья непогрешимый, пока мы не убили её.

 2) Что может дать один человек другому, кроме капли тепла? И что может быть больше этого?

 3) Прекраснейшая музыка души – это доброта.

 4) Никакая сила не может изменить природу добра.

VIIЭтап включения в систему знаний и повторение

Составление вопросов к произведению (3 письменно)

-Какая польза от яблок? (использование информации для различных целей,глубокое и детальное понимание,опора на внетекстовое знание)

-Соедини начало и конец пословиц и поговорок о яблоках.

Здоровое яблоко             у того докторов не бывает  

   Кто яблоко в день съедает                                             Не падает с ветки

Яблоко от яблони              и доктор не нужен

   Яблоко на ужин                                   Недалеко падает

В день по яблоку съедать               век болезней не видать.

Яблоки ешь по утрам                  не будешь ходить к докторам

Вывод: да, детство Решетова не было беззаботным и безоблачным, но всё его творчество подсказывает нам, что именно эти годы, годы детства, были самыми счастливыми, ведь рядом были близкие люди: брат, бабушка Ольга Александровна, посвятившая себя внукам,

Свет памяти –это особый свет, свет на всю жизнь. В одном из интервью Алексей Леонидович так говорил о своём детстве:

“ Я был счастлив - до девяти лет. Время страшное: отца расстреляли, маму как жену врага народа отправили в лагерь на пять лет. От греха подальше, бабушка, схватив нас с братом, поехала в деревню. Война. Голод. Зимой мы не могли выйти из дома, потому что не было тёплой одежды. Но лучше этого времени так ничего и не случилось”.

А в повести “Зёрнышки спелых яблок” он говорит так: “Будь у меня волшебная палочка или фантастическая машина времени, я бы, хоть ненадолго, вернулся бы в своё детство”.

-Выберите пословицу, подходящую к нашему рассказу.

IXЭтап рефлексии

Д/з нарисовать обложку к произведению

Тест
1.Какую историю о появлении яблок придумала бабушка из рассказа "Зёрнышки спелых яблок"

1)Про Кремль                2) про Новый год

2.Куда спрятала бабушка яблоки в произведении А.Л. Решетова «Зёрнышки спелых яблок»?

1) Ботинок
 2)Валенок
 3)Сапог

3. Укажи, кто приснился в новогоднюю ночь герою рассказа «Зёрнышки спелых яблок».

 1) Дед Мороз    2) Будённый   3) Баба-яга   4) брат Петька

4Что автор попросил у Буденного во сне;

А)плащ         б)шапку              в)буденовку

5.Чем топили печку?

А)тротуарной доской    б)углем           в)дровами

6.С кем сравнивала себя бабушка?

А)волшебницей    б)Бабой-Ягой      в)старушкой

7.Сколько яблок взяла бабушка в Кремле?

А)два    б)три      в)одно

8.Что спасло мальчишек в суровые годы?

А)смекалка    б)трудолюбие     в)человеческое тепло

9.Чем была украшена елка?

А)игрушками    б)мишурой    в)моделями из журнала мод

10.Укажи высказывание, которое выражает главную мысль произведения «Зёрнышки спелых яблок».

1) Наша совесть – судья непогрешимый, пока мы не убили её.

 2) Что может дать один человек другому, кроме капли тепла? И что может быть больше этого?

 3) Прекраснейшая музыка души – это доброта.

 4) Никакая сила не может изменить природу добра.

Тест
1.Какую историю о появлении яблок придумала бабушка из рассказа "Зёрнышки спелых яблок"

1)Про Кремль                2) про Новый год

2.Куда спрятала бабушка яблоки в произведении А.Л. Решетова «Зёрнышки спелых яблок»?

1) Ботинок
 2)Валенок
 3)Сапог

3. Укажи, кто приснился в новогоднюю ночь герою рассказа «Зёрнышки спелых яблок».

 1) Дед Мороз    2) Будённый   3) Баба-яга   4) брат Петька

4Что автор попросил у Буденного во сне;

А)плащ         б)шапку              в)буденовку

5.Чем топили печку?

А)тротуарной доской    б)углем           в)дровами

6.С кем сравнивала себя бабушка?

А)волшебницей    б)Бабой-Ягой      в)старушкой

7.Сколько яблок взяла бабушка в Кремле?

А)два    б)три      в)одно

8.Что спасло мальчишек в суровые годы?

А)смекалка    б)трудолюбие     в)человеческое тепло

9.Чем была украшена елка?

А)игрушками    б)мишурой    в)моделями из журнала мод

10.Укажи высказывание, которое выражает главную мысль произведения «Зёрнышки спелых яблок».

1) Наша совесть – судья непогрешимый, пока мы не убили её.

 2) Что может дать один человек другому, кроме капли тепла? И что может быть больше этого?

 3) Прекраснейшая музыка души – это доброта.

 4) Никакая сила не может изменить природу добра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказки о животных. В Сутеев "Мешок яблок"

план-конспект урока литературного слушания по программе "Начальная школа 21 века"...

Поделка "Спелое яблоко". Плоская лепка на картоне.

На уроке дети знакомятся  с методикой работы над пластилином в технике «плоская лепка». Работа направлена на развитие навыка втирания пласти­лина в картон большим и указательным пальцами...

Праздник спелых яблок

"Праздник спелых яблок" - это коллективное мероприятие, посвящённое одному из самых полезных фруктов - яблоку. Многочисленные конкурсы с яблоками создают на празднике атмосферу веселья и азарта, а чте...

Коспект урока "Спелое яблоко"

Техника работы- рисование акварелью по сырой манной крупе с брызгами зубной щетки....

Праздник спелых яблок

Яблоко спелое, красное, сладкое, Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.Яблоко я пополам разломлю,Яблоко с другом своим разделю![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5733969","attribute...

технологическая карта урока немецкого языка в 3 класс по теме Осенью все спелое.

Класс :3тема: осень. какая сейчас погода?тема урока : Осенью все спелое.Тип урока:ОНЗформа урока: играпродолжительность урока: 45 минутЦель урока - создать условия для совершенствования речевых н...

Тема "Гроздья спелой ягоды. Ознакомление с росписью изделий Хохломы"

Познакомить учащихся с историей промысла и технологией выполнения росписи и особенностями рисунка....