А.Решетов "Зернышки спелых яблок"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Урок знакомит с творчеством писателя. Автобиографическая повесть рассказывает о тяжелом послевоенном детстве писателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.reshetov_zernyshki_spelyh_yagod.docx | 43.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока чтения «Зернышки спелых яблок».
Цель: познакомить учащихся с творчеством А.Решетова, научить выявлять автобиографические черты в лирическом герое; формировать у учащихся умения реализации новых способов действий;
развивать умения анализировать содержание произведения, представления о лирическом герое, навыки выразительного чтения.
Основное содержание темы, термины и понятия: жанр
-проявление творческого отношения к процессу обучения.
- работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;
-ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику, и того что ещё неизвестно;
-составлять совместно с учителем план действий; контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца.
-перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
-находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; давать оценку своим действиям, оценивать результат.
- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;
-сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и её результат, слушать мнения других.
Научатся прогнозировать содержание, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.ма
Межпредметные связи: окружающий мир
I .Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности
- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Слайд 2.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.
- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
-Проверьте, готовы ли вы к уроку?
-Речевая разминка Слайд 3
-Проведём речевую разминку.(громко,тихо,быстро,медленно,с вопр,воскл.интонацией)
- Для чего она нужна?
Ученик учил уроки,
У него в чернилах щёки.
-Ну, вот теперь наш речевой аппарат готов к работе.
II . Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии
- Вспомните, о чём говорили на прошлом уроке?
- С каким произведением знакомились? Дреби-Дон
- Кто автор произведения? Наталья Волкова
-Этап выявления места и причины затруднения
“ Золотые врата, мелодично звеня,
Пропустите в далёкое детство меня”. А.Решетов
-Предположите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Какие слова подсказали вам ответ на вопрос?
III . Этап построения проекта выхода из затруднения
-Какую цель урока поставим?
-Что мы должны сделать для её достижения?( Познакомимся с биографией писателя, сделаем анализ отдельных эпизодов произведения)
-Какие произведения автобиографического характера о детских годах нам известны? Это повесть Льва Николаевича Толстого “Детство”, повесть Алексея Николаевича Толстого “Детство Никиты”.
IV . Этап реализации построенного проекта.
Загадка
Само с кулачок,
Красный бочок.
Потрогаешь – гладко,
Откусишь – сладко.
-Предположите,с чьим творчеством сегодня познакомимся?
-Биография Решетова (рассказ детей)
1.Решетов Алексей родился 3 апреля 1937 года на Дальнем Востоке в семье журналиста Леонида Сергеевича. Но его арестовали за публикацию в газете большого очерка о маршале В.К.Блюхере, а потом расстреляли, когда мальчику был 1 год.
2.Арестована была и мать поэта Нина Вадимовна на целых 5 лет. Алексей и его брат остались на руках у бабушки Ольги Александровны Павчинской. 3.Бабушка, как тогда говорили,была красавица голубых кровей, ради спасения внуков уехала жить в деревню. Война, нищета и холод, старая машинка “Зингер”, с помощью которой бабушка кормит семью.
4.О своем военном детстве Решетов рассказал в автобиографической повести «Зернышки спелых яблок». Воссоединение с матерью произошло только в 1945 году. Спустя 2 года семья оказалась в г. Березники Пермской области. 5.Здесь после семилетки Решетов поступил в горно-механический техникум, по окончании которого стал работать на соледобыче.30 лет он отработал в шахте и на рудниках.
6.В 1953 году пермская молодежная газета напечатала его первый рассказ. С 1956 года в местной газете стали публиковаться и его стихи. В 1960 году была выпущена книга стихов Решетова «Нежность».В 1965 году Алексей Решетов был принят в члены Союза писателей.
7.Алексей Леонидович Решетов имел звание заслуженного работника культуры Российской Федерации , был лауреатом премий в сфере культуры и искусства, премии журнала «Урал» , премии губернатора Свердловской области.
8. Скончался Алексей Леонидович Решетов 29 сентября 2002 г. Его прах был захоронен в Березниках.Там же, с 1999 года, ежегодно проводится открытый фестиваль литературного творчества «Решетовские чтения», одной из площадей в 2002 году присвоено имя Решетова — почетного гражданина города.
3. Чтение произведения.
Y Этап первичного закрепления
-Понравилось ли произведение? Чем?
-Лексическая работа:
Семен Буденный
Буденовка
Подол рубашки
Телогрейка
Тротуарная доска
Паек
Партизаны
Фома неверующий
Анализ произведения:
1).Как была украшена комната к Новому году?
2). Что приснилось мальчику в новогоднюю ночь?
3). Что же в реальности получили ребята в подарок на Новый год?
4). Какие чувства испытали мальчики?
5). Как вели себя мальчики с яблоками?
6). Почему такая реакция на обыкновенные яблоки?
7). Какую историю о появлении яблок придумала бабушка?
8). Поверили ли бабушке дети?
9).Как же на самом деле появились яблоки?
10). Почему мальчики запомнили «кремлевские яблоки» на всю жизнь?
11)Какова тема рассказа? Главная мысль? ( художественное воплощение воспоминаний ... И конечно незабываемый запах настоящих спелых яблок, невероятным образом возникших посреди зимы)
VI Этап сам.работы
Тест
1.Какую историю о появлении яблок придумала бабушка из рассказа "Зёрнышки спелых яблок"
1)Про Кремль
2)Про Новый год
2.Куда спрятала бабушка яблоки в произведении А.Л. Решетова «Зёрнышки спелых яблок»?
1) Ботинок
2)Валенок
3)Сапог
3. Укажи, кто приснился в новогоднюю ночь герою рассказа «Зёрнышки спелых яблок».
1) Дед Мороз
2) Будённый
3) Баба-яга
4) брат Петька
5.Укажи высказывание, которое выражает главную мысль произведения «Зёрнышки спелых яблок».
1) Наша совесть – судья непогрешимый, пока мы не убили её.
2) Что может дать один человек другому, кроме капли тепла? И что может быть больше этого?
3) Прекраснейшая музыка души – это доброта.
4) Никакая сила не может изменить природу добра.
VIIЭтап включения в систему знаний и повторение
Составление вопросов к произведению (3 письменно)
-Какая польза от яблок? (использование информации для различных целей,глубокое и детальное понимание,опора на внетекстовое знание)
-Соедини начало и конец пословиц и поговорок о яблоках.
Здоровое яблоко у того докторов не бывает
Кто яблоко в день съедает Не падает с ветки
Яблоко от яблони и доктор не нужен
Яблоко на ужин Недалеко падает
В день по яблоку съедать век болезней не видать.
Яблоки ешь по утрам не будешь ходить к докторам
Вывод: да, детство Решетова не было беззаботным и безоблачным, но всё его творчество подсказывает нам, что именно эти годы, годы детства, были самыми счастливыми, ведь рядом были близкие люди: брат, бабушка Ольга Александровна, посвятившая себя внукам,
Свет памяти –это особый свет, свет на всю жизнь. В одном из интервью Алексей Леонидович так говорил о своём детстве:
“ Я был счастлив - до девяти лет. Время страшное: отца расстреляли, маму как жену врага народа отправили в лагерь на пять лет. От греха подальше, бабушка, схватив нас с братом, поехала в деревню. Война. Голод. Зимой мы не могли выйти из дома, потому что не было тёплой одежды. Но лучше этого времени так ничего и не случилось”.
А в повести “Зёрнышки спелых яблок” он говорит так: “Будь у меня волшебная палочка или фантастическая машина времени, я бы, хоть ненадолго, вернулся бы в своё детство”.
-Выберите пословицу, подходящую к нашему рассказу.
IXЭтап рефлексии
Д/з нарисовать обложку к произведению
Тест
1.Какую историю о появлении яблок придумала бабушка из рассказа "Зёрнышки спелых яблок"
1)Про Кремль 2) про Новый год
2.Куда спрятала бабушка яблоки в произведении А.Л. Решетова «Зёрнышки спелых яблок»?
1) Ботинок
2)Валенок
3)Сапог
3. Укажи, кто приснился в новогоднюю ночь герою рассказа «Зёрнышки спелых яблок».
1) Дед Мороз 2) Будённый 3) Баба-яга 4) брат Петька
4Что автор попросил у Буденного во сне;
А)плащ б)шапку в)буденовку
5.Чем топили печку?
А)тротуарной доской б)углем в)дровами
6.С кем сравнивала себя бабушка?
А)волшебницей б)Бабой-Ягой в)старушкой
7.Сколько яблок взяла бабушка в Кремле?
А)два б)три в)одно
8.Что спасло мальчишек в суровые годы?
А)смекалка б)трудолюбие в)человеческое тепло
9.Чем была украшена елка?
А)игрушками б)мишурой в)моделями из журнала мод
10.Укажи высказывание, которое выражает главную мысль произведения «Зёрнышки спелых яблок».
1) Наша совесть – судья непогрешимый, пока мы не убили её.
2) Что может дать один человек другому, кроме капли тепла? И что может быть больше этого?
3) Прекраснейшая музыка души – это доброта.
4) Никакая сила не может изменить природу добра.
Тест
1.Какую историю о появлении яблок придумала бабушка из рассказа "Зёрнышки спелых яблок"
1)Про Кремль 2) про Новый год
2.Куда спрятала бабушка яблоки в произведении А.Л. Решетова «Зёрнышки спелых яблок»?
1) Ботинок
2)Валенок
3)Сапог
3. Укажи, кто приснился в новогоднюю ночь герою рассказа «Зёрнышки спелых яблок».
1) Дед Мороз 2) Будённый 3) Баба-яга 4) брат Петька
4Что автор попросил у Буденного во сне;
А)плащ б)шапку в)буденовку
5.Чем топили печку?
А)тротуарной доской б)углем в)дровами
6.С кем сравнивала себя бабушка?
А)волшебницей б)Бабой-Ягой в)старушкой
7.Сколько яблок взяла бабушка в Кремле?
А)два б)три в)одно
8.Что спасло мальчишек в суровые годы?
А)смекалка б)трудолюбие в)человеческое тепло
9.Чем была украшена елка?
А)игрушками б)мишурой в)моделями из журнала мод
10.Укажи высказывание, которое выражает главную мысль произведения «Зёрнышки спелых яблок».
1) Наша совесть – судья непогрешимый, пока мы не убили её.
2) Что может дать один человек другому, кроме капли тепла? И что может быть больше этого?
3) Прекраснейшая музыка души – это доброта.
4) Никакая сила не может изменить природу добра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказки о животных. В Сутеев "Мешок яблок"
план-конспект урока литературного слушания по программе "Начальная школа 21 века"...
Поделка "Спелое яблоко". Плоская лепка на картоне.
На уроке дети знакомятся с методикой работы над пластилином в технике «плоская лепка». Работа направлена на развитие навыка втирания пластилина в картон большим и указательным пальцами...
Праздник спелых яблок
"Праздник спелых яблок" - это коллективное мероприятие, посвящённое одному из самых полезных фруктов - яблоку. Многочисленные конкурсы с яблоками создают на празднике атмосферу веселья и азарта, а чте...
Коспект урока "Спелое яблоко"
Техника работы- рисование акварелью по сырой манной крупе с брызгами зубной щетки....
Праздник спелых яблок
Яблоко спелое, красное, сладкое, Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.Яблоко я пополам разломлю,Яблоко с другом своим разделю![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5733969","attribute...
технологическая карта урока немецкого языка в 3 класс по теме Осенью все спелое.
Класс :3тема: осень. какая сейчас погода?тема урока : Осенью все спелое.Тип урока:ОНЗформа урока: играпродолжительность урока: 45 минутЦель урока - создать условия для совершенствования речевых н...
Тема "Гроздья спелой ягоды. Ознакомление с росписью изделий Хохломы"
Познакомить учащихся с историей промысла и технологией выполнения росписи и особенностями рисунка....